Концептуальные основы формирования и устойчивого развития малого предпринимательства Дальнего Востока
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Филобокова Л.Ю. Концептуальные основы формирования и устойчивого развития малого предпринимательства Дальнего Востока // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 40-44.
Аннотация:
Окончание. Начало в № 3/2005. Проблемы, связанные с отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики (особенно с почти полной ее неспособностью обеспечить малое предпринимательство) не новы. Действующее в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий как на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает выдачу государственных гарантий только тогда, когда стоимость ликвидных активов получателя кредита, предлагающего их в залог, совпадает с суммой кредита.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная кредитная организация
Окончание. Начало в № 3/2005
Проблемы, связанные с отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики (особенно с почти полной ее неспособностью обеспечить малое предпринимательство) не новы. Действующее в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий как на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает выдачу государственных гарантий только тогда, когда стоимость ликвидных активов получателя кредита, предлагающего их в залог, совпадает с суммой кредита.
Государственные гарантии выдаются органом исполнительной власти в лице финансового управления, которому после подписания договора о гарантии (поручительстве) принадлежат все права и обязанности гаранта. При существующей практике обеспечения гарантий малому предпринимательству привлечение кредитных ресурсов становится практически невозможным. Предлагаемая система кредитования малого предпринимательства Дальне-восточного экономического региона (ДВЭР) предопределяет обоснование организационной схемы координации действий ее участников (рис. 1). Рис. 1. Организационная схема координации системы кредитования малого предпринимательства ДВЭР
Система налогового администрирования, механизма ведения учета и представления отчетности рассматривается в контексте мер государственной программы комплексного системного содействия эффективности формирования и функционирования малого предпринимательства. Наиболее предпочтительной в малом предпринимательстве выступает упрощенная система налогообложения, которой присущи административные, организационные, учетные барьеры, требующие своего совершенствования (рис. 2).
Рис. 2. Направления совершенствования упрощенной системы налогообложения малого предпринимательства ДВЭР
Существующие критерии, выполнение которых призвано позволить малым предприятиям переходить на упрощенную систему налогообложения, не соответствуют реальному положению дел, особенно в условиях действующих ограничений по доходу от реализации их продукции. При соблюдении единообразия требований налогового законодательства необходима дифференциация границ дохода от продаж по регионам страны и экономическим субъектам, входящим в их состав (табл. 1).
Таблица 1
Дифференциация верхней границы дохода от продаж по экономическим субъектам ДВЭР для целей использования упрощенной системы налогообложения
Показатели
|
Значение, млн. руб.
|
Базовая доходность по региону за год
|
40
|
в т.ч. Южная зона (Приморский, Хабаровский края, Еврейская Автономная область, Амурская и Сахалинская области)
|
40 (в районах крайнего севера – 60) |
Северная зона (республика Саха (Якутия), Камчатская и Магаданская области)
|
55 (в районах крайнего севера – 80) |
Как свидетельствует теория и практика исследования систем управления финансами в малом предпринимательстве, основным элементом (а иногда и единственным) его капитала является оборотный, от эффективности управления которым зависит жизнеспособность бизнеса. Эффективность управления оборотным капиталом нуждается в соответствующих методах и инструментах управляющего воздействия (рис. 3).
Рис. 3. Приемлемые для малых предприятий методы и инструменты воздействия на оборотный капитал
Для оценки эффективности реализации политики управления оборотным капиталом представляется наиболее целесообразной интегральная система оценки (табл. 2).
Таблица 2
Локальные показатели и их весовое значение, применяемые для оценки состояния использования оборотного капитала
Условное обозначение коэффициентов
|
Наименование показателя |
Весовое значение
по оценке экспертов (баллы) |
К1
|
Коэффициент текущей ликвидности
|
8
|
К2
|
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
|
8
|
К3
|
Коэффициент абсолютной ликвидности
|
7
|
К4
|
Коэффициент мобильности оборотного капитала
|
7
|
К5
|
Доля реального чистого оборотного капитала в текущих активах
|
6
|
К6
|
Рентабельность оборотного капитала
|
3
|
К7
|
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
|
5
|
К8
|
Коэффициент оборачиваемости запасов
|
1-3
|
К9
|
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
|
1-3
|
Однако эффективность и устойчивость развития малого предпринимательства ДВЭР не будут обеспечены, если исходить только из мер его государственной поддержки, не вовлекая факторы внутренней бизнес-среды уровень экономического образования предпринимателей, качество финансового менеджмента.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:29