The impact of digitalization on the countries' position in the development of regional consumer markets

Sokolova L.G.1, Savchenko E.E., Tolstikhina E.I.1
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 6 (June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68015156

Abstract:
The introduction of digital technology leads to the formation of a new type of consumer market and modern consumers, for whom information platforms act as a place of purchase and sale of goods and services. For the successful development of the consumer market in modern conditions, it is necessary to take into account these changes in order to improve the interaction of producers with consumers and meet their needs. A set of issues characterizing methodological approaches to quantifying the impact of digitalization on the development of regional consumer markets, allowing for more effective methods of forming commodity flows, is studied. It is established that at the regional management level, optimization of processes aimed at solving problems of reducing dependence on foreign markets and developing the domestic economy is not being examined. The influence of digitalization on the level of development of regional consumer markets in different countries is considered. The countries with the highest share of R&D costs in the field of digital economy, Internet access in households, digital skills of the population, digitalization and e-commerce have been identified. A methodological approach to determining the country\'s position in assessing the level of digitalization and the level of development of the consumer market is proposed. The approach is based on taking into account factors that arise outside a particular economic area. As a result of the research, a matrix of countries' positions on the level of digitalization and consumer market development was built. In order to influence the development of the consumer market of countries belonging to one of the segments of the matrix, the main directions for increasing the level of digitalization have been developed.

Keywords: consumer market, digitalization, digital economy, internal factor, external factor

JEL-classification: L86, O33, O31



Актуальность. Потребительский рынок играет важную роль в экономике региона и оказывает значительное влияние на развитие локальных региональных рынков. Основными аспектами такого влияния являются: стимулирование экономического роста, развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности и развитие инноваций.

Следует отметить, что в современной экономической научной литературе [7, 8, 9] малоизученным аспектом остается влияние развития цифровой экономики в различных странах, уровень цифровизации во взаимосвязи с развитием потребительского рынка. Методически не определен общепринятый подход к количественной оценки такого влияния, позволяющий применять более эффективные методы формирования товарных потоков для развития региональных потребительских рынков.

Для разработки оценки влияния цифровизации на формирование регионального потребительского рынка был проведен анализ существующих методических подходов к уровню ее развития.

Методика количественной оценки цифровой экономики BCG связывает масштабы цифровой экономики с инвестициями местных компаний, но не учитывает импорт продуктов и услуг на внутренний рынок страны [1].

Методика бюро экономического анализа США — Bureau of Economic Analysis (BEA) выделяет три категории концепции цифровой экономики (инфраструктура, электронная коммерция, цифровые носители), но некоторые компоненты ее, такие как одноранговая электронная торговля P2P, известная как экономика совместного использования, не рассматриваются [1].

Методика расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» предназначена для расчета показателя «Достижение цифровой зрелости», но не позволяет оценить уровень цифровой зрелости всех секторов экономики [1].

Большинство аналитиков, рассматривая данный аспект, принимают во внимание различные критерии развития тех или иных технологий, уровень спроса на информационные технологии и многие другие показатели, влияющие на развитие различных сфер экономики [2, 3, 4], не связывая их с развитием регионального потребительского рынка, снижения зависимости от внешних рынков и развития внутренней экономики.

Цель исследования заключается в выработке направлений стратегического развития территориального потребительского рынка на основе комплексного подхода к показателям его формирования: занятости, доходов, инфраструктурного, финансового обеспечения населения и его цифрового развития в целях высвобождения времени работоспособного населения для совершенствования своего профессионального и социального статуса.

Научная новизна заключается в обосновании и расчете интегрального показателя оценки влияния цифровизации на функционирование потребительского регионального рынка, с учетом дополнения критериев, наиболее полно отражающих потенциал цифровизации: инфраструктурный, кадровый, финансовый, и цифрового развития, а также применение метода групповых индикаторов по двум видам критериев - организационный и результирующий.

Авторская гипотеза. В современных условиях развития в связи с цифровизацией экономики, важной государственной задачей, становиться разработка на региональном и муниципальном уровнях управления условий повышающих значение факторов социального и психологического направления, которые в совокупности с факторами производственного характера оказывают влияние на рост производительности труда.

Проведенные авторами выборочные исследования методом фотографии нерабочего времени работников показали, что на втором месте значатся затраты времени «зависания» в соцсетях и играх [5]. Данные исследования позволили также выделить такие направления, как рост индексов электронного получения государственных услуг, электронной торговли в общем их объеме. Для анализа возможностей по совершенствованию структуры суточного фонда времени населения и высвобождению времени трудоспособного населения для своего профессионального развития исследуется влияние цифровых технологии на формирование различных каналов коммуникаций потребительского рынка региона.

Методы исследования. В целях формирования системы показателей, определяющих влияние цифровизации на уровень развития региональных потребительских рынков исследованы тенденции внутристрановых затрат на разработки в области цифровой экономики, доступ к интернету в домашних хозяйствах, цифровые навыки населения, индексы цифровизации и электронной торговли.

Проведенный анализ позволил выявить, что наибольшая доля затрат на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту составляет в Республике Корея - 4,64%, наименьшая - в Индии - 0,65% (рис. 1).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 1 – Доля внутренних затрат на исследования и разработки в области цифровизации к валовому внутреннему продукту страны (в %%)

Цифровизация идет наиболее быстрыми темпами в Китае, о чем свидетельствует показатель индекса цифровизации, составляющий 2,44. Немного ниже данный показатель в США – 1,9. Остальные представленные в анализе страны имеют не высокие, по сравнению с лидерами показатель индекса цифровизации, который находиться в диапазоне от 0,12 до 0,43. Наименьшее значение анализируемого показателя имеет Бразилия - 0,13. (рис. 2).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 2 – Индекс цифровизации в 2021 году.

Развитие цифровых технологий на уровне экономического развития в стране способствует формированию цифровых навыков у населения и предоставляемыми возможностями домашним хозяйством их использовать.

Анализ данных имеющихся цифровых навыков у населения представленных для анализа стран (рис. 3) показал, что в Китае имеют такие навыки 48% населения, в Японии - 44%, в Швеции - 45%, в России - 27%, а в Бразилии и Индии - 23%.

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 3 - Цифровые навыки населения (в процентах от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше)

Особенностью современной цифровазации экономических процессов является возможность населения использовать свои цифровые навыки в домашних условиях. Наиболее ярко данная особенность проявилась в период пандемии, когда большинство работников и учащиеся были переведены на домашнее обучение и выполнение трудовых обязанностей с использованием информационных технологий.

Наиболее обеспечены доступом к интернету домашние хозяйства в Республике Корея -100%, наименьший показатель отмечен в Индии -67%. (рис. 4).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 4 - Доступ к интернету в домашних хозяйствах (в процентах от общего числа домашних хозяйств)

Цифровые навыки населения и доступ к интернету домашних хозяйствах создают условия повышенного спроса на цифровые услуги. В целом, цифровизация меняет способы взаимодействия компаний с потребителями и создает новые возможности для более эффективного взаимодействия на региональных рынках. Данная ситуация наглядно прослеживается по росту индекса электронной торговли (рис. 5).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 5 – Индекс электронной торговли в общем объеме розничной торговли, %

Большинство представленных для анализа стран имеют индекс электронной торговли выше 90%. Лидерами по данному показателю являются Республика Корея -95%, и Япония – 95%. Индия занимает последнюю строчку с показателем 76%. В России данный показатель составляет 85,2%.

Результаты исследования. Проведенный анализ данных развития цифровизации в России и ряде стран, выступающих лидерами по большинству показателей в мировом рейтинге по цифровизации, выявил неизученные аспекты ее влияния на формирование потребительского рынка региона.

Цифровизация оказывает значительное влияние на потребительский рынок, изменяя привычные сценарии покупок и взаимодействия с продуктами и услугами. Одним из основных изменений стало увеличение онлайн-торговли: потребители все чаще предпочитают делать покупки через интернет, что требует от компаний перехода к цифровым каналам продаж и улучшения онлайн-сервисов.

Под воздействием различных изменений и прогресса в обществе и экономике произошла эволюция факторов, влияющих на функционирование потребительских рынков, формирующих экономическое пространство.

Традиционные группы факторов формирования и функционирования потребительского рынка претерпели значительные изменения в условиях цифровизации. Внутренние и внешние факторы формирования потребительского рынка дополняются учетом факторов, формирующихся за пределами определенного экономического пространства, но влияющие на локальные региональные рынки. Цифровизация создает новые возможности для компаний в области международной торговли, но также увеличивает конкуренцию и требует более гибких и адаптивных стратегий.

Для разработки оценки влияния цифровизации на функционирование регионального потребительского рынка, с учетом уточнения групп факторов, влияющих на его формирование, дополнены критерии наиболее полно отражающие потенциал цифровизации: инфраструктурный, кадровый, финансовый, и цифрового развития.

Для определения потенциала для проведения цифровизации предлагается метод интегральной оценки. Метод интегральной оценки является методом смешанного типа, в котором применяются количественные показатели и также может применяться экспертная оценка значимости (веса) показателей. Выделение групповых показателей, отражающих наиболее полно потенциал для цифровизации позволяет ранжировать территории (страны, регионы) по трем уровням - с низким, средним и высоким уровнем потенциала для проведения цифровизации;

Для оценки потенциала развития потребительского рынка при проведении цифровизации также предлагается применение метода интегральной оценки. На первоначальном этапе применения данного метода проводится определение групповых индикаторов потребительского рынка по двум видам критериев - организационный и результирующий.

В ходе исследования по каждому критерию оценки уровня цифровизации и уровню развития потребительского рынка были разработаны показатели, по три на один критерий и, рассчитаны интегральные коэффициенты.

В результате, были сформированы три группы показателей ранжирования регионов по уровням развития потребительского рынка и потенциала развития цифровизации:

1 группа – низкий уровень при значении интегрального показателя от 1,4875 – 2,6233;

2 группа – средний уровень при значении интегрального показателя от 2,6234 – 3,7591;

3 группа - высокий уровень при значении интегрального показателя от 3,7592 – 4,895.

Сводные данные, характеризующие позиции стран по уровню развития цифровизации и потребительского рынка представлены в таблице 1

Таблица 1– Матрица позиции стран по уровню развития цифровизации и потребительского рынка


Уровень потребительского рынка
Высокий
Средний
Низкий
уровень потенциала для проведения цифровизации
Высокий
Китай
США
Тайвань
-
-
Средний
Япония
Республика Корея
Финляндия
Эстония
Канада
Швеция
Низкий
Россия
Великобритания
Германия
Италия
Франция
Чехия
Индия
Примечание: составлено авторами

Данные матрицы позволяют сделать вывод, что ни одна страна не вошла в ячейку с высоким уровнем потенциала для проведения цифровизации и средним уровнем развития потребительского рынка и высоким уровнем потенциала для проведения цифровизации и низким уровнем потребительского рынка. В тоже время следует отметить такие страны как Китай, США, Тайвань, которые имеют высокие показатели уровня цифровизации и потребительского рынка. Россия заняла позицию с высоким уровнем потребительского потенциала, но низким уровнем цифровизации. В данную группу вошли кроме России такие страны как Великобритания, Германия, Италия, Франция которым следует направить усилия на развития цифровизации и тем самым стимулировать поведение потребителей через различные цифровые платформы.

В соответствии с позицией стран, входящих в один из сегментов матрицы должны разрабатываться меры повышения уровня цифровизации с целью влияния на развитие потребительского рынка (табл.2).

При высоком уровне потенциала для цифровизации и высокого уровня потребительского рынка следует разрабатывать мероприятия, направленные на удержание лидирующих позиций за счет развития цифровых технологий, ориентированных на сферу потребления.

Таблица 2. – Матрица позиции стран по потенциалу проведения цифровизации и уровня потребительского поведения


Уровень потребительского поведения
Высокий
Средний
Низкий
Уровень потенциала
для проведения цифровизации
Высокий
Мероприятия направленные на удержание лидирующих позиций
Развитие информационных программ направленных на обработку информации
Разработка программ направленных на информирование потребителей
Средний
Развитие потенциала для проведения цифровизации и повышения уровня потребительского поведения
Мероприятия направленные на развитие потенциала для проведения цифровизации
Низкий
Мероприятия направленные на развитие цифровизации
Источник: составлено авторами

При низком уровне потенциала для цифровизации и низком уровне потребительского рынка следует проводить мероприятия в первую очередь направленные на развитие цифрового потенциала страны, а именно обеспечение населения и предприятия средствами мобильной связи, а затем разработки программ, направленных на сферу потребления.

Выводы Потребительский рынок, являясь частью экономической системы, обеспечивающей взаимосвязь между отдельными отраслями производства и потребления, территориями страны и государствами, позволяет наиболее объективно судить об экономическом потенциале и тенденциях его развития, а также об изменении уровня жизни населения. Важная роль потребительского рынка состоит в том, что он способствует обеспечению пропорциональности производства и удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах. Для органов регионального и муниципального управления потребительский рынок выступает как объект управления в виде сложной экономической системы с множеством разнообразных элементов, отношений и связей. Поэтому изучение потребительского рынка является самостоятельной, требующей специального исследования, проблемой, требующей разработку и применения новых организационных форм и методов регулирования процессами экономических отношений не только продавцов и потребителей, а также установления взаимовыгодной зависимости от внешних рынков и развития внутренней экономики.


References:

[]. (in Russian).

[]. (in Russian).

[].

. []. (in Russian).

. []. (in Russian).

. []. (in Russian).

. []. (in Russian).

Tsifrovizatsiya: teoriya i praktika [Digitalization: theory and practice] (2023). Irkutsk: Baykalskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).

Aleshnikova V.I., Beregovskaya T.A., Sumarokova E.V. (2019). Strategiya omnikanalnogo marketinga [Omnichannel marketing strategy]. Vestnik Universiteta. (2). 39-45. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2019-2-39-45.

Andrianov V.D. (2000). Konkurentosposobnost Rossii v mirovoy ekonomike [Russia's competitiveness in the global economy]. World Economy and International Relations. (3). 47-57. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2000-3-47-57.

Fris Ya. (2016). Revolyutsiya trudolyubiya. Potrebitelskoe povedenie i ekonomika domokhozyaystv s 1650 g. do nashikh dney [The revolution of diligence. Consumer behavior and household economics from 1650 to the present day] M.: Iz-vo RANKhiGS. (in Russian).

Goncharov I.L., Gorelova O.A. (2020). Psikhologiya potrebitelskogo vybora i ego vliyanie na tsenoobrazovanie v usloviyakh rynka [Psychology of consumer choice and its influence on pricing in market conditions]. Vestnik Universiteta. (8). 110-116. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2020-8-110-116.

Sokolova L.G. (2011). Effektivnost gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya [Efficiency of state and municipal management]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (6). 117-120. (in Russian).

Sokolova L.G., Ogloblin V.A. (2022). Sotsializatsiya proizvoditelnosti truda v sovremennyh usloviyakh [Socialization of labor productivity in modern conditions]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8(145)). 1225-1229. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2022.145.8.254.

Tolstikhina E.I. (2023). Analiz metodov formirovaniya potrebitelskogo povedeniya [Analysis of methods of formation of consumer behavior] Science, society, technology: problems and prospects of interaction in the modern world. 20-27. (in Russian).

Tolstikhina E.I., Demchenko S.K., Podoprigora V.G., Aleksandrov Yu.L. (2022). Tsifrovaya transformatsiya i ee vliyanie na potrebiteley [Digital transformation and its impact on consumers]. Innovation and Investment. (3). 11-15. (in Russian).

Tolstikhina E.I., Demchenko S.K., Podoprigora V.G., Suslova Yu.Yu. (2023). Sovershenstvovanie modeli povedeniya potrebiteley v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Improving consumer behavior model as a result of digital transformation]. Economic sciences. (227). 152-158. (in Russian). doi: 10.14451/1.227.152.

Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M., Dementev V.V., Dranev Yu.Ya. i dr. (2021). Tsifrovye tekhnologii v rossiyskoy ekonomike [Digital technologies in the Russian economy] M.: NIU VShE. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 21:57:51