Development of Public-Private Partnerships in Healthcare
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 13 / July, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The paper considers public-private partnerships in healthcare as a tool for reforming the sector of economy to make healthcare more affordable for all segments of the population, improve its quality, as well as to improve the efficiency of utilizing health resources.
Keywords: public-private partnership, business, state order, private medicine, public health institutions, compulsory health insurance рп
Сегодня российское здравоохранение характеризуется снижением качества и доступности медицинской помощи населению, неблагоприятной медико-демографической ситуацией, недостаточным финансированием, низкой эффективностью использования ресурсов, несбалансированностью структуры медицинской помощи, низкой исполняемостью программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и другими недостатками. Системное реформирование здравоохранения, направленное на преодоление имеющихся проблем, наряду с финансово-экономической реформой и развитием медицинской практики, основанной на принципах доказательной медицины и результатах клинико-экономического анализа, направлено на повышение качества управления отраслью на основе научно-обоснованных технологий современного менеджмента отрасли. Согласно директивным направлениям, развитие здравоохранения в последнее время последовательно осуществлялось по пути введения дополнительных источников финансирования в виде систем социального страхования, привлечения средств потребителей медицинских услуг, государственной поддержки социально-незащищенной части населения и т.п. Растущая популярность частного сектора здравоохранения Но все это не способствовало преодолению таких факторов, как низкая экономическая эффективность бюджетной сферы здравоохранения, ограниченность общественных ресурсов и т.д., что предполагает поиск путей привлечения в отрасль частных инвестиций, возможных форм взаимоотношений бюджетных медицинских учреждений и частных организаций, а также использование опыта работы коммерческих структур для улучшения деятельности бюджетных организаций. Чем больше развивается негосударственный сектор здравоохранения и увеличивается объем инвестиций в частное здравоохранение, тем более актуальной становится проблема взаимодействия государства и частных медицинских организаций. Проблема эта сложна и многогранна, попробуем обозначить значимые моменты. Несомненно, положительными моментами платной медицины являются: рост занятости населения, налоговое пополнение бюджетов, привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов, экономия средств общественного здравоохранения, вследствие того, что высокодоходные группы населения пользуются платными услугами, а также появление возможности для работников некоммерческих учреждений здравоохранения получать дополнительный заработок за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в коммерческих медицинских структурах (что в условиях низкой заработной платы медработников − социально значимо). Нужно отметить, что, к сожалению, в России мощности частных медицинских учреждений не учитываются в государственной статистике, только 0,6% от общего количества частных клиник вовлечены в процесс оказания государственных медицинских услуг. Но даже при такой низкой степени вовлеченности в государственное здравоохранение, доля горожан (с невысокими доходами), пользующихся услугами частных клиник, достигает 40%. А с увеличением уровня доходов населения число потребителей услуг частной медицины будет расти. Известно, что растет количество лицензируемых медицинских организаций в частном секторе, и падает − в государственном, что ведет к увеличению затрат на частную систему здравоохранения [1]. Все это свидетельствует о том, что государству необходимо оказывать поддержку частному сектору здравоохранения, тем более, что такая поддержка предусмотрена Конституцией Российской Федерации. Государственно-частное партнерство в области здравоохранения Как уже отмечалось, проблема взаимодействия государства и частного здравоохранения многогранна, и одной из граней ее выступает государственно-частное партнерство. В самом широком смысле государственно-частное партнерство представляет собой «совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых проблем, на взаимовыгодных условиях» [1]. В случае со здравоохранением такое партнерство создает возможности повышать уровень здоровья, сохранять социальную стабильность в обществе, повышать качество медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизировать государственные расходы и минимизировать структурные диспропорции, тем самым выступая действенным инструментом при реформировании здравоохранения. Основными формами государственно-частного партнерства в российском здравоохранении на данном этапе являются следующие: − создание новых частных медицинских центров при содействии государства; − передача инвестору территориально выгодно расположенных зданий медицинских учреждений с условием строительства новых зданий для этих медицинских учреждений в других местах; − реконструкция зданий для перемещения в них медицинских учреждений из других зданий, привлекательных для частных инвесторов; − реорганизация государственных медицинских учреждений в акционерные общества с государственным капиталом и возможным последующим созданием совместного государственно-частного предприятия с участием частного инвестора [5]. Кроме того, бизнес может создавать системы банков крови, центры диализа, службы скорой медицинской помощи вблизи дорог для оказания экстренней специализированной помощи при дорожном травматизме и многое другое. Взаимодействие государства и частного бизнеса в здравоохранении может проявляться в непосредственном участии частных медицинских организаций в оказании бесплатной для населения медицинской помощи, например, подключение частных медицинских организаций к реализации территориальной программы ОМС; оказание бесплатной для населения помощи в рамках государственного заказа. Частные клиники и система обязательного медицинского страхования Наиболее приемлемой формой участия частных клиник в бесплатном обслуживании населения является их интеграция в систему ОМС, тем более, что поэтапное реформирование системы ОМС и здравоохранения предусматривает возможность вхождения частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования начиная с 2012 года. Для вхождения в систему ОМС частные структуры должны подать уведомление о своем желании в территориальный фонд обязательного медицинского страхования [2]. Но, несмотря на это, пока частная медицина слабо интегрируется в ОМС. Это объясняется рядом причин: – коммерческие медицинские организации, как правило, рассматривают работу в системе ОМС как неэффективную составляющую своей деятельности, и связано это с тем, что за счет средств обязательного медицинского страхования обычно возмещаются только основные статьи расходов (сюда не входят затраты по содержанию зданий, приобретению и обслуживанию оборудования т. п.); – негосударственные клиники предпочитают наличные деньги; – некоторые руководители частных организаций открыто заявляют, что не хотели бы смешивать состоятельных пациентов и пациентов, которые привыкли получать бесплатную помощь; – работники негосударственных медицинских организаций считают расценки ОМС на дорогостоящие исследования заниженными на 20−30% от рыночной стоимости. Необходимо учитывать эти проблемы при стимулировании участия частного бизнеса в системе обязательного медицинского страхования. Еще одной формой участия частных клиник в оказании бесплатной медицинской помощи населению может выступать государственный заказ. Практика показывает, что государственные и муниципальные учреждения получают бюджетные средства напрямую по смете (вне конкурса), а при проведении конкурсного распределения имеют преимущества по предлагаемым ценам, поскольку не включают в свои расходы несколько статей. Для эффективной реализации государственного заказа необходимо учитывать все существующие недоработки и устранять их путем уравнивания условий при конкурсном распределении средств, а именно, включением некоторых (ранее не учитываемых статей расходов, таких как амортизация, коммунальные и др.) в калькуляцию. Практика взаимодействия частных и бюджетных медицинских организаций В рамках государственно-частного партнерства внимания заслуживает практика взаимодействия частных медицинских организаций с бюджетными медицинскими учреждениями. Некоторые авторы классифицировали эти взаимоотношения и выделили несколько вариантов: 1) содействие бюджетным учреждениям в организации ими медицинской помощи, как платной, так и бесплатной; 2) использование временно свободных мощностей бюджетных учреждений; 3) привлечение в государственные организации дополнительных материальных ресурсов; 4) привлечение в государственное учреждение дополнительных трудовых ресурсов; 5) выравнивание возможностей и условий предоставления платных услуг (замена платных услуг, оказываемых бюджетными лечебно-профилактическими учреждениями на оказание услуг частными организациями на базе этого же учреждения) [5]. В рамках каждого варианта можно обозначить наиболее целесообразные схемы взаимодействия; в самом общем виде они могут быть сведены к следующему: а) помощь в оказании определенных видов медицинской помощи бюджетным организациям в случае, когда у них отсутствует оборудование, необходимые кадры и т. п.; 6) привлечение в государственные лечебные учреждения дополнительных коммерческих пациентов; в) продажа отдельных видов медицинских услуг частным клиникам; г) оказание коммерческими организациями пациентам бюджетных ЛПУ дополнительных услуг; д) оказание бюджетным учреждениям информационных, справочных, аналитических прочих услуг. Заключение Таким образом, потенциал государственно-частного партнерства в здравоохранении значителен: взаимодействие экономически заинтересованных партнеров, дополнительные источники инвестиций, расширение инновационных возможностей и многое другое.
Страница обновлена: 12.04.2025 в 00:57:19