Экономические методы охраны окружающей среды на российских предприятиях в современных условиях
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовался масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с окружающей средой на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно.
Ключевые слова: промышленные предприятия, экология, защита окружающей среды
Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовался масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с окружающей средой на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно.
Под термином «охрана окружающей среды» понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее «пределом прочности». Причем весьма актуальным становится экономический аспект проблемы.
В самом деле, благие призывы «Не сорить!» в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Поэтому об охране экологии в век бизнеса нельзя говорить иначе, как в экономических категориях.
Ученые-экологи сходятся во мнении, что ключ к сокращению выбросов заключается именно в совместном применении административных и рыночных методов. Налогообложение приведет к росту цен на энергию и к сокращению энергопотребления. Регулирование в форме стандартов может быть использовано для вытеснения с рынка наименее эффективного и экологически «грязного» оборудования. Стимулирование и информационные программы могут быть использованы для усиления конкуренции товаров, произведенных при превышении экологических стандартов.
Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах.
Товарные стандарты – это стандарты на продукцию (обычно общенациональные), которыми могут определять:
‑ предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных воздействий в составе продукта;
‑ свойства и характеристики конструкции товара;
‑ способы использования.
Эти стандарты используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаются правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.
Технологические стандарты представляют собой спецификации экологического характера для средств техники, оборудования технологических процессов и т.п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.
Существует еще один вид стандартов – стандарты «межрегиональной диффузии», которые определяют объем загрязняющих веществ, выносимых за пределы региона за определенный промежуток времени.
Многие специалисты считают, что экологические проблемы могут решаться экономическими методами. Они адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают тот факт, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов за счет создания преимуществ в потреблении. Этим они отличаются от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.
Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих природоохранную деятельность и поиске путей минимизации экономических затрат, которые понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.
В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:
‑ платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;
‑ компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;
‑ платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
‑ дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.
Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.
Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую деятельность, загрязняющую окружающую среду, и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.
В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории страны. В разделе III данного Закона определены экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулированы перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:
‑ планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
‑ установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
‑ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
‑ предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
‑ возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
На государственные природоохранительные органы РФ были возложены обязанности по количественному и качественному учету природных ресурсов и вторичного сырья, определению их социально-экономических оценок, ведению государственных земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов.
Для России в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы должны подняться на новый уровень сложности. Очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы.
Источники:
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:57