Decision support system in a trading company
Nikulnikov N.V.1, Ivaev M.I.1, Shevyreva A.D.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Russia
Download PDF | Downloads: 32 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 11 (November 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49880603
Cited: 1 by 07.08.2023
Abstract:
In recent decades, information technology has reached a high level of development. In this regard, most developing companies use automated tools to efficiently store, process and distribute accumulated data. In this article, the company's problem of an inaccurate calculation of the goods quantity when drawing up a procurement plan during the procurement process is considered.
To solve to this problem, a decision support system in the activities of a trading company should be implemented. The relevance of the study lies in the fact that the decision support system accelerates the resource planning process. Based on the research and analysis, it was concluded that an intelligent decision support system will make it possible to intelligently and accurately form a procurement plan for the future period, taking into account the main factors of sales, including sales over the past period. This scientific article is prepared for the heads of trading companies faced with a similar problem, as well as for business analysts who conduct scientific research and are engaged in the implementation of an innovative product.
Keywords: decision support system, trading company, procurement planning, company stocks, overstocking, commodity deficiency
JEL-classification: L81, M21, M29
Введение
Цифровые технологии являются главной частью в современной жизни. В условиях глобальной цифровизации всех сфер жизни происходит стремительное внедрение инноваций в экономическую сферу, а также в социальные и коммуникативные процессы общества. [11, c. 877]
Благодаря своим функциям и возможностям, они облегчают выполнение сложных бизнес-процессов и тем самым облегчают жизнь обществу. На данный момент одной из масштабно развивающихся наук является автоматизация.
Актуальность работы заключается в том, что с помощью применения системы поддержки принятия решений ускоряется процесс планирования ресурсов. То время, которое уходило у товароведа на формирование плана закупок, он сможет потратить на дополнительный анализ спроса клиентов, что приводит к более качественному формированию плана закупок. Данная инновация позволит осмысленно и безошибочно сформировать план закупок на будущий период, учитывая основные факторы продаж и продажи за прошедший период. Помимо этого, данная система поможет сэкономить не только время, но и точность сформированного плана.
Научная новизна работы состоит в представлении абсолютно нового способа автоматизации процесса закупок в осуществлении деятельности торговой компании. В связи с развитием информационных систем управления и систем управления базами данных появились системы поддержки принятия решений и системы были адаптированы для решения текущих задач, возникающих в управленческой деятельности. СППР разрабатывается в целях поддержки разрешения той или иной управленческой, экономической (в том числе и финансовой) проблемной ситуации. [13, c. 3111]
Это серьезный инструмент, который помогает лицам, принимающим решения, решать сложные структурированные проблемы. Данная статья несет в себе информацию, которая играет важную роль в работе бизнес-аналитиков, но и также может быть интересна для руководителей торговых компаний.
Цель данной работы заключается в усовершенствовании процесса планирования закупок с помощью внедрения системы поддержки принятия решений, которая позволит
Задачи работы: изучить теоретические аспекты систем поддержки принятия решений (СППР), провести анализ и моделирование процесса планирования закупок, выявить недостатки и принять решение для их устранения.
Системы поддержки принятия решений и их роль в деятельности торговой компании.
Процесс принятия решений в современной экономике играет важную роль, предопределяя ключевые решения и позволяя прогнозировать их последствия во многих видах деятельности. Финансовые отношения внутри хозяйствующих субъектов и между ними становятся важным звеном для реализации стратегического потенциала предприятия. [12, с. 211 – 212]
Каждая организация осуществляет работу в условиях возможного риска и нестабильности. Именно поэтому она постоянно сталкивается с такой проблемой, как выживание и гарантия постоянства работы и развития. [4]
Анализ осуществления деятельности крупных организаций и управление ими – это и есть главное содержание работы руководства, аналитиков, экспертов в сфере информационной обработки.
Для решения данной проблемы руководители вынуждены принимать решения управленческого характера, связанные с выбором аспекта развития организации по поддержанию и преумножению собственных позиций на рынке, по предупреждению ущерба и уменьшению затрат, а также по сохранению и увеличению способности к конкуренции. Рациональность и профессиональный уровень решений, которые принимаются, указывает на показатель эффективности работы предприятия. [1]
В условиях современности информация играет важную роль. При этом необходимо при принятии управленческих решений учитывать большое количество:
· Экономических факторов;
· Политических факторов;
· Социальных факторов;
· Правовых факторов.
Они существенно усложняют процесс выбора правильного решения.
В основном, это напрямую зависит от сложностей, которые появляются в процессе сбора действительных, достоверных и точных сведений по определенному вопросу.
Разработка этих систем возможна за счет развития и достижения интеллектуальной мощи на основе разработок в области искусственного интеллекта, технологий знаний, обработки данных и моделирования в сфере математики.
Интеллектуальные системы поддержки принятия решений (ИСППР) представляет собой систему, которая помогает лицам, верно принимать решения, применяя специальные инструменты интеллектуального анализа данных, моделирования и визуализации, которые являются удобными, интерактивными и простыми в использовании параметрами гарантированного качества. [1]
Системы интерактивного характера дают возможность руководителям собрать достоверную информацию из первых источников, сделать ее анализ, и раскрыть существующие бизнес-модели, необходимые для решения конкретных задач.
При помощи СППР можно проверить все существующие информационные активы, которые находятся в открытом доступе:
· получить значения объемов продаж сравнительного характера;
· сделать прогноз доходов предприятия при теоретическом введении инновационной технологии;
· изучить все подходящие, выгодные решения.
Система поддержки принятия решений используется:
· при появлении трудностей в процессе принятия решений;
· при важности в точной оценке разных альтернатив, необходимости прогнозирования функционала.
Важно выделить, что применение систем учета интеллектуального характера, в отличие от интеллектуальных систем принятия решений, не подразумевает участие причастие человека в процессе принятия решений. [9, с. 131-164]
Мысль о подробном нечетком управлении объектом состоит в повторении за действиями квалифицированного и опытного эксперта. Нечеткие установки – это нечеткие продукционные правила, которые при четко поставленной цели управления характеризуют управленческую политику на более высоком уровне.
Нечеткие интеллектуальные системы учета применяются исключительно в сферах, где общепринятые управленческие системы не пользуются эффективностью и неприменимы, а конкретно в ситуации вариативности управленческой системы, в условиях нестабильности, а также в системах, которые базируются на применении информации от экспертов.
В нечетких интеллектуальных системах управления (ИСУ) входные и выходные переменные считаются лингвистическими. Управленческая функция примерно характеризуется комплексом нечетких правил.
Сейчас наиболее полно изучим применение СППР в процессе деятельности торгового предприятия при выполнении и составлении плана закупок, с помощью выделения основных минусов в данном процессе и предупреждение их возникновения при помощи систем поддержки принятия решений. [1]
Управление закупками считается важной рабочей задачей практически для каждой организации, неважно интернет-магазин ли это или производственные предприятия.
От рационального планирования и создания заказов поставщикам напрямую зависит вопрос: будет ли в необходимое время удовлетворен покупательский спрос, что, в первую очередь, непосредственно воздействует на прибыль.
Наша статья посвящена подробному рассмотрению вопросу о том, как построить данный бизнес-процесс с использованием систем поддержки принятия решений.
Предприниматели обязаны особенно акцентировать внимание на товарных запасах, которые предназначены для стабильной и непрерывной работы организации. Продукция либо материалы – это основа активов предприятия.
Не рекомендуется у поставщиков заказывать столь большие объемы, с целью создания запаса вслепую. Здесь важно именно рационально и правильно подходить к этому, соблюдая так называемую золотую середину.
Планирование закупок необходимо начинать с заранее проведенной подготовки и анализа. Первоначально делается прогноз на спросе, то есть покупательская потребность в определенном продукте или услуге. [6]
На следующей стадии реализуется планирование продаж. В процессе данного планирования для каждой группы товаров определяют реальные цели, которые согласованы с общей стратегией предприятия и предсказанным спросом.
В качестве следующего шага выступает планирование закупочных объемов и страховых запасов. Необходимо предварительно взять во внимание возможные отклонения от прогнозов, погрешности и закупить товар с избытком, с целью перестраховки от нежелательных последствий. Главная проблема состоит в том, что показатель избытка должен быть оптимальным. [7, с. 74-76]
Графически процесс планирования закупок представлен ниже на рисунке 1.
Рис. 1 – Модель процесса планирования закупок в торговой компании "как есть" в нотации BPMN 2.0 [2]
Процесс планирования закупок выполняется для того, чтобы предотвратить переполненность складов, процесс замораживания денежных активов, недовольства со стороны клиентов, к которым приводят частые закупки, но при этом не совсем достаточные.
В любой ситуации приемлемое значение может быть самым различным. При его выборе достаточно просто сделать ошибку.
1. Предприятия, которые используют статистические способы осуществления прогноза, делают расчет доверительного промежутка, в который с некой долей вероятности попадают продажи. [6]
Контроль за остатками товара играет не менее важную роль в процессе управления закупками. Старые товары, товары, которые плохо продаются, регулярно необходимо ликвидировать.
В качестве ликвидации выступает удобный способ – назначение скидок, их следует каждый месяц закладывать в смету, что поможет освобождать пространство и средства для новых закупок.
Естественно, что закладывать позиции, которые абсолютно не востребованы, в последующий план закупок не рекомендуется. Накопление остатков считается достаточно частым явлением торговле оптом и в розницу. В полной мере оно не предотвращается. Абсолютно реально сохранять показатель в пределах нормы за благодаря:
· правильного выбора поставщика;
· постоянного проведения анализа товарооборота, доходов, соотношения цены запасов к ежемесячным объемам продаж;
· действенного применения торгового сайта. [5]
Следующая стадия – это мониторинг остатков. Осуществить это можно вручную, используя ценники с датой, которые отрываются, наименованием и кодом товара.
Это вызывает сложностей. Альтернативным вариантом считается использование вспомогательных инструментов в виде функциональных площадок, предназначенных для автоматизирования торговли. [2]
В процессе планирования ресурсов рекомендуется учитывать следующие важные факторы:
· Популярность продукции;
· Прогнозируемость результатов;
· Сезонные факторы.
Закупать товары, которые пользуются спросом в конкретные дни либо промежутки года, важно обдумывать каждый шаг. При этом объем данной продукции должен быть оптимальным.
Кроме фактора сезонности в процессе планирования закупок важно учитывать иные факторы и обстоятельства, которые могут оказать влияние на показатель объема продаж.
Ориентируясь на заранее разработанный план закупок, можно начать формировать заказы. Прежде необходимо найти нужных поставщиков, которые представляют альтернативные условия взаимного сотрудничества.
Как и с планированием, формирование заказов может осуществляться вручную и посредством программ автоматизации.
Для удобства формирования заявок стоит составить календарный план закупок, предварительно согласовав его с поставщиком. Данный процесс является достаточно трудоемким и занимает у товароведа огромное количество времени. Данную проблему можно решить путем использования сервиса СППР. Данная система позволит автоматически рассчитать количество заказов (рис. 2).
Рис. 2 – График поставки заказа [5]
Ручной способ имеет один большой плюс – это возможность моментально оказывать реакцию на малейшие изменения. При этом он требует достаточно много трудовых затрат и не исключает ошибок, которые неразрывно связаны с фактором человека.
Сущность автоматизации процесса планирования закупок состоит в использовании систем поддержки принятия решений. Заказ представляет собой автоматизированную систему расчета, которая учитывает сведения с аналитики продаж. Похожий подход к созданию заявок существенно сокращает роль человеческого фактора, она становится минимальной.
Благодаря внедрению системы поддержки принятия решения на предприятии в процессе планирования закупок можно выделить следующие преимущества:
1. минимизация ошибок при планировании закупок;
2. снижение влияния индивидуальных предпочтений сотрудников;
3. сокращение трудозатрат;
4. обеспечение постоянного наличия всех ассортиментных позиций в магазине. [10, с. 253 – 265]
Модель процесса планирования ресурсов с использованием СППР "как должно быть "графически представлен на рисунке 3.
Рис. 3 – Модель процесса планирования закупок в торговой компании "как должно быть " в нотации BPMN 2.0
Источник: составлено авторами.
Таким образом, основной задачей в процессе планирования закупок и формировании заказов поставщикам является максимально точное прогнозирование спроса покупателей на предстоящий период времени.
Достоверные подсчеты дадут возможность обеспечить магазин необходимым количеством запасов и предотвратить переизбытка. Сделать это можно и ручным методом, хотя намного удобнее будет использование специальных программ автоматизированного характера.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что СППР позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе. СППР способствуют налаживанию межличностного контакта. На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информационные системы позволяют повысить контроль над деятельностью организации. Наличие четко функционирующей СППР дает большие преимущества по сравнению с конкурирующими структурами. Благодаря предложениям, выдвигаемым СППР, открываются новые подходы к решению и выполнению повседневных и нестандартных задач. [3]
References:
Kin P.G.U. (1987). Sistemy podderzhki prinyatiya resheniy: sleduyushchie desyatiletiya [Decision support systems: the next decades]. Sistemy podderzhki prinyatiya resheniy. 3 253-265. (in Russian).
Larichev O.I., Petrovskiy A.V. (1987). Sistemy podderzhki prinyatiya resheniy. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy ikh razvitiya [Decision support systems. The current state and prospects of their development]. Itogi nauki i tekhniki. teoriya veroyatnostey. matematicheskaya statistika. teoreticheskaya kibernetika. 21 131-164. (in Russian).
Piskunov R.A., Abbakumov A.A. (2016). Problemy avtomatizatsii deyatelnosti menedzhera po prodazham [Problems of automation of the sales manager's activity] Traditional and innovative science: history, current state, prospects. 74-76. (in Russian).
Vertinova A.A., Pashuk N.R. (2022). Otsenka vliyaniya informatsionnogo shuma na prinyatie resheniy [Assessing the infoglut impact on decision-making]. Leadership and management. 9 (3). 877-890. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.3.116218.
Voronova N.S., Yakovleva E.A. (2012). Sistemy podderzhki prinyatiya resheniy v sostave integratsionnyh mekhanizmov finansovogo rynka EAES v kontekste ustoychivogo razvitiya [Decision support systems as part of the EAEU financial integration mechanisms amidst sustainable development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 3105-3120. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113950.
Voronova N.S., Yakovleva E.A. (2022). Kognitivnye dinamicheskie stsenarii v sistemakh podderzhki prinyatiya finansovyh resheniy [Cognitive dynamic scenarios in financial decision support systems]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 211-222. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114200.
Страница обновлена: 19.05.2025 в 10:56:01