The state and business: management or regulation?
Sergei Lepeshkin1
1 Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета
Download PDF | Downloads: 12 | Citations: 5
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 2 (April-June, 2014)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=21736607
Cited: 5 by 07.12.2023
Abstract:
The article describes the author's point of view on the problem of application of modern socio-economic discussions and research on the relationship between the state and entrepreneurship of the terms "governance" and "regulation". Shown their terminology and essential features. Substantiated the preferred use of the term "regulation" in relation to this issue.
Keywords: state regulation of entrepreneurship, state control of the economy, the concept of management and regulation, freedom of entrepreneurship
Дискуссия о роли государства в жизни общества, в том числе в общественных экономических отношениях, имеет многовековую историю. На различных этапах развития человечества этот вопрос приобретал большую или меньшую остроту и различные оттенки в зависимости от тех социальных, политических, экономических и других условий, в которых находилось конкретное государство или общество в целом. Однако, актуальность проблемы взаимоотношений государства с одной из самых ярких социально-экономических общественных подсистем – предпринимательством – всегда находилась на высоком уровне, не реагируя на политическую конъюнктуру. Определение оптимальной степени и формы воздействия на наиболее экономически, политически и социально активную часть населения для достижения максимального социального эффекта в обществе в целом может считаться перманентной задачей любого государства. Если коротко: управлять или регулировать?
Поиску ответов на данные вопросы были посвящены труды многих мыслителей и общественных деятелей от античности до наших дней. Одни из них опирались на объективные законы развития мироздания, человечества и природы, другие исходили из учета субъективных обстоятельств, ожиданий и устремлений конкретных групп людей или личностей. В качестве примеров диаметрально противоположных точек зрения можно привести позиции Никколо Макиавелли, Адама Смита и Джона Кейнса.
С точки зрения Макиавелли (рубеж XV–XVI вв.) государь, руководитель государства имеет право и должен вмешиваться в любой из секторов общественной жизни в той мере, которая обеспечит максимальное укрепление его личной власти и удовлетворение собственных потребностей [2]. Условия происхождения теории – Италия периода средневековья, феодальной раздробленности и междоусобицы, экономики земледелия и «вооруженного грабежа».
Адам Смит (вторая половина XVIII в.) считал, что благополучие и процветание народов находится в обратной зависимости от степени участия государства в экономической жизни общества. Свобода предпринимательства и рыночных экономических отношений, максимальное ограничение управленческих функций государственного аппарата являются основами его теории [3]. Условия происхождения теории – Англия периода парламентаризма, промышленной революции. Расцвет Британской империи. Становление Соединенных Штатов Америки.
Значительное участие государства в экономике, ограничение свободы предпринимательства, управление процессами занятости и кредитования, бюджетное регулирование – основы позиции Джона Кейнса по данному вопросу (первая половина XX в.) [1]. Условия происхождения теории – межвоенный период в Европе, обширный мировой экономический кризис, активизация социалистических политических течений. Становление Союза Советских Социалистических Республик.
На первый взгляд, дискуссия о мере участия государства в экономике сводится к выбору между понятиями «управление», «регулирование» или «координация» и носит чисто терминологический характер. Однако при более глубоком рассмотрении становится очевидным то, что данный вопрос относится к области понятийного аппарата и, соответственно, требует более внимательного изучения.
Несмотря на то, что перечисленные термины являются в известной степени синонимами, необходимо отметить разницу в деталях их употребления. В соответствии с общепринятым толкованием и энциклопедической трактовкой, под «управлением» понимается более прямое, непосредственное воздействие на объект, активное руководство его действиями, изменение параметров и т.п. Термин «регулирование» чаще применяется в случае косвенного воздействия, посредством введения правил, режимов, инструкций направленных не на конкретный объект, а на всех участников процесса, оставляя им большую степень свободы. «Координация» обычно подразумевает выборочное, не постоянное, опосредованное воздействие, практически не ограничивающее свободы действий объекта, с целью согласованности или постепенного изменения процесса в требуемом направлении [7].
В то же время, перечисленные термины являются не только синонимами, но и взаимно подчинены один другому, т.к. «управление» является более общим понятием и включает в себя остальные с определенными оговорками и уточнениями. Например, косвенное или мягкое управление, опосредованное или ограниченное, и т.п.
Кроме того, в соответствии с теорией систем управления, регулятивная функция является одной из функций государственного управления. Такая иерархия закреплена в правовых актах всех цивилизованных стран, что, с одной стороны, является подтверждением признания подчиненности термина «регулирование» термину «управление». С другой стороны, функция управления признается не только исключительным правом, но и обязанностью государства, так же, как и выбор ее формы, уровня и направленности.
В современных условиях растущего разнообразия и усиления динамики общественных процессов, участившихся социальных и экономических кризисов, необходимости поиска альтернатив доминирующим в XX в. теориям К. Маркса и Д. Кейнса, научная социально-экономическая мысль вновь обращается к идеям либерализма в поиске «золотой середины» [4, 5, 6]. Понятия «права человека», «свобода личности», «свобода предпринимательства» и т.п. обретают все более весомое значение в общественном мнении. В соответствии с этим, в законодательных актах многих стран, в том числе и в России, термин «управление» постепенно уступает место термину «регулирование» в отношении участия государства в социальных и экономических процессах [http://www.consultant.ru].
Однако, в научных работах, не ставящих целью продвижение определенных социально-политических идей, а направленных на поиск новых и расширение имеющихся знаний о предмете исследования, правомерно использование любого из приведенных понятий, которое наиболее точно отражает суть конкретного факта, содержание процесса и т.п.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что применение терминов «управление» или «регулирование» носит в основном декларативный характер, отражающий приверженность ученого тому или иному политическому курсу, их влияние на формирование общественного мнения достаточно велико. Что в свою очередь, оказывает значительное влияние на государственную политику, особенно в условиях демократического общественного устройства.
Особенное значение это обстоятельство имеет в отношении предпринимательства. Эта социально-экономическая система является одной из самых чувствительных к общественному мнению и наиболее «болезненно» реагирует на вмешательства извне. Следовательно, если речь идет о развитии и поддержке предпринимательства, в силу общественной значимости, применение термина «регулирование» не обязательно, но целесообразно.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 11:14:16