Investments in culture as a factor of human capital development
Kruglov D.V.1, Klyuev S.A2
, Amelchenko E.N.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
2 Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 4 (April 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65658872
Abstract:
The article is devoted to the study of factors influencing the development of human capital. In the forecast of the socio-economic development of the Russian Federation until 2030, great attention is paid to improving human capital. The authors focus on culture as a factor in the development of human capital. The article analyzes the costs of human capital. The conclusion is made that it is necessary to increase investments in education and healthcare. A study of the relationship between investments in culture and the level of human capital development has been conducted.
The selected areas of research on cultural investments, as well as their relationship with the knowledge economy, are insufficiently studied.
The results of the study show that it is necessary to pay attention to investments not only in health and education but also in cultural development.
Keywords: investments, human capital, culture, healthcare, education, management culture, expenses
JEL-classification: E24, J24, O15, D25, E22, I21, I23
Введение
В процессе эволюционирования общества, каждому этапу соответствует определенный уровень культуры. В работах исследователей встречается утверждение, что управление является ровесником человечества. В этой связи можно предположить, что те же самые этапы проходит и культура. Рассматривая период развития человечества от зарождения до конца ХХ века затруднительно систематизировать процесс культуры. В дальнейшем, при накоплении практического опыта стало возможным констатировать, что культура управления есть часть жизнедеятельности человека в социуме. Ретроспективный анализ показывает, что для эффективного менеджмента необходимы глубокие знания классических законов и потребностей развития человечества.
Исследование развития человеческого капитала в контексте образования и культуры отражены в трудах Т. Шульца [4], Д. Минсера [3], Л. Туроу [5] , а также отечественных ученых В.Е. Харченко [6], Б.З. Мильнера [7], Н.А. Горелова [8], и др. Однако в настоящее время, с учетом развития цифровой экономики, методы инвестирования в культуру требуют переосмысления и наполнения иным смыслом
Цель данного исследования: теоретико-методическое обоснование концептуальных основ в управлении человеческим капиталом в условиях цифровизации экономики, разработка на их основе практических рекомендаций по инвестированию в культуру.
Научная новизна заключается в разработке методологических основ определения инвестиционной привлекательности человеческого капитала.
Задачи исследования:
- выявить факторы, влияющие на инвестиции в человеческий капитал;
- провести анализ взаимосвязи инвестиций в культуру и уровнем развития человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности;
- определить тенденции развития среднего образования в России.
Основная часть
Большая часть исследователей считает, что культура управления - это один из методов реализации социального потенциала [1]. По нашему мнению, данная трактовка не в полной мере отражает специфики процесса управления.
В динамично развивающейся сфере жизни прослеживаются различные типы культуры управления. Некоторые ориентированы на экономический результат. Также имеют место авторитарно-бюрократические, корпоративные и организационные модели. Следует отметить, что процессы управления происходят во всех сферах нашей жизнедеятельности, и невозможно однозначно определить «правильные» или «неправильные» принимались решения. Например, в армии есть принцип единоначалия, согласно которому приказной характер управления, считается нормой. Такой тип управления не практикуется в высшей школе. Университеты функционируют на основе самоуправления. Исходя из этого можно констатировать, что каждому институт присуща собственная управленческая культура. По нашему мнению, универсальная культура управления в настоящее время отсутствует. Во всех моделях управления присутствует индивид, который и принимает управленческое решение [11,12]. Каждый человек, в процессе коммуницирования воздействует на других людей. В этой связи, ключевым звеном управления является безусловно человеческий ресурс. В процессе управления интересы людей сталкиваются и только слабые люди могут позволить собой манипулировать.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на культуру является благосостояние страны [9,10]. Оно напрямую зависит от качества человеческого капитала. Развитие человеческого капитала - это приоритетная задача при построении конкурентоспособной экономики. По мнению исследователей, национальный человеческий капитал это накопленные новые знания, инновационные технологии, обеспечивающие конкурентоспособность государства.
С. Брю и К. Макконелл выделяют следующие инвестиции в капитал человека:
· расходы на трудовую мобильность;
· расходы на здравоохранение;
· расходы на образование [2].
Согласно консервативному варианту (1) расходы на образование к 2025 году вырастут на 5,8%, расходы на здравоохранение к 2030 году на 6,1%. По инновационному прогнозу (2) развития расходы на образование к 2025 году 6,2% , здравоохранение 6,5% , к 2030 году соответственно 6,5%, 7,0 % (рисунки 1,2 )
Рисунок 1 – Расходы на капитал человека (в % к ВВП)
Рисунок 2 – Расходы на капитал человека (в % к ВВП)
Мировой опыт свидетельствует, что развитие капитала человека напрямую зависит от инвестиций. Культура, является важной составляющей развития страны. Необходимо подчеркнуть, что государство, заботясь о повышении культурной составляющей граждан, совершенствует человеческий потенциал.
Рисунок 3 – Инвестиции в основной капитала по видам экономической деятельности (млрд. рублей)
Если обратить внимание на такой показатель, как Индекс человеческого развития (ИЧР), то в 2022 году Швейцария признана самой благополучной страной в мире. В первую пятерку стран также вошли Норвегия, Исландия, Гонконг и Австралия. Среди 189 государств, членов ООН, Россия занимает 52 место (таблица 1 )
Таблица 1 Индекс человеческого развития стран мира в 2022 году
Место
|
Страна
|
ИЧР Индекс
человеческого развития
(доклад в 2022 году) |
1
|
Швейцария
|
0,962
|
2
|
Норвегия
|
0,961
|
3
|
Исландия
|
0,959
|
4
|
Гонконг
|
0,952
|
5
|
Австралия
|
0,951
|
6
|
Дания
|
0,948
|
7
|
Швеция
|
0,947
|
8
|
Ирландия
|
0,945
|
9
|
Германия
|
0,942
|
10
|
Нидерланды
|
0,941
|
…
|
…
|
…
|
52
|
Россия
|
0,822
|
Д. Минсером в 1958 году века была разработана модель, согласно которой заработная плата представлялась как функция от обучения [3]. Согласно теории Д. Минсера, в процессе старения человека отдача от вложений падает.
Заключение
Таким образом, в настоящее время становится очевидным, что инвестировать в человеческий капитал нужно, как можно раньше. Безусловно, требуется корректировка в области среднего образования. Это будет способствовать тому, что в средней школе будет формироваться костяк способных учеников, которые в будущем будут приносит отдачу , благодаря капиталу человека. В этой связи, человеческий капитал, является ключевым фактором в системе принятия управленских решений и основным критерием культуры.
References:
Bodrova M.I. (2019). Chelovecheskiy kapital i sotsialnaya otvetstvennost – istochniki dlya formirovaniya vysokoeffektivnoy organizatsionnoy kultury [Human capital and social responsibility are the sources for the formation of a highly effective organizational culture for the development of enterprises in the Russian Federation]. Creative Economy. 13 (9). 1635-1650. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.9.41012.
Gorelov N.A. (2014). Ekonomika truda v kontekste vyzovov vremeni [Labor economics in the context of the challenges of the time]. Russian Journal of Labor Economics. 1 (1). 7-28. (in Russian).
Ivenskiy L.M. (1993). Kultura upravleniya: sushchnost, genezis, metaupravlenie [Management culture: essence, genesis, meta-management] Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta. (in Russian).
Khadzhalova Kh.M., Savzikhanova S.E. (2018). Kachestvo chelovecheskogo kapitala: gendernyy aspekt [Kachestvo chelovecheskogo kapitala: gendernyy aspekt]. Creative Economy. 12 (4). 481-490. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.4.39056.
Kharchenko E.V., Okunkova E.A. (2020). Chelovecheskiy kapital innovatsionnoy ekonomiki: sushchnost, soderzhanie, struktura [Human capital of innovative economy: essence, content, structure]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (5). 240-247. (in Russian).
Kolosov A.E. (2012). Chelovecheskiy kapital kak glavnyy resurs innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiy [Human capital assets as the main resource of enterprise innovative activity]. Creative economy. (6(6)). 98-105. (in Russian).
Makarov V.L., Maevskiy V.I., Silvestrov S.N. i dr. (2010). Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektualnye resursy, upravlenie znaniyami [Innovative development: economics, intellectual resources, knowledge management] M.: INFRA-M. (in Russian).
Makkonell K., Bryu S., Flinn Sh. (2011). Ekonomiks: printsipy, problemy i politika [Economics: principles, problems and policies] M.: INFRA-M. (in Russian).
Schulz T.W. (1975). Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities N.Y..
Sukharev M.V. (2017). Chelovecheskiy kapital v obshchey sisteme znaniy [Human capital in a general knowledge system]. Creative Economy. 11 (9). 915-930. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.9.38353.
Tnurow L. (1970). Investment in Human Capital Belmont: Wadsworth Publishing Company, Inc.
Страница обновлена: 07.05.2025 в 07:14:27