Развитие региональной отрасли в АПК
Тарасова А.Ю.1
1 Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, г. Барнаул
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)
Цитировать:
Тарасова А.Ю. Развитие региональной отрасли в АПК // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 3. – С. 159-172. – doi: 10.18334/epp.5.3.2064.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25401431
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Дополнены существующие подходы инструментарием сценарного планирования и нормативным моделированием, что позволит системно решать проблемы регионального развития с учетом их предупреждения. Предлагаются механизмы управления региональным аграрным сектором на примере Республики Алтай и Алтайского края. Разработаны алгоритм сценария развития мараловодства, комплекс показателей для создания соответствующей нормативной модели. Показаны перспективы отрасли в регионе и ее значение для Алтая.
Ключевые слова: сельское хозяйство, стратегия развития, сценарии, перспективы развития, АПК, мараловодство, нормативная модель
В современных условиях повышение эффективности мараловодства Алтайского края и Республики Алтай становится одной из первостепенных задач стратегического развития агропромышленного комплекса. В настоящее время сохраняются негативные тенденции в этой отрасли: давление международных конкурентов; увеличение объемов поставляемых пантов другими странами, такими как Канада, Новая Зеландия; неразвитость отечественной индустрии здоровья; девальвация, в результате которой растут цены на все факторы производства (электроэнергия, запчасти и другие); ежегодное уменьшение закупочных цен на сырье пантов; кадровая ситуация; проверки государственных органов. Необходимость выработки новых подходов, методов к формированию стратегического развития мараловодства в региональном АПК определяет актуальность исследования.
Наше исследование показало, что острота накопившихся отраслевых проблем требует новых управленческих методов и инструментов. Представляется недостаточным использование традиционного методического аппарата в процедурах разработки программ стратегического развития региональной отрасли.
Стратегическое развитие мараловодства регионального АПК представляет собой, по нашему мнению, процесс выбора стратегических ориентиров и приоритетных направлений устойчивого развития мараловодства в рамках сценарного подхода, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции на основе ее глубокой переработки в условиях изменения внешней среды.
Стратегическое развитие мараловодства должно предусматривать определение возможных сценариев изменения внешнего окружения, позволяющих анализировать и планировать нестандартные ситуации, оценивать, как можно и как нужно воздействовать на процессы, приводящие к допустимым и/или недопустимым для отрасли исходам.
Нами предлагается дополнить существующие подходы инструментарием сценарного планирования и нормативным моделированием, что позволит системно решать проблемы регионального развития с учетом их предупреждения. Разработанная система стратегического планирования позволяет решать задачи по формированию четкого образа, сценария состояния отрасли региона и может быть реализована посредством алгоритма стратегического развития мараловодства (рис. 1).
Рисунок 1. Алгоритм стратегического развития мараловодства
регионального АПК
Источник: составлено автором.
Представленные этапы могут стать основой стратегического развития мараловодства регионального АПК.
При этом основными императивами стратегического развития мараловодства регионального АПК являются использование сценарного планирования [1] в программах стратегического развития отрасли и ее государственного регулирования, модернизация производства для глубокой переработки продукции мараловодства, развитие рекреационного туризма на базе мараловодческих предприятий и организаций, расширение рынков сбыта мараловодческой продукции.
Такой методический аппарат позволит экспертам, органам власти, субъектам отрасли взаимодействовать по проблемам развития мараловодства, модифицировать и формализовывать свои суждения, в результате объединить частные оценки в глобальный приоритет и цель стратегического развития. Инструментом, позволяющим реализовать такой методический подход, является метод анализа иерархий (рис. 2).
При формировании стратегии развития региональной отрасли следует определить наиболее вероятный сценарий изменения внешнего макро- и микроокружения на длительный период.
Далее производится попарное сравнение выбранных вариантов сценариев по критериям, определяемым экспертами отрасли, с использованием следующей шкалы (табл. 1).
При формировании стратегии развития региональной отрасли следует определить наиболее вероятный сценарий изменения внешнего макро- и микроокружения на длительный период.
Опросы ведущих экспертов науки и производства позволили выделить наиболее важные показатели (критерии) выбора сценария, а также вероятные альтернативы (сценарии) изменения внешнего окружения регионального мараловодческого рынка Алтайского края и Республики Алтай на десятилетний период (рис. 3). Для формализованной обработки суждений экспертов был выбран метод анализа иерархий (МАИ) (рис. 2).
С помощью группы матриц парных сравнений были сформированы локальные приоритеты. Полученное множество векторов затем нормализовали к единице, получая тем самым вектор приоритетов
R = .
В соответствии с алгоритмом МАИ оптимальным считается сценарий, получивший наибольший ранг. Выбранный сценарий будет служить базой нормативной модели будущего состояния региональной отрасли в рамках поэтапной стратегии развития региональной отрасли (табл. 2).
Представленный комплекс аналитических процедур позволил для нормативной модели выработать стратегическое представление, которое в максимальной степени соответствует третьему сценарию изменения макросреды и потенциальным возможностям региональной отрасли.
Рисунок 2. Постановка задачи формального выбора сценария развития регионального мараловодства
Источник: составлено автором
Таблица 1
Шкала парных сравнений в МАИ
Достижение нормативных показателей, представленных в таблице 2, приведет к последовательному развитию отрасли, привлекательности рынка, ресурсному обеспечению, а также достижению устойчивых позиций предприятий региональной отрасли на внутреннем и внешнем рынках. Основная часть этих изменений связана с необходимостью инвестиционных вложений, которые требуют оценки взаимосвязей множества факторов макро- и микросреды, а также степени риска, который объективно присущ любым инвестициям.
Сохранение и расширение позиций на международном и российском рынках мараловодческой продукции, внедрение технологий глубокой переработки являются важной стратегической задачей для всех институтов макрорегиона и могут быть реализованы посредством организационного механизма (пример для Республики Алтай, рис. 3).
Наряду с административным и регулирующим инструментарием необходимо использовать положительно себя зарекомендовавший кластерный подход в реализации проектов развития мараловодства.
Стратегическое развитие мараловодства Алтайского края должно быть ориентировано на глубокую переработку сырья, высокопродуктивность маралов, повышение качества пантов в некоторых мараловодческих хозяйствах, соблюдение ветеринарно-санитарных требований, продвижение мараловодческой продукции на внешнем и внутреннем рынках [2, 3 ,4].
Направления стратегического развития мараловодства Алтайского края и Республики Алтай [5]
Стратегическое развитие регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай на основе предложенного методического подхода должно состоять из нескольких этапов (рис. 4), в которых происходит трансформация входящих потоков сырья и ресурсов в ценность для конечного потребителя.
Первый этап – увеличение поголовья маралов, объема производства, выручки, обеспечение ветеринарных требований, привлечение государственной поддержки; государственная поддержка планируется в форме субсидий на покупку племенных маралов с целью повышения производительности и кормов. По окончании первого этапа планируется увеличить поголовье маралов, объем производства сырых и консервированных пантов, выручку от реализации мараловодческой продукции до 400 млн руб.
Таблица 2
Нормативная модель развития регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай
Показатели
ресурсов
| ||
Рост объема
продаж
|
Объем продаж
|
Рост на 5-10%
в год
|
Увеличение
прибыли
|
Рентабельность
активов
|
Увеличение
рентабельности на 10%
|
Валовая
прибыль
|
95% от
продажи
| |
Маржинальная
прибыль
|
Увеличение
прибыли на 30%
| |
Снижение
затрат
|
Затраты на
управление и сбыт в процентах от выручки
|
Затраты 3-7%
от объема продаж
|
Прямые затраты
|
Не более 30%
| |
Постоянные
затраты
|
Не более 10%
| |
Повышение
отдачи от инноваций
|
Фондоотдача
|
Увеличение уровня
эффективности использования производственных основных фондов на
5%
|
Показатели
рынка
| ||
Увеличение
доли рынка
|
Доля рынка в
процентах (внешний/внутренний)
|
Увеличение
доли рынка (8/99%)
|
Привлечение
постоянных клиентов
|
Число
постоянных клиентов на региональном рынке
|
Число
постоянных клиентов – 100% (региональный рынок)
|
Число
постоянных клиентов на межрегиональных рынках
|
Число
постоянных клиентов – 90% (межрегиональный)
| |
Показатели
бизнес-процессов
| ||
Партнеры
|
Расширение
связей, долгосрочные партнерские отношения
|
Республика
Корея, Китай, внутренний рынок
|
Объем
продукции
|
Товарная
продукция, валовая, чистая, реализованная продукция
|
Валовое
производство сырых пантов 150 т; выручка от реализации продукции мараловодства
400 млн руб.
|
Введение
системы внутренней и внешней стандартизации
|
Системы
качества
|
Стандарт «Good Manufacturing Practice» (GMP); Стандарты
управления качеством ISO
|
Повышение производительности
труда
|
Коэффициент
выработки
|
Коэффициент
выработки ≤ 1
|
Наличие
капитала
|
Собственный,
заемный капитал
|
Отношение
собственного и заемного капитала 50/50%
|
Рисунок 3. Организационный механизм стратегического развития отрасли мараловодства Алтайского края и Республики Алтай
Источник: составлено автором
Рисунок 4. Модель стратегического развития мараловодства Республики Алтай и Алтайского края
Источник: составлено автором
Второй этап – реализация мероприятий по финансированию научно-исследовательских работ, внедрение инновационных технологий глубокой переработки и консервирования пантов, привлечение квалифицированных кадров. Возрастание себестоимости сухих пантов обусловлено более высокими материальными затратами, в особенности расходами на потребление электроэнергии, которая необходима для процесса сушки влажных пантов и дальнейшего их измельчения на механических мельницах. Поэтому необходимо осваивать и внедрять инновационные высокотехнологичные безотходные способы переработки пантового сырья.
Третий этап основывается на реализации мероприятий по развитию коммерческой охоты, оздоровительного туризма, а также на производстве сопутствующих товаров, услуг.
Анализ регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай показал, что на предприятиях отрасли игнорируются некоторые элементы цепи создания стоимости продукции в аспекте ее глубокой переработки, производство осуществляется с большим количеством отходов, побочной продукции.
Предложения по стратегическому развитию и повышению экономической эффективности региональной отрасли были апробированы в ряде предприятий мараловодства. В исследовании проведены расчеты по внедрению в мараловодстве инновационных безотходных способов переработки пантового сырья. Применение такой технологии значительно повышает эффективность производства мараловодческой продукции (табл. 3) [10].
Таблица 3
Влияние технологии глубокой переработки сырья в специализированном хозяйстве Алтайского края на экономические показатели
Показатель
|
Традиционное
производство мараловодческой продукции
|
Внедрение новой
технологии
| |||
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2013 г.
|
2014
г.
| |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб.
|
12 456
|
10 568
|
11 123
|
17 650
|
25 063
|
Себестоимость продукции, тыс. руб.
|
7 349
|
6 129
|
6 451
|
9 708
|
12 782
|
Валовая прибыль, тыс. руб.
|
5 107
|
4 439
|
4 672
|
7 943
|
12 281
|
Рентабельность продаж, %
|
41,0
|
42,0
|
42,0
|
45,0
|
49,0
|
Проведенные оценка и прогноз экономической эффективности мараловодческой продукции в Алтайском крае и Республике Алтай подтверждают, что мероприятия по развитию мараловодства регионального АПК способствуют увеличению поголовья маралов, экономической эффективности стратегического развития отрасли (табл. 4) [7, 8, 9, 10].
За 10 лет реализации мероприятий стратегического развития мараловодства на компенсацию части затрат по приобретению кормов, племенных животных, на привлечение инвестиционных кредитов в республике, крае необходимо направить около 2 млрд руб., привлеченных из федерального (357,2 млн руб.), регионального (194,4 млн руб.), краевого бюджета (150,8 млн руб.) и внебюджетных источников (1126,28 млн руб.).
Таблица 4
Основные индикаторы стратегического развития мараловодства в Алтайском крае и Республике Алтай
Показатель
|
Год
|
Всего
| |||||||||||
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
| ||
Поголовье маралов, всего, тыс. голов
|
74
|
75
|
76,2
|
77,9
|
79
|
80
|
81,2
|
82,3
|
87,4
|
92,5
|
92,5
| ||
Валовое производство сырых пантов,
т
|
119
|
122
|
125
|
129
|
134
|
137
|
141
|
146
|
151
|
153
|
1357
| ||
Производство консервированных
пантов, т
|
60,8
|
63,2
|
65,6
|
68
|
70,4
|
72,8
|
75,2
|
77,6
|
80
|
82,4
|
716
| ||
Выручка от реализации продукции
мараловодства, млн руб.
|
492
|
584
|
703
|
823
|
943
|
1064
|
1185
|
1307
|
1430
|
1178
|
9709
| ||
Инвестиции в развитие отрасли, млн руб.
|
30,55
|
25,57
|
23,69
|
21,4
|
19,3
|
17,1
|
14,89
|
13,6
|
12
|
11
|
188
| ||
Объем налоговых отчислений в бюджетную систему, млн руб.
|
91
|
99,6
|
109,9
|
122,4
|
137,7
|
156,8
|
166,04
|
179,74
|
192,84
|
98,6
|
1354,62
| ||
Субсидии на электронное мечение маралов, млн
руб.
|
4,5
|
5,8
|
5,1
|
5
|
4,4
|
4
|
3,7
|
2,5
|
2,3
|
1,8
|
39,1
| ||
Субсидии на приобретение кормов, млн руб.
|
104,1
|
100,1
|
101,6
|
102
|
103,6
|
105,4
|
108,1
|
110
|
111
|
111
|
1056,9
| ||
Субсидии на приобретение лекарственных
средств, млн руб.
|
12,9
|
12,6
|
12,7
|
12,8
|
11,7
|
12,7
|
13,3
|
14,6
|
15,7
|
16,8
|
135,8
| ||
Субсидии на приобретение племенных маралов,
млн руб.
|
55
|
46
|
39
|
39
|
37
|
25
|
25
|
20
|
15
|
15
|
316
| ||
Научно-исследовательские работы в региональной отрасли
мараловодства, млн руб.
|
16,5
|
14
|
10,5
|
10,5
|
9
|
9
|
8,5
|
5,8
|
5,5
|
3
|
92,3
| ||
Создание дополнительных рабочих
мест в мараловодстве регионального АПК
|
70
|
75
|
80
|
80
|
75
|
75
|
75
|
70
|
65
|
65
|
730
| ||
Заключение
Таким образом, стратегическое развитие позволит мараловодству Республики Алтай и Алтайского края приносить к 2024 г. прибыли до 60 млн руб. ежегодно, при этом только выручка непосредственно от реализации мараловодческой продукции составит 9709 млн руб., а поголовье маралов увеличится на 25%. Наши предложения по формированию и реализации стратегии развития отрасли повысят эффективность мараловодства Алтайского края и Республики Алтай.
Источники:
2.Попов А.П., ТарасоваА.Ю. Влияние мараловодческой отрасли на развитие сельских территорий Республики Алтай / А.П. Попов, А.Ю. Тарасова // Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий: Никоновские чтения-2007. –М., 2007. –С. 150-152.
3.Попов А.П., Тарасова А.Ю. Роль инноваций в развитии отрасли пантового оленеводства Республики Алтай / А.П. Попов, А.Ю. Тарасова // Аграрно-экономическая наука о проблемах инновационного развития агропромышленного производства: материалы IМеждунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. –Омск: Изд-во ОмГАУ, 2007. –Ч.II. –С. 73-76.
4.Тарасова А.Ю. Эффективность реализации процедур финансового оздоровления на сельскохозяйственных предприятиях / А.Ю. Тарасова // Актуальные вопросы экономических наук. –2008. –No2. –С. 447-450.
5.Тарасова А.Ю. Стратегическое планирование в развитии отрасли региона / А.Ю. Тарасова // Формирование конкурентоспособной экономики АПК: теоретический и практический аспект: материалы XIII Международной научно-практической конференции/ Алтайский отдел ФГБНУ СибНИИЭСХ; под науч. ред. Г.М. Гриценко. –Барнаул: Алтайский дом печати, 2014. –С. 448 –450.
6.Тарасова А.Ю. Направления развития отрасли пантового оленеводства Республики Алтай / А.Ю. Тарасова // Актуальные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации: тез. докл. Ежегод. межрегион. науч. конф. аспирантов / под ред. Ю.Г. Швецова. –Барнаул: Изд-во ААЭП, 2014. –107 c.
7.Тарасова А.Ю. Стратегическое планирование регионального отраслевого развития / А.Ю.Тарасова // Вестник Алтайской академии экономики и права. –2014. –No 6 (38). –С. 25-27.
8.Тарасова А.Ю. Стратегическое развитие региональной отрасли в агропромышленном комплексе / А.Ю. Тарасова // Экономика и предпринимательство. –2014. –No 11, ч.3. –С.349-353.
9.Тарасова А.Ю. Факторы, влияющие на развитие регионального мараловодства /А.Ю. Тарасова // Вестник алтайской науки. –2014. –No 4. –С. 168-172.10.Тарасова А. Методические основы стратегического развития региональной отрасли АПК / А.Боговиз,А. Тарасова // АПК: экономика, управление. –2015. –No 1. –С. 76-83.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:13:57