The need to improve the life cycle of a specialist in the military-industrial complex

Beregovskaya E.O.1, Krasnikova A.S.1, Podolskiy A.G.2
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «46 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=61182188

Abstract:
The article examines the impact of digital transformation on the life cycle of a specialist and the reasons for shortening the life cycle. As a result of the development of digital technology and its rapid impact on various fields of activity, the requirements for professionals have changed. The study examines which skills and knowledge have become especially important in the era of digital transformation and why the life cycle of a specialist is shortening. There is also an emphasis on what opportunities and challenges specialists face as a result of these changes. The key drivers of digital transformation allow to get a complete picture of how digital transformation affects the life cycle of a specialist and how specialists can adapt to new realities.

Keywords: specialist life cycle, life cycle reduction, digital transformation, digital technology

JEL-classification: M15, O14, O32



Введение

Отмечено двустороннее влияние цифровых технологий на развитие производственно-технологического потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). С одной стороны, внедрение цифровых технологий инициирует краткосрочный рост безработицы, совершенствование организации труда и изменение подходов к нормированию [1]. С другой стороны, высвобождающиеся работники после соответствующей переподготовки могут вернуться на предприятие при его расширении и освоении новых видов продукции, что позволяет свести к минимуму риск роста безработицы и социальной напряжённости. Именно поэтому актуальным является рассмотрение влияния цифровых технологий на производительность труда и конкурентоспособность предприятий на примере ОПК, как высокотехнологичного сектора экономики [1].

Трансформация жизненного цикла специалиста

Резкое увеличение спроса на высокие технологии и процесс цифровой трансформации привели к сокращению жизненного цикла технологий, в следствие чего срок выхода передовых технологий значительно сократился [5]. Для того, чтобы специалисты могли гибко реагировать на возникающие изменения необходимо развивать цифровые компетенции, а также поддерживать способность формировать и применять уникальные знания на пересечении фундаментальных исследований и прикладных разработок [8].

Рисунок 4. Жизненный цикл специалиста до и после цифровой трансформации предприятий ОПК (Источник: предложено авторами)

Первый этап «Адаптация» жизненного цикла специалиста заключается в подготовке к активной деятельности стремлении к сокращению процесса адаптации на новом рабочем месте. Важно выявить слабые стороны в базовых, технических и надпрофессиональных компетенциях и разработать план работы над их усовершенствованием и улучшением. Работодатель ожидает заинтересованности у нового специалиста, свежих идей, качественных знаний по области специализации. Необходимо создавать гибкие инструменты цифровых сервисов, которые упрощали бы и ускоряли процесс адаптации персонала. Этап «младенчества» в условиях цифровой трансформации может сократиться от 2-х недель до месяца при грамотной организации подготовки сотрудника к новым рабочим задачам. Данный этап нацелен на поиск узких мест в базовых и продвинутых информационных компетенциях. Ключевым для специалиста должен стать вопрос: «Каких компетенций не хватает для реализации первостепенных задач в условиях цифровой экономики?» [2,6].

Процесс адаптации должен быть согласован с происходящими изменениями во внешней среде, которые неизбежны. Проблема адаптации относится не к новым условиям, а к внутренним установкам человека и его способности воспринимать изменения, а также его готовности развиваться. Нельзя заставить специалиста быть компетентным в сегодняшних реалиях без его желания, однако предприятие должна помочь ему в этом и предоставить широкий диапазон возможностей. Также важно осуществлять оценку существующих компетенций специалиста для разработки эффективных программ развития необходимых компетенций [3,7].

Этап «Начало профессиональной деятельности» связан прежде всего с активным проявлением всех компетенций, чем раньше специалист покажет свой интерес к работе и высокий уровень компетенций, в том числе цифровых, тем быстрее он станет ценным специалистом для командной работы. На этом этапе должен быть найден ответ на вопрос: «Как решать ключевые проблемы» для того, чтобы достигать поставленных задач качественно и без ошибок?».

На этапе «Внедрение в среду профессиональной деятельности» фокус специалиста смещается на развитие soft-skills и надпрофессиональных компетенций, так как важно реализовать процесс эффективного командного взаимодействия. Временной период этого этапа зависит от сложности и продолжительности проектного задания, а также от сферы деятельности высокотехнологичного предприятия и продолжительности жизненного цикла продукта. Ключевыми показателями оценки эффективности деятельности специалиста на этом этапе должны стать: количество инновационных предложений по усовершенствованию продукта, процессов или технологий.

Два предыдущих этапа связанны между собой. От личного вклада специалиста в процессе командой работы зависит качество выходного результата в виде продукта или ключевых показателей предприятия. Для отрасли ОПК проектная работа является ключевой особенностью, поэтому специалисты высокотехнологичных предприятий раньше всего сталкиваются с командной работой. Так как важнее результат командной работы, то происходит слияние двух этапов и стираются границы личных результатов.

На этапе «Стабилизация профессиональной деятельности» для специалиста ОПК важно постоянно работать над развитием своих компетенций. Если специалист на данном этапе чётко понимает взаимодействие всех бизнес-процессов на предприятии, знает перспективы его развития и умеет оценивать риски, то ценность такого сотрудника для предприятия будет высокой. На данном этапе специалист обладает огромным набором компетенций, которые сформировали фундаментальное представление о деятельности предприятия, поэтому от специалиста ожидается видение будущего развития продукта, понимание ключевых рисков предприятия и осознание ключевых инструментов устранения негативных последствий от потенциальных рисков.

На этапе «Расширение границ профессиональной деятельности» необходимо постоянно усовершенствовать свои навыки и компетенции, в том числе цифровые компетенции. В условиях цифровизации, при стремительном устаревании и замене ряда специальностей, необходимо осуществлять постоянный процесс актуализации компетенций, так как длительность жизненного цикла специалиста сокращается и требует достижения реперных точек (ключевых результатов) в более сжатые временные сроки.

Вывод

В результате анализа влияния цифровой трансформации было выявлено значительное сокращение периода адаптации нового сотрудника, высокая потребность в реализации командных проектов и как следствие смещение фокуса в сторону командных достижений, вместо личного достижения специалиста.

Для повышения гибкости и успешной адаптации к цифровой трансформации, специалисты предприятий оборонно-промышленного комплекса должны быть готовы к постоянному обучению и развитию своих навыков. Предприятия должны быть открытыми к новым технологиям и готовыми адаптироваться к изменениям в своей области. Кроме того, организации должны предоставлять возможности для обучения и развития своих сотрудников, чтобы помочь им адаптироваться к цифровой трансформации.

В целом, сокращение жизненного цикла специалиста из-за влияния цифровой трансформации является неотъемлемой частью современного мира и затрагивает непосредственно область высокотехнологичных производств. Специалисты должны быть готовы к постоянному обучению и развитию, чтобы успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.


References:

Dadalko V.A., Korovin D.I., Podolskiy A.G., Topchiy P.P. (2019). Vliyanie tsifrovyh tekhnologiy na proizvoditelnost truda rabotnikov predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa [The impact of digital technologies on the labor productivity of employees of enterprises of the military-industrial complex]. News of Higher Educational Institutions. Series Economics, Finance and Production Management. (4(42)). 102-108. (in Russian).

Gladilina I.P., Kadyrov N.N., Stroganova E.V. (2019). Tsifrovaya gramotnost i tsifrovye kompetentsii kak faktor professionalnogo uspekha [Digital literacy and digital competencies as a factor of professional success]. Innovation and Investment. (5). 62-64. (in Russian).

Krasnikova A.S., Beregovskaya E.O. (2022). Zhiznennyy tsikl personala kak faktor uspekha promyshlennogo predpriyatiya [Personnel life cycle as a success factor of an industrial enterprise]. Transport business in Russia. (1). 96-103. (in Russian). doi: 10.52375/20728689_2022_4_96.

Krasnikova A.S., Podolskiy A.G., Beregovskaya E.O. (2023). Vysshee obrazovanie: problemy kadrovogo obespecheniya i napravleniya ikh resheniya [Higher education: staffing problems and solutions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 899-916. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117445.

Lischenko V.A., Kugusheva T.V. (2021). Klyuchevaya kompetentsiya kompanii: ot kompetentsii chelovecheskogo kapitala k organizatsionnoy kompetentsii [Company's key competence: from human capital competence to organizational competence]. Natural-humanitarian research. (34). 122-131. (in Russian). doi: 10.24412/2309-4788-2021-10966.

Mozhaeva G.V., Aleksandrova L.D., Pulyaeva V.N. (2020). Tsifrovye kompetentsii v modeli aktualnyh kompetentsiy upravlencheskikh kadrov [Digital competencies in the model of relevant competencies of managerial personnel]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 10 (6). 49-55. (in Russian). doi: 10.26794/2226-7867-2020-10-6-49-55.

Panferov V.P. (2018). Razvitie chelovecheskogo kapitala innovatsionno orientirovannogo predpriyatiya cherez razvitie innovatsionnyh kompetentsiy sotrudnikov [Development of human capital of innovation-oriented enterprise through the development of innovative competencies of employees]. /Innovatsionnaya deyatelnost. (4(47)). 37-42. (in Russian).

Podolskiy A.G., Krasnikova A.S., Beregovskaya E.O. (2023). Tsifrovaya transformatsiya oboronnopromyshlennogo kompleksa: ponyatiynyy apparat i modelirovanie formirovaniya tsifrovyh kompetentsiy spetsialistov [Digital transformation of the militaryindustrial complex: conceptual framework and modeling of the formation of digital competencies of specialists]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 3 (8(139)). 33-47. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.08.03.004.

Страница обновлена: 12.11.2024 в 21:42:18