Развитие цифровой экономики как фактор повышения уровня жизни в регионе
Мизя М.С.1, Кипервар Е.А.1
1 Омский государственный технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75096470
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы инновационного развития региона как один из ключевых факторов роста уровня жизни населения, учитывая взаимосвязь между технологическим прогрессом, экономической динамикой и социальными изменениями. Активное внедрение инноваций, способствует устойчивому экономическому росту, улучшению инфраструктуры, созданию новой продукции, увеличению экспорта из региона, созданию новых рабочих мест, повышению уровня и качества жизни населения. Особое внимание уделяется влиянию цифровых инноваций на занятость населения и рост производительности труда. Освещены аспекты трансформации содержания и характера труда работников технологическим базисом цифровой экономики. Выявлены основные задачи государства в рамках политики в области цифровой экономики, которые направлены на поддержку внедрения инноваций и позитивного воздействия новых технологий на уровень жизни граждан при сдерживании негативных проявлений и митигации возникающих рисков.
Ключевые слова: инновационное развитие региона, цифровизация, уровень жизни
JEL-классификация: O30, O31, O32, L86
Введение
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития регионов выступает рост уровня жизни населения, который достигается на основе действия разных факторов, среди которых цифровизация экономики является важнейшим направлением, поскольку позволяет достигать роста социально значимых показателей. Вопросы цифровизации входят в приоритетные проекты Президента и перечень национальных целей Российской Федерации [1-5]. Современную экономическую повестку развития Омской области невозможно рассматривать вне контекста развития цифровизации [6]. Внедрение новых технологий и методов управления создает новые возможности для роста как на макро-, так и на микроуровне, влияя на социальные и экономические аспекты жизни населения [2]. Цифровизация трансформирует экономику, обеспечивая на уровне предприятий более высокую производительность труда, создавая новые рабочие места и улучшая качество государственных услуг за счет внедрения инноваций. Вопросы развития цифровизации занимают все более важное место в стратегии долгосрочного развития стран и субъектов на разных уровнях.
Цифровая экономика стала важным драйвером экономического роста в последние десятилетия. Влияние цифровизации ощущается во всех аспектах жизни общества – от производства и торговли до образования и здравоохранения. В контексте регионального развития цифровая экономика играет особую роль, поскольку отражается на основных социально-экономических показателях региона и способствует улучшению уровня жизни населения через доступ к современным технологиям и услугам. Цель этой статьи – определение механизма влияния цифровизации экономики на повышение уровня жизни населения.
Цифровая экономика подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в производственных процессах, торговле и оказании услуг. Она способствует повышению эффективности труда, оптимизации управления и снижению транзакционных издержек. В условиях регионального развития цифровая экономика рассматривается как основа для создания новых рабочих мест, повышения уровня образования и улучшения доступа к социальным благам.
Цифровизация включает в себя новые технологии, продукты, процессы, услуги, а также организационные изменения. Они способствуют повышению конкурентоспособности предприятий, что, в свою очередь, ведет к увеличению рабочих мест и росту доходов населения.
Наличие высокоскоростного интернета, доступ к информационным системам и цифровым платформам напрямую влияют на экономические возможности региона. Доступ к высокоскоростному интернету и цифровым услугам стал ключевым элементом повышения уровня жизни населения в развитых регионах. Исследования показывают, что регионы с развитой цифровой инфраструктурой демонстрируют более высокие темпы экономического роста, более низкие уровни бедности и более высокие показатели удовлетворенности жизнью.
Целью данного исследования является предложение концепции механизма влияния цифровой экономики на уровень жизни в регионе, позволяющей выделить основные направления государственной политики в области цифровой экономики и митигировать возникающие риски со стороны рынка труда
Важным направлением исследований является изучение влияния инновационной деятельности на экономическое развитие регионов. Российские ученые, такие как С. Ю. Глазьев [7], Н. П. Кетова [8, 65]и Н. Д. Кондратьев [9], подчеркивают ключевую роль инноваций в обеспечении устойчивого развития и экономического роста. В их трудах рассматриваются механизмы, через которые инновации способствуют повышению уровня жизни населения, включая создание новых рабочих мест, улучшение качества товаров и услуг, а также повышение конкурентоспособности регионов.
Методологические подходы к оценке уровня жизни населения включают как количественные, так и качественные методы. Количественные методы позволяют проводить сравнительный анализ на основе статистических данных, в то время как качественные подходы акцентируют внимание на субъективных аспектах, таких как удовлетворенность жизнью и восприятие благосостояния.
Сопоставление регионов по уровню жизни представляет собой сложную задачу, требующую учета множества факторов, включая экономические, социальные и культурные аспекты. Выделение устойчивых групп регионов на основе интегральных характеристик уровня жизни способствует более глубокому пониманию динамики социально-экономического развития.
Основная часть
Ежегодный рейтинг регионов по уровню жизни населения в РФ более десяти лет проводит центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня». Этот рейтинг основывается на 66 различных показателях, сгруппированных в 11 категорий, каждая из которых отражает ключевые аспекты условий жизни в регионах.
Ключевые группы показателей включают уровень доходов населения, занятость и состояние рынка труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическую ситуацию, экологические и климатические условия, здоровье и уровень образования, доступность социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, развитие малого бизнеса, а также освоенность территории и транспортную инфраструктуру. Эти аспекты позволяют составить комплексную картину жизненных условий в каждом регионе.
В 2023 году Омская область занимает 57-е место в этом рейтинге с баллом 48,427, что является улучшением на 5 позиций по сравнению с предыдущим годом, когда область находилась на 62-м месте с баллом 44,817 (Таб. 1.). Однако стоит отметить, что в динамике за последние годы наблюдается определенная нестабильность: в 2019 году Омская область занимала 53-е место (балл 43,038), затем в 2020 году переместилась на 60-е место (балл 40,557), а в 2021 году — на 66-е (балл 41,175). Это свидетельствует о том, что несмотря на рост рейтингового балла за последние годы, позиция Омской области в общем рейтинге снизилась. Такой тренд может говорить о высоких темпах улучшения качества жизни в других регионах России, что требует от Омской области активных усилий для повышения своих позиций.
Таблица 1. Показатели Омской области в рейтинге регионов РФ по уровню жизни [10,11]
год
|
рейтинг
|
Рейтинговый бал
|
2023
|
57
|
48,427
|
2022
|
62
|
44,817
|
2021
|
66
|
41,175
|
2020
|
60
|
40,557
|
2019
|
53
|
43,038
|
Необходимость комплексного подхода к улучшению условий жизни в Омской области является важнейшим направлением развития Омской области и вызывает необходимость активной работы над ключевыми аспектами, среди которых инновационное развитие выступает в приоритете, поскольку влияет на основные показатели социально-экономического развития.
В Российской Федерации проводится мониторинг инновационного развития регионов. Ежегодно составляется рейтинг для получения актуальной информации, что позволяет органам региональной власти принимать управленческие решения по вопросам их ведения. Исследование проводит институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) [10,11].
В оценке НИУ ВШЭ учитывает региональную специфику при реализации инновационных бизнес-проектов, что позволяет выявить направления деятельности региональных органов власти и выстраивать индивидуальные траектории реализации инновационного развития в субъекте РФ, которые выступят условием роста уровня жизни населения. Для определения рейтинговой оценки индикаторов используется информация Росстата, ЕМИСС, выборочных обследований рабочей силы Росстата, БД Scopus, Роспатент, СПАРК-Интерфакс, БД ВОИС, интернет ресурсы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специализированные базы региональных правовых актов, данные Минэкономразвития России и другие.
Омская область по рейтингу инновационного развития с 2019 по 2021 годы входила во вторую группу субъектов РФ (Табл. 2). Во второй группе находится 36 регионов, уступающих первой группе по значению индекса на 20 - 40%. За последние годы показатели инновационного развития показывают незначительный рост, однако это не позволяет региону подняться существенно выше по рейтинг, что коррелирует с показателями рейтинга уровня жизни в регионе.
Таблица 2 – Положение Омской области в рейтинге регионов по инновационному развитию регионов (НИУ ВШЭ) [10,11]
Группы показателей
|
2017
|
2018
|
2019
|
2021
| |
Интегральная оценка региона
|
Рейтинг
|
28
|
29
|
29
|
33
|
Индекс
|
0,3698
|
0,3638
|
0,3638
|
0,3634
| |
Ранг по индексу
«социально-экономические условия инновационной деятельности»
|
Рейтинг
|
12
|
15
|
15
|
27
|
Индекс
|
0,4530
|
0,4374
|
0,4374
|
0,4021
| |
Ранг по индексу
«научно-технический потенциал»
|
Рейтинг
|
17
|
16
|
16
|
22
|
Индекс
|
0,4404
|
0,3668
|
0,3668
|
0,3969
| |
Ранг по индексу
«инновационная деятельность»
|
Рейтинг
|
33
|
36
|
36
|
26
|
Индекс
|
0,2889
|
0,3166
|
0,3166
|
0,3075
| |
Ранг по индексу
«экспортная активность»
|
Рейтинг
|
12
|
16
|
16
|
20
|
Индекс
|
0,2069
|
0,4615
|
0,4615
|
0,428
| |
Ранг по индексу «качество
инновационной политики»
|
Рейтинг
|
65
|
66
|
66
|
63
|
Индекс
|
0,2069
|
0,2392
|
0,2392
|
0,43543
|
В России уже предпринимались исследования вопросов взаимосвязи цифровой экономики и уровня жизни населения. Пахомов Е.В. выделил индекс сетевой готовности (NRI) как платформу для разработки цифровой составляющей системы измерения качества жизни населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [12, с. 246]. Якимовой Т.Б. была предпринята безуспешная попытка обнаружить статистическую связь между данными статистики по развитию цифровой экономики и уровнем жизни населения [13, c. 249]. Деркаченко О. В. считает, что для анализа качества жизни с учетом цифровой экономики целесообразно применять многомерные статистические методы, однако, приведенная в его исследовании четырехфакторная модель содержит 3 незначимых фактора при использовании 95% доверительного интервала для параметров при независимых переменных [14, с. 62]. В ходе данного исследования также была предпринята попытка оценить статистическую связь между отдельными подиндексами инновационного развития региона, а также данными региональной статистики по технологическому развитию и индексом уровня жизни в регионе. Непродуктивность применения статистических методов, по нашему мнению, связана с периодом становления показателей, неустойчивостью весов показателей и подиндексов в итоговых индексах, изменением количественных критериев классификационных групп, наличием временных лагов и отсутствием прямого влияния цифровой экономики на количественные показатели, измеряемые органами статистики, т.к. механизм влияния цифровизации на уровень жизни граждан имеет несколько направлений воздействия, содержащих более чем одну связь.
Важным аспектом является анализ влияния цифровизации на занятость. Внедрение новых технологий, искусственного интеллекта нередко сопровождается структурными изменениями в экономике региона, что может приводить как к созданию новых рабочих мест, так и к исчезновению старых профессий. Однако исследования показывают, что в долгосрочной перспективе цифровизация ведет к увеличению занятости, особенно в секторах, требующих высокой квалификации [12]. Таким образом, важным условием является развитие системы образования и переподготовки кадров, что позволяет населению адаптироваться к изменениям в структуре рынка труда.
Создание новой продукции является важным аспектом цифрового развития. Новые товары и услуги могут удовлетворять потребности населения более эффективно, чем существующие аналоги.
Несмотря на очевидные преимущества цифровой экономики, существуют и вызовы, связанные с ее развитием. Одним из главных является цифровое неравенство: регионы с низким уровнем развития инфраструктуры и цифровой грамотности могут оказаться в невыгодном положении, что приведет к углублению социального неравенства. Важно, чтобы региональные власти и национальные правительства уделяли внимание вопросам доступности цифровых технологий для всех слоев населения.
Таблица 3 - Распределение организаций Омской области, использовавших отдельные виды оборудования и цифровых технологий (2021-2023), единиц
|
Число организаций, использовавших
отдельные виды цифровых технологий
| ||||
персональные
компьютеры
|
веб-сайт в Интернете
|
серверы
|
наличие
страницы в социальных сетях
|
технологии
искусственного интеллекта
| |
2021
|
3083
|
1634
|
1409
|
1096
|
113
|
2022
|
2979
|
1638
|
1348
|
1290
|
169
|
2023
|
3001
|
1772
|
1336
|
1523
|
131
|
Данные свидетельствуют, что за последние годы цифровые технологии стабильно используются организациями Омской области и не показывают значительного роста, однако существенный рост порядка 39% (Таблица 3) наблюдается в использовании социальных сетей, что свидетельствует о росте количество активных пользователей социальных сетей, значит создаются новые возможности для бизнеса, организации начинают осознавать, что социальные сети являются эффективным инструментом для продвижения бренда и взаимодействия с клиентами, а так же социальные сети предоставляют бесплатные или недорогие инструменты для рекламы и продвижения. Официальные статистические данные в области цифровой экономики пока находятся на стадии зарождения и собираются только по крупным предприятиям, хотя большинство цифровых компаний относятся к сектору МСП, и даже крупные компании, такие как Telegram не превышают по численности 100 человек. Из данных, приведенных в Таблице 3 по Омской области видно, что начало СВО сократило количество компаний, использовавших отдельные виды цифровых технологий, но не смогло остановить рост использования цифровых технологий, так все больше компаний обращаются к созданию собственных веб-сайтов и социальным сетям, как источнику новых заказов и инструменту коммуникации с местным сообществом. Технологии искусственного интеллекта пока не нашли широкого применения в Омской области, что связано с производственным характером предприятий региона и относительно низкой цифровизацией производств, не позволяющей в полной мере использовать предиктивные модели.
Ограниченность статистических данных для оценки возникающих возможностей и угроз в области цифровых технологий требует обращения к концептуальным основам повышения уровня жизни населения в результате развития цифровой экономики (Рис.1).
Рисунок 1 - Механизм влияния цифровой экономики на уровень жизни населения (составлена авторами)
Эффект от развития цифровой экономики в регионе проявляется:
1) формированием и совершенствованием инфраструктуры, необходимой для современных предприятий: центров обработки данных, подключением к электросетям энергоемкого оборудования, высокоскоростного и защищенного от кибератак подключения к сети Интернет, систем 5G для интернета вещей и т.д.
2) изменением структуры занятости на основе формирования спроса на труд в новых профессиях и трансформации устоявшихся трудовых функций, содержания и характера труда работников (Таблица 4).
3) повышением ощущаемого уровня жизни гражданами за счет гуманизации предоставления социальных услуг со стороны государства, повышения социального равенства и развития новых удобных сервисов в коммерческой сфере.
Развитие инфраструктуры, необходимой для предприятий цифровой экономики создает условия для создания в регионе новых предприятий и рабочих мест. Федеральное правительство обеспечивает льготный режим налогообложения для ИТ-компаний, повышая норму рентабельности, а создание инновационного продукта имманентно связано с повышенной маржинальностью производства таких товаров и услуг, что обеспечивает увеличение прибыли предприятий региона. Прибыль предприятий является источником премирования работников, повышая уровень оплаты труда. Цифровая экономика создает рабочие места для высококвалифицированного персонала, что позволяет, с одной стороны, трудоустраивать выпускников вузов, массово выбирающих ИТ-специальности, и повышать престижность высшего образования, а с другой стороны, обеспечивает рост доходов домохозяйств в регионе, формируя новый уровень жизни и закрепляя молодежь в регионе.
Таблица 4 – Трансформация содержания и характера труда работников технологическим базисом цифровой экономики (составлена авторами)
Технология
|
Влияние
содержание и характер труда работников
| |
позитивное
|
негативное
| |
Высокоскоростной интернет
|
- сокращение материальных и
временных затрат работника на перемещение до рабочего места (улучшение
баланса Работа-Жизнь)
- преодоление отчуждения работника от средств производства (BYOD, англ. Bring Your Own Device) - возможность создания непрерывно работающих бригад из работников в разных часовых поясах и обогащения опыта за счет межкультурного обмена работников (виртуальные рабочие группы) |
- сокращение возможности
карьерного роста, разрушение организационной культуры и сплоченности
коллектива, снижение числа социальных связей работника (атомизация труда)
- легкая взаимозаменяемость работников, снижение гарантий занятости для удаленных работников (прекаризация труда) - размытие границы между работой и отдыхом (ухудшение баланса Работа-Жизнь) |
Интернет вещей
|
- сокращение рутинных и
контрольных операций за счет автоматического анализа состояния
технологического процесса по информации с датчиков (изменение трудовых
функций работников, интеллектуализация труда)
- оптимизация рабочего графика |
- сокращение приватности и
свободы личности работника за счет развития автоматических средств контроля и
телеметрии (деградация организационной культуры, цифровой тоталитаризм)
- повышение рисков техногенных катастроф за счет сокращения персонала, непосредственно контролирующего технологический процесс (зависимость от технологии, проявляющаяся в уязвимости к кибератакам и программным ошибкам) |
Искусственный интеллект (ИИ)
|
- снижение времени на
выполнение вспомогательной и отчасти основной работы «белых воротничков»
позволяет расширять и обогащать труд работника (поливалентность труда,
вовлечение работника в управление)
- работу низкой квалификационной сложности способен выполнить ИИ, работник должен быть способен ставить задачи и проверять правильность работы алгоритмов (повышение квалификационной сложности работ) - быстрое развитие ИИ воздает необходимость регулярного пересмотра трудовых функций (непрерывное повышение квалификации) |
- вытеснение с рынка труда
работников низкой квалификации (изменении структуры занятости)
- этические и социальные проблемы, связанные с различным уровнем доступности новых технологий (социальная стратификация по уровню владения технологиями) |
Блокчейн
|
- повышение гарантий
занятости и транспарентности трудовых отношений (на базе смарт-контрактов)
- прямое взаимодействие между работником и работодателем без посредничества HR-агентств и банков (снижение транзакционных издержек в трудовых отношениях) |
- трудовые отношения
становятся объектом киберпреступлений и цифрового мошенничества (внедрение
новых цифровых компетенций)
|
Большие данные, облачные и
распределенные вычисления
|
- повышение гибкости
карьерного пути, премирования и условий занятости на основе исследования
данных (индивидуализация трудовых отношений)
|
- принятие организационных
решений на основе данных (дегуманизация трудовых отношений)
|
Основной задачей государства в рамках политики в области цифровой экономики является поддержка позитивного воздействия новых технологий на уровень жизни граждан при сдерживании негативных проявлений и митигации возникающих рисков. Приведенные в Таблице 4 тенденции изменения трудовых отношений требуют регулирования для обеспечения позитивных изменений структуры занятости в регионе и государстве:
- Предоставление налоговых льгот для цифровых предприятий обладает большей эластичностью по росту налоговой базы в связи с высокой мобильностью бизнеса, что может обеспечить быстрый приток новых предприятий МСП в регион, при этом существуют риски гонки льгот между регионами по примеру того, как это произошло с корпоративным налогом в мире. Снижение налогов на прибыль за последние 20 лет привело к концентрации бизнеса в юрисдикциях с пониженными ставками и появлению общемировой инициативы по установлению минимальной планки в 15% для предупреждения дальнейшего сжатия налоговых доходов.
- Процессы атомизации и прекаризации труда удаленных работников требуют создания представительных организаций по защите их интересов по аналогии с профсоюзными организациями для офлайн работников в целях формирования гарантий занятости гражданам.
- Снижение барьера между работой и отдыхом при использовании информационно-коммуникационных технологий требует, например, регулирования возможностей работодателя по выдаче заданий в нерабочее время.
- Повышение динамики изменения содержания труда требует разработки регионального плана по переобучению и повышению квалификации работников, находящихся под риском сокращения или снижения уровня оплаты труда:
o профессии служащих
o профессии специалистов со стажем работы более 5 лет без смены должности
o предпенсионеры
- Развитие цифровых технологий требует сплошного охвата при формировании компетенций по цифровой грамотности для понимания гражданами новых ниш и возможностей трудовой деятельности, а также финансовой грамотности в современных условиях, для снижения рисков мошенничества. Формы обучения могут выбираться исходя из целевых групп: телевизионные передачи, призовые викторины/олимпиады, видео в социальных сетях, создаваемые лидерами общественного мнения.
Заключение
Таким образом, развитие цифровой экономики представляет собой важный механизм влияния на уровень жизни населения. Эффективная реализация программ цифровизации может привести к значительным изменениям в социально-экономической структуре регионов, способствуя как экономическому росту, так и улучшению уровня жизни граждан. Для достижения устойчивого роста экономики региона необходимо активно реализовывать цифровизацию и поддерживать инновационные инициативы.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. N 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»
4. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6. Постановление Правительства Омской области от 28.10.2023 N 586-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Информационное общество Омской области»
7. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс?. - М.: Книжный мир, 2017. – 640 c.
8. Кетова Н.П., Овчинников В.Н., Зундэ В.В. Управление процессом развития инновационных систем как драйверов роста экономики Российских регионов // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2023. – № 3(39). – c. 61-72.
9. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. / Избранные труды. - Москва: Экономика, 2002. – 767 c.
10. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Бредихин С.В. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Выпуск 7. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 274 c.
11. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Бредихин С.В. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Выпуск 8. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 260 c.
12. Пахомов Е.В. Концепция системы показателей оценки уровня и качества жизни населения в условиях цифровой экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 12-1. – c. 233-250. – doi: 10.34670/AR.2020.23.41.075.
13. Якимова Т.Б. Цифровая экономика и ее влияние на уровень и качество жизни населения // Russian Economic Bulletin. – 2022. – № 1. – c. 245-250.
14. Деркаченко О.В. Кластеризация регионов России по качеству жизни населения и уровню цифровой экономики // Вопросы региональной экономики. – 2020. – № 2(43). – c. 59-65.
15. Основные показатели использования цифровых технологий в организациях Омской области. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ikt-2023.htm (дата обращения: 01.09.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:34:38