Practical aspect of studying the consumer of tourist services of the Kamchatka Territory amidst modern reality

Rogaleva N.L.1, Mikhaylova T.R.2
1 Камчатский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
2 Камчатский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Тихоокеанского института географии ДВО РАН

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549092

Abstract:
The article presents the results of the research on the practical aspect of the portrait of the consumer of tourist services of the Kamchatka Territory in the modern reality. The research was conducted in the form of a survey. The key characteristics of the consumer's portrait were determined and specified by following parameters: gender, age, geography of arrival from the Russian Federation and foreign countries, the level of income per person in the family per month, the level of expenditures on tourist services in the Kamchatka Territory, and the purpose of stay in the region. The research has determined the portrait of the consumer of tourist services in the Kamchatka Territory. It is a visitor aged 21 to 50 years, mainly from Moscow and Moscow region, St. Petersburg and other major cities of Russian. In total, respondents from 42 regions of the Russian Federation were represented. The predominant visitor of the Kamchatka Territory has income per person in the family from 46.000 rubles and above, spent on tourist services on average more than 100.000 rubles. The main purposes of visiting Kamchatka were defined as tourism, recreation and acquaintance with nature.

Keywords: tourism of the Kamchatka Territory, consumer portrait, modern reality, tourist service

JEL-classification: P25, Z31, Z32



Введение

Туризм в Камчатском крае переживает уникальный момент и становится самостоятельной отраслью экономики. Открываются новые туристические маршруты, реализуются глобальные инвестиционные проекты, запускаются чартерные программы, которые позволят увидеть новые уникальные природные сокровища Камчатки. На территории региона с 2013 года действует Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае» [1]. С 2022 года запущен региональный проект «Туристская инфраструктура» в рамках масштабного документа в сфере туризма и гостеприимства – национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [2]. В Камчатский край приезжает с каждым годом все больше туристов, темп прироста в 2022 году по сравнению с 2021 составил в приделах 38% [3].

В поисках ответов на вызовы современной реальности туризма и гостеприимства становится необходимым определить портрет потребителя туристических услуг Камчатского края в фокусе новой действительности. Исследование позволит в дальнейшем сформировать пакет туристических услуг, учитывая потребительские предпочтения и особенности факторов формирования спроса именно для Камчатского края.

Результат первой попытки составления портрета среднестатистического туриста Камчатского края был представлен участником первого делового форума “Дальний Восток - зима открытий” – компания ПАО “МТС” в 2021 году. (анализ базировался на Big Data МТС, компания охватывает 40 % рынка сотовой связи региона): «Среднестатистический турист на Камчатке – это путешественник в возрасте от 18 до 55 лет, в 59 процентах случаев в регион приезжают мужчины. По возрасту распределение сложилось следующим образом: 41 процент гостей - от 18 до 34 лет, 28 процентов туристов в возрасте 35-55 лет, и почти треть путешественников - старше 55 лет» [4].

Так как 2021 год характеризуется закрытием границ, вводимых в регионах антиковидных ограничений, в том числе с QR-кодов, мы провели опрос с целью определить портрет туриста в изменившихся условиях.

Целью исследовательской работы является определение ключевых параметров портрета потребителя туристских услуг Камчатского края на основе ежегодного опроса прибывших посетителей Камчатского края. Для реализации цели необходимо провести маркетинговые исследования, опрос посетителей Камчатского края, и дать характеристику респондентов по полу, возрасту, географии проживания, социальному и материальному положению.

Научная новизна исследования заключается в уточнении параметров портрета потребителя рынка туристских услуг приезжающих в Камчатский край в летне-осенний период в условиях современной действительности.

Методология исследования. Численность опрашиваемых потребителей туристских услуг Камчатского края определялась путем механического отбора по формуле расчета объема выборки:

, (1)

где t – коэффициент доверия, зависящий от вероятности, что предельная ошибка выборки не превышает t-кратную среднюю ошибку (чаще всего t=2);

σ2 – дисперсия изучаемого признака, определяется на основе эксперимента; ∆ - предельная (заданная) ошибка выборки;

N – число единиц генеральной совокупности.

Для расчета дисперсии изучаемого признака (σ2) был определен средний размер покупки туристических услуг путем пилотажного исследования, включающего наблюдение и устный опрос контрольной группы из 50 покупателей.

Дисперсия среднего размера покупки туристских услуг Камчатского края рассчитывалась по формуле:

, (2)

где - средний размер покупки;

- размер покупки i-го покупателя;

n – число опрошенных покупателей.

При отборе единиц выборки использовался принцип детерминированного отбора респондентов.

Объём выборки – 386 человек, посетители Камчатки. Выборочная совокупность репрезентирует взрослое население России по параметрам пола, возраста, образования, типу места проживания (тип населенного пункта) и географии проживания (города России).

Хронологические рамки проведения опроса: посетители Камчатки 25 июля – 31 сентября 2022 года.

В 2022 году продолжилось осуществление исследование взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете методом собственно-случайной выборки с использованием платформы «Googlе Forms» [5,6].

Опросы проводились в следующих точках: в международном аэропорту им. Витуса Беринга (г. Елизово), туристической базе «Голубая Лагуна» (Елизовский район), в торговом центре «Шамса» (Петропавловск-Камчатский) и путем распространения в соцсетях. Опрос проводился при поддержке Минтуризма Камчатского края и коммерческих организаций сферы туризма исследуемой территории.

Вопросы маркетингового исследования были разделены на блоки: демографические (половозрастная структура); экономические (затраты на поездку, сувениры, доходы); цели посещения Камчатского края.

Результаты исследования. Всего в опросе приняло участие 386 респондентов, посетивших Камчатский край в период июль – сентябрь 2022 года. Распределение посетителей по полу составило: 137 мужчин (35,5%) и 245 женщин (63,5 %) (рис. 1).

Рисунок 1 - Количество прошенных респондентов по гендерному признаку, %

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5].

Далее рассмотрим распределение респондентов по возрастному признаку (рис. 2).

Рисунок 2 – Распределение респондентов по возрасту, %

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

Большая часть респондентов, принявших участие в опросе, оказалась в возрасте от 31 до 40 лет – 42 % (почти половина опрошенных). В возрастной группе 21 – 30 лет – 21,2 %, 41 – 50 лет – 13,7 % соответственно. Отмечается что приезжающих в регион меньше посетителей в возрасте 51 – 60 лет – 8 %, 61 – 70 лет – 4,4 %, а в возрасте до 20 лет – 9,9 %. Таким образом отметим, что ключевым параметром портрета потребителя «возраст посетителей Камчатского края» характеризуется тремя возрастными группами: 21– 30 лет, 31 – 40 лет, 41–50 лет.

География граждан Российской Федерации (РФ), посетивших Камчатский край, представлена на рис. 3.

Рисунок 3 – География прибытия респондентов из Российской Федерации, %

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

География гостей полуострова достаточно разнообразна, всего представлено 42 региона РФ. Наиболее представительными остаются группы приезжих из Москвы и Московской области (43,2 %), Санкт-Петербурга (10,6 %). В 2022 году увеличился поток приезжих из Дальневосточного федерального округа, преобладают группы из Приморского края (Владивосток, Находка – 4,7 %) и Хабаровского края (Хабаровск – 6,8 %). Выраженными группами по количеству выявились посетители из Новосибирска – 4,4 % и Свердловской области (Екатеринбург – 3,2 %). Данные исследования определили, что большинство опрошенных, оказались представителями из городов «миллионников».

Рисунок 4 – География прибытия респондентов из зарубежных стран, %

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

Из всех опрошенных иностранных посетителей (рис. 4) оказалось 4,2%, преимущественно из Белоруссии (40 %).

Рисунок 5 – Уровень дохода опрошенных, на одного человека в семье в месяц

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

Из 386 опрошенных размер своего дохода указали 370 человек (рис. 5), среди которых преобладающая группа оказалась с доходом выше 100 тысяч рублей в месяц (31,7 %). Посетители с доходом от 76 – 100 тысяч рублей (15 %), от 46 до 75 тысяч рублей и от 61 – 75 (15,8 %), группа со средним доходом от 30 до 45 тысяч рублей в среднем 8% респондентов. Таким образом, преобладающий посетитель Камчатского края имеет доход на одного человека в семье от 46 тысяч рублей и выше.

В средствах массовой информации отмечается: «Камчатка – нишевое туристическое направление, одно из самых дорогих в России» [7, 8]. Результаты опроса показали, что 62,7 % респондентов впервые посетили Камчатский край. Считаем необходимым рассмотреть структуру уровня дохода участников опроса, впервые посетивших регион.

Рисунок 6 – Распределение опрошенных потребителей по уровню дохода на одного человека в семье в месяц, приехавшие в первый раз, возраст 21-30 лет, %

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

Респонденты возрастной группы от 21-30 лет, приехавшие первый раз на Камчатку составили 15,3% от общего количества опрошенных (рис. 6). Из них группа с доходом от 100 тысяч рублей и выше составила 37,3%.

Рисунок 7 – Распределение опрошенных потребителей по уровню дохода на одного человека в семье в месяц, приехавшие в первый раз, возраст 31-40 лет, %

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

Респонденты возрастной группы от 31 – 40 лет, приехавшие первый раз на Камчатку составили 30,1% от общего количества опрошенных (рис. 7). Из них группа с доходом от 100 тыс. рублей и выше составила 39,7%, более 1/3.

В обеих возрастных группах, впервые посетивших регион, наибольшую численность составляют респонденты с доходом более 100 тысяч рублей.

Рассмотрим затраты опрошенных посетителей региона на туристические услуги (рис. 8).

Рисунок 8 – Распределение респондентов по возрасту и затратам, %

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

Расходы опрошенных респондентов показали, что за период с 25 июля по 31 сентября 2022 года ими было потрачено 30 336 500 рублей (в среднем на человека 93 631 рубля). Причем почти четвертая часть респондентов (23,1 %) в возрасте от 21 до 40 лет тратили больше, чем 100 тысяч рублей (рис. 8). Наиболее часто встречающиеся суммы трат в этой группе, из них 150 000 рублей (16, 9 %), 120 000 рублей (6,2 %), 200 000 (10 %). Проанализировав характеристику по затратам, можно сделать вывод, что посетитель Камчатского края потратил на туристические услуги в среднем более чем 100 тысяч рублей.

Завершающей характеристикой портрета потребителя туристических услуг в исследовании определена цель приезда респондентов в Камчатский край (рис. 9).

Рисунок 9 – Распределение респондентов по цели пребывания на Камчатке, %.

Источник: Составлено авторами по данным опроса взрослого (18+) населения Российской Федерации по формализованной анкете с использованием платформы «Googlе Forms» [5]

Основная группа опрошенных целью посещения Камчатки назвали «туризм, отдых и знакомство с природой – 77% от общего числа опрошенных. Помимо перечисленных целей названы и такие виды деятельности (деловая поездка, экспедиционная и научно-исследовательская деятельность, участие в экофоруме, волонтерство) которые совмещают также посещение природных объектов, составляющие 20% опрошенных.

Заключение

Практический аспект исследования портрета потребителя туристических услуг Камчатского края в условиях современной реальности [9,10,11,12] (исследование проводилось в период с 25 июля по 31 сентября 2022 года) выявил следующие уточненные ключевые характеристики.

1. Ключевым параметром портрета потребителя «возраст посетителей Камчатского края» характеризуется тремя возрастными группами от 21 до 50 лет.

2. География гостей полуострова достаточно разнообразна, всего представлено 42 региона РФ. Наиболее представительными остаются группы приезжих из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга. Увеличился поток приезжих из Дальневосточного федерального округа, преобладают группы из Приморского края и Хабаровского края. Выраженными группами по количеству выявились посетители крупных городов Сибири и Урала.

3. Преобладающий посетитель Камчатского края имеет доход на одного человека в семье от 46 тысяч рублей и выше.

4. В первый раз посетило регион большинство опрошенных респондентов. Группа в возрасте от 21-30 лет, приехавшие первый раз на Камчатку составили 15,3% от общего количества опрошенных. Из них группа с доходом от 100 тысяч рублей и выше составила 37,3%. Респонденты возрастной группы от 31 – 40 лет, приехавшие первый раз на Камчатку составили 30,1% от общего количества опрошенных. Из них группа с доходом от 100 тыс. рублей и выше составила 39,7%, более 1/3.

5. Проанализировав характеристику по затратам, можно сделать вывод, что посетитель Камчатского края потратил на туристические услуги в среднем более чем 100 тысяч рублей.

6. Основная группа опрошенных целью посещения Камчатки назвали «туризм, отдых и знакомство с природой».

Исследование определило, ряд проблем туристкой сферы деятельности Камчатского края. В первую очередь это ограниченность знаний посетителей о туризме на Камчатке, подтверждается ответами на вопрос исследования о цели посещения региона, где большинство респондентов (77%) ответили «туризм, отдых и знакомство с природой», необходимо проводить мероприятия популяризации не только экологического туризма Камчатки, но других видов туризма, таких как этногастрономического, аборигенного, событийного, экстремального, спортивного, научного, промышленного, лечебно-оздоровительного.

Следующая проблема: посетители Камчатки — это преимущественно потребители с высоким доходом (на одного члена семьи от 100 тысяч рублей), что говорит об отсутствии дифференциации сегментов рынка туристических услуг, то есть услуги доступны только для потребителей с высоким доходом. Вследствие чего предлагаем разрабатывать организациям сферы туризма стратегические программы посещения Камчатки, например, пакеты туристических услуг для путешественников со средним и низким доходом.

Достаточно не последняя, но очень существенная проблема это стоимость туристических услуг, опрос определил, что в среднем турист тратит на Камчатке более 100 тысяч рублей. Средства массовой информации активно популяризуют отдых в регионе, как один из самых дорогих [7], проводит маркетинговые кампании, позиционируя Камчатский край как доступный регион для туризма, реализуя стратегические программы социального туризма и для путешественников со средним и низким доходом.

В дальнейшем необходимо провести более детальные исследования портрета потребителя туристических услуг Камчатского края со средним и низким доходом, для выявления факторов формирования спроса и ключевых потребительских предпочтений, что позволит правильно сформировать стратегические программы развития туризма в крае. Исследование репутации и ассоциативных рядов Камчатского края как туристкой дестинации среди регионов РФ в средствах массовой информации, определит репутационные направления маркетинговых кампаний для привлекательности исследуемого региона.


References:

Abdunurova A.A., Razakova D.I., Davletova M.T. (2022). Global portrait of a modern tourist: travel trends in marketing Vestnik universiteta Turan. (1(93)). 166-173. doi: 10.46914/1562-2959-2022-1-1-166-173.

Ibragimov E.E., Nekhaychuk D.V., Kopacheva E.I. (2019). K voprosu issledovaniya portreta krymskogo turista: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Studying the portrait of Crimean tourist: theoretical and practical aspects]. Service in Russia and abroad. 13 (5(87)). 140-157. (in Russian). doi: 10.24411/1995-042X-2019-10513.

Mikhaylova T.R., Chernyagina O.A., Kirichenko V.E. (2022). K resheniyu problem rekreatsionnogo ispolzovaniya Dachnyh istochnikov (p-ov Kamchatka) [To solving the problems of recreational use of Dachnye hot springs (Kamchatka Peninsula)] Conservation of the biodiversity of Kamchatka and adjacent seas. 135-139. (in Russian). doi: 10.53657/9785961004229_135.

Mikhaylova T.R., Morozova Yu.S. (2020). Ekologo-ekonomicheskaya otsenka rekreatsionnyh (ekosistemnyh) uslug osobo okhranyaemyh prirodnyh territoriy (na primere prirodnyh parkov kamchatskogo kraya) [Ecological and economic assessment of recreational (ecosystem) services of specially protected nature areas (on the example of Kamchatskiy Krai\'s nature parks)] The Far East in the Context of the State Policy of the Russian Federation in the Asia-Pacific Region. 40-52. (in Russian).

Nyurenberger L.B., Latysheva O.A., Shlegel S.V. (2022). Tourism Destination Management: Focusing on Sustainability and Corporate Social Responsibility Towards an Increased Security: Green Innovations, Intellectual Property Protection and Information Security. 809-815. doi: 10.1007/978-3-030-93155-1_87.

Rogaleva N.L. (2023). Razvitie turizma v usloviyakh novoy realnosti (na primere Kamchatskogo kraya) [Tourism development in a new reality (on the example of the Kamchatka Territory)] The multipolar world in the focus of the new reality. 119-124. (in Russian).

Rogaleva N.L., Nyurenberger L.B., Pristavka M.V., Petrenko N.E., Venyaminova L.E. (2023). Development of the Nuclear Icebreaker Fleet as a Strategic Priority of the Arctic Region Cham: Springer.

Страница обновлена: 12.04.2025 в 18:39:44