The lean manufacturing potential: new opportunities for improving the operational efficiency of industrial companies

Pytyev N.N.1
1 Самарский Государственный Экономически Университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2025)

Citation:

Abstract:
The issues of increasing the operational efficiency of industrial companies have become particularly relevant in recent years. This is largely due to the modern challenges faced by our country in an unstable geopolitical situation and the pressure of external sanctions. At the same time, well-known strategies for implementing and improving the companies\\\' operational efficiency can become an important factor in ensuring the economic sovereignty of the Russian Federation. To this end, it is advisable to consider additional ways to improve the basic principles of one of the most effective concepts for improving operational efficiency - lean manufacturing. As a result of adaptation and development of well-known lean manufacturing tools to modern conditions and requirements of today, new opportunities to unleash the potential of lean manufacturing as a powerful means of ensuring the growth of operational efficiency of industrial companies arise.

Keywords: operational efficiency, lean manufacturing



Введение

Актуальность. В настоящее время современная экономическая среда и обстановка на мировой арене характеризуются высокой степенью неопределенности, стремительным уровнем изменений и необходимостью постоянной работы по совершенствованию бизнес-процессов и операционной деятельности промышленных предприятий.

В этих условиях применение концепций, инструментов и методов, позволяющих обеспечить и стимулировать постоянную деятельность и фокус на оптимизацию производственных процедур, процессов управления и сокращение затрат, а также повышение уровня качества продукции приобретает особо важное значение.

Одной из концепций, направленных на результативное решение задач по оптимизации бизнес-процессов и повышению операционной эффективности [12] является Бережливое производство [5], которое призвано обеспечить выявление, минимизацию или устранение всех видов потерь [13], влияющих негативно на работу предприятий любых сфер деятельности.

Бережливое производство представляет собой взгляд западных исследователей на концепцию постоянных улучшений «кайдзен» [8], которая зародилась в автомобильной промышленности Японии и впоследствии получила широкое распространение по всему миру как на производственных предприятиях, так и в сфере услуг, неоднократно доказав свою эффективность и результативность в качестве средства совершенствования и оптимизации бизнес-процессов.

Вместе с тем, несмотря на широкую распространенность, потенциал Бережливого производства часто не реализуется в полной мере. Классические подходы и инструменты, разработанные под определенные процессы и под конкретное производство нередко требуют адаптации, обусловленной как спецификой конкретных предприятий, так и особенностями и тенденциями в современной действительности и бизнес-среде.

Данная научная статья направлена на рассмотрение отдельных аспектов и инструментов Бережливого производства и исследование возможностей увеличения их результативности в качестве средств повышения операционной эффективности промышленных предприятий.

В статье проводится анализ инструментов и концепций Бережливого производства, выявляются их ограничения и предлагаются пути по их совершенствованию на основании современных управленческих концепций, передового опыта, а также специфики сегодняшней экономической, технологической и геополитической ситуации.

Целью данного исследования является изучение представлений об Операционной эффективности и раскрытие её сущности на основе развития инструментов Бережливого производства.

При проведении исследования использовались такие научные методы как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация.

В современных условиях высокой конкуренции на внутреннем и мировом рынке преимущество получают предприятия и компании, обладающие высоким уровнем операционной эффективности. Соответственно предприятия с большей операционной эффективностью имеют возможность производить все необходимые операции и поддерживать собственные бизнес-процессы при более низких издержках, чем у предприятий-конкурентов.

При этом в современной научной литературе нет единого представления касательно сущности операционной эффективности и представлен целый ряд взглядов со стороны исследователей, отражающий тот или иной её аспект в качестве ключевого.

Так в одной из работ основное внимание уделяется такому фактору как положительный финансовый результат деятельности [9]. В другой работе приоритет установлен в направлении соотношения между задействованными ресурсами и полученными результатами деятельности [14]. Некоторые авторы отмечают фактор качества как один из ключевых для обеспечения операционной эффективности [15]. Также важное значение исследователями придается таким аспектам как сокращение потерь [13], достижение целей по ключевым показателям эффективности [3], совершенствование всех процессов [11] и, в целом, ведению эффективной деятельности [4] при обеспечении ценности клиенту и максимизации прибыли предприятию [1].

Систематизация взглядов на сущность операционной эффективности на основе разработок, которые встречаются в современных научных трудах приведена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Сущность Операционной эффективности

Источник: Составлено автором

Помимо представленных в научных работах значимых аспектов операционной эффективности, которые позволяют раскрыть её сущность, научный и практический интерес представляет собой выявление и анализ ключевых направлений, которые компании и организации рассматривают как имеющие тесную взаимосвязь с ростом операционной эффективности.

На сегодняшний день известен ряд концепций, направленных на повышении операционной эффективности промышленных предприятий.

Одна из них - Бережливое производство, целью которой является достижение максимальной ценности для клиента при одновременном фокусе на устранении или минимизации всех видов потерь.

Бережливое производство – это комплексная концепция, применение которой дает позитивные результаты во многих направлениях операционной деятельности предприятий.

Заложенные в логику Бережливого производства принципы непрерывного совершенствования процессов могут стать важной основой для формирования операционной эффективности предприятий, обеспечения их устойчивого развития и исключения возможной деградации процессов за счет соответствующей стандартизации.

Рассмотрим возможные взаимосвязи аспектов Операционной эффективности, представленных в научных трудах с соответствующими инструментами Бережливого производства (представлено в Таблице 1).

Таблица 1. Сопоставление аспектов Операционной эффективности со средствами Бережливого производства по их достижению

Аспект операционной эффективности
Инструмент Бережливого производства
Описание эффектов
Короткое время цикла
Картирование потока создания ценности
Визуализация всех этапов процесса, выявление узких мест и потерь, разработка плана по оптимизации потока
Низкий уровень запасов
Канбан
Система управления запасами, основанная на принципе «вытягивания»
Высокий уровень качества продукции
Системы защиты от ошибок
Предотвращение дефектов и потерь времени на их устранение и ремонт
Низкий уровень потерь
5С, 7(+1) видов потерь
Оптимальная организация рабочих мест, сокращение рисков по безопасности и потерь времени на неэффективные движения
Высокий уровень производительности труда
Стандартные рабочие процедуры
Повышение эффективности труда, сокращение ошибок
Низкий уровень простоев оборудования
Всеобщий уход за оборудованием
Предотвращение поломок и простоев
Источник: Составлено автором

Широко известные на сегодняшний день классические инструменты, принципы и методы Бережливого производства представляют собой надежную основу для формирования всеобъемлющей операционной системы промышленного предприятия.

Однако вместе с этим с учетом специфики сегодняшнего дня потенциал инструментария Бережливого производства в качестве средства обеспечения операционной эффективности предприятий раскрыт не полностью и предполагает наличие новых возможностей для его более полной реализации.

Одним из самых известных базовых инструментов Бережливого производства является концепция о семи видах потерь.

Она была разработана в послевоенной Японии и стала применяться для повышения эффективности бизнес-процессов промышленного производства путем приложения усилий для выявления и последующего исключения выявленных потерь или их минимизации [10].

Четко сформулированные аспекты, приводящие к менее производительному труду, дефектности, повышенным затратам времени позволяли результативно фокусировать приложенные усилия по оптимизации и повышению эффективности бизнес-процессов.

Согласно классической концепции, были выделены следующие виды потерь:

· Потери из-за дефектности, брака продукции и последующей работы по необходимому ремонту или утилизации в случае выпуска несоответствующей неремонтопригодной продукции;

· Потери, обусловленные перепроизводством сверх необходимых партий, обеспеченных объемом заказов (в том числе внутренних), которые не только привносят риски невозможности реализации продукции, произведенной заблаговременно, но и могут приводить к утрате качеств продукции при хранении (прихождение в негодность), необходимости затрат дополнительного времени на учет при инвентаризации, а также потребности в перемещении такой продукции между местами хранения;

· Потери за счет ожидания возникают в тем случаях, когда та или иная операция, процесс или человек не работает согласно предписанному и утвержденному порядку в связи с отсутствием необходимых элементов или компонентов процесса – материалов, инструментов, информации и т.д.;

· Потери, вызванные перемещением производственных элементов (материалов, инструментов и прочего) на значительные расстояния, возникающие неизбежно в связи с неоптимальной организацией планировки участков и территории предприятия, а также самих производственных и бизнес-процессов, предполагающих необходимость такой транспортировки;

· Ещё один вид потерь, стандартизированный в исходной концепции – это потери, связанные с повышенными запасами сырья, т.н. «незавершенного производства» (НЗП) или готовой продукции. Негативные эффекты запасов заключаются как в непосредственной «заморозке» средств, так и в необходимости их последующего хранения, перемещения и учета;

· Также в общий список из семи видов потерь входит такой их вид, как потери, связанные с неэффективными движениями. Этот вид потерь возникает в тех случаях, когда работникам приходится совершать вынужденные дополнительные перемещения для начала работы, заниматься поиском необходимых материалов, инструмента или документации, либо вести работу в неэргономичных условиях, например, наклоняться или тянуться для выполнения необходимой рабочей операции;

· Наряду с описанными выше, в общий список из семи видов потерь входит ещё один – потери на избыточной обработке, которые имеют место в том случае, когда изделию или продукции придаются свойства или качества, не регламентированные заранее заказчиком. В качестве примера можно привести усилия обеспечить номиналы по размерам при наличии допусков, придание продукции качеств, не отраженных в технической документации, а также приложение избыточных усилий при выполнении процесса, по сравнению с необходимыми.

Данный классический перечень видов потерь представляет собой серьезную основу для анализа существующих бизнес-процессов с целью их оптимизации и повышения эффективности.

Разработанные и примененные для совершенствования производственных процессов японские методы оптимизации впоследствии стали предметом изучения западных специалистов.

Одним из них стал профессор кафедры организации и инженерного обеспечения производства Мичиганского университета Джеффри Лайкер [7], использовавший термины «методология» и «производственная система» применительно к концепции Бережливого производства. Он провел детальное и многоаспектное изучение производственной системы компании Тойота, уделив внимание не только непосредственно организации производственных процессов, но и другим вопросам, таким как система разработки продукции, обучение сотрудников, корпоративная культура и другие немаловажные направления.

В итоге очень подробного и детального изучения японских методов и подходов к повышению операционной эффективности предприятий он предложил расширить перечень видов потерь, добавив в него ещё один – потери за счёт не реализованного творческого потенциала работника [2]. Этот вид потерь возникает в том случае, когда навыки и квалификация работника не используется в полной мере в связи с тем, что ему поручена менее квалифицированная работа.

Таким образом, структура потерь, имеющих место в современных бизнес-процессах, может быть представлена следующим образом (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. 7+1 (8) видов потерь в производственных и бизнес-процессах

Источник: Составлено автором

Данные потери также называют скрытыми так как они далеко не всегда «находятся на поверхности» и могут быть идентифицированы в явном виде.

Одним из эффективных инструментов, предназначенным для детального представления фактической организации бизнес-процессов предприятия является картирование.

Картирование позволяет визуализировать поток создания ценности при производстве того или иного продукта или изделия [6]. Поток создания ценности представляет собой комплексное сочетание всех процессов, необходимых для преобразования сырьевых материалов в готовую продукцию, за которую заказчик готов платить.

При этом поток создания ценности включает в себя материальный и информационный потоки.

Типовая схема потока создания ценности представлена на Рисунке 4.

Рисунок 4. Типовая схема потока создания ценности (материальный и информационный поток).

Источник: Составлено автором

Материальный поток создания ценности непосредственно отражает порядок действий и процессов, направленных на преобразования сырья в готовую продукцию, соответствующую требованиям заказчика.

Информационный поток создания ценности – это поток информации, наличие которого совершенно необходимо для протекания материального потока так как он регламентирует работу материального потока.

Наряду с материальным потоком создания ценности, информационный поток является неотъемлемой частью любого бизнес-процесса так как помогает обеспечить координацию и синхронизацию всех вовлеченных процессов и операций. В его отсутствие материальный поток будет в большой степени подвержен воздействию потерь, указанных выше.

В таблице 2 представлены аспекты информационного потока с указанием потерь, которые могут быть предотвращены или сокращены в производственном процессе.

Аспект
Принцип
Защита от
Связь между Заказчиком и поставщиком
Информация от Заказчика поставщику (спрос, заказ)
Перепроизводства
Излишних запасов
Координация операций
и процессов
Сигналы для операций о том, какой вид продукции, когда и в каком количестве произвести
Ожидания
Управление запасами
Восполнение по сигналу
Перепроизводства
Излишних запасов
Сокращение времени выполнения заказа
Визуализация всего процесса с последующим сокращением потерь
Ожидания Излишних запасов
Источник: Составлено автором

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что информационный поток и, собственно, информация является обязательной и неотъемлемой составной частью любого производственного и бизнес-процесса.

Потери информации на том или ином этапе производства могут привести к срыву и полной остановке производственного процесса.

Таким образом можно предложить потери информации в качестве дополнительного аспекта концепции потерь в производственных и бизнес-процессах.

Потери информации могут быть выражены в недоступности нужной информации в нужное время, неактуальности или недостоверности информации, чрезмерном объеме информации и её плохой структурированности, осложняющей восприятие и применение.

Дополненная структура потерь в бизнес-процессах представлена на Рисунке 5.

Рисунок 5. Дополненная структура потерь в современных бизнес-процессах

Источник: Составлено автором

С учетом представленной видоизмененной концепции 7(+1) видов потерь появляется возможность сформулировать более точное понятие Операционной эффективности на основе имеющихся научных работ и представленных в них определений.

Операционная эффективность предприятия – это показатель, характеризующий его умение рационально использовать все доступные ресурсы, гарантировать достоверность и защиту информации в ходе реализации бизнес-процессов и создания продукта, который максимально удовлетворяет потребности потребителя и приносит прибыль предприятию.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает высокую значимость повышения операционной эффективности промышленных предприятий в современных экономических условиях.

Усиление конкуренции, возрастающие требования потребителей, нестабильность экономической и геополитической ситуации обуславливают необходимость постоянного поиска новых путей оптимизации производственных процессов, снижения затрат и повышения качества продукции.

Операционная эффективность является важным фактором стабильности промышленных предприятий, определяющим их способность успешно функционировать и развиваться в долгосрочной перспективе.

Результаты исследования подтверждают, что концепция Бережливого производства остается одним из наиболее эффективных инструментов достижения операционной эффективности. Принципы и методы Бережливого производства позволяют предприятиям выявлять и устранять потери, оптимизировать использование ресурсов, повышать производительность труда и улучшать качество продукции.

Однако, для успешного внедрения Бережливого производства необходимо учитывать специфику конкретных предприятий, а также адаптировать существующие инструменты к сегодняшней технологической и организационной действительности.

В связи с этим, представляется целесообразным проведение дальнейших исследований, направленных на разработку новых методов и подходов к повышению операционной эффективности предприятий на основе концепции Бережливого производства.

Поиск новых путей повышения операционной эффективности предприятий является непрерывным процессом, требующим постоянного анализа, экспериментирования и внедрения инновационных решений. Успешное решение этой задачи позволит промышленным предприятиям повысить свою конкурентоспособность, обеспечить устойчивое развитие и внести существенный вклад в экономический рост и развитие нашей страны.


References:

Bakharev D.K. (2024). Operatsionnaya effektivnost: genezis ponyatiya i sushchnostnaya kharakteristika [Operational efficiency: the genesis of the concept and essential characteristics]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie. 10 (3). 3-12. (in Russian).

Dzheffri L. (2016). Dao Toyota: 14 printsipov menedzhmenta vedushchey kompanii mira [The Toyota Way: 14 Management Principles from the World’s Greatest Manufacturer] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).

Filatov V.V., Ksenofontova Kh.Z., Logunova N.Yu., Polyanskaya O.A. (2023). Metod «Shest sigm» v sisteme metodov upravleniya kachestvom DMAIC dlya dostizheniya operatsionnoy effektivnosti proizvodstva [The «six sigma» method in the dmaic system of quality management methods to achieve operational efficiency of production]. Zhurnal prikladnyh issledovaniy. (11). 10-18. (in Russian). doi: 10.47576/2949-1878_2023_11_10.

Karaseva E.D. (2018). Operatsionnaya effektivnost predpriyatiya [Operational efficiency of the enterprise]. Industrialnaya ekonomika. (1). 23-25. (in Russian).

Lekareva Yu.S., Remizova V.F. (2024). Berezhlivoe proizvodstvo kak mekhanizm upravleniya predpriyatiem [Lean production as mechanism of enterprise management]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 21 (3(135)). 190-196. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2024-3-190-196.

Makhlyagin E.I., Khudyakova T.A. (2024). Navigator po tekhnologiyam upravlencheskogo myshleniya [Navigator for management thinking technologies]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 18 (1). 122-130. (in Russian). doi: 10.14529/em240111.

Maykl R., Dzhon Sh. (2016). Uchites videt biznes-protsessy: Postroenie kart potokov sozdaniya tsennosti [Learn to See Business Processes: Building Value Stream Maps] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).

Narysheva A.V., Pekisheva D.D., Sidorova E.D., Khudyakov M.S., Shvalyov R.S. (2023). Povyshenie operatsionnoy effektivnosti rossiyskikh kompaniy [Increasing operational efficiency of Russian companies]. Finansovye rynki i banki. (10). 117-20. (in Russian).

Nayzabekova A.S. (2024). Adaptatsiya podkhoda kaydzen v kompaniyakh Kazakhstana i ego vliyanie na ustoychivoe razvitie i operatsionnuyu effektivnost [Adapting the Kaizen approach in Kazakhstan companies and its impact on sustainable development and operational efficiency]. Leadership and Management. 11 (1). 245-264. (in Russian). doi: 10.18334/lim.11.1.120513.

Ono Tayiti (2012). Proizvodstvennaya sistema Toyoty: ukhodya ot massovogo proizvodstv [Toyota\'s Production System: Moving Away from Mass Production] Moscow: In-t kompleksnyh strategicheskikh issled. (in Russian).

Poplaukhina T.D., Bagaev I.V. (2023). Operatsionnaya effektivnost proizvodstvennoy deyatelnosti [Operating efficiency production activities]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (2). 168-170. (in Russian).

Purlik V.M. (2025). Upravlenie operatsionnoy i strategicheskoy effektivnostyu biznesa [Managing operational and strategic business performance] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).

Razzhivin V.A., Udaltsova N.L. (2024). Vliyanie kontseptsiy berezhlivogo proizvodstva na effektivnost promyshlennyh protsessov i sokrashchenie poter [The impact of lean manufacturing concepts on industrial process efficiency and waste reduction]. Leadership and Management. 11 (4). 1405-1418. (in Russian). doi: 10.18334/lim.11.4.122096.

Trineeva L.T., Filatova M.V., Tsukanova K.A. (2023). Genezis ponyatiya «operatsionnaya effektivnost» v ramkakh razvitiya kontseptsii berezhlivogo proizvodstva [Genesis of the concept of “operational efficiency” within the development of the concept of lean production]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (4(63)). 187-196. (in Russian). doi: 10.22394/1997-4469-2023-63-4-187-196.

Zakharova I.A. (2022). Upravlenie sovmestimostyu s klientami kak instrument povysheniya klientskoy loyalnosti i operatsionnoy effektivnosti servisnyh kompaniy [Customer compatibility management as a tool to increase customer loyalty and operational efficiency in service companies]. Public administration. Electronic Bulletin. (93). 7-21. (in Russian). doi: 10.24412/2070-1381-2022-93-7-21.

Страница обновлена: 03.04.2025 в 12:28:41