Factors influencing Russians' participation in various forms of continuing education
Lebedeva Yu.V.1
1 Петрозаводский государственный университет
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 5 (May 2025)
Abstract:
In today's world, it's crucial for individuals to recognize that staying competitive in the labor market requires constant training, knowledge enrichment, skill development, and experience. The article aims to highlight the importance of continuing education among Russians and identify the factors that influence the choice of continuing education programs. By analyzing available official statistics, the author identifies the role of gender in participation in various forms of continuing education.
The author concludes that fundamental circumstances pushing Russians to choose a certain form of continuing education are not gender-related, but rather, level of education, position requirements, and official necessity (i.e., belonging to a certain profession).
Professional affiliation with particularly responsible industries and positions forces professionals to pay more attention to meeting formal requirements, which is reflected in obtaining additional education and advanced training through official educational courses and platforms. These conclusions may be of interest to management and staff training specialists when developing professional development programs, as well as to analysts when developing forecasts for the development of continuing education or when analyzing labor market requirements for specific professions.
Keywords: Russians' continuing education, self-education, additional education, women's self-education, education official necessity
JEL-classification: J16, M53, M59
Введение. Непрерывное обучение (НО) — это ключ к успеху в современном мире. Отечественными и зарубежными учеными проводятся исследования о потенциале НО в наше время [15], [17], [18], обсуждаются возможные практики НО в отдельных областях, например, в образовании и педагогике [3]. Только те, кто регулярно совершенствует свои знания и навыки, могут достичь высоких результатов и оставаться востребованными на рынке труда. Современная среда очень динамично изменяется, совершенствуется, внедряются новые технологии. Относительно данной ситуации в исследовании Deloitte сообщается: «При этом люди желают чувствовать устойчивость и защищенность. Результаты опроса … подчеркивают необходимость переквалификации: 53% компаний-респондентов заявили, что от половины до 100% их работников потребуется изменить свои навыки и способности в течение следующих трех лет» [8, с. 9]. Данным обстоятельством можно объяснить востребованность НО. Но при этом далее в нашем исследовании показано, что реально участвующих россиян в НО старше 15 лет, менее 50 %.
Также ценность и привлекательность НО можно объяснить следующим:
1. Необходимость постоянного обновления и пополнения багажа знаний (особенно в сферах где обновление знаний происходит очень быстро, например, IT-сфера) с целью поддержания конкурентоспособности и профессионализма;
2. По мнению профессионалов, например, Е. Латыповой [6], в современном мире идет быстрая трансформация профессий; востребованными становятся наборы определенных компетенций, требуемых для выполнения функциональных обязанностей, следовательно, осознание дефицита этих компетенций мотивирует человека вовлекаться в процесс НО. «Рост цифровизации и глобализации приводит к чрезвычайной гибкости в найме новых сотрудников. Компании чаще, чем когда-либо, нанимают независимых подрядчиков … Они ищут работников, ориентируясь на их навыки, а не на официальную квалификацию или должность» [17];
3. Приведем еще один аргумент, тесно связанный с предыдущим, и высказанный Н.В. Нижегородцевой: «К 2050 году демографы ожидают, что группа людей в возрасте 25-65 лет увеличится вдвое, при этом людей в возрасте более 65 лет будет в пять раз больше, чем сейчас. Это означает, что концепция получения высшего образования и профессии один раз и на всю жизнь становится мало актуальной. Ей на смену приходит модель «Lifelong Learning», предполагающая несколько этапов в жизни человека, на каждом из которых может происходить переквалификация» [9, с. 75 - 76].
4. Современные технологии, предоставляющие доступ к разным форматам образовательных ресурсов, дают возможность обучаться практически в любом удобном для пользователя (слушателя) месте и времени, а также дозировать усваиваемые объемы информации; в НО можно легко реализовать такие качества как гибкость и адаптивность в выбранной образовательной стратегии;
5. Затраты, которые несет пользователь обучающих курсов и программ, могут быть весьма незначительными или достаточно сопоставимыми, т.к. впоследствии профессионал сможет окупить их через реализацию своей возросшей профессиональной ценности и открывающиеся карьерные и финансовые перспективы;
6. Приемлемое качество получаемого образования; оценка качества получаемого образования и знаний в тех форматах, которые часто используются в НО (цифровые технологии, образовательные платформы, курсы) – это, конечно, вопрос дискуссионный; эта оценка зависит от множества взаимосвязанных факторов: мотивации самого слушателя, квалификации и профессионализма лектора, актуальности, своевременности и востребованности передаваемых знаний.
Целью написания статьи стало обоснование значимости непрерывного образования у россиян, с выявлением факторов, влияющих на выбор формы непрерывного образования.
Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи:
1. Изучить суть НО, его ценность и современные тенденции развития;
2. Проанализировать заинтересованность в НО у россиян;
3. Изучить аспекты, побуждающие к НО россиян;
4. Обосновать предпочтения разных форм НО (дополнительное образование и самообразование) у граждан России.
Основная часть. В настоящее время НО – это современный тренд. В учебном процессе принято выделять такие виды образования: формальное и неформальное, а также информальное [2, с. 14], которые также реализуются в рамках НО. Формальное образование люди получают в государственных или частных учебных заведениях в соответствии с утвержденными образовательными программами и стандартами, содержание которых фиксировано. В отличие от формального неформальное образование носит добровольный характер, может предоставляться вне учебных заведений (например, в учебных центрах или общественных организациях), содержание образовательных программ здесь может меняться. Часто формальное и неформальное образование дополняется информальным, т.е. тем, которое планирует само заинтересованное лицо, а не организация, предоставляющая образовательные услуги. «Основано на свободной повседневной коммуникации, содержание трудно поддается идентификации с точки зрения стандартов и программ» [2, с. 14]. Информальное образование реализуется обычно через самообразование, являющимся значимой составной частью НО.
В своем исследовании автор далее анализирует участие россиян в неформальном образовании и самообразовании, т.к. россияне предпочитают именно эти формы НО. Поясним, что к неформальному образованию относится дополнительное образование, направленное на профессиональное совершенствование и удовлетворение образовательных потребностей (это общеразвивающие программы, программы повышения квалификации и переподготовки), а также профессиональное обучение, направленное на формирование необходимых профессиональных компетенций (это также могут быть программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации). А под самообразованием понимают проявление самостоятельности в получении знаний и навыков.
Исследование hh.ru и консалтинговой компании «Яков и партнёры» показало, что по мнению россиян до 2030 года внимание к непрерывному образованию станет одним из основных трендов на рынке труда РФ. В этом исследовании отмечены группы знаний, умений и навыков, которые россияне планируют совершенствовать: «почти треть (31%) респондентов отметили универсальные hard skills, или «жесткие» навыки, как иностранные языки, ПО, математика. На втором месте — профессиональные hard skills, необходимые для конкретных профессий (например, инженерия или геология). На третьем (21%) — soft skills, то есть умение общаться, ставить цели, презентовать продукты и услуги. Метанавыки, то есть стрессоустойчивость, осознанность, уверенность в себе, в приоритете у 21% опрошенных» [7].
В своей монографии М.К. Горшков и Г.А. Ключарев доказывают, что «лица с более высоким образованием чаще демонстрируют устойчивую мотивацию к образовательным действиям» [2, с. 22] и подтверждают наличие связи между уровнем уже имеющегося формального образования и мотивацией к учебной деятельности. Так, например, скорее положительно относятся к учебной деятельности 38,4 % лиц с формальным образованием ниже среднего специального и с образованием выше среднего общего уже 57,9 % [2, с. 22].
Отметим, что более высокий уровень формального образования связан с большей активностью в участии в разных формах НО, что подтверждается данными статистики [14, табл. 1.12].
Также по наблюдениям отечественных ученых: «чем выше уровень имеющегося образования – тем выше реальные инвестиции как в формальное, так и в неформальное и информальное образование» [11, с. 209]. Но следует отметить, что с возрастом тяга к получению новых знаний у обоих полов снижается [2, с. 23, 44 - 46], [14, табл. 1.2].
Кроме того, надо сказать, что мужчины и женщины в России, на наш взгляд, по-разному мотивированы к участию в НО. Косвенным подтверждением служат данные исследования, проведенного в нашей стране. Выяснилось, что среди основных критериев, по которым россияне выбирают себе работодателя на первом месте находятся оплата труда и финансовая стабильность, а третьим критерием у мужчин выступает интерес к самой работе, а у женщин возможность карьерного продвижения [4, с. 36]. Отмеченные критерии также более значимы для людей с более высоким уровнем образования, т.е. с высшим и средним, в отличие от людей с образованием ниже среднего [4, с. 37]. Конечно, желаемые размеры оплаты труда и финансовой стабильности, а также карьерные амбиции заставляют россиян рассматривать НО как необходимый инструмент для достижения этого.
При этом отечественные исследователи отмечают, что «стремление учиться у женщин встречается чаще, чем у мужчин» [2, с. 22]. Но при этом Баскакова М.Е. и Чубарова Т.В. отмечают, что «мужчины более активно участвуют в сфере неформального образования, а женщины — самообразования. … в целом вовлеченность женщин в НО (как доля обучающихся среди всех женщин рассматриваемого возраста), наоборот, оказывается несколько ниже доли обучающихся мужчин (41,7% против 43,9). Такая ситуация является результатом существенного превышения численности женщин над численностью мужчин» [1]. Ниже в таблице приведены данные, иллюстрирующие описываемую ситуацию (Таблица 1).
Таблица 1
Участие в непрерывном образовании мужчин и женщин в РФ в возрасте 15 лет и старше (по данным исследования 2020 г.)
Вид
непрерывного образования
|
Мужчины,
тыс. чел.
|
Женщины,
тыс. чел.
|
Участвовали
в формальном образовании (общее и профессиональное образование)
|
5805,8
(10,6 % от численности населения соответствующего пола)
|
5890,4
(8,9 % от численности населения соответствующего пола )
|
Участвовали
в неформальном образовании (дополнительное образование и профессиональное обучение)
|
13662,4
(24,9 % от численности населения соответствующего пола)
|
13246,1
(20,1 % от численности населения соответствующего пола)
|
Занимались
самообразованием
|
14030,0
(25,6 % от численности населения соответствующего пола)
|
19438,5
(29,4 % от численности населения соответствующего пола)
|
Всего
участвовали в непрерывном образовании
|
24023,9
(43,9 % от численности населения соответствующего пола)
|
27520,8
(41,7 % от численности населения соответствующего пола)
|
Первое мнение, возникающее при анализе представленных данных таблицы 1, наводит на мысль о связи между гендером и его склонности к определенной форме НО, например, о предпочтениях женщин России заниматься самообразованием.
Вместе с исследователями М.Е. Баскаковой и Т.В. Чубаровой [1] отметим, что мужчины и женщины могут участвовать сразу в нескольких формах НО, из-за чего принимающих участие в НО в целом количественно меньше суммарного числа участников разных форм НО. Следовательно, и уровень участия мужчин и женщин в НО меньше суммы частных уровней их участия в разных формах НО.
Исходя из того, что россиянки больше склонны заниматься самообразованием, чем мужчины, автор выдвигает гипотезу о том, что в тех сферах деятельности, где женщин занято гораздо больше, чем мужчин, их участие в самообразовании в этих сферах также выше по сравнению с другими формами НО.
Далее представим обоснования для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Уровень образования, как уже отмечалось, оказывает положительное влияние в целом на желание участвовать в НО и повышать свой образовательный и квалификационный уровень. Значение достигнутого уровня образования человеком и связь с его стремлением к самообразованию можно подчеркнуть такими данными: «Если рассматривать участие взрослого населения в самообразовании по уровню образования, наибольший прирост значения зафиксирован среди людей с высшим образованием — с 33% в 2015 г. до 60% в 2019 г. В группе респондентов с образованием не выше среднего изменения гораздо скромнее: с 15 до 22% соответственно» [5].
На наш взгляд, более выраженное стремление в целом россиянок к самообразованию, в сравнении с мужчинами, будет наблюдаться и далее. В качестве доказательства можно опереться на официальные данные государственных органов статистики. Известно, что женщин с высшим образованием в РФ больше, чем мужчин (Таблица 2). Указанная ситуация с получаемым образованием мужчин и женщин в России сохранялась, как минимум, все последнее десятилетие, а в таблице 2 в качестве иллюстрации представим данные за последние годы.
Таблица 2
Занятые в России по уровню образования, %
|
|
Всего
|
В том числе имеют образование
| ||||
высшее
|
среднее
профессиональное
|
среднее
общее
|
основное
общее
|
не
имеют основного общего
| |||
Муж.
|
2021
|
100
|
29,9
|
46,8
|
18,2
|
4,9
|
0,3
|
2022
|
100
|
30,1
|
46,8
|
18,0
|
4,8
|
0,2
| |
2023
|
100
|
30,7
|
47,1
|
17,2
|
4,8
|
0,2
| |
Жен.
|
2021
|
100
|
39,8
|
43,6
|
13,5
|
3,0
|
0,1
|
2022
|
100
|
39,8
|
43,9
|
13,3
|
2,9
|
0,1
| |
2023
|
100
|
40,4
|
44,0
|
12,7
|
2,9
|
0.1
|
Если говорить о занятых россиянках, то они также гораздо чаще участвуют в самообразовании (35 % женщин против 26,2 % занятых мужчин) в сравнении с общим числом женщин РФ старше 15 лет, занимающихся самообразованием (29,4 % женщин и 25,6 % мужчин) [14, табл. 1.2], [14, табл. 1.16].
В контексте рассматриваемого вопроса особо обратим внимание на отрасли экономики, где заняты большинство россиян. Женщины в России чаще представлены в образовательной сфере и здравоохранении, а мужчины чаще занимают рабочие места в сферах, считающихся традиционно «мужскими»: строительство, добыча полезных ископаемых, транспортировка [10, c. 51]. В таблице 3 автор представил виды экономической деятельности, где распределение россиян одного пола в районе 80 % и выше.
Таблица 3
Распределение занятых по полу и отдельным видам экономической деятельности в 2023 г., %
Занятые по
отдельным видам экономической деятельности
|
Мужчины
|
Женщины
|
Всего
|
Добыча
полезных ископаемых
|
84,3 (3,7 % от
общего числа занятых мужчин)
|
15,7
|
100
|
Строительство
|
87,9 (11,5 %
от общего числа занятых мужчин)
|
12,1
|
100
|
Транспортировка
|
78,8 (13,6 %
от общего числа занятых мужчин)
|
21,2
|
100
|
Образование
|
17,6
|
82,4 (16,4 %
от общего числа занятых женщин)
|
100
|
Здравоохранение
|
20,3
|
79,7 (12,9 %
от общего числа занятых женщин)
|
100
|
Представленные данные таблицы 3 показывают, что 29,3 % занятых россиянок трудятся в сферах образования и здравоохранения. Отметим, что соотношение занятых мужчин и женщин, работающих в этих сферах, последние годы остается практически неизменным [12, с. 27], [13, с. 34]. Надо отметить, что в это же время женщин в образовании с высшим уровнем образования было занято 55,6 %, а со средним образованием – 27,7 %; в здравоохранении женщин с высшим образованием – 31,8 %, а со средним образованием – 51,0 % [10, с. 63]. Для строящих свою карьеру в этих сферах и осознающих большую ответственность, происходит отождествление себя со своим профессиональным сообществом, обучающимся весь трудовой период жизни, регулярно повышающим квалификацию, поддерживающим профессиональные знания и навыки на требуемом уровне. А почти треть мужской рабочей силы в РФ заняты в сферах, где в основном представлен мужской труд и квалификационные требования там меняются не так динамично.
На наш взгляд, также условиями, мотивирующими женщин к самообразованию, являются внутренние и внешние обстоятельства. Кроме того, самообразование, как и другие формы НО, помогает поддерживать квалификационный уровень, свой профессионализм, что формирует чувство удовлетворенности от профессии, способствует личностному и карьерному развитию.
Отдельно обратим внимание на такое личностное качество, которое лучше развито у женского пола, как самодисциплина. Это было доказано исследованиями, проводимыми на школьных коллективах, например, А.Л. Дакворт и М.Э. Селигман (2006) [16], в ходе которых ученые пришли к выводам, что именно самодисциплина позволяет девочкам часто показывать более высокие результаты обучения. Безусловно, самоконтроль и самодисциплина, особо значимы в самообразовании, они мобилизуют человека, организуют его ресурсы, потребности и стремления в процессе самообразования.
Полагаем, что особой значимостью для женщин обладает наличие гибкого графика при получении образования, освоении новых знаний и умений, который как раз самообразование может предоставить. Многие женщины молодого и среднего возраста уже имеют детей и семью, что толкает их проявлять определенную гибкость и адаптивность в использовании свободного времени при реализации своей образовательной стратегии. Сказанное подтверждается данными официальной статистики, например, среди россиянок, имеющих детей большая часть в НО участвует через самообразование – 34,6 %, а также получают общее и дополнительное образование (2,6 % и 27,3 % соответственно) [14, табл. 1.13].
Заметим, что в указанных сферах деятельности (здравоохранение и образование), особенно в государственном секторе, где представлены в основном женщины, введены стимулирующие выплаты, а с 2018 года система эффективного контракта. Считаем, что данное обстоятельство также мотивирует к участию в НО и самообразовании.
Следует отметить, что все занятые в образовательной сфере и с высшим и со средним образованием чаще занимаются самообразованием – примерно на 1,5 - 2 %, по сравнению с получением дополнительного образования.
В здравоохранении иная ситуация: занятых там с высшим образованием различных специальностей, занимающихся самообразованием, в совокупности примерно столько же, сколько и тех, кто проходил дополнительное обучение, а занятые в здравоохранении со средним профессиональным образованием по разным специальностям (кроме фармацевтов) проходят чаще дополнительное обучение примерно на 7 - 15 % [14, табл. 1.22]. Объяснить это можно тем, что в здравоохранении высокий уровень ответственности и в этой связи более жесткие требования к поддержанию квалификационного уровня сотрудников.
Медикам в профессиональной деятельности, как правило, требуется строго придерживаться протокола, следовать профессиональным стандартам, что невозможно без владения актуальными знаниями в своей профессии. Данное обстоятельство требует подтверждения, которое выражается, как правило, в прохождении обучающих курсов, получении дополнительного образования с последующим получением подтверждающих документов (удостоверений и сертификатов). На взгляд автора, этим можно объяснить более частое участие медиков в дополнительном образовании, по сравнению с самообразованием.
Подтверждением сказанному могут служить данные статистики о том, что медики специальности «Сестринское дело», имеющие высшее образование, гораздо чаще участвуют в самообразовании (51,7 %) по сравнению с получением дополнительного образования (39,6 %) [14, табл. 1.22]. Вероятно, это медики, со средним профессиональным медицинским образованием (чаще это женщины) и получившие высшее образование не по профессии (например, экономическое, юридическое или др.), занимают должности, где требуется в основном профессиональная «работа руками» по проведению процедур, назначенных пациентам врачами. Конечно, у данных специалистов требования занимаемой должности к объему профессиональных знаний меньше, чем у профессиональных врачей. В данном случае, вероятно, и высший уровень образования и занимаемая должность, объясняют у этих медсестер/медбратьев бОльшую склонность к самообразованию.
В качестве косвенного доказательства укажем, что и в других особо значимых для страны профессиональных занятиях наблюдается схожая ситуация [14, табл. 1.22], например, в технологиях строительства, в электронике и системах связи, электро- и теплоэнергетике, в машиностроении, в техносферной безопасности и природообустройстве, в технологиях наземного транспорта, в аэронавигации и эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники, в технологиях кораблестроения и в военном управлении. Перечисленные виды профессиональной деятельности особо значимы для общества и государства, им присущи повышенная опасность и ответственность, также как и в медицине. Занятые данными видами деятельности обеспечивают безопасность нашей страны, следовательно, постоянно должны подтверждать высокий уровень профпригодности через аттестацию и повышение квалификации с получением подтверждающих документов.
Немаловажными факторами также являются роль мотивации и осознание своей ответственности, стремление повысить уверенность в принимаемых решениях на рабочем месте, что является внутренними обстоятельствами, приводящие к осознанию необходимости участия в НО в разных его формах. Также считаем, что немалое значение здесь имеет желание «не упасть в грязь лицом» перед коллегами и клиентами, обсуждая профессиональные вопросы, и не получить обвинение в непрофессионализме.
К внешним факторам, способствующим росту востребованности у женщин дополнительного образования и самообразования можно отнести технологическое развитие общества, изменение его возможностей и потребностей. Например, в педагогике и медицине постоянно пополняются и совершенствуются накопленные знания, появляются новые технологии, методики, стандарты, что заставляет осваивать опыт коллег, новые профессиональные навыки и умения. Кроме того, владение актуальными знаниями в своей профессиональной сфере усиливает уверенность медиков и педагогов в дискуссиях с клиентами или родителями детей, которые активно просвещаются с помощью современных IT-технологий, интернета.
Отдельно обратим внимание на такое обстоятельство как возможность проявления инициативы и творческого подхода при исполнении должностных обязанностей. Анализируя отраслевую принадлежность занятых нельзя не учитывать ее специфику. Считаем, что у представителей сферы образования гораздо больше возможностей применения в профессиональной работе интересных, творческих идей при работе с обучающимися, применяя выбранную методику преподавания. Источником получения новаций часто служит именно самообразование.
Заключение. Продолжающееся технологическое развитие общества, интеграция трансформации профессий и активная цифровизации образования заставляют современного человека через разные формы НО поддерживать свою конкурентоспособность в обществе и на рынке труда.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что изначально пожелания со стороны работодателей о необходимости постоянного участия почти 100 % их сотрудников в НО в реальности реализуются не в полном объеме. По данным официальной статистики участие в НО принимает меньше половины россиян (и мужчин и женщин) старше 15 лет. Также по этим данным в целом выходит, что женщины чаще в НО выбирают самообразование.
Изначально выдвинутая гипотеза о преобладании самообразования над другими формами НО в отраслях, где в основном заняты женщины, не подтвердилась. Выяснилось, что численное преобладание женщин в отдельных отраслях не всегда означает большее стремление занятых там заниматься самообразованием.
Автор заключил, что основными факторами, толкающими россиян к выбору формы НО являются уровень образования, требования к занимаемой должности и служебная необходимость. Отдельно в этой связи надо указать на влияние общественно значимых отраслей экономики, от которых зависит благополучие и безопасность населения страны, на выбор формы НО их сотрудниками. В этих отраслях требования к квалификации, которую надо подтверждать, выше, чем в других отраслях. Это основное мотивирующее обстоятельство, вынуждающее сотрудников, в первую очередь, участвовать в неформальном образовании с его подтверждением, а потом уже в других формах НО. Это характерно и для здравоохранения, несмотря на занятость там в основном женщин (почти 80 %).
Проведенное исследование послужит основой для дальнейшего изучения состояния НО на региональном уровне (на примере Республики Карелия). Автором планируется изучение наиболее востребованных направлений развития НО, исходя из современного состояния базовых отраслей экономики, трудовых ресурсов и потребностей региона. Интерес также представляет выявление отраслей экономики региона, имеющих возможности получения наибольшей выгоды от разных форм НО.
References:
[].
Labor and employment in Russia (2019).
Labor and employment in Russia (2023).
Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force) (2024).
Abdalina L., Bulatova E., Gosteva S., Kunakovskaya L., Frolova O. (2022). Professional development of teachers in the context of the lifelong learning model: The role of modern technologies World Journal on Educational Technology. (14). 117-134. doi: 10.18844/wjet.v14i1.6643.
Baskakova M.E., Chubarova T.V. (2021). Lifelong learning in Russia as a mechanism for the reproduction of human potential: gender aspect. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 14 (4). 169–184. doi: 10.15838/esc.2021.4.76.10.
Gorshkov M.K., Klyucharev G. A. (2024). Continuing education in a modern context
Gracheva L.Yu., Bagramyan E.R., Tsygankova M.N., Dugarova T.Ts., Sheveleva N.N. (2020). Teacher professional development models and practices in foreign educational systems. The Education and Science Journal. (22). 176-200.
Keating K. 2020). The mindset of a lifelong learner. Chief Learning OfficerRetrieved from. Retrieved March 25, 2025, from https://www.chieflearningofficer.com/2020/05/26/the-mindset-of-a-lifelong-learner/
Klyucharev G. A., Didenko D. V., Latov Yu. V., Latova N. V. (2024). Sociology of education. Additional and continuing education
Mihai O.I. (2021). Self-education and lifelong learning IJASOS - International E-Journal of Advances in Social Sciences. (7). 142-145. doi: 10.18769/ijasos.877846.
Nizhegorodtseva N.V., Lobanov N.A., Titova L.G., Yudin V.V. (2018). The psychological content of the concept of continuing education
Страница обновлена: 12.05.2025 в 19:08:17