Methodological provisions on risk management for the implementation of the territorial heat supply development strategy
Verstin N.A.1
1 Московский государственный строительный университет
Journal paper
Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
The organization of scenarios for the strategic development of heat supply to territories aimed at both the development of the centralized heat supply sector and, due to the natural and climatic characteristics of Russian territories, the decentralized heat supply sector inevitably involves risks in implementing the strategy. An analysis of the approaches developed in the economic and managerial literature to assessing the risks of the development of the heat supply sector has shown that researchers focus on assessing the risks of the development of heat supply entities (heat supply organizations) during the development of the sector, and risk assessment is not given due attention directly in the application to the processes of implementing scenarios for the organization of heat supply to territories. In this regard, an author\'s approach to risk management has been developed for the implementation of a strategy for the development of heat supply to territories, which makes it possible to identify and assess risks, as well as propose measures to reduce the negative consequences of their occurrence. The results of the study will provide objective management information to the subjects of the heat supply sector, including authorities implementing state policy towards the development of the country\'s heat supply.
Keywords: heat power engineering, heat supply, territorial heat supply, strategy of development of territorial heat supply, risk management
JEL-classification: L97, D81, Q49
Введение
Российская система централизованного теплоснабжения является самой масштабной, на ее долю приходится более 40% производства тепловой энергии в мире, число ее пользователей составляет более 100 млн. чел. [15]. Сфера теплоснабжение выступает одним из важнейших секторов экономики России, имеющих огромное социальное значение: системами централизованного теплоснабжения вырабатывается около 1,4 млрд. Гкал тепла в год (рисунок 1), в большинстве крупных городов (более 100 тыс. чел.) централизованным теплоснабжением обеспечено 70-95% жилого фонда, которое в значительной степени обеспечивает устойчивое развитие территорий страны, а 20-30% расходной части бюджетов муниципальных образований используется на нужды теплоснабжения [11], поэтому вопросы надежности, качества и экономичности теплоснабжения являются первоочередными.
Рисунок 1 — Число и суммарная мощность источников централизованного теплоснабжения за период 2018-2023 гг. (составлен автором на основе данных Росстата [12,13])
Процессы стратегического развития теплоснабжения России определяются Энергетической стратегией РФ на период 2035 г., в приоритетных задачах которой отражено повышение уровня когенерации, расширение использования альтернативных источников теплоснабжения, реализация моделей локальных рынков тепла в ходе модернизации и развития сферы [14]. Несомненно, в силу природных и климатических особенностей территорий условия развития их энергообеспечения и теплоснабжения будут разные, в связи с чем в ходе формирования стратегии развития сферы теплоснабжения территории и подхода к выбору сценария его организации необходимо учитывать особенности территорий, а также условия внешней среды, оказывающей влияние на формирование направлений государственной экономической и энергетической политики страны. Вместе с сектором централизованного теплоснабжения набирает темпы децентрализованное теплоснабжение с применением локальных источников, энергетическим ресурсом для которых могут стать как первичные, так и возобновляемые источники энергии [2].
Вопросы выбора стратегий развития теплоснабжения территорий неизбежно сопряжены с рисками реализации сценариев его организации. Оценка рисков функционирования и развития сферы теплоснабжения, включая развитие субъектов теплоснабжения, исследовалась в работах авторов Верстиной Н.Г., Малковой Т.Б. [10], Кисель Т.Н., Евсеева Е.Г., Бадаловой А.Г. [9], Цуверкаловой О.Ф. [16], Глазковой В.В. [4,5], Емельяновой В.А., Соколовой Е.В. [7] и др. Однако непосредственно в приложении к процессам реализации сценариев организации теплоснабжения территорий оценка рисков не рассматривалась, что определяет необходимость формирования подхода к их оценке и определению мероприятий, способных снизить негативные последствия от наступления рисков. В этой связи целью настоящего исследования является разработка методических положений по управлению рисками реализации стратегии развития теплоснабжения территорий.
Авторская гипотеза заключается в том, что применение предлагаемого в исследовании методического обеспечения процессов управления рисками реализации стратегии развития теплоснабжения территорий, включающее в себя выявление рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий, подход к их оценке, комплекс мероприятий по снижению их негативного воздействия и организационную основу управления рисками, позволит повысить эффективность реализации стратегии развития теплоснабжения территорий, что, в конечном итоге, приведет к повышению надежности, качества и экономичности теплоснабжения страны.
Методология
Осуществление сценариев и достижение поставленных целей развития теплоснабжения территорий в долгосрочной перспективе и динамично изменяющихся условиях внешней и внутренней среды неминуемо будет связано с возникновением рисков их реализации, которые в большинстве экономических источников рассматриваются как неблагоприятный исход событий, негативно влияющих на достижение поставленных целей [5,8,9]. Выбор сценария организации теплоснабжения территорий обусловлен влиянием комплекса факторов, которые с течение времени могут менять свои характеристики, что может определять рисковую ситуацию для реализации сценария организации теплоснабжения территории. Это положение создает необходимость формирования методических положений по управлению рисками реализации стратегии развития теплоснабжения территорий на основе решения следующих специфических задач менеджмента рисков (рисунок 2) [9].
Рисунок 2 — Задачи управления рисками реализации стратегии развития теплоснабжения территорий (составлен автором)
Исходя из перечисленных на рисунке 2 задач управления рисками реализации стратегии развития теплоснабжения территорий процесс управления рисками рассматривается в работе как непрерывное выявление, измерение и формирование управленческих воздействий на риски при помощи применения комплекса инструментов их типизации, оценки и формирования организационной основы управления рисками, в целях достижения результатов реализации стратегии развития теплоснабжения территорий. Рассмотрим направления осуществления каждой из перечисленных задач более детально.
Основная часть
Особенность решения первой задачи по выявлению и типологии рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий связана с выбором подхода к классификации рисков и учета особенностей сценария организации теплоснабжения и содержания факторов, оказавших влияние на его выбор. Анализ сформировавшихся в управленческой и экономической литературе подходов к классификации рисков позволяет сделать вывод, что к настоящему мнению не сложилось общего мнения относительно выделения признаков классификации. Классики экономической теории по-разному подходили к классификации рисков: А. Маршал делил риски на две укрупненные группы с позиции изменений на рынке, на котором функционирует организация, и внутренних финансовых изменений в организации; Дж. Кейнс выделял три группы рисков: риски предпринимательского характера, риски, связанные с займом капитала и риски изменения ценности денег; И. Тюнин выделил риски неиспользованных альтернативных возможностей; Ф. Найт типизировал риски на предмет возможности и невозможности их застраховать. Современные подходы к выделению признаков классификации рисков также не отличаются однозначностью: их разделяют по критерию уровня возникновения (внешние и внутренние риски), по продолжительности действия (краткосрочные и постоянные), по степени воздействия (допустимый, критический, катастрофический риск, приемлемы и неприемлемый), по характеру последствий (чистые и спекулятивные), по предметной области (экономические, финансовые, инновационные, производственные и т.д.) и др. [1,6,9].
Положения стратегического менеджмента определяют подход к классификации среды объекта исследования, для которого предполагается разработка стратегии, на внешнюю и внутреннюю, в каждой из которых выделяется комплекс факторов, оказывающих влияние на выбор стратегии. Поэтому представляется эффективным риски реализации стратегии развития теплоснабжения территорий также структурировать на риски внешнего и внутреннего характера. Кроме того, такой подход к классификации рисков, по сравнению с частными признаками классификации, позволяет более комплексно охватить не только существующие, но и потенциально возможные риски. В связи с этим осуществим идентификацию и типологию рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий (таблица 1).
Таблица 1. Риски реализации сценариев организации теплоснабжения территорий (составлена автором)
Риск
|
Обозна-чение
|
Причина возникновения риска
|
Внешние риски
| ||
Риск
влияния непредвиденных внешнеэкономических факторов, влияющих на повышение
расходов организации сценария теплоснабжения территории
|
R1
|
Геополитическая обстановка
и санкционные ограничения, изменения на финансовых рынках, рост инфляции,
изменения стоимости энергетических ресурсов
|
Природно-климатический
риск, связанный с изменениями в погодных условиях на территории
|
R2
|
Факторы случайности,
низкий уровень и ошибки прогнозирования погодных условий
|
Риск изменения содержания
законодательных актов в сфере теплоснабжения и государственных программ,
направленных на поддержку развития энергоснабжения территории
|
R3
|
Изменения в трендах развития энергетики, возникновение
ограничений в ресурсах, требуемых для реализации программы, ошибки в
формулировках целей программы или нормативного акта
|
Расширение санкционных
ограничений, действующих в сфере энергетики
|
R4
|
Геополитическая и
экономическая обстановка в мире
|
Риск изменения соотношения
спроса на невозобновляемые и возобновляемые источники энергии
|
R5
|
Изменение в запасах
энергетических ресурсов, изменения и ограничения, влияющие на стоимость
первичных ресурсов
|
Внутренние риски
| ||
Риски ошибочного выбора
сценария организации теплоснабжения территории
|
R6
|
Ошибки в анализе структуры
рынка тепловой энергии и определении степени централизации теплоснабжения
территории, ошибки в определении потенциала территории для выбора сценария
организации теплоснабжения территории и возможностей системы теплоснабжения
территории
|
Несоответствие выбора
сценария организации теплоснабжения территории технологическим и
производственным возможностям и потенциалу
|
R7
|
Ошибки в определении
потенциала территории для выбора сценария организации теплоснабжения
территории и возможностей системы теплоснабжения территории, конструкционные
и технологические ошибки
|
Несоответствие выбора
сценария организации теплоснабжения территории особенностям территории
|
R8
|
Факторы случайности,
ошибки в анализе экологических показателей деятельности теплоснабжения
территории, степени ее рассредоточенности, удаленности, развитости
инфраструктуры, запасов сырья, низкий уровень прогнозирования погодных и
метеорологических условий
|
Риск недостаточности
ресурсов для реализации сценария организации теплоснабжения территории
|
R9
|
Неполное знание условий
реализации и объемов затрат для реализации сценария организации
теплоснабжения территории, недобросовестность подрядчиков и поставщиков,
противодействие стейкхолдеров из-за несовпадающих интересов
|
Риск информационной
неадекватности (недостаточности информации при принятии решения или ошибках в
результатах анализа)
|
R10
|
Низкий уровень
информационной обеспеченности, недостаточная квалификация сотрудников,
проводящих анализ
|
Риск неправильной оценки
эффективности реализации сценария организации теплоснабжения территории
|
R11
|
Неполный учет затрат и
результатов реализации сценария организации теплоснабжения территории, низкий
уровень информационной обеспеченности, недостаточная квалификация
сотрудников, проводящих оценку
|
Риски производственных
сбоев теплоснабжающего оборудования и сетей
|
R12
|
Ошибки в определении
возможностей системы теплоснабжения территории, конструкционные и
технологические ошибки
|
После идентификации и типологии рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий следующей задачей управления рисками является их оценка. В общем виде сложившиеся в экономической литературе подходы к оценке рисков можно разделить на качественные и количественные методы оценки [3]. При отсутствии достаточного массива статистической информации о рискообразующих факторах и параметрах риска, которые в значительной степени ограничивают возможность построения математических моделей оценки рисков, целесообразно применение качественных методов оценки. Напротив, наличие существенного массива данных по рискам и значительного объем наблюдений по их влиянию на параметры объекта исследования, позволяет использовать количественные методы оценки рисков [9,16]. Для оценки выделенных в таблице 1 рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий применялся метод экспертных оценок, результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты оценки рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий (составлена автором)
Вероятность
наступления риска
|
Очень высокая
|
|
|
|
|
|
Высокая
|
|
|
|
R1, R3, R4,
R12
|
| |
Умеренная
|
|
|
R5
|
R6, R7, R9
|
| |
Низкая
|
|
R8
|
|
|
| |
Очень низкая
|
|
R2, R10, R11
|
|
|
| |
|
Очень низкая
|
Низкая
|
Умеренная
|
Высокая
|
Очень высокая
| |
Значимость риска
|
Наибольшего управленческого внимания заслуживают риски, для которых характерна высокая или очень высокая значимость в совокупности с высокой или очень высокой вероятностью наступления (соответствующие квадранты обозначены в таблице 2 оранжевым цветом), а также риски с умеренным значением значимости и вероятности наступления (квадранты желтого цвета в таблице 2) — обозначим эти риски, как существенные. Для существенных рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий в соответствии с задачами управления рисками (рисунок 2) необходимо сформировать направления управленческого воздействия (таблица 3).
Таблица 3. Мероприятия по снижению негативного воздействия существенных рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий (составлена автором)
Риск
|
Обозна-чение
|
Мероприятия по снижению негативного влияния риска
|
Центр ответственности за управление рисками
|
Внешние риски
| |||
Риск влияния
непредвиденных внешнеэкономических факторов, влияющих на повышение расходов
организации сценария теплоснабжения территории
|
R1
|
- меры экономического
управления: развитием системы прогнозирования, планирования, контроля за
внешнеэкономическими факторами;
- меры защиты со стороны государства, развитие системы регулирования и защиты организаций сферы теплоснабжения; - непрерывный анализ законопроектов и государственных программ в сфере теплоснабжения; - развитие импортозамещения и повышение технологического суверенитета страны и сферы теплоснабжения. |
Органы государственной
власти, отраслевые министерства, ведомства и подконтрольные организации.
|
Риск изменения содержания
законодательных актов в сфере теплоснабжения и государственных программ,
направленных на поддержку развития энергоснабжения территории
|
R3
| ||
Расширение санкционных
ограничений, действующих в сфере энергетики
|
R4
| ||
Внутренние риски
| |||
Риски ошибочного выбора
сценария организации теплоснабжения территории
|
R6
|
- непрерывный сбор и
анализ информации о составе и функционировании рынка тепловой энергии на
территории, точные расчеты;
- проверка правильности оценки потенциала территории и возможностей системы теплоснабжения территории и контроль за их изменениями. |
Менеджмент, акционеры и инвесторы ТСО
и ЕТО, органы государственной власти на уровне региона, органы местного самоуправления
|
Несоответствие выбора
сценария организации теплоснабжения территории технологическим и
производственным возможностям и потенциалу
|
R7
|
- проверка правильности
оценки технологических и производственных возможностей системы теплоснабжения
территории и контроль за их изменениями;
- повышение надежности оборудования, его модернизация. | |
Риск недостаточности
ресурсов для реализации сценария организации теплоснабжения территории
|
R9
|
- активный поиск
инвесторов и развитие государственно-частного партнерства в сфере
теплоснабжения;
- хеджирование; - создание резерва на покрытие непредвиденных расходов; - отказ от сотрудничества с непроверенными партнерами; | |
Риски производственных
сбоев теплоснабжающего оборудования и сетей
|
R12
|
- повышение надежности
оборудования, его модернизациям, техническое перевооружение, применение новых
технологий.
|
Таким образом, по результатам оценки рисков реализации сценариев организации теплоснабжения территорий необходимо разработать комплекс мероприятий по управлению ими с целью снижения негативного воздействия рисков на запланированные показатели развития теплоснабжения территорий, который организационно должен выстраиваться на последовательном выполнении этапов, причисленных ниже в таблице 4.
Таблица 4. Мероприятия по управлению рисками реализации сценариев организации теплоснабжения территорий (составлена автором)
№
|
Этап
|
Мероприятия
|
1.
|
Выбор
источников и методов получения информации о рисках
|
1.
Рассматриваются и анализируются данные официальной статистики, официальные
отчеты профильных министерств и ведомств, содержащих информацию о характере
факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на выбор сценария
организации теплоснабжения территории.
2. Анализируются разделы, посвященные рискам развития, их схемы теплоснабжения территории, разработанной на долгосрочный период. 3. К сведению принимаются положения политики в области управления рисками организаций теплоснабжения, реализующих сценарий организации теплоснабжения территорий. |
2.
|
Определение
показателей измерения рисков, их допустимых значений и критериев принятия
решений по управлению рисками
|
1.
Составляется перечень параметров (значимость, вероятность наступления,
динамика возникновения рисков), по которым измеряются риски и соответствующая
шкала для их оценки.
2. Определяется значение выбранных параметров, в соответствии с которым можно классифицировать риски с точки зрения их важности для учета и применения управленческих инструментов. 3. Определяются параметры, по которым будет осуществляться оценка эффективности мероприятий по управлению рисками исходя из целей управления рисками, установленного предела допустимого уровня риска, показателям исполнения мероприятий по снижению рисков. |
3.
|
Разработка
процедур измерения и оценки рисков
|
1.
Выбор метода оценки риска и соответствующего ему алгоритма оценки
(качественная или количественная оценка).
2. Разработка анкеты для проведения экспертной оценки рисков (в случае выбора качественной оценки рисков). 3. Выработка рекомендаций к формам представления итогов оценки рисков и их интерпретации. 4. Проведение оценки, подведение результатов, выявление наиболее значимых рисков для применения инструментов управления ими. Документирование результатов. |
4.
|
Разработка
процедур мониторинга рисков и фиксации информации о рисках в ходе его
проведения
|
1.
Конкретизация параметров и индикаторов оценки рисков для целей проведения
мониторинга.
2. Определение периодичности проведения мониторинга рисков. 3. Выработка рекомендаций к формам представления итогов проведения мониторинга и их интерпретации. |
5.
|
Оценка
причин возникновения рисков и формирование плана реагирования на них
|
1.
Выработка рекомендаций к формам представления реестра рисков и плана
реагирования на риски.
2. Формирование реестра рисков с описанием причин их возникновения и центров ответственности за управление рисками. 3. Разработка плана управления рисками с детализацией мероприятий по снижению их негативных последствий, срокам реализации мероприятий и ответственных исполнителей. |
6.
|
Реагирование
на риски и оценка эффективности мероприятий по управлению рисками
|
1.
Выбор методов предупреждения (предупреждение, уклонение, хеджирование),
снижения (передача, распределение, объединение, локализация, диверсификация,
лимитирование рисков) или компенсации рисков (страховая защита, финансовые
гарантии, резервные фонды) и соответствующих выбранному методу мероприятий.
2. Выработка рекомендаций к формам представления отчетности по исполнению мероприятий по управлению рисками. 3. Оценка показателей эффективности мероприятий по управлению рисками исходя из целей управления рисками, установленного предела допустимого уровня риска, показателям исполнения мероприятий по снижению рисков. |
Заключение
Таким образом, с учетом, что осуществление сценариев развития теплоснабжения территорий в долгосрочной перспективе неминуемо будет сопряжено с возникновением рисков их реализации, в исследовании предложен системный подход к управлению рисками реализации стратегии развития теплоснабжения территорий, который поддерживает процесс управления рисками от этапа их идентификации до контроля за выполнением мероприятий, направленных на снижение негативных последствий от рисков. В рамках представленного методического подхода разработана организационная основа управления рисками реализации сценариев организации теплоснабжения территорий, на основе элементов экспертного метода, осуществлена их идентификация и оценка по параметрам значимости и вероятности наступления рисков, на основе которой для наиболее значимых рисков выделен перечень мероприятий по снижению их негативного воздействия на достижение запланированных показателей развития теплоснабжения территорий с целью повышения эффективности реализации стратегии развития теплоснабжения территорий и системы теплоснабжения в целом. В качестве перспективных направлений дальнейших исследований в вопросах управления рисками реализации стратегий теплоснабжения территорий следует рассмотреть оценку рисков не только с позиции качественного подхода, но и с позиций применения количественных методов и математического аппарата оценки рисков.
References:
Bayerbakh A.G. (2020). Nekotorye podkhody k opredeleniyu sushchnosti i klassifikatsii ekonomicheskikh riskov [Some approach to definition of essence and classification of economic risks]. Economics and business: theory and practice. (2-1(60)). 17-21. (in Russian). doi: 10.24411/2411-0450-2020-10076.
Emelyanova V.A., Sokolova E.V. (2020). Issledovanie riska avariy na obekte teplosnabzheniya i razrabotka kompleksa meropriyatiy po povysheniyu bezopasnosti ego funktsionirovaniya [Investigation of the risk of accidents at the heat supply facility and development of a set of measures to improvethe safety of its operation]. Problemy analiza riska. 17 (3). 44-55. (in Russian). doi: 10.32686/1812-5220-2020-17-3-44-55.
Glazkova V.V. (2023). Metodicheskie aspekty upravleniya riskami innovatsionnogo razvitiya sfery teplosnabzheniya [Methodological aspects of risk management of innovative development of the heat supply sector]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-3). 362-368. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.3101.
Glazkova V.V. (2024). Upravlenie riskami vnedreniya innovatsiy v organizatsii teplosnabzheniya [Risk management of innovation in the organization of heat supply]. Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya. 3 (3(144)). 89-95. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.03.03.011.
Glazkova V.V., Belokonov A.V. (2024). Upravlenie riskami proektov po vozvedeniyu obektov neftegazovoy promyshlennosti na predproektnoy stadii [Pre-project risk management for oil and gas construction projects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6491-6502. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.11.122004.
Gvorzdeva E.A., Sorokina A.V. (2021). Risk-menedzhment [Risk management] Rubtsovsk: Rubtsovskiy industrialnyy institut. (in Russian).
Ishutina T.A. (2021). Upravlenie riskami v energeticheskikh kompaniyakh Rossiyskoy Federatsii [Risk management in energy companies of the Russian Federation] Developing the energy agenda of the future. 339-343. (in Russian).
Kisel T.N., Evseev E.G., Badalova A.G. (2019). Upravlenie funktsionirovaniem i razvitiem teplosnabzhayushchikh organizatsiy: ekonomicheskiy instrumentariy [Management of the functioning and development of heat supply organizations: economic tools] M.: Izdatelstvo MISI – MGSU. (in Russian).
Malkova T.B., Verstina N.G., Gamm M.V. (2023). Faktory upravleniya, orientirovannye na kachestvo teplosnabzheniya, v usloviyakh primeneniya tarifov po metodu «alternativnoy kotelnoy» [Management factors focused on the quality of heat supply in the application of tariffs under the alternative boiler house method]. Russian Journal of Housing Research. 10 (3). 333-345. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.10.3.118261.
Tsuverkalova O.F. (2021). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm razvitiya teplosnabzhayushchikh organizatsiy s uchetom prioritetov obespecheniya teplovoy energiey potrebiteley [The organizational and economic mechanism for the development of heat supply organizations, taking into account the priorities of providing thermal energy to consumers] M.. (in Russian).
Verstin N.A. (2025). Metodicheskie polozheniya po formirovaniyu strategii razvitiya teplosnabzheniya territoriy [Methodological provisions for the development of a strategy for the territories' heat supply]. Russian Journal of Housing Research. 12 (1). 147-162. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.12.1.122242.
Страница обновлена: 05.04.2025 в 00:57:10