Процессы развития круизного туризма: терминологические аспекты
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (234), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрен категориальный аппарат процессов развития круизного туризма; приведены структурные элементы, обеспечивающие процесс создания круизного туристского продукта и обусловливающие его качественно новый уровень; представлена система показателей, характеризующая количественную и качественную оценку уровня развития круизного туризма.
Ключевые слова: развитие, показатели, критерии, процесс, круизный туризм
Современные реалии свидетельствуют о возрастании значимости туристской отрасли в целом и отдельных ее видов в частности в структуре национальной экономики, ориентированной на максимально возможное использование имеющегося ресурсного потенциала.
Актуальность развития круизного туризма
На сегодняшний день круизный туризм является одним из самых популярных и быстрорастущих сегментов международного туристского рынка, обладающих значительным инвестиционным потенциалом, исходя из природных особенностей, постоянно увеличивающегося спроса и, как следствие, экономических результатов, которые достигаются в данном виде бизнеса.
Актуальность развития круизного туризма усиливается тем обстоятельством, что Россия и Украина обладают уникальными конкурентными преимуществами (значительной протяженностью морских границ, благоприятным климатом, богатым историческим и культурным наследием и т.п.), обусловливающими их мощный потенциал в данном виде бизнеса; и при развитой инфраструктуре имеют все шансы занять лидирующие позиции на мировом круизном рынке.
Следует отметить, что развитие круизного туризма предопределяется уровнем развития экономических систем, характеризующих абсолютное и относительное изменение экономических показателей за продолжительный период времени. При этом сущность процессов развития круизного туризма базируется на категориях «развитие» и «процесс» как философских понятий.
«Развитие» и «процесс» как философские понятия
В энциклопедическом словаре под термином «развитие» понимается «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [1]. Кроме того, развитие выступает как «высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного состояния к другому» [2], важнейшей характеристикой которого является время.
Представление о времени положено также в основу понятия «процесс», который зачастую отождествляется с термином «развитие». Однако если развитие выступает как «качественное изменение в структуре объекта», то процесс представляет собой «совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата» [2], то есть «процесс» предполагает определенный упорядоченный ход событий, характеризующий изменение изучаемого объекта в течение определенного времени.
Сущностная характеристика процессов развития круизного туризма
Процесс развития круизного туризма базируется на процессе создания круизного туристского продукта, формирование, продвижение и реализацию которого обеспечивает множество предприятий и организаций, в совокупности образующих целую круизную индустрию. Значительное число участников круизного бизнеса предопределяет системообразующий характер его функционирования и свидетельствует о необходимости идентификации всех его составляющих элементов. Кроме того, уровень развития круизного туризма определяется уровнем развития туристской отрасли в целом, который тесно взаимосвязан и взаимозависим от экономического роста страны, региона и предприятия в частности. Вследствие чего, структура процессов развития круизного туризма предполагает «выявление, обнаружение частей, состояний, свойств, отношений» [3], складывающихся в процессе создания круизного туристского продукта, обусловливающих его качественно новый уровень.
Содержательная характеристика процессов развития круизного туризма включает идентификацию количественной структуры его составных элементов и их изменений во времени; качественную оценку достигнутого уровня развития элементов на основе фактических данных за продолжительный период времени; выявление эффективности деятельности системообразующих предприятий и организаций с целью достижения поставленных результатов.
Следовательно, рассматривая процессы развития круизного туризма, необходимо исследовать его состояние в стране и регионе на основании качественного и количественного изменения совокупности показателей за длительный временной промежуток и выявить взаимосвязи между ними. При этом показатели, характеризующие уровень развития круизного туризма, должны объективно отражать все его структурные элементы и учитывать «сложный, неоднозначный характер процессов развития и механизмов их организации и функционирования» [1].
На рисунке 1 представлена структурная схема, которая характеризует процессы развития круизного туризма через призму терминологических понятий «развитие» и «процесс» с одной стороны; а с другой – показывает взаимосвязь всех звеньев системы с расчленением их на составляющие структурные элементы, формирующие основу качественного и количественного изменения системных процессов.
Измерение изменений, происходящих в процессах развития круизного туризма, предусмотрено разработанной в статистике системой показателей, объединяющей принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления [4, 5]. При этом для объективной оценки обозначенных процессов необходимо их исследовать с учетом всех статистических категорий: выявления закономерностей развития круизного туризма («развитие – это закономерное изменение»); исследования всего множества проявлений изучаемых закономерностей; выделения частного случая проявления закономерностей и определения его свойств и качеств; оценивания вариации признаков и их граций [4, 5].
Так, Голубкова И.А., выделяя закономерности развития круизного судоходства [6], концентрирует внимание на систематизации условий и принципов глобального судоходства, обосновывая на их основе инструментарий реализации стратегии развития локального сегмента круизного бизнеса. Разделяя закономерности на существенные и принципиальные и учитывая закономерности формирования круизного рынка и его основных сегментов, автор отдаляется от проблемы развития круизной индустрии в комплексе всех аспектов, обеспечивающих ее эффективное функционирование, тем самым отдавая приоритетную роль транспортной составляющей круизного бизнеса. Между тем, организационные и психологические проблемы, связанные с функциональной принадлежностью круизного туризма к сферам отдыха, досуга и здравоохранения и отраслевой принадлежностью к сфере транспорта, обусловливают его значительное отставание от темпов роста спроса на круизно-транспортные услуги.
Для обеспечения достоверности анализа и выявления направленности развития объекта, при исследовании показателей, характеризующих интенсивность изменения процессов развития круизного туризма, необходимо проводить периодизацию развития, то есть расчленение процессов во времени на однородные этапы, в пределах которых показатель подчиняется одному закону развития, соблюдая территориальную и методологическую сопоставимость исследуемых данных.
Профессор Жихарева В.В., анализируя современные тенденции развития мирового круизного рынка [7], формулирует набор критериев, используемых туристами при выборе круиза, исследует факторы, влияющие на уровень спроса, выявляет проблемы и перспективы круизного судоходства в Черноморском регионе. Однако, данный анализ, базируясь на одном временном периоде и подкрепляясь данными международных круизных организаций, не учитывает фактор времени, характеризующий «поступательное движение, эволюцию, переход от одного состояния к другому» [1], что не позволяет оценить совокупное влияние множества долговременных и краткосрочных факторов, и, в том числе, различного рода случайных обстоятельств, определяющих динамику развития круизного туризма в долгосрочном периоде.
На наш взгляд, наиболее подробно сущностная характеристика процессов развития круизного туризма раскрыта в работах Биржакова М.Б. и Никифорова В.И. [8], в которых ученые рассматривают условия возникновения круизов и их эволюцию в историческом аспекте, систематизируют принципы организации круизных маршрутов, анализируют географию круизной деятельности и особенности судов, предназначенных для круизного плавания. Авторы уделяют внимание не только процессу обслуживания туристов на борту судна, но и системе реализации и продвижения круизного туристского продукта, проблемах посадки и высадки пассажиров в морских портах. Вместе с тем, несмотря на достаточно подробное описание процессов функционирования круизной индустрии, в трудах ученых не представлена экономическая интерпретация показателей, оценивающих уровень развития исследуемых процессов в контексте комплексного анализа составляющих их элементов.
Показатели, характеризующие процессы развития круизного туризма
Принимая во внимание специфические особенности процессов развития круизного туризма, в систему совокупных показателей, характеризующих их изменение, необходимо включать как абсолютные и относительные показатели, так и средние величины, отражающие типичный уровень развития явления, в котором погашаются индивидуальные различия отдельных единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами (см. рис. 2).
Кроме того, следует учитывать не только фактические изменения показателей, но и ожидаемое состояние развития анализируемых процессов как источника достижения необходимых обществу результатов, заключающихся в экономическом росте как отдельного субъекта хозяйствования, так и государства в целом. Ведь значимость развития круизного туризма обусловлена не только его экономической эффективностью, но и социальной направленностью, способностью воздействия на все сферы жизнедеятельности человека, что должно учитываться в действиях руководства всех звеньев экономики и отражаться в государственных и региональных программах развития.
Вывод
Процессы развития круизного туризма тесно взаимосвязаны и взаимозависимы от уровня развития экономических систем и являются неотъемлемой составляющей экономического роста всех субъектов, принимающих участие в формировании, продвижении и реализации круизного туристского продукта.
Выявление закономерностей процессов развития круизного туризма предопределяет его рассмотрение через призму понятий «процесс» и «развитие» и обусловливает использование системы количественных и качественных показателей, характеризующих их направленность и изменение во времени.
Источники:
2. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
3. Алексеев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Велби, Проспект, 2003. – 608 с.
4. Яркіна Н.М. Статистика: навч. посібник / Н.М. Яркіна. – К: Університет Україна, 2012. – 256 с.
5. Логунова Н.А. Статистика II: навч. посібник / Н.А. Логунова, Л.В. Алексахіна. – К: Університет Україна, 2012. – 275 с.
6. Голубкова И.А. Факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка / И.А. Голубкова // Вісник економіки транспорту і промисловості : Зб. наук. праць. – Х.: УкрДАЗТ, 2010. – № 31. – С. 75–78.
7. Жихарева В.В. Современные тенденции развития рынка круизного судоходства // Розвиток методів управління та господарювання на транспорті. – 2012. – № 39 (2) – С. 153–166.
8. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки / Биржаков М.Б., Никифоров В.И. – М.: Герда, 2003. – 397 с.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 18:44:42