Central Asia in 2020-ies: questions, forecasts, prerequisites for economic development
Yalygin D.Yu.1
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Russia
Download PDF | Downloads: 17 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 2 (April-June 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44663155
Cited: 1 by 24.01.2023
Abstract:
Promising alternative projects for the development of new segments for the economies of the five Central Asian republics in the 2010-2020s are discussed in the article. The analysis of the reasons for the depletion of traditional specializations and deposits of natural resources, due to the active import by foreign investors, primarily the People's Republic of China, is conducted. The government's incentives and initiatives for businesses to develop new segments in national economies are touched upon due to the inability to get the usual amount of income from traditional schemes of already developed industries. Key problems and obstacles to the economic development of Central Asia are reflected. The objective reasons for the processes of globalization and regionalization in the five republics that occur under the pressure of the waves of the global economic crisis in 2008, affecting each country in Central Asia through the prism of centrifugal and centripetal processes, are indicated. The negative impacts of Beijing's policy in the region and the facts why the Central Asian states are trying to reduce the volume of cooperation with China, preferring other permanent partners, are shown. The forecast of objective prerequisites for the development of alternative sectors of the economy of Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Turkmenistan in the new waves of the global economic crisis in 2020-2030 is given.
Keywords: Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Uzbekistan, Turkmenistan, Central Asia, economy of Central Asia, alternative development projects of the economies of Central Asia, shadow economy in Central Asia, corruption in Central Asia, foreign investors in Central Asia
JEL-classification: F01, F15, F16, F21,F 40, F43, F51,F 63
Введение
В развивающихся странах с четко оформленным каркасом экономической специализации очень сложно развивать инновационные отрасли народного хозяйства ввиду комплекса проблем, начиная с недостатков необходимой инфраструктуры до коррупции и инертности мышления ключевых национальных и зарубежных инвесторов. Экономики пяти стран Центральной Азии ввиду последствий волн Мирового экономического кризиса 2008 года, в конце 2010-х гг. все чаще сталкиваются с фактом того, что традиционные ниши конечны, а необходимость развивать новые формы и секторы национальных экономик уже не просто отдаленная перспектива, а витальная необходимость в рамках обострения борьбы за ресурсы в Азии в начале ХХI века.
Цель исследования: на основе источниковых данных провести анализ перспективных новых направлений для развития национальных экономик пяти республик Центральной Азии.
Новизна исследования: впервые предложено рассмотреть вопрос развития экономик региона через призму проблем международных экономических отношений в рамках волн глобального экономического кризиса и изменения приоритетных направлений в рамках осложнений с иностранными инвесторами в данные государства.
Практическая значимость: предложено развивать альтернативные секторы без надежды использовать уже потраченный багаж наследства СССР с целью обеспечения стабильности каждого государства Центральной Азии, уменьшив тенденции к сепаратизму в регионе и каждой стране.
Основная часть
Необходимость развивать экономики ввиду устаревания технологий и развитых в период СССР секторов народного хозяйства назрела с 2000 года [1-19]. Вместо этого, получив существенное финансирование от зарубежных партнеров: Японии, КНР, США, Южной Кореи, Российской Федерации, Европейского cоюза и других, руководство стран распорядилось полученными инвестициями нерационально: частично на очень относительные по объемам и качеству модернизацию армий и правоохранительных органов, системы здравоохранения, социального обеспечения и личное обогащение в рамках разраставшихся тогда и сейчас пластов теневой экономики региона Центральная Азия (ЦА) [1–26]. Отсюда возникшая сейчас после волн глобального кризиса необходимость в кратчайшие сроки обеспечить эффективное прибыльное развитие альтернативных сегментов национального народного хозяйства [5–20].
Инновационные секторы для экономик пяти государств, которые должны дать определенные результаты для Казахстана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана [5–25] – строительство, индустрия разнообразного туризма как на существующих объектах с надлежащей инфраструктурой, так и абсолютно новые (например курорты Каспийского моря, озера Балхаш, горных долин в Узбекистане и Таджикистане и др.), выращивание нетрадиционных сельскохозяйственных и промышленных культур, инвестирование в фармакологическую промышленность, создание гидропоники для редких особо ценных растений промышленного потребления, в т.ч. специй, реабилитационные центры, в т.ч. по региональным специфическим заболеваниям (гепатиты, кишечные инфекции, отравления ядами локальных растений и др.) [5–25].
Если обратить внимание на экспорт ресурсов ЦА на восток, то можно увидеть, насколько сильно изменились объемы потребления газа Китайской Народной Республикой, что создает серьезные проблемы как для существующей инфраструктуры, так и в рамках анализа перспектив, на сколько лет хватит при таком перманентном росте ресурсов месторождений газа [1–25].
Другие ресурсы, которые компании КНР активно выкачивают из региона, также становятся объектом споров в парламентах пяти стран, в рамках конкуренции бизнеса национальных элит, что вызывает и активное раздражение у местного населения, которое не задействовано массово на данных работах, к тому же китайская рабочая сила после завершения проектов остается и далее интегрируется в криминал национальной диаспоры, осложняя жизнь национальным теневым экономикам, добавляя рост преступности и проблем открытым пластам развивающихся экономик Центральной Азии [1–26]. Особую роль играет и китайская стратегия менять условия переговоров, пытаясь получить большее, что все чаще не срабатывает, а лишь вредит КНР.
Напряжение с Пекином растет и из-за пребывания на территориях стран Центральной Азии незаконных формирований из Синьцзян-Уйгурского административного района [25] (Akaev, Keligov, Nanaeva, 2018). Следует отметить, что незаконные вооруженные формирования, ведущие боевую деятельность против центрального правительства Китая, оставляют внушительные средства во время отдыха в пяти республиках, что создает им позитивный дополнительный имидж у местного населения [25] (Akaev, Keligov, Nanaeva, 2018), тогда как выше описанное агрессивное китайское поведение в регионе ЦА –наоборот.
К другим зарубежным инвесторам: Японии, Южной Корее , США, Индии, Ирану, Пакистану и Турции у национальных элит и жителей субрегионов выработались специфические отношения, базирующиеся на общности культур и языков (ИРИ: фарси, Таджикистан – таджикский, Север Индии – хинди, близкие к фарси). Казахский, узбекский, туркменский, киргизский этносы тяготеют к тюркоязычным зарубежным партнерам, прежде всего к Турции, в меньшей степени из-за значительно меньших объемов товарооборота – к Азербайджану и Якутии (РФ).
Япония у всех пяти республик ассоциируется как некий универсальный сверхпозитивный для экономик партнер, не претендуя на экспансию, занял ниши, из которых никто не хочет такого внешнего инвестора потерять [8, 9] (Zakharev, 2017; Zakharev, 2018). С чем соглашаются даже самые главные конкуренты Токио – китайцы [8, 9] (Zakharev, 2017; Zakharev, 2018).
Благодаря наследию СССР особую роль внешнего партнера для ЦА играет Российская Федерация. Сотрудничество с республиками комплексное и постоянно расширяется, как по линиям гуманитарного двустороннего взаимодействия, так и по линиям ОДКБ , Евразийского союза, СНГ, ШОС и на «других полях». Особую роль играют вопросы миграции и трудовых мигрантов с разными сроками пребывания на территории РФ, именно замещение выходцами из Центральной Азии определяет ряд вопросов трудовых ниш и теневой экономики РФ [20–26] (Mukhammadiev, 2017; Zhiltsov, 2018; Ryazantsev, Akmalova, Karimov, Vazirov, 2018; Zhiltsov, Parkhomchik, Slisovskiy, Medvedev, 2018; Kuramayeva, Nurdavletova, 2018; Akaev, Keligov, Nanaeva, 2018; Ryazantsev, Osadchaya, Seleznev, Pismennaya, 2018).
Отдельно следует затронуть предпосылки и проекты развития возобновляемой энергии. Она вызывает растущий интерес как у государств Центральной Азии (инициативы «сверху»), так и у частных инвесторов [5–26] ввиду комплексного и нарастающего вопроса истощения природных ресурсов уже разведанных месторождений и мощностей, активного загрязнения субрегионов устаревшими во всех смыслах модификации и отдачи ТЭС и ГЭС. Это привело к уничтожению Аральского моря и отсутствию за почти 30 лет независимости инициатив по прекращению таких вредоносных проектов. Особые виды загрязнений от ТЭС наблюдаются в крупных промышленных городах Казахстана и Узбекистана [5–26].
Рынок рабочей силы стран Центральной Азии по-прежнему является источником заемной трудовой неквалифицированной рабочей силы, которая не находит применения на родине и ввиду волн глобального кризиса все менее актуальна в зарубежных странах традиционного пребывания. Возвращаясь на родину без средств, эти люди вынуждены интегрироваться в криминальную среду теневой экономики. Именно по этой причине создание в открытой экономике новых рабочих мест должно быть одной из ключевых задач центральных правительств пяти республик [1–25]. Развитие альтернативных сегментов для создания стабильных ниш для рабочих мест должно сделать коренной перелом в вопросах миграции населения Центральной Азии, лишая международный терроризм в регионе подпитки из социальной среды неустроенной молодежи и трудоспособных лиц зрелого возраста от 25 до 60 лет [20–25] (Mukhammadiev, 2017; Zhiltsov, 2018; Ryazantsev, Akmalova, Karimov, Vazirov, 2018; Zhiltsov, Parkhomchik, Slisovskiy, Medvedev, 2018; Kuramayeva, Nurdavletova, 2018; Akaev, Keligov, Nanaeva, 2018). Чем больше будут развиваться направления, тем будет выше занятость населения на местах и социальная мобильность масс будет происходить не вне родной страны и региона, а внутри, создавая новые по качеству трудовые отношения, улучшая возможности для населения трудиться ближе к дому без затрат времени на перемещения от места работы к месту фактического проживания и к местам родных регионов, как это происходит в настоящее время [1–25].
В настоящее время актуальность развития альтернативных ниш в национальных экономиках Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении возрастает. В конце 2010-х гг. начались активные инициативы уже «сверху» [1–11]. Однако, к сожалению, касаются, как правило, столичных округов и объектов с наличием определенной инфраструктуры периода СССР. Особый успех следует отметить в реорганизации полиса Астаны за счет зарубежных инвестиций, подконтрольных корпорациям, а особый провал следует отметить в Шымкенте и Караганде, где модернизация полисов с миллионными затратами, по сути, провалилась [1–3, 11–19]. В Узбекистане наибольшие успехи также касаются инфраструктуры Ташкента и столичного округа, наименьшие результаты можно увидеть в регионе озер бывшего Аральского моря [1–4] (Nazhimudinova, Margazieva, 2019). Во всем регионе предложения «снизу» часто создаются в результате конфликта интересов или в рамках борьбы за ниши местных и зарубежных капиталистов [5–11]. Основными проблемами для претворения данных программ в жизнь являются коррупция в Центральной Азии, недостаток бюджетного и зарубежного финансирования и огромные пласты теневой экономики, которая развивается динамично, обозначая старые и создавая новые проблемы для успешного развития пяти стран в условиях новых волн глобального экономического кризиса 2008 года в 2010–2020 гг. с продолжением в 2020–2030 гг. Объем необходимых суммарных затрат в течение первых пяти лет с начала старта реальных вложений на указанные ранее альтернативные секторы народного хозяйства всех пяти республик составляет порядка 20–21 млрд долларов США, по разным оценкам, а средства, которые затратили правительства стран Центральной Азии, не превысили и 100 млн долларов США [1–26]. Соблазн тратить остатки наследия СССР с расхищением денег зарубежных инвесторов при их содействии и без него, с интеграцией средств в каналы теневой региональной экономики при попустительстве всех этажей бюрократического аппарата оказался сильнее [5–26].
Практические выводы. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие заключения, которые должны помочь решить вопрос развития альтернативных секторов национальных экономик Центральной Азии из разряда перспектив в реальные действия центральных правительств [1–26].
1. Наладить контроль за распределением средств на всех уровнях власти. Что не представляется возможным в настоящее время ни в одной республике.
2. Интегрировать молодежь в новые ниши экономик для их более быстрого освоения.
3. Повышать прозрачность для иностранных инвесторов путем максимально открытого бизнеса через реальные результаты и отчеты.
4. Пересмотреть договоры с зарубежными инвесторами, если результат хозяйственной деятельности иностранных компаний наносит вред окружающей среде и местным жителям.
5. Ввод позитивной дискриминации: ряд ниш в зарубежных компаниях могут занимать только местные жители – граждане данной страны, чем решится вопрос трудоустройства определенных слоев специалистов.
6. Ввод и контроль за новыми мерами экологического законодательства в сфере добычи природных ресурсов.
7. Прозрачный отчет с реальными результатами в рамках расходов на социальную сферу с повышением количества клапанов парового котла по оси «низы» – «верхи», чего пока не отважился сделать ни один режим Центральной Азии.
8. Рост и развитие институтов национальной частной собственности со стимулом именно граждан страны вкладывать средства в свои государства под гарантии государственной защиты и поддержки [1–25].
Следует также отметить, что объективные предпосылки альтернативного развития региона Центральная Азия невозможны без новых оперативных форм связи по осям «власть – избиратели», «правоохранительные органы –граждане», национальные предприниматели и меры властей по их защите в нишах, где они не могут конкурировать с недобросовестными зарубежными инвесторами вплоть до выработки каждой из пяти республик своих мер позитивной дискриминации в ключевых секторах национального промышленного производства.
References:
Akaev V., Keligov M., Nanaeva B. (2018). Interpretations of terrorism: theoretical and practical approaches Central Asia and the Caucasus. 19 (4). 106-112.
Dosaliev U.K., Urazbaeva G.Zh., Abishova A.U., Utemisova G.T. (2017). Razvitie industrii gostepriimstva kak odnogo iz prioritetnyh napravleniy razvitiya turizma v Respublike Kazakhstan [Development of the hospitality industry as one of the priority directions of tourism in Kazakhstan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 91-100. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.38228.
Escap. unUnescap.org. Retrieved January 20, 2020, from https://www.unescap.org/sites/default/files/Central%20Asia%20Statistical%20Perspective%202018_WEB.pdf
Koroleva A.A., Norets A.O., Selyutin I.A. (2019). Analiz razvitiya kreativnyh industriy v Kazakhstane [Analysis of the development of creative industries in Kazakhstan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 3 (4). (in Russian).
Kosmin A.D., Kosmina E.A., Chernonozhkina N.V. (2015). Chelovecheskiy faktor kak osnovnoy element effektivnosti gosudarstvenno-administrativnogo upravleniya [Human reliability as the key factor of efficiency of state administrative management]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (20). 3359–3628. (in Russian).
Kosmin A.D., Kuptsova O.P. (2020). Problemy povysheniya eksportnogo potentsiala stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza kak vazhneyshego prioriteta ikh sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [The problem of increasing the export potential of the countries of the Eurasian Economic Union as the most important priority of their socio-economic development] Moscow. (in Russian).
Kosmin A.D., Kuznetsova E.A., Kosmina E.A. (2017). Problemy dostizheniya garmonicheskogo sochetaniya teleologicheskikh mekhanizmov rynka i gosudarstva [Problems of achieving a harmonious combination of teleological mechanisms of the market and the state]. ITportal. (2). 7. (in Russian).
Kuramayeva, Nurdavletova S. (2018). China’s soft power methods applied in Central Asian countries. (The case of Kazakhstan) Central Asia and the Caucasus. 19 (3). 17-25.
Mukhammadiev S.B. (2017). Ekonomicheskoe vliyanie Yuzhnoy Korei na postsovetskom prostranstve na primere Tsentralnoy Azii [Economic influence of South Korea in the post-Soviet space by the example of Central Asia]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 57-65. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.38279.
Mukhammadiev S.B. (2017). Ekonomicheskoe vliyanie Yuzhnoy Korei na postsovetskom prostranstve na primere Tsentralnoy Azii [Economic influence of South Korea in the post-Soviet space by the example of Central Asia]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 57-65. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.38279.
Mukhitdinova F.A. (2017). Novyy etap reformirovaniya podgotovki yuridicheskikh kadrov v Respublike Uzbekistan [A new stage in reforming the training of legal staff in the Republic of Uzbekistan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 101-107. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.37980.
Mukhitdinova F.A., Bakaeva F.A. (2017). Garantii prav predprinimateley v svete uzbekskoy modeli razvitiya [Guarantees of the rights of entrepreneurs considering Uzbekistan development model]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (1). 45-54.. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.1.37951.
Nazhimudinova S.S., Margazieva N.K. (2019). Sravnitelnyy analiz pokazateley Turtsii i tyurkoyazychnyh respublik v indikatore «sozdanie predpriyatiya» indeksa DoingBusiness [Comparative analysis of Turkey and the Turkic republics in the "enterprise creation" indicator of the Doing Business index]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 3 (4). (in Russian).
Pritvorova T.P., Petrenko E.S., Ayaganova M.P. (2017). Strategicheskiy analiz biznes-modeley sotsialnogo predprinimatelstva v Kazakhstane [Strategic analysis of business models of social entrepreneurship in Kazakhstan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 75-90. (in Russian). doi: 10.18334/.37975.
Ryazantsev S., Akmalova M., Karimov M., Vazirov Z. (2018). Methods of ensuring national security of Central Asian countries under new geopolitical conditions Central Asia and the Caucasus. 19 (4). 7-16.
Ryazantsev S.V., Osadchaya G.I., Seleznev I.A., Pismennaya E.E. (2018). Workforce mobility in the EAEU: trends, barriers, prospects Central Asia and the Caucasus. 19 (2). 28-36.
Zakharev Ya.O. (2017). Interesy klyuchevyh igrokov v Mongolii v nachale KhKhI veka [Interests of the key players in Mongolia in the early 21st century]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 67-74. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.37979.
Zakharev Ya.O. (2017). O nekotoryh plastakh tenevoy ekonomiki na postsovetskom prostranstve Tsentralnoy Azii: kratkiy ocherk [On some levels of shadow economy in the post-Soviet space of Central Asia: a short essay]. Economics. 1 (3). 139-144. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.3.38489.
Zakharev Ya.O. (2017). Perspektivy alternativnyh proektov ekonomicheskogo razvitiya Tsentralnoy Azii v 2018-2025 gg [Prospects of alternative projects of economic development of Central Asia in 2018-2025]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (4). 173-178. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.4.38726.
Zakharev Ya.O. (2017). Yaponiya v Tsentralnoy Azii v nachale KhKhI veka: izuchenie problemy ekonomicheskogo vliyaniya kitayskimi spetsialistami [Japan in Central Asia in the early 21st century: the study of the issue of economic influence by Chinese experts]. Economics. 1 (1). 11-18. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.1.37965.
Zakharev Ya.O. (2018). Kitayskiy vzglyad na usilenie Yaponii v Tsentralnoy Azii v kontse 2010-kh – nachale 2020-kh gg.: novye aktsenty i podkhody [The Chinese view on the strengthening of Japan in Central Asia in the late 2010s – early 2020s: new focus and approaches]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 2 (4). (in Russian). doi: 10.18334/asia.2.4.100605.
Zhiltsov S., Parkhomchik L., Slisovskiy D., Medvedev N. (2018). Central Asia today: a new wave of water and energy cooperation and pipeline architecture Central Asia and the Caucasus. 19 (2). 18-28.
Zhiltsov S.S. (2018). Uzbekistan’s foreign policy sets objectives for the development of Central Asia Central Asia and the Caucasus. 19 (4). 60-71.
Zhyulen Verkey,Turarbekova L.V. (2016). Gipoteza o smene vektora v geoenergeticheskoy politike tsentralnoy Azii [The hypothesis about the change of the vector in geoenergetics politics of Central Asia]. Vestnik KazNPU. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 17:24:29