Situational centers as a tool of modern management system

Denisov D.Yu.1
1 МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ МИРЭА)

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 12 (december 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47995225
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The current processes of digital transformation of the management system are impossible without the development of digital solutions in the form of automated information systems. The relevance of the study of situational centers as digital solutions and tools for effective management of facilities at various levels is a priority at the national and regional levels of the country. The purpose of the research is to study the concept, formation and development of modern situational centers in the sectoral areas of companies and the public sector management in the Russian Federation. The author sets the solution of the main task: to analyze the role and importance of situational centers as digital innovations and tools in the field of effective decision-making at different levels of management as a promising direction for the development of the Russian management system. The methodology of the research is based on general scientific methods of analysis and synthesis, as well as mathematical and statistical methods of study. The research conducted has shown that the formation and development of modern situational centers in the Russian Federation are effective digital solutions for managing complex objects of various levels. These centers have great potential for development in the country's sectoral economy, in sectoral, departmental government structures and authorities to create a unified digital system.

Keywords: decision theory, digital solutions, situation center, digital innovations, digital economy

JEL-classification: M10, P41, R58



Введение

Современные процессы деловой трансформации бизнеса и развитие цифровых технологий высоких скоростей обмена и накопления больших данных во всех отраслях и сферах экономии и государственного сектора ставят под пристальное рассмотрение теоретические вопросы качественного и результативного управления.

Первоочередными критериями профессионального менеджмента становятся быстрота и оперативность принятия, реализации и контроля управленческих решений, возможности прогнозирования и корректировки выбранной управленческой стратегии развития объекта управления под влиянием факторов и больших данных разнородных областей.

Необходимым инструментом современного управления становятся цифровые решения в виде автоматизированных информационных систем. С их помощью процесс управления современными сложными объектами становится на порядок более результативным, в том числе за счет увеличения скорости и объемов анализа больших данных, ускорения поиска необходимых вариантов решений для достижения выбранных целей, мониторинга выполнения принятых управленческих решений и оперативности получения обратной связи.

Результаты исследования

1. Теоретические подходы к определению ситуационного центра как системы и инструмента современного управления

Современное развитие телекоммуникационных возможностей, цифровые инновации, теория и модели принятия решений современного менеджмента на основе цифровых технологий поддержки принятия решений сделали возможным эффективное управление сложными организационными системами различного уровня и объема с помощью ситуационных центров.

Основой рационального управления такими организационными системами, как страна и отдельные ее регионы, отрасли экономики и промышленности, система обороны страны, объекты и элементы инфраструктуры с повышенной степенью опасности, становится современный цифровой ситуационный центр [1, 3, 5] (Boldyrev, 2013; Vladimirov, Denisenko, Simankov, Cherkasov, 2008; Daskovskiy, Kiselev, 2017).

Исследователь Вишневский В.В. рассматривает ситуационный центр как автоматизированную систему, предназначенную больше для ситуационного управления, чем оперативного менеджмента, которая должна объединять информационные технологические инновации сферы принятия управленческих решений для совместного, коллективного принятия рациональных решений, осуществления анализа и прогнозов результатов данных решений [2] (Vishnevskiy, 2010).

В своих трудах ученый Морозов А.А. представляет ситуационный центр как организационную систему управления сложными объектами на базе новых информационных технологий, в основе которой должен преобладать человеческий фактор: системные аналитики и эксперты, которые объединяют свои профессиональные возможности для коллективной подготовки и принятия эффективных решений с помощью современных инструментов [8] (Morozov, 2016).

Исследователи Симанков В.С. и Черкасов А.Н. считают, что главной основой ситуационного центра является информационная система поддержки принятия решений с элементами искусственного интеллекта. Данная цифровая система обеспечивает возможность решения максимального количества поставленных задач и вопросов за минимальное время, используя интеллектуальный подход к рациональному использованию больших данных из разнородных областей [9] (Simankov, Cherkasov, 2015).

Ведущий специалист по внедрению и использованию ситуационных центров в России Трунович А.С. [11] говорит, что на практике ситуационный центр (далее – СЦ) представляет собой интегрированное информационно-аналитическое организационное решение комплексного управления с опорой на современные цифровые и телекоммуникационные технологии. Ситуационный центр на техническом уровне включает в себя диспетчерскую, систему мониторинга и визуализации аналитической информации, центр сбора данных и инструмент контроля исполнения управленческих решений, но при этом СЦ является цифровым инновационным решением, позволяющим максимально оперативно определять и принимать управленческие решения для сложных организационных систем, которые основаны на фактических данных прошлого и настоящего.

Ситуационный центр как цифровое решение имеет большой потенциал развития, поскольку включает в себя методы и инструменты прогнозирования, поиска отклонений и аномалий, основы машинного обучения, процессы управления и стратегического планирования работы различных производственных и территориальных объектов на основе оперативных, аналитических больших данных, которые для СЦ являются незаменимым ресурсом.

Ситуационный центр создает значительные конкурентные преимущества и возможности как обязательный инструмент современного менеджмента для эффективного управления крупным высокотехнологичным предприятием, группой компаний, отраслью экономики и даже целым регионом страны.

2. Виды и развитие ситуационных центров в России

Создание, развитие и активное использование ситуационных центров в Российской Федерации началось с 2015 года и стало одной из приоритетных задач цифровой отраслевой и региональной трансформации. По мнению ведущих специалистов по СЦ [4, 10] (Gerasimov, 2016; Sologubova, 2018), выраженной классификации ситуационных центров пока нет, так как каждый реализованный проект по созданию и внедрению ситуационного центра – это отдельное цифровое решение технического задания по реализации высокотехнологичного инструмента управления для каждого индивидуального сложного объекта менеджмента со своими специфическими проблемами и задачами [6, 7] (Lenchuk, Vlaskin, 2018; Loseva, Ledneva, 2021). Однако исходя из особенностей принимаемых управленческих решений и применяемых цифровых технологий, можно выделить следующие виды ситуационных центров, действующих в России: корпоративный, оперативного реагирования и государственного управления.

Корпоративный ситуационный центр представляет собой многофункциональный СЦ, который способен выполнять комплексный процесс управления целой организационной системой одного предприятия или целой группы компаний, холдингом. Данные СЦ повышают скорость принятия управленческих решений, от которых зависят прибыль и эффективность компаний, конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и зарубежных рынках, и обеспечивают контроль большого числа объектов управления в виде отдельных филиалов, обособленных подразделений компаний, отдельных цехов и производственных линий, что делает цифровое решение особенной актуальным для территориальных холдингов.

Среди российских компаний, активно использующих корпоративные ситуационные центры, – Сбербанк и МТС, чьи экосистемы стали возможны только благодаря СЦ, российские биржи РТС и ММВБ, такие промышленные производственные группы компаний, как «СИБУР Холдинг», «Газпром», «Северсталь», «Новолипецкий металлургический комбинат», «СЕГЕЖА ГРУПП», ведущий оператор на оптовом рынке электроэнергии «АТС», а также логистические компании и операторы морских и железнодорожных терминалов.

Ситуационные центры оперативного реагирования стали применяться в организационных системах мониторинга и управления кризисными, чрезвычайными ситуациями, управления безопасностью и инженерно-технической защитой городской инфраструктуры. Данные СЦ решают узкоспециализированные задачи и управляют рисками природного, техногенного и урбанизированного характера. Ведущими ситуационными центрами оперативного реагирования в Российской Федерации являются следующие:

- ситуационный центр МЧС России: осуществление мониторинга и управления кризисными и чрезвычайными ситуациями, координация проведения различных оперативных и спасательных операций на территории регионов страны;

- ситуационный центр организации дорожного движения в Москве: контроль и управление дорожным движением на основе цифровой интеграции всей транспортной инфраструктуры города. Сложную организационную систему дорожного движения невозможно на сегодняшний день представить без ситуационного центра оперативного реагирования, поскольку она требует управления на основе непрерывного потока данных от 7600 детекторов дорожных и транспортных потоков светофорными объектами (1750 ед.), комплексами фото- и видефиксации (1310 ед.), дорожными знаками и информационными табло (более 350 ед.);

- ситуационный центр метрополитена Москвы: анализ, контроль и управление подземным транспортным движением на основе цифровой интеграции данных, получаемых со всех линий, станций и поездов метрополитена в онлайн-режиме «24/7», направленный на беспрерывность, безопасность, оперативность осуществления большого объема потока пассажирских перевозок;

- ситуационный центр Российской академии государственной службы при Президенте РФ: обучение слушателей для приобретения практических навыков по использованию передовых инновационных технологий в работе и использования ситуационных центров для принятия рациональных управленческих решений разного уровня;

- ситуационный центр Рособрнадзора РФ: оперативное планирование, контроль и мониторинг проведения единого государственного экзамена среди российских выпускников средней школы.

Ситуационный центр государственного управления Российской Федерации представляет собой сложную организационную систему, состоящую из ФГИС «Ситуационный центр электронного правительства» и Системы распределенных ситуационных центров регионов и ведомств России (СРСЦ), которые объединены цифровой Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [13].

Ситуационный центр электронного правительства Российской Федерации на сегодняшний день обеспечивает эффективное взаимодействие 20 181 пользователей информационных систем, входящих в инфраструктуру действующего Правительства РФ. Спецификой данного СЦ федерального уровня являются особые, секретные требования к уровню информационной безопасности к доступу и использованию баз данных и информации, связанных с масштабами решаемых задач и проблем государственного значения стратегического управления. Ситуационный центр постоянно осуществляет мониторинг работоспособности каждого ведомства и региона России, включающий более 700 сервисов и 4421 видов показателей и отчетности деятельности.

Система распределенных ситуационных центров регионов и ведомств России призвана обеспечить предупреждение и устранение кризисных и чрезвычайных ситуаций, эффективное оперативное и стратегическое управление регионом, оперативное и качественное получение государственных услуг населением посредством новых цифровых технологий [12] (Khanova, 2011). Работа ситуационных центров регионов и ведомств позволяет оперативно анализировать поступающие обращения, заявки, предложения от населения, моделировать и прогнозировать возможные варианты стратегического развития ситуаций и способствует принятию эффективных и рациональных управленческих решений на соответствующем уровне.

Система межведомственного электронного взаимодействия как цифровой инновационный инструмент необходима для осуществления обмена информацией и защищенными данными между федеральными, региональными и местными органами государственной власти в рамках оказания государственных услуг. Только за 10 месяцев текущего 2021 года было обработано 22 129 756 710 сообщений через систему СМЭВ.

Система межведомственного электронного взаимодействия как высокотехнологичное цифровое решение с наивысшим уровнем информационной безопасности включает в себя: защищенные базы данных; сведения об истории движения заявленного и фактического оказания каждому жителю страны государственных и муниципальных услуг; телекоммуникационные и программные средства, обеспечивающие взаимодействие различных информационных систем ведомств и регионов.

Система межведомственного электронного взаимодействия является необходимым цифровым инструментом современного специалиста управления в ситуационном центре государственного управления, которое представляет собой свод определенных стандартов и регламентов, позволяющих системам федеральных, муниципальных ведомств и региональным органам власти, контроля и надзора эффективно взаимодействовать между собой и с Единым порталом государственных услуг для населения России.

На сегодняшний день становление и развитие ситуационных центров в Российской Федерации как эффективных цифровых решений управления сложными организационными и производственными объектами различного уровня имеет большой практический потенциал и возможности не только в реальных секторах экономики, но и в федеральных, региональных и муниципальных органах власти, отраслевых и ведомственных государственных структурах, призванных создавать единую цифровую систему для всех объектов управления в России.

Заключение

Необходимыми критериями и показателями уровня профессионализма современной системы менеджмента являются оперативность принятия управленческих решений, возможность прогнозирования и корректировки управленческой стратегии развития объекта управления под влиянием различных факторов и тенденций. Таким образом, инструментом современного управления становятся цифровые решения в виде автоматизированных информационных систем.

Современные инновационные возможности, цифровые технологии поддержки принятия управленческих решений сделали возможным эффективное управление сложными организационными системами различного уровня и объема с помощью ситуационных центров.

На практике ситуационный центр представляет собой интегрированное информационно-аналитическое организационное решение комплексного управления с опорой на современные цифровые и телекоммуникационные технологии.

Ситуационный центр дает конкурентные преимущества и большие возможности в современном менеджменте для эффективного управления крупными высокотехнологичными предприятиями, группой компаний, отраслью экономики и регионами страны.

В Российской Федерации становление и активное использование ситуационных центров началось с 2015 года и стало одной из приоритетных задач цифровой отраслевой и региональной трансформации. Выделяют следующие виды ситуационных центров в России, исходя из особенностей принимаемых управленческих решений: корпоративный, оперативного реагирования и государственного управления.

Современное становление и развитие ситуационных центров в Российской Федерации как эффективных цифровых решений управления сложными объектами различного уровня имеет большой потенциал развития не только в отраслевой экономике страны, но и в отраслевых, ведомственных государственных структурах и органах власти, призванных создавать единую цифровую систему для всех объектов управления в России.


References:

. []. (in Russian).

Boldyrev A.S. (2013). Osnovnye ponyatiya teorii prinyatiya resheniy [The basic concepts of decision theory]. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (1(57)). 87-91. (in Russian).

Daskovskiy V.B., Kiselev V.B. (2017). Otsenka effektivnosti proizvodstvenno-khozyaystvennoy deyatelnosti [Evaluation of the efficiency of production and economic activity]. The Economist. (6). 64-82. (in Russian).

Gerasimov B.N. (2016). Issledovanie roli i mesta menedzhmenta v upravlencheskoy deyatelnosti organizatsii [Research of the role and place of management in the management activity of the organization]. Vestnik of Samara State University of Economics. (1(135)). 55-60. (in Russian).

Khanova A.A. (2011). Organizatsiya prinyatiya resheniy v vide tsikla upravleniya effektivnostyu organizatsii [Organization of decision-making in the form of the management cycle of organization efficiency]. Vestnik of Astrakhan State Technical University. (2). 171-177. (in Russian).

Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. (2018). Formirovanie tsifrovoy ekonomiki v Rossii: problemy, riski, perspektivy [Formation of the digital economy in Russia: problems, risks, prospects]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 9-21. (in Russian).

Loseva A. V., Ledneva O.V. (2021). Innovatsionnoe razvitie rossiyskikh territoriy: problemy ponimaniya, izmereniya i otsenki [Innovative development of russian territories: problems of understanding, measurement and evaluation]. Property Relations in the Russian Federation. (4(235)). 6-23. (in Russian). doi: 10.24412/2072-4098-2021-4-6-23.

Morozov A.A. (2016). Situatsionnye tsentry. Ponyatie i opredelenie [Situational centers. Concept and definition]. Matematicheskie mashiny i sistemy. (1). 48-54. (in Russian).

Simankov V.S., Cherkasov A.N. (2015). Metodologicheskie aspekty funktsionirovaniya sistem podderzhki prinyatiya resheniy v ramkakh intellektualnoy sistemy situatsionnogo tsentra [Methodological aspects of functioning of decision-making support system within the intelligent system of situational center]. Vestnik AGU. (4(171)). 133-138. (in Russian).

Sologubova G.S. (2018). Sostavlyayushchie tsifrovoy transformatsii [Components of digital transformation] (in Russian).

Vishnevskiy V.V. (2010). Organizatsionnye protsedury situatsionnogo tsentra [Organizational procedures of the situation center]. Matematicheskie mashiny i sistemy. (4). 62-67. (in Russian).

Vladimirov S.N., Denisenko A.O., Simankov V.S., Cherkasov A.N. (2008). Metodologicheskie aspekty postroeniya sistem podderzhki prinyatiya resheniy [Methodological aspects of the expert decision-making support systems' construction]. Vestnik of DSTU. (3(38)). 258-267. (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 00:19:54