Introduction of sports and tourism events in the Kaspersky Travel KLab program
Gavrilina O.P.1, Sunagatullin E.R.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 2, Number 2 (April-June 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54899946
Abstract:
The article reveals the theoretical part of the organization of sports and tourism events.
The authors try to answer the following questions.
What is a sports and tourism event? What types and categories of sports and tourism events exist? How are these events prepared and carried out? What is the general methodology of organizing these events? How can sports and tourism events be characterized as a type of corporate and social events? What functions do they fulfil?
The article is devoted to the development and implementation of a sports and tourism project within the portfolio of goods and services of Kaspersky Travel KLab, in particular, the organization of sports and tourism events as a type of social and corporate responsibility of the company. The article considers aspects of sports and tourism events in the service portfolio of Kaspersky Travel KLab, their use in the framework of the company's social and corporate responsibility, increasing the involvement of employees and their families in the life of the company, as well as raising awareness of sports, healthy lifestyle and responsible attitude to the environment.
Keywords: sports, sports industry, sports and tourism events, Kaspersky Travel KLab, Kaspersky Lab JSC, tourism, sports event
JEL-classification: L83, Z20, Z32
Введение
Актуальность темы исследования в данной работе определяется экономическими, социальными и политическими факторами. В особенности, повышенную степень актуальности данная выпускная квалификационная работа приобретает в условиях санкционных ограничений, которые были выдвинуты Российской Федерации всемирным сообществом в ответ на политические решения. Санкции напрямую затронули спортивную индустрию государства: отмена проведения спортивных мероприятий и запрет на участие сборных спортивных команд и клубов в международных соревнованиях фактически полностью изменили весь устоявшийся уклад работы отрасли.
Проведение местных, региональных, федеральных и международных спортивных мероприятий вносит огромный вклад в экономику субъектов, регионов и стран. Спортивное событие любого уровня позволяет привлекать инвестиции и способствует развитию спорта и сообществ в месте проведения мероприятия.
Также проведение спортивно-туристических мероприятий положительно сказывается на увеличении количества рабочих мест, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе развития. На время проведения мероприятий привлекаются специалисты самых разных трудовых сфер, что позволяет улучшить экономическое благополучие региона и страны проведения. В свою очередь, продвижение спорта и туризма способствует развитию данных отраслей национальной экономики, что также, в дальнейшем, порождает увеличение количества рабочих мест на постоянной основе.
Актуальность выбранной темы состоит в решении социальных вопросов жизни общества. Спорт и туризм позволяют продвигать и популяризировать здоровый образ жизни, интерес к культуре, всестороннему развитию личности и общества в целом. Также при помощи спортивно-туристических мероприятий решаются экологические проблемы, проблемы адаптации незащищенных групп населения и лиц с ограниченными возможностями, проблемы алкоголизма и наркомании среди населения всех возрастных групп. Восстановление и укрепление общего физического и ментального состояния людей – еще одна актуальная задача, которая решается при помощи организации спортивно-туристических мероприятий, особенно в условиях глобальной пандемии Covid-19.
Еще одна причина актуальности данной работы, связанная с политическими условиями: спорт и туризм позволяют восстановить и укрепить социально-политические связи между странами, создать единое спортивно-туристическое сообщество, объединенное общими ценностями и культурой.
Также при выборе темы была учтена актуальность проблемы для клуба путешественников Kaspersky Travel KLab, так как именно данная компания выбрана объектом данной работы. Организация спортивно-туристических мероприятий является основным видом деятельности данной организации, как обособленной части компании АО «Лаборатория Касперского». Поэтому увеличение портфеля товаров и услуг организации является приоритетной задачей дальнейшего развития компании.
В отечественных и зарубежных научных трудах освещены, как теоретические аспекты организации спортивно-туристических мероприятий, в частности спортивного туризма [1-6], а также международный практический опыт в организации подобных событий [7-9].
Благодаря актуальности выбранной темы, большое количество специалистов сферы международного спорта и туризма публиковали свои исследовательские работы в научных журналах, что расширило и упростило сбор информации для данной научной работы.
Но стоит отметить, что в мировой научной литературе и публицистических трудах практически отсутствует информация об особенностях организации и проведения мероприятий, находящихся на пересечении спорта и туризма. Ранее существовало понятие событийного туризма, но появление спортивно-туристического мероприятия произошло совсем недавно и именно этим обуславливается отсутствие какой-либо литературы, посвященной данному виду рекреационной деятельности. По этой причине данная работа имеет большую актуальность для спортивной и туристической отрасли.
В связи с вышеперечисленными причинами большая часть теоретического раздела работы будет посвящена изучению понятия спортивно-туристических мероприятий, изучению видов и классификации данного вида мероприятий и анализу ситуации на относительно молодом рынке Российской Федерации.
Понятие спортивно-туристических мероприятий и их организация
Понятие спортивно-туристического мероприятия появилось во всем мире совсем недавно, а на рынке Российской Федерации данный вид рекреационной деятельности появился всего несколько лет назад. На данный момент не существует единого мнения, касающегося определения терминологии спортивно-туристического мероприятия. Также данный вид организованного отдыха крайне редко встречается на рынке Российской Федерации. В связи с этим, определение сущностных характеристик данного рода деятельности является первоначальной задачей при анализе спортивно-туристических мероприятий.
Данный вид мероприятия находится на пересечении спортивной и туристской индустрий. Ранее существовали похожие понятия, такие как: спортивно-событийный туризм, спортивный туризм. Данные виды активного отдыха схожи со спортивно-туристическим мероприятием, но имеют определенные отличия, которые не позволяют объединить данные виды в одну классификацию. Именно поэтому определение конкретных сущностных характеристик является важной задачей данной работы.
По своей сущности спортивно-туристическое мероприятие – это рекреационная деятельность, направленная на развитие физических, ментальных и духовных качеств участников [10]. Объединив в одно целое физическое и культурное развитие, спортивный туризм выполняет огромную задачу по улучшению качества жизни людей. Спортивно-туристическое мероприятие – это многогранное понятие, которое не ограничивается только одним видом спорта. К данному термину можно отнести: спортивное ориентирование, спортивный туризм, спортивно-туристические фестивали, спортивно-событийный туризм и другие.
В Российской Федерации существует организация, которая занимается развитием спортивного туризма: Туристско-спортивный союз России и его техническое подразделение в виде Федерации спортивного туризма России [11]. Федерация получила официальную аккредитацию от Министерства спорта Российской Федерации и выполняет функции по развитию, продвижению и ведению функционирования данного вида спорта в Российской Федерации. Данная федерация также присваивает спортивные звания, проводит спортивно-туристические мероприятия и соревнования на территории России, а также контролирует деятельность региональных федерации, входящих в структуру Туристско-спортивного союза России.
За многие годы ведения своей деятельности федерация выполняла важные стратегические задачи по развитию данного вида спорта [11]:
1) Решение вопросов управления и статуса Туристско-спортивного союза на территории Российской Федерации;
2) Внедрение в структуру союза более 10 видов спортивного туризма и их регламентирование;
3) Создание системы присвоения спортивных званий;
4) Создание системы подготовки кадров для туристской и спортивной отрасли;
5) Помощь в подготовке сотрудников МЧС, спасателей и участников экспедиций;
6) Ведение деятельности детско-юношеских спортивно-туристических клубов и центров туризма;
7) Разработка научно-исследовательских работ, нормативных документов и концепций для функционирования спортивного туризма;
8) Разработка и проведение календарных мероприятий спортивного туризма, а также регламентирование правил по их созданию;
9) Создание системы взаимодействия 74 региональных спортивных федераций.
Деятельность туристско-спортивного союза России зародила основу для существования всех спортивно-туристских мероприятий Российской Федерации. По этой причине терминология спортивно-туристического мероприятия имеет большое количество сходных характеристик с термином спортивного туризма.
Спортивно-туристическое мероприятие имеет ряд ключевых характеристик, которые определяют данный вид рекреационной деятельности [11]:
1) Зачастую носит состязательный характер;
2) Имеет ряд поставленных задач, необходимые выполнить для завершения маршрута или состязания;
3) Имеет задачу повышения интереса населения к спорту и здоровому образу жизни, а также задачу повышения уровня духовной культуры населения;
4) Спортивный туризм также имеет эффект средства экологического воспитания;
5) Является социальным видом спорта, благодаря своей доступности всем слоям населения;
6) Не требует высокого бюджета для проведения мероприятий, так как при проведении используется естественный ландшафт и ранее воссозданная архитектура;
7) Имеет положительный эффект в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими отрицательными социальными факторами.
Подготовка спортивно-туристических мероприятий регулируется сразу несколькими документами:
1) Правилами конкретного вида спорта и регламентом проведения мероприятий;
2) Если мероприятия проводятся систематически, то проведение спортивно-туристического мероприятия регламентируется календарным планом организации;
3) Также при подготовке формируется положение и смета мероприятия;
4) Формируется организационная и судейская коллегия.
Методику подготовки и проведения спортивно-туристического мероприятия можно разделить на несколько этапов, представленных на Рисунке 1.
Рисунок
1.
Этапы подготовки и проведения мероприятия
Источник: Составлено автором на основе изучения нормативной базы
Весь процесс подготовки, согласования и проведения спортивных мероприятий регламентируется следующими правовыми документами Российской Федерации:
1) Федеральный закон № 329 – ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [12], а именно его статьями:
a. Статья 20, которая регламентирует организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий;
b. Статья 23, которая регламентирует и устанавливает порядок единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурно-спортивных мероприятий;
2) Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 1144Н от 23 октября 2020 [13], который утверждает порядок медицинского обеспечения в сфере физкультурно-спортивных мероприятий и спорта в целом;
3) Постановление Правительства Российской Федерации № 353 от 18 апреля 2014 года [14], которое утверждает правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;
4) Постановление Правительства Российской Федерации № 1156 от 16 декабря 2013 года [15], которое утверждает правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований;
5) Приказ Министерства Спорта Российской Федерации № 504 от 01 июля 2013 года [16], который утверждает требования к проведению всероссийских и межрегиональных физкультурно-спортивных мероприятий;
6) Постановление Правительства Российской Федерации № 1885 от 30 октября 2021 года [17], который утверждает правила выдвижения заявок на проведение физкультурно-спортивных мероприятий.
Также важной частью подготовки любого спортивно-туристического мероприятия является процесс согласования всех документаций, положений, а также получение разрешений на проведение в соответствующих ведомствах. Методологию процесса согласования события можно представить следующим образом:
1) Согласование положения по проведению с организационным комитетом;
2) Согласование официальных писем спортивным комитетам, МВД и МЧС с организационным комитетом мероприятия;
3) Согласование положения и писем с надзорными органами;
4) Согласование сметы с членами организационного комитета;
5) Согласование программы и расписания проведения мероприятия;
6) Согласование состава членов судебной коллегии, если таковая требуется;
7) Согласование и сдача площадки проведения;
8) Согласование медицинского обеспечения на время проведения мероприятия;
9) Согласование средств и мер безопасности во время мероприятия;
10) Согласование хозяйственных затрат на проведение мероприятия.
Время на процесс согласования данных этапов зависит от размера и уровня мероприятия, а также количества лиц в организационном комитете, поэтому данный факт необходимо учитывать при подготовке любого спортивно-туристического мероприятия.
Отдельным пунктом подготовки спортивно-туристического мероприятия важно выделить медицинское обеспечение спортсменов и зрителей. Этот аспект подробно регламентирован в следующих правовых документах:
1) Федеральный закон № 329 – ФЗ от 04.12.2007;
2) Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 1144Н от 23 октября 2020.
Есть несколько главных атрибутов медицинского обеспечения мероприятия [13]:
1) Медицинские справки от участников, которые необходимо получить для допуска спортсмена к участию;
2) Дежурная скорая медицинская помощь или спортивные врачи для спортсменов. Необходимо обеспечить доступность медицинской помощи на маршруте проведения мероприятия;
3) Дежурная скорая медицинская помощь или дежурные врачи для зрителей на трибунах и развлекательных площадках мероприятия.
Без выполнения данных условий проведение спортивно- туристического мероприятия невозможно.
Но стоит учитывать, что все это необходимо только при проведении мероприятия в формате соревнований или открытого участия. В случае проведения открытой товарищеской тренировки, во время которой участники тренировки самостоятельно несут ответственность за свое здоровье и безопасность, выполнение данных условий носит рекомендательный характер. Поэтому при подготовке и согласовании положения мероприятия необходимо подробно указывать формат проведения.
Также отдельного внимания заслуживает план продвижения спортивно- туристического мероприятия. При формировании плана необходимо учитывать несколько факторов (Рисунок 2).
Рисунок
2.
Аспекты продвижения мероприятия
Источник: Составлено автором на основе [18]
Если классифицировать методы продвижения и освещения мероприятия по временному признаку, то их можно разделить на три группы [19]:
1) Методы, используемые непосредственно до проведения. Данные способы продвижения направленны на первоначальное привлечение аудитории, поиск партнеров и спонсоров. К данной группе можно отнести: пресс-релиз, информационные посты и рассылки, приглашения, пресс-конференции и другие способы первичного привлечения внимания к событию;
2) Следующий тип – методы, используемые во время проведения мероприятия. К такому типу можно отнести: фото и видео материалы, трансляции, информационные посты в социальных сетях и на порталах партнеров;
3) Заключительной группой методов привлечения становятся способы, относящиеся к постпроизводству контента. Эти методы необходимы для поддержания дальнейшего контакта с аудиторией, сбора обратной связи, взаимодействия с партнерами и спонсорами, освещения прошедшего события и дальнейшего привлечения аудитории к следующим спортивно-туристическим мероприятия. К таковым можно отнести: пост-релиз, информационные посты о мероприятии и посты от партнеров и спонсоров, голосования, розыгрыши и другие способы дальнейшего взаимодействия.
Таким образом, продвижение любого события – является системой необходимых и важных действий, направленных на увеличение охвата аудитории, привлечения партнеров и спонсоров, сбора информации, а также поддержания контакта и увеличение лояльности существующей аудитории, прошедших ранее проектов.
Виды и классификация спортивно-туристических мероприятий
Переходя к организации классификации и видам спортивно-туристических мероприятий, необходимо понимать, что, помимо утвержденных Федерацией спортивного туризма России, существуют альтернативные способы разделения спортивно-туристических событий и мероприятия. Для того, чтобы в большей мере охватить всю сущность организации подобных соревнований, турниров и событий, в данной работе рассматриваются все типы, виды и способы классификации спортивно-туристических мероприятий (Рисунок 3) [11].
Рисунок 3. Первая группа классификации
Источник: Составлено автором на основе [11]
Таким образом, стоит отметить, что, на данный момент, не существует единой системы оценки и разделения подобных событий. В связи с этим, существует потребность в создании методологии и конкретного разделения спортивно-туристских мероприятий. Это необходимо для разработки и внедрения правил проведения, системы контроля качества проведения и установки минимального должного уровня сервиса и обеспечения.
Спортивно-туристические мероприятия как вид корпоративно-социальной ответственности
Спортивно- туристические мероприятия могут проводиться не только с рекреационными или состязательными задачами, но и с целью выполнения корпоративно- социальной ответственности компании [20]. Но с начала необходимо определить: для чего реализуется политика и методы корпоративно-социальной ответственности в компаниях, кто и что является предметом корпоративно-социальной ответственности, какие выгоды может получить организация от использования данных методов?
Использование методов корпоративно-социальной ответственности в каждой компании является уникальной системой, которая зависит от нескольких факторов:
1) От характера заинтересованности сторон;
2) От масштаба и размеров компаний;
3) От приоритетов, целей и задач организации;
4) От истории основания и работы организации.
Все это существенно диверсифицирует применение методов КСО, реализуемых компанией, и позволяет создавать уникальные проекты и методы решения социальных проблем.
Важно отметить, что проведение корпоративно-социальных мероприятий может быть нацелено не только на сотрудников компании, как было принято считать ранее. Предметом КСО организации также могут быть [21]:
1) Семьи, близкие и друзья сотрудников компании;
2) Общество, окружающее деятельность организации – местное, региональное и федеральное сообщество;
3) Партнеры и спонсоры компании;
4) Государство, внутри которого осуществляется деятельность компании;
5) Потребители продуктов и услуг организации;
6) Акционеры компании, если компания является акционерным обществом.
Из этого следует, что масштаб корпоративно-социальных активностей организации ограничен лишь размером самой компании и позволяет удовлетворять и помогать в решении социальных проблем широких слоев населения.
Почему организациям выгодно внедрять в свои системы методы корпоративно-социальной ответственности? Какие блага получает компания в случае успешного выполнения своих социальных задач? Применение КСО позволяет [22]:
1) Увеличить продажи организации и улучшить воронку конверсии;
2) Рост производительности компании за счет улучшения качества труда;
3) Создание гудвилла организации и получение от этого различных преимуществ;
4) Вовлечение сотрудников в корпоративную жизнь и атмосферу организации;
5) Лояльность клиентов к товарам и услугам компании, за счет хорошей репутации на рынке;
6) Увеличение стоимости организации на рынке;
7) Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;
8) Создание положительной репутации и отношения со стороны государства и снижение контроля за деятельностью организации, а также получение дополнительных льгот.
Таким образом, использование методов корпоративно-социальной ответственности компании несет несоизмеримую пользу, в сравнении с ресурсами, затраченными на их применение.
Однако, для успешного использования всех средств КСО на практике, организациям необходимо придерживать нескольких принципов исполнения методов. К главным принципам можно отнести:
1) Регулярность. Необходимо постоянное использование методов КСО, чтобы успешно придерживаться политики социально-направленной организации;
2) Системность. Решение внутренних и внешних задач корпоративно-социальной ответственности должно использоваться по отношению к всей системе объекта применения;
3) Открытость компании в использовании методов несения социального блага;
4) Достоверность – компания должна выполнять задачи корпоративно-социальной ответственности, не используя фальсификации методов и результатов проделанной работы.
Соблюдая данные принципы, компания, имеющая вектор корпоративно-социального взаимодействия, может получить большее количество вышеперечисленных экономических и политических выгод.
В рамках же данной научной работы будут рассмотрены только методы организации спортивно-туристических мероприятий, как вида социально-корпоративной ответственности компании.
Как и любые другие спортивно- туристические мероприятия, события, приводящиеся в рамках социально- корпоративной ответственности компании, отличаются по видам и форматам проведения. Однако, существуют наиболее часто встречающиеся типы корпоративно-социальных мероприятий со спортивно-туристической направленностью. К таковым можно отнести:
1) Корпоративные спартакиады;
2) ГТО;
3) Спортивно-туристические события, приуроченные к праздникам или знаменательным датам;
4) Забеги, соревнования и другие состязания;
5) Пешие маршруты и походы;
6) Экологические маршруты, забеги и плоггинг.
Что дает проведение подобных мероприятий для компании? Мероприятия спортивно-туристического формата сплачивают рабочий коллектив, позволяют создать неформальные связи вне работы. Это эффективный способ построения благоприятной корпоративной культуры, а также создания положительного отношения родственников сотрудников к компании. Это увеличит привлекательность трудоустройства и повысит качество трудового капитала организации.
Также пользу от проведения спортивно-туристических мероприятий в рамках корпоративно-социальной ответственности получает местное сообщество. Это увеличивает репутацию компании среди населения, решает наиболее актуальные проблемы экологии, социума. Увеличение гудвилла компании способствует росту продаж товаров и услуг, росту инвестиционной привлекательности и снижению налогов и тарифов на ведение деятельности. Также постоянный положительный диалог с местным сообществом и помощь в решении наиболее актуальных социальных проблем позволяет снизить барьеры и ограничения между производителем и потребителем.
Таким образом, выделение финансового и человеческого капитала организации на проведение спортивно-туристических мероприятий становится эффективным инструментом для ее развития. Придерживаясь основных рекомендаций в виде системности, открытости, достоверности и регулярности, компания может построить эффективную политику корпоративно- социальной ответственности, как внутренней, так и внешней направленности. Это, в свою очередь, даст организации возможность использования новых инструментов и больших ресурсов в своей деятельности.
Заключение
В заключение стоит отметить рост популярности в использовании спортивно-туристических мероприятий, как одного из видов корпоративно-социальной ответственности. Адаптация международного опыта проведения подобных мероприятий привела к созданию уникальных отечественных решений в области корпоративно-социальной политики компаний.
Подводя итог данной работы, важно отметить многогранность понятия спортивно-туристического мероприятия, разнообразие в подходах к его рассмотрению. Широта классификации и видов спортивно-туристических мероприятия дает инструментарий для реализации эффективных мероприятий, как в коммерческой, так и в социально-корпоративной сфере.
References:
Burnevskaya O.V. (2022). Novye instrumenty dlya razvitiya korporativnoy kultury [New tools for the development of corporate culture]. Upravlenie razvitiem personala. (1). 72-78. (in Russian). doi: 10.36627/2619-144X-2022-1-1-72-78.
Cheremshanov S.V. (2012). Ponyatie i klassifikatsionnoe opredelenie sportivnogo turizma [The concept and classification definition of sports tourism]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. (4(22)). 141-146. (in Russian).
Durovich A.P. (2004). Osnovy marketinga [Basics of Marketing] M.: Novoe znanie. (in Russian).
Gibson H.J. (1998). Sport tourism: a critical analysis of research Sport Management Review. 1 (1). 45-76. doi: 10.1016/S1441-3523(98)70099-3.
Gibson H.J., Kaplanidou K., Kang S.J. (2012). Small-scale event sport tourism: A case study in sustainable tourism Sport Management Review. 15 (2). 160-170. doi: 10.1016/j.smr.2011.08.013.
Grigoryan E.S., Yurasov I.A. (2019). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate Social Responsibility] Moscow: Dashkov i K°. (in Russian).
Higham J. (2007). Sport tourism destinations: Issues, opportunities and analysis London: Routledge.
Kurdyukov V.N., Avlasenko I.V. (2020). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate Social Responsibility] Rostov-on-Don: Donskoy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet. (in Russian).
Lebedeva S.A. (2020). Otsenka populyarnosti vidov turizma sredi rossiyskikh potrebiteley [Evaluating the popularity of tourism types among Russian consumers]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (7). 2105-2116. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.7.110690.
Lebedeva S.A. (2020). Sportivnyy turizm: vid sporta ili napravlenie turisticheskoy deyatelnosti? [Sports tourism: sport or type of tourism activity?]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 5 (3). 20-26. (in Russian). doi: 10.24411/2500-0365-2020-15303.
Lebedeva S.A. (2021). Sports tourism: sport or type of tourism activity? Economics and management in sports. 1 (1). doi: 10.18334/sport.1.1.119632.
Pigeassou C. (2004). Contribution to the definition of sport tourism Journal of Sport & Tourism. 9 (3). 287-289. doi: 10.1080/1477508042000320205.
Romantsov A.N. (2017). Event-marketing. Sushchnost i osobennosti organizatsii [Event marketing. The essence and features of the organization] Moscow: Dashkov i K, Ay Pi Er Media. (in Russian).
Safronov R.A., Avagyan G.K. (2015). Sportivnyy turizm kak spetsificheskiy vid turizma [Sports tourism as a specific type of tourism]. Innovatsionnaya ekonomika i sovremennyy menedzhment. (3). 44-48. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 07:51:25