Investments in public utilities in Russia in the context of socio-economic security: an institutional and evolutionary aspect

Lev M.Yu.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68531017

Abstract:
The article presents a study of institutional changes in normative documents of housing and communal services in the context of socio-economic security. The strategy of development of the construction industry and housing and communal services until 2030 with a forecast for the period until 2035 within the framework of development of housing and communal services from the point of view of increasing economic efficiency, reliability and quality of provided housing and communal services has been studied. The peculiarities of the practice of tariff formation for utilities, taking into account the investment component, are determined. The institutional development of innovation activity in municipal infrastructure is considered. On the basis of statistical data for a ten-year period, an analysis of the growth of tariffs for housing and communal services by type of activity was carried out. The results of the study may be in demand by legislative and executive authorities in ensuring socio-economic security in the context of the formation of tariff and pricing policy.

Keywords: institutional evolution, investment, socio-economic security, utility tariffs, tariff regulation

JEL-classification: I21, I23, F52,



Введение. Социально-экономическая безопасность в жилищно-коммунальной сфере является наиболее острой проблемой, затрагивающей все население, и включает в себя стоимость коммунальных услуг, связанную с уровнем доходов различных децильных групп потребителей [28; 38]. На обеспечение качественных услуг в коммунальной отрасли влияет безаварийность подачи горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, газа, электричества, вывоз отходов жизнедеятельности. Вместе с тем, участившиеся случаи с перебоями, предоставления услуг, аварийностью коммунальных сетей, связанных с их обветшалостью, создают негативное отношение населения к органам власти, которые регулируют плату за коммунальные услуги при некачественном их выполнении. Постоянный рост регулируемых тарифов в коммунальной сфере, который превышает уровень свободных цен на продовольственные и непродовольственные товары создают повышенную социальную напряжённость в обществе, что показывают многочисленные опросы населения [29; 31]. Следует отметить, что эволюция платных услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве в России, начавшаяся в 1928 году сохраняла прейскурантную фиксированную плату в размере 13 руб. 02 коп за квадратный метр жилой площади до момента либерализации цен на коммунальные услуги для населения [1] [18; 19], и принятием Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» [2] с учетом денежных реформ и изменениями стоимости. Понятие квартирная плата, принятое в конце 20 годов прошлого века, включала в себя покрытие затрат при использование жилого помещения и расходы по техническому обслуживанию: содержание мест общего пользования и придомовой территории, инженерных систем здания, содержание аппарата жилищно-эксплуатационных расходов организаций и другие расходы. Так, в стоимость заработной платы должны были входить: квартира; отопление; освещение; водопровод; затраты предприятий и учреждений, представляемые коммунальными отделами [20; 21].

В 1926 году в целях сокращения, с одной стороны усиливающегося жилищного кризиса, с другой стороны необходимости улучшения положения жилищного обеспечения рабочих было принято решение о создании постоянного фонда рабочего жилищного строительства. Принятию решения послужило несколько обстоятельств: прогрессирующий рост разрушения жилищ в виду низкой квартирной платы; отсутствие урегулированной закупки строительных материалов. Ресурсы фонда было предложено формировать из следующих средств: бюджетных ассигнований; отчислений из прибыли предприятий; процентных отчислений от страхования; амортизационных отчислений, полученных по аренде; от погашения жилищного кредита. Главным условием и гарантией эксплуатации и ремонта домов должно было быть согласование темпов повышения квартирной платы с темпами роста реальной зарплаты населения [24; 26, с. 428]. В соответствии с принятым решением по тарифным ставкам коммунальных услуг, доходы определяются с учетом покрытия всех расходов по содержанию, включая амортизацию, установленные проценты и прибыль для восстановления и развития коммунальных предприятий [22; 26, с. 430]. С 1 апреля 1928 года введены новые нормы тарифов за квартиру, но при средней занимаемой площади на семью, плата не должна превышать 10% семейных расходов. Для вновь строящихся объектов жилья, учитывающих подведение инженерных коммуникаций, предусматривалась надбавка в размере 25%, которая по сути была инвестиционной составляющей [23; 26, с. 447].

Постоянное удорожание коммунальных услуг в современных условиях напрямую связано с удручающим состоянием основных фондов коммунальной отрасли. Износ основных фондов требует их постоянного ремонта, технологической модернизации, а с учетом ветхости коммуникационной системы – полной замены [33]. Выделяемые средства в рамках государственных программ за счет средств бюджета явно недостаточны, из чего следует, что необходимы частные инвестиции в коммунальную инфраструктуру.

Цель исследования – изучить и обосновать применение теоретических подходов к формированию тарифов на коммунальные услуги в аспекте институциональных преобразований в контексте инвестиционно-инновационной составляющей социально-экономической безопасности.

Задачи исследования:

– рассмотреть формирование тарифов на коммунальные услуги в процессе институциональных преобразований социально-экономической безопасности в России с учетом инвестиций.

– провести анализ динамики индексов тарифов на услуги ЖКХ по видам деятельности: электроснабжение, горячее, холодное водоснабжение; водоотведение.

Объект исследования: тарифы на коммунальные.

Предмет исследования: процесс формирования тарифов на коммунальные услуги, возникающий в контексте институциональных преобразований социально-экономической безопасности.

Практическая значимость работы заключается в применении результатов исследования органами законодательной и исполнительной власти в сфере инвестиций, направленных в коммунальную отрасль в целях формирования адекватной тарифно-ценовой политики при обеспечении социально-экономической безопасности.

Институциональные изменения нормативных документов в жилищно-коммунальном хозяйстве в контексте социально-экономической безопасности. Формирование государственной жилищной политики на долгосрочный период осуществляется в соответствии с Указами Президента РФ, и направлены на развитие страны и повышение качества жизни ее граждан [4; 5].

В настоящее время утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период 2035 года [16]. Стратегия синхронизирована и разработана с учетом стратегий: научно-технологического развития [1] [3]; экологической безопасности; экономической безопасности; национальной безопасности и другими стратегиями [2; 3; 6].

В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года сфере ЖКХ посвящено два самостоятельных раздела по следующим темам:

– Раздел VI. Развитие жилищно-коммунального хозяйства, в том числе: управление жилищным фондом, капитальный ремонт жилищного фонда, коммунальная инфраструктура, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение; газоснабжение, обращение с отходами производства и потребления, профессиональная трансформация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, формирование комфортной городской среды;

– Раздел X. Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Основной задачей Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-­коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года в рамках развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение экономической эффективности, надежности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В связи с чем, необходимо провести комплекс взаимосвязанных мероприятий по следующим основным направлениям:

– эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышение его энергетической эффективности;

– развитие коммунального хозяйства, механизмов государственной поддержки проектов модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры;

– профессиональная трансформация в сфере ЖКХ.

В результате реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-­коммунального хозяйства к 2030 году будет:

– увеличена доля населения, удовлетворенного предоставляемыми жилищными условиями и услугами (превысит 75 %);

– обеспечено ежегодное проведение капитального ремонта многоквартирных домов (площадью не менее 170 млн м2);

– обеспечено эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышена его энергетическая эффективность;

– снижен уровень потерь в коммунальных сетях;

– увеличены темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении;

– увеличена доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой.

Мероприятия Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года будут реализовываться в два этапа. Первый этап реализуется в период с 2022 по 2024 год, второй этап с 2025 по 2030 год. В качестве базового периода был определен 2021 год.

Стоит отметить, что ранее основным документом, определяющим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являлась Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 г. [14], которая и нашла свое углубленное продолжение в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Федеральным органом исполнительной власти ответственным за реализацию государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства является Минстрой России.

Важное значение для достижения целей государственной политики в сфере ЖКХ как повышение качества и надежности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [30], улучшение жилищных условий занимает «Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации – фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов», утвержденная наблюдательным советом Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 29 апреля 2020 г., протокол № 79 [4] (далее – Программа).

Программа, разработанная в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере ЖКХ [7], а также с целями и задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации [5] направлена на достижение следующих целей деятельности Фонда:

– обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

– создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан [36];

– стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрения ресурсосберегающих технологий [7].

В 2021-2023 годах жилищно-коммунальная отрасль претерпела ряд нормативных изменений, которые отражены в постановлениях Правительства РФ [8-10; 13]. В частности, указанными изменениями установлено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией, и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение. При этом, размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме. Также предусмотрено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством РФ.

Продлена возможность внесения в договор об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме изменений в части увеличения цены договора [12]. Ранее такая возможность предусматривалась до 1 января 2022 г. C 1 марта 2022 г. вступили в силу новые правила пользования жилыми помещениями [17]. Приказом Минстроя России утверждены правила пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам жилых помещений в многоквартирном доме.

Определены средние индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги [15]. Установление индексов – это часть механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ [25].

Нормативными документами предписано ограничивать резкое повышение платежей за коммунальные услуги [11]. При этом, в случае переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональной адресной программы для расчета и применения предельных индексов, набор, объем коммунальных услуг и тарифы (цены) на коммунальные ресурсы в базовом периоде (декабрь предыдущего года) принимаются равными набору, объему коммунальных услуг и тарифам (ценам), действовавшим в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) в границах поселения, муниципального округа, городского округа для потребителей в многоквартирных домах и/или жилых домах аналогичной степени благоустройства, определенной решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Поправки также направлены на внедрение системы стимулирования инвестиций через гарантии их возврата путем введения процедуры и определения регламента «долгосрочного» на срок реализации концессионного соглашения и/или инвестиционной программы согласования ФАС России, превышения регионами индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Точечные превышения могут быть допущены главами регионов в отдельных муниципалитетах для привлечения и поддержки инвестиций в сферу ЖКХ при наличии четкого обоснования необходимости реализации инвестиционных мероприятий. При этом закрепляется обязательство региона по регулярному предоставлению отчета о реализации инвестиционных мероприятий [34]. В случае их неисполнения «долгосрочное» согласование подлежит отмене.

Правительством РФ в октябре 2021 года были утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2022 год, в связи с чем, тарифы ЖКУ должны были проиндексировать с 1 декабря 2022 года, а не с 1 июля 2023 года. В результате поправок плата за коммунальные услуги была увеличена второй раз в течение года. В первый раз, в июле 2023 г., тарифы на коммунальные услуги выросли на 2,9–6,5% в зависимости от региона, во второй раз, в декабре 2023 г., – в среднем на 9,0%. При этом повышение коснулось платы за холодную и горячую воду, электроэнергию, отопление, газ и вывоз мусора. Таким образом, увеличение тарифов помимо снижения уровня доходов населения отразилось и на их бюджете – за счет компенсации, а также за счет увеличения выплат льготным категориям граждан [32]. Все это крайне негативно сказалось на и без того неблагоприятном инвестиционном климате в этой сфере. Эволюционный рост тарифов 2021-2022 годов представлен в таблице 1.

Таблица 1. Динамика индексов тарифов на услуги ЖКХ, по видам деятельности, в %

Показатели
март 2022 года к
I квартал 2022 г. к I кварт. 2021 г.
март 2021 года к
I квартал 2021 г. к I кварт. 2020 г.
февралю 2022 г.
декабрю 2021 г.
марту 2021 г.
февралю 2021 г.
декабрю 2020 г.
марту 2020 г
Услуги ЖКХ, оказываемые населению, в том числе:
100,11
101,49
104,44
104,08
100,01
100,61
103,56
103,57
- оплата жилья в домах государств. и муниципального жилищных фондов
100,28
103,93
104,76
104,39
100,03
102,36
105,11
105,14
Коммунальные услуги, в т. ч.
99,99
99,94
103,61
103,60
100,00
99,88
103,68
103,71
- водоснабжение холодное;
99,99
99,80
103,65
103,65
100,00
99,90
103,80
103,80
- водоснабжение горячее;
99,99
99,95
103,70
103,71
100,00
99,90
104,29
104,29
- отопление;
100,00
99,94
103,29
103,25
100,00
99,82
103,31
103,34
- водоотведение;
99,99
99,91
103,91
103,91
100,00
99,80
104,53
104,54
- газоснабжение;
100,00
99,99
103,01
103,01
100,00
100,00
103,14
103,16
- электроснабж.
100,00
100,00
104,41
104,41
100,00
100,00
104,05
104,05
Источник: составлено автором по материалам Росстата [35].

Из таблицы 1 видно, что наибольший рост составили тарифы по электроснабжению и оплате жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Увеличение роста тарифов I квартала 2022 года к I кварталу 2021 года по этим показателям составило – 4,41% и 4,39% соответственно.

В 2022 году, когда страна столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений, потребовалось внести изменения в систему мер безопасности, которые нашли отражение в принятой Стратегии в жилищно-коммунальной сфере. По разделам Стратегии предусмотрено включение безопасности, в том числе по жилищно-коммунальному хозяйству, где прописаны вызовы [16]:

– около 2/3 граждан хотят улучшить жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены [16, с. 16];

– несоответствие жилищных условий и городской инфраструктуры растущим запросам граждан относительно уровня комфорта, экологичности и безопасности жилья [16, с. 16];

– темп прироста аварийного жилищного фонда превышает темп расселения, предусмотренный действующей программой [16, с. 25];

– высокая доля расходов бюджетных средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда [16, с. 25];

– разбалансированность федеральной адресной инвестиционной программы, принятие решений о строительстве новых объектов до окончания строительства ранее начатых и приоритетных объектов капитального строительства [16, с. 36];

– недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики и научными и образовательными организациями [16, с. 36];

– недостаточная эффективность управляющих организаций, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием у управляющих организаций мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий [16, с. 52; 37];

– рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса. При существующем удельном весе сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, составляющем около 30%, фактически ежегодно обновляется только 1,5-2,2 %;

– высокий уровень потерь тепловой энергии при выработке и передаче конечному потребителю;

– эксплуатация неэффективных отопительных котельных, использующих твердые и жидкие виды топлива. В значительной степени убыточность таких отопительных котельных связана с ростом стоимости используемого топлива. В структуре себестоимости предприятий тепловой генерации расходы на закупку топлива варьируются в диапазоне 50-65% в зависимости от источника теплоснабжения;

– дефицит источников финансирования (тарифных, нетарифных, внебюджетных) для обеспечения необходимых темпов модернизации систем централизованного теплоснабжения [16, с. 56];

– высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства в сфере водоснабжения, не позволяющий предоставить потребителям питьевую воду, удовлетворяющую нормативным требованиям;

– высокий уровень потерь на сетях водоснабжения, в том числе в связи с наличием незаконных подключений;

– низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная дефицитом тарифных источников финансирования капитальных вложений [16, с. 58];

– высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства организаций в сфере водоотведения, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и подземных источников водоснабжения;

– недостаточно развиты системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков – около 20% населения проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений, значительное количество социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах не обеспечено системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков [16, с. 60];

– недостаточный уровень развития газотранспортной инфраструктуры и газификации населения, в особенности в сельской местности [16, с. 62];

– недостаточная обеспеченность инфраструктурой для обращения с отходами производства и потребления, в том числе для организации раздельного сбора и накопления твердых коммунальных отходов [16, с. 63];

– уровень потребления топлива населением для бытовых нужд (в первую очередь на отопление) и, соответственно, уровень выбросов парниковых газов в бытовом секторе сопоставимы с объемом топливных затрат и выбросов парниковых газов от выработки тепла всего коммунального сектора. В настоящее время около 20% индивидуальных жилых домов в РФ отапливаются дизельным и иными видами жидкого топлива [16, с. 77];

– несоответствие уровня отраслевых цифровых систем поддержки управленческих решений современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектов капитального строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства для достижения национальных целей и стратегических задач;

– низкий уровень цифровизации участников градостроительной деятельности – 95% взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства происходит на бумаге, либо в электронном не редактируемом формате;

– низкий уровень цифровизации поставщиков коммунальных услуг и организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;

– зависимость информационно-коммуникационной инфраструктуры отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства от иностранного программного обеспечения [16, с. 82].

Заключение

Реализация мер, направленных на формирование конкурентной среды в жилищно-коммунальной отрасли является безусловной необходимостью защиты прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг, но также и на контроль при установлении экономически необоснованных тарифов с одной стороны и повышения качества и уровня обслуживания, с другой стороны. Очевидно, что инвестиционная составляющая может в полной мере быть обеспечена только при условии безубыточной работы жилищно-коммунальной сферы. Для создание нормальной конкурентной среды необходимо масштабное использование цифровых технологий для прозрачного отражения закупок и затрат при регулировании тарифов. Существующее монопольное положение отрасли, когда в тариф включаются не вполне экономически обоснованные затраты, заинтересованность организаций коммунальной сферы в их снижении игнорируется. А в условиях отсутствия эффективных механизмов конкурентоспособности, в том числе ограничение тарифов регулируемыми методами, не дает ощутимых результатов [27]. При предоставлении услуг в жилищно-коммунальном комплексе как в сфере эксплуатации, так и в сфере управления жилищным фондом необходимо создание многочисленных продавцов, которые действовали бы фактически независимо друг от друга.

Следует отметить, что присутствие не одной, а ряда жилищно-эксплуатационных компаний не означает подлинную конкурентность и отсутствие монополии, так как каждая из этих организаций плотно закреплена за конкретным территориальным участком на котором она является единственным продавцом определенных услуг. Создание конкурентной среды в жилищно-коммунальной отрасли зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда, организациями, управляющими компаниями и жилищно-эксплуатационными организациями под контролем муниципальной политики. Только при создании всех конкурентных инструментов возможно ограничение роста тарифов при предоставлении коммунальных услуг.

[1] Документ утратил силу с момента введения Постановления Правительства РФ от 25.10.2001 N 746.

[2] Документ утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, которым введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 N 4218-1.

[3] Документ утратил силу с момента введения Указа Президента РФ от 28.02.2024 N 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

[4] Со дня завершения реорганизации (13.12.2022) наименования «государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считаются равнозначными (ч. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 N 436-ФЗ).


References:

Belyakov S. T. (1970). Istoriya tsenoobrazovaniya v SSSR [Tekst]: Dokumenty i materialy [The history of pricing in the USSR [Text]: Documents and materials] (in Russian).

Chernyshev S. L., Spiridonov A. A., Ivanov A. D. (2021). Algoritmy optimizatsii tsenoobrazovaniya i obemov tovarnyh zapasov kak sredstvo povysheniya ekonomicheskoy effektivnosti deyatelnosti khozyaystvuyushchikh subektov regionov [Pricing and shelf inventory capacity optimization algorithms as means of economic efficiency enhancement of the activities of economic entities in regions]. Vestnik RAEN. (2). 73-78. (in Russian). doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-2-73-78.

Gelvanovskiy M.I., Kolpakova I.A., Lev M.Yu., Bilyak S.A. (2015). Gosudarstvennaya tsenovaya politika kak faktor ekonomicheskoy bezopasnosti v sisteme mer po stimulirovaniyu ekonomicheskogo rosta [The state price policy as the factor of economic security in the system of measures for stimulation of economic growth]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (6). 91-98. (in Russian).

Gorodetskiy a. E., Karavaeva I. V. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: teoreticheskoe obosnovanie i metody regulirovaniya [Economic security of Russia: theoretical justification and methods of regulation] (in Russian).

Karavaeva I.V., Bykovskaya Yu.V., Kazantsev S.V., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2022). Otsenka prognozno-ekonomicheskikh pokazateley Rossiyskoy Federatsii v period chastichnoy mobilizatsii [Evaluation of forecast and economic indicators of the Russian Federation amidst partial mobilization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2655-2676. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116423.

Lev M. Yu. (2001). Pravovye voprosy tsenoobrazovaniya i gosudarstvennogo regulirovaniya tsen [Legal issues of pricing and government regulation of prices] (in Russian).

Lev M. Yu. (2015). Osobennosti realizatsii gosudarstvennoy tsenovoy politiki: sotsialno-ekonomicheskiy aspekt [The features of implementation of the state price policy: social and economic context]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 139-149. (in Russian).

Lev M. Yu. (2015). Tseny i tsenoobrazovanie: Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsialnostyam «Finansy i kredit», «Bukhgalterskiy uchet, analiz i audit», «Mirovaya ekonomika», «Nalogi i nalogooblozhenie» [Prices and pricing] (in Russian).

Lev M. Yu. (2023). Sovremennye tsenovye trendy ekonomicheskoy bezopasnosti mobilizatsionnoy ekonomiki [Modern price trends of economic security of the mobilization economy] (in Russian).

Lev M.Yu. (2022). Gosudarstvennoe upravlenie protsessom tsenoobrazovaniya i ego otsenka v aspekte natsionalnoy bezopasnosti [Public administration and evaluation of the pricing process from a national security perspective]. Economic security. 5 (4). 1163-1184. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.115173.

Ragulina Yu. V. (2012). Otraslevye osobennosti investitsionnogo protsessa [Industry-specific features of the investment process]. Academy\'s Herald. (4). 49-54. (in Russian).

Rudenko M. N., Dolganova Ya. A. (2015). Vzaimosvyaz sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i sostoyaniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Correlation socially - economic development and statuses of economic safety of the country]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-2(63)). 149-156. (in Russian).

Sharkova A. V., Shapkin I. N., Chaldaeva L. A. (2022). Razvitie predprinimatelstva: innovatsii, tekhnologii, investitsii [Entrepreneurship development: innovations, technologies, investments] (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:08:47