Conflict in the personnel management system of an industrial enterprise, projected by a contradiction in the system of "human - production" relations

Buryhin B.S.1, Zatepyakin O.A.2, Yasinskiy D.Yu.2
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Russia
2 Сибирский государственный индустриальный университет, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 1 (January-March 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42613684
Cited: 2 by 05.09.2022

Abstract:
In the first part of the article, the authors consider the "human - production" system of relations in which the knowledge, skills and abilities of an employee, making up the quality of his workforce, form a line with the production requirements for a job that ensure targeted use of available means, tools and objects of labour, used for the effective implementation of the necessary technological, business processes. Further, the authors propose a graphical representation of the "human - production" relationship system. In the second part of the article, attention is drawn to the possibility of a contradiction in the system of "human - production" relations in the context of a competency-based approach, based on inconsistencies regarding the level positions of human competences in the labour process and the technological and business development of an industrial enterprise. As a result, the corresponding scheme for representing contradictions in the system of "human -production" relations is illustrated and considered. In the third part of this article, based on research and development in the field of theory and practice of managing socio-economic systems, the authors develop a generalized personnel management system at an industrial enterprise, taking into account the existence of an intra-system conflict. In conclusion, it is concluded that the interaction of elements of the developed control system indicate the need of detailing the objective content of the considered controlled system in the direction of a single employee, encompassing workforce, taking into account the professional qualification and personal competence components, which allow to generate position level of quality of the workforce, leading to volatility installed weight estimates such as particular competencies. All of the above mentioned requires the formation and processing capabilities, analysis of digital information about the condition and modification of existing competencies of workers coming from a data source located in the information space of the labour market, that allows to provide effective control on a control object (personnel), which eliminates or minimizes the possibility of internal conflict, with the inclusion of control of certain indicators of objective control, used in managing the workforce the quality.

Keywords: system of "human – production" relations, quality of the workforce, contradiction, conflict, human competences in the labour process, personnel management system of an industrial enterprise

JEL-classification: M12, M59, J24



Введение. Управление персоналом на промышленном предприятии – достаточно непростой процесс, реализация которого обусловлена специфическими особенностями функционирования предприятия индустриальной сферы. Особенность существования промышленного предприятия в современных условиях в первую очередь связана со сложностью содержания его технологических (тех-) и бизнес-процессов, а также их высокой степенью ресурсоемкости (количеством и разнообразием затраченных ресурсов для производства конечной продукции) [1, с. 180] (Dubinina, 2016), что вызывает противоречие в системе отношений «человек – производство». Наличие противоречия в рассматриваемой системе отношений на промышленном предприятии также обусловливается тем, что в процессе производства, кроме материально-технических, энергетических, финансовых ресурсов, в качестве неотъемлемого экономического, специфического ресурса используется труд, обладающий следующими особенностями [2, с. 37] (Nikolskaya, 2008). Во-первых, труд является составной частью в социальной жизни человека и неотделим от него. В том случае, когда индивид приобретает статус работника, возникают определенные экономические отношения, формирующие социальный статус и права [3, с. 81] (Latypova, 2008). Во-вторых, при приеме на работу человек обладает свойственными ему индивидуальными физическими и интеллектуальными способностями, имеющими возможность изменяться с течением времени, что не допускает предварительного определения реального уровня, а также полноценной эффективности трудовой деятельности работника [4, с. 140] (Gorbachyova, 2014). В-третьих, разная квалификация и персональные особенности сотрудников допускают неоднородность в результатах выполнения ими трудовых обязанностей и, как следствие, необходимость осуществления дифференцирования (разграничения) в оценках связанных с этим различных параметров [5, с. 4] (Karasyov, 2015). И в заключение, работник, являясь лично-социальным объектом, наделен свободой права выбора места и рода занятий, что влияет на присутствие неопределенного характера в трудовых отношениях [6; 7, с. 941-942] (Yasinskiy, 2019).

Таким образом, систему отношений «человек – производство» необходимо рассматривать как адаптивный набор взаимодействующих элементов в составе подсистем «человек» и «производство», сформированный для достижения установленной цели, обеспечивающийся наибольшей эффективностью процесса рассматриваемой системы управления.

На основании вышеизложенного целью предлагаемого нами исследования является выявление конфликта в системе управления персоналом промышленного предприятия, проектируемого противоречием в системе отношений «человек – производство».

Основная часть. В фундаменте системы отношений «человек – производство» закладываются две основные подсистемы – «человек» (первая подсистема) и «производство» (вторая подсистема), объединяющиеся, прежде всего, условием информационного взаимодействия через требования, предъявляемые второй подсистемой, и соответствием содержания этим требованиям относительно первой подсистемы. Иными словами, знания, умения, навыки работника, составляющие качество его рабочей силы, должны формировать соответствие производственным требованиям, предъявляемым к должности, обеспечивающим целенаправленное задействование имеющихся средств, орудий и предметов труда, используемых для эффективной реализации сложных и ресурсоемких тех- и бизнес-процессов.

Стоит отметить то, что какой-либо унифицированной системы отношений «человек – производство» не существует на основании специфичности трудового ресурса, особенности которого были рассмотрены выше по тексту данной статьи, самоорганизации и адаптивности, подталкивающих подсистему «человек» приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и тем самым соразмерно влиять на подсистему «производство». Следовательно, катализатором в рассматриваемой конструкции является человек в процессе реализации своей трудовой деятельности. На рисунке 1 представлен вариант системы отношений «человек – производство» в контексте темы предлагаемой статьи.

Рисунок 1. Система отношений «человек – производство»

Источник: разработано авторами.

Вышеуказанная изменчивость, или волатильность условий внешней среды, оказывающая целевое влияние через подсистему «человек» на подсистему «производство», в первую очередь вызывается факторным воздействием современных, инновационных технологий, реализующих необходимое тех- и бизнес-развитие промышленного предприятия, при соответствии определенного качества рабочей силы, формируемого установленными требованиями, существующими в рамках системы отношений «человек – производство». Таким образом, вышеупомянутое основное факторное воздействие способствует возникновению противоречия между уровневыми позициями качества рабочей силы и тех-, бизнес-развитием, являющимися результирующими элементными составляющими подсистем «человек» и «производство» соответственно в рассматриваемой системе отношений. На основании этого представляется возможным говорить о возникновении явления уровневой волатильности качества рабочей силы, обусловленного тех-, бизнес-развитием промышленного предприятия.

Из рисунка 1 видно, что в системе отношений «человек – производство» реализуются функции, методы и инструменты управления через управляющую и управляемую системы, находящиеся во взаимодействии. Система, формирующая определенное управляющее воздействие, – это управляющая подсистема или управляющий объект. Система, подвергающаяся испытаниям со стороны внешних воздействий, выступает в роли управляемой подсистемы или объекта управления. Примечательно то, что обе указанные системы, взаимодействуя между собой, формируют совершенно новую, иную систему управления, представляющую совокупность двух упомянутых подсистем [8, 9, 10] (Butakov, Fagradyants, 2014).

Управляющие действия (воздействия) могут быть представлены различными природными и искусственными сигналами, письменными или устными приказами, указаниями, распоряжениями и прочими инструментами управления, при реализации которых может возникать внутрисистемный конфликт между управляющей и управляемой системами [11].

В итоге данное взаимодействие формирует систему управления качеством рабочей силы, элементы которой (управляющая и управляемая системы) в своей взаимосвязи через доминирующую подсистему «человек» в рассматриваемой системе отношений, использующих знания, умения, навыки работников, образующих компетентностный уровень человека в формате категории «рабочая сила», интегрируются в процесс реализации тех -, бизнес-процессов, функционирующих в подсистеме «производство». На основании данного заключения относительно уровня компетенций человека в процессе труда и уровня тех-, бизнес-развития промышленного предприятия возникают противоречия в системе отношений «человек – производство» в контексте компетентностного подхода, схема представления которых предлагается на рисунке 2.

Условные обозначения: AC – линия абсолютного равенства, ABC – зона волатильности качества рабочей силы «человек ↔ производство», ACD – зона волатильности качества рабочей силы «производство ↔ человек».

Рисунок 2. Схема представления противоречий в системе отношений «человек – производство» в контексте компетентностного подхода

Источник: разработано авторами.

Из предлагаемого рисунка следует то, что значение в точке X определяет избыточный уровень компетенций человека в процессе труда относительно значения уровня тех-, бизнес-развития промышленного предприятия (зоны волатильности «человек ↔ производство» ABC). Следовательно, значение в точке X – это и есть формализованное противоречие системы отношений «человек – производство» (схема: (X↔Y)→Z – значение X в зоне волатильности ABC должно устанавливать соответствие со значениями области производственных требований Z к КРС, расположенной на траектории AC (с учетом определения области допустимых значений волатильности КРС). В этом случае управленческое решение формулируется в контексте определения эффективности реализации используемого компетентностного ресурса.

Равно как и значение в точке Y определяет недостаточный уровень компетенций человека в процессе труда относительно значения уровня тех-, бизнес-развития промышленного предприятия (зоны волатильности «производство ↔ человек» ACD). Следовательно, значение в точке Y – это формализованное противоречие системы «человек – производство» (схема: (Y↔Х)→F – значение Y зоне волатильности ACD должно устанавливать соответствие со значениями области производственных требований F к КРС, расположенной на траектории AC (с учетом определения области допустимых значений волатильности КРС). В этом случае управленческое решение формулируется в контексте совершенствования используемого компетентностного ресурса.

Установленные противоречия создают предпосылки к необходимости реализации процесса, обеспечивающего снижение значения волатильности относительно уровня компетенций человека в процессе труда и уровня тех-, бизнес-развития промышленного предприятия. Противоречия как несоответствие предъявляемым требованиям влекут за собой возникновение внутрисистемных конфликтов, которые могут иметь деструктивные последствия для эффективности функционирования системы в целом. Следовательно, выявленные нами уровневые противоречия в системе отношений «человек – производство» в контексте компетентностного подхода являются фактором, реализующим определенный конфликт элементов в системе управления персоналом промышленного предприятия.

Промышленное предприятие и персонал – это две сложные разнородные системы, взаимодействие которых приводит к возникновению технико-социальных конфликтов, негативно отражающихся на функционировании системы управления качеством рабочей силы. Сущность рассматриваемого конфликта заключается в реализации противоречий между двумя взаимосвязанными системами в составе системы управления качеством рабочей силы, подчиняющей (управляющей, руководящей) и подчиняющейся (управляемой, исполнительной) в контексте требований соответствия уровневой позиции компетенций человека в процессе труда, формирующейся во второй из них изменением, неизбежно происходящим в тех- и бизнес-процессах промышленного предприятия, на основании требований, предъявляемых производством товарной продукции.

На основании исследований и разработок в области теории и практики управления социально-экономическими системами таких ученых, как В.Н. Буркова, Д.А. Новикова, Н.А. Коргина, А.П. Караваева, А.Ю. Заложнева, Д.А. Губанова и др. [12, с. 18; 13; 14; 15, с. 30, 37; 16; 17; 18; 19] (Burkov, Korgin, Novikov, 2009; Burkov, Novikov, 1999; Novikov, 2009; Novikov, 2005; Zalozhnev, 2004; Karavaev, 2003; Novikov, 2003; Gubanov, Novikov, 2010), можно проиллюстрировать обобщенную систему управления персоналом на промышленном предприятии с учетом существования внутрисистемного конфликта, проектирующегося вышерассмотренным противоречием в системе «человек – производство», на рисунке 3.

Рисунок 3. Обобщенная система управления персоналом на промышленном предприятии с учетом существования внутрисистемного конфликта

Источник: разработано авторами.

Из вышепредставленного рисунка можно видеть, что система управления (СУ) выстраивается следующим образом:

– целевое воздействие – желаемое значение эффективности процесса управления (Ц), которое впоследствии должно быть проанализировано относительно полученного результата (Y);

– входящие значения, или исходная информация (W);

– информация, предшествующая поступлению W, – процедура обращения (W1) к ее содержанию (запрос) в установленном официальном либо неофициальном порядке (посредством открытого электронного ресурса), поступающая через «Экспертный комитет» промышленного предприятия, при функционировании которого учитывается содержание трудового договора (ТД) и должностной (рабочей) инструкции (Д/РИ) человека в процессе труда – внутренних инструментов формирования и реализации трудовых отношений;

– управляющая система – аналитический центр в формате экспертного комитета, содержащий механизм управления, включающий субъекта-аналитика (субъектную аналитическую группу, лицо, принимающее решение), набор методов (предпочтительный метод) и (или) специализированный программный продукт (программное обеспечение);

– управляющее воздействие на объект (U);

– управляемая система – индивид либо группа индивидов, сформированная для реализации конкретной функциональной задачи (персонал организации, предприятия);

– информация / предоставление обратной связи о состоянии объекта управления (U1);

– возможное формирование внутрисистемного конфликта между управляющей и управляемой системами (КU1);

– информация / предоставление обратной связи о результате управляющего воздействия (Y1);

– информация о результате управляющего воздействия (НY1), не соответствующая его целевой эффективности (Y);

– результат управляющего воздействия (НY), не соответствующий желаемому значению эффективности процесса управления (Ц);

– результат / эффективность управляющего воздействия (Y).

Заключение. Интерес работника как элемента управляемой системы помимо прочего заключается в реализации своих должностных обязанностей при соответствии имеющейся его способности к выполняемому труду, которое бы позволило получить полноценное вознаграждение со стороны работодателя для последующего приобретения и освоения жизненных благ. В случае отсутствия указанного соответствия выполнение рассматриваемых действий становится невозможным либо реализуется с меньшей долей требуемой эффективности, что влечет относительное сокращение упомянутой возможности. В свою очередь, интерес руководителя, существующего в рамках функционирования управляющей системы, направлен на достижение необходимого результата управляющего воздействия, формируемого с учетом конфликтного исключения при его выработке, учитывающего определенные показатели объективного контроля при управлении качеством рабочей силы [20, с. 262, 264; 21] (Yasinskiy, 2018).

Взаимодействие элементов разработанной обобщенной системы управления персоналом на промышленном предприятии с учетом существования внутрисистемного конфликта указывает на необходимость детализации объективного содержания рассматриваемой управляемой системы в направлении отдельно взятого объекта (индивида), заключающего в себе способность человека к труду, – рабочую силу, учитывающую профессиональные, квалификационные и личностные компетентностные составляющие в процессе управления персоналом промышленного предприятия, которые позволяют сформировать уровневую позицию качества рабочей силы, приводящую к волатильности установленного весового оценочного показателя – определенной компетенции в составе соответствующего набора [22, с. 158; 23, с. 138-139] (Buryhin, 2018; Zatepyakin, 2018). Это предусматривает необходимость и формирование возможности обработки, анализа цифровой информации о состоянии и изменении существующих наборов компетенций работников, поступающей от источника данных, размещенного в информационном пространстве рынка труда, что позволяет обеспечивать эффективное управляющее воздействие на объект управления (персонал), которое исключает/минимизирует возможность возникновения внутрисистемного конфликта благодаря включению в управляющее воздействие определенных показателей объективного контроля, используемых при управлении качеством рабочей силы.


References:

Bolshoy ekonomicheskiy slovar [Big economic dictionary] (2008). (in Russian).

Ekonomiko-matematicheskiy slovar: Slovar sovremennoy ekonomicheskoy nauki [Economics and mathematics dictionary: Dictionary of modern economic science] (2003). (in Russian).

Rossiyskaya entsiklopediya po okhrane truda [Russian encyclopedia of labour protection] (2007). (in Russian).

Burkov V. N., Korgin N. A., Novikov D. A. (2009). Vvedenie v teoriyu upravleniya organizatsionnymi sistemami [Introduction to the theory of organizational systems management] (in Russian).

Burkov V. N., Novikov D. A. (1999). Teoriya aktivnyh sistem: sostoyanie i perspektivy [The theory of active systems: status and prospects] (in Russian).

Buryhin B. S. (2018). Soderzhanie ponyatiya «kachestvo rabochey sily» [The concept of "workforce quality"]. Theoretical economy. (2). 150-160. (in Russian).

Dubinina N. A. (2016). Pokazateli otsenki biznes-protsessov predpriyatiya [Indicators for evaluating business processes of an enterprise]. Bulletin of Perm State University. (2). 179-191. (in Russian).

Gorbachyova A. G. (2014). Chelovecheskiy intellekt: vozmozhnye izmeneniya pod vliyaniem informatsionnyh tekhnologiy i vysokotekhnologichnyh ustroystv [Human intelligence: possible changes under the influence of information technologies and high-tech devices]. Ideas and ideals. (1). 135-142. (in Russian).

Gubanov D. A., Novikov D. A. (2010). Modeli unifitsirovannogo informatsionnogo upravleniya v odnorodnyh sotsialnyh setyakh [Models of unified information management in homogeneous social networks]. Upravlenie bolshimi sistemami. (1). 722-742. (in Russian).

Karasyov M. A. (2015). Personal organizatsii: ponyatie, struktura i metody upravleniya [The staff of the organization: concept, structure and control methods]. Internet-zhurnal «Naukovedenie». (5). (in Russian).

Karavaev A. P. (2003). Modeli i metody upravleniya sostavom aktivnyh sistem [Models and methods of management of the active systems composition] (in Russian).

Latypova G. S. (2088). Neformalnye trudovye otnosheniya: ponyatie i osobennosti [Informal labour relations: concept and features]. Izvestiya VGPU. Sotsiologiya. (3). 78-82. (in Russian).

Nikolskaya E. V. (2008). Analiz ispolzovaniya proizvodstvennyh resursov [Analysis of the production resources implementation]. Bukhgalterskiy uchyot v izdatelstve i poligrafii. Ekonomicheskiy analiz. (4). 37-43. (in Russian).

Novikov D. A. (2003). Institutsionalnoe upravlenie organizatsionnymi sistemami [Institutional management of organizational systems] (in Russian).

Novikov D. A. (2005). Teoriya upravleniya organizatsionnymi sistemami [Theory of organizational systems management] (in Russian).

Novikov D. A. (2009). Teoriya upravleniya obrazovatelnymi sistemami [The theory of educational systems management] (in Russian).

Yasinskiy D. Yu. (2018). Pokazateli volatilnosti i devolatilizatsii kachestva rabochey sily [Indicators of volatility and devolatisation of the labour force]. Economics and management of management systems. (4). 260-268. (in Russian).

Yasinskiy D. Yu. (2019). Sistema upravleniya kachestvom personala na promyshlennom predpriyatii [The quality management system of personnel in an industrial enterprise]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 941-958. (in Russian).

Zalozhnev A. Yu. (2004). Modeli i metody vnutrifirmennogo upravleniya [Models and methods of intrafirm management] (in Russian).

Zatepyakin O. A. (2018). Ponyatie i faktory volatilnosti kachestva rabochey sily [The concept and volatility factors of the workforce quality]. Theoretical economy. (4). 135-143. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 19:53:25