The process approach in public administration: experience of St. Petersburg multifunctional centers
Smirnova Yu.L.1, Tokareva L.S.1, Aleksandrov M.M.2, Minaev N.N.3,4, Rozova A.Yu.2, Goroshina A.S.2, Donskaya O.N.2, Manina A.A.2, Volchkova I.V.5,4
1 Комитет по информатизации и связи
2 Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (СПб ГКУ «МФЦ»)
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет
4 СПБ ГУП «СПБ ИАЦ»
5 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Download PDF | Downloads: 33
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 3 (July-september 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69925480
Abstract:
The article discusses the issues of implementing a process approach in public administration. In the course of the study, a contextual diagram of the activities of the St. Petersburg State Public Institution "Multifunctional Center for the Provision of State and Municipal Services" was developed. The diagram reflects center's activities in conjunction with the external environment. The processes of the St. Petersburg State Public Institution "Multifunctional Center for the Provision of State and Municipal Services", covering various aspects of the provision of state and municipal services, additional and other services, are defined. The objectives, criteria and monitoring indicators for the main processes in the activities of the St. Petersburg State Public Institution "Multifunctional Center for the Provision of State and Municipal Services" have been determined. This will allow for the possibility of their continuous improvement. The article concludes that the introduction of a process approach in public administration is an important strategic step to improve performance and increase customer satisfaction (both external and internal one). In the context of changing service standards and a growing flow of requests in multifunctional centers, the process approach is becoming a key tool for optimal resource management, providing flexibility in responding to changing requirements and conditions.
The results obtained can be used to optimize processes in public institutions, as well as as a basis for further research in the field of improving the efficiency of public administration.
Keywords: public and municipal administration, service, process approach, process optimization, multifunctional center
JEL-classification: M38, C61, G28
Введение
В современных условиях государственный сектор сталкивается с необходимостью непрерывного совершенствования методологии функционирования систем государственного и муниципального управления с целью более эффективного реагирования на вызовы современного общества. При этом процессный подход привлекает все большее внимание как методологическая и организационная основа функционирования государственных институтов, нацеленная на достижение эффективности и результативности основных процессов органов власти, а также повышение адаптивности к изменениям внутри и вне государственных структур.
Опираясь на принципы системного анализа, процессный подход предполагает моделирование деятельности органов власти как совокупности взаимосвязанных процессов в рамках целостной системы, где каждый элемент взаимодействует с другими для достижения общих стратегических целей. Одной из ключевых составляющей процессного подхода является последовательность взаимосвязанных операций каждого процесса, ориентированная на достижение целевого результата. В основу процессного подхода положен непрерывный цикл совершенствования функционирования государственных институтов, включающий в себя планирование, реализацию, мониторинг и оценку эффективности основных процессов, перестройка по результату мониторинга и оценки эффективности.
Основная задача процессного подхода заключается в оптимизации и стандартизации процессов в государственных структурах, с тем чтобы устранить избыточные процессы, ускорить оперативность принятия решений, достичь эффективности распределения ресурсов, а также повысить прозрачность, координацию и ответственность в системе государственного управления. Кроме того, внедрение процессного подхода способствует обеспечению внутренней согласованности процессов и сосредоточению усилий на достижении общих целей, позволяет сосредоточиться на потребностях внешних клиентов, за счет удовлетворения потребностей внутреннего клиента и оптимизации процессов (основных, обеспечивающих и управленческих).
Стоит отметить, что внедрение процессного подхода в сфере государственного управления предполагает переход от управления отдельными функциональными областями к управлению взаимосвязанными процессами учреждения, которые функционируют как единая согласованная система и ориентированы на достижение конечных результатов.
В настоящее время внимание научного сообщества уделяется исследованию различных аспектов внедрения и реализации процессного подхода в сфере государственного управления, который возник вследствие необходимости улучшения эффективности управления через более гибкие и адаптивные методы. В имеющихся на сегодняшний день научных работах, среди которых труды А.А. Карлиной [1], В.В. Серватинского [2], Г.М. Озерова [3], Е.А. Федуловой [4–5], Л.И. Ворониной [6], О.В. Калининой [7], Е.В. Козловой [8], С.Н. Костиной [9], Л.Н. Свириной [10], Д.Ю. Иванова [11], Н.П. Паздниковой [12], В.О. Пинчука [13], П.Н. Захарова [14], М.О. Искоскова [15], О.П. Добровольской [16], В.И. Бывшева [17], Н.О. Герасимовой [18], Е.Л. Россейкиной [19], А.В. Налимовой [20] внимание исследователей сосредоточено на осмыслении сути, ключевых принципов, а также инструментов и методов применения процессного подхода в сфере государственного управления. Так, большинство научных исследований стремятся расширить понимание принципов процессного подхода, например, таких как сосредоточение на клиенте, ориентация на результат, управление изменениями и непрерывное совершенствование процессов. Помимо выявления принципов, важным направлением исследований является совершенствование инструментов и методов реализации процессного подхода в государственном управлении, включая моделирование, оптимизацию и автоматизацию процессов, управление качеством. Кроме того, ученые стремятся создать практические инструменты для успешной интеграции данного подхода в практику государственного управления.
Тем не менее несмотря на то, что в последнее десятилетие наблюдается увеличение числа исследований, посвященных опыту внедрения процессного подхода в сфере государственного управления, многие из них ограничиваются описанием общих концептуальных рамок.
Целью исследования является изучение сущности процессного подхода в сфере государственного управления, систематизация основных эффектов в результате его внедрения, разработка критериев и показателей мониторинга для основных процессов в рамках деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга.
Научная новизна заключается в разработке контекстной диаграммы Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – СПб ГКУ «МФЦ», Учреждение), отражающей его деятельность в совокупности с внешней средой, а также определении процессов СПб ГКУ «МФЦ», охватывающих различные аспекты оказания государственных и муниципальных услуг, дополнительных (сопутствующих) услуг, иных услуг, а также сервисов.
Для достижения поставленной цели применялись системный анализ, а также аналитический исследовательский подход, основанный на методах анализа данных и оценке практической реализации процессного подхода в сфере государственного управления.
В данной статье мы представляем результаты исследования, проведенного в рамках комплексного подхода, включающего в себя экспертизу в области экономики, государственного управления и регионального развития. Статья представляет собой завершение цикла исследовательских работ, посвященных стратегическим приоритетам и направлениям развития системы предоставления государственных, муниципальных и иных услуг и сервисов в многофункциональных центрах Санкт-Петербурга. Привлечение широкого круга экспертов дало возможность объединить разнообразные точки зрения для разработки критериев и показателей мониторинга основных процессов, осуществляемых в рамках деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга. Каждый автор внес свой вклад в обеспечение полноценного исследования и разработку практически применимых решений в данной области, используя знания и опыт. При подготовке данной статьи вклад и роли авторов распределились следующим образом:
Смирнова Ю.Л., Токарева Л.С. – эксперты в области государственного управления – определение стратегических приоритетов и направлений развития системы предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге, разработка контекстной диаграммы деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга, систематизация основных эффектов от внедрения процессного подхода в сфере государственного управления; обобщение и анализ результатов исследования;
Александров М.М. – эксперт в области региональной экономики и государственного управления – разработка основных процессов многофункциональных центров Санкт-Петербурга, охватывающих различные аспекты оказания государственных, муниципальных и дополнительных услуг, а также сервисов, разработка методологических инструментов исследования и контекстной диаграммы деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга, анализ результатов исследования;
Минаев Н.Н. – эксперт в области региональной экономики и государственного управления – разработка и обеспечение правильного применения методологических инструментов исследования, обобщение и анализ результатов исследования;
Розова А.Ю., Горошина А.С. – эксперты в области государственного управления – определение целей, критериев и показателей мониторинга для основных процессов в деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга;
Донская О.Н., Манина А.А. – эксперты в области государственного управления – анализ экономических аспектов функционирования многофункциональных центров Санкт-Петербурга, курирование и проверка данных;
Волчкова И.В. – эксперт в области региональной экономики, аналитик – обзор литературы, разработка теоретической части исследования, координация работы соавторов.
Учитывая масштаб и сложность исследования, а также вклад каждого из соавторов, мы считаем, что привлечение всех указанных авторов оправдано и способствует достижению научной цели исследования.
Процессный подход в деятельности СПб ГКУ «МФЦ»
Итак, внедрение процессного подхода в государственном секторе может существенно улучшить его функционирование, способствуя повышению эффективности, результативности и оперативности. Нами систематизированы основные эффекты от внедрения процессного подхода в сфере государственного управления (рис. 1). Имеющиеся исследования подтверждают значительные положительные результаты применения процессного подхода в государственном секторе, среди которых повышение эффективности и качества государственных услуг, оптимизация бизнес-процессов, повышение мотивации и уровня удовлетворенности сотрудников. Исследователи подчеркивают, что процессный подход способен сделать государственные структуры более гибкими, адаптивными и ориентированными на потребности внутренних и внешних клиентов, что в свою очередь способствует повышению общей эффективности и прозрачности государственного управления.
Рисунок 1. Основные эффекты от внедрения процессного подхода в сфере государственного управления
Источник: составлено авторами.
Отметим, что внедрение процессного подхода в деятельность многофункциональных центров (далее – МФЦ) в настоящее время представляет собой актуальное направление управленческой практики, направленное на стандартизацию выстраиваемых процессов по совершенствованию деятельности сети МФЦ.
В целях повышения эффективности деятельности МФЦ и улучшения обслуживания граждан в мае 2023 года Минэкономразвития России представило Методические рекомендации [1] по внедрению процессного управления в деятельность МФЦ, содержащие типовые процессы работы МФЦ и разработанные на основе передовых региональных практик по бережливому производству и стандартов управления качеством ГОСТ Р ИСО 9001-2015. По мнению разработчиков, применение базовой процессной модели позволит заявителям получать государственные услуги более легко, понятно и комфортно, сокращая излишние действия и время ожидания в очереди.
В пилотном проекте по внедрению в офисах «Мои документы» базовой процессной модели принимали участие Санкт-Петербург, Иркутская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Ростовская, Свердловская, Томская, Тульская, Тамбовская области, а также Республика Саха (Якутия) и Луганская народная Республика [2]. Итогом внедрения базовой процессной модели в указанных субъектах РФ стала оптимизация процессов приема, выдачи и обработки документов, а также улучшение организационно-управленческих процедур и повышение квалификации сотрудников.
В рамках настоящего исследования остановимся более подробно на рассмотрении опыта внедрения процессного подхода в деятельность СПб ГКУ «МФЦ». Разработанная с целью внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности в рамках Федерального проекта «Государство для людей» контекстная диаграмма деятельности СПб ГКУ «МФЦ» отображает структуру и функции учреждения, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти функции учреждения.
Контекстная диаграмма СПб ГКУ «МФЦ» представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Контекстная диаграмма деятельности СПб ГКУ «МФЦ»
Источник: Составлено рабочей группой СПб ГКУ «МФЦ» по внедрению СПУ в Комитете по информатизации и связи и подведомственных ему организациях в соответствии с Приказом КИС от 04.05.2023 № 22-п.
В качестве входящего потока выступают: запрос/обращение и запрос/результат услуги от заявителя, органов власти РФ и Санкт-Петербурга, а также поставщики услуг и сервисов. Управляющим воздействием для СПб ГКУ «МФЦ» являются Комитет по информатизации и связи, как учредитель, осуществляющий координацию и регулирование деятельности Учреждения; органы власти РФ и Санкт-Петербурга; отдельным ресурсом является Минэкономразвития РФ, как орган, осуществляющий нормативные, методологические и контрольные функции за деятельностью СПб ГКУ «МФЦ». Исходящим потоком являются: ответ на запрос/обращение в адрес заявителя; информация и документы в адрес органов власти РФ и Санкт-Петербурга и поставщиков услуг, сервисов; обратная связь по деятельности и вопросы на согласование в Комитет по информатизации и связи; доход СПб ГКУ «МФЦ». в бюджет Санкт-Петербурга. В качестве ресурсов для СПб ГКУ «МФЦ» выступают: финансирование, поступающее из бюджета Санкт-Петербурга; информационные системы/программное обеспечение, поступающие от юридических лиц и органов власти; имущество от Комитета имущественных отношений Санкт‑Петербурга.
На основании контекстной диаграммы деятельности СПб ГКУ «МФЦ» выделены три процесса (рис. 3), осуществляемых в Учреждении и имеющих ценность для клиента [21].
Рисунок 2. Процессы СПб ГКУ «МФЦ»
Источник: Составлено авторами.
Используя методы процессного подхода, деятельность СПб ГКУ «МФЦ» представлена в виде архитектуры взаимосвязанных процессов различного уровня в виде моделей процессов. Модель представляет собой отображение процессов с применением декомпозиции – то есть деление более крупных процессов на более мелкие с описанием конкретных взаимосвязей между ними. Для каждого процесса определен его владелец и исполнитель, а также определены границы процессов с их входами и выходами. Моделью предусмотрено три основных процесса, в которые заложена основная миссия [3] СПб ГКУ «МФЦ»:
– взаимодействие с заявителями. Представляет собой деятельность по работе с заявителями на всех этапах предоставления государственных и муниципальных услуг, дополнительных (сопутствующих) услуг, иных услуг, а также сервисов;
– взаимодействие с органами государственной власти и организациями. Подразумевает деятельность по реализации предоставления государственных, негосударственных и муниципальных услуг (сервисов) в СПб ГКУ «МФЦ»;
– оптимизация процессов предоставления услуг.
В целях достижения необходимого результата деятельности и решения задач трансформации сети МФЦ к каждому процессу разработаны входы, выходы, владельцы и исполнители. Далее рассмотрим более подробно характеристику процессов СПб ГКУ «МФЦ» (табл. 1).
Таблица 1
Основная характеристика процессов СПб ГКУ «МФЦ»
Процесс
|
Характеристика процесса
|
Процесс 1.
Предоставление государственных и муниципальных услуг: обращения
заявителей
|
Цели:
– обеспечить высокую пропускную способность окон обслуживания МФЦ; – сократить количество ошибок и жалоб при предоставлении услуг; – обеспечить высокий уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг. Критерии*: – предоставление в МФЦ оптимального перечня государственных услуг; – количество и доступность способов предоставления информации; – простота и удобство сервисов получения информации; – доступность МФЦ для заявителей; – время ожидания заявителей в очереди; – обеспеченность МФЦ секторами пользовательского сопровождения; – высокая оценка качества деятельности МФЦ заявителями. Показатели мониторинга*: – доля административных районов, в которых на каждые 5 тыс. жителей действует одно окно МФЦ; – доля услуг, предоставляемых в МФЦ из оптимального перечня рекомендуемых услуг; – количество и функциональность дистанционных способов информирования; – доля положительно оцененных условий доступности получения информации; – среднее время ожидания заявителей в очереди за период; – доля обращений заявителей в секторах пользовательского сопровождения в МФЦ; – доля оценок 4 и 5 от общего количества оценок заявителей «Ваш контроль» |
Процесс 2. Предоставление в МФЦ дополнительных
(сопутствующих) услуг и сервисов
|
Цели:
– предоставление максимального количества услуг, сервисов при однократном обращении в МФЦ, исключение необходимости обращения в иные организации; – увеличить количество однократных обращений заявителей в МФЦ с минимальными потерями времени и усилий; – повышение качества предоставления услуг и сервисов; – внедрение инноваций. Критерии: – организация в МФЦ дополнительных (сопутствующих) услуг и сервисов; – уровень удовлетворенности качеством предоставления услуг в МФЦ. Показатели мониторинга: – оценка удовлетворенности граждан получением услуг и сервисов; – прирост количества предоставляемых в офисах МФЦ дополнительных (сопутствующих) услуг и сервисов |
Процесс 3. Реинжиниринг и оптимизация процессов –
внедрение стандартов клиентоцентричности
|
Цели:
– методическая поддержка исполнительных органов государственной власти (далее – ИОГВ) Санкт-Петербурга и подведомственных организаций при проведении мероприятий по оптимизации государственных услуг в целях разработки описаний целевых состояний услуг в соответствии с Концепцией 24 на 7; – методическое руководство реализации принципов и стандартов клиентоцентричности на территории Санкт-Петербурга при проведении мероприятий по реинжинирингу процессов предоставления государственных услуг. Критерии: – сокращение сроков предоставления государственных услуг, сокращение количества документов, предоставляемых заявителями, роботизация процессов предоставления государственных услуг, автоматическое осуществление межведомственного взаимодействия, реализация реестровой модели предоставления результатов государственных услуг; – оказание поддержки ИОГВ в достижении уровня внедрения (зрелости) клиентоцентричности. Показатели мониторинга**: – доля ИОГВ, внедривших принципы и стандарты клиентоцентричности федерального проекта «Государство для людей»; – уровень удовлетворенности граждан государственными услугами; – уровень удовлетворенности граждан оказанием новых государственных услуг, функций, сервисов в рамках жизненных ситуаций, прошедших сертификацию в лабораториях пользовательского тестирования |
*Согласно «Методике мониторинга осуществления МФЦ отдельных функций в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ», утвержденной Минэкономразвития РФ 22.12.2022.
**Оценка осуществляется на уровне субъектов РФ в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 25.07.2022 № 398 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Государство для людей» направления «Развитие государственного управления» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Отметим, что предоставление государственных и муниципальных услуг выступает в качестве основного процесса, который установлен и регулируется Федеральным законом № 210-ФЗ [4], Правилами [5], иными нормативно-правовыми актами. В настоящее время МФЦ высоко востребованы у населения и являются основным способом получения услуг в Санкт-Петербурге. Так, общее количество обращений в МФЦ Санкт-Петербурга за 2023 год составило 12 млн. 977 тыс. обращений, в том числе 6,5 млн. обращений – непосредственно в окна приема и выдачи документов; 4,1 млн. обращений – для получения консультаций и информирования; более 330 тыс. обращений – в секторы пользовательского сопровождения и более 2 млн. обращений – звонки в Центр телефонного обслуживания.
Общее количество обращений в МФЦ выросло на 16% по сравнению с 2022 годом, достигнув второго максимального значения за все время работы МФЦ (максимальное значение в 2019 году – 13 млн. 127 тыс. обращений).
В 2023 году наибольшее количество обращений поступило по услугам, отнесенным к компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (22%), на втором месте услуги Министерства внутренних дел (20%), на третьем – услуги отделов социальной защиты населения администраций районов Санкт-Петербурга (14%). Наибольшее количество обращений поступило по услуге «Государственная регистрация недвижимости» (17%), также в числе наиболее востребованных – «Предоставление сведений из ЕГРН» (5%) – обе услуги отнесены к компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу. В число популярных услуг вошли также несколько услуг Министерства внутренних дел – миграционный учет (5%), выдача паспорта Российской Федерации (4%), регистрационный учет (4%), выдача справок о наличии (отсутствии) судимости (2%). Из числа региональных услуг наибольшее количество обращений поступило по услуге «Единовременная денежная выплата пенсионерам» (2%) и «Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг» (2%). В 2023 году во исполнение требований федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга в МФЦ организовано предоставление пятнадцати новых услуг и сервисов. Средний ежедневный поток обращений в окна приема и выдачи МФЦ в 2023 году составил около 18,3 тыс. обращений, что на 3% больше относительно показателя 2022 года и на 6% превышает показатель 2021 года.
Таким образом, с учетом представленной динамики востребованности услуг и ежегодного увеличения числа обращений граждан за получением услуг внедрение процессного подхода в МФЦ Санкт-Петербурга представляет собой рациональный и эффективный способ оптимизации процессов. Кроме того, систематизация и стандартизация процессов в МФЦ с учетом принципов процессного управления в дальнейшем позволит более эффективно управлять потоком обращений, повышая скорость предоставления услуг и улучшая качество обслуживания заявителей.
Заключение
Подводя итоги, отметим некоторые вызовы, связанные с внедрением процессного подхода в государственное управление, в том числе с его применением в МФЦ Санкт-Петербурга.
Первым из них является несбалансированность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность государственных органов, а также методологии и стандартов внедрения процессного подхода, что может привести к несогласованности работы различных органов власти и дублированию процессов. Решение данной задачи требует разработки и внедрения унифицированной методологии и стандартов управления процессами с целью обеспечения эффективности деятельности государственных структур.
Второй вызов заключается в необходимости постоянного обновления и адаптации процессов к изменяющимся условиям и требованиям, что приводит к значительным временным и ресурсным затратам. В данном контексте предлагается внедрить в деятельность МФЦ Санкт-Петербурга механизмы систематического мониторинга и обновления процессов, в основе которых лежат современные информационные технологии. Такой подход позволит обеспечить адаптацию процессов к изменяющимся условиям с минимальными затратами.
Третий вызов обусловлен трудностями в измерении эффективности и результативности процессного подхода в государственном управлении. Для решения задачи необходимо разработать специализированные инструменты, метрики и индикаторы оценки, адаптированные к специфике деятельности государственных органов и особенностям процессного подхода. Кроме того, важно обеспечить взаимосвязь между данными метриками и целями государственных программ и стратегий.
В дальнейших исследованиях необходимо уделить внимание оценке эффективности внедрения процессного подхода в государственное управление, а также провести анализ лучших практик в данной области. Кроме того, важно изучить влияние процессного подхода на уровень удовлетворенности граждан предоставляемыми государственными услугами и качеством их жизни в целом.
[1]Методические рекомендации по внедрению процессного управления в деятельность МФЦ на основе базовой процессной модели (утв. Минэкономразвития России 22.05.2023).
[2] Аналитический обзор результатов внедрения процессного управления в центрах «Мои документы». https://www.csr.ru/ru/research/analiticheskiy-obzor-rezultatov-vnedreniya-protsessnogo-upravleniya-v-tsentrakh-moi-dokumenty/ (дата обращения 04.04.2024).
[3]Миссия МФЦ – работать с людьми и для людей, стать надежным спутником гражданам в любой жизненной ситуации, сделав получение услуг максимально комфортным, доступным и быстрым; способствовать повышению открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, налаживанию диалога и укреплению взаимопонимания между гражданами и властью.
[4]Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[5]Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности МФЦ».
References:
Aleynikova E.V., Nalimova A.V. (2023). Osobennosti primeneniya protsessnogo podkhoda pri okazanii gosudarstvennyh uslug [Features of the application of the process approach in the provision of public services] Innovation and expertise of materials and products. 7-8. (in Russian).
Byvshev V.I., Panteleeva I.A., Pisarev I.V., Uskov D.I. (2022). Protsessnaya model gosudarstvennogo upravleniya regionalnymi institutami innovatsionnogo razvitiya [The process model of public administration of regional innovative development institutions]. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya). 14 (3). 454-481. (in Russian). doi: 10.17072/2218-9173-2022-3-454-481.
Fedulova E.A. (2014). Protsessnyy podkhod kak osnova formirovaniya sistemy publichnogo upravleniya territoriyami [The process approach as the basis for the formation of a system of public administration of territories]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. (3). 142-151. (in Russian).
Fedulova E.A. (2014). Spetsifika protsessnogo podkhoda pri reshenii zadach publichnogo upravleniya [The specifics of the process approach when solving problems of public administration]. Economic and Human Sciences. (10(273)). 3-12. (in Russian).
Iskoskov M.O. (2021). Protsessnyy podkhod v effektivnosti munitsipalnogo upravleniya [Process approach to efficiency of municipal management]. Economy and society (Ekonomika i socium). (6-1(85)). 660-666. (in Russian).
Ivanov D.Yu., Suslov E.Yu. (2019). Razrabotka proekta reinzhiniringa administrativnyh protsessov v organakh gosudarstvennoy vlasti [The project development of administrative processes reengineering within the public authorities]. Management consulting. (4(124)). 89-98. (in Russian). doi: 10.22394/1726-1139-2019-4-89-98.
Karlina A.A. (2008). Protsessnyy podkhod v munitsipalnom upravlenii [The process approach in municipal management]. Bulletin of the Samara Municipal Management Institute. (7). 24-35. (in Russian).
Kostina S.N., Kukartseva M.V. (2018). Protsessnyy podkhod k organizatsii deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya po predostavleniyu munitsipalnyh uslug [Process approach to the organization of activities of local governments in the provision of municipal services]. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. (2(23)). 31-35. (in Russian).
Kozlova E.V. (2018). Sovershenstvovanie gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya: protsessnyy podkhod [Improving public and municipal management: a process approach] Sustainable development of Russia in a period of instability: external challenges and prospects. 84-89. (in Russian).
Mustafaev A.A., Dobrovolskaya O.P. (2020). Sravnitelnyy analiz ispolzovaniya protsessnogo i proektnogo podkhodov v sisteme gosudarstvennogo upravleniya [Comparative analysis of the use of process and project approaches in the public administration system] Effective state and municipal management as a factor of socio-economic development of territories. 151-153. (in Russian).
Ozerov G.M. (2011). Primenenie printsipov protsessnogo podkhoda k organizatsii mnogofunktsionalnogo tsentra predostavleniya gosudarstvennyh uslug TsAO g. Moskvy [Application of the principles of a process approach to the organization of a multifunctional center for the provision of public services in the Central Administrative District of Moscow]. Controlling. (42). 24-28. (in Russian).
Pazdnikova N.P., Fefilova E.V., Timacheva E.V. (2020). Otsenka kachestva gosudarstvennyh uslug: protsessnyy podkhod k upravleniyu [Quality assessment of public services: a process approach to management]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 10 (7-1). 157-168. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2020.37.49.018.
Pinchuk V.O. (2020). Protsessnyy podkhod v sfere gosudarstvennogo upravleniya [The process approach in the field of public administration]. Zhurnal Byudzhet. (3(207)). 88-90. (in Russian).
Rosseykina E.L. (2023). Protsessnyy podkhod v upravlencheskoy deyatelnosti regionalnyh organov vlasti [The process approach in the management of regional authorities] Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).
Servatinskiy V.V. (2011). Protsessnyy podkhod v formirovanii sistemy menedzhmenta kachestva v upravlenii munitsipalnym obrazovaniem [The process approach in the formation of a quality management system in the management of municipal education]. Economics and management. (11(73)). 84-86. (in Russian).
Smirnova Yu.L., Tokareva L.S., Aleksandrov M.M., Minaev N.N., Rozova A.Yu., Donskaya O.N., Manina A.A., Volchkova I.V. (2024). Strategicheskie napravleniya razvitiya sistemy predostavleniya gosudarstvennyh uslug v mnogofunktsionalnyh tsentrakh Sankt-Peterburga [Strategic directions of developing the system of providing public services in multifunctional centers of St. Petersburg]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 157-174. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.1.120541.
Svirina L.N. (2019). K voprosu o vnedrenii protsessnogo podkhoda v sferu gosudarstvennogo upravleniya [On the issue of introduction of the process approach in the field of public administration]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (3). 83-91. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2019-10033.
Vasileva M.N., Kalinina O.V. (2017). Sovremennye aspekty razvitiya tekhnologiy upravleniya v gosudarstvennom sektore na osnove protsessnogo podkhoda [Modern aspects of the development of management technologies in the public sector based on a process approach] Fundamental and applied research in the field of management, economics and trade. 40-46. (in Russian).
Volchek A.E., Gerasimova N.O. (2023). Primenenie protsessnogo podkhoda v gosudarstvennom i munitsipalnom upravlenii [Application of the process approach in state and municipal management] The sciences of government, economics and society. 60-62. (in Russian).
Voronina L.I., Kazakova T.V. (2015). Sovershenstvovanie protsessnogo podkhoda pri predostavlenii munitsipalnyh uslug [Improving the process approach in the provision of municipal services]. Economics and management of management systems. (4-3(18)). 323-333. (in Russian).
Zakharov P.N., Seltsova L.N. (2020). Protsessnyy podkhod v protsesse predostavleniya gosudarstvennyh i munitsipalnyh uslug na primere GBU «MFTs Vladimirskoy Oblasti» [Process approach in the process of providing state and municipal services on the example of the state budgetary institution «MFC of the Vladimir Region»]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigorevicha i Nikolaya Grigorevicha Stoletovyh. Seriya: Ekonomicheskie nauki. (4(26)). 79-84. (in Russian).
Страница обновлена: 02.04.2025 в 05:05:44