Влияние теневой экономики на развитие транспорта в регионе
Баталова Н.В.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
Статья посвящена исследованию влияния теневой экономики на развитие транспортной системы региона. Актуальность темы обусловлена высокой значимостью транспортной инфраструктуры для экономического роста, мобильности населения и повышения качества жизни. В условиях значительной доли теневой экономики транспортная система сталкивается с ограничениями в финансировании, ухудшением качества инфраструктуры и ростом неформального сектора, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии регионов.
В работе представлены результаты анализа теневой экономики в Ленинградской области, включающего оценку ее доли в валовом региональном продукте , масштабы уклонения от налогов и влияние на некоторые индикаторы развития транспорта: инвестиции, уровень теневых перевозок, снижение налоговых поступлений.
Практическая значимость работы заключается в предложении мер по минимизации негативного влияния теневой экономики, таких как усиление государственного контроля, усовершенствование систем учета занятости и доходов и стимулирование легальной занятости населения.
Ключевые слова: теневая экономика, транспорт, региональная экономика
Введение
Теневая экономика представляет собой одно из наиболее сложных и многогранных явлений современной экономической системы. Ее влияние простирается на самые разные сферы общественной жизни, включая развитие инфраструктуры и транспортной системы регионов. Вопросы, связанные с масштабами теневой экономики, ее последствиями и методами контроля, приобретают особую актуальность в условиях необходимости эффективного управления экономическими процессами и повышения качества жизни населения. Ленинградская область имеет стратегически важное транспортно-географическое положение, так как через её территорию проходят важные транспортные маршруты.
Развитие транспортной системы региона является критически важным элементом экономического роста региона, влияющим на мобильность населения, доступность ресурсов и стимулирование предпринимательской деятельности. Однако в условиях активного функционирования теневой экономики транспортная система может испытывать существенные ограничения в своем развитии, связанных с недофинансированием, снижением качества инфраструктуры, а также с негативными социально-экономическими последствиями.
Литературный обзор в рамках исследования
В рамках исследования была проведена аналитическая работа с трудами различных авторов, посвященных вопросам теневой экономики и транспортной инфраструктуры: в части работ [2; 8] акцентируется внимание на методах измерения уровня теневой экономики и ее макроэкономических последствиях; в других [4; 6; 9] – исследуются взаимосвязи между уровнем теневой экономики и темпами социально-экономического развития. Ряд работ [5; 10] посвящен оценке влияния цифровизации отдельных секторов экономики на уровень теневой экономики, а также аспектам ее проявления в области экономической безопасности на предприятиях сферы транспорта [7; 11; 12].
Количество работ и углубленный анализ особенностей теневой экономики в различных сферах деятельности демонстрирует актуальность тематики данной работы, требуя дальнейшего развития подходов к оценке масштабов теневой экономики.
Цель исследования: направлена на выявление характера и степени влияния теневой экономики на развитие транспортной системы региона.
Авторская гипотеза исследования: высокий уровень теневой экономики оказывает негативное влияние на развитие транспортной системы региона за счет сокращения инвестиционных ресурсов, ухудшения качества инфраструктуры и увеличения неформального сектора транспортных услуг.
Методология и информационная основа исследования.
Информационная основа исследования строится на официальных данных федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, включая показатели ВРП, объемы инвестиций и т.д., отчеты Министерства транспорта РФ о реализации национальных и региональных проектов в транспортной отрасли, региональные программы развития транспортной инфраструктуры и их результаты, научные публикации, посвященные методам оценки теневой экономики и ее влиянию на инфраструктурные отрасли.
Теоретико-методологической основой исследования включает ключевые концепции, подходы и теории, которые обеспечивают структурированное понимание исследуемой проблемы: теория экономического роста и регионального развития; теории теневой экономики; концепция устойчивого развития; институциональный подход и системный анализ.
Результаты исследования
Характеристика уровня теневой экономики в регионе
По результатам расчета доли теневой экономики налоговым методом, уровень теневой экономики в Ленинградской области составил по результатам 2020 года 18,5%. В 2021 г. наблюдалось снижение этого уровня 11,5%. Снижение произошло на фоне общего падения доходов и налоговых поступлений за счет падения экономической активности, что также привело к снижению и части «теневых» доходов.
В 2022 г. наблюдается увеличение доли теневой экономики до 16,2% на фоне роста доходов и налоговых поступлений. Этот рост может свидетельствовать о том, что восстановление экономики затронуло не только легальный, но и теневой сектор. Восстановление деловой активности зачастую сопровождается оживлением скрытого оборота, что отражается в увеличении доли теневой экономики, даже на фоне общего увеличения доходов и налоговой базы. Динамика ВРП, доходов и налоговых поступлений по Ленинградской области отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика доли теневой экономики в ВРП Ленинградской области, 2020-2022 гг.
Составлено автором по [1; 3]
Индикаторы развития транспортной системы
Инвестиции в транспортную инфраструктуру: объем вложений в транспортную инфраструктуру в течение рассматриваемого периода был неравномерным (Рисунок 2) и обусловлен общеэкономическими и политическими колебаниями.
Рисунок 2. Динамика инвестиций в
основной капитал транспортной отрасли Ленинградской области, 2020-2022 гг.
Составлено автором по [6]
Соответственно, такая неравномерность ведет к снижению темпов строительства новых объектов, а также задержке ввода в эксплуатацию крупных инфраструктурных проектов.
Снижение налоговых поступлений: Потери бюджета от недополученных налогов из транспортного сектора оцениваются в среднем на уровне 15-16% от общего уровня недополученных налогов. В Ленинградской области это составляет порядка 2,5 млрд рублей в 2022 г., что ниже значения 2020 г. более, чем в 2 раза (Рисунок 3).
Рисунок 3. Оценка потенциального объема неполученных налоговых отчислений, млрд. руб., 2020-2022 гг.
Составлено автором
Уровень теневых перевозок и занятости в них:
Доля нелегальных транспортных услуг составляет порядка 2-4% от общего объема рынка перевозок. По результатам расчета была оценена потенциальная численность занятых в теневом секторе транспортной отрасли (Рисунок 4).
Рисунок 4. Оценка потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. чел., 2020-2022 гг.
Составлено автором
За рассматриваемый период оценочная численность занятых в «теневой» части сферы транспорта снизилась почти в 2 раза в 2022 г. по сравнению с 2020 г., что говорит об эффективности мер, принимаемых межведомственной транспортной комиссией при Губернаторе Ленинградской области, по обеспечению законности перевозок, безопасности дорожного движения, а также улучшению качества оказываемых транспортных услуг.
Объемы теневой экономики в Ленинградской области хоть и имеют тенденцию к снижению, но остаются значительными, что продолжает оказывать влияние на объемы регионального бюджета и социально-экономическую ситуацию.
Для минимизации негативного эффекта последствий высокого уровня теневой экономики необходим комплексный подход к решению этих проблем:
Усовершенствование систем учета занятости и доходов: создание единой базы данных, объединяющей информацию из служб занятости, налоговых органов и социальных служб, а также проведение регулярных проверок предприятий для выявления несоответствий между декларированным и фактическим числом работников.
Стимулирование официальной занятости: повышение минимального уровня заработной платы до показателя, превышающего прожиточный минимум, а также предоставление дополнительных социальных гарантий и привилегий, таких как льготные условия кредитования и дополнительные пенсионные выплаты для работников официального сектора.
Ужесточение контроля и санкций: усиление мер административной и уголовной ответственности для работодателей, использующих нелегальный труд, а также организация мероприятий, направленных на выявление и легализацию теневой экономики, включая налоговые амнистии и льготы для компаний, переходящих на легальную деятельность.
Информационно-разъяснительная работа: проведение кампаний, направленных на повышение осведомленности граждан о преимуществах официального трудоустройства, таких как доступ к социальным выплатам, пенсиям и другим видам защиты, а также создание анонимной платформы для сообщений о случаях теневой занятости.
Заключение
Теневая экономика оказывает значительное негативное влияние на развитие транспортной системы региона: сокращение инвестиционных ресурсов, ухудшение состояния инфраструктуры и рост доли нелегальных перевозчиков.
Комплексный подход к решению этих проблем позволит создать условия для устойчивого развития транспортной системы и повышения качества жизни населения региона.
Источники:
2. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – c. 152-160. – doi: 10.32609/0042-8736-2015-9-152-160.
3. Валовой региональный продукт. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/172048 URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/172048.
4. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182. – doi: 10.18334/tek.5.3.112799.
5. Гиёсов А.А. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и сокращения уровня теневой экономики // Гиесов, А. А. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и сокращения уровня теневой экономики / А. А. Гиесов // Modern Science. – 2021. – № 7. – С. 42-44. – EDN GZGLPO. – 2021. – № 7. – c. 42-44.
6. Инвестиции. Оперативная информация. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/Invest_LO URL: https://78.rosstat.gov.ru/Invest_LO.
7. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
8. Кожевников Р.А., Терёшина Н.П., Межох З.П., Шкурин Л.В., Дедова И.Н., Чуприкова З.В., Епишкин И.А., Соколова И.И., Долгачева И.Н., Коришева О.В. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов. / монография. - М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2015, 2015. – 248 c.
9. Костин А.В. Методы оценки теневой экономики на региональном уровне // Регион: Экономика и Социология. – 2018. – № 3. – c. 21-37. – doi: 10.15372/REG20180302.
10. Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2016. – № 6 (34). – c. 46-61.
11. Уваров Е.А. Оценка эффективности внедрения бесконтактной оплаты в общественном транспорте для борьбы с теневой экономикой // Экономика и математические методы. – 2021. – № 3. – c. 86-96. – doi: 10.31857/S042473880016416-6.
12. Чуприкова З.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность предприятия на примере железнодорожного транспорта // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Труды III Международной научно-практической конференции / под ред. Р.А. Кожевникова, Ю.И. Соколова, З.П. Межох. 2018. 2018. – c. 338-340.
13. Чуприкова З.В. Отдельные аспекты изучения влияния теневого сектора экономики на экономическую безопасность предприятий транспорта / В книге: Мы продолжаем традиции российской статистики. Материалы I Открытого российского статистического конгресса. , 2015. – 626-627 c.
14. Schneider F. The Shadow Economy and Work in the Shadow: What Do We (Not) Know?. IZA. Discussion Paper. №6423. March 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.iza.org/dp6423.pdf.
Страница обновлена: 23.03.2025 в 13:48:28