Convergence of science and business as a driver of innovative development

Dontsova O. I.1, Timonina A. E.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2025)

Citation:

Abstract:
In the conditions of modern realities, economic growth is possible only under the condition of innovative development of business. Innovative technologies, which today serve as a basis for the implementation of production activities and the formation of the final product for the consumer, are not only a tool for improving the quality of life, but also for securing leading positions among competitors. As a result, cooperation between the creators of innovative technologies and representatives of other spheres, who are users or co-participants in the creative process of innovative ideas, becomes particularly important. Thus, the relevance of this article lies in the study of innovative development as an integral systemic process, and from the position of the work of institutions that influence this process. Representatives of business and scientific and educational institutions are considered as institutions from the point of view of authority and priority. On the basis of the analysis the main provisions of the verbal model of convergence of science and business for ensuring innovative development of the economy are formulated. The results of the study can be used in practical activities and become the basis for research in the field of economics.

Keywords: innovative economy, innovative technology, digital economy, science and business convergence, knowledge commercialization

JEL-classification: O31, O32, O30



Введение

На сегодняшний день не представляется возможным говорить о росте экономики без использования инноваций. Инновационные технологии, внедряемые в производственные процессы, и инновационная продукция, изготовленная на базисе отечественных производственных мощностей, являются инструментом повышения уровня качества жизни и залогом успеха среди конкурентов как внутри рынка, так и на мировой арене.

В этой связи возникает необходимость предъявления новых требований и корректировки условий функционирования традиционной экономики [6, с. 2144]. На первое место выходит развитие междисциплинарных связей как фундаментальной основы развития инновационных технологий, а также различные мультипликационные эффекты, образуемые за счет использования инноваций. В данном аспекте необходимо учитывать даже не принципиально новые, а уже активно используемые российским бизнесом технологии, которые в соответствии с условиями цифровизации экономики трансформируются или модернизируются [6, с. 2144]. Данный феномен обусловлен возникновением нового типа технологической кооперации между различными субъектами экономики, основанной на кросс-инновациях – межотраслевом и междисциплинарном взаимодействии между такими участниками, как непосредственные создатели инновационных технологий и представители других сфер, которые являются пользователями или соучастниками их созидательного процесса [6, с. 2145]. Кроме того, для обеспечения инновационного развития требуется выявление факторов, оказывающих влияние на реализацию данного подхода с учетом их стимулирующего и деструктивного характера [8, с. 1357].

В этой связи возникает необходимость в определении роли институтов, оказывающих влияние на инновационное развитие экономики с позиции стимулирования функционирования бизнеса, инвестиционной активности и технологического развития [10, с. 17].

Таким образом, актуальность темы исследования состоит в изучении инновационного развития как цельного системного процесса, так и с позиции работы институтов, оказывающих влияния на данный процесс. В качестве институтов с точки зрения авторитетности и приоритетности рассмотрены бизнес и научно-образовательные учреждения.

Отдельные аспекты данной проблемы освещены в работах российских исследователей и ученых. Так, например, Дудин М.Н. и Шкодинский С.В. акцентируют внимание на тенденциях, возможностях и угрозах цифровизации экономики в современных условиях [5]. Факторы влияния на уровень инновационной активности являются предметом исследования Бадыковой И.Р. [2]. Терновская Е.П. в своей работе выделяет факторы воздействия на спрос и предложения инноваций с позиции комплексного подхода [10]. Влияние стимулирующих и дестимулирующих факторов на инновационные процессы занимают центральное место в исследованиях Никитской Е.Ф. и Валишвили М.А. [8]. Калиева О.М., Лужнова Н.В., Четвергова И.А. определяют ключевую роль образовательных организаций высшего образования в интеграционных процессах в сфере образования, науки и бизнеса [7], в то время как Погребинская Е.А. анализирует опыт интеграции бизнеса и науки в рамках отечественной и зарубежной практики [9]. На основании зарубежного опыта основные драйверы мирового экономического развития определены Казаковой М.В. [6]. Особую роль университетов в рамках анализируемого процесса подчеркивают Боуш Г.Д., Вертинова А.А., Солдатова Л.С. [3], на фоне того как механизм причастия высших учебных заведений в процессе инновационного развития регионов исследованы Арутюновой Д.В. и Алесинской Т.В. [1]. Шацкая Е.Ю. в рамках формирования эффективной инновационной экономики отводит важное место институтам развития, в том числе на основании государственно-частного партнерства [11].

Невзирая на исследования в части отдельных аспектов анализируемой проблемы эффективной кооперации науки и бизнеса, недостаточно внимания уделено модели конвергенции данных институтов с целью обеспечения инновационного развития экономики в современных условиях. Актуальность темы исследования состоит в значимости эффективного взаимодействия субъектов экономики и научно-образовательных учреждений в качестве драйвера инноватики и экономического роста. Таким образом, целью исследования является авторское определение основных положений для вербальной модели конвергенции науки и бизнеса с целью обеспечения инновационного развития экономики. Научная новизна исследования заключается в выделении положений для формирования вербальной модели конвергенции хозяйствующих субъектов и научных центров с учетом государственной инициативности для инновационного развития экономики.

Для написания статьи задействованы материалы научных исследований и источников из сети Интернет. Методология исследования основана на принципах системного и структурного подходов, а также включает в себя общенаучные методы исследования.

Основная часть

В условиях санкционного давления технологическое развитие России подвержено критической опасности, поскольку геополитическая напряженность напрямую сказывается на возможностях национальной экономики. Выходит, что национальные цели, выраженные в становлении цифровой экономики как освоения лучших зарубежных практик и адаптации мирового опыта, недосягаемы в условиях современных реалий [5, с. 691]. В этой связи необходимо опираться лишь на уникальность российского опыта в области имплементации новаций в производственные и технологические процессы как проявления инновационного развития.

Реализация потенциала инновационного развития возможна в рамках определенных направлений, указанных на рисунке 1.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия

Автоматически созданное описание

Рисунок 1. Основные направления инновационного развития

Источник: составлено авторами на основании [3].

Характеристики каждого из обозначенных направлений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Описательная характеристика основных направлений инновационного развития

Направление инновационного развития
Характеристика направления
Интеллектуальный потенциал
Совокупность ресурсных возможностей и потенций для аккумулирования знаний и их использования на практике с целью формирования интеллектуального продукта
Наукоемкость бизнеса
Реализация дорогостоящих разработок, опосредующих использование инновационных технологий и научных достижений
Государственное регулирование инновационной деятельности
Формирование благоприятных условий и принятие законодательных инициатив для инновационного развития с учетом методического обеспечения, ориентированного на регулирование, стимулирование и поддержку субъектов, способствующих инновационному развитию
Инновационная инфраструктура
Система устойчивых структурных связей между объектами, оказывающими содействие инновационному развитию

Источник: составлено авторами на основании [3].

Каждое из перечисленных направлений является базисом не только для обеспечения необходимого уровня инновационного развития, но и его сохранения на должном уровне. Для достижения этой цели первостепенным является гарантирование стабильных условий для осуществления деятельности субъектов экономики, активно использующих инновационные технологии и производящие инновационную продукцию. Ввиду этого необходимо обратить пристальное внимание на участников инновационного развития, обеспечивающих конвергенцию науки и бизнеса [3, с. 1229-1230].

Если роль бизнеса является очевидной и определяется как пространство для реализации и практического применения конкретных разработок и инновационных идей, то значение таких субъектов, как высшие учебные заведения (университеты, институты, академии и т.д.) и научные центры зачастую недооценено. Между тем научная и образовательная деятельность является критическим конструктивным элементом в условиях цифровой экономики и экономики знаний [1, с. 970].

Сегодня на первый план выходит кооперация хозяйствующих субъектов и представителей научного сообщества. Примечательно то, что работу и тех и других координирует государство, осуществляя не только регулирующую функцию, но и проявляя инициативность, выраженную в формировании спроса на удовлетворение общественных потребностей посредством осуществления инновационного производства, использования новых технологий или изготовления товаров на их основе. Тогда логика кооперативного взаимодействия выстраивается следующим образом. Государство, испытывая потребность в удовлетворении потребительского спроса в различных благах, создает условия для работы бизнеса и стимулирования исследовательской и научной деятельности, между тем формулируя конкретные задачи для их последующего делегирования субъектам экономики и науки. Образовательные учреждения сегодня рассматриваются как центр концентрации науки и бизнес-инноваций, а не просто площадка лля реализации образовательной и воспитательной функции. Здесь возможно разделить деятельность высших учебных заведений по двум направлениям: трансфер готовых решений для бизнеса и подготовка квалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям и запросам рынка труда. Бизнес же интегрирует предоставленные решения в практическую деятельность и позволяет студентам и выпускникам реализовать себя в качестве специалистов, при этом достигая главную цель – систематическое получение прибыли, в том числе за счет коммерциализации знаний и инновационных предложений [6, с. 166-167].

Кроме того, представляется возможным определить и другие аспекты конвергенции науки и бизнеса [8, с. 1576-1578]:

1. финансирование инновационных технологий;

2. коммерциализация инновационных разработок;

3. интеллектуальный протекционизм.

Характеристика каждого из аспектов приведена на рисунке 2.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, документ

Автоматически созданное описание

Рисунок 2. Характеристика аспектов конвергенции науки и бизнеса

Источник: составлено авторами на основании [6].

Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что для отечественной практики актуальна вербальная модель конвергенции науки и бизнеса с целью обеспечения инновационного развития экономики, которая базируется на следующих положениях:

1. Вовлеченность государства как регулятора и стимулятора инновационного развития, поскольку государственная инициативность выражается, в том числе, в возможности применения бизнесом различных программ финансирования и привлечения инвестиций, льгот и преференций, и формирования требований для подготовки специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.

2. Активная потребность государства в осуществлении крупных фундаментальных исследований как для государственных учреждений, так и для представителей крупного бизнеса, в то время как представители малого и среднего бизнеса является проактивными пользователями инновационных технологий, внедряя их в непосредственное производство с последующим откликом и адаптацией под реальные условия.

3. Финансирование инновационных проектов, осуществляемых бизнесом, и научных разработок соответствующих учреждений реализуется либо за счет полного государственного финансирования, либо в условиях государственно-частного партнерства.

4. Деятельность научно-образовательных учреждений, направленная на обеспечение отечественного бизнеса высококвалифицированными кадрами и имплементации многовариантных инновационных разработок.

Для наиболее комплексного понимания следует отобразить конвергенцию экономики и бизнеса как реализацию системного процесса с учетом его отличительных характеристик для российских реалий, как указано на рисунке 3.

Заключение

Таким образом, основным результатом конвергенции науки и бизнеса является формирование благоприятной среды для развития инновационной экономики. Между тем, обеспечение устойчивого экономического роста в данных условиях гарантировано лишь за счет коммерциализации знаний и идей в процессе их внедрения и реализации на практике [7, с. 171].

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число

Автоматически созданное описание

Рисунок 2. Характеристика аспектов конвергенции науки и бизнеса

Источник: составлено авторами на основании [1; 3].

Кроме того, велика роль образовательных и научных учреждений, осуществляющих трансфер аккумулированных разработок и идей в бизнес-деятельность.

Ввиду этого значение конвергенции науки и бизнеса в условиях современных реалий приобретает особую значимость, поскольку институт науки и бизнес посредством коммерциализации знаний способствует удовлетворению целей экономики и бизнеса.


References:

Arutyunova D.V., Alesinskaya T.V. (2023). Mezhdistsiplinarnost v universitetskom obrazovanii kak faktor innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona [Interdisciplinarity in university education as a factor of the regional innovative development]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 969-986. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.117373.

Badykova I.R. (2023). Faktory innovatsionnogo razvitiya krupnyh rossiyskikh predpriyatiy [Factors of innovative development of large Russian companies]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 5423-5434. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.119987.

Boush G.D., Vertinova A.A., Soldatova L.S. (2024). Innovatsionnoe razvitie regionov: rol universitetov [The role of universities in innovative regional development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1229-1238. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.4.120671.

Dudin M.N., Shkodinskiy S.V. (2021). Tendentsii, vozmozhnosti i ugrozy tsifrovizatsii natsionalnoy ekonomiki v sovremennyh usloviyakh [Trends, opportunities and threats of digitalization of the national economy in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 689-714. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111785.

Kalieva O.M., Luzhnova N.V., Chetvergova I.A. (2022). Vzaimodeystvie obrazovaniya, nauki i biznesa kak osnova formirovaniya innovatsionno-predprinimatelskoy sredy regiona [The interaction of education, science and business as the basis for the formation of the innovative and entrepreneurial environment of the region]. Bulletin of the YugraSU. (4(67)). 166-173. (in Russian). doi: 10.18822/byusu202204166-173.

Kazakova M.V. (2023). Tvorcheskie kross-innovatsionnye klastery kak drayvery sovremennogo ekonomicheskogo razvitiya [Creative cross-innovation clusters as drivers of modern economic development]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2143-2158. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.119716.

Nikitskaya E.F., Valishvili M.A. (2021). Faktory innovatsionnogo razvitiya natsionalnoy ekonomiki: mezhdunarodnye aspekty [Factors of the national economy innovative development: international aspects]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1355-1370. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113773.

Pogrebinskaya E.A., Sidorenko V.N., Sukhova E.I. (2021). Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt integratsii biznesa i nauki: novye vozmozhnosti i ugrozy v epokhu Industrii 4.0 [Russian and foreign experience of business and science integration: new opportunities and threats in the era of industry 4.0]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1573-1594. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113998.

Shatskaya E.Yu. (2022). Analiz otechestvennyh institutov innovatsionnogo razvitiya [Analysis of domestic innovative development institutions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 15-24. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114186.

Ternovskaya E.P. (2019). Osobennosti i problemy finansovogo obespecheniya innovatsionnogo promyshlennogo razvitiya v Rossii [Features and problems of financial support for innovative industrial development in Russia]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (2). 337-348. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.2.40584.

Страница обновлена: 31.03.2025 в 13:07:24