Влияние теневой экономики на развитие транспорта в регионе
Баталова Н.В.1![]()
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80566161
Аннотация:
Статья посвящена исследованию влияния теневой экономики на развитие транспортной системы региона. Актуальность темы обусловлена высокой значимостью транспортной инфраструктуры для экономического роста, мобильности населения и повышения качества жизни. В условиях значительной доли теневой экономики транспортная система сталкивается с ограничениями в финансировании, ухудшением качества инфраструктуры и ростом неформального сектора, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии регионов.
В работе представлены результаты анализа теневой экономики в Ленинградской области, включающего оценку ее доли в валовом региональном продукте , масштабы уклонения от налогов и влияние на некоторые индикаторы развития транспорта: инвестиции, уровень теневых перевозок, снижение налоговых поступлений.
Практическая значимость работы заключается в предложении мер по минимизации негативного влияния теневой экономики, таких как усиление государственного контроля, усовершенствование систем учета занятости и доходов и стимулирование легальной занятости населения.
Ключевые слова: теневая экономика, транспорт, региональная экономика
Введение
Теневая экономика представляет собой одно из наиболее сложных и многогранных явлений современной экономической системы. Ее влияние простирается на самые разные сферы общественной жизни, включая развитие инфраструктуры и транспортной системы регионов. Вопросы, связанные с масштабами теневой экономики, ее последствиями и методами контроля, приобретают особую актуальность в условиях необходимости эффективного управления экономическими процессами и повышения качества жизни населения. Ленинградская область имеет стратегически важное транспортно-географическое положение, так как через её территорию проходят важные транспортные маршруты.
Развитие транспортной системы региона является критически важным элементом экономического роста региона, влияющим на мобильность населения, доступность ресурсов и стимулирование предпринимательской деятельности. Однако в условиях активного функционирования теневой экономики транспортная система может испытывать существенные ограничения в своем развитии, связанных с недофинансированием, снижением качества инфраструктуры, а также с негативными социально-экономическими последствиями.
Литературный обзор в рамках исследования
В рамках исследования была проведена аналитическая работа с трудами различных авторов, посвященных вопросам теневой экономики и транспортной инфраструктуры: в части работ [2; 8] акцентируется внимание на методах измерения уровня теневой экономики и ее макроэкономических последствиях; в других [4; 6; 9] – исследуются взаимосвязи между уровнем теневой экономики и темпами социально-экономического развития. Ряд работ [5; 10] посвящен оценке влияния цифровизации отдельных секторов экономики на уровень теневой экономики, а также аспектам ее проявления в области экономической безопасности на предприятиях сферы транспорта [7; 11; 12].
Количество работ и углубленный анализ особенностей теневой экономики в различных сферах деятельности демонстрирует актуальность тематики данной работы, требуя дальнейшего развития подходов к оценке масштабов теневой экономики.
Цель исследования: направлена на выявление характера и степени влияния теневой экономики на развитие транспортной системы региона.
Авторская гипотеза исследования: высокий уровень теневой экономики оказывает негативное влияние на развитие транспортной системы региона за счет сокращения инвестиционных ресурсов, ухудшения качества инфраструктуры и увеличения неформального сектора транспортных услуг.
Методология и информационная основа исследования.
Информационная основа исследования строится на официальных данных федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, включая показатели ВРП, объемы инвестиций и т.д., отчеты Министерства транспорта РФ о реализации национальных и региональных проектов в транспортной отрасли, региональные программы развития транспортной инфраструктуры и их результаты, научные публикации, посвященные методам оценки теневой экономики и ее влиянию на инфраструктурные отрасли.
Теоретико-методологической основой исследования включает ключевые концепции, подходы и теории, которые обеспечивают структурированное понимание исследуемой проблемы: теория экономического роста и регионального развития; теории теневой экономики; концепция устойчивого развития; институциональный подход и системный анализ.
Результаты исследования
Характеристика уровня теневой экономики в регионе
По результатам расчета доли теневой экономики налоговым методом, уровень теневой экономики в Ленинградской области составил по результатам 2020 года 18,5%. В 2021 г. наблюдалось снижение этого уровня 11,5%. Снижение произошло на фоне общего падения доходов и налоговых поступлений за счет падения экономической активности, что также привело к снижению и части «теневых» доходов.
В 2022 г. наблюдается увеличение доли теневой экономики до 16,2% на фоне роста доходов и налоговых поступлений. Этот рост может свидетельствовать о том, что восстановление экономики затронуло не только легальный, но и теневой сектор. Восстановление деловой активности зачастую сопровождается оживлением скрытого оборота, что отражается в увеличении доли теневой экономики, даже на фоне общего увеличения доходов и налоговой базы. Динамика ВРП, доходов и налоговых поступлений по Ленинградской области отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика доли теневой экономики в ВРП Ленинградской области, 2020-2022 гг.
Составлено автором по [1; 3]
Индикаторы развития транспортной системы
Инвестиции в транспортную инфраструктуру: объем вложений в транспортную инфраструктуру в течение рассматриваемого периода был неравномерным (Рисунок 2) и обусловлен общеэкономическими и политическими колебаниями.
Рисунок 2. Динамика инвестиций в
основной капитал транспортной отрасли Ленинградской области, 2020-2022 гг.
Составлено автором по [6]
Соответственно, такая неравномерность ведет к снижению темпов строительства новых объектов, а также задержке ввода в эксплуатацию крупных инфраструктурных проектов.
Снижение налоговых поступлений: Потери бюджета от недополученных налогов из транспортного сектора оцениваются в среднем на уровне 15-16% от общего уровня недополученных налогов. В Ленинградской области это составляет порядка 2,5 млрд рублей в 2022 г., что ниже значения 2020 г. более, чем в 2 раза (Рисунок 3).
Рисунок 3. Оценка потенциального объема неполученных налоговых отчислений, млрд. руб., 2020-2022 гг.
Составлено автором
Уровень теневых перевозок и занятости в них:
Доля нелегальных транспортных услуг составляет порядка 2-4% от общего объема рынка перевозок. По результатам расчета была оценена потенциальная численность занятых в теневом секторе транспортной отрасли (Рисунок 4).
Рисунок 4. Оценка потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. чел., 2020-2022 гг.
Составлено автором
За рассматриваемый период оценочная численность занятых в «теневой» части сферы транспорта снизилась почти в 2 раза в 2022 г. по сравнению с 2020 г., что говорит об эффективности мер, принимаемых межведомственной транспортной комиссией при Губернаторе Ленинградской области, по обеспечению законности перевозок, безопасности дорожного движения, а также улучшению качества оказываемых транспортных услуг.
Объемы теневой экономики в Ленинградской области хоть и имеют тенденцию к снижению, но остаются значительными, что продолжает оказывать влияние на объемы регионального бюджета и социально-экономическую ситуацию.
Для минимизации негативного эффекта последствий высокого уровня теневой экономики необходим комплексный подход к решению этих проблем:
Усовершенствование систем учета занятости и доходов: создание единой базы данных, объединяющей информацию из служб занятости, налоговых органов и социальных служб, а также проведение регулярных проверок предприятий для выявления несоответствий между декларированным и фактическим числом работников.
Стимулирование официальной занятости: повышение минимального уровня заработной платы до показателя, превышающего прожиточный минимум, а также предоставление дополнительных социальных гарантий и привилегий, таких как льготные условия кредитования и дополнительные пенсионные выплаты для работников официального сектора.
Ужесточение контроля и санкций: усиление мер административной и уголовной ответственности для работодателей, использующих нелегальный труд, а также организация мероприятий, направленных на выявление и легализацию теневой экономики, включая налоговые амнистии и льготы для компаний, переходящих на легальную деятельность.
Информационно-разъяснительная работа: проведение кампаний, направленных на повышение осведомленности граждан о преимуществах официального трудоустройства, таких как доступ к социальным выплатам, пенсиям и другим видам защиты, а также создание анонимной платформы для сообщений о случаях теневой занятости.
Заключение
Теневая экономика оказывает значительное негативное влияние на развитие транспортной системы региона: сокращение инвестиционных ресурсов, ухудшение состояния инфраструктуры и рост доли нелегальных перевозчиков.
Комплексный подход к решению этих проблем позволит создать условия для устойчивого развития транспортной системы и повышения качества жизни населения региона.
Источники:
2. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – c. 152-160. – doi: 10.32609/0042-8736-2015-9-152-160.
3. Валовой региональный продукт. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/172048 URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/172048.
4. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182. – doi: 10.18334/tek.5.3.112799.
5. Гиёсов А.А. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и сокращения уровня теневой экономики // Гиесов, А. А. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и сокращения уровня теневой экономики / А. А. Гиесов // Modern Science. – 2021. – № 7. – С. 42-44. – EDN GZGLPO. – 2021. – № 7. – c. 42-44.
6. Инвестиции. Оперативная информация. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/Invest_LO URL: https://78.rosstat.gov.ru/Invest_LO.
7. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
8. Кожевников Р.А., Терёшина Н.П., Межох З.П., Шкурин Л.В., Дедова И.Н., Чуприкова З.В., Епишкин И.А., Соколова И.И., Долгачева И.Н., Коришева О.В. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов. / монография. - М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2015, 2015. – 248 c.
9. Костин А.В. Методы оценки теневой экономики на региональном уровне // Регион: Экономика и Социология. – 2018. – № 3. – c. 21-37. – doi: 10.15372/REG20180302.
10. Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2016. – № 6 (34). – c. 46-61.
11. Уваров Е.А. Оценка эффективности внедрения бесконтактной оплаты в общественном транспорте для борьбы с теневой экономикой // Экономика и математические методы. – 2021. – № 3. – c. 86-96. – doi: 10.31857/S042473880016416-6.
12. Чуприкова З.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность предприятия на примере железнодорожного транспорта // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Труды III Международной научно-практической конференции / под ред. Р.А. Кожевникова, Ю.И. Соколова, З.П. Межох. 2018. 2018. – c. 338-340.
13. Чуприкова З.В. Отдельные аспекты изучения влияния теневого сектора экономики на экономическую безопасность предприятий транспорта / В книге: Мы продолжаем традиции российской статистики. Материалы I Открытого российского статистического конгресса. , 2015. – 626-627 c.
14. Schneider F. The Shadow Economy and Work in the Shadow: What Do We (Not) Know?. IZA. Discussion Paper. №6423. March 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.iza.org/dp6423.pdf.
Страница обновлена: 23.07.2025 в 01:33:17
Download PDF | Downloads: 14
The impact of the shadow economy on the development of the regional transportation
Batalova N.V.Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 4 (October-December 2024)
Abstract:
The article examines the influence of the informal economy on the development of the regional transport system. The relevance of the topic is due to the high importance of transport infrastructure for economic growth, population mobility and improvement of the quality of life. In the context of a significant share of the shadow economy, the transport system faces funding constraints, deterioration in the quality of infrastructure and the growth of the informal sector, which negatively affects the socio-economic development of regions.
The article presents the results of the analysis of the shadow economy in the Leningrad region, including an assessment of its share in the gross regional domestic product, the scale of tax evasion and the impact on some indicators of transport development: investment, the level of shadow transport and a decrease in tax revenues.
The article proposes measures to minimize the negative impact of the shadow economy, such as strengthening state control, improving employment and income accounting systems and stimulating legal employment of the population.
Keywords: shadow economy, transport, regional economy
