Small and medium-sized entrepreneurship in the promotion of innovative products (on the example of the Siberian Federal District)
Pogrebtsova E.A.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69185878
Abstract:
The development of innovative processes of small and medium-sized businesses is one of the main strategic goals of the constituent entities of the Russian Federation, including the Siberian Federal District. The potential of innovative entrepreneurship is underused.
Most companies have limited opportunities to realize their research potential and conduct research due to limited financial resources.
The article reflects the role of small business in the promotion of innovative products. As part of the study, the main economic indicators related to the activities of small business in the constituent entities of the Siberian Federal District were analyzed. The costs of developing new products and processes are considered. On the basis of the obtained assessment, the advantages and disadvantages of introducing innovative products to the market are formed. The study shows that small businesses make a significant contribution to the economic development of the territory. Thus, the results obtained are of practical value and can be of interest to researchers, government and municipal officials, as well as businessmen.
Keywords: small business, entrepreneurship, innovation, innovative product, Siberian Federal District, innovative goal, innovative strategy
JEL-classification: L26, M11, M21, O30, O31
Введение
Сфера генерации и внедрения инноваций в малом бизнесе находится на крайне низком уровне, развивается медленно и несистематично. Несмотря на то, что данные предприятия имеют высокую значимость и оказывают значительное влияние на формирование эффективной национальной инновационной системы, их состояние и развитие не достигают требуемого уровня, чтобы обеспечить экономическую безопасность и соответствовать потребностям современного этапа развития страны [1].
Несмотря на множество факторов, ограничивающих внедрение инноваций на малых и средних предприятиях, их коммерциализация необходима. Она позволяет компаниям развиваться, адаптироваться к изменениям, проникать на новые рынки и достигать конкурентных преимуществ. В условиях растущих требований потребителей и усиливающейся конкуренции, малые и средние предприятия принуждены вносить изменения в различные сферы своей деятельности, включая совершенствование процессов управления инновациями [2].
Ограниченные финансовые возможности играют решающую роль в том, почему малые предприятия тратят недостаточно на инновационную деятельность [3]. Почти 70 % расходов на технологические инновации формируются за счет собственных средств предприятий. Кредиты и займы составляют лишь 14,4 % от общей суммы (при этом только 2,7 % из них получены по льготным условиям). Бюджетное финансирование составляет всего лишь 8,5 % [4].
Однако, для полного понимания развития инновационного бизнеса в нашей стране требуется проведение всестороннего анализа малых инновационных предприятий. Таким образом, целью исследования является выявление роли малого и среднего предпринимательства в продвижении инновационной продукции (на примере Сибирского федерального округа).
Научная новизна данного исследования заключается в выявлении основных преимуществ и недостатков в продвижении инновационной продукции малыми и средними предприятиями Сибирского федерального округа.
Согласно авторской гипотезе, незаменимая роль в популяризации передовых инновационных товаров принадлежит сектору малого и среднего бизнеса.
Теоретической и методологической основой данного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области оценки инновационной активности малых и средних предприятий. Многие ученые обращают внимание на данную проблематику: Бармута К. А. [2], Теребова С. В. [3], Равнянский А. К., Таланцев В. И. [5], Каледин С. М. [6], Балабаева Е. А. [7], Берестов В. В. [8], Раздобреева В. В. [9] и другие. Был использован комплекс научных подходов и методов, включающий системный и комплексный подходы, методы логического и сравнительного анализа, экспертные оценки.
Результаты исследования
Активная инновационная деятельность малых и средних предприятий является одной из ключевых особенностей цифрового перехода в России. Основой для реализации данной деятельности является «Стратегия развития информационного общества на период 2017-2030 годов». Введение санкций создало потребность в ускорении процесса импортозамещения, разработке отечественных инноваций и мобилизации экономики [10]. Согласно действующему законодательству Федеральному закону от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации», программы поддержки данного предпринимательства осуществляются на трех уровнях. Первый уровень - федеральные программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, которые определяют мероприятия по реализации государственной политики в области поддержки и развития предприятий. Эти программы также устанавливают приоритетные направления развития для отдельных категорий бизнеса. В рамках таких программ определены объемы финансирования и источники средств для реализации запланированных мероприятий. Второй уровень - региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Они ориентированы на решение актуальных задач регионального значения, комплексное развитие территории и стимулирование конкуренции на региональных рынках. Третий уровень - муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые разрабатываются и утверждаются актами органов местного самоуправления. Главная цель таких программ - поддержка бизнеса в отраслях [11]. Все эти уровни программ поддержки малого и среднего предпринимательства помогают создать благоприятные условия для развития бизнеса в России и способствуют повышению уровня конкурентоспособности на различных уровнях - от федерального до местного [5].
Предприятия малого и среднего инновационного предпринимательства имеют возможность создавать передовые технологии, которые могут стать основой стратегического развития даже для крупных компаний. В России развитие инновационного бизнеса является важным фактором обеспечения экономической безопасности страны [12].
Инновационная цель представляет собой желаемый результат деятельности организации, который достигается благодаря внесению определенных нововведений. Она направлена на качественное развитие организации и может быть, как существенным, так и радикальным. Еще одна важная особенность инновационной цели – ее реализация происходит в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами. В отличие от традиционного интенсивного развития, которое обеспечивает постепенный рост и сохранение потенциала организации, инновационное развитие позволяет существенно повысить его уровень. Организация должна определить свои цели инноваций на разных уровнях и для различных функций (рис. 1)
Составлено автором на основе источника 6; 13; 14
Рисунок 1 – Основные требования предъявляемые к инновационной цели
Из основных тенденций, способствующих росту экономики, является активное развитие малого и среднего предпринимательства и увеличение его роли в реальном секторе экономики в качестве основы для инновационного регионального развития. Малые бизнесы с инновационными идеями, объединяющиеся в кластеры в различных регионах, становятся центрами роста, так как они функционируют в условиях острой конкуренции со стороны крупных предприятий. Эти условия также предоставляют возможность систематического сравнения деятельности собственного предприятия с конкурентами на рынке [15].
Инновационная деятельность становится все более привлекательной для предприятий малого сектора не только в связи с возможностью занять первенство в сфере технологий или управления, но и потому, что она способна усилить конкурентоспособность на переполненном рынке фирм [7].
Как увеличивается размер компаний, так и уровень их инновационной активности возрастает пропорционально. По данным исследования, он составляет 2,1% для компаний с численностью персонала до 50 человек, 6,1% для компаний с численностью персонала от 50 до 99 человек, 69,5% для компаний с численностью персонала от 5000 до 9999 человек и 83,7% для компаний с численностью персонала от 10000 человек и более [16]. Наибольшую активность в инновационной деятельности проявляют малые предприятия Алтайского края (12,35 %); республики Хакасия (11,29 %) и Омской области (10,12 %). В Иркутской области всего 3,93 % и Кемеровской области – 3,57 % из всех малых предприятий (табл. 1), что ниже уровня Сибирского федерального округа.
Таблица 1 - Уровень инновационной активности малых предприятий в разрезе субъектов Сибирского федерального округа на начало 2022 года
Субъект
|
Удельный вес в
общем числе обследованных малых предприятий %
|
Число предприятий,
имевших затраты на инновации, единиц
| ||
осуществляющих
инновационную деятельность
|
внедряющих
технологические инновации
|
продукто-вые
|
процесс-ные
| |
Республика Хакасия
|
11,29
|
10,71
|
-
|
7
|
Край:
|
|
|
|
|
- Алтайский
|
12,35
|
12,80
|
32
|
30
|
- Красноярский
|
7,58
|
7,93
|
23
|
11
|
Область:
|
|
|
|
|
- Иркутская
|
3,93
|
4,04
|
11
|
5
|
- Кемеровская - Кузбасс
|
3,57
|
3,51
|
8
|
3
|
- Новосибирская
|
8,49
|
8,71
|
55
|
17
|
- Омская
|
10,12
|
9,51
|
18
|
8
|
- Томская
|
9,25
|
9,59
|
12
|
10
|
Сибирский округ
|
8,06
|
8,20
|
159
|
91
|
Российская Федерация
|
6,89
|
7,10
|
1 180
|
746
|
Малые предприятия Алтайского края (12,8 %) и Республики Хакасия (20,71 %) масштабно внедряют технологические инновации. Продемонстрировали положительную динамику по внедрению технологический инноваций Томская область (9,59 %), Омская область (9,51 %), Новосибирская область (8,71 %) и Красноярский край (7,93 %). Пассивный вектор инновационного внедрения данных инноваций остается у Иркутской области (4,04 %) и Кемеровской области – Кузбасс (3,51 %), что обусловлено инвестиционным кризисом и неразвитостью инфраструктуры. Несмотря на воздействие ряда негативных факторов, таких как пандемия, санкционное воздействие и специальная военная операция, удельный вес инновационных товаров остается на относительно низком уровне.
Продуктовые процессы внедрялись в Новосибирской области на 55 малых предприятиях, в Алтайском крае (32) и в Красноярском крае (23). Это включает в себя значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, а также во встроенном программном обеспечении. Основная цель продуктовых процессов - создать продукты, которые будут отличаться удобством использования и другими функциональными характеристиками, что позволит удовлетворить потребности и ожидания потребителей. Меньше уделяют внимание данному направлению руководители малых предприятий Кемеровской области (8), Иркутской области (11) и Томской области (12).
Инновационные процессы в Сибирском федеральном округе, представляют собой сеть взаимосвязей различных компонентов рынка. В Алтайском крае 30 предприятия внедрили инновационные процессы, в Новосибирской области – 17 единиц, Томская область – 10 единиц. Они нацелены на совершенствование и повышение эффективности производственной и хозяйственной деятельности. Они концентрируются на формировании, внедрении и использовании процессных инноваций. Всего в Сибирском автономном округе было внедрено на 159 предприятиях продуктовых инноваций, 91 предприятиях процессных инноваций.
Руководство организации обязано разрабатывать, внедрять и поддерживать инновационную концепцию, которая включает в себя подробное описание желаемого состояния, к которому организация должна стремиться в контексте инноваций, а также роль организации в будущем и планируемое влияние инноваций на ее деятельность. Значимость стратегического выбора и разработки инновационной стратегии, политики и целей подчеркивается руководящими принципами. Для повышения заинтересованности сотрудников в инновационной деятельности, им передаются соответствующие положения. А чтобы улучшить репутацию организации и привлечь заинтересованных сторон к сотрудничеству, эти положения также будут переданы сторонним организациям [6, 13].
Развитие инноваций играет ключевую роль в совершенствовании работы современных организаций. Инновации способствуют росту деловой активности и повышению конкурентоспособности предприятий на рынке. Процесс разработки инноваций является сложным и требует значительных усилий. В некоторых случаях достаточно улучшить некоторые потребительские характеристики товара, а в других случаях необходимо провести революционные изменения в составе продукта [18].
Инновационная продукция малых предприятий характеризуется высоким уровнем оригинальности. Большинство предприятий занимаются производством товаров и услуг, которые впервые внедрены или претерпели значительные технологические изменения (составляют 77,9 % от общего объема продукции). За рассматриваемый период в Новосибирской области 48 малых предприятий вновь внедрили или подвергли технологический процесс значительным изменениям (рис. 2).
Составлено автором на основе источника 17
Рисунок 2 - Число малых предприятий, отгружавших инновационные товары, работы, услуги на начало 2022 года
При этом 26 малых предприятий поставляли инновационную продукцию на новые рынки сбыта, 1 предприятие реализовывало товар на мировом рынке. Это стало возможным благодаря созданной современной инвестиционной и инновационной инфраструктуре. Аналогичная ситуация в Красноярском крае (28 предприятий вновь внедрили инновационные разработки и 4 подвергли усовершенствованию), Алтайский край (26 и 11 предприятий соответственно), Омская область (21 и 5 предприятий), Томская область (8 и 9 предприятий). В Кемеровской области – Кузбасс всего 6 малых предприятий, внедривших технологические изменения в течение последних трех лет, и 4 усовершенствовавших технологии, в Иркутской области 7 и 3 предприятия соответственно, в Республике Хакасия – 4 предприятия. Хотя данные области уступают в инновационной активности ведущим регионам Сибирского федерального округа при правильной корректировке существующих мер поддержки у малого и среднего бизнеса есть возможности и ресурсы для развития и роста данного сектора. Таким образом, в течение последних нескольких десятилетий хозяйствующие субъекты освоили разнообразие технологические инновации, которые отличались не только по сфере применения, но и по способам внедрения и освоения, а также по отраслям, в которых они использовались, и источникам финансирования. Таким образом, технологические новшества являются фундаментом для инновационной активности компаний Сибирского федерального округа.
При разработке стратегии достижения инновационных целей организации необходимо учесть следующие аспекты:
- тщательно определить объем работ, требующихся для реализации потенциальных возможностей и конкретных видов инноваций, на которые следует сосредоточиться;
- сформировать команду, включающую сотрудников организации и заинтересованных сторон извне, для участия в планировании этой стратегии;
- определить потребности в организационных структурах, мерах поддержки, ресурсах и процессах;
- назначить ответственных лиц за планирование и реализацию стратегии;
- определить временной горизонт планирования и соответствующие этапы, на которых будет осуществляться контроль и оценка прогресса;
- разработать критерии, которые будут использоваться для оценки инновационных мероприятий;
- установить методы оценки результатов, включая использование ключевых показателей инновационной деятельности;
- проанализировать способы защиты и коммерциализации полученных результатов, если это необходимо;
- разработать методы информирования заинтересованных сторон о достигнутых результатах;
- определить состав документированной информации, которая должна быть сохранена и поддерживаться в рамках стратегии [6, 13].
Положительной тенденцией является рост инвестиций в инновации (табл. 2).
Таблица 2 – Число малых предприятий, по источникам финансирования затрат на инновационную деятельность на начало 2022 года
Субъект
|
Собственные
средства предприятия
|
Бюджет
|
Средства фонда
поддержки
|
Кредиты и займы
| |
Федераль-ный
|
Субъект
Российской Федерации и местные
| ||||
Республика
Хакасия
|
6
|
-
|
-
|
-
|
1
|
Алтайский
край
|
50
|
-
|
2
|
3
|
12
|
Красноярский
край
|
31
|
3
|
-
|
-
|
1
|
Иркутская
область
|
12
|
-
|
-
|
-
|
1
|
Кемеровская
область - Кузбасс
|
9
|
-
|
2
|
1
|
2
|
Новосибирская
область
|
65
|
-
|
3
|
-
|
7
|
Омская
область
|
24
|
-
|
2
|
1
|
4
|
Томская
область
|
16
|
5
|
-
|
4
|
3
|
Главным источником формирования затрат на инновации служат собственные средства предприятий (65 предприятий Новосибирской области, 50 предприятий Алтайского края, 31 предприятие Красноярского края). В Алтайском крае 12 малых предприятий брали кредиты и займы на внедрение инновационных технологий, в Новосибирской области – 7 предприятий, в Омской области – 4 предприятия. Только трем предприятиям в Красноярском крае и пяти предприятиям в Томской области было выделено денежных средств из федерального бюджета. Государственная поддержка инноваций растет из бюджетов субъектов и местных бюджетов Алтайского края, Кемеровской области – Кузбасс, Новосибирской области и Омской области. При этом основными получателями являются малый и средний бизнес, который реализует проекты, направленные на ускорение импортозамещения и цифровую трансформацию экономики. В Томской области 4 предприятия и в Алтайском крае 3 предприятия получили средства фонда поддержки малого предпринимательства.
Инновационное предпринимательство имеет свои преимущества и недостатки. В первую очередь, углубление специализации при проведении научных разработок позволяет малым предприятиям конкурировать с крупными организациями в узкоспециализированных направлениях, несмотря на ограниченный объем финансовых средств. Также, малые предприятия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые для крупных предприятий либо неперспективны, либо высокорисковы. Более того, малое предпринимательство имеет большую охоту к разработке оригинальных нововведений.
В то время как на больших предприятиях разработкой, внедрением, производством и сбытом новой наукоемкой продукции занимаются отдельные специализированные подразделения, на малых предприятиях все эти этапы объединяются под руководством одного лица, что способствует более быстрому получению конечного результата в области инноваций. Кроме того, изобретательским группам малых предприятий часто приходится работать в областях, которыми исследователи не являются профессионалами, что способствует возникновению новых оригинальных идей и подходов к решению проблем.
Однако малые предприятия постоянно соперничают с крупным бизнесом, что вынуждает их сокращать издержки и разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и управленческие решения с помощью инноваций. Недостатками инновационного предпринимательства являются высокий риск потери вложенного капитала, плохое выполнение функций, не связанных с профессиональной деятельностью разработчиков инноваций, и необходимость менять курс развития при появлении аналогов на рынке. Таким образом, малое инновационное предпринимательство имеет свои преимущества в виде углубления специализации, освоения новых областей и разработки оригинальных идей, но также сопряжено с рисками потери капитала и необходимостью приспосабливаться к меняющимся условиям рынка [8, 9, 19, 20, 21].
Следовательно, необходимо расширить стимулирование и поддержку деятельности малых инновационных предприятий. При этом требуются новые механизмы стимулирования создания и поддержки таких предприятий с учетом существующих проблем, препятствующих их развитию. В этом контексте, особое внимание следует уделить вопросам, связанным не только с созданием новых предприятий, но и с активизацией инновационной деятельности уже существующих организаций. Одно из таких направлений может быть помощь в решении управленческих проблем малых инновационных предприятий, внедрение проектного управления с использованием ресурсов организаций инновационной инфраструктуры на предприятиях [3, 22, 23, 24]. Организация может эффективно разработать и реализовать стратегию внедрения инноваций, учитывая все необходимые факторы и обеспечивая уникальное реализованное решение для достижения своих целей.
Выводы
Руководство организации должно разработать, внедрить и придерживаться политики, направленной на стимулирование инноваций внутри организации. Главные цели данной политики включают проявление заинтересованности организации в инновационных решениях, соответствие основным целям и контексту организации, а также поддержку стратегических направлений в области инноваций. Она также создает основу для определения инновационной стратегии и целей организации, удовлетворяет основным принципам инновационного менеджмента, включает обязательства организации в отношении выполнения соответствующих требований и учета этических и социально-экологических аспектов, а также обязательства организации в отношении непрерывного совершенствования системы.
Внедрение и применение новых методов в инновационных проектах малых предприятий открывает новые возможности для оснащения этих предприятий передовыми технологиями, которые нереально достичь самостоятельно. Деятельность малых предприятий играет важную роль в укреплении экономики, обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами, оптимизирует использование доступных ресурсов, расширяет потребительский рынок и создает новые рабочие места.
References:
Innovatsionnyy protsess: funktsionalnyy i kontseptualnyy podkhod k upravleniyu proektnoy deyatelnostyu [Innovation process: a functional and conceptual approach to project management]. (2016). Menedzhment i biznes. (6). 41-50. (in Russian).
Balabaeva E.A. (2022). Innovatsionnaya deyatelnost na malyh predpriyatiyakh v sovremennyh usloviyakh [Innovative activity at small enterprises in modern conditions] Problems of economics of modern industrial complexes. Financing and lending in the Russian economy: methodological and practical aspects. 5-15. (in Russian).
Barmuta K.A. (2021). Innovatsionnaya deyatelnost subektov malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii: sostoyanie i barery razvitiya [Innovative activity of small and medium-sized enterprises in Russia: the state and barriers of development]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie. 7 (2). 3-12. (in Russian).
Baryutin L.S., Valdaytsev S.V., Vasilev A.V. i dr. (2007). Osnovy innovatsionnogo menedzhmenta: Teoriya i praktika [Fundamentals of Innovation Management: Theory and Practice] Moscow: Ekonomika. (in Russian).
Berestov V.V. (2015). Menedzhment i innovatsii na malyh i srednikh predpriyatiyakh [Management and innovation in small and medium-sized enterprises] M.: Yurisprudentsiya. (in Russian).
Boguslavskiy I.V., Sinelnikova E.A. (2014). Investitsii v innovatsii: perspektivy venchurnogo kapitala [Investing in innovation: the prospects of venture capital] Innovation, ecology and resource-saving technologies. 879-884. (in Russian).
Borisov S.A., Somenkova N.S. (2022). Povyshenie innovatsionnogo potentsiala malogo predprinimatelstva kak instrument ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Enhancing the innovation potential of small business as a tool for Russia´s economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5 (4). 1665-1678. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.114990.
Borovskikh N.V., Chizhikova T.A. (2021). Tekhnologicheskie innovatsii kak osnova innovatsionnogo razvitiya promyshlennosti Omskoy oblasti [Technological innovations as the basis for the innovative development of industry in the Omsk region]. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. 10 (4). 24-28. (in Russian).
Chernysheva Yu.G., Yakivyuk L.Yu. (2008). Osobennosti innovatsionnyh malyh predpriyatiy i kriterii otsenki ikh deyatelnosti [Features of innovative small enterprises and criteria for evaluating their activities]. Uchet i statistika. (1(11)). 157-163. (in Russian).
Geleta I.V., Scherbak A.V. (2015). Innovatsionnaya deyatelnost kak vazhnyy faktor konkurentosposobnosti malyh predpriyatiy [Innovation activity as an important factor in the competitiveness of small enterprises]. Modern scientific researches and innovations. (8). 134-137. (in Russian).
Gorfinkel V.Ya., Popadyuk T.G. (2013). Malyy innovatsionnyy biznes [Small innovative business] M.: INFRA-M. (in Russian).
Gorodnikova N.V., Gokhberg L.M., Ditkovskiy K.A., Kuznetsova I.A., Lukinova E.I., Martynova S.V., Ratay T.V., Rosovetskaya L.A., Fridlyanova S.Yu. (2018). Indikatory innovatsionnoy deyatelnosti: 2018 [Indicators of innovation activity: 2018] M.: NIU VShE. (in Russian).
Pogrebtsova E.A. (2023). Innovatsionnaya aktivnost v razreze federalnyh okrugov Rossiyskoy Federatsii: sovremennoe sostoyanie i napravleniya razvitiya [Innovative activity in the context of the federal districts of the Russian Federation: current state and directions of development]. Vestnik Universiteta. (9). 65-74. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2023-9-65-74.
Pogrebtsova E.A. (2023). Innovatsionnoe razvitie Uralskogo federalnogo okruga: problemy, potentsial i puti transformatsii [Innovative development of the ural federal district: problems, potential and ways of transformation]. Scientific review. Economic sciences. (3). 21-26. (in Russian).
Pogrebtsova E.A. (2023). Sotsialno-ekonomicheskie osobennosti innovatsionnogo razvitiya subektov Sibirskogo federalnogo okruga [Socio-economic features of innovative development of subjects of siberian federal district]. Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya obschestvo. Istoriya. Sovremennost. 8 (2). 130-137. (in Russian). doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-2-130-137.
Ravnyanskiy A.K., Talantsev V.I. (2016). Maloe innovatsionnoe predprinimatelstvo v Rossii na sovremennom etape: problemy i puti razvitiya [Small innovative entrepreneurship in Russia at the present stage: the problems and ways of development]. Naukovedenie. 8 (6(37)). 134. (in Russian).
Razdobreeva V.V. (2004). Innovatsionnaya deyatelnost subektov malogo predprinimatelstva [Innovative activity of small business entities]. Advances in current natural sciences. (6). 72-73. (in Russian).
Terebova S.V. (2017). Sostoyanie i osobennosti razvitiya malogo biznesa v Rossii [The current state and specifics of small business development in Russia]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (1). 178-199. (in Russian).
Terebova S.V., Borisov V.N. (2019). Razvitie malogo innovatsionnogo biznesa v promyshlennom i nauchno-obrazovatelnom sektore Rossii [The development of small innovative business in the industrial, scientific and educational sector in Russia]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 12 (3). 55-76. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2019.3.63.4.
Volkova I.A., Galynchik T.A., Danilova S.V. (2023). Vektory podderzhki malogo i srednego innovatsionnogo predprinimatelstva regiona [Vectors of support for small and medium-sized innovative businesses in the region]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2187-2200. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.119799.
Страница обновлена: 15.04.2025 в 16:36:11