Логистика и экономические науки: проблемы инфильтрации и взаимодействия

Кролли О.А., Проценко О.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кролли О.А., Проценко О.Д. Логистика и экономические науки: проблемы инфильтрации и взаимодействия // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 2. – С. 54-59.

Аннотация:
В начале XXI века после тяжелого и длительного периода потрясений и катаклизмов, революций, войн и перестроек, Россия на очередном историческом витке оказалась перед выбором нового вектора своего развития: политического, экономического, социального и экологического.

Ключевые слова: экономика России, логистика земли и недвижимости, логистика силовых структур



В начале XXI века после тяжелого и длительного периода потрясений и катаклизмов, революций, войн и перестроек, Россия на очередном историческом витке оказалась перед выбором нового вектора своего развития: политического, экономического, социального и экологического.

События последнего времени показывают, что руководству страны уже в самое ближайшие время придется определиться с тем, какую модель рыночной экономики для России следует считать рациональней. Однако, не вызывает сомнения тот факт, что народнохозяйственный комплекс страны не сможет быть приведен в мобильное и конкурентоспособное состояние, если не будет:

‑ нормальной организации и регулирования финансовых (в том числе налоговых, бюджетных и инвестиционных) потоков;

‑ рациональной реструктуризации управленческой системы;

‑ средне- и долгосрочной стратегии государственного резервирования (включая золотовалютные резервы и ресурсы стабилизационного фонда);

‑ обоснованной и разумной внешнеэкономической и экологической политики.

Все эти направления являются объектами применения логистических приемов и методов для оптимизации управления потоками различного наполнения, многовариантными по своему содержанию и должны иметь четко обозначенную во времени и пространстве цель, а именно: создание анатомически целостного, динамически развивающегося рыночного механизма страны, адаптированного к мировым процессам интеграции и глобализации.

Анализ состояния российской экономики показывает, что необходимым становится рассмотрение тех частей (секторов и сегментов) рынка, систем и структур, логистизация которых, на наш взгляд, становится процессом не столько возможным или желательным, сколько актуальным и безотлагательным. Можно предположить, что даже обозначение контуров и масштабов таких систем и объектов поможет сориентировать специалистов, изучающих логистику в поиске предмета для их теоретико-прикладных исследований, при написании бакалаврских, дипломных и магистерских работ и диссертаций.

Известно, что особенностью последнего десятилетия можно считать все более проявляющуюся тенденцию к переходу на создание логистических систем более высоких технологий. Это относится как к государственным, так и к коммерческим, и смешанным логистическим системам. В состав первой группы систем, где роль главного регулятора играют органы государственного управления, входят производственные логистические системы (ФГУПы и др.); системы государственных резервов; социальные логистические системы; бюджетно-налоговые системы и др.

Логистические системы силовых и правоохранительных структур (МО, МВД, ФСБ, МЧС, Минюста РФ).

Применительно к этим системам в ходе реформирования следует существенно улучшить логистическую координацию движения товарно-материальных потоков (вооружений, боеприпасов, продуктов питания, медикаментов, запчастей и т.д.), информации, персонала и личного состава. Недостатки и просчеты в построении силовых логистических систем различной ведомственной принадлежности особенно негативно проявились в последние годы в ходе проведения антитеррористических операций на Кавказе, когда отсутствие оперативного взаимодействия между подразделениями, обеспечивающими боевые части боеприпасами, медикаментами, топливом и ГСМ, осуществляющими ремонт техники и т.д. приводило к серьезным осложнениями и потерям.

Экологическая ситуация последних десятилетий дает основания утверждать, что уже в самые ближайшие годы в России встанет вопрос о необходимости формирования нового научного и прикладного направления – логистики экологии и природоохранных мероприятий.

Практика последних десятилетий (как в России, так и в целом ряде других государств) показывает, что поддержание приемлемого (или допустимого) уровня состояния экологии, предотвращение и преодоление последствий различного рода экокатастроф в условиях глобализации и истощения природных ресурсов возможны лишь в том случае, когда некие территории (районы, города, области, регионы, страны) будут «функционировать» как сверхсложные географически обозначенные логистизированные системы, «объекты» с заранее зафиксированными и научно обоснованными параметрами (физико-химическими состояниями водной и воздушной среды, технико-эксплутационными характеристиками недр, почв, климата и др.).

Очевидно, что это потребует комплексных, планомерно координируемых усилий государственных, общественных и коммерческих структур по управлению потоками информации, денежных средств, необходимых материальных ресурсов и персонала для реализации долго-, средне- и краткосрочных программ по охране и восстановлению лесов, водных и воздушных бассейнов, утилизации и нейтрализации промышленных, строительных и бытовых отходов и др. мероприятий.

Актуальность скорейшего формирования логистического подхода к решению проблем экологии и охраны природы все более возрастает в силу того, что значительная часть крупномасштабных проектов этого направления формируется мировым сообществом в виде Международных стратегических программ.

В принципе, с некоторой долей условности, можно говорить о том, что уже в самые ближайшие годы, по мере либерализации земельного рынка и вовлечение земель в нормальный цивилизованный оборот, возникнет потребность в весьма своеобразной, но, тем не менее, оправданной и необходимой логистике земли и недвижимости.

Земля различного расположения и назначения, ее участки и территории может и должна (этого требуют интересы соблюдения требований, связанных с ограниченностью всех видов ресурсов и глобализация в целом) рассматриваться как постоянно действующий логистический природоохранный и продуктопроизводящий объект, имеющий своеобразные и неадекватные другим объектам особенности. Среди них:

1. Состояние земельных участков.

К ним относятся площади сельхозугодий, лесной фонд, земли поселений и др. территорий, для оценки которых необходимо учитывать почвенно-климатические, лесные, минерально-ресурсные, водные и иные характеристики (в динамике за ряд лет).1

2. Цели «функционирования» объекта.

Поддержание в существующем состоянии, превращение земли в участок с другим назначением и характеристиками. В этом случае территория может рассматриваться как обычный логистический строительный объект, так как достижение нового состояния земельного участка возможно только с помощью индустриальных методов и осуществление строительных работ. Например, этому способствует изменение химического состава почв за счет внесения удобрений, осушения, мелиорации, выравнивания поверхности, завоза земли, песка, гравия, лесопосадки, химической обработка растений и т.д. Это, в свою очередь, требует осуществления капиталоемких и трудоемких мероприятий по земельному строительству и поддержанию объектов в новом качестве.

3. Геологоразведка.

Пожалуй, самой сложной, инвестиционноемкой и, тем не менее, самой актуальной проблемой экологистики следует считать комплекс вопросов, связанных с геологоразведкой. Катастрофическое исчезновение разведанных полезных ископаемых за последнее десятилетие привело к тому, что, как утверждает Минприроды РФ, уже до 2005 г. в стране будут исчерпаны вначале, так называемые, «рентабельные» запасы (нефть – 2015 г., никель – 2015 г., медь – 2016 г., свинец – 2007 г., алмазы – 2023 г., золото рассыпное – 2011г.), а затем и все разведанные запасы (алмазы – 2025 г., золото – 2020 г., кварцевое сырье – 2013 г.).

Запланированный после 2010 г. вынужденный перенос центров добычи в Восточную Сибирь и на шельф Арктики ставит перед руководством страны и учеными-специалистами сложную макрологистическую проблему:

‑ с одной стороны обеспечить приток необходимых многомиллиардных инвестиций (бюджетная и корпоративная инвестиционная логистика), а с другой стороны – создать систему эффективного регулирования всех видов потоков, включая в первую очередь финансовые под контролем государственных органов [1].

Логистизация методов «земельного» менеджмента требует:

а) учета специфики объектов;

б) стратегического планирования и его использования на 10-20-30 лет.

Особенности заключаются здесь и в том, что даже сохранение земельных участков и территорий в существующем «первозданном» виде предполагает не бездействие человека, а специальные, (пусть даже минимальные по объему) усилия, затраты материальных и финансовых ресурсов.

Как и многие другие факторы, составляющие фундамент глобализации, ограниченность земельных и природных ресурсов в обозримой перспективе сделает обязательным соблюдение очевидной закономерности: земля в подавляющем большинстве случаев будет дорожать темпами, превышающими рост затрат, вкладываемых в поддержание ее в заданном состоянии или технологической трансформации в иное качество.

Продолжение следует

1 По предварительным оценкам Федеральной службы земельного кадастра (Росземкадастр) в России насчитывается (2002 г.) около 50 млн. собственников земельных участков и ежегодно регистрируется не менее 5 млн. сделок, связанных со сменой собственников земли. Росземкадастр, выступает в стране не только в качестве логистического депозитария всей информации о земле, но и как орган, осуществляющий на федеральном и региональном уровнях функции мониторинга, контроллинга и учета земельной собственности.

[1] По данным Минприроды РФ затраты на геологоразведку («деньги зарытые в землю») дают эффективность на каждый вложенный рубль в среднем 70 руб. дохода, а по разведке нефти и газа – около 100 руб.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:18