Hungary's economic system amid global financial and political instability

Gostev D.V.1, Kryukova A.A.1, Korolev A.A.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January-March 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the prospects for the development of the Hungarian economic system in the short and long term. The authors assess the impact of the COVID-19 pandemic and the escalation of the Ukrainian crisis in February 2022 on the main macroeconomic indicators of the mentioned country. The authors conducted a study of the changes in the market value of the main stock exchange index, the net profit of major multinational companies, and the exchange value of the Hungarian monetary unit against the world's leading currencies in the context of global economic and political turmoil. A mathematical analysis of the degree of affiliation of the volatility of the economy of this country to the dynamics of the leading financial systems of the collective West (USA and the European Union) is carried out. Finally, the forecast of the most probable scenarios of the development of the Hungarian national economy in the short and long term is presented. The conclusion about the profitability of investments in this country is drawn.

Keywords: European Union, Ukrainian crisis, NATO, COVID-19 pandemic, macroeconomic indicator, stock index, net profit, transnational corporation, world currency

JEL-classification: F52, H56, H12



Введение

На сегодняшний день политическое руководство Венгрии придерживается достаточно амфиболичной геополитической идеологии на мировой арене. Несмотря на то, что упомянутая страна является участником блока «НАТО» (где на перманентной основе лидерство принадлежит США) и Европейского союза и имеет достаточно «слабую» экономику, выраженную присутствием рецессии в народном хозяйстве на инвариантной основе [1] [2] [3], правительство Виктора Орбана имеет свой, формально независимый, идеологический курс, в ряде случаев кардинально отличающийся от других государств данных экономико-политических и военных союзов, например, в отношении путей решения «Украинского кризиса». Одним из ярчайших примеров представленной ситуации является затягивание ратифицирования на вступление Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс в контексте с катастрофической эскалацией мировой геополитикой обстановки, когда практически все страны-участники данной организации поддержали решения правительств упомянутых стран, однако, Венгрия высказала свои возражения (наравне с Турцией), тем самым временно замедлив присоединение в блок «НАТО» данных государств [4]. Фактически действия «Будапешта» прямо затрагивали интересы Североатлантического договора, нацеленного на инвариантном расширении. На основе выше сказанного на 2024 год Венгрию можно назвать «внутренней аппозицией» Североатлантического альянса.

Актуальность представленного научного изыскания обусловлена крайне нейтральной политикой Венгрии в контексте с мировыми экономико-политическими потрясениями. Так, упомянутая страна, являясь участником Североатлантического альянса и Европейского союза, фактически занимает в них роль «внутренней аппозиции». В связи с этим всесторонний макроэкономический анализ перспектив развития экономической системы данной страны позволит оценить влияние пандемии COVID-19 и эскалации «Украинского кризиса» в феврале 2022 года на государство, транспарентно являющееся союзником США, но при этом, имеющее кардинально отличающийся внешний идеологический курс. Так же, на основе выше сказанного, данное исследование позволит оценить перспективы инвестиционных вложений в финансовую систему Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Изученность проблематики:

Всесторонний анализ природы «Украинского кризиса» и последствий его эскалации в феврале 2022 года на мировые геополитические изменения, представлен в работах следующих авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [5], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. [6], Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. [7], Стефанова Н. А., Королев А. А. [8].

Фундаментальные исследования влияния экономико-политических потрясений, наблюдаемых на фоне пандемии COVID-19 и обозрения геополитической обстановки в 2022 году на глобальные мировые экономические и политические тенденции, представлены в работах следующих авторов: Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [9], Кудряшов А.А., Королев А.А. [10], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [11], Стефанова Н. А., Королев А. А. [12], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [13], Кудряшов А.А., Королев А.А. [14], Гераськина А.Р. [15], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци [16], Маркелова Э.А. [17], Стефанова Н. А., Королев А. А. [18], Кудряшов А.А., Королев А.А. [19], Стефанова Н. А., Королев А. А. [20], Стефанова Н. А., Королев А. А. [21], Кудряшов А.А., Королев А.А. [22].

Проблематика данного исследования заключается в крайне неоднозначной политике правительства Виктора Орбана на 2024 год в контексте мирровых экономических и политический потрясений. В связи с этим фундаментальный анализ влияния нестабильности в глобальной политической и финансовой системе на страну, занимающую «роль» аппозиции среди государств «коллективного Запада», позволит оценить перспективы изменения её основных макроэкономических показателей и степень целесообразности инвестиционных вложений в Венгрию в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Целью данной работы является определить перспективы развития экономической системы Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах в контексте мировых экономико-политических потрясений. Для исключения апокрифичных суждении и нахождения аподиктического ответа необходимо выполнить следующий перечень задач:

1. Определить влияние пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки на ключевые экономические показатели Венгрии.

2. Выявить влияние мировых экономико-политический потрясений, наблюдаемых с 2019 года, на ведущие биржевые индексы данного государства, чистую прибыль её транснациональных компаний и рыночную стоимость её национальных денежных единиц (форинт) по отношения к мировым валютам.

3. Через математический анализ определить степень экономический зависимости Венгрии от США и Европейского союза.

Новизной представленного научного исследования является определение наиболее вероятных сценариев изменения экономической системы Венгрии, страны – внутренней аппозиции блока «НАТО» и ЕС, через проведение всестороннего фундаментального анализа тенденций её основных макроэкономических индикаторов в контексте с пандемией COVID-19 и обострением мировой геополитической обстановки.

В научном изыскании выдвинута гипотеза, подразумевающая, что на 2024 год Венгрия оказалась «жертвой» геополитических амбиций США и других лидеров «коллективного Запада», на фоне которых в её национальной экономике наблюдается кризисная ситуация и что дальнейшие перспективы развитии народного хозяйства рассматриваемого государства напрямую аффилированы с его внешней политикой, когда следующие шаги «Будапешта» определят развитие его национальной финансовой системы в краткосрочном периоде, однако в долгосрочных перспективах Венгрия с высокой долей вероятности утратит идеологическую независимость в связи со «слабой» внутренней экономикой.

При проведении научного исследования коллективом авторов применялись следующие научные методы: метод изучения информационных материалов, графический метод, метод статистического анализа, аналитический метод, метод математического анализа, индуктивный метод, дедуктивный метод.

Анализ влияния пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки на ключевые экономические показатели Венгрии

Как можно видеть из представленных данных (рисунок 1), с начала нестабильности в мировой экономической [5] [6] и политической системе [7] [8] инфляция потребительских цен в Венгрии имела динамику на рост (линия тренда восходящая, коэффициент аппроксимации равен 0,7954). Стоит отметить, что повышение общего уровня цен на товары и услуги продолжилось в 2023 году, несмотря на то, что её мировые показатели снизились в упомянутый год – в 2022 году общая инфляция в мире была эквивалентна 8 процентам, а в 2023 году 5,8 процентов.

Рисунок 1. Изменение динамики инфляции в Венгрии с 2018 года по 2023 год.

Figure 1. Changes in the dynamics of inflation in Hungary from 2018 to 2023.

Так же стоит отметить снижение прямых иностранных инвестиций в данную стану на фоне достаточно кризисной ситуации в ней. (рисунок 2)

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рисунка 2. Изменение динамики прямых иностранных инвестиций, чистый приток (% от ВВП) с 2018 года по 2022 год в Венгрии.

Figure 2. Change in the dynamics of foreign direct investment, net inflow (% of GDP) from 2018 to 2022 in Hungary.

Источник: составлено авторами на основе [1]

На этом фоне можно было наблюдать снижение долга центрального правительства рассматриваемой страны в связи с падением инвестиционных вложений (линия тренда нисходящая, уровень достоверности варьируется на отметке 0,1589). (рисунок 3)

Рисунок 3. Изменение динамки долга центрального правительства Венгрии, всего (% от ВВП) с 2018 года по 2022 год.

Figure 3. Change in the dynamics of the debt of the central government of Hungary, total (% of GDP) from 2018 to 2022.

Источник: составлено авторами на основе [1]

В целом ситуация в Венгрии на 2024 год в контексте мировых экономико-политических потрясений [9] [10] [11] достаточно непростая, что негативно отразилось на уровне стоимости ВВП страны (рисунок 4). Несмотря на формальный рост (линия тренда восходящая, коэффициент достоверности равен 0,7459).

Рисунок 4. Изменение динамки ВВП, ППС в миллиардах (постоянный 2021 международный доллар) с 2018 года по 2023 год.

Figure 4. Change in the dynamics of GDP, PPP in billions (constant 2021 international dollars) from 2018 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Представленная ситуация напрямую аффилирована со «слабой» экономической системой Венгрии, которая в настоящее время не смогла полностью оправиться от последствий мирового финансового кризиса 2007-2008 годов, что в контексте с пандемией COVID-19 и эскалацией «Украинского кризиса» [12] [13] [14] катастрофически усугубило ситуацию в макроэкономике страны в 2023 году, вызвав краткосрочный кризисный экономический цикл. Это наиболее очевидно выраженно в тенденциях базового индекса потребительских цен. (рисунок 5)

Рисунок 5. Изменение динамик базового индекса потребительских цен (ИПЦ) в Венгрии (г/г) с 1 января 2019 года по 9 июля 2024 года.

Figure 5. Change in the dynamics of the basic consumer price index (CPI) in Hungary (YoY) from January 1, 2019 to July 9, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

В целом же у данного экономического индикатора за представленный промежуток времени линия тренда восходящая, коэффициент достоверности равен 0,3024, что вызвано катастрофическим усилением рецессии в 2023 году [15] [16] [17], которая вынудила правительство Виктора Орбана срочно повышать ключевую процентную ставку Центрального Банка Венгрии. (рисунок 6)

Как можно видеть на рисунок 6, главный государственный регулирующий финансовый институт Венгрии (ЦБ Венгрии) в 2023 году экстренно поднял ключевую ставку на достаточно высокие значения (13 процентов), но в 2024 году её показатели начали снижаться в связи со стабилизацией ситуации в стране. В целом, с начала экономико-политических потрясений [18] [19] [20], наблюдаемых с января 2019 года, линия тренда у основной процентной ставки Венгрии имела негативную тенденцию на рост, коэффициент аппроксимации равен 0,6635.

Рисунок 6. Изменение динамики ключевой процентной ставки Центрального банка Венгрии с 1 января 2019 года по 23 июля 2024 года.

Figure 6. Change in the dynamics of the key interest rate of the Central Bank of Hungary from January 1, 2019 to July 23, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Представленные данные доказывают крайнюю неустойчивость народного хозяйства Венгрии на 2024 год в контексте с глобальными экономико-поэтическими потрясениями [21] [22]. В свою очередь, стабилизация ситуации в макроэкономике рассматриваемой страны произошла на фоне финансовой поддержки другими странами ЕС «тонущей» экономической системы «Будапешта» по принципу Европейского союза, однако, в связи с проблемами с верховенством закона (партикулярно нежеланием Виктора Орбана придерживаться идеологического курса США) и взяточничеством в Венгрии, помощь данной стране осуществляется крайне «дозированно» [23].

Не менее важным для экономики Венгрии является получение природных ресурсов из Российской Федерации по демпинговым ценам, например, нефти через нефтепровод «Дружба», который проходит по территорию Украины и является фактически безальтернативным для данного государства.

На 2024 год Венгрия фактически оказалась «заложником» у стран Евросоюза и США (последние действуют через Украину, манипулируя поставками природных ископаемых через данную страну) [24] [25]. Так же неустойчивость экономики Венгрии подтверждает стоимость всех товаров и услуг, которые были произведены на территории страны за определённый период и предназначены для конечного использования – общая стоимость ВВП Венгрии на 2023 год составляет 388,91 миллиардов против 392,47 миллиардов в предыдущем году, постоянных международных долларов США за 2021 год, что является достаточно слабым показателем для данной страны и продемонстрировало достаточно сильное отставание от общих тенденций Евросоюза, где, в отличии от Венгрии в 2023 году, наблюдался общий рост ВВП и снижение инфляции.

Влияние мировых экономико-политический потрясений, наблюдаемых с 2019 года, на ведущие биржевые индексы Венгрии, чистую прибыль её транснациональных компаний и рыночную стоимость её национальных денежных единиц (форинт) по отношению к мировым валютам.

Проводя анализ влияния экономико-политических циклов на фондовую биржу Венгрии, можно заметить достаточно положительную тенденцию. Так, динамика главного биржевого индикатора Будапештского фондового рынка (Budapest Stock Exchange Index) имеет тренд на рост (коэффициент достоверности равен 0,5247) – с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года рыночная стоимость биржевого индекса Венгрии увеличилась на 86,93 процентов.

Рисунок 7. Изменение динамки главного фондового биржевого индекса Венгрии (Budapest Stock Exchange Index) с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года.

Figure 7. Changes in the dynamics of the main stock exchange index of Hungary (Budapest Stock Exchange Index) from January 1, 2019 to July 24, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Данная ситуация напрямую аффилирована с действиями международных инвестиционных структур, которые производят вложения капитала в финансовую систему Венгрии, рассчитывая на стабилизацию ситуации внутри страны на фоне поддержки других государств-участников Европейского союза. Так же рост чистой прибыли транснациональных компаний повышает инвестиционную привлекательность компаний данной страны.

Как можно видеть из таблицы 1, чистая прибыль основных компаний Венгрии по версии Forbes Global 2000 по объему продаж, прибыли, активам и рыночной стоимости имеет с начала 2018 года относительно положительную тенденцию на рост.

Таблица 1

Динамика чистой прибыли у ведущих транснациональных компаний Венгрии с 2018 по 2023 года в миллиардах венгерских форинт.

Table 1

The dynamics of net profit of the leading multinational companies in Hungary from 2018 to 2023 in billions of Hungarian forints.

Компания
Отрасль
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2018
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2019
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2020
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2021
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2022
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2023
Линия тренда
Коэффициент аппроксимации
OTP Bank
Банковские
услуги
1
1,2
1,4
0,8417
1,5
0,9982
Восходящая
0,0048
MOL Hungarian Oil
Газ и нефть
1
1,1
0,7678
-0,0518
1,7
2,3
Восходящая
0,2468

Источник: составлено авторами на основе [2] [3]

В свою очередь совокупный рост рыночной стоимости фондовых бирж с начала 2019 года нельзя назвать «полноценным». Во многом он связан с девальвацией национальных денежных агрегатов Венгрии по отношению к ведущим мировым валютам на фоне кризисной ситуации в макроэкономике.

Как можно видеть на графиках (рисунок 8-9), национальные денежные единицы Венгрии крайне сильно девальвировали по отношению к мировым валютам с начала 2019 года – к Евро венгерский форинт упал на 18,375694 процентов (линия тренда нисходящая, коэффициент достоверности равен 0,7776), а по отношению к доллару потерял 22,856075 процентов (динамика на снижение, коэффициент достоверности варьируется на уровне 0,6596). Фактически рост фондовых рынков Венгрии в ряде случаев компенсирует кризисную ситуация в макроэкономике страны. Также стоит отметить, что рост рыночной стоимости фондовых рынков данной страны частично обусловлен действиями граждан государства, стремящихся защитить свои накопления от инфляции в стране, инвестируя в национальные компании (похожая ситуация на 2024 год наблюдается в Аргентине, где беспрецедентный рост индекса потребительских цен, вынудил население государства инвестировать в национальные компании, стремясь защитить свои средства от катастрофического обесценивания, став миноритарием какой-либо компании).

Рисунок 8. Изменение рыночного курса венгерского форинта к Евро с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года.

Figure 8. The change in the market rate of the Hungarian forint to the Euro from January 1, 2019 to July 24, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Рисунок 9. Изменение рыночного курса венгерского форинта к доллару США с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года.

Figure 9. Change in the market exchange rate of the Hungarian forint against the US dollar from January 1, 2019 to July 24, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Данные тенденции свидетельствуют о крайне кризисной ситуации в макроэкономике рассматриваемого государства.

Математический анализ, направленный на определение степени экономической зависимости Венгрии от США и Европейского союза

Для ответа на вопрос, касающийся определения степени экономической зависимости Венгрии от США и Европейского союза (рисунок 10-11), необходимо провести математические расчеты коэффициента корреляции Спирмена.

Рисунок 10. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС (постоянный 2021 международный доллар) в Евросоюзе и в Венгрии с 2012 года по 2023 год.

Figure 10. Trends in the volatility of general indicators of GDP, PPP (constant 2021 international dollar) in the European Union and in Hungary from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рисунок 11. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС (постоянный 2021 международный доллар) в США и в Венгрии с 2012 года по 2023 год.

Figure 11. Trends in the volatility of general indicators of GDP, PPP (constant 2021 international dollar) in the United States and Hungary from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Для достижения поставленной задачи необходимо выполнить следующий перечень шагов:

1) Провести ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Осуществить подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возвести каждую разность d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитать сумму квадратов;

5) Произвести расчет коэффициента ранговой корреляции ρ по формуле:

6) Определить критические значения.

Таблица 2.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП Евросоюза и ВВП Венгрии в постоянных международных долларах за 2021 год.

Table 2.

Calculation of Spearman's rank correlation coefficient between the GDP of the European Union and the GDP of Hungary in constant international dollars for 2021.

N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
20.38
2
0.28323
1
1
1
2
20.36
1
0.28834
2
-1
1
3
20.7
3
0.30054
3
0
0
4
21.19
4
0.31168
4
0
0
5
21.61
5
0.31854
5
0
0
6
22.26
7
0.33215
6
1
1
7
22.77
8
0.34996
7
1
1
8
23.21
9
0.36698
9
0
0
9
21.89
6
0.35052
8
-2
4
10
23.22
10
0.37527
10
0
0
11
24.05
11
0.39247
12
-1
1
12
24.18
12
0.38891
11
1
1
Суммы

78

78
0
10
Источник: составлено авторами на основе [1]

Для вычисления коэффициента корреляции Спирмена по данным значениям, рангов и суммы квадратов разностей рангов (Σd^2), предполагается воспользоваться формулой:

где Σd^2 - сумма квадратов разностей рангов, N - количество наблюдений

Подставим наши данные в формулу:

В данном случае:

Подставим значения в формулу:

Сильная положительная корреляция между ВВП ЕС и Венгрии, измеренная на уровне 0,965, указывает на высокую степень взаимозависимости экономик этих регионов (согласно шкале Чеддока данная связь относится к категории «весьма высокой»). Это подтверждает значительное влияние экономических условий и политических решений ЕС на экономическое развитие Венгрии.

Таблица 3.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП США и ВВП Венгрии в постоянных международных долларах за 2021 год.

Table 3.

Calculation of Spearman's rank correlation coefficient between US GDP and Hungarian GDP in constant international dollars for 2021.

N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
19.22
1
0.28323
1
0
0
2
19.63
2
0.28834
2
0
0
3
20.13
3
0.30054
3
0
0
4
20.72
4
0.31168
4
0
0
5
21.1
5
0.31854
5
0
0
6
21.62
6
0.33215
6
0
0
7
22.26
7
0.34996
7
0
0
8
22.81
9
0.36698
9
0
0
9
22.3
8
0.35052
8
0
0
10
23.59
10
0.37527
10
0
0
11
24.05
11
0.39247
12
-1
1
12
24.66
12
0.38891
11
1
1
Суммы

78

78
0
2
Источник: составлено авторами на основе [1]

В представленном случае:

Подставим значения в формулу:

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, эквивалентный 0,993 свидетельствует о чрезвычайно высокой положительной корреляции между ранжированными данными ВВП США и Венгрии, что указывает на сильную связь между экономиками этих регионов (по шкале Чеддока данная связь классифицируется как «весьма высокая»).

Заключение

В заключении работы, на основе выше проведенного анализа, можно ответить на основной вопрос научного исследования, касающейся определения наиболее вероятных перспектив развития экономической системы Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах в контексте мировых экономических и политических потрясений, с которыми столкнулась мировая финансовая система с начала 2019 года. Так, у народного хозяйства Венгрии в краткосрочном периоде есть два наиболее вероятных сценария развития.

Первый путь развития подразумевает, что правительство Виктора Орбана продолжит придерживаться текущего геополитического курса, который подразумевает сохранение положения страны в блоке «НАТО» и Евросоюзе как «внутренняя аппозиция». В таком случае в экономике Венгрии в краткосрочном периоде, с высокой долей вероятности, будет присутствовать рецессия на инвариантной основе на фоне давления со стороны лидеров Североатлантического альянса (данный сценарий является наиболее вероятным).

Второй путь развития предполагает, что политическое руководство Венгрии пойдет на существенные уступки идеологическим амбициям США и других лидеров стран «коллективного Запада», став их «безвольным сателлитом» (как подавляющее большинство участников Евросоюза) и на этом фоне полностью стабилизирует кризисную ситуацию в макроэкономике, при поддержке государств, придерживающихся проамериканского политического курса.

В долгосрочном периоде будущее у Венгрии крайне спорное. Данная страна фактически со всех сторон (географических и экономических) окружена государствами, являющимися союзниками США или оказывающих поддержку их идеологии, касающейся решения «Украинского кризиса». Страна имеет «слабое» народное хозяйство, что не позволит ей создать самодостаточную экономическую систему. При таких условиях крайне вероятно, что Венгрия, если не станет «безвольным сателлитом» США, то попадет в экономическую зависимость от других ведущих стран мира (например, от Китая) в связи с этим финансовая система данного государства в долгосрочном периоде, безусловно, стабилизируется, однако независимый идеологически курс она скорее всего потеряет (если на сегодняшний день он, по каким-то причинам, не выгоден США – существует версия что Соединённые Штаты Америки намеренно манипулируют правительством «Будапешта» с целью поддержания высокой степени экономико-политической зависимости Евросоюза от себя и поддержания в нём «проамериканских» настроений). Из представленной информации можно сделать вывод, что совершать инвестиционные вложение в экономику Венгрии в краткосрочном периоде достаточно рискованно. В свою очередь долгосрочные инвестиции в упомянутую страну так же малоперспективны на фоне её политического курса, потому что на полную стабилизацию экономики страны потребуется достаточно много времени и существуют шансы, что перед этим она «переживёт» новый полноценный финансовый кризис.


References:

Beglaryan G.A., Ivanov G.N., Kalugina P.P., Polovinchikova A.V. (2022). Sanktsionnaya politika SShA i evropeyskikh stran v otnoshenii Rossii: povorot nachala 2022 goda [US and European sanctions against Russia: the turnaround of early 2022]. Journal of international economic affairs. 12 (3). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.115086.

Drobot E.V., Pospelova A.L., Utyabaeva E.R., Petrovskaya V.A. (2016). Rossiya i Ukraina: vmeste ili porozn? [Russia and Ukraine: together or separately?]. Journal of international economic affairs. 6 (2). 33-41. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.2.37311.

Drobot E.V., Stamati E.P., Nikitina A.V. (2016). Rossiya i Ukraina: vozmozhnosti i ugrozy [Russia and Ukraine: opportunities and threats]. Journal of international economic affairs. 6 (4). 132-143. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.4.37382.

Gerasimov V.V., Korolev A.A., Gerasimova E.O. (2023). Sotsialno-ekonomicheskie izmeneniya v usloviyakh politicheskikh krizisov i konfliktov [Social and economic changes in the conditions of political crises and conflicts]. Bulletin of the Samara Municipal Management Institute. (4). 35-44. (in Russian).

Geraskina A.R. (2023). Vliyanie antirossiyskikh sanktsiy na mirovuyu ekonomiku i sovremennye mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [The impact of anti-Russian sanctions on the global economy and contemporary international economic relations]. Journal of international economic affairs. 13 (2). 221-236. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.2.117900.

Gorodnova N.V., Domnikov A.Yu. (2022). Vliyanie finansovyh sanktsiy na regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossii [The impact of financial sanctions on the regulation of Russia's foreign economic activity]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 215-234. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114676.

Investing.com. Retrieved July 20, 2024, from https://ru.investing.com/

Kostin K.B., Shimko P.D., Sun Tsi (2022). Mezhdunarodnyy transfer tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii i ego perspektivy v sovremennyh usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [International technology transfer in the Russian Federation and its prospects amidst sanctions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2169-2192. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2023). Analiz i otsenka tendentsiy mirovyh birzhevyh indeksov v kontekste eskalatsii ukrainskogo krizisa [Analysis and assessment of trends in global stock indices in the context of the Ukrainian crisis escalation]. Journal of international economic affairs. 13 (4). 653-668. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.4.118971.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2023). Ekonomicheskie reformy kabineta ministrov Liz Trass i ikh vliyanie na ekonomiku Velikobritanii [Liz Truss's cabinet economic reforms and their impact on the UK economy]. Journal of international economic affairs. 13 (3). 571-584. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.3.118810.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2023). Vliyanie geopoliticheskoy obstanovki na transformatsiyu neokolonialnoy sistemy [Influence of the geopolitical situation on the neocolonial system transformation]. Journal of international economic affairs. 13 (4). 735-750. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.4.119283.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2024). Sostoyanie finansovoy sistemy Velikobritanii na fone nestabilnosti na geopoliticheskom urovne [The UK financial system amid geopolitical instability]. Journal of international economic affairs. 14 (1). 107-122. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120734.

Markelova E.A. (2022). Politika OPEK v usloviyakh sovremennogo energeticheskogo krizisa [OPEC policy in the current energy crisis]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 807-822. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116844.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2023). Nestabilnost ekonomiki SShA kak drayver novogo mirovogo finansovogo krizisa [Instability of the US economy as a driver of the new global financial crisis]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (3(38)). 52-57. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2023_3_52.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2023). Problema vmeshatelstva inostrannogo kapitala v Rossiyskuyu ekonomiku [The problem of foreign capital intervention in the Russian economy]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (1(36)). 74-79. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2023_1_74.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2023). Vliyanie inostrannyh sanktsiy na fondovyy rynok Rossiyskoy Federatsii [Impact of foreign sanctions on the stock market of the Russian Federation]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (4(39)). 96-101. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2023_4_96.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2024). Vliyanie ekonomiko-politicheskogo protivostoyaniya RF, SShA i stran Evropeyskogo soyuza na ikh finansovye sistemy [The impact of the economic and political confrontation between the Russian Federation, the united states and the European Union countries on their financial systems]. Zhurnal monetarnoy ekonomiki i menedzhmenta. (2). 71-78. (in Russian). doi: 10.26118/2782-4586.2024.22.39.010.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2024). Vliyanie geopoliticheskogo krizisa na neftegazovuyu otrasl ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [The impact of the geopolitical crisis on the oil and gas industry of the Russian Federation]. Journal of international economic affairs. 14 (2). 323-342. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.2.121054.

The Global 2000Forbes.com. Retrieved July 20, 2024, from https://www.forbes.com/lists/global2000/?sh=1c5094c45ac0

World Bank Group. Retrieved July 20, 2024, from https://www.worldbank.org/en/home

Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2023). Analiz i otsenka stsenariev sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii v usloviyakh sanktsionnoy blokady i nepredskazuemosti globalnyh trendov mirovoy ekonomiki [Analysis and assessment of scenarios for Russia's socio-economic development under the sanctions embargo and unpredictable global economic trends]. Journal of international economic affairs. 13 (1). 181-202. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.117207.

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:54:24