Approach to modeling educational migration using fuzzy logic and agent-oriented modeling

Migranova L.I.1, Atnabaeva A.R.1
1 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 12 (december 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44668174

Abstract:
An approach to modeling educational migration using fuzzy logic and agent-oriented modeling on the example of the Republic of Bashkortostan is described. An assessment of the impact of state influence mechanisms on the behaviour of agents as a factor in reducing the level of educational migration in the region was the purpose of a comprehensive authors' research. To achieve this goal, the trends and level of educational migration in the Republic of Bashkortostan were analyzed. The agents of the model, their characteristics, behaviour strategies and interaction with each other were described. The algorithm of functioning of the agent-oriented model in the educational migration block was developed. A model of applicants behaviour when choosing a place of study based on the fuzzy logic apparatus was developed. The model was tested on retrospective data. It was concluded that the developed model can become one of the blocks in the development of tools for prospective personnel training in the region for conducting numerical experiments in order to introduce an effective mechanism for regulating the educational system of the region at the level of regional authorities.

Keywords: education, educational migration, migration, agent-oriented modeling

Funding:
Статья выполнена в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01211-20-01 на 2020 г.

JEL-classification: I25, I26, I29



Введение

Демографическая ситуация как в стране в целом, так и в регионах негативно сказывается на образовательной системе региона. Спад рождаемости, увеличение доли образовательной миграции приводят к снижению численности абитуриентов [1] (Statisticheskyi sbornik, 2019). В условиях цифровизации (возникновение новых форм обучения, информационная мобильность, внедрение единого государственного экзамена) [2, c. 13–22; 3] (Klochkova, Sadovnikova, 2019, p. 13–22; Gainanov, Klimenteva 2020), изменений требований работодателей к компетенциям специалистов (hard skills, soft skills) [4] (Saifullina, 2020) и усиливающегося профессионально-квалификационного дисбаланса возникает необходимость изучения и прогнозирования поведения абитуриентов, разработка и внедрение эффективного инструмента государственного воздействия на их поведение с целью сокращения образовательной миграции. Сегодняшние реалии диктуют политику жесткой конкуренции и борьбы региональных вузов со столичными вузами и площадками дистанционного обучения за привлечение абитуриентов и обеспечения соответствия требованиям рынка труда. Низкая конкурентоспособность региональных вузов увеличивает долю образовательной миграции, что в конечном итоге приводит к потере качества и численности будущих трудовых ресурсов.

В Республике Башкортостан образовательная деятельность ведется в 10 образовательных организациях высшего образования, из которых 8 вузов являются государственными, 2 – негосударственными, а также 19 филиалов российских вузов по более чем 58 направлениям подготовки. Статистика по численности студентов, обучающихся в вузах Республики Башкортостан, представлена на рисунке 1 и охарактеризована снижением численности обучающихся: в 2019 численность студентов составляла 100,5 тыс. чел., что на 41% ниже, чем в 2010 году [5] (Statisticheskyi sbornik, 2019). Снижение численности обучающихся вызвано последствиями демографического спада в начале 90-х годов, в то время рождаемость снизилась до рекордных значений: 41368 чел. в 1999 году, для сравнения: пик рождаемости пришелся на 1987 год и составлял 81950 чел., а в 2019 году рождаемость составила 47010 чел. [1; 6 c. 1430] (Statisticheskyi sbornik, 2019; Gainanov, Migranova, 2020, p. 1430).

Рисунок 1. Динамика численности обучающихся в образовательных организациях высшего образования Республики Башкортостан, тыс. чел.

Источник: составлено авторами [5] (Statisticheskyi sbornik, 2019).

В 2018 году, согласно официальной статистике, в республике сменили место жительства 127352 человека, что на 6% больше, чем в 2017 году. В 2019 году численность мигрантов составила 113845 чел., данный показатель снизился на 10% по сравнению с предыдущим годом. Также следует отметить, что в 2017 году миграционная убыль составила 2607 человек, в 2018 году – 8858, а в 2019 году – 5506 [7] (Statisticheskyi sbornik, 2019). Показатели миграционной убыли выше всего среди населения, сменившего место жительства в связи с учебой. Основная часть миграционной убыли пришлась на такие муниципальные образования, как Чишминский, Ишимбайский, Баймакский, Хайбулинский районы и г. Стерлитамак. Внутрирегиональная миграция в 2018 году составила 96565 человек, а межрегиональная – 39301 чел., в 2019 году соответствующие показатели составили 95037 и 36664 человек. Распределение выбывших из Республики Башкортостан мигрантов пришлось в основном на такие федеральные округа, как Уральский (Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО), Приволжский (Республика Татарстан), Центральный (Москва и Московская область), Северо-Западный (Санкт-Петербург и Ленинградская область) [8 c. 93–99] (Nizamutdinov, Atnabaeva, Ahmetzyanova, 2020, p. 93–99). Как показывает статистика, выбывают в основном лица моложе трудоспособного и трудоспособного возраста, а возвращаются в республику население старше трудоспособного возраста. Республика Башкортостан находится на втором месте по численности выбывшего населения среди регионов Приволжского федерального округа.

На четвертом месте в списке обстоятельств, вызвавших необходимость смены места жительства, указана причина «в связи с учебой», по данному пункту в 2018 году покинули регион 15333 человека, что составило 13% от всех мигрантов [7] (Statisticheskyi sbornik, 2019). В основном это молодежь от 16 до 20 лет, не имеющие высшего профессионального образования. Согласно данным Министерства образования и науки РБ, 25% выпускников школ покидают регион для обучения в вузах за пределами республики, сдача ЕГЭ позволяет это сделать. Если раньше для того, чтобы подать документы в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, приходилось туда ездить, то теперь, сдав ЕГЭ на высокие баллы, можно поступить в любой престижный вуз страны. Следует отметить, что это очень серьезная проблема, поскольку сдерживающий когда-то миграцию фактор отпал. Как показал опрос, 40% из всех выпускников школ уехали, так как в университетах республики нет желаемых специальностей, остальные 60% решили учиться в вузах других регионов по иным причинам. Статистика по стобалльникам еще более удручающая: из 127 стобалльников в нынешнем году в вузы республики планировали поступать 45%, остальные 55% намерены учиться в других регионах. Для сравнения: в прошлом году 17% поступили в республиканские университеты, остальные уехали из Башкирии [9] (Analiticheskaya spravka, 2018).

В связи с демографическим спадом [10 c. 16; 11 c. 383–398] (Atnabaeva, Nizamutdinov, 2019, p. 16; Oreshnikov, Nizamutdinov, 2019, p. 383–398) и оттоком молодежи за пределы республики обостряются такие проблемы, как развитие эффективной кадровой политики региона, восполнение кадров, увеличение профессионально-квалификационного дисбаланса и др. Вышеназванные проблемы требуют разработки научно обоснованной, практически реализуемой системы управления поведением абитуриента с целью снижения уровня миграции среди молодежи.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам регулирования образовательной миграции [12 c. 16; 13 c. 307–311; 14 c. 64–69] (Doroshenko, 2019, p. 16; Nasadkin, Pituhin, Astafeva, 2015, p. 307–311; Pituhin, Semenov, 2014, p. 64–69), комплексно не рассмотрены индивидуальные характеристики абитуриентов, а также меры государственного воздействия на них.

Применение агент-ориентированного подхода к решению перечисленных проблем позволит создать реальный механизм эффективной государственной политики в сфере образовательной миграции как фундамент формирования и развития кадровой обеспеченности региона на основе научно обоснованных подходов с применением методов экономико-математического моделирования [15–18] (Bahtizin, 2008; Karpov, 2006; Kiseleva, 2009; Sushko, 2012).

Отличительной особенностью разрабатываемой модели является описание поведения абитуриента, максимально приближенной к реальности с применением технологий нечеткого и агент-ориентированного моделирования. В качестве объекта исследования выступает население Республики Башкортостан.

Подход к моделированию образовательной миграции с применением нечеткой логики и агент-ориентированного моделирования

В модели представлены 3 типа агентов: «Человек», «Специальность» и «Регион». Для агента типа «Человек» определены следующий набор параметров:

· «Возраст» – начальное значение для нового агента равно 0;

· «Пол» – определяется при создании (рождении) агента на основе логики «на 105 мальчиков рождается 100 девочек» ;

· «Место жительства» – значение для нового агента наследуется от переменной «Место жительство родителей»;

· «Баллы ЕГЭ» – равна сумме баллов, сданных по трем выбранным предметам;

· «Доход семьи» – рассчитывается на основе данных переменной «Заработная плата родителей», деленной на количество человек в категории «Семья»;

· «Специальность» – содержит информацию о выбранной специальности, механизм выбора представлен в работе [19] (Gainanov, Migranova, Minyazev, 2020);

· «Статус» – отражает информацию о миграционной активности агента (активен / не активен);

· «Удаленность» – зона тяготения к крупным городам. Местоположение агентов сгруппировано по зонам тяготения к крупным городам [20 c. 38–57] (Ataeva, Ulyaeva, 2018, p. 38–57):

­ I зона тяготения к Уфе: Архангельский, Аургазинский, Бирский, Благоварский, Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский, Нуримановский, Салаватский, Уфимский, Чишминский районы, вероятность миграции 10%;

­ II зона: Альшеевский, Буздякский, Буравеский, Бурзянский, Гафурийский, Давлекановский, Дюртюлинский, Ишимбайский, Караидельский, Мелеузовский, Мишкинский, Миякинский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Чекмагушевский, вероятность миграции 9%;

­ III зона тяготения к Оренбургу: Зианчуринский, Зилаирский, Кугарчинский, Куюргазинский, Федоровский, Хайбуллинский районы, вероятность миграции 12,5%;

­ IV зона тяготения к Казани, Нижнекамску Альметьевску, Набережным Челнам: Бакалинский, Белебеевский, Бижбулякский, Ермекеевский, Илишевский, Туймазинский, Краснокамский, Шаранский районы, вероятность миграции 16,7%;

­ V зона тяготения к Перми, Ижевску: Аскинский, Балтачевский, Калтасинский, Татышлинский, Янаульский районы, вероятность миграции 28,5%;

­ VI зона тяготения к Екатеринбургу: Белокатайский, Дуванский, Мечетлинский, Кигинский районы, вероятность миграции 40%;

­ VII зона тяготения к Магнитогорску, Челябинску: Абзелиловский, Баймакский, Белорецкий, Учалинский районы, вероятность миграции 50%;

· «Известность (или зависимость)» – уровень зависимости от общественного мнения (этот показатель отражает желание абитуриента получить образование в престижном вузе).

Второй тип агентов «Специальность», которые представлены направлениями подготовки в соответствии Перечнем направлений подготовки высшего образования, для которых определен следующий набор параметров:

· «Наименование» – в соответствии с Перечнем направлений подготовки высшего образования;

· «Престижность» – количество запросов в поисковой строке за год;

· «Количество бюджетных мест» – сумма бюджетных мест по i-ой специальности, в соответствии с контрольными цифрами приема формируемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

· «Стоимость обучения» – среднее значение по всем вузам Республики Башкортостан;

· «Количество мест в общежитии».

Третий тип агентов «Регион» представлен в единственном экземпляре и отражает социально-экономические характеристики и поведение Республики Башкортостан, для которого определены следующие параметры:

· «Количество бюджетных мест» – сумма бюджетных мест по всем специальностям;

· «Стоимость обучения» – среднее значение стоимости обучения по всем специальностям;

· «Рейтинг вузов» – максимальное значение рейтинга вузов по мировому рейтингу Round University Ranking среди вузов Республики Башкортостан.

· «Количество мест в общежитиях» – максимальное количество мест в общежитиях, предоставляемых высшими образовательными учреждениями для студентов всех курсов;

· «Вузы» – число вузов, расположенных в регионе (не филиалы), вошедших в топ-100 вузов России по рейтингу Round University Ranking.

Концепция агент-ориентированной модели заключается в создании цифрового двойника абитуриента, поведение которого максимально приближено к реальности. Проанализировав мотивации абитуриентов при выборе вуза, были выделены ключевые параметры агента «Человек»:

‒ уровень знаний – сумма баллов ЕГЭ по 3 предметам;

‒ средний уровень дохода семьи на одного человека;

‒ ­уровень зависимости от статуса вуза;

‒ удаленность места проживания от ближайшего вуза.

В связи с тем, что поведение агентов сложно описать, опираясь только на количественные показатели, для имитации поведения агентов в модели была использована нечеткая логика, разработанная в среде Matlab с помощью расширения Fuzzy Logic Toolbox. Главной зависимой переменной является «Статус агента». Входными лингвистическими переменными выступают факторы, влияющие на поведение агентов при выборе вуза, описанные выше и представленные в таблице 1.

Таблица 1

Описание входных переменных

Наименование
Диапазон значений
Термы
Тип функциональной принадлежности
Уровень знаний
0..300
высокий
средний
низкий
Гауссова
Доход
0..150
высокий
средний
низкий
Гауссова
Зависимость
0-100
высокая
средняя
низкая
Гауссова
Удаленность
0..7
близко
далеко
Гауссова
Статус агента
1..3
активный
не активный
Гауссова
Источник: составлено авторами.

На основе экспертных оценок и ретроспективных статистических данных с помощью модуля fuzzy были сформированы продукционные правила, которые имеют вид «Если - То» (табл. 2).

Таблица 2

Продукционные правила построения системы нечеткого вывода


ЕСЛИ
ТО
Уровень знаний
Доход
Зависимость
Удаленность
Статус агента
1
низкий
низкий
низкая
близко
не активен
2
высокий
низкий
низкая
далеко
активный
3
низкий
высокий
низкая
далеко
активный
4
высокий
высокий
высокая
близко
активный






142





Источник: составлено авторами.

На рисунке 2 представлен фрагмент визуализации поверхности нечеткой логики, отражающий зависимость выходной переменной «Статус агента» от следующих параметров: удаленность места жительства от ближайшего вуза и уровень знаний, разница суммы баллов ЕГЭ и средний уровень дохода семьи на одного человека. Так, при высоком уровне знаний и увеличении дохода семьи статус агента «активен».

Рисунок 2. Визуализация поверхности нечеткого вывода рассматриваемой модели

Источник: составлено авторами.

Для наглядного представления логики поведения агентов на рисунке 3 изображен алгоритм функционирования агент-ориентированной модели, а именно блок миграционной активности абитуриентов. На начальном этапе работы модели создаются агенты «Человек», «Специальность» и «Регион» на основе официальных данных из статистических сборников региона [1, 5, 7] (Statisticheskye sborniki, 2019).

Рисунок 3. Алгоритм поведения агента «Человек», блок «Образовательная миграция»

Источник: составлено авторами.

Далее реализуется блок «Образование». Для каждого агента «Человек» в возрасте 17 лет осуществляется выбор и сдача единого государственного экзамена, описанные в статье [19] (Gainanov, Migranova, Minyazev, 2020):

Допущение: в модели агент выбирает только 1 предмет, в случае несдачи ЕГЭ считается, что он остается в РБ.

Далее, в соответствии с выбранными экзаменами, для агента «Человек» формируется список специальностей и на основе правил престижности и наличия вакантных мест выбирается специальность. После чего для каждого агента определяется статус мигранта на основе правил нечеткой логики, описанной выше. Следует отметить, что наличие статуса «активный мигрант» для агента не является обязательной причиной к миграции. Как и в реальной жизни, не все, кто хочет уехать, меняют место жительства, так и в модели получен список абитуриентов, которые наиболее предрасположены к миграции.

Для учета дополнительных факторов, влияющих на принятие решения о миграции, в модели предусмотрен расчет показателя «Вероятность миграции» для агентов со статусом «активный мигрант» с использованием дискретного распределения вероятности Бернулли, генерирующего 1 (мигрант) с вероятностью успеха Kt (коэффициент выбытия в период времени t), а 0 (немигрант) с вероятностью отказа q=1000−p. Коэффициент выбытия, в свою очередь, рассчитывается на основе формулы 1:

Kt = 32,19-10,58*Х1t-0,81*Х2t+2,80*Х3t, (1)

где Х1t – темп изменения количества бюджетных мест в РБ на t-ом периоде;

Х2t – стоимость обучения вузах РБ на t-ом периоде;

Х3t – темп изменения количества мест в общежитиях РБ на t-ом периоде.

В том случае если в результате дискретного распределения вероятности Бернулли было сгенерировано значение 1, то агент удаляется из модели. На уровне с блоком «Обучение» в модели реализованы блоки «Рождение нового агента», «Смерть» и «Трудовая миграция», описанные в работах [19] (Gainanov, Migranova, Minyazev, 2020).

Апробация модели осуществлялась на ретроспективных данных с 2016 по 2019 год (табл. 3). Как видно из таблицы, расхождение фактических и прогнозных значений не превышает 10%, поэтому модель можно считать адекватной.

Таблица 3

Результат работы модели

Год
Количество бюджетных мест

Количество мест в общежитии
Стоимость обучения
Фактическое значение
Среднее значение прогноза
2015
11347

26,8
31685
32047
15229
2016
10509

25,4
32185
18591
19562
2017
10229

26,3
40725
16405
16400
2018
10333

26
49860
15333
14582
2019
10191

26
54380
13965
14794
Источник: составлено авторами.

Заключение

Разработанная агент-ориентированная модель позволяет проводить вычислительные эксперименты по оценке влияния различных механизмов государственного воздействия на поведение агентов с целью снижения уровня молодежной миграции в регионе, например, создание научного образовательного центра и студенческого городка в пригороде Уфы к 2025 году. По мнению авторов, данная модель может стать одним из блоков при разработке инструментария перспективной кадровой подготовки региона для проведения численных экспериментов с целью внедрения эффективного механизма регулирования образовательной системы региона на уровне региональных органов власти.


References:

Demograficheskie protsessy v Respublike Bashkortostan [Demographic processes in the Republic of Bashkortostan] (2019). Ufa: Bashkortostanstat. (in Russian).

Migratsiya naseleniya v Respublike Bashkortostan [Migration in the Republic of Bashkortostan] (2019). Ufa: Bashkortostanstat. (in Russian).

Obrazovanie i kultura v Respublike Bashkortostan [Education and culture in the Republic of Bashkortostan] (2019). Ufa: Bashkortostanstat. (in Russian).

Ataeva A.G., Ulyaeva A.G. (2018). Mezhregionalnaya molodezhnaya migratsiya kak ugroza uteri chelovecheskogo kapitala territorii (na materialakh Respubliki Bashkortostan i regionov Privolzhskogo federalnogo okruga) [Modern trends and factors of inter-regional migration of youth in Russia]. Tomsk State University Journal of Economics. (44). 38-57. (in Russian). doi: 10.17223/19988648/44/2 .

Atnabaeva A.R., Nizamutdinov M.M. (2019). Kontseptualnye i metodicheskie aspekty razrabotki agent-orientirovannoy modeli demograficheskikh protsessov na regionalnom urovne (na primere Respubliki Bashkortostan) [Conceptual and methodological aspects of developing an agent-based model of demographic processes at the regional level (on example of the Republic of Bashkortostan)]. Iskusstvennye obschestva. 14 (4). 16. (in Russian). doi: 10.18254/S207751800007514-4 .

Bakhtizin A.R. (2008). Agent-orientirovannye modeli ekonomiki [Agent-oriented economic models] M.: ZAO «Izdatelstvo «Ekonomika». (in Russian).

Doroshenko T.A. (2019). Razrabotka agent-orientirovannoy modeli Obrazovatelnoy migratsii naseleniya regiona [Development of an agent-based model of educational migration in the region]. Vestnik evraziyskoy nauki. 11 (5). 16. (in Russian).

Gaynanov D.A., Klimenteva A.Yu. (2020). Mezhdistsiplinarnyy podkhod k podgotovke nauchnyh kadrov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Interdisciplinary approach to preparation of scientific staff in the conditions of digital economy]. Fundamental research. (1). 15-19. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42667.

Gaynanov D.A., Migranova L.I. (2020). Transformatsiya regionalnyh rynkov obrazovatelnyh uslug i truda v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Transforming the regional markets for learning services and labor in a digital economy]. Regional Economics: Theory and Pactice. 18 (8(479)). 1430-1448. (in Russian). doi: 10.24891/re.18.8.1430.

Gaynanov D.A., Migranova L.I., Minyazev A.I. (2020). Imitatsionnaya model upravleniya povedeniem abiturienta v obrazovatelnoy sisteme regiona [Simulation model for managing student behaviour in the regional educational system]. Creative economy. 14 (10). 2551-2568. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.110924.

Karpov Yu.G. (2006). Imitatsionnoe modelirovanie sistem. Vvedenie v modelirovanie s Anylogic 5 [Simulation of systems. Introduction to modeling with Anylogic 5] SPb.: BKhV-Peterburg. (in Russian).

Kiseleva M.V. (2009). Imitatsionnoe modelirovanie sistem v srede AnyLogic [Simulation of systems in the AnyLogic environment] Yekaterinburg: UGTU-UPI. (in Russian).

Klochkova E.N., Sadovnikova N.A. (2019). Transformatsiya obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Transformation of education in the context of digitalization]. Open Education. 23 (4). 13-22. (in Russian). doi: 10.21686/1818-4243-2019-4-13-22.

Nasadkin M.Yu., Pitukhin E.A., Astafeva M.P. (2015). Agentnoe modelirovanie povedeniya abiturientov pri vybore vuza v Rossii [The agent-based modeling of entrants` university choice in Russia]. Fundamental research. (8-2). 307-311. (in Russian).

Nizamutdinov M.M., Atnabaeva A.R., Akhmetzyanova M.I. (2020). Issledovanie protsessov mezhregionalnoy migratsii na osnove imitatsionnogo modelirovaniya [Research of interregional migration processes based on simulation modelling]. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN. (3). 93-99. (in Russian). doi: 10.31040/2222-8349-2020-0-3-93-99 .

Oreshnikov V.V., Nizamutdinov M.M. (2019). Prognoz demograficheskogo razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya s primeneniem metodov ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya [A municipal formation's demographic development forecast using the methods of economic and mathematical modeling]. Regional Economics: Theory and Pactice. 17 (2(461)). 383-398. (in Russian). doi: 10.24891/re.17.2.383 .

Pitukhin E.A., Semenov A.A. (2014). Upravlenie potokami mezhregionalnoy obrazovatelnoy migratsii vypusknikov [Inter-regional migration of educational graduates in the Russian Federation]. Economics and management. (7(105)). 64-69. (in Russian).

Sayfullina L.D. (2020). Tsifrovaya ekspansiya: problemy i perspektivy zanyatosti [Digital expansion: challenges and employment prospects]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7). 175-179. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2020.120.7.033.

Sushko E.D. (2012). Multagentnaya model regiona: kontseptsiya, konstruktsiya i realizatsiya [Multi-agent model of the region: concept, design and implementation] M.: TsEMI RAN. (in Russian).

Страница обновлена: 24.04.2025 в 04:33:35