Некоторые вопросы создания кластеров и повышения эффективности экономики на примере Республики Дагестан

Атлуханов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (270), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье рассматривается сущность кластера, его значение для общества и государства, а также развитие кластерной политики. На основе проведенного исследования предложены основные направления работы по созданию и использованию кластеров на примере Республики Дагестан.

Ключевые слова: конкурентоспособность, диверсификация экономики, кластер, мобилизационная экономика



В настоящее время экономики развитых стран характеризуются как глубокой интеграцией действующих хозяйствующих субъектов, так и объединением предприятий в единые целостные системы, называемые кластерами. Обусловлено это, прежде всего, необходимостью повышения эффективности деятельности предприятий и их конкурентоспособности, а, в конечном итоге, созданием существенных условий для экономического роста государства в целом.

Предпосылки для формирования кластеров

В экономической литературе под кластером обычно понимается определенная группа взаимосвязанных предприятий, организаций, сконцентрированных на определенной территории, взаимодействующих с собой в рамках целостной единой системы по созданию общей стоимости товаров, работ или услуг.

В этом плане следует отметить ту роль объединения предприятий и их эффективное функционирование, что имело место еще в период существования СССР. Благодаря созданию таких объединений государство достигло высоких показателей в области повышения занятости трудоспособного населения в количественном и качественном росте производимой продукции (практически 60–70% производимой продукции приходилось на 10–15% предприятий от общего числа) [5]. Была сформирована единая производственно-хозяйственная инфраструктура, которая охватывала все отрасли экономики на всем пространстве государства. Однако после роспуска СССР распалась и существовавшая система объединений предприятий. Большая часть крупных предприятий оказались на грани выживания, многие из них вынуждены были сворачивать свое производство, стали терпеть серьезные убытки. Все это отрицательно повлияло на всю экономику, а последствия этого явления мы ощущаем в экономике и по нынешнее время.

С учетом опыта прошлых лет, на наш взгляд, государству как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов необходимо активизировать работу по возрождению и созданию таких кластеров во всех сферах экономики. Речь идет, прежде всего, о разработке плана по воссозданию и проведению мобилизационной экономики в стране, основанной на развитии не только военно-промышленного комплекса, но и всего народного хозяйства.

Создание кластеров во всех сферах экономики и в регионах в рамках проводимой мобилизационной экономики призвано способствовать максимально полному использованию имеющихся производственных ресурсов, консолидации усилий страны на всех направлениях. Речь идет о достижении высоких показателей не только в рамках деятельности отдельно взятого предприятия, но и общества целом.

В настоящее время на территории нашей страны предусматривается формирование 25 инновационных территориальных кластеров, в отношении которых будут реализовываться меры государственной поддержки. Следует подчеркнуть, что в этом списке отсутствуют субъекты Южного федерального и Северо-Кавказского федерального округов. На наш взгляд, государство должно расширить и включить в перечень инновационных территориальных кластеров все регионы страны.

Возникает вопрос, а что возможно ожидать от слаборазвитых регионов в этом плане? Какая может быть от них отдача? Ответ заключается в наличии одной интересной особенности – кластерная политика, как доказано, выступает эффективным инструментом абсолютно для всех типов регионов, вне зависимости от их ориентированности и степени развитости. То есть процесс создания кластеров следует сделать возможным для всех без исключения регионов независимо от того, каким является регион – сильным, высокотехнологичным, развитым или слабым. Такая универсальность не является характерной чертой для существующих инструментов государственной поддержки.

В частности, в условиях Республики Дагестан работу по формированию кластеров следует проводить в тех сферах экономики, где у республики на сегодня есть высокий потенциал. Это, прежде всего, касается сельского хозяйства, промышленности и туризма. В частности, в сфере машиностроения в таком кластерном объединении должны участвовать такие предприятия, как завод HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C"Дагдизель (г. Каспийск), завод имени Магомеда Гаджиева (г. Махачкала), КизлярскийHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4&action=edit&redlink=1" электромеханический завод (г. Кизляр), Авиаагрегат (г. Махачкала), завод сепараторов (г. Махачкала), подшипниковый завод (г. Дагестанские Огни), ДагЗЭТО (г. Избербаш), Каспийский завод точной механики (г. Каспийск), завод шлифовальных станков (г. Дербент). В сфере приборостроения это должны быть НПО «Азимут» (г. Махачкала), НИИ «Волна» (г. Дербент), Радиозавод им. П.С. Плешакова (г. Избербаш), Дагэлектроаппарат (п. Комсомольский), Дагэлектроавтомат (п. Новый Сулак) [2].

Направления работ по формированию кластеров

В связи с этим объективно возникает вопрос, а каким образом осуществлять эту работу? С чего начинать? Такая работа, на наш взгляд, должна быть проведена в следующих направлениях:

во-первых, это создание соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей порядок формирования и функционирования кластеров во всех сферах экономики республики. Такая нормативная база должна активнее содействовать и стимулировать процесс создания кластеров [4]. В качестве мер, способствующих более активному участию предприятий в процессе создания кластеров, должны выступать налоговое стимулирование, инвестиционные льготы, снижение ставок кредитования, частичное освобождение таких предприятий от уплачиваемых налогов и процентов;

во-вторых, повышение полномочий по контролю и организации процесса создания таких кластеров, осуществления планирования их деятельности. Функции снабжения и распределения ресурсами должны быть возложены на орган исполнительной власти республики в сфере социально-экономического развития. Объединение предприятий должно быть осуществлено на основании проведенного анализа действующих показателей таких предприятий. При объединении предприятий должен соблюдаться принцип равноправия. Управление такими кластерами должно осуществляться в рамках интегральной системы управления, которая должна стать единым организмом, который будет состоять из управляющих структур, в том числе государственных органов, и активно участвующих всех его работников, связанных между собой различными горизонтальными и вертикальными связями;

в-третьих, создание постоянного спроса на продукцию и услуги, производимые в кластере, как со стороны рынка, так и соответствующих органов государственной власти. Должна быть создана эффективная система госзаказа, которая будет выражаться в наличии конкретных плановых показателей по производству продукции. Принятые при планировании конечные показатели деятельности кластеров должны быть достигнуты в определенный срок при использовании определенных ресурсов. Речь идет о плановом производстве. Такой способ позволит в короткие сроки экономить ресурсы и направить освободившуюся их часть в дальнейшем на реализацию других целей.

Начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис показал, что рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется активное вмешательство государства. Причем создаваемый спрос, как показывает опыт современного Китая, где уже начинает наблюдаться снижение показателей роста ВВП, должен быть ориентирован по большей части на внутренний рынок, в противном случае возникнет серьезная уязвимость от мировых экономических процессов. В настоящее время большая часть продуктов, производимых нашими предприятиями, экспортируется в виде сырьевых продуктов. А затем мы, впоследствии обработки таких сырьевых продуктов иностранными предприятиями, получаем готовую импортную продукцию, чья себестоимость в несколько раз превышает изначальные ее показатели. Эту ситуацию необходимо устранить. Кластеры как объединения предприятий должны изменить эти пропорции в сторону снижения потребляемых импортных товаров, увеличить импортозамещение за счет роста производимой отечественной продукции;

в-четвертых, одновременно с созданием системы госзаказа должна быть изменена система снабжения производства ресурсами. Снабжение ресурсов должно осуществляться на основе принятых показателей планирования при непосредственном участии в этом уполномоченного органа. Однозначно, что рынок способствует повышению конкурентоспособности и снижению стоимости производимой продукции, но, с другой стороны, этот механизм действует не всегда и не везде. Так, рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага, такие как, например, дороги, образование, здравоохранение и т.п. Рыночная система не может обеспечить справедливое распределение социальных благ. Создаваемые кластеры должны быть ориентированы, прежде всего, на снижение себестоимости продукции, а не на увеличение денежной прибыли.

В рамках создаваемых кластеров, на наш взгляд, необходимо создать такие отношения между предприятиями, при которых снижение себестоимости обязательно будет сопровождаться соответствующим снижением цены продукта. И это должно быть обязательным условием, соблюдаемым каждым кластером. Как известно, каждый конечный продукт отдельного производителя выступает начальным сырьем для других производителей. Отсюда положительный эффект, выражающийся в снижении себестоимости и, соответственно, параллельно цены продукта одного производителя, который позволит другим производителям приобретать его в большем количестве и производить большее количество продукции. При этом необходимо предусмотреть механизм дополнительного вознаграждения тех, кто сможет как можно больше снизить цену производимых продуктов.

Следует создать такую систему, при которой производимый продукт будет направляться сразу на рынок для конечного потребителя без каких-либо посредников, т.е. должна быть поставлена задача по сокращению сферы действия товарного обращения. В этой системе активную роль должны сыграть органы государственной власти. В случае реализации и решения этой задачи производитель сможет существенно снизить затраты на продажу и реализацию товаров в сравнении с затратами на их непосредственное производство;

в-пятых, в случае возникновения кризисных ситуаций и явлений, сопровождающихся падением спроса на выпускаемую продукцию, должен быть задействован механизм переориентации деятельности таких кластеров за счет использования развитой материальной базы на создание другой продукции в целях недопущения снижения производства. Вполне естественно, это потребует единовременных крупных капиталовложений на первоначальном этапе, однако в будущем это принесет, несомненно, только выгоду;

в-шестых, реализация мер по стимулированию инновационной деятельности, выражающейся в применении предприятиями, участвующих в объединении, новых технологий, развитии кооперации, а также налаживания взаимодействия между такими предприятиями и образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, действующими на территории республики, должны в обязательном порядке обеспечить создание новых средств производства, новых технологий, которые впоследствии будут использоваться в деятельности таких кластеров. И это следует закрепить на законодательном уровне.

Выводы

1. Реализация вышеперечисленных мер по формированию кластеров позволит республике выявить новые возможности для устойчивого социально-экономического развития всего региона.

2. Успешная реализация политики по созданию кластеров содействует диверсификации экономики республики, повышению ее конкурентоспособности, росту инновационной активности и уровня производимого валового регионального продукта, повышения степени занятости и качества жизни населения.


Источники:

1. Левковец Е.Н. Роль государства в кластеризации экономики: теоретико-методологический аспект // Бизнес-информ. – 2011. № 1. – С. 136–143.
2. Официальный сайт Дагестанстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dagstat.gks.ru.
3. Татаркин А.И. Кластерная политика региона / А.И. Татаркин, Ю.Г. Лаврикова // Промышленная политика в Российской Федерации, 2008. – № 8.
4. Шамардин Д.Н. Социально-экономическое развитие региона через кластеры // Российское предпринимательство. – 2013. – № 13 (235). – c. 30–37.
5. Экономическая история СССР: Очерки / Л.И. Абалкин. – М.: Инфра-М, 2010. – 496 с.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 19:51:57