Analysing the effectiveness of personnel training for public administration based on e-learning technology
Sizganova E.Yu.1, Kaydashova A.K.1
, Ashin A.A.1
1 Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 22 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 4 (April 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48447163
Cited: 2 by 28.06.2023
Abstract:
The issues of ensuring the quality of personnel training for public administration in the framework of higher education are considered. The content of the concepts of digitalization, digital transformation of education is revealed; the characteristics of e-learning are given. The results of modern research in the aspect of this topic are analyzed.
The necessity of a comprehensive assessment of the effectiveness of e-learning in higher education as one of the forms of personnel training for the country's economy is noted. The criteria and indicators for evaluating the results of e-learning in the training of future public civil servants are proposed.
The positive and negative aspects of e-learning from the perspective of consumers of educational services are determined. The problematic aspects of e-learning in the online education market have been identified. The most significant changes that have occurred as a result of the transition of training to a remote format have been identified. The assessment of satisfaction of consumers of educational services with the quality, process and results of e-learning was carried out.
Keywords: e-learning, digital transformation, efficiency, personnel training, higher education
JEL-classification: I23, I26, I28, M12, M53
Введение
Современное общество характеризуется непрерывностью и высокой скоростью происходящих в нем изменений. Данное обстоятельство связано с различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Основаниями изменений в последнее время, как правило, являются экономические и политические трансформации, трансформации общественного сознания, состояние неопределенности дальнейшего развития, процессы глобализации. В таких условиях особенно актуальными становятся вопросы подготовки квалифицированных кадров, обладающих нестандартным мышлением, готовностью оперативно реагировать на вызовы современности, обладающих определенными информационными компетенциями.
Цифровая трансформация многих сфер социально-экономической деятельности, вызванная последствиями пандемии, не могла не повлиять на сферу высшего образования. Так, еще в начале распространения коронавирусной инфекции, в официальных источниках [1,6] подчеркивалась экстренность перехода образования в новый дистанционный формат, основанный на использовании компьютерных технологий и возможностей сети Интернет. Примерно в этот же период в отчете Всемирного экономического форума появилось понятие «Образование 4.0», которое стало рассматриваться в качестве платформы для развития экономики будущего [20].
Безусловно, скорость изменений является причиной возникновения множества проблем для субъектов образовательных отношений и неоднозначности в оценке качества подготовки человеческих ресурсов для экономики страны в условиях цифровизации.
Необходимость всесторонней оценки дистанционного обучения в сфере высшего образования как одной из форм подготовки кадров обусловила актуальность темы исследования, так как сегодня привести процесс подготовки кадров в соответствие с требованиями будущего можно лишь на основе продуманного и рационального использования цифровых технологий.
Различные аспекты данной проблемы раскрыты во многих исследованиях. Так, вопросы развития образования в период пандемии и «постковидный» период обсуждаются в материалах ООН [9], результаты анализа рынка цифровых образовательных технологий EdTech представлены в исследовании международной информационной группы «Интерфакс» [7], понятия и условия развития цифровой образовательной среды рассматриваются в работах Кузнецова Н.В [11], Пасковой А.А. [16], Блиновым А.А. [2] и др.
Целью данного исследования является анализ эффективности подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления на основе использования технологий дистанционного обучения.
Научная новизна исследования заключается в разработке подходов к оценке результатов дистанционного обучения при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих, что позволяет определить актуальные проблемы и приоритетные направления развития экономики знаний с учетом особенностей и тенденций цифровой трансформации общественного развития.
Гипотеза исследования. Дистанционное обучение в системе высшего образования будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- подготовка кадров в системе высшего образования, являясь важнейшей составной частью функционирования экономики страны, должна строиться с учетом мнения всех субъектов образовательного процесса;
- обеспечение результативности формирования комплекса профессиональных компетенций будущих специалистов в условиях дистанционного обучения является актуальной задачей высшего образования.
Основой проведения исследования является системный подход, предполагающий использование комплекса таких методов исследования как опросный метод, метод наблюдения, методы сравнения и анализа, методы моделирования, методы описательной статистики.
Дистанционное обучение в условиях цифровизации высшего образования
Понятие цифровизации образования [17] зачастую используется как термин синонимичный понятию цифровой трансформации, обозначающей переход образовательного процесса на максимальное использование возможностей информационных технологий – цифровых программ, платформ, цифровых учебных материалов, систем управления обучением, онлайн-коммуникаций.
Такой переход обусловлен ускоренными темпами общественного развития и связан с необходимостью дальнейшего развития рынка образовательных услуг в связи с последствиями пандемии. Приоритетным направлением развития сферы высшего образования на сегодняшний день является создание условий для выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающегося и учета запроса работодателя.
Согласно анализу состояния и перспектив развития цифрового образования, представленному Сулейманкадиевой А.Э., Петровым М.А., Александровым И.Н [18], наиболее развитым рынком услуг в данной сфере является высшее образование, так как объемы рынка онлайн-образования за период 2016-2020 гг. выросли более, чем в два раза. Авторы связывают это обстоятельство с более интенсивным внедрением цифровых технологий именно на ступени высшего образования в России.
Условием эффективности цифровой трансформации образования являются инвестиции в исследования и разработки, программное обеспечение. Макаров В.Л. отмечает, что по данному показателю Россия существенно отстает от наиболее развитых стран [12].
Дистанционное обучение является одним из элементов цифрового образования и рассматривается как удаленное взаимодействие участников образовательного процесса с целью формирования необходимых компетенций. Эффективность дистанционного обучения рассматривается Кязимовым К.Г. как основная характеристика, позволяющая выявить степень достижения цели и результативности образовательной деятельности [11]. Данные, полученные автором, говорят о достаточной эффективности системы дистанционного образования в целом и охватывают широкий спектр аспектов проблемы цифровизации образования.
Подготовка кадров для сферы государственного и муниципального управления сегодня осуществляется с учетом компетентностного подхода, предполагающего включенность будущего специалиста в процесс образования, практико-ориентированность обучения и целостность всех компонентов системы высшего образования. При этом, помимо ряда профессиональных и специальных компетенций, в процессе образования у студента должны быть сформированы и компетенции общие для всех направлений подготовки, в том числе коммуникативные и цифровые компетенции.
Согласно данным официальной статистики, кадровый состав государственных и муниципальных служащих укомплектован в достаточной степени: на конец 2020 г. численность гражданских служащих в органах государственной власти Российской Федерации составила 660,5 тыс. человек (укомплектованность 90,9%), на региональном уровне - 621,3 тыс. человек (укомплектованность – 91,3%), численность муниципальных служащих – 295,1 тыс. человек (укомплектованность на 95,4%) [19]. Несмотря на это сегодня в сфере государственного и муниципального управления существует проблема нехватки молодых квалифицированных, подготовленных к инновационной деятельности, кадров [3,4,13]. Одним из механизмов, позволяющих решить данную проблему в процессе подготовки государственных и муниципальных служащих, может стать использование инновационных технологий и, в том числе, технологий дистанционного обучения.
Результаты исследования
Базой для оценки эффективности дистанционного обучения в сфере высшего образования являлся Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исследование проводилось с августа 2021 года по февраль 2022 года
Целевыми группами стали потребители образовательных услуг: обучающиеся и представители работодателя.
Первая группа: студенты очной и заочной форм обучения, обучающиеся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в количестве 110 человек. Возраст респондентов от 18 до 35 лет – 61,1%, старше 35 лет – 38,9%. Наличие опыта обучения в дистанционной форме более двух семестров имелось у 54,3 % опрошенных.
Вторая группа – государственные и муниципальные служащие органов публичной власти Владимирской области в количестве 42 человек, (возраст респондентов от 24 до 65 лет, стаж работы опрошенных - более пяти лет).
Исходя из опыта имеющихся исследований по вопросам эффективности образовательной деятельности [8], выделены три основных критерия оценки процесса получения образовательных услуг в формате дистанционного обучения со стороны потребителя:
- удовлетворенность качеством;
- удовлетворенность процессом;
- удовлетворенность результатом.
Обозначенные выше критерии рассматривались через ряд показателей: наличие опыта обучения в дистанционной форме, предпочтительность формы обучения, полезность и доступность обучающих материалов, преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Анализ результатов оценки данных показателей показал следующее (таблица 1).
Таблица 1
Оценка респондентами процесса получения образовательных услуг в формате дистанционного обучения
Показатели
|
Очная форма
обучения, %
|
Заочная форма обучения,
%
|
1.
удовлетворённость
занятиями, проводимыми в дистанционной форме
(выбор одного варианта ответа) | ||
неудовлетворительно
|
23,9
|
0
|
в целом
удовлетворительно
|
60,9
|
47,1
|
такие занятия предпочтительны
|
15,2
|
52,9
|
2.
полезность и доступность учебных материалов
(выбор нескольких вариантов ответов) | ||
полезны и доступны
|
52,2
|
57,1
|
доступны, но их польза невелика
|
41,8
|
41,3
|
не несут пользы и плохо доступны
|
0
|
1,6
|
3.
изменения, произошедшие в результате
перехода в онлайн формат
(выбор нескольких вариантов ответов) | ||
трудоемкость обучения снизилась
|
46
|
50
|
трудоемкость
обучения увеличилась
|
34,9
|
36,1
|
качество преподавания снизилось
|
15,9
|
8,3
|
качество преподавания повысилось
|
20,6
|
33,3
|
уровень знаний студента снизился
|
20,8
|
11,1
|
уровень
знаний студента повысился
|
15,9
|
28,9
|
Источник: составлено авторами
Данные, представленные в таблице, позволяют сделать следующие выводы:
- имеется расхождение в оценках респондентами различных форм обучения, так не удовлетворены занятиями, проводимыми в дистанционной форме 23,9 % студентов очной формы обучения и 0 % заочной формы, и наоборот, наиболее предпочтительными считают онлайн-занятия 52,9% студентов заочного обучения и лишь 15,2% - очного;
- по остальным позициям можно отметить сопоставимые в целом оценки изменений, произошедших в результате перехода образования в онлайн формат: некоторое повышение трудоемкости обучения при одновременном повышении качества преподавания.
При этом наиболее значимыми позитивными сторонами дистанционного обучения будущие государственные и муниципальные служащие считают наличие возможностей совмещать обучение с работой, заниматься самообразованием; гибкость и экономичность процесса получения высшего образования (рисунок 1).
Рисунок 1. Преимущества дистанционного обучения, выделенные респондентами, %
Источник: составлено авторами
Следует при этом отметить наличие негативных факторов, влияющих на качество высшего образования, по мнению студентов (рисунок 2).
Рисунок 2. Недостатки дистанционного обучения, выделенные респондентами, %
Источник: составлено авторами
Показательным является выделение в качестве основного недостатка дистанционного обучения возникновение проблем технического характера всеми респондентами. Далее по степени значимости в порядке убывания следуют наличие коммуникативного барьера, нерабочая обстановка и отсутствие коллективного взаимодействия.
В ходе оценки результатов дистанционного обучения со стороны обучающихся был составлен следующий рейтинг эффективности форм организации занятия:
1) лекция-презентация – 75 %
2) дискуссии – 69,4%
3) групповая или командная работа – 66,7 %
4) интерактивные квесты и викторины – 30,6%
5) использование или создание видеоматериалов - 27,8%
6) виртуальные путешествия и экскурсии – 25%
7) работа в специальных приложениях (Google - формы, онлайн-доски MIRO, Padlet и т.п.) – 16,7%.
С целью оценки качественных результатов дистанционных занятий по окончании изучения курсов с помощью различных форм контроля (практические задания, кейсы, тестирование и т.д.) была проведена оценка уровня сформированности таких компетенций будущих управленцев как: способность использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, государственные и муниципальные информационные системы (средний уровень у 54,1% студентов); умение осуществлять коммуникативное взаимодействие со всеми субъектами управления (средний уровень - 44,2%); понимание возможностей современных информационных технологий и умение использовать их для решения задач профессиональной деятельности (средний уровень - 77,8%).
Далее была проведена оценка эффективности процесса получения образовательных услуг в формате дистанционного обучения со стороны потребителей (обучающихся и представителей работодателя) с учетом критериев, названых выше.
Каждый из критериев оценивался по 4 основным показателям:
1. Удовлетворенность качеством – содержательность и актуальность, практико-ориентированность образовательного контента, соответствие специфике профессии, использование комплекса средств подачи материала на занятии.
2. Удовлетворенность процессом – доступность дистанционного формата, техническая оснащенность процесса обучения, наличие информационной компетентности всех участников образовательного процесса, наличие обратной связи и интерактивность взаимодействия с преподавателем и другими студентами.
3. Удовлетворенность результатом - наличие оптимального уровня сформированности знаний, умений, навыков, наличие опыта профессиональной деятельности у будущих государственных и муниципальных служащих. Оценка третьего критерия проводилась представителями работодателя.
Полученные данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Оценка эффективности дистанционного обучения респондентами, %
Источник: составлено авторами
Обобщая данные, представленные на графике, следует отметить:
1. Среднюю в целом удовлетворенность качеством содержания дистанционного образования. Так многие респонденты отметили соответствие изучаемого материала специфике профессии (89,4%), содержательность и актуальность образовательного контента (45,2%), его практико-ориентированность (34,5%), однако их не вполне устраивает однообразие средств подачи материала на онлайн-занятии (26,7 %);
2. Респонденты невысоко оценивают процесс организации дистанционного обучения из-за проблем с обеспечением доступности (34,8%) и возникновением технических неполадок в ходе коммуникации (удовлетворенность лишь у 20,2 %), эти проблемы, вероятно, являются причиной нарушения обратной связи (23,3 %) при достаточной информационной компетентности участников образовательного процесса (58,6%);
3. Уровень удовлетворенности результатом дистанционного обучения является критическим, так немногие респонденты оценивают компетентность обучающихся как оптимальную в части умений (34,2%), как удовлетворительную в части навыков (12,3%) и опыта профессиональной деятельности (10,2%), при этом знания студентов оцениваются как сформированные на достаточном уровне (55,2%). Здесь следует, однако указать на наличие проблемы результативности профессиональной подготовки кадров не только в аспекте дистанционного обучения, а скорее вследствие недостаточной эффективности профессионального образования в целом.
Заключение
Уровень профессиональной компетентности государственного и муниципального служащего определяет результативность деятельности органов публичной власти и эффективность государственного управления. В связи с чем актуальным вопросом подготовки специалистов для этой сферы является вопрос выработки новых подходов к реализации приоритетных задач в условиях цифровой трансформации высшего образования. Дистанционное обучение как элемент системы цифрового образования становится одним из необходимых механизмов решения данного вопроса. Форма обучения в дистанционном формате имеет как преимущества, так и недостатки, однако несомненным является факт обязательности ее использования в современных социально-экономических условиях с целью достижения необходимых образовательных результатов. С учетом сложности взаимодействия элементов системы высшего образования необходимо учитывать мнение всех субъектов образовательного процесса, особенно потребителей образовательных услуг. В первую очередь следует ориентироваться на мнение обучающихся, как непосредственных участников и, конечно, на мнение представителей работодателя как заказчика.
Проведенный анализ эффективности использования технологии дистанционного обучения в процессе подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления позволил сделать некоторые выводы:
- использование дистанционного обучения в процессе высшего образования необходимо в условиях цифровизации образования и имеет как преимущества (позволяет совмещать обучение с работой), так и недостатки (технические и коммуникативные проблемы);
- оценка качества образовательных услуг в формате дистанционного обучения со стороны потребителей показывает удовлетворенность качеством содержания и процессом образования, получаемого в удаленном формате, однако указывает на проблему обеспечения необходимых результатов;
- с целью получения качественных результатов дистанционных занятий при подготовке кадров необходимо сделать акцент на формирование комплекса компетенций будущих государственных и муниципальных служащих, интегрируя содержание образования с возможностями современных информационных технологий.
References:
Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. (2019). Proekt didakticheskoy kontseptsii tsifrovogo professionalnogo obrazovaniya i obucheniya [Draft didactic concept of digital vocational education and training] M.: Izdatelstvo «Pero». (in Russian).
Eliseev D.P., Kolesnichenko E.A., Radyukova Ya.Yu. (2019). Sovershenstvovanie kadrovogo obespecheniya deyatelnosti ispolnitelnyh organov regionalnoy vlasti [Improvement of personnel support of activities of executive bodies regional authority]. Vestnik severo-kavkazskogo federalnogo universiteta (newsletter of north-caucasus federal university). (6(75)). 70-77. (in Russian). doi: 10.37493/2307-907X-2019-75-6-70-77.
Kirkpatrik D.L., Kirkpatrik D.D. (2008). Chetyre stupenki k uspeshnomu treningu: prakticheskoe rukovodstvo po otsenke effektivnosti obucheniya [Four steps to a successful training: a practical guide to evaluating the effectiveness of training] M.: Eych Ar Media. (in Russian).
Kuznetsov N.V. (2019). Onlayn - obrazovanie: klyuchevye trendy i prepyatstviya [Online education: key trends and barriers]. E-Management. (1). 19-25. (in Russian). doi: 10.26425/2658-3445-2019-1-19-25.
Kyazimov K.G. (2020). Tsifrovaya obrazovatelnaya sreda kak uslovie dlya primeneniya tsifrovyh obrazovatelnyh tekhnologiy v UPO [Digital education environment as a condition for the application of digital educational technologies in vocational education institutions]. Professional education in the modern world. 10 (1). 3556-3565. (in Russian). doi: 10.15372/PEMW20200118.
Masilova M.G., Lobov V.E. (2019). Problemy kadrovogo obespecheniya organov mestnogo samoupravleniya i puti ikh resheniya [Problems of staffing of local self-government bodies and ways to solve them]. Territory of New Opportunities: Vladivostok State University of Economics and Service Bulletin. 11 (4). 170-179. (in Russian). doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/170-179.
Paskova A.A. (2021). «Obrazovanie 4.0» v epokhu tsifrovoy transformatsii: perspektivy i vozmozhnye puti realizatsii [Education 4.0 in the era of digital transformation: perspectives and possible project concepts]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 13 (4). 100-106. (in Russian). doi: 10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106.
Schools of the Future: Defining New Models of Education for the Fourth Industrial RevolutionWorld Economy Forum. Retrieved March 02, 2022, from https://www.weforum.org/reports/schools-of-the-future-defining-new-models-of-education-for-the-fourth-industrial-revolution
Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. (2021). Tsifrovaya obrazovatelnaya ekosistema: genezis i perspektivy razvitiya onlayn-obrazovaniya [Digital educational ecosystem: the genesis and prospects for the development of online education]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1273-1288. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
Uvarov A.Yu., Van S., Kan Ts. i dr. (2019). Problemy i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya v Rossii i Kitae [Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Zaytseva T.V., Nezhina T.G. (2019). Privlechenie molodezhi na gosudarstvennuyu i munitsipalnuyu sluzhbu: opyt regionov Rossii [Involving young people in state and municipal service: the experience of Russian regions]. Public administration issues. (1). 160-189. (in Russian).
Zinich L.V., Kuznetsova N.A., Evdokhina O.S. (2021). Politika upravleniya znaniyami v sisteme formirovaniya chelovecheskogo kapitala [Knowledge management policy in the system of human capital development]. Creative economy. 15 (12). 4599-4612. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.12.113938.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 18:33:18