Инвестиции в культуру как фактор развития человеческого капитала
Круглов Д.В.1, Клюев С.А2, Амельченко Е.Н.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
2 Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Апрель 2024)
Цитировать:
Круглов Д.В., Клюев С.А, Амельченко Е.Н. Инвестиции в культуру как фактор развития человеческого капитала // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 4. – С. 461-468. – doi: 10.18334/et.11.4.120851.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65658872
Аннотация:
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на развитие человеческого капитала. В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, уделено большое внимание совершенствованию капитала человека. Авторами акцентировано внимание на культуру, как фактор развития человеческого капитала. В статье проведен анализ расходов на человеческий капитал. На его основе можно констатировать, что необходимо увеличивать инвестиции в сферы образования и здравоохранения. Проведено исследование взаимосвязи инвестиций в культуру и уровня развития человеческого капитала.
Выбранные направления исследований инвестиций в культуру, а также их взаимосвязь с экономикой знаний являются недостаточно изученными.
Результаты проведенного исследования показывают, что необходимо уделять внимание инвестициям не только в здравоохранение и образование, но и в развитие культуры.
Ключевые слова: инвестиции, человеческий капитал, культура, здравоохранение, образование, управленческая культура, расходы
JEL-классификация: E24, J24, O15, D25, E22, I21, I23
Введение
В процессе эволюционирования общества, каждому этапу соответствует определенный уровень культуры. В работах исследователей встречается утверждение, что управление является ровесником человечества. В этой связи можно предположить, что те же самые этапы проходит и культура. Рассматривая период развития человечества от зарождения до конца ХХ века затруднительно систематизировать процесс культуры. В дальнейшем, при накоплении практического опыта стало возможным констатировать, что культура управления есть часть жизнедеятельности человека в социуме. Ретроспективный анализ показывает, что для эффективного менеджмента необходимы глубокие знания классических законов и потребностей развития человечества.
Исследование развития человеческого капитала в контексте образования и культуры отражены в трудах Т. Шульца [4], Д. Минсера [3], Л. Туроу [5] , а также отечественных ученых В.Е. Харченко [6], Б.З. Мильнера [7], Н.А. Горелова [8], и др. Однако в настоящее время, с учетом развития цифровой экономики, методы инвестирования в культуру требуют переосмысления и наполнения иным смыслом
Цель данного исследования: теоретико-методическое обоснование концептуальных основ в управлении человеческим капиталом в условиях цифровизации экономики, разработка на их основе практических рекомендаций по инвестированию в культуру.
Научная новизна заключается в разработке методологических основ определения инвестиционной привлекательности человеческого капитала.
Задачи исследования:
- выявить факторы, влияющие на инвестиции в человеческий капитал;
- провести анализ взаимосвязи инвестиций в культуру и уровнем развития человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности;
- определить тенденции развития среднего образования в России.
Основная часть
Большая часть исследователей считает, что культура управления - это один из методов реализации социального потенциала [1]. По нашему мнению, данная трактовка не в полной мере отражает специфики процесса управления.
В динамично развивающейся сфере жизни прослеживаются различные типы культуры управления. Некоторые ориентированы на экономический результат. Также имеют место авторитарно-бюрократические, корпоративные и организационные модели. Следует отметить, что процессы управления происходят во всех сферах нашей жизнедеятельности, и невозможно однозначно определить «правильные» или «неправильные» принимались решения. Например, в армии есть принцип единоначалия, согласно которому приказной характер управления, считается нормой. Такой тип управления не практикуется в высшей школе. Университеты функционируют на основе самоуправления. Исходя из этого можно констатировать, что каждому институт присуща собственная управленческая культура. По нашему мнению, универсальная культура управления в настоящее время отсутствует. Во всех моделях управления присутствует индивид, который и принимает управленческое решение [11,12]. Каждый человек, в процессе коммуницирования воздействует на других людей. В этой связи, ключевым звеном управления является безусловно человеческий ресурс. В процессе управления интересы людей сталкиваются и только слабые люди могут позволить собой манипулировать.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на культуру является благосостояние страны [9,10]. Оно напрямую зависит от качества человеческого капитала. Развитие человеческого капитала - это приоритетная задача при построении конкурентоспособной экономики. По мнению исследователей, национальный человеческий капитал это накопленные новые знания, инновационные технологии, обеспечивающие конкурентоспособность государства.
С. Брю и К. Макконелл выделяют следующие инвестиции в капитал человека:
· расходы на трудовую мобильность;
· расходы на здравоохранение;
· расходы на образование [2].
Согласно консервативному варианту (1) расходы на образование к 2025 году вырастут на 5,8%, расходы на здравоохранение к 2030 году на 6,1%. По инновационному прогнозу (2) развития расходы на образование к 2025 году 6,2% , здравоохранение 6,5% , к 2030 году соответственно 6,5%, 7,0 % (рисунки 1,2 )
Рисунок 1 – Расходы на капитал человека (в % к ВВП)
Рисунок 2 – Расходы на капитал человека (в % к ВВП)
Мировой опыт свидетельствует, что развитие капитала человека напрямую зависит от инвестиций. Культура, является важной составляющей развития страны. Необходимо подчеркнуть, что государство, заботясь о повышении культурной составляющей граждан, совершенствует человеческий потенциал.
Рисунок 3 – Инвестиции в основной капитала по видам экономической деятельности (млрд. рублей)
Если обратить внимание на такой показатель, как Индекс человеческого развития (ИЧР), то в 2022 году Швейцария признана самой благополучной страной в мире. В первую пятерку стран также вошли Норвегия, Исландия, Гонконг и Австралия. Среди 189 государств, членов ООН, Россия занимает 52 место (таблица 1 )
Таблица 1 Индекс человеческого развития стран мира в 2022 году
Место
|
Страна
|
ИЧР Индекс
человеческого развития
(доклад в 2022 году) |
1
|
Швейцария
|
0,962
|
2
|
Норвегия
|
0,961
|
3
|
Исландия
|
0,959
|
4
|
Гонконг
|
0,952
|
5
|
Австралия
|
0,951
|
6
|
Дания
|
0,948
|
7
|
Швеция
|
0,947
|
8
|
Ирландия
|
0,945
|
9
|
Германия
|
0,942
|
10
|
Нидерланды
|
0,941
|
…
|
…
|
…
|
52
|
Россия
|
0,822
|
Д. Минсером в 1958 году века была разработана модель, согласно которой заработная плата представлялась как функция от обучения [3]. Согласно теории Д. Минсера, в процессе старения человека отдача от вложений падает.
Заключение
Таким образом, в настоящее время становится очевидным, что инвестировать в человеческий капитал нужно, как можно раньше. Безусловно, требуется корректировка в области среднего образования. Это будет способствовать тому, что в средней школе будет формироваться костяк способных учеников, которые в будущем будут приносит отдачу , благодаря капиталу человека. В этой связи, человеческий капитал, является ключевым фактором в системе принятия управленских решений и основным критерием культуры.
Источники:
2. Макконелл К., Брю С., Флинн Ш. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Учебник. - М.: Инфра-М, 2011. – 1041 c.
3. Mincer J. Human capital and Economic Growth. - 1981
4. Schulz T.W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. / In book: Human Resources. - N.Y., 1975.
5. Tnurow L. Investment in Human Capital. - Belmont: Wadsworth Publishing Company, Inc., 1970. – 145 p.
6. Харченко Е.В., Окунькова Е.А. Человеческий капитал инновационной экономики: сущность, содержание, структура // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – № 5. – c. 240-247.
7. Макаров В.Л., Маевский В.И., Сильвестров С.Н. и др. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. / Монография. - М.: Инфра-М, 2010. – 624 c.
8. Горелов Н.А. // Экономика труда. – 2014. – № 1. – c. 7-28. – url: https://1economic.ru/lib/1.
9. Хаджалова Х.М., Савзиханова С.Э. Качество человеческого капитала: гендерный аспект // Креативная экономика. – 2018. – № 4. – c. 481-490. – doi: 10.18334/ce.12.4.39056.
10. Колосов А.Е. Человеческий капитал как главный ресурс инновационной активности предприятий // Креативная экономика. – 2012. – № 6(6). – c. 98-105.
11. Бодрова М.И. Человеческий капитал и социальная ответственность – источники для формирования высокоэффективной организационной культуры // Креативная экономика. – 2019. – № 9. – c. 1635-1650. – doi: 10.18334/ce.13.9.41012.
12. Сухарев М.В. Человеческий капитал в общей системе знаний // Креативная экономика. – 2017. – № 9. – c. 915-930. – doi: 10.18334/ce.11.9.38353.
Страница обновлена: 15.08.2024 в 12:02:32