Occupational traumatism with serious consequences in the constituent entities of the Russian Federation

Moskvina M.S.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 9 (September 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71960963

Abstract:
The article is devoted to the analysis of the occupational traumatism with serious consequences in the constituent entities of the Russian Federation in 2023. The statistical data of the Federal Service for Labor and Employment were analyzed. The author raises the problem of slowing down the rate of occupational traumatism reduction in the last 5 years. In order to gain a more comprehensive understanding of the factors contributing to accidents, it is essential to analyse a range of additional indicators, in addition to the measures that have already been implemented. This will facilitate the enhancement of effective state management of occupational safety at the regional level. The relationship between the number of industrial accidents in the regions of the Russian Federation and the industrial specialization of their economy has been revealed. The results of the study can be used both for scientific purposes and for the development and implementation by the labor authorities of the constituent entities of the Russian Federation of state programs to improve working conditions and occupational safety.

Keywords: occupational traumatism, occupational safety, economic activity type, accident type, accident cause

JEL-classification: J81, J83, J88



Введение

Ежегодный анализ состояния производственного травматизма показывает, что за последние 5 лет фиксируется замедление темпов его снижения. Это может говорить о том, что предпринимаемые меры повышения безопасности на производстве уже не оказывают значимого влияния на уменьшение количества несчастных случаев. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа иных показателей травматизма, в том числе с целью повышения эффективного государственного управления охраной труда на региональном уровне. Поляков А.В. поднимает проблему субъектов РФ с доминирующим видом экономической деятельности, где характерен высокий уровень производственного травматизма [1]. Кузнецова Е.А. и Михина Т.В. анализируют данные Росстата с учетом вклада в показатели травматизма отдельных видов экономической деятельности [2]. Елин А.М. также говорит о необходимости анализа реального положения экономики с условиями труда в ряде видов экономической деятельности и производств [3, с. 46–56] (Elin, 2006, р. 46–56). Немалую аналитическую помощь в работе оказали результаты проведенных ранее исследований по вопросам производственного травматизма [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.] Целью статьи является анализ состояния производственного травматизма с тяжелыми последствиями в разрезе субъектов Российской Федерации путем сопоставления основных видов экономической деятельности, видов (типов) и причин несчастных случаев.

Научная новизна исследования состоит в выявлении связи между количеством несчастных случаев на производстве в регионах РФ и отраслевой специализации в их экономике. Авторская гипотеза заключается в том, что производственный травматизм в разрезе субъектов Российской Федерации в большей степени зависит от преобладающих в них видов экономической деятельности.

Региональный анализ травматизма

Центральный федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Центральном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (22,2%), строительство (18,4%) и транспортировка и хранение (14,0%) (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Центральном федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (28,6%), падение при разности уровней высот и на глубину (16,3%) и падение на ровной поверхности одного уровня (15,5%);

2) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (47,5%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (15,1%) и транспортные происшествия (11,3%);

3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (32,9%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (18,5%) и падение при разности уровней высот и на глубину (15,3%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в обрабатывающих производствах – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (24,8%), неудовлетворительная организация производства работ (24,5%) и нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (9,9%);

2. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (27,5%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (27,1%) и нарушение технологического процесса (9,9%);

3. в транспортировке и хранении – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (32,9%), нарушение правил дорожного движения (22,2%) и неудовлетворительная организация производства работ (15,3%).

Регионы Центрального федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

· в обрабатывающих производствах – г. Москва (24,8%), Московская область (15,5%), Воронежская, Липецкая и Рязанская области (по 5,8%);

· в строительстве – г. Москва (65,5%), Московская область (6,0%), Белгородская область (4,9%), Воронежская и Ивановская области (по 3,5%);

· в транспортировке и хранении – г. Москва (63,4%), Московская область (12,5%), Белгородская и Смоленская области (по 3,7%).

Северо-Западный федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Северо-Западном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: строительство (23,2%), обрабатывающие производства (22,5%) и транспорт (13,8%) (рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Северо-Западном федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (40,6%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (15,6%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (10,9%);

2) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (30,6%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,4%) и падение при разности уровней высот и на глубину (18,5%);

3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (32,9%), падение при разности уровней высот и на глубину (25,0%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (15,8%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (28,1%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,4%) и нарушение технологического процесса (10,9%);

2. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (23,4%), нарушение технологического процесса (16,9%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (16,1%);

3. в транспортировке и хранении – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (31,6%), нарушение правил дорожного движения (21,1%) и нарушение технологического процесса (15,8%).

Регионы Северо-Западного федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

· в строительстве – г. Санкт-Петербург (60,9%), Вологодская область (7,8%), Калининградская область (7,0%);

· в обрабатывающих производствах – г. Санкт-Петербург (42,7%), Вологодская область (14,5%), Архангельская область (8,9%);

· в транспортировке и хранении – г. Санкт-Петербург (55,3%), Архангельская область (11,8%), Вологодская область (7,7%).

Также, при детальном анализе травматизма следует рассматривать и отдельно взятые регионы. На рисунках 3-4 представлено распределение несчастных случаев по видам и причинам происшествий на примере г. Санкт-Петербурга [11].


Воздействие других неклассифицированных травмирующих факторов
Воздействие экстремальных температур и других природных факторов
Повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера
Попадание инородного предмета в тело человека
Физические перегрузки и перенапряжения
Воздействие вредных веществ
Утопление и погружение в воду
2022
6
3
2
1
1
1
1
2023
8
1
5
3
0
2
1
Рисунок 3. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по видам происшествий в г. Санкт-Петербурге в 2022 и 2023 годах

Источник: составлено по данным Роструда.


Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств
Конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования
Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории
Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования
Неприменение средств коллективной защиты
Использование пострадавшего не по специальности
2022
10
4
4
4
0
0
0
2023
6
5
6
5
3
5
1
Рисунок 4. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по причинам происшествий в г. Санкт-Петербурге в 2022 и 2023 годах

Источник: составлено по данным Роструда.

Южный федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Южном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: строительство (17,4%), обрабатывающие производства (17,2%), транспортировка и хранение (15,5%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (10,8%) и оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (10,2%) (рисунок 5).

Рисунок 5. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Южном федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (45,1%), транспортные происшествия (15,9%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (13,4%);

2) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (37,0%), падение при разности уровней высот и на глубину (21,0%) и транспортные происшествия (12,3%);

3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (38,4%), падение при разности уровней высот и на глубину (26,0%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (9,6%);

4) в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и транспортные происшествия (29,4%), и падение при разности уровней высот и на глубину (15,7%);

5) в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов – падение при разности уровней высот и на глубину (27,1%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (по 6,7%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (31,7%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,2%) и нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (8,5%);

2. в обрабатывающих производствах – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (24,7%), нарушение технологического процесса (17,3%) и неудовлетворительная организация производства работ (16,0%);

3. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (30,1%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (28,8%) и неудовлетворительная организация производства работ (15,1%);

4. в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (31,4%), нарушение правил дорожного движения (15,7%) и нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (7,8%).

5. в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (41,7%), неудовлетворительная организация производства работ (14,6%) и нарушение правил дорожного движения (12,5%).

Регионы Южного федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

· в строительстве – Краснодарский край (43,9%); Ростовская область (24,4%), Волгоградская область (12,2%);

· в обрабатывающих производствах – Ростовская область (37,0%), Краснодарский край (32,1%), Волгоградская область (18,5%);

· в транспортировке и хранении – Краснодарский край (41,1%), Ростовская область (27,4%);

· в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – Краснодарский край (47,1%), Ростовская область (27,5%), Волгоградская область (17,6%);

· в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов – Краснодарский край (62,5%), Ростовская область (22,9%).

Северо-Кавказский федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Северо-Кавказском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: строительство (21,5%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (18,7%), обрабатывающие производства (18,7%), транспортировка и хранение (15,0%) (рисунок 6).

Рисунок 6. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Северо-Кавказском федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (39,1%), воздействие электрического тока (17,4%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (8,7%);

2) в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – транспортные происшествия (30,0%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и падение при разности уровней высот и на глубину (20,0%);

3) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (35,0%), и падение при разности уровней высот и на глубину и воздействие электрического тока (15,0%);

4) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (50,0%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и падение при разности уровней высот и на глубину (по 12,5%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в строительстве – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев и нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (по 21,7%), и неудовлетворительная организация производства работ (13,0%);

2. в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – нарушение правил дорожного движения (25,0%), нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (20,0%), и неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (15,0%);

3. в обрабатывающих производствах – нарушение технологического процесса (25,0%), неудовлетворительная организация производства работ (20,0%) и недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (15,0%);

4. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (43,8%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (25,0%) и неудовлетворительная организация производства работ (18,8%).

Регионы Северо-Кавказского федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

· в строительстве – Ставропольский край (39,1%) и Республика Дагестан (26,1%);

· в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – Ставропольский край (85,0%), Карачаево-Черкесская Республика (10,0%), Кабардино-Балкарская Республика (5,0%);

· в обрабатывающих производствах – Ставропольский край (60,0%), Республика Дагестан (15,0%);

· в транспортировке и хранении – Ставропольский край (62,5%), Республики Дагестан, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская (по 12,5%).

Приволжский федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Приволжском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (30,8%), транспортировка и хранение (13,9%) и строительство (13,5%) (рисунок 7).

Рисунок 7. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Приволжском федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (31,0%), падение при разности уровней высот и на глубину (22,2%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (14,3%);

2) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (48,1%), падение при разности уровней высот и на глубину (17,5%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (8,4%);

3) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (38,7%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (18,0%) и транспортные происшествия (16,0%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (25,1%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (21,9%) и нарушение технологического процесса (9,6%);

2. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (38,3%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,4%) и неудовлетворительная организация производства работ (13,0%);

3. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (31,3%), нарушение технологического процесса (13,3%) и нарушение правил дорожного движения (12,0%).

Регионы Приволжского федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

· в обрабатывающих производствах – Нижегородская область (17,0%), Самарская область (13,5%), Республика Башкортостан (12,9%) и Республика Татарстан (11,1%);

· в транспортировке и хранении – Нижегородская область и Республика Татарстан (по 19,5%), Республика Башкортостан (14,3%) и Самарская область (10,4%);

· в строительстве – Республика Татарстан (20,0%), Республика Башкортостан (18,0%), Пермский край (12,7%) и Самарская область (10%).

Уральский федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Уральском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (28,1%), строительство (16,3%), добыча полезных ископаемых (14,4%) и транспортировка и хранение (11,1%) (рисунок 8).

Рисунок 8. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Уральском федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (35,5%), падение при разности уровней высот и на глубину (16,8%) и падение на ровной поверхности одного уровня (14,7%);

2) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (35,1%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (26,3%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (11,4%);

3) в добыче полезных ископаемых – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (26,7%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,8%) и падение при разности уровней высот и на глубину (17,8%);

4) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (39,7%), падение при разности уровней высот и на глубину (15,4%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (14,1%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (35,5%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (18,3%) и нарушение технологического процесса (9,6%);

2. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (38,6%), нарушение правил дорожного движения (20,2%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (11,4%);

3. в добыче полезных ископаемых – неудовлетворительная организация производства работ (26,7%), нарушение технологического процесса (20,8%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (16,8%);

4. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (29,5%), неудовлетворительная организация производства работ (28,2%) и причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (19,2%).

Регионы Уральского федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в обрабатывающих производствах – Свердловская область (44,7%), Челябинская область (37,6%);

2) в строительстве – Свердловская область (26,3%), Ханты-Мансийский автономный округ (21,9%), Тюменская область (19,3%), Челябинская область (15,8%), Ямало-Ненецкий автономный округ (14,9%);

3) в добыче полезных ископаемых – Ханты-Мансийский автономный округ (58,4%), Ямало-Ненецкий автономный округ (13,9%), Челябинская область (11,9%), Свердловская область (10,9%);

4) в транспортировке и хранении – Свердловская область (35,9%), Ханты-Мансийский автономный округ (29,5%), Челябинская область (17,9%).

Сибирский федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Сибирском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (19,0%, от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Сибирском федеральном округе в 2023 году), транспортировка и хранение (15,8%) и строительство (11,8%) (рисунок 9).

Рисунок 9. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Сибирском федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (41,7%), падение при разности уровней высот и на глубину (15,4%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (12,8%);

2) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (33,8%), падение при разности уровней высот и на глубину (20,0%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (16,9%);

3) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (40,2%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (15,5%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (14,4%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в обрабатывающих производствах – нарушение технологического процесса (20,5%), неудовлетворительная организация производства работ и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (по 19,9%);

2. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (26,2%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (25,4%) и неудовлетворительная организация производства работ (16,9%);

3. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (32,0%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (18,6%) и нарушение технологического процесса (13,4%).

Регионы Сибирского федерального округа, вносящие наибольший вклад в несчастные случаи с тяжелыми последствиями:

· в обрабатывающих производствах – Красноярский край (25,0%), Иркутская область (16,7%), Алтайский край (16,0%), Кемеровская область (12,2%), Новосибирская и Омская области (по 10,9%);

· в транспортировке и хранении – Иркутская и Кемеровская области (по 16,9%), Красноярский край и Новосибирская область (по 16,2%), Алтайский край (10,8%);

· в строительстве – Иркутская область (21,6%), Новосибирская область (18,6%), Красноярский край (16,5%), Кемеровская область (15,5%), Томская область (12,4%).

Дальневосточный федеральный округ

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Дальневосточном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (18,3%, от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Дальневосточном федеральном округе в 2023 году), обрабатывающие производства (14,3%), транспортировка и хранение (12,2%), строительство (11,7%) и сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (11,0%) (рисунок 10).

Рисунок 10. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Дальневосточном федеральном округе в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в добыче полезных ископаемых – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (32,1%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,2%) и транспортные происшествия (15,4%);

2) в обрабатывающих производствах – падение при разности уровней высот и на глубину (31,1%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,7%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (18,0%);

3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (30,8%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (25,0%) и падение при разности уровней высот и на глубину (17,3%);

4) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (34,10%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (по 20,0%)

5) в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (38,3%), падение при разности уровней высот и на глубину (12,8%), и транспортные происшествия (8,5%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в добыче полезных ископаемых – неудовлетворительная организация производства работ (34,6%), нарушение технологического процесса (21,8%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (15,4%);

2. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (27,9%), недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (13,1%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (11,5%);

3. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (19,2%), нарушение технологического процесса (17,3%), неудовлетворительная организация производства работ, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (по 15,4%);

4. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (38,0%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (16,0%) и нарушение технологического процесса (12,0%);

5. в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – неудовлетворительная организация производства работ (25,5%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,4%) и нарушение технологического процесса (19,1%).

Регионы Дальневосточного федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

· в добыче полезных ископаемых – Республика Саха (Якутия) (46,2%), Магаданская область (15,4%);

· в обрабатывающих производствах – Приморский край (39,3%), Республика Бурятия (16,4%), Хабаровский край (13,1%);

· в транспортировке и хранении – Приморский край (42,3%), Хабаровский край (23,1%), Республика Саха (Якутия) (11,5%);

· в строительстве – Хабаровский край (28,0%), Республика Саха (Якутия), Забайкальский край и Амурская область (по 14,0%), Республика Бурятия (12,0%), Приморский край (10,0%);

· в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – Камчатский край (25,5%), Приморский край (23,4%), Хабаровский край (12,8%), Амурская область (10,6%).

Донецкая и Луганская Народные Республики, Херсонская и Запорожская области

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Донецкой, Луганской Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (16,9%, от общего количества в четырех регионах), обрабатывающие производства (15,6%) и транспортировка и хранение (13,1%) (рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях в 2023 году

Источник: составлено по данным Роструда.

Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

1) в добыче полезных ископаемых – падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (25,9%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (18,5%) и падение при разности уровней высот и на глубину (14,8%);

2) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (30,8%), повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера (15,4%);

3) в транспортировке и хранении – повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера (66,7%), транспортные происшествия (14,3%) и повреждения в результате противоправных действий других лиц (9,5%).

Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:

1. в добыче полезных ископаемых – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (25,9%), неудовлетворительная организация производства работ и нарушение технологического процесса (по 22,2%);

2. в обрабатывающих производствах – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (42,3%), неудовлетворительная организация производства работ (34,6%) и нарушение технологического процесса (по 7,7%);

3. в транспортировке и хранении – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (71,4%), нарушение правил дорожного движения (14,3%) и неудовлетворительная организация производства работ (9,5%).

Заключение

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности, показал, что в 5 из 8 федеральных округов основной вид происшествий – падение при разности уровней высот и на глубину. К основным причинам тяжелых несчастных случаев в 3 из 8 федеральных округах отнесена неудовлетворительная организация производства работ (которая чаще всего выражается в отсутствие контроля со стороны руководителя при выполнении работ повышенной опасности) , в 4 федеральных округах – прочие причины (которые чаще всего связаны с поспешностью или невнимательностью работника), в Северо-Кавказском федеральном округе – нарушение правил дорожного движения.

Сопоставляя основные виды (типы) с причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями, можно сделать вывод, что падение при разности уровней высот и на глубину, транспортные происшествия и травмирование вследствие воздействия движущихся и разлетающихся предметов и деталей происходят в основном из-за необеспечения контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работ, нарушений при оформлении наряда-допуска на выполнение работ повышенной опасности, а также из-за невнимательности или неосторожности работников.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что производственный травматизм в разрезе субъектов РФ в большей степени зависит от преобладающих в них видов экономической деятельности. Вследствие этого в ходе разработки и реализации органами по труду субъектов РФ государственных программ улучшения условий и охраны труда необходимо обязательно учитывать основные причины несчастных случаев, характерные для преобладающих в конкретных регионах видов экономической деятельности, применять адресный подход к предприятиям этих отраслей, предусматривать механизмы мотивации таких предприятий к снижению показателей травматизма.


References:

Berglund L., Johansson M., Nygren M., Samuelson B., Stenberg M., Johansson J. (2019). Occupational accidents in Swedish construction trades International Journal of Occupational Safety and Ergonomics. (27(2)). 552–561. doi: 10.1080/10803548.2019.1598123.

Elin A.M. (2006). Eshche raz o problemakh upravleniya riskom [Once again about the problems of risk management]. Okhrana truda. (11). 46–56. (in Russian).

Elin A.M., Sokolova A.S. (2022). Okhrana truda kak sfera vozdeystviya na ekonomiku na sovremennom etape ee razvitiya [Occupational safety as a sphere of influence on the economy in modern times]. Russian Journal of Labour Economics. 9 (6). 1097-1110. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.6.114911.

Kuznetsova E.A., Mikhina T.V. (2022). Proizvodstvennyy travmatizm v RF: analiz sostoyaniya v regionakh i po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti [Occupational injuries in the Russian Federation: analysis by regions and types of economic activity]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (46(1)). 8-15. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-8-15.

Moskvina M.S. (2024). Sistemnye prichiny proizvodstvennogo travmatizma v organizatsiyakh pyati federalnyh ministerstv: rekomendatsii po korrektirovke vedomstvennyh otraslevyh planov [Systemic causes of occupational injuries in organizations of five federal ministries: recommendations for adjusting departmental sectoral plans]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (55(2)). 78-88. (in Russian). doi: 10.34022/2658- 3712-2024-55-2-78-88.

Polyakov A.V. (2022). Korrelyatsionnye svyazi razlichnyh makroekonomicheskikh pokazateley s dinamikoy proizvodstvennogo travmatizma [Correlation analysis of various macroeconomic indicators with the dynamics of occupational injuries]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (46(1)). 16-25. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-16-25.

Polyakov A.V. (2024). Gosudarstvennoe upravlenie okhranoy truda na regionalnom urovne. Analiz raboty organov po trudu za 2022 god [State occupational health and safety management at the regional level. Analysis of the work of labor authorities for 2022]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (54(1)). 122-130. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-122-130.

Polyakov A.V. (2024). Otraslevaya struktura zanyatosti i uroven proizvodstvennogo travmatizma v subektakh Rossiyskoy Federatsii [Sectoral structure of employment and occupational injury rate in the constituent entities of the Russian Federation]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (55(2)). 89-99. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-89-99.

Samarskaya N.A. (2023). Sostoyanie usloviy i okhrany truda v sovremennoy ekonomike Rossiyskoy Federatsii [Working conditions and occupational safety in modern Russia]. Russian Journal of Labour Economics. 10 (10). 1517-1534. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.10.119404.

Tompa E., Mofidi A., van den Heuvel S. et al. (2021). Economic burden of work injuries and diseases: a framework and application in five European Union countries BMC Public Health. (21). 49. doi: 10.1186/s12889-020-10050-7.

Страница обновлена: 06.04.2025 в 22:27:25