Methodological approach to assessing the impact of key factors on profits
Volodina S.G.1
1 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 13 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 7 (July 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49231926
Cited: 2 by 30.01.2024
Abstract:
The article deals with the development of a methodical approach to the comprehensive assessment of the key factors impact on the financial result of the main activity. It is in the economic interest of any organisation to maximise profit. The main tools for this purpose are as follows: price, production cost and sales volume. The offered methodical approach represents the sequence of analytical procedures of indicators interrelation analysis, indicators diagnostics and optimization. It provides an opportunity of regulation, forecasting of prices, output and financial results with the use of regression analysis as well as an opportunity of analysis of profit sensitivity to the changes of key factors. On the example of the fish products, the application of the methodological approach is considered.
Fish products are in great demand among the population, but limited by insufficient solvency. Relatively high fish prices make it impossible to buy fish in sufficient or desirable quantities of normal quality. For this reason, many organisations, especially medium and small-sized ones, are unable to sell their fish products in full at the prices offered, resulting in poor financial performance. In this context, the application of tools for analysing and adjusting price-volume-sales ratios and the sensitivity of profit to changes in the key factors is of practical relevance.
Keywords: optimal price-sales-cost ratio, profit sensitivity, marginal analysis, management, price elasticity of demand, cost elasticity, fish products, fishery, regression analysis, final price determination
JEL-classification: D22, D24, D29
Введение
Интерес к проблеме влияния основных факторов на прибыль организаций рыбохозяйственного комплекса связан с тем, что цена на рыбопродукцию высокая, а, как показывают статистические данные, исследования автора [1] и информация финансовой отчетности ряда рыболовных предприятий, результатом продаж зачастую являются убытки. Как показало исследование, имея разнообразную номенклатуру продукции, эти организации не применяют аналитические процедуры по формированию оптимальных соотношений «цена – объем продаж – затраты» для повышения прибыли. Цены устанавливаются на основе затрат и с учетом цен конкурентов, что не всегда эффективно.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых обсуждались аспекты рассматриваемой проблемы показывает следующее. Дементьев В.В. в своей статье [2] анализирует прибыль как один из основных факторов экономического роста; указывает, что источником образования экономической прибыли является неравенство между различными фирмами как внутри страны, так и между фирмами, принадлежащими различным национальным экономикам; в зависимости от того, какими преимуществами обладают фирмы, в работе выделены различные модели создания прибыли.
В статье Сычевой О.Ю. на основе маржинального анализа рассмотрена методика, позволяющая определить, какая ценовая политика ведет к росту конечных финансовых результатов предприятия [3]. Шулико Е.В. в публикации [4] анализирует теоретические аспекты формирования ценовой политики – этапы ее осуществления, ценовые стратегии, методы; представляет цену на микроуровне «одним из главенствующих факторов в хозяйственной деятельности организации, способствующим ее развитию и достижению главной цели – получению прибыли». Формирование методики оценки влияния ценовой политики на прибыль исследуется в статье [5]. В работе Лемешевой Ж.С. «представлены основные элементы и этапы разработки ценовой политики, а также показана такая методика анализа политики цен, которая позволяет вносить в нее определенные изменения и адаптировать ценовую политику для компаний различных сфер деятельности, что в конечном счете дает возможность фирме успешно функционировать на рынке» [6].
Лев М.Ю. в своем исследовании [7] «на основании экономических источников раскрывает понятие «справедливой цены», и представляет на основании статистических данных анализ воздействия на соотношение уровня доходов, индекса потребительских цен с учетом курса валют для определения справедливой цены на современном этапе». Нифаева О.В. анализирует особенности ценовой политики организации с учетом этико-психологических и экономических факторов поведения потребителей; описывает «взаимосвязь таких экономических категорий, как цена и ценность товара, а также взаимосвязь цены и других элементов комплекса маркетинга». В статье предлагается «структурно-логическая схема учета факторов поведения потребителей при разработке и реализации ценовой политики предприятия» [8].
В статье Шерстобитовой А. А. исследуется отечественный и зарубежный опыт развития малого бизнеса, как стратегического сектора экономики, который определяет темпы экономического роста в стране, на основе финансового управления [9]. Фролова В.А., Бердникова Л.Ф и др. в публикации [10] анализирует показатели отчета о финансовых результатах, порядок их формирования как источника финансирования деятельности организации.
При исследовании вопросов, касающихся оценки влияния основных факторов на прибыль организаций рыбохозяйственного комплекса, изучались аналогичные проблемы и в других отраслях. Так, Магомедов Ч.К. в своей публикации [11] рассматривает проблемы понимания операционной эффективности предприятий ТЭК, показывает «применимость рентабельности задействованного капитала как показателя операционной эффективности компании». Сергеева М.В. анализирует проблемы ценообразования в лесозаготовительной отрасли; указывает, что «наиболее важными факторами, определяющими ценообразование на российском рынке лесозаготовки, являются дополнительное финансирование (субсидии и инвестиции), налоговая составляющая и ставка процента по кредитам. Эти факторы отражают государственное влияние на механизм ценообразования в российской лесозаготовительной отрасли» [12]. Автор поясняет, что «крупные компании, получающие дополнительное финансирование, устанавливают цену затратным методом, имея при этом прибыль и высокие показатели рентабельности. Другие компании отрасли, не пользующиеся подобной государственной поддержкой, в связи с высокой эластичностью спроса по цене вынуждены устанавливать цену методом «следования за лидером», что приводит эти предприятия к убытку. В результате ценообразование в лесозаготовительной отрасли Российской Федерации на современном этапе в действительности можно рассматривать как один из факторов, препятствующих благоприятному развитию отрасли и стоящих за убыточностью лесозаготовительной деятельности» [12]. Такой подход к формированию цен характерен и для предприятий рыбной отрасли с той разницей, что государственное участие в финансировании деятельности рыбохозяйственных организаций и во влиянии на механизм ценообразования сводится к минимуму.
В публикации Чуниной А.Е., Синициной Д.Г. и др. проанализированы методы ценообразования, применяемые в энергетической отрасли, сделан вывод об целесообразности использования «комбинированного метода тарифообразования, который позволит повысить эффективность энергетической отрасли, стимулируя ее модернизацию и увеличивая прибыль» [13].
В статье Куриленко Ю. структурированы и описаны известные методы измерения ценовой чувствительности, а также автором предложен новый расширенный метод измерения [14]. В работе Дмитриева Ю.Г. с применением математического аппарата проанализированы статистические свойства оценок метода измерения ценовой чувствительности PSM [15]. Москалюк Д.С. анализирует методы оптимального ценообразования для достижения максимальной прибыли [16]. В статье Рожкова И.В. [17] исследованы основные виды ценовых стратегий, выявлены их рыночные цели и типичные условия применения современными организациями. Бутузовой А.С. в работе [18] проанализированы применение различных стратегий ценообразования для «получения экономических выгод, увеличения суммы получаемой прибыли от осуществления деятельности» [18]. В публикации Орловцевой О.М. «рассмотрена возможность применения функции эластичности с целью оптимизации ценовой политики организации и, как следствие, повышения объемов получаемых доходов» [19].
Методология
Формирование целей статьи. Целью статьи является разработка методического подхода к регулированию прибыли на основе формирования оптимального соотношения «цена – объем продаж – затраты».
Постановка задания. Регрессионный анализ зависимости цены и себестоимости от выпуска продукции; предельный анализ выручки, себестоимости и финансовых результатов; анализ воздействия цены на финансовый результат и их регулирование; оценка чувствительности прибыли к изменению основных факторов.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Исследование проведено с применением методов: анализ, синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, описание, сравнение.
Основная часть
Предлагаемый методический подход к оценке влияния основных факторов на прибыль содержит систему инструментов анализа взаимосвязи показателей, их диагностики и оптимизации. Методический подход предусматривает возможность регулирования, прогнозирования цен, объемов выпуска и финансовых результатов с применением методов регрессионного анализа, а также возможность анализа чувствительности прибыли к изменению основных факторов.
Предлагаемый методический подход предусматривает использование таких инструментов, как регрессионный анализ зависимости цены и себестоимости от выпуска продукции; предельный анализ выручки, себестоимости и финансовых результатов; анализ воздействия цены на финансовый результат и их регулирование; процедура оценки чувствительности прибыли к изменению основных факторов.
Возможность наращивания прибыли от продаж зависит от соотношения предельной выручки и предельных затрат. Если предельная выручка выше предельных затрат, то прибыль будет повышаться. Повышение выручки обеспечивается наращиванием продаж. В то же время увеличение продаж неизбежно влечет за собой рост себестоимости, который может быть более интенсивным, чем рост выручки, что, соответственно, неблагоприятно отразится на прибыли. В связи с этим следует установить количественную зависимость цены и себестоимости от объема продаж с применением аналитических методов. Одним из них является регрессионный анализ, который позволяет сформировать уравнения для анализа соотношений между зависимыми и независимыми переменными.
Применение предлагаемой методики исследовано при анализе влияния основных факторов на прибыль одного из товаров рыбопромышленного предприятия. По данным аналитических ведомостей о продажах по месяцам за год, первичной учетной документации, содержащей информацию о себестоимости продукции, а также прайсах на рыбопродукцию, сформированы следующие модели связи между:
- ценой и объемом продаж рыбопродукции
Ц(Х) = 188880,65 – 2100,72 × Х (1)
- себестоимостью и объемом продаж:
С(Х) = 133730,58 – 1000,65 × Х (2)
где Ц – цена, руб./т;
С – себестоимость продаж, руб./т;
Х – объем выпуска, т.
Построенные модели позволяют интерпретировать соотношения между ценой и объемом продаж, затратами и объемом продаж следующим образом: прирост объема продаж на 1 тонну обеспечивает снижение цены в среднем на 2100,72 руб. и затрат - на 1000,65 руб. То есть финансовый результат при наращивании продаж на 1 тонну сократится на 1100,07 руб. [–2100,72-(-1000,65)].
Для определения предельной эффективности наращивания продаж и оптимального соотношения «цена-затраты-объем выпуска», максимизирующего прибыль, в аналитической работе применяется методика предельного анализа. В основу этой методики заложено следующее положение: предел наращивания прибыли, ее максимальная величина достигается, когда предельная выручка равна предельным затратам. В связи с этим сформированные для рассматриваемого товара модели умножим и дифференцируем по величине продаж:
- Ц(Х) × Х = 188880,65 – 2100,72 × Х2
∂Ц(Х) / ∂ = 188880,65 – 4201,44 × Х (3)
- С(Х) × Х = 133730,58 – 1000,65 × Х2
∂С(Х) / ∂ = 133730,58 – 2001,30 × Х (4)
Математическое уравнение (3) представляет собой предельную выручку, а равенство (4) – предельные затраты. По теории предельного анализа, согласно которой максимальная прибыль достигается при равенстве предельной выручки и затрат (∂Ц(Х) / ∂ = ∂С(Х) / ∂), составим следующее тождество:
188880,65 – 4201,44 × Х = 133730,58 – 2001,30 × Х
Тогда Х (объем продаж) составит 25,1 тонна. Расчетный объем продаж показывает предел эффективности увеличения выпуска продукции. Подставив его значение в модели (1) и (2), получим:
188880,65 – 2100,72 × 25,1 = 136152,60 руб./т;
133730,58 – 1000,65 × 25,1 = 108614,3 руб./т.
Следовательно, оптимальное соотношение, максимизирующее прибыль, представляет собой: цена - 136152 руб./т, себестоимость продаж - 108614,3 руб./т, объем продаж – 25,1 т. Нарушение такого сочетания приведет к снижению прибыли, так как отклонение оптимального варианта хоть одного из показателей неизбежно влечет отклонение другого. В связи с этим возникают риски установления завышенной цены и продаж не в полном объеме, либо уменьшение рентабельности в цене. Единственное допустимое отклонение от установленного баланса «цена- объем продаж – затраты» это уменьшение себестоимости продаж.
Одним из элементов предлагаемого методического подхода является процедура оценки чувствительности прибыли к изменению соотношения «цена – затраты – объем продаж», которая позволит быстро среагировать на изменение ценообразующих и ценоотклоняющих факторов и скорректировать ценовой поведение в нужном направлении.
В рамках процедуры оценки чувствительности прибыли к изменению основных факторов предлагается использование моделирования отношений между выбранными переменными. В данном исследовании процедура проведена с применением моделей цены (формула 1) и себестоимости (формула 2).
Так, при фактическом соотношении - выпуск рыбопродукции 18,4 т, цена 169000 руб./т и затраты 133140 руб./т - прибыль равна 659824 руб. Проанализируем влияние изменения данного соотношения на прибыль. Например, при повышении продаж на 3 %, цена уменьшится до 149068 руб. (188880,65 – 2100,72 × 18,4 × 1,03), себестоимость - до 114766 руб. (133730,58 – 1000,65 × 18,4 × 1,03), прибыль на единицу составит 34302 руб., а в расчете на весь объем – 650083, что меньше фактической на 9741 руб. При снижении объема на 3 %, цена составит 151387 руб. (188880,65 – 2100,72 × 18,4 × 0,97) себестоимость уменьшится до 115871 руб. (133730,58 – 1000,65 × 18,4 × 0,97), прибыль на единицу составит 35516 руб., а в расчете на весь объем – 633890, что меньше фактической на 25934 руб.
Еще одним инструментом регулирования прибыли является применение коэффициента эластичности спроса по цене. Для рассматриваемого в данной статье вида рыбопродукции, как показали расчеты, коэффициент эластичности составил (- 7,16). Это означает, что изменение цены на 3 % приведет к изменению продаж на 21,5 %. Прогнозируемый объем продаж при снижении цены на 3 %, то есть до 163930 руб./т (169000 × 0,97), равен 22,4 т (18,4 × 1,215), затраты составят 111360 руб./т (133730,58 – 1000,65 × 22,4), прибыль на единицу 52570 руб./т, на весь объем – 1175254 руб.
Обратная ситуация, когда цена повышается на 3 %, то есть до 174070 руб./т (169000 × 1,03), продажи упадут до 14,4 (18,4 × 0,785), затраты составят 119321 руб./т (133730,58 – 1000,65 × 14,4). Прибыль на единицу выше, чем при снижении цены - 54749 руб./т, однако за счет меньшего, чем в ситуации со снижением цены, объема прибыль снижается до 790791 руб.
Анализ прибыли с применением коэффициента эластичности спроса по цене следует дополнить использованием такого инструмента как коэффициент эластичности цены от затрат. Этим самым будет учитываться комплексное влияние цены и затрат на прибыль. Для рассматриваемого в данном исследовании вида рыбопродукции, как показали расчеты, коэффициент эластичности цены от затрат равен 0,95. Согласно показаниям коэффициента изменение затрат на 3 % приведет к изменению цены на 2,85 % [3 % ´ 0,95].
Повышение себестоимости на 3 % повлечет за собой увеличение цены до 173817 руб./т (169000 ´ 1,0285), в этом случае продажи уменьшатся на 20,41 % (2,85 ´ (-7,16), то есть до 14,6 т., прибыль от продаж уменьшится по сравнению с фактической и составит 535569 тыс. руб. Аналогично анализируется чувствительность прибыли к снижению затрат.
Следует отметить, что снижение себестоимости, возможно, не вызовет уменьшение цены и, соответственно, изменения объема продаж, в связи с чем комплексное влияние основных факторов на прибыль в этих условиях может не анализироваться. Вместе с тем, уменьшение затрат дает возможность организации уменьшить цены без потери прибыли в различных условиях, например, для повышения устойчивости ценовых преимуществ по сравнению с конкурентами.
Выводы исследования
Расчеты показали, что рынок рыбной продукции характеризуется высокой чувствительностью к изменению цен, на котором любое изменение цены приведет к более интенсивному изменению продаж. На таких рынках в соответствии с законами экономической теории выгодно снижать цены. Кроме этого, наблюдается существенная чувствительность цен к себестоимости продукции. Сравнение прибыли при использовании рассмотренных процедур анализа чувствительности указывает на повышение удельных расходов при уменьшении продаж, что обусловлено влиянием значительной доли постоянных расходов в себестоимости из-за в высокой фондоемкости отрасли. В этих условиях для определения оптимальных соотношений «цена – объем продаж – затраты», максимизирующих финансовый результат, значимость применения методического подхода влияния цены на прибыль повышается, поскольку расширяет инструментарий факторного анализа и планирования финансовых показателей.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Соотношения, максимизирующие прибыль, являются предварительными. Дело в том, аналитические процедуры, используемые в рамках предлагаемого методического подхода, через цены учитывают влияние на прибыль покупательского спроса, а через затраты – внутренние условия деятельности. В этой связи перспективой дальнейших изысканий в данном направлении является исследование инструментов влияния конкурентных факторов на прибыль при формировании оптимальных соотношений «цена – объем продаж – затраты».
References:
Butuzova A. S. (2018). Vidy strategiy differentsirovannogo i assortimentnogo tsenoobrazovaniya [Types of differentiated and assortmental pricing strategies]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (12-1). 196-198. (in Russian).
Chunina A. E., Sinitsina D. G., Konopleva V. S. (2019). Problemy tsenooborazovaniya v energeticheskoy otrasli Rossii [The problem of pricing in energy sector]. Obschestvo, ekonomika, upravlenie. (3). 45-49. (in Russian).
Dementev V. V., Scherbakov A. P. (2017). Pribyl i ekonomicheskiy rost [Profit and economic growth]. Terra Economicus. (3). 75-91. (in Russian).
Dmitriev Yu. G., Zenkova Zh. N., Zenkov A. G. (2019). Statisticheskie svoystva otsenok metoda izmereniya tsenovoy chuvstvitelnosti PSM [Statistical properties of price sensitivity meter results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Upravlenie, vychislitelnaya tekhnika i informatika. (47). 30-40. (in Russian).
Frolova V. A., Berdnikova L. F., Shnayder V. V. (2019). Pokazateli otcheta o finansovyh rezultatakh: sushchnost, znachenie i rol v deyatelnosti sovremennoy organizatsii [Indicators of the report on financial results: essence, value and role in the activities of the modern organization]. Nauchnyy vektor Balkan. (3(5)). 83-86. (in Russian).
Kurilenko Yu. (2015). Metody izmereniya tsenovoy chuvstvitelnosti [Methods of measuring price sensitivity]. RISK: Resources, information, supply, competition. (3). 106-112. (in Russian).
Lemesheva Zh. S. (2017). Sovershenstvovanie metodicheskikh podkhodov, primenyaemyh v marketingovom tsenoobrazovanii [The improvement of methodological approaches in marketing pricing]. Theory and practice of social development. (9). 21-24. (in Russian).
Lev M. Yu. (2019). Spravedlivaya tsena v sisteme formirovaniya ekonomicheskoy bezopasnosti: sovremennye problemy [A fair price in the system of formation of economic safety: modern issues]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 207-218. (in Russian).
Magomedov Ch. K. (2021). Povyshenie operatsionnoy effektivnosti predpriyatiy TEK [Improving the operating efficiency of fec enterprises]. Samoupravlenie. (1(123)). 330-333. (in Russian).
Moskalyuk D. S. (2019). Analiz metodov optimalnogo tsenoobrazovaniya [Analysis methods for optimal pricing]. Vectoreconomy. (1(31)). 12. (in Russian).
Nifaeva O. V. (2021). Osobennosti tsenovoy politiki predpriyatiya s uchetom etiko-psikhologicheskikh i ekonomicheskikh faktorov povedeniya potrebiteley [The peculiarities of price policy of an enterprise in regard to ethical, psychological and economic factors of consumer behaviour]. Creative economy. (8). 3295-3314. (in Russian).
Orlovtseva O. M. (2016). Ispolzovanie koeffitsienta elastichnosti sprosa pri prognozirovanii obemov prodazh produktsii [Use of coefficient of elasticity of demand in case of sales forecasting of products]. Naukovedenie. (4(35)). 60. (in Russian).
Rozhkov I. V. (2019). Vidy i kharakteristika tsenovyh strategiy v rynochnoy deyatelnosti sovremennyh organizatsiy [Types and characteristics of price strategies in the market activity of modern companies]. Economy. Business. Banks. (7(33)). 67-75. (in Russian).
Sergeeva M. V. (2017). Analiz tsenoobrazovaniya v lesozagotovitelnoy otrasli Rossiyskoy Federatsii [Pricing analysis for the forest industry of the Russian Federation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (1). 63-72. (in Russian).
Sherstobitova A. A., Chernyakova A. V. (2019). Finansovoe upravlenie: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt razvitiya [Financial management: domestic and foreign development experience]. Nauchnyy vektor Balkan. 91-94. (in Russian).
Shuliko E. V., Kovaleva I. P. (2019). Sovremennaya tsenovaya politika organizatsii: teoreticheskie aspekty [Modern pricing policy of the organization: theoretical aspects]. Vestnik Akademii znaniy. (1(30)). 186-193. (in Russian).
Sycheva O. Yu. (2012). Tsenovaya politika kak instrument vliyaniya na konechnye finansovye rezultaty [Price policy as an instrument of influence on the final financial results]. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. (2(28)). 168-171. (in Russian).
Volodina S. G. (2011). Metodika otsenki vliyaniya tsenovoy politiki na pribyl (na primere rybnoy promyshlennosti) [The methods of influence estimation on a price policy for profit (on a fishing industry example)]. Rybovodstvo i rybnoe khozyaystvo. (10). 66-70. (in Russian).
Volodina S. G. (2020). Ekonomicheskaya otsenka urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti rybokhozyaystvennyh predpriyatiy (na primere Primorskogo kraya) [Economic evaluation of the level of economic safety of fishing enterprises (on the example of the Primorsk region)]. Scientific works. (1). 62-67. (in Russian).
Страница обновлена: 05.05.2025 в 21:23:39