Research of investment and innovation potential of the North-Western Federal District regions
Moskvina O.S.1, Nespanova I.V.1, Trukhanova A.S.1
1 Вологодский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 26 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 3 (March 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48218615
Cited: 1 by 07.08.2023
Abstract:
A serious obstacle hindering sustainable territorial development is the problem of low investment and innovation activity in Russian regions. In solving this problem, an important role is assigned to the study of investment and innovation potential. Its effective use makes it possible to mobilize investment resources and direct them to the formation of an innovatively active economy of the regions. The article considers approaches to the assessment of innovation and investment potentials. The methodological approach to the assessment of investment and innovation potential based on integral and matrix approaches is tested. The interpretation of the results obtained on the materials of the North-Western Federal District regions is presented. The research materials can be used by regional authorities in the formation of investment and innovation policy, the development of strategic and tactical documents defining the spatial development of the territories of the North-Western Federal District. The results of the research presented may be of interest for scientific discussions and may be used in scientific and educational activities.
Keywords: investment process, innovation process, investment and innovation potential, investment and innovation development disproportions, investment and innovation processes development scenarios
JEL-classification: R12, R13, E22
Введение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование инновационно активной экономики невозможно без активизации инвестиционной деятельности в российских регионах. Повышение территориальной конкурентоспособности в значительной степени обусловлено возможностями активизации инвестиционных и инновационных процессов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и оказывают существенное влияние на сбалансированное и развитие страны в целом и ее отдельных регионов [1]. Исследование инвестиционно-инновационного потенциала регионов РФ выступает объективной основой для формирования стратегических решений по обеспечению устойчивого социально-экономического развития территорий. Значительная часть российских регионов, находясь в кризисной ситуации и сталкиваясь с ресурсными ограничениями (трудовыми, финансовыми, научными и т.д.), не имеют возможности инвестировать в инновационный сектор экономики. В сложившейся ситуации важная роль отводится формированию адекватной современным условиям инвестиционной и инновационной политики, базирующейся на поддержке стимулирующих и преодолении ограничивающих факторов территориального развития.
Целью настоящей статьи является проведение сравнительного анализа и группировки регионов Северо-Западного федерального округа по уровню инвестиционного и инновационного потенциалов, выявление основных диспропорций и определение перспектив развития инвестиционно-инновационных процессов в Северо-Западном федеральном округе.
Обоснование методологии оценки инвестиционно-инновационного потенциала регионов.
Способность региона реализовать возможности, определяемые наличием инвестиционных ресурсов, в целях достижения максимального положительного результата инновационной деятельности территории представляет собой инвестиционно-инновационный потенциал региона [2]. Обоснование методологии оценки инвестиционно-инновационного потенциала в экономической литературе в настоящий момент является предметом научной дискуссии. Это связано с различными подходами к выбору показателей для оценки инвестиционного и инновационного потенциалов, а также обоснованием методов обобщения результатов анализа с целью принятия управленческих решений в сфере инвестиционно-инновационного развития территорий. Изучение методологических подходов к оценке инвестиционно-инновационного потенциала позволило сформулировать ряд положений:
1. Методология оценки инвестиционно-инновационного потенциала должна базироваться на поэтапном анализе инвестиционного и инновационного потенциалов территории [2].
2. Анализ инвестиционного потенциала должен содержать в себе базовые показатели, отражающие инвестиционные возможности для социально-экономического развития региона [3-8].
3. Анализ инновационного потенциала должен включать в себя базовые показатели, характеризующие ресурсные возможности для активизации инновационной деятельности в регионе [9-14].
4. Выбор базовых показателей для оценки инвестиционного и инновационного потенциалов должен осуществляться с учетом особенностей региональной статистики. [15].
5. Среди наиболее распространенных методов для агрегирования результатов оценки инвестиционно-инновационного потенциала авторами рассматриваются интегральный и матричный подходы, которые позволяют не только агрегировать базовые показатели, но также сопоставить результаты анализа инвестиционного и инновационного потенциала в территориальном разрезе. [16-19].
С учетом выделенных положений для оценки инвестиционно-инновационного потенциала регионов СЗФО была выбрана методика, базирующаяся на сочетании матричного и интегрального подхода, которая включает в себя три этапа [2]. На первом этапе формируется исходная информация в разрезе частных потенциалов. На втором этапе анализируется уровень инвестиционного и инновационного потенциалов регионов в соответствии с информационной базой исследования. На третьем этапе проводится группировка регионов на основе трех уровней инвестиционного и инновационного потенциалов: высокий, средний и низкий уровень. Далее формируется матрица, в которой каждый регион занимает определенную позицию, отражающую уровни инвестиционно-инновационного потенциала (таблица 1).
Таблица 1
Группировка регионов по уровню инвестиционно-инновационного потенциала
Группа регионов
|
Соотношение уровней «инвестиционный потенциал»/
«инновационный потенциал»
|
Характеристика группы
|
Группа «Регионы- Лидеры»
|
Высокий/Высокий
|
Регионы имеют инвестиционные ресурсы, достаточные
для активизации инновационной деятельности и формирования
инновационно-активной экономики.
|
Высокий/Средний
| ||
Средний/Высокий
| ||
Группа «Устойчивые регионы»
|
Средний/Средний |
Для этих регионов характерен среднероссийский
уровень инвестиционной и инновационной активности.
|
Группа «Проблемные регионы»
|
Высокий/Низкий
|
Регионы, имеющие низкие показатели развития либо
инвестиционного, либо инновационного потенциала.
|
Средний/Низкий
| ||
Низкий/Высокий
| ||
Низкий/Средний
| ||
Группа «Кризисные регионы»
|
Низкий/Низкий |
Регионы с ограниченными возможностями для активизации инвестиционных
и инновационных процессов.
|
Источник: составлено авторами на основе [2]
|
Для выделенных групп регионов характерны общие тенденции развития, что позволяет выявить главные направления территориальных стратегий инвестиционно-инновационного развития. На основе представленной методики была проведена оценка инвестиционно-инновационного потенциала регионов СЗФО.
Исследование инвестиционного и инновационного потенциалов регионов Северо-Западного федерального округа.
Информационная база для оценки инвестиционного и инновационного потенциалов регионов основывается на официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Период наблюдения 2015-2020 гг.
В таблице 2 представлены результаты анализа инвестиционного потенциала регионов федерального округа в разрезе его частных потенциалов.
Таблица 2
Оценка инвестиционного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа в разрезе частных потенциалов за 2015-2020 гг.
Название
потенциала и его характеристика
|
Показатели,
применяемые для оценки потенциала
|
Результаты анализа
в разрезе регионов СЗФО
|
Трудовой потенциал: отражает
потенциальные возможности территории в привлечении
высококвалифицированных трудовых ресурсов для активизации
инвестиционной деятельности в регионе.
|
-
доля численности работников, занятых в регионе, в общей численности работников, занятых в стране, в%
- уровень участия в рабочей силе населения в возрасте 15-72 лет, в %; доля занятого населения с высшим и средним профессиональным образованием, в %; |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Производственный
потенциал: отражает потенциальные возможности хозяйственной деятельности
предпринимательских структур и населения территории для реализации
инвестиционной деятельности в регионе.
|
-
объем промышленной продукции
на душу населения, тыс.руб.
- объем продукции сельского хозяйства на душу населения; тыс.руб. объем строительных работ на душу населения; тыс.руб. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург и Ленинградская область,
остальные регионы - низкий уровень.
|
Материально-технический
потенциал: отражает потенциальные возможности материально-технической
базы организаций региона для реализации инвестиционных проектов и
активизации инвестиционной деятельности.
|
-
доля основных фондов
организаций региона к общей стоимости основных фондов в тране, в %
- фондообеспеченность организаций региона, тыс.руб. /чел. коэффициент износа основных фондовв организациях региона, в %; |
2015
год: средний уровень
-
г.Санкт-Петербург, Вологодская область,
Калининградская область, Новгородская область, Республика Карелия; низкий
уровень – остальные регионы СЗФО.
2020 год: все регионы СЗФО относятся к среднему уровню потенциала. |
Финансовый потенциал: отражает
максимально возможный объём собственных и привлеченных финансовых ресурсов
для включения территории в инвестиционный и инновационный процессы.
|
-
сумма сальдированного финансового
результата на душу населения, тыс.руб.
- доходы консолидированного бюджета региона на душу населения, тыс.руб. среднедушевые доходы населения региона, тыс. руб. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Инвестиционный потенциал:
отражает способность территории реализовать возможности, содержащиеся в ее
инвестиционных ресурсах, в целях достижения положительного максимального
результата (эффекта).
|
Iинвест.
= , где
Iинвест. - инвестиционный потенциал региона; kj – весовой коэффициент j –го частного потенциала; При формировании Iинвест. весовые коэффициенты для каждого показателя приравнивались к 1. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Источник: составлено авторами
|
Как видно из данных таблицы, в территориальном разрезе инвестиционного потенциала не наблюдается значительных изменений. Лидирующее положение по всем позициям занимает - г.Санкт-Петербург. Позитивная динамика отмечается при характеристике материально-технического потенциала территорий. Негативным является то, что большинство регионов СЗФО обладают лишь низким уровнем частных потенциалов. Что касается обобщающей оценки инвестиционного потенциала, то за период с 2015 по 2020 гг. средний уровень был характерен лишь для г.Санкт-Петербург, остальные территории СЗФО имеют низкие инвестиционные возможности среди российских регионов.
В таблице 3 представлены результаты анализа инновационного потенциала регионов федерального округа в разрезе его частных потенциалов.
Таблица 3
Оценка инновационного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа в разрезе частных потенциалов за 2015-2020 гг.
Название
потенциала и его характеристика
|
Показатели,
применяемые для оценки потенциала
|
Результаты анализа
в разрезе регионов СЗФО
|
Образовательный
потенциал: отражает
потенциальные возможности по привлечению специалистов высокой квалификации
для активизации инновационной деятельности.
|
– численность персонала, занятого научными
исследованиями и разработками на 10 тыс. человек населения;
– численность исследователей с учеными степенями на 10 тыс. человек населения; – численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 тыс. человек населения. |
2015
год: средний уровень
-
г.Санкт-Петербург, низкий уровень –остальные регионы СЗФО.
2020 год: высокий уровень - г.Санкт-Петербург, остальные регионы СЗФО относятся к низкому уровню потенциала. |
Финансовый
потенциал: отражает
уровень затрат и инвестиционных ресурсов для активизации инновационных
процессов в регионе.
|
– внутренние затраты на научные
исследования и разработки к ВРП, в %;
– затраты на информационные и коммуникационные технологии к ВРП, в %; – затраты на технологические инновации, в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. |
2015
год: средний уровень
-
г.Санкт-Петербург и Вологодская область; низкий уровень – остальные регионы
СЗФО.
2020 год: высокий уровень - г.Санкт-Петербург, средний уровень – Вологодская область, Мурманская область, Новгородская область; остальные регионы СЗФО относятся к низкому уровню потенциала. |
Научно -технический потенциал: отражает потенциальные возможности территории в
создании инновационных продуктов, выполнении работ и оказании услуг.
|
– доля объема инновационных товаров,
работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, в
%;
– инновационная активность организаций, в %; – разработанные передовые производственные технологии на 10 тыс. человек населения. |
2015
год: высокий уровень
-
г.Санкт-Петербург, средний уровень – Архангельская область, Вологодская
область, Мурманская область, Республика Карелия; низкий уровень -
остальные регионы СЗФО.
2020 год: высокий уровень - г.Санкт-Петербург; остальные регионы СЗФО относятся к среднему уровню потенциала. |
Информационно-коммуникационный
потенциал: отражает результаты развития и внедрения
информационно-коммуникационных технологий в регионе.
|
– использование информационных и
коммуникационных технологий в организациях, в %;
– удельный вес организаций, использовавших специальные программные средства, в общем числе обследованных организаций (наука, проектирование, обучение), в %; – удельный вес домохозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет, в %. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Инновационный потенциал: отражает
способность региона самостоятельно создавать, тиражировать и использовать
инновации.
|
Iиннов.
= , где
Iиннов. - инвестиционный потенциал региона; kj – весовой коэффициент j –го частного потенциала; При формировании Iинвест. весовые коэффициенты для каждого показателя приравнивались к 1. |
За 2015-2020 гг. ситуация не
изменилась: высокий уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы -
низкий уровень потенциала.
|
Источник: составлено авторами
|
Данные таблицы свидетельствуют о росте инновационных возможностей регионов СЗФО. В 2019 году позиции лидера и высокий уровень частных потенциалов характерен для г. Санкт-Петербург (за исключением информационно-коммуникационного потенциала). Значительно улучшились позиции регионов СЗФО по показателям научно-технического и финансового потенциала. Однако несмотря на позитивные тенденции, в анализируемом периоде уровень инновационного потенциала регионов СЗФО по-прежнему остается на низком уровне, исключением является г Санкт-Петербург, занимающий лидирующие позиции среди российских регионов и обладающий высоким инновационным потенциалом.
Обобщающая оценка инвестиционно-инновационного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа.
Группировка регионов СЗФО по уровню инвестиционно-инновационного потенциала за 2015-2020 гг. представлена в таблице 4.
Таблица 4
Группировка регионов Северо-Западного федерального округа по уровню инвестиционно-инновационного потенциала за 2015-2020 гг.
Уровень инновационного
потенциала
|
Уровень инвестиционного
потенциала
| |||
Высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
| |
— (группа 1) |
г. Санкт-Петербург
(группа 4) |
—
(группа 7) | ||
Средний
|
—
(группа 2) |
—
(группа 5) |
—
(группа 8) | |
Низкий
|
—
(группа 3) |
—
(группа 6) |
Архангельская область;
Вологодская область; Калининградская область; Ленинградская область;
Мурманская область; Новгородская область; Псковская область; Республика
Карелия; Республика Коми;
(группа 9) | |
Источник: составлено
авторами
|
Анализ представленных данных показал, что за анализируемый период не произошло изменений в группировке регионов Северо-Западного федерального округа. Лидером является г.Санкт-Петербург (средний инвестиционный потенциал/высокий инновационный потенциал). Эффективное использование инвестиционных ресурсов и высокая активность инновационных процессов позволяет рассматривать г. Санкт-Петербург как полюс роста в национальной экономике, который определяет вектор инвестиционно-инновационного развития российских регионов. Остальные территории СЗФО обладают низким инвестиционным и инновационным потенциалом и относятся к «группе кризисных» с недоиспользованными возможностями для активизации инвестиционных и инновационных процессов. Данные территории имеют возможности для развития отраслей специализации, диверсификации структуры экономики, решения проблем социально-экономического развитияВ перспективе многие из выделенных территорий могут перейти в соседние группы, повысив уровень инновационного и инвестиционного потенциала. Однако позитивная динамика проявится только в том случае, если будет преодолено влияние негативных диспропорций, сформировавшихся в инвестиционном и инновационном секторе регионов СЗФО (таблица 5).
Таблица 5
Негативные диспропорции развития инвестиционных и инновационных процессов в регионах Северо-Западного федерального округа
Диспропорция
|
Характеристика
диспропорции
|
Диспропорции в
источниках финансирования.
|
Обусловлены низкой долей привлеченных
средств в развитие экономики регионов СЗФО за счет банковских кредитов,
частных российских и иностранных инвесторов, сбережений населения и уровня
бюджетных средств.
|
Отраслевые диспропорции.
|
Обусловлены недофинансированием обрабатывающих отраслей
экономики, наукоемких производств и инновационно-активных предприятий
регионов СЗФО, способных изменить экономическую структуру территорий
федерального округа.
|
Территориальные
диспропорции.
|
Обусловлены неравномерностью развития инвестиционных
и инновационных процессов в регионах СЗФО, концентрацией привлекаемых
инвестиций и реализуемых инноваций в крупных промышленных центрах регионов.
При этом в большинстве муниципальных районов уровень инвестирования и
инновационной активности крайне низкий.
|
Регулярные колебания
экономической активности.
|
Обусловлены сокращением временного промежутка между
кризисами, Выражаются в неспособности накопления ресурсов для реализации
инвестиционных и инновационных проектов, возрастании уровня рисков осуществления
инвестиционно-инновационной деятельности в регионах СЗФО.
|
Источник: составлено авторами
|
Преодоление негативной непропорциональности и создание эффективной инвестиционной и инновационной политики в рамках Стратегий социально-экономического развития регионов СЗФО позволит активизировать инвестиционную и инновационную деятельность, а также повысить эффективность использования потенциалов территорий федерального округа [20].
Заключение.
Полученные результаты исследования позволяют выделить основные тенденции инвестиционно-инновационного развития регионов СЗФО за 2015-2020 гг.:
1. Анализ инвестиционного потенциала показал, что его территориальная структура практически не изменилась: в группу со средним уровнем потенциала входит только г.Санкт-Петербург, остальные регионы СЗФО имеют низкие инвестиционные возможности среди российских регионов.
2. Анализ инновационного потенциала выявил рост инновационных возможностей регионов СЗФО. Позиции лидера и высокий уровень частных потенциалов характерен для г. Санкт-Петербург. Несмотря на улучшение позиций регионов СЗФО в разрезе частных потенциалов, уровень их инновационного потенциала по-прежнему остается на низком уровне.
3. Группировка регионов СЗФО по уровню инвестиционно-инновационного потенциала свидетельствует о неравномерности развития инвестиционных и инновационных процессов. К группе «Регионы-лидеры» относится г.Санкт-Петербург - это полюс роста в национальной экономике, который определяет вектор инвестиционно-инновационного развития российских регионов. Остальные территории федерального округа обладают низким инвестиционным и инновационным потенциалом и относятся к «группе кризисных» с недоиспользованными возможностями для активизации инвестиционных и инновационных процессов.
Перспективы регионов Северо-Западного федерального округа зависят от выбора сценария инвестиционного- инновационного развития. Пессимистический сценарий основан на сохранении негативных диспропорций, в результате его реализации продолжат обостряться проблемы, связанные с формированием адекватной современным требованиям инновационно-активной экономики. Оптимистический сценарий связан с активизацией инвестиционных процессов и расширением на этой основе инновационной деятельности, что создаст предпосылки для формирования конкурентоспособной экономики в регионах СЗФО. Реализация данного сценария потребует формирования адекватной современным условиям инвестиционной и инновационной политики, базирующейся на поддержке стимулирующих и преодолении ограничивающих диспропорций территориального развития.
References:
Bramanti St. Tarantola (2012). Regional Innovation Index Regional champions within national Innovation Systems
Devyatilova A.I. (2021). Otsenka innovatsionno-investitsionnogo potentsiala regiona [Assessment of the region's innovation and investment potential]. Vestnik Akademii znaniy. (42(1)). 116-123. (in Russian).
Ershova I.G., Guselnikova L.N. (2020). Otsenka innovatsionnogo potentsiala regiona v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Assessment of the innovative potential of the region in the digital economy]. Natural-humanitarian research. (32(6)). 175-180. (in Russian).
Gaynanov D.A., Gataullin R.F., Ataeva A.G. (2021). Metodologicheskiy podkhod i instrumentariy obespecheniya sbalansirovannogo prostranstvennogo razvitiya regiona [Methodological approach and tools for ensuring region's balanced spatial development]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (2). 75–91. (in Russian).
Glagolev S.N., Doroshenko Yu.A., Manin, A.V. (2014). Investitsionno-innovatsionnyy potentsial regiona: sushchnost, znachenie, impakt-faktory i sposoby optimizatsii [Investment and innovation potential of the region: essence, significance, impact factors and ways of optimization]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomik i prava. (2). 127-131. (in Russian).
Golaydo I.M. (2012). Investitsionnyy potentsial regiona [Investment potential of the region]. Regional Economics: Theory and Pactice. (17). 59-68. (in Russian).
Gubanova E.S., Moskvina O.S. (2020). Metodicheskie osnovy otsenki investitsionnogo potentsiala munitsipalnyh obrazovaniy [Methodical bases of assessment of municipal structures' investment potential]. Problems of Territory’s Development. (1(105)). 37–51. (in Russian).
Gubanova E.S., Moskvina O.S. (2020). Metodologicheskie aspekty otsenki investitsionno-innovatsionnogo potentsiala regiona [Methodological aspects of the assessment of the investment and innovation potential of a region]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (2). 41–55. (in Russian).
Ivanov S.L., Ustinova K.A. (2021). Innovatsionnyy potentsial regiona kak faktor razvitiya predprinimatelstva [Regional innovative potential as a factor of entrepreneurship development]. Problems of Territory’s Development. (5). 146–165. (in Russian).
Kiryushkina A.N., Kurilova A.A. (2021). K voprosu ob innovatsionnom i investitsionnom razvitii subektov Rossiyskoy Federatsii [To the question of innovation and investment development of subjects of the Russian Federation]. ASR: Economics and Management. (1(34)). 173-176. (in Russian).
Kormishkina L. A., Kormishkin E. D., Koloskov D. A. (2016). Multiplier and Accelerator Effects of Investments in the Russian Economy (Facts, Trends and Prospects) Indian Journal of Science and Technology. (9(29)). 115–128.
Lakhmetkina N.I. (2014). Investitsionnyy potentsial – fundamentalnoe ponyatie investitsionnogo protsessa [Investment potential is a fundamental concept of the investment process]. Financial Analytics: Science and Experience. (4). 17-20. (in Russian).
Naumov I.V., Trynov A.V., Safonov A.O. (2020). Stsenarnoe modelirovanie vosproizvodstva investitsionnogo potentsiala institutsionalnyh sektorov v regionakh Sibirskogo federalnogo okruga [Scenario modeling of reproduction of the investment potential of institutional sectors in the regions of the Siberian Federal District]. Finance: Theory and Practice. (24(6)). 19-37. (in Russian).
Nigmatullin Sh.I. (2021). Otsenka innovatsionnogo potentsiala i innovatsionnogo razvitiya v regione [Assessment of innovative potential and innovative development in the region]. Economics and management. (3(159)). 62–66. (in Russian).
Pavlikova O.V. (2016). Metodika otsenki ustoychivogo razvitiya innovatsionno-investitsionnogo potentsiala regiona [Methodology for assessing the sustainable development of innovation and investment potential of the region]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (1). 300-311. (in Russian).
Rezepin A.S., Mikhaylov M.A. (2020). Aktualnye problemy otsenki investitsionnogo potentsiala regiona [Actual problems in assessment of the regions' investment potential]. Bulletin of Udmurt University. (30(3)). 354-361. (in Russian).
Roszko-Wójtowicz E., Białek J. (2017). Evaluation of the EU countries’ innovative potential – multivariate approach Statistics in Transition New Series. (18). 167–180.
Sotnikova A.A. (2021). Metodologicheskie aspekty opredeleniya innovatsionnogo potentsiala regiona [Methodological aspects of determining the innovation potential of the region]. Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo». (3). 64–71. (in Russian).
Trynov A. V. (2020). Teoreticheskie aspekty analiza investitsionnogo potentsiala regiona v razreze o institutsionalnyh sektorov [Theoretical aspects of the analysis of the investment potential of the region in the context of institutional sectors]. Journal of Economic Theory. (1). 238-244. (in Russian).
Tsapo I.P., Saveleva I.P. (2014). Metodika otsenki investitsionnogo potentsiala i innovatsionnoy privlekatelnosti subektov RF [Methodology for assessing the investment potential and innovative attractiveness of the subjects of the Russian Federation]. Regional economy. (8). 25-30. (in Russian).
Страница обновлена: 30.03.2025 в 00:30:37