Structural and functional specifics of the personnel development system at large companies in the Irkutsk region

Beloborodova N. A.1, Nosyreva I. G.1
1 Байкальский государственный университет

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 1 (January 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80301646

Abstract:
In the conditions of shortage of workers in the labor market and increasing requirements for the level of their training in recent years, the role of corporate universities in large companies has increased. The article presents the results of the study of the structural and functional characteristics of the educational units of large companies in the Irkutsk region. The dominant types of training units were identified. The authors came to the conclusion that manufacturing companies are more focused on the training of workers and specialists, while companies of the service and financial sectors pay attention to the development of managers of different levels and specialists. The functional characteristics and the range of activities performed depend on the type of educational unit. It is noted that during the transformation of educational departments in large organizations their functions become more complex, and the professional staff of such departments becomes more diverse. The article is of interest to managers involved in the management of educational units in organizations, as well as to a wide range of readers interested in personnel training.

Keywords: personnel development, personnel training, training center, corporate university, training unit type, training unit target audience

JEL-classification: M10, M12, I20



Введение

В последние годы ситуация на рынке труда Иркутской области характеризуется усиливающейся трудодефицитной конъюнктурой [13]. С одной стороны, статистические показатели общей и регистрируемой безработицы значительно снизились [3]. Так, в августе-октябре 2024 г. уровень общей безработицы в регионе, исчисленной по методологии МОТ, составлял 3%, тогда как в предыдущие два года он колебался на уровне 4,9–4,4% [19]. Уровень регистрируемой безработицы на 01.11.2024 составлял 0,4%, и в предыдущие годы наблюдалась тенденция к снижению: 2020 – 2,5%, 2021 – 1,0%, 2022 – 0,7% [19]. Многие предприятия региона испытывают острый дефицит работников, увеличились сроки закрытия вакансий. Кадровый голод в большей степени затронул такие категории работников, как рабочие и менеджеры среднего звена. С другой стороны, требования к уровню квалификации и профессиональной подготовки, к компетентности персонала год от года возрастают, подвержены изменениям и трудовые ценности работников [2]. По мнению экспертов, каждые 5 лет происходит изменение 40% требований к сотрудникам что делает процесс обучения не просто необходимым, а непрерывным [20]. Следовательно, обучение персонала перестало быть дискретным процессом. Ситуация дефицита квалифицированных работников усугубляется целым рядом факторов [14]: снижением численности населения Иркутской области (с 2 408,9 тыс. чел. на 01.01.2017 до 2 330,5 тыс. чел. на 01.01.2024) вследствие как естественной убыли населения, так и отрицательного сальдо миграции на протяжении последних шести лет; резким ростом смертности на фоне пандемии; мобилизацией части мужского населения трудоспособного возраста; оттоком молодежи из Иркутской области в западную часть нашей страны [1]; последствиями «демографической ямы», когда численность молодежи, впервые выходящей на рынок труда в целях поиска работы, значительно меньше численности работников достигающих возраста выхода на пенсию (поколения 1960-х гг., а в это время в стране был «бэби-бум»).

Однако следует отметить и влияние положительных факторов: проведение пенсионной реформы и постепенное увеличение возраста выхода на пенсию позволило стабилизировать численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (на 01.01.2024 — 1 330,1 тыс. чел., или 57% от общей численности населения Иркутской области).

В этих объективно сложившихся условиях многие работодатели-представители крупных предприятий Иркутской области начали адаптировать свои кадровые стратегии к ситуации дефицита кадров [12]. Изменения коснулись, прежде всего, таких функциональных направлений в сфере управления персоналом, как привлечение новых работников, усиление взаимодействия с высшими учебными заведениями и учреждениями системы среднего профессионального образования по привлечению молодежи, повышение качественных характеристик имеющегося трудового потенциала предприятий через программы развития и обучения различных категорий персонала, удержание наиболее ценных сотрудников и др. Многие организации региона сосредоточились на усилении таких аспектов кадровой политики, как повышение привлекательности HR-бренда предприятия как работодателя на рынке труда, разработка и бюджетирование социальных программ и оценка их эффективности, развитие программ поддержки молодых рабочих и специалистов, профессиональное обучение работников, увеличение инвестиций в развитие персонала, более качественная работа с кадровым резервом, разработка и внедрение программ мотивации и стимулирования труда и др.

Следует отметить, что структурные сдвиги в экономике Иркутской области в последние годы отличаются углублением сырьевой специализации области, что связано с реализацией на территории региона целого ряда крупных инвестиционных проектов (разработкой Ковыктинского газоконденсатного месторождения, созданием газохимического комплекса в Усть-Кутском районе, освоением месторождений нефти и газа в Катангском районе, нефтепровод ВСТО, газопровод «Сила Сибири») [8]. Кроме того, увеличение государственного оборонного заказа также способствовало увеличению спроса на рабочую силу со стороны такого крупного предприятия, как Иркутский авиационный завод — филиала ПАО «Яковлев». Таким образом, потребность в рабочей силе на предприятиях Иркутской области выросла. Так, за ноябрь 2024 г. в Кадровый центр Иркутской области, функционирующий при Министерстве труда и занятости Иркутской области, обратилось за содействием в подборе необходимых работников 258 работодателей, а заявленная работодателями за данный период потребность в работниках составила — 30343 вакансии, в том числе 20151 (66,4%) — по рабочим профессиям. При этом численность граждан, состоящих на регистрационном учете составила 6149 человек, а численность безработных граждан — 4441 человек. Следовательно, спрос на рынке труда Иркутской области в разы превышает предложение рабочей силы.

В этой связи возрастает актуальность исследований, посвященных возрождению, развитию и повышению эффективности внутрифирменных систем обучения персонала на крупных предприятиях региона.

Цель исследования – выявить структурные особенности построения системы развития и обучения персонала в крупных организация Иркутской области.

Задачи исследования:

1. Изучить структурно-функциональные особенности системы развития и обучения персонала.

2. Выявить основные виды деятельности и целевую аудиторию учебных подразделений крупных региональных компаний.

3. Определить профессиональный состав сотрудников учебных подразделений на крупных предприятиях региона.

В качестве методов исследования применялись анализ научной литературы по проблемам исследования, анализ данных региональной статистики, проведение социологического опроса работников крупных предприятий Иркутской области в форме анкетирования.

Корпоративные университеты: результаты исследования

В ноябре 2024 года нами было проведено исследование, касающееся организации системы внутрифирменного обучения и развития персонала на уровне региональных организаций.

Исследование проводилось методом анкетирования, паспорт исследования приведен в табл. 1.

Таблица 1

Паспорт исследования*

Характеристика исследования
Показатель
Количество компаний, которые участвовали в исследовании
20
Размер организаций
Крупные
Численность сотрудников в организации, человек
От 251 и более
Сферы деятельности, %

- производственная сфера
50%
- финансы
20%
- сфера услуг
10%
- IT
10%
- торговля
5%
- госпредприятие
5%
Возраст организации:

11–20 лет
15%
21–35 лет
45%
35–50 лет
5%
более 50 лет
35%
* Составлено авторами на основе исследования.

Половина предприятий, принявших участие в исследовании, — представители производственной сферы. Кроме того, в выборку попали организации сферы финансов, торговли и услуг, IT-сферы. Все организации являются зрелыми, т. к. возраст исследованных организаций — более 11 лет.

Одной из задач исследования являлось изучение структурно-функциональных особенностей учебного подразделения в организациях. На основании проведенного опроса удалось выяснить, как называются подразделения крупных компаний Иркутской области, занимающиеся развитием персонала (рис. 1).

Рис. 1. Название учебного подразделения в организациях, % опрошенных организаций

* Составлено авторами на основе исследования.

Чаще всего обучение персонала реализуется в рамках учебного центра (30%), корпоративного университета (30%) или отдела развития и обучения персонала (25%). Реже обучением персонала в крупных компаниях занимается непосредственно отдел кадров (10%). Наиболее прогрессивным является подразделение «центр развития талантов» (5% региональных компаний), что свидетельствует о его более высоком организационном статусе. Однако это, скорее, наметившийся тренд, наблюдающийся в таких передовых отраслях, как финансы, чем устоявшаяся практика.

Тип учебного подразделения напрямую влияет на его функции и профессиональный состав, который представлен в табл. 2.

Таблица 2

Профессиональный состав учебных подразделений организаций

Тип учебного подразделения
Состав структурного подразделения
Центр развития талантов
L&D-менеджеры, тренеры, коучи, менторы, психологи, штатные и внешние преподаватели, эксперты
Корпоративный университет
L&D-менеджеры, тренеры, коучи, менторы, штатные и внешние преподаватели, эксперты, психологи
Учебный центр
Штатные и внешние преподаватели, тренеры, методисты
Отдел развития и обучения персонала
Штатные и внешние преподаватели, тренеры, методисты, наставники
Отдел кадров
Специалисты по работе с персоналом, рекрутеры, специалисты по документообороту, специалисты по обучению персонала
* Составлено авторами на основе исследования.

Специалисты по обучению и развитию персонала или L&D-менеджеры (от англ. learning and development), коучи и менторы чаще встречаются в корпоративных университетах. В учебных центрах профессиональный состав представлен штатными и внешними преподавателями, тренерами и методистами. Профессиональный состав зависит от целей, которые стоят перед учебным подразделением [10].

По данным Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в России в 67% корпоративных университетах появляются новые типы сотрудников: цифровые методологи, продюсеры электронных курсов, создатели чат-ботов, UX-дизайнеры, методологи внутреннего развития, фасилитаторы [4].

Таким образом, чем выше статус учебного подразделения, тем разнообразнее его профессиональный состав и тем сложнее выполняемые функции.

К аналогичным выводам пришли и зарубежные ученые. Исследования корпоративных университетов семи ведущих компаний, проведенные в Китае, свидетельствуют о том, что данные структуры в крупных организациях становятся более гибкими и не ограничиваются только повышением квалификации работников. Они активно осваивают следующие функции: управление знаниями, развитие системы непрерывного обучения, управление корпоративной культурой, стратегическое планирование на основе бизнес-аналитики с целью дальнейшего развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности [5]. Для укрепления стратегических позиций бизнеса корпоративные университеты в КНР реализуют четыре направления деятельности:

1. Генерируют стратегические знания (проводят научно-исследовательскую работу, формируют аналитические отчеты, знакомят с ними руководство компании, принимают участие в разработке стратегии, проводят семинары и форумы для руководителей высшего звена управления).

2. Разрабатывают и внедряют цифровые платформы для обмена знаниями и развития ключевых навыков у сотрудников (обеспечивают доступ к актуальным аналитическим данным с целью лучшего понимания ситуации на рынке, к образовательным ресурсам, развивают клиентоориентированность).

3. Совершенствуют систему управления, оптимизируют бизнес-процессы (внедряют передовые методы управления, направленные на улучшение коммуникаций, повышение оперативности и адаптивности, снижение затрат).

4. Управляют корпоративной культурой (в ходе реализации образовательных программ способствуют формированию единого понимания миссии, целей, ценностей компании и повышению лояльности сотрудников).

Российские эксперты выделяют три типа учебных подразделений в отечественных компаниях [5]:

1. Учебные центры, занимающиеся массовым обучением работников в соответствии с профессиональными и отраслевыми стандартами.

2. Корпоративные университеты, нацеленные на управление корпоративной культурой, в функционал которых входит развитие кадрового резерва, проведение тренингов для различных категорий персонала, взаимодействие с ВУЗами, построение воронки талантов как внутри компании, так и за ее пределами. Данный тип напоминает китайскую модель.

3. Корпоративные университеты, реализующие стратегическую функцию и являющиеся наиболее редким для России типом. Для них характерны: научно-исследовательская работа; изучение лучших практик в своей области деятельности, в отрасли; проведение экспертизы. Акцент делается на развитии человеческого потенциала с учетом выбранной стратегии.

Следовательно, корпоративные университеты крупных российских компаний тоже эволюционируют, перерастая из отделов подготовки кадров в учебные подразделения, сопровождающие работников на протяжении всего их трудового пути, начиная с процесса адаптации. Они уже специализируются на формировании не только «hard skills», но и «soft skills» и включают более разнообразный кадровый состав.

Как показало проведенное нами исследование крупных компаний Иркутской области, цели учебных подразделений в разных организациях часто совпадают (рис. 2).

Рис. 2. Цели учебного подразделения, % опрошенных организаций

* Составлено авторами по итогам исследования.

Обучение специалистов и адаптация новых сотрудников является наиболее востребованной функцией, которую выполняет учебное подразделение. Эти процессы бывает сложно разделить, т. к. в процессе адаптации сотрудников происходит и обучение.

Нужно отметить, что корпоративный университет обладает более высоким статусом, чем учебный центр, который, чаще всего, нацелен на подготовку рабочих и специалистов. Тогда как корпоративный университет имеет более широкие функции: от оценки и выявления высокопотенциальных сотрудников до развития руководителей и менеджеров разных уровней, функционирования кадрового резерва.

Цели учебных подразделений разнятся, в зависимости от отраслевой принадлежности компании. Так, в производственном секторе чаще встречаются учебные центры или отделы обучения и развития персонала, чем корпоративные университеты. В рамках учебных центров реализуется подготовка рабочих, преобладающих в структуре персонала, и специалистов. Реже учебное подразделение обучает руководителей и занимается кадровым резервом.

В финансовом секторе, наоборот, преобладают корпоративные университеты, реже встречаются учебные центры. Их деятельность направлена на развитие специалистов и руководителей, т. к. данные категории являются основными, от них напрямую зависят финансовые результаты компании. К тому же это более динамично развивающийся бизнес.

Основными видами деятельности учебных подразделений являются: образовательная, оценочная, экспертно-аналитическая и издательская (табл. 3).

Таблица 3

Виды деятельности учебных подразделений

Виды деятельности
Центр развития талантов
Корпоративный университет
Учебный центр
Отдел развития и обучения персонала
Отдел кадров
% в общей выборке
5%
30%
30%
25%
10%
1. Образовательная:





- подготовка руководителей





- подготовка специалистов





- подготовка рабочих





2. Оценка персонала





3. Работа с ВУЗами и СУЗами





4. Выявление и развитие талантов, управление талантами (HiPo, HiPro)





5. Экспертно-аналитическая: проведение исследований, анализ внутренних HR-процессов, подготовка отчетов и планов, стратегий развития





6. Формирование и контроль индивидуальных планов развития сотрудников компании





7. Издательская деятельность: издание корпоративных газет, буклетов, написание статей для внутренних и внешних СМИ, сайтов, соцсетей.





* Составлено авторами по итогам исследования.

Центры развития талантов больше ориентированы на развитие руководителей, выявление высокопотенциальных сотрудников среди специалистов, привлечение способной молодежи из ВУЗов и СУЗов. Они также занимаются исследованием отраслевого рынка и рынка труда, внутренних HR-процессов, проведением семинаров с использованием форсайт-методов прогнозирования, конференций, стратегических сессий и т. д.

Корпоративные университеты имеют наиболее широкий спектр деятельности из всех учебных подразделений, изученных авторами исследования. В рамках компаний корпоративные университеты имеют отраслевую специфику, задействованы не только в реализации всех программ обучения, но и экспертно-аналитической и издательской деятельности, активно взаимодействуют с ВУЗами и СУЗами, проводят оценку персонала.

Учебные центры чаще нацелены на подготовку рабочих для основной деятельности, выявление высокопотенциальных сотрудников, проведение исследований, анализ внутренних HR-процессов. Подготовка руководителей и издательская деятельность в их задачи, чаще всего, не входит.

Отдел развития и обучения персонала по своему функционалу схож с учебным центром, однако он в своей работе больше ориентирован на подготовку специалистов, формирование и контроль индивидуальных планов их развития, оценку профессиональных компетенций.

Отделы кадров больше ориентированы на обеспечение персоналом и кадровый документооборот, поэтому обучение, скорее, не основная их функция. Однако на них часто возлагают обязанности по подготовке рабочих и специалистов.

На госпредприятиях отделы кадров, наряду с кадровым администрированием, занимаются проведением аттестации, что связано с необходимостью систематически проводить аттестацию служащих. Поэтому в их работе преобладают оценочные виды деятельности.

В ходе исследования для нас представляли интерес особенности целевой аудитории различных учебных подразделений (рис. 3).

Рис. 3. Аудитория учебных подразделений региональных организаций, % опрошенных организаций

Составлено авторами по итогам исследования.

80% попавших в исследование организаций отметили, что чаще всего учебные подразделения нацелены на внутреннюю аудиторию: специалистов, рабочих, руководителей всех уровней, сотрудников, состоящих в кадровом резерве. Корпоративные университеты и учебные центры обычно охватывают студентов ВУЗов и СУЗов, привлекая их на практическую подготовку и программы стажировок. Есть организации, которые проводят активную работу со школьниками, например, созданный по инициативе Иркутской нефтяной компании «ИНК-класс» для учеников 7–11 классов и «Ростнефть-класс» — проект компании ПАО НК «Роснефть» [16, 17]. Работа с молодежью для крупных компаний становится залогом успешной работы в условиях кадрового голода и оттока молодых специалистов из региона. Обучение клиентов и подрядчиков позволяет поддерживать стандарты работы и качество продукции и услуг.

Соотношение внутренней и внешней аудитории, чаще всего, составляет 90%:10%, и наше исследование это наблюдение подтвердило [11]. В первую очередь, программы обучения и развития направлены на сотрудников организации, затем они распространяются на внешнюю аудиторию. Однако, как показывают исследования, со временем внешняя аудитория сокращается в пользу внутренней, что объясняется повышенным внутренним спросом на подготовку и переобучение сотрудников компаний [4].

50% крупных региональных компаний проводит обучение на рабочем месте, дистанционно или на базе профильных учебных заведений, т. к. не имеют собственного аудиторного фонда. У 15% опрошенных компаний есть отдельный учебный кампус, а 35% компаний указали на наличие специализированных аудиторий.

Контингент обучаемых в региональных компаниях колеблется в пределах от 30–40 человек (что, скорее, характерно для подразделений крупных компаний в регионе) до 10 000 человек за год, тогда как по данным Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ на один корпоративный университет в России в 2023 году приходилось в среднем 109 700 человек обученных, и этот показатель постоянно растет [4]. Можно предположить, что охват целевой аудитории увеличивается благодаря цифровым технологиям и применению новых форматов обучения.

Обсуждение результатов исследования

Проведенное исследование показало, что компании, остро нуждающиеся в кадрах, занимаются их подготовкой и переподготовкой рабочих и специалистов самостоятельно. Это позволяет реализовать концепцию дуального образования, когда человек может одновременно учиться, проходить практику и работать, либо получать вторую профессию и участвовать в проектах [11].

Параллельная подготовка позволяет решить задачу освоения новых компетенций и подготовки универсальных специалистов, которые весьма востребованы в проектах, реализуемых как производственными, так и IT-компаниями [18].

Следует также отметить, что, во-первых, не всем, даже крупным, компаниям нужны такие подразделения, как корпоративные университеты и учебные центры. Это зависит от отраслевой принадлежности, специфики ведения бизнеса, его динамичности и других факторов.

Однако не стоит забывать, что 59% миллениалов считают возможность обучаться основным фактором при приеме на работу [15].

К тому же, 79% L&D-специалистов считают, что нанимать сотрудников дороже, чем переобучать существующих.

Во-вторых, такие отделы позволяют повысить производительность труда; открывают возможности максимизации прибыли; способствуют снижению текучести персонала и привлечению новых специалистов. Формирование и развитие учебных подразделений целесообразно, когда компания активно растет и ориентируется на производительную работу высококвалифицированных специалистов, внедряет новые технологии. В этом случае происходит переориентация компании, меняются стратегические ориентиры деятельности.

Заключение

Проведенное исследование позволило выявить ряд тенденций и подвело нас к следующим выводам.

1. В условиях движения к «экономике знаний» и трудодефицитной конъюнктуры на рынке труда возрастает роль внутрифирменных систем обучения персонала, повышается их статус в системе управления организацией, что оказывает непосредственное влияние на изменение их структуры и функций.

2. В качестве глобального тренда можно отметить, что учебные подразделения крупных компаний эволюционируют от отделов подготовки кадров востребованных массовых профессий — через создание корпоративных университетов с функциями управления знаниями и корпоративной культурой, развития кадрового резерва — к центрам управления талантами с функциями проведения научных исследований, бизнес-аналитики, стратегического планирования и совершенствования системы управления организацией в целом. Следовательно, значительно расширяются их направления деятельности.

3. Целевая аудитория учебных подразделений крупных компаний уже не замыкается на отдельных, особенно востребованных, категориях работников, а постепенно охватывает весь персонал, а также весь трудовой путь работников в рамках непрерывного процесса обучения, кроме того, выходит за пределы внутреннего контура компаний, превращая их в центры прибыли и создавая возможности зарабатывать на обучении всех желающих.

4. Профессиональный состав работников, в связи с усложнением выполняемых функций, значительно расширяется и может включать не только штатных и нештатных преподавателей, мастеров производственного обучения и методистов, но и L&D-менеджеров, тренеров, коучей, менторов, психологов, бизнес-аналитиков, ученых, экспертов.

В качестве направлений дальнейших исследований, на наш взгляд, представляют определенный интерес такие аспекты изучения деятельности корпоративных университетов, как формы, методы и применяемые современные технологии обучения [9]; опыт внедрения и возможности LMS-платформ [6]; объемы различных направлений деятельности и их соотношение; бюджетирование затрат и подходы к оценке эффективности деятельности учебных подразделений крупных компаний.


References:

Transformatsiya trudovyh tsennostey rabotnikov v usloviyakh globalnyh izmeneniy v ekonomike [Transformation of employees' labor values amidst global changes]. (2023). Russian Journal of Labour Economics. 10 (4). 497-512. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.4.117605.

Andreyanova E.L., Chipizubova V.N. (2024). Regionalnye mery sodeystviya professionalno-trudovoy realizatsii molodezhi kak instrument formirovaniya kadrovogo potentsiala [Regional measures to promote the professional and labor realization of youth as a tool for building human resources]. Bulletin of Baikal State University. 34 (3). 5. (in Russian).

Bylkov V.G., Samarina M.V. (2023). Neodnoznachnye tendentsii na regionalnom rynke truda v period prodolzhayushcheysya sanktsionnoy politiki [Ambiguous trends in the regional labor market during the ongoing sanctions policy]. Bulletin of Baikal State University. 33 (2). 357-367. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2023.33(2).357-.

Egorova M.A., Luts S.S. (2024). LMS Moodle glazami studentov: preimushchestva i ne-dostatki elektronnoy obrazovatelnoy sredy [Lms moodle as seen through the eyes of students: advantages and disadvantages of electronic educational environment]. Baikal Research Journal. 15 (1). 214-225. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2024.15(1).214-225.

Khitrova T.I., Khitrova E.M., Proshutinskiy K.S., Pshenichnyy A.A. (2022). Problemy prinyatiya operativnyh HR-resheniy v protsesse upravleniya IT-proektami [Problems of operational HR decision-making in the process of IT project management]. Bulletin of Baikal State University. 32 (4). 761-770. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).761-.

Kolesnik Yu.I. (2023). Otsenka urovnya, napravlennosti i faktorov struk-turnyh izmeneniy promyshlennosti Irkutskoy oblasti [Assessment of the level, direction and factors of structural changes in the Irkutsk region industry]. Bulletin of Baikal State University. 33 (4). 725-734. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2023.33(4).725-734.

Kosova Yu.B., Melgunova A.G., Smetanina T.V. (2023). O nekotoryh negativnyh posledstviyakh ispolzovaniya informatsionnyh tekhnologiy v obrazovatelnyh tselyakh [On negative consequences of using ict for academic purposes]. Baikal Research Journal. 14 (3). 1107-1117. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1107-1117.

Nosyreva I.G. (2023). Osobennosti funktsionirovaniya rynka truda Irkutskoy oblasti v krizisnyy period [Irkutsk region labor market in the crisis period]. Russian Journal of Labour Economics. 10 (5). 715-730. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.5.117757.

Nosyreva I.G. (2023). Trudovoy potentsial Irkutskoy oblasti i tenden-tsii ego razvitiya dlya obespecheniya kadrami predpriyatiy regiona [Labor potential of the Irkutsk region and trends in its development]. Hr. (10). 74-86. (in Russian).

Nosyreva I.G., Beloborodova N.A. (2023). Strategicheskoe upravlenie personalom v usloviyakh trudodefitsitnoy konyunktury na rynke truda [Strategic personnel management in conditions of labor shortage on the labor market]. Russian Journal of Labor Economics. 10 (11). 1719-1738. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.11.119826.

The Future of Jobs Report 2020 OCTOBER 2020Weforum.org. Retrieved December 16, 2024, from https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf?roistat_visit=3126143

Страница обновлена: 03.05.2025 в 08:32:02