Problems and prospects for the development of domestic tourism in the Krasnoyarsk Territory
Fedorova N.V.1, Danilchenko Yu.V.1, Yakimova E.A.2, Lobanova A.V.1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Russia
2 Сибирский федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 205 | Citations: 3
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 11 (November 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49880596
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
The article presents the results of a qualitative study to identify expert opinions on current trends and patterns, possible risks, threats and prospects for the development of domestic tourism in the Krasnoyarsk Territory amidst constant global challenges. The research is aimed at identifying the main and determining factors in the formation of a marketing strategy for the development of inbound/domestic tourism within the framework of the Krasnoyarsk Territory domestic tourism development program. The analysis of the tourism industry and tourist flows in the region is carried out. The most popular places of attraction and the most active consumers of tourist services in the Krasnoyarsk Territory are identified. The popular types of tourism, changes in behaviour, motives and criteria for choosing a place of rest amidst a pandemic are determined; the ratios of organized and unorganized tourism are determined. Changes in the key consumer requests for tourist services are shown. The heads of the leading travel companies in the region hook part in the research. As a result of the study, a list of the main problems in the field of domestic tourism was obtained. The portrait of the main target consumer of tourist services in the Krasnoyarsk Territory has been frawn up. The level of marketing activity of the subjects of the tourism industry is determined. The potential for the development of the tourism sector has been identified.
Keywords: tourism, domestic tourism, regional tourism market analysis and forecasts
Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта №2021021007411 «Разработка информационно-аналитической системы мониторинга состояния и оценки потенциала развития туристской отрасли Красноярского края для подготовки стратегических управленческих решений»
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение
Рынок внутреннего туризма стремительно развивается. Несмотря на различные ограничения, путешественники позитивно относятся к новым трендам на виды отдыха и интересуются новыми местами для потенциальных поездок внутри страны [5,11,12]. Красноярский край обладает значительным туристско – рекреационным потенциалом, а также ресурсом экологически чистых, свободных от промышленных предприятий территорий. Однако, наличия высокого туристского потенциала оказывается недостаточно для того, чтобы вклад туристской отрасли в формирование валового регионального продукта стал значительным. Очевидным является и то, что, несмотря на разнообразие направлений в области туризма, туристический потенциал Красноярского края используется далеко не в полной мере. [ 10, 13].
Цель исследования
С помощью качественного исследования необходимо выявить мнение экспертов, определить современные тенденции, закономерности, риски, угрозы и возможности развития внутреннего туризма на территории Красноярского края в условиях уже постоянных глобальных вызовов. Научная новизна состоит в определении количественных и качественных показателей, необходимых для разработки маркетинговой стратегии развития въездного/внутреннего туризма в регионе.
Материал и методы исследования
После пандемии коронавируса в 2019 – 2020 гг. стал активно развиваться внутренний туризм на территории Российской Федерации [1,2,8,12]. И Красноярский край также участвует в актуальной повестке, согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [7]. В статье на тему «Совершенствование туристской отрасли в регионах РФ на основе разработки маркетинговой стратегии развития внутреннего туризма», авторы дали объективную оценку существующей системе оценке состояния туристической отрасли в России. Также была представлена модель создания маркетинговой стратегии по развитию въездного/внутреннего туризма, которая включала в себя работу по поиску каналов сбыта в виде 4 систем численных показателей, представленных в динамической сетке событий, а также маркетинговая концепция 8P (рисунок 1) [13]. Следующим этапом в модели создания стратегии стала обработка статистической информации по направлению «туризм» и дальнейшая работа по продвижению – главному упущению в сфере развития внутреннего туризма.
Рисунок 1 – Модель создания маркетинговой стратегии по развитию въездного/внутреннего туризма [13].
В связи с отсутствием комплексной системы мониторинга и оценки существующей ситуации в сфере внутреннего туризма стало необходимо проведение интервью и организация регулярных опросов среди экспертов, представителей туристических агентств и операторов. Благодаря данной работе планируется увеличить уровень понимания о потенциале Красноярского края – как транзитного или въездного пункта приема туристов, определить существующий уровень продвижения непосредственно в частных организациях, занимающихся туристской деятельностью, узнать об актуальных продуктах-турпродуктах и многом другом, входящем в концепцию 8P модели по созданию маркетинговой стратегии.
Данный метод – глубинное интервью был выбран как первоначальный этап к написанию конкретной стратегии по развитию внутреннего туризма по причинам того, что необходимо тесное взаимодействие агентства по туризму Красноярского края и частного сектора – туристических операторов и агентств, взаимное понимание текущей ситуации и текущего уровня развития в актуальной повестке по развитию туристского сектора. Также был применен метод «снежного кома», благодаря чему выяснена сеть взаимосвязи различных туристических организаций и уровень их взаимодействия и информированности о работе друг друга.
Было осуществлено первичное исследование на тему «Анализ экспертного мнения представителей турагентств по выявлению потребительских предпочтений и мотивов населения в отношении внутреннего туризма на территории Красноярского края», включающее в себя комплекс соответствующих маркетинговых работ, а именно – изучение сформированной анкеты и вопросов, подбор организаций под актуальную повестку, глубинное исследование с экспертами туристических агентств, и составление отчета по результатам работы.
Подготовленные анкеты для экспертов туристической отрасли включали в себя превалирующие вопросы о внутреннем туризме Красноярского края, а глубинное интервью было направлено в большей степени на выяснение глобального течения сфера туризма, текущую ситуацию по России и предпочтения и изменение в поведении самих потребителей.
Исследование проводилось в период апреля - июня 2022 г. Всего в городе Красноярске около сорока организаций, предоставляющие услуги туристам по продаже туров, организации отдыха. Отбор экспертов осуществлялся методом сплошного опроса туристических компаний. В исследовании согласились принять участие 15 компаний туристического рынка г. Красноярска. Участники глубинного интервью: руководители, специалисты, эксперты туристических агентств и туроператоры на территории г. Красноярска, а также главный маркетолог российского туроператора.
Эмпирической базой исследования стали данные, полученные в результате проведения глубинного интервью. Гендерный состав, а также уровень доходов респондентов не являлись определяющими, не учитывались при отборе респондентов для участия в исследовании и не фиксировались в ходе интервью.
Интервью было проведено в форме неформальной беседы по подготовленному заранее плану при личной встрече с респондентом, или, в случае отказа встречаться лично, в связи с текущими событиями — дистанционно. Вопросы включали в себя описание портрета потребителей туристских услуг, перечисление наиболее предпочитаемых мест и видов отдыха, изменение в поведении и мотивах туристов, влияние пандемии и многое другое.
Также было отмечено то, что многие респонденты не захотели принимать участие, объяснив это, отсутствием времени, большой загруженностью (самый сезон), а некоторые – просто проигнорировали сообщение.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам проведенного глубинного интервью были выявлены наиболее явные проблемы в сфере внутреннего туризма, точно определен портрет основного целевого потребителя туристических услуг на территории Красноярского края, а также выявлен потенциал развития туристического сектора.
На вопросы, касающиеся портрета целевого потребителя, превалирующее число экспертов выделили сегмент женщин средних лет, с детьми. Данный вид потребителя наиболее заинтересован в наличии качественного, безопасного отдыха на территории Красноярского края. Многими экспертами было отмечено, что данный сегмент является ориентированным на водоемы и наличие экологичной природы для своего ребенка/детей вокруг места отдыха.
На рисунке 2 отражено, соотношение мужчины/женщины, по мнению экспертов.
Рисунок 2 - Структура потребителей туристских услуг
по половому признаку
«Составлено автором»
Наиболее популярный вариант ответа у 59% респондентов (туристических компаний) – 30% мужчин и 70% женщин. В трех компаниях из четырех - женщины, как туристская масса превалируют. Также представители туристских организаций утверждают, что еще одними самыми активными туристами на территории Красноярского края являются пенсионеры и школьники, так как в регионе действуют субсидированные туры.
В сфере въездного туризма в Красноярский край можно описать целевого потребителя как жителя центральной части России, предпочитающего эксклюзивные, дорогие туры. Также была отмечена популярность Красноярского края для иностранцев возраста выше среднего, в основном мужчин, в тематике группового туризма.
Популярными местами на территории Красноярского края являются Ергаки, Шерегеш, Дивногорск, Енисейск, Енисей (как локация и пароходство), Туруханский район и сам город Красноярск. Часто упоминалось Красноярское море, но в связи с сильно недостающим необходимым уровнем качества отдыха для переориентировавшихся на внутренний туризм клиентов – данный объект отдыха почти не рассматривается. Наиболее востребованными видами отдыха на территории Красноярского края стали экскурсионный и гастрономический. Про эти виды отдыха говорили 90% экспертов.
Самостоятельные туристы после пандемии коронавируса являются отдельным важным сегментом в сфере туризма – возводится множество объектов инфраструктуры и разрабатываются цифровые продукты. На данный момент, по результатам глубинного интервью сегмент самостоятельных туристов является постоянной единицей, которая зависит от общей обстановки в мире и авиасообщений между странами. Предпочтения потребителей при выборе туристских маршрутов по большей части зависят от текущих политических и экономических факторов.
Проанализировав потребительский поток и уровень востребованности туристических агентств, было замечено явное снижение спроса на данный вид услуг. Во время пандемии 2019 и 2020 гг. большое количество туристических организаций прекратили свою деятельность в связи с экономическими проблемами, также отозваны франшизы в туристической отрасли. На данный момент спрос на услуги туристических организаций растет в сфере операторов продуктов. До пандемии коронавируса и событий в феврале 2022 года туристические агентства Красноярска занимались в основном зарубежными поездками, почти исключая работу с операторами по туристским продуктам в регионе. Сейчас туристические агентства стоят на перед выбором начала работы с местными операторами, либо ожидания разрешения ситуации с авиасообщениями между другими странами и Россией. Спрос на услуги туристических операторов вырос более, чем на 60%.
В наибольшей степени для отдыха на территории Красноярского края туристов привлекают такие места, как Енисей, экскурсионное пароходство по Енисею, ГЭС, Плато Путорана, Столбы, Торгашинская лестница. Самыми активными потребителями туристских услуг на территории края являются сегменты: экскурсионного туризма – это в основном пенсионеры и школьники, транзитного туризма – люди проезжие в деловых целях или туристических, а также сами жители города Красноярска и близлежащих территорий.
Также была проанализирована экономическая составляющая туристического индустрии в Красноярском крае. Эксперты в данной отрасли отметили, что ценообразование в текущей ситуации складывается достаточно разнообразно. Экскурсионный туризм, предполагающий мероприятие в течении нескольких часов, на территории региона предлагается потребителю в ценах средних и ниже среднего. В структуре туристических продуктов, учитывающих одну и больше ночей, цены складываются выше среднего – особенно если рассматривать экстремальный туризм и пароходство по реке Енисей.
Отмечая потенциал Красноярского края как места проведения знаковых, крупномасштабных событий, способных повысить привлекательность региона большинство экспертов отметили потенциал в сфере пароходства на Енисее, как утверждают представители опрошенных компаний, данный вид туризма интересен потребителю с точки зрения экскурсионного туризма (несколько часов), культурно – познавательного и исторического. В связи с очень малым обеспечением количества туристского судоходного транспорта, с его слишком высокой ценой, на данный момент он находится на стадии стагнации. Однако если развивать данный вид туризма: обновлять транспорт, улучшать причалы и делать турпродукт более интересным для потребителя, есть возможность значительно увеличить туристический поток как с Восточного региона стран, так и с внутреннего потока туристов. Исторический вид туризма, связанный с транссибирской магистралью, до 2019 – 2020 гг. был востребованным среди иностранных граждан и жителей центральной России. На тот момент существовали железнодорожные туры по всей стране, и Красноярск – был транзитной остановкой, за одну остановку число туристов могло достигать шести ста человек. Эксперты утверждают, что данный вид туризма может стать потенциальный двигатель туристского потока со стороны восточных стран (Азиатские страны). Для реализации направления необходим запуск по данному маршруту комфортабельного нового ж/д состава и наличие высококвалифицированного гида.
Были проанализированы негативные аспекты в имидже Красноярского края. С помощью экспертной оценки и собранной информации в течении проведенных глубинных интервью, были выбраны наиболее часто повторяющиеся проблемы и тем самым сделан вывод, что актуальными проблемами Красноярского края для потенциального развития внутреннего туризма являются: «Черное небо», пожары на территории региона, отсутствие достойной инфраструктуры за пределами города Красноярска. Проанализировав контекст упоминаний Красноярского края в федеральных и мировых СМИ с помощью инструментов нейромаркетинга, было выяснено, что превалирующее число упоминаний связано с экологическими проблемами и политическими действиями правительства региона. В связи с этим, информационное поле блокирует большинство новостей о Красноярском крае, как туристическом бренде. Представителями туристических организаций была обозначена проблема о недостаточной информационной освещённости как достопримечательностей Красноярского края, так и отдельного региона, как места потенциального туризма. Многие эксперты отметили проблему отсутствия единой концепции развития туризма в Красноярском крае, а отсюда и отсутствие рекламы на федеральном уровне туристского бренда региона.
Цифровизация и введение цифровых технологий и продуктов в региональной среде сильно отстает от уровня центральной России. Красноярский край примечателен большим историческим и деловым потенциалом, при введении активной политики внедрения маркетинга и рекламных кампаний на федеральном уровне, данный потенциал может быть реализован.
Выводы (заключение)
В актуальной повестке Российской Федерации находится повышение уровня востребованности внутреннего и въездного туризма на территории страны [3-6, 9], и каждого из регионов, среди потенциальных потребителей услуг. После анализа экспертного мнения и внедрения данных в «модель создания маркетинговой стратегии по развитию въездного/внутреннего туризма», необходимо дальнейшее следование заданным целям. Создание новых как цифровых [5,11], так и операционных инструментов для развития туристического сектора на территории Красноярского края окажет большое воздействие на результативность рекламных кампаний и сможет вывести на федеральное медиа – поле интересные и привлекательные для потребителей предложения [8,14,15].
Продвижение и повышение узнаваемости региона увеличивает инвестиционную привлекательность, возможность создавать новые рабочие места и объекты современной инфраструктуры, обновить существующий список туристических продуктов, а также поможет туристическим агентствам и операторам активно экономически развиваться в условиях кризиса.
References:
Razvitie turizma v Rossiyskoy Federatsii kak vektor realizatsii turistskogo potentsiala v regionakh [Development of tourism in the Russian Federation as a vector for realizing the tourist potential in the regions]. (2020). Central Russian Journal of Social Sciences. 15 (6). 191-200. (in Russian). doi: 10.22394/2071-2367-2020-15-6-191-200.
Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2020 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2020] (2020). M.: Rosstat. (in Russian).
Akhremchik D.V. (2022). Turisticheskaya otrasl v novyh ekonomicheskikh usloviyakh – poisk novyh vozmozhnostey i napravleniy [Tourism industry in new economic conditions: search for new opportunities and directions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (6). 1781-1790. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.6.114888.
Arkhipova M.A. (2021). Adaptatsiya turistskoy otrasli v RF v usloviyakh rasprostraneniya pandemii COVID-19 i postkrizisnyy period [Adaptation of the tourism industry in the Russian Federation to the COVID-19 pandemic and post-crisis period] Innovative management technologies and territorial development strategies for tourism and hospitality. 63-70. (in Russian).
Fedorova I.Yu. (2021). Turistskaya otrasl kak instrument ekonomicheskogo rosta gosudarstva i administrativno-territorialnyh obrazovaniy [The tourism industry as a tool for economic growth of the state and administrative-territorial entities] Tourism: science and education. 203-209. (in Russian).
Fedorova N.V., Danilchenko Yu.V., Yakimova E.A. (2021). Sovershenstvovanie turistskoy otrasli v regionakh RF na osnove razrabotki marketingovoy strategii razvitiya vnutrennego turizma [Improvement of the tourism industry in the regions of the Russian Federation on the basis of developing a marketing strategy for the development of domestic tourism]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-2). 318-325. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.1953.
Gazizyanova S.M. (2015). Strategicheskie napravleniya regionalnogo turizma: kulturno-istoricheskiy turizm, ekologicheskiy turizm, selskiy turizm (na primere Respubliki Mariy el) [Strategic directions of regional tourism: cultural and historical tourism, ecological tourism, rural tourism (on the example of the Republic of Mari El)] Tourism as a factor in economic modernisation and regional development. 207-213. (in Russian).
Khristova T.B. (2021). Velnes-turizm: nishevyy turizm s khoroshimi traditsiyami i novymi vozmozhnostyami na 2021 god [Wellness tourism: niche tourism with a good tradition and new opportunities for 2021]. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. 15 (2). 95-103. (in Russian).
Mironova N.A. (2020). Turistskaya otrasl v kontekste tsifrovoy ekonomiki [The tourism industry in the context of the digital economy]. Moscow Economic Journal. (5). 62. (in Russian). doi: 10.24411/2413-046X-2020-10321.
Rubtsova N.V., Solodukhin K.S. (2022). Vnutrenniy i vyezdnoy turizm v Rossii: sostoyanie i prognoz razvitiya v usloviyakh pandemii COVID-19 [Domestic and outbound tourism in Russia: state and development trends amid COVID-19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 301-314. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114074.
Rusina A.N., Karpycheva O.V., Yakimova E.A., Likhman D.A. (2021). Perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v sovremennyh usloviyakh [Prospects for the development of domestic tourism in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (10). 2343-2356. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
Страница обновлена: 02.05.2025 в 00:41:36