Clustering of regional economies: financing and monitoring of regional clusters

Yurova P.N.1, Makarov I.N.2,3, Pokidova E.A.3, Khryuchkina E.A.4
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
2 Череповецкий государственный университет, Russia
3 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), Russia
4 Елецкий филиал Российского нового университета, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 7 (July 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49298221
Cited: 6 by 07.12.2023

Abstract:
The authors of the article assess the role of the economic space clustering as a factor of development and growth of the regional economy competitiveness. Thus, in the modern world, the cluster form has become a key tool for improving the competitiveness of countries and regions. Effective localization of clusters leads to an increase in the competitiveness not only of the enterprises, but also of specific regional industries. It contributes to more effective innovation, reduction of transaction costs, development and strengthening of relations between business, education, science and the state. The key attention is paid to the specification of mechanisms for financing and development of territorial clusters, the organization of monitoring the effectiveness of territorial clusters based on the principle "markets — products — processes — competence centers, innovation infrastructure — physical infrastructure". The authors suggest grouping criteria for monitoring clusters.

Keywords: territorial cluster, clustering of economic space, regional development, cluster performance monitoring, cluster financing

JEL-classification: R11, R12, R13



Введение

Современная экономическая действительность делает реализацию сценария долгосрочного развития экономики страны невозможной без определения точек роста конкурентоспособности ее регионов, заключающихся в первую очередь в росте производительности труда (росте ВРП), развитии высокотехнологичных и инновационных производств, повышении качества человеческого капитала.

На сегодняшний день можно выделить ряд подходов, способствующих решению проблемы повышения региональной конкурентоспособности. Однако большинство из них ставят своей целью совершенствование и повышение эффективности отдельных предприятий внутри региона. Следовательно, подобные подходы не позволяют добиться синергетического эффекта в экономическом развитии. И наиболее актуальным способом решения данной проблемы на сегодняшний день можно считать именно кластеризацию социально-экономического пространства регионов.

Вопрос кластеризации региональной экономики, пространственных социально-хозяйственных и производственных систем волновал многих ученых-экономистов, фундаментальные и прикладные исследования которых внесли весомый вклад в исследование данной проблемы [2–30] (Strelnik, 2020; Andreeva, Andreev, 2020; Bogdanova, Gutman, 2016; Ryabchikova, 2022; Denisov, Petrenko, Daribekova, Shabaltina, 2020; Zvyagin, Krasnozhenova, Ivanov, 2021; Yampolskaya, Volodina, 2020; Ryabchikova, 2021; Almusaedi, Kelchevskaya, 2021; Ryabchikova, 2022; Morkovkin, Nikogosyan, Dontsova, 2020; Anishchenko, 2021; Ksenofontova, 2015; Kudryashov, Kulev, 2019; Leshchenko, 2017; Ryabchikova, 2021; Mukhamadeev, 2020; Kosheleva, 2020; Kosheleva, 2022; Plakhotnaya, 2018; Plokhikh, 2017; Savina, Kalashnikov, Zemskova, 2021; Sattorkulov, Makhmudova, Turdikulova, 2018; Andreeva, 2022; Ryabchikova, 2021; Zvyagin, Artemev, 2021; Tepman, 2019; Dontsova, 2022; Chernyavskaya, 2017).

Однако несмотря на значительное число работ, посвященных исследованию вопросов кластеризации экономики, проблема социально-экономической дифференциации регионов, имеющая особую специфику в РФ, остается актуальной, что обуславливает необходимость дальнейшего поиска вариантов ее решения путем подбора и развития различных инструментов и механизмов, способствующих устойчивому развитию российской экономики.

Эффективность кластерного подхода к развитию подтверждает опыт экономически развитых стран, где ключевым механизмом повышения конкурентоспособности предприятий и, следовательно, регионов является внедрение именно кластерного подхода в стратегии региональной политики.

Кластерная модель развития территории развития призвана решить проблему обособленности государства, регионов, бизнеса, науки, образовательных и финансовых учреждений и наладить процесс эффективного взаимодействия и сотрудничества между ними.

Целью написания данной работы является проведение анализа и конкретизация механизмов обеспечения кластерного развития на основе «тянущего» принципа функционирования кластерных систем.

В качестве элементов, имеющих признаки научной новизны, авторами позиционируется схема кластерного мониторинга, построенная по «тянущему» принципу «рынки – продукция – процессы – центры компетенций, инновационная инфраструктура – физическая инфраструктура».

Работа может быть интересна специалистам в сфере кластерного развития и студентам экономических направлений обучения.

Необходимо отметить, что в экономической теории отсутствует общепринятая дефиниция «кластер». В качестве примера приведем определение понятия «кластер», данное Л.Н. Тэпманом, согласно которому «кластер подразумевает под собой сосредоточение на определенной территории наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности» [28, c. 108] (Tepman, 2019, р. 108). Подобная совокупность эффективно конкурирующих фирм формирует «золотое сечение» экономической системы государства в целом, обеспечивая при этом высококонкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках.

На сегодняшний день «формирование кластеров в регионах Российской Федерации стало одним из важнейших стратегических направлений роста и развития отечественной экономики, в том числе и промышленности. Очевидно, что под специфику развития региональной экономики должны быть организованы и соответствующие виды кластеров с возможностью их роста, преобразования и создания новых кластеров» [22, c. 1099–1103] (Plokhikh, 2017, р. 1099–1103).

Кластеризация способствует созданию новых видов экономической деятельности, что влечет за собой не только создание новых рабочих мест в регионе, но и увеличение налоговых доходов регионального и местного бюджетов. В итоге кластеры будут оказывать стимулирующее воздействие не только на экономическое развитие региона, но и на формирование его благоприятной социальной и экологической среды, что является неотъемлемой составляющей стратегии социально-экономического развития региона.

В процессе реализации кластерной политики важно учитывать частные стратегии организаций – потенциальных участников кластеров, цели и задачи которых формируются их собственниками и отражают достигнутый ими уровень конкурентоспособности. Очевиден тот факт, что в конкретно взятом текущем периоде конкурентоспособность всего многообразия организаций и предприятий регионального хозяйства может как совпадать, так и значительно различаться.

Так, разница в краткосрочных и среднесрочных стратегических целях развития конкретных предприятий определяется различием уровня их конкурентоспособности. При этом их долгосрочные (стратегические) цели могут быть одинаковы: достичь значительно более высокого уровня конкурентоспособности (овладеть конкретной долей конкретного рынка).

В свою очередь, стратегические цели региона гораздо масштабнее и в том числе носят социальный характер. Крайне важно, чтобы стратегические цели предприятий – участников кластеров и региона дополняли и усиливали друг друга, не вступая при этом в противоречие. Таким образом, в рамках реализации стратегии кластеризации региона должны создаваться условия для развития конкурентоспособных кластеров, внутри которых предприятия будут функционировать эффективнее и поддерживать реализацию общих стратегических целей социально-экономического развития региона.

Далее представлены факторы, которые необходимо учитывать руководству субъекта РВ (региона) и совету по кластерному развитию на этапах разработки и непосредственной реализации стратегии кластеризации:

- как правило, кластеры формируются за счет объединения близких по уровню конкурентоспособности предприятий, ведь именно такой состав участников кластера способен эффективно совместить все свои потребности и возможности (имеющиеся ресурсы) и, следовательно, преследовать схожие по сути и количественным параметрам цели и решать схожие задачи, вытекающие из поставленных целей. Это позволит наладить эффективное управление совместной деятельностью и развитием, то есть сформировать устойчивую кооперированную сеть внутри кластера;

- надо быть готовыми к тому, что на начальном этапе развития кластера, вне зависимости от уровня конкурентоспособности отдельных предприятий-участников, уровень конкурентоспособности созданного кластера будет приближен или даже соответствовать наименее конкурентоспособному его участнику. Так или иначе, «скорость эскадры всегда определяется скоростью ее самого тихоходного судна»;

- конкурентоспособность кластера является его интегральной характеристикой;

- велика вероятность того, что кластеры низкого уровня конкурентоспособности будут характеризоваться более простым организационным устройством, так как они будут основаны на узком спектре простых видов деятельности. В то же время кластеры, имеющие высокий уровень конкурентоспособности, будут иметь более сложное организационное устройство, ведь они реализуют набор разнообразных и сложных видов совместной деятельности;

- кластеры будут реформировать свое организационное устройство от простого к более сложному по мере развития и усиления конкурентоспособности. Однако, конечно, существует вероятность того, что кластеры могут замедлиться в своем развитии или вовсе прекратить развиваться, что, в свою очередь, может повлечь за собой реорганизацию или ликвидацию кластера;

- в зависимости от начального (стартового) и затем с течением времени достигнутого уровня конкурентоспособности потребность кластеров в механизмах и формах поддержки со стороны федеральных, а особенно региональных органов власти различна;

- органам региональной власти следует выстраивать поддержку кластеров, в первую очередь исходя из своих приоритетов и стратегических целей, рисков, с учетом необходимости дифференциации всех форм и источников поддержки процесса кластеризации;

- проводя политику кластеризации, необходимо учитывать сохранившиеся контуры существовавших действующих форм организации промышленного производства в регионе, а именно бывшие советские территориально-промышленные комплексы, промышленные узлы, специализированные промышленные технопарки. Их учет может стать дополнительным источником информации в процессе формирования рекомендаций для потенциальных участников процесса кластеризации в вопросах их создания и развития;

- кластеризации регионального экономического пространства должно сопутствовать создание специальной системы управления, вписанной в действующую систему управления региональным хозяйством, не противоречащей ей, а наоборот, дополняющей ее в вопросах решения новых поставленных задач;

- реализации и последующему мониторингу эффективности кластеризации экономического пространства региона, в том числе мониторингу реализации частных стратегий отдельно взятых кластеров, должны предшествовать разработка и принятие специальной кластерной системы планирования, учета и мониторинга отчетности, основанной на выбранных удельных показателях, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности кластера, интегрируемых в комплексный показатель, а именно профиль конкурентоспособности кластера.

К одной из проблем, стоящих на пути процесса промышленной кластеризации региональной экономики, относится проблема мониторинга над деятельностью кластерных образований. Глобально в России кластерное развитие находится на этапе становления, и в законченном виде практика по получению объективных и информативных выводов по результатам мониторинга отечественных кластеров, включая виды и государственные органы сбора необходимой экономической и статистической информации, пока отсутствует.

Важным фактором является отсутствие как таковой нормативно-правовой базы, регулирующей создание и функционирование кластеров. Так, в отечественном законодательстве (гражданском, хозяйственном и административном праве) отсутствует четко закрепленное понятие «кластер». По этой причине сам кластер как объект не может стать субъектом господдержки.

Естественно, процесс кластеризации, являющийся феноменом эффективного экономического развития территории, должен найти свое отражение в НПА страны. Но это длительный процесс. По этим причинам пока окончательно не сформирована нормативно-правовая база, закрепляющая все аспекты и понятия кластеризации, при реализации кластерной политики в целом и при проведении мониторинга и оценки деятельности кластера в частности предлагается использовать понятие «поддержка участников кластерных проектов» вместо устоявшегося, но законодательно не закрепленного – «поддержка кластеров».

Кластер не статичен, он представляет собой динамически развивающуюся систему, гибкость которой является одним из ключевых факторов эффективности его деятельности. Исходя из проблем, которые существуют в процессе кластеризации, можно разработать ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма кластеризации и механизма финансирования кластерных объединений. В первую очередь необходимо отслеживать динамичность структуры кластеров по результатам сбора и анализа отчетности от кластеров.

Как показывает практика, в кластер входит одно или несколько крупных «кластерообразующих» предприятий, являющихся производителями конечной продукции. Именно такие предприятия формируют «ядро кластера». Роль таких предприятий в кластере однозначна, ведь они, как правило, имеют для его существования принципиальное значение. Конечно, кроме ядра, в кластер входят и другие однозначные участники – как правило, ими являются держатели ключевых технологических компетенций или участники, наладившие устоявшиеся хозяйственные связи с ядром.

Однако развивающемуся кластеру присуща тенденция к изменению состава его участников. Кроме того, границы между «участниками» и «неучастниками» кластера могут быть размыты. Такие предприятия следует учитывать отдельно, присвоив им статус «кандидат в участники» кластерного образования. Таким образом, в процессе проведения мониторинга динамичного развития кластеров следует различать предприятия – «ядра» кластеров, предприятия – постоянных участников кластеров и предприятия – кандидатов в участники кластера.

Успешная кластеризация экономического пространства регионов страны невозможна и без четкого понимания механизма финансирования этого процесса. Под механизмом финансирования в этом случае понимается не столько выявление его источников, сколько выявление и внедрение основных принципов его организации.

Естественно, что развитие кластера предусматривает не только организационные мероприятия, как правило, незатратные или малозатратные, но и требует ряда инвестиционных вложений на «различных стадиях его развития, в том числе:

- в покупку технологий и оборудования;

- в покупку лицензий на право выпуска продукции;

- в разработку собственной товарной продукции;

- в продвижение продукции на рынке (маркетинговые мероприятия);

- в подготовку и/или переподготовку кадров;

- в реконструкцию и/или новое строительство» [30, c. 134–142] (Chernyavskaya, 2017, р. 134–142).

При этом, несмотря на широкий спектр подходов и взглядов в отношении финансовых аспектов кластерной политики, очевиден тот факт, что на сегодняшний день четкие принципы организации финансирования кластеров и механизмы накопления ими финансовых ресурсов отсутствуют. Что делает вопрос формирования финансирования территориальных кластеров также крайне актуальным.

Однако стоит отметить, что уже сейчас возможно выделение четких принципов в вопросе финансирования кластеров. Так, в целях повышения эффективности финансирования кластеров органам исполнительной власти следует придерживаться ряда принципов:

- наличие обоснованных критериев/требований и порядка отбора кластеров, претендующих на государственную поддержку;

- малым и средним предприятиям, входящим в состав кластеров, поддержка должна предоставляться в приоритетном порядке;

- также приоритетная поддержка должна предоставляться инновационным компаниям, реализующим перспективные проекты в рамках стратегии развития кластера;

- учет территориальной и отраслевой определенности кластера, то есть формирование его «четкого контура»;

- финансовая поддержка кластеров должна носить системный характер, который может быть обеспечен благодаря координации поддержки кластерных инициатив со стороны различных органов власти и институтов развития;

- аналитическое и информационное обеспечение кластерной политики (во многом реализуется силами центров кластерного развития);

- высокое качество подготовки заявок и контроль этапов организации и проведения конкурсов на оказание финансовой поддержки территориальным кластерам.

Комплексное внедрение вышеуказанных принципов в деятельность органов власти и прочих структур, заинтересованных в кластерном развитии, существенно ускорит процесс формирования эффективной системы финансового обеспечения деятельности российских территориальных кластеров.

Инвестирование в кластеризацию промышленности может также осуществляться при помощи механизма государственно-частного партнерства.

«Государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство) – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].

Использование данного механизма подразумевает «привлечение средств частных компаний в государственные инвестиционные проекты с целью замещения ими части бюджетных расходов. При этом частные, в том числе промышленные инвесторы также ищут финансовой поддержки от государства для своих проектов» [30, c. 134–142] (Chernyavskaya, 2017, р. 134–142).

Еще одним не менее эффективным механизмом финансирования деятельности кластеров может стать механизм венчурного финансирования.

Приток денежных средств от внедрения вышеупомянутого механизма может быть направлен на финансирование НИОКР крупных инвестиционных кластеров и внедрение разработок, осуществляемых межкластерными учреждениями на основе соблюдения общих правил использования венчурного капитала.

При этом организация механизма венчурного финансирования кластеров возможна в форме создания специализированных венчурных инвестиционных фондов. Они будут оказывать поддержку инновационной организации кластерной и межкластерной научно-технической инфраструктуры и непосредственно самим участникам кластеров, активно реализующим НИОКР и внедряющим в производственный процесс инновационные технологии.

Так или иначе, взаимосвязь государства и бизнеса является неотъемлемой частью успешного формирования кластеров и развития процесса кластеризации экономического пространства регионов. Государство и кластер могут и должны максимально эффективно взаимодействовать, удовлетворяя при этом конкретные потребности друг друга.

Процесс мониторинга эффективности деятельности кластера также является одним из этапов его функционирования, представляя при этом достаточно сложную проблему. В силу специфических особенностей кластеров, в составе которых функционируют самостоятельные независимые субъекты, мониторинг кластера лишь на основе стандартной финансовой отчетности, предоставленной участниками кластера, неэффективен, так как подобная отчетность не позволяет сформировать целостное объективное представление об эффективности деятельности кластера в целом. Кроме того, в структуру кластера могут входить не только коммерческие организации, но и образовательные учреждения, научные организации, которые и вовсе не ставят целью своей деятельности получение прибыли. Следовательно, общепринятые показатели эффективности деятельности организации, такие как показатели рентабельности, ликвидности, деловой активности и прочие, в данном случае не отражают реальную эффективность деятельности кластера.

Также на практике можно встретить ситуацию, когда один или даже несколько участников кластера характеризуются убыточной отчетностью, что вовсе не означает неэффективность деятельности кластера в целом, а лишь еще раз показывает, что использования в оценке кластера лишь стандартного набора показателей эффективности деятельности организации недостаточно.

Процесс мониторинга кластера предлагается организовать на основе «тянущих схем управления», широко применяемых в зарубежной практике. Подобная схема может быть представлена в виде цепочки организации работ кластера по взаимосвязанному тянущему принципу: «рынки – продукция – процессы – центры компетенций, инновационная инфраструктура – физическая инфраструктура». Подобная схема поможет систематизировать элементы и этапы мониторинга/оценки кластера.

Главное преимущество использования представленного тянущего принципа развития и управления кластером заключается в том, что данный механизм не только помогает выстроить грамотную структуру мониторинга/оценки кластера, но делает структуру анализа максимально понятной для предприятий – участников кластера. Важна четкая ориентация проводимого мониторинга на итоговые результаты, а не на большой объем ненужной отчетности. Только тогда данные отчетности будут регулярно представляться в информационную систему центров кластерного развития региона.

Заключение

Основываясь на вышеизложенном материале, авторами предлагается провести группировку критериев мониторинга эффективности деятельности кластера путем их включения в цепочку взаимосвязанных последовательных блоков, а именно:

- критерии релевантности, отражающие соответствие целей программы кластера решаемым проблемам и окружающим условиям;

- критерии результативности, отражающие эффективность конвертирования средств и инструментов программы кластера в конкретные мероприятия кластера;

- критерии эффективности, отражающие эффективность вложенных средств в рамках достижения конкретных целей кластера согласно программе его развития;

- критерии устойчивости – отражают вероятность того, что выгоды, получаемые от реализации кластерной программы, будут продолжать действовать после прекращения мер господдержки;

- импакт – данный критерий отражает воздействие кластера на его расширенное окружение (вклад кластера в достижение стратегических целей социально-экономического развития региона).

Таким образом, путем внедрения эффективных механизмов формирования, финансирования и организации мониторинга деятельности кластеров на основе конкретных критериев, представленных в виде цепочки взаимосвязанных блоков: релевантность; результативность; эффективность; импакт и устойчивость, возможно ускорение процесса кластеризации региона, что, в свою очередь, неизбежно приведет к наращиванию темпов социально-экономического развития регионов и государства в целом.

В заключение необходимо отметить, что в данном исследовании нами фактически были поставлены рамочные границы предстоящих исследований, продолжающих данную тему.

В частности, нам необходимо выявить, а если необходимо, то и разработать сами критерии эффективности функционирования кластерных систем, объединив их в системы показателей эффективности кластера, отражающих разные параметры его эффективности в контексте различных аспектов его значимости для социохозяйственных систем различных уровней.

Однако это задача для дальнейших исследований.


References:

(Ryabchikova N.N. (2022). Vysshee agrarnoe obrazovanie i nauka v sisteme klasterno-setevogo upravleniya ekonomikoy Rossii [Higher agricultural education and science in the system of cluster-network management of the Russian economy]. Food policy and security. 9 (1). 121-140. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.9.1.113882.

Almusaedi Kh.K.A., Kelchevskaya N.R. (2021). Issledovanie determinant tsifrovizatsii v Rossii na osnove klasterizatsii regionov i analiza urovnya ikh zrelosti [Study of the digitalization determinants in Russia: clustering of regions and analysis of their maturity level]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1705-1720. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113928.

Andreeva T.A. (2022). Sovershenstvovanie organizatsionnyh mekhanizmov realizatsii multiagentnyh proektov v klasternyh obrazovaniyakh [Improving the organizational mechanisms of multi-agent projects in clusters]. Leadership and management. 9 (2). 553-566. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.2.114207.

Andreeva T.A., Andreev V.V. (2020). Analiz klasternyh proektov pilotnyh innovatsionnyh klasterov, poluchivshikh federalnuyu podderzhku na primere Privolzhskogo federalnogo okruga [Analysis of cluster projects of pilot innovative clusters receiving federal support on the example of the volga federal district]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (4). 2069-2082. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.111349.

Anischenko A.N. (2021). Kontseptualnye problemy formirovaniya klasterno-setevyh struktur v molochnoproduktovom podkomplekse [Conceptual problems of cluster-network structures in the dairy subcomplex]. Food policy and security. 8 (4). 429-440. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.8.4.113254.

Bogdanova T.A., Gutman S.S. (2016). Metodicheskie osnovy realizatsii potentsiala klasternogo razvitiya regiona [Methodological foundation of the regional cluster development capacity realization]. Economic sciences. (138). 57-63. (in Russian).

Chernyavskaya Yu.A. (2017). Modeli finansirovaniya klasternyh proektov v sovremennyh usloviyakh [The model of financing of the cluster projects in modern conditions]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 7 (7A). 134-142. (in Russian).

Denisov I.V., Petrenko E.S., Daribekova N.S., Shabaltina L.V. (2020). Gosudarstvennoe upravlenie razvitiem turizma v Kazakhstane: klasternyy podkhod [Government control over the tourism development in Kazakhstan: cluster concept]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 3359-3374. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111384.

Dontsova O.I. (2022). Tsifrovaya transformatsiya sistemy upravleniya promyshlennymi klasterami [Digital transformation of the industrial cluster management system]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 897-910. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114836.

Kosheleva T.N. (2020). Napravleniya koordinatsii predprinimatelskogo vzaimodeystviya v ramkakh regionalnogo klastera [Coordination of business interaction within the regional cluster]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (10). 2517-2528. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.10.110906.

Kosheleva T.N. (2022). Napravleniya formirovaniya mekhanizma servisnogo obsluzhivaniya v transportnoy sfere v ramkakh regionalnogo klastera [Directions for the formation of a service maintenance mechanism in the transport sector within the framework of a regional cluster]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 359-372. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.113252.

Ksenofontova O.L. (2015). Promyshlennye klastery kak faktor razvitiya regiona: teoreticheskiy aspekt [Industrial clusters as a factor in the development of the region: the theoretical aspect]. Economic sciences. (4(44)). 66-71. (in Russian).

Kudryashov V.S., Kulev A.Yu. (2019). Turisticheskie klastery: osobennosti i perspektivy ikh razvitiya [Tourism clusters: features and prospects of their development]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (16). 29-36. (in Russian).

Leschenko Yu.G. (2017). Klasterizatsiya ekonomiki kak faktor regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [Clustering of the economy as a factor of regional economic security]. Microeconomics. (4). 29-40. (in Russian).

Morkovkin D.E., Nikogosyan V.A., Dontsova O.I. (2020). Klasternyy podkhod v upravlenii innovatsionno-tekhnologicheskim razvitiem natsionalnoy ekonomiki (na primere Velikobritanii) [Cluster approach in the management of innovative and technological development of the national economy (on the example of Great Britain)]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (4). 1911-1928. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.111138.

Mukhamadeev A.F. (2020). Metodicheskie podkhody k identifikatsii klasterov i otsenke ikh vliyaniya na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona razmeshcheniya [Methodological approaches to identifying clusters and assessing their impact on the socio-economic development of the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (11). 2637-2650. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.11.111197.

Plakhotnaya I.V. (2018). Klasternyy podkhod v ekonomike kak faktor razvitiya konkurentosposobnosti predpriyatiy [Cluster approach in the economy as a factor in the development of competitiveness of enterprises]. Social policy and sociology. 15 (5(118)). 52-59. (in Russian). doi: 10.17922/2071-3665-2016-15-5-52-59.

Plokhikh E.A. (2017). Sovremennye tendentsii formirovaniya regionalnyh klasterov v Rossii [Current trends in the formation of regional clusters in Russia]. Economy and society (Ekonomika i socium). (3(34)). 1099-1103. (in Russian).

Ryabchikova N.N. (2021). Institutsionalnye aspekty razvitiya chelovecheskogo kapitala v agropromyshlennom klastere [Institutional aspects of human capital development in agricultural cluster]. Food policy and security. 8 (3). 303-316. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.8.3.112251.

Ryabchikova N.N. (2021). Menedzhment agropromyshlennogo klastera: tendentsii i perspektivy razvitiya v Rossii [Agricultural cluster management: trends and development prospects in Russia]. Leadership and management. 8 (4). 555-566. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.4.113497.

Ryabchikova N.N. (2021). Strategicheskie napravleniya razvitiya klasterno-setevyh struktur s tselyu obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh vosstanovleniya ekonomiki [Strategic directions for the development of cluster-network structures to ensure Russia's food security in the context of economic recovery]. Food policy and security. 8 (1). 33-46. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.8.1.111755.

Ryabchikova N.N. (2022). Klasterizatsiya v agropromyshlennom komplekse: vliyanie na zanyatost v regione [Clusterization in the agroindustrial complex: impact on regional employment]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (1). 113-126. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.1.113868.

Sattorkulov O.T., Makhmudova G.R., Turdikulova G.O. (2018). Osobennosti klasternogo razvitiya ekonomiki [Features of cluster economic development]. Issues of Economics and Management. (1(12)). 32-34. (in Russian).

Savina S.A., Kalashnikov D.V., Zemskova O.M. (2021). Razvitie regionalnogo agropromyshlennogo klastera na osnove gosudarstvennogo i chastnogo partnerstva [Development of a regional agro-industrial cluster based on public-private partnership]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (5). 1117-1130. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.5.112115.

Strelnik M.M. (2020). Algoritm provedeniya restrukturizatsii predpriyatiya pri vzaimodeystvii s klasterom [Algorithm for enterprise restructuring when interacting with a cluster]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (9). 2397-2414. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.9.110881.

Tepman L.N. (2019). Predprinimatelskoe upravlenie: zarubezhnyy opyt [Entrepreneurial management: foreign experience] Moscow: YuNITI-DANA. (in Russian).

Yampolskaya D.O., Volodina D.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie i klastery stran BRIKS [BRICS countries innovative development and clusters]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1175-1190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.110954.

Zvyagin A.A., Artemev A.A. (2021). Tverskoy proizvodstvenno-obrazovatelnyy klaster na baze TvGTU kak lokomotiv innovatsionnoy ekonomiki regiona [Tver industrial-educational cluster on the basis of Tver state technical university as an engine of innovative economy of the region]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. 2 (1). 43-62. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.1.111853.

Zvyagin A.A., Krasnozhenova G.F., Ivanov A.M. (2021). Innovatsionnaya ekonomika regionov: razvitie industrii gostepriimstva posredstvom razrabotki modeli ekonomicheski effektivnogo turistsko-rekreatsionnogo klastera [Innovative economy of the regions: development of the hospitality industry through the development of a cost-effective tourism and recreation cluster model]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 535-554. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111646.

Страница обновлена: 30.04.2025 в 01:59:17