Государственно-частное партнерство в здравоохранении

Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (211), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения как один из инструментов реформирования отрасли, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для всех слоев населения, улучшить ее качество, а также повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бизнес, обязательное медицинское страхование, государственный заказ, частная медицина, государственные медицинские учреждения



Сегодня российское здравоохранение характеризуется снижением качества и доступности медицинской помощи населению, неблагоприятной медико-демографической ситуацией, недостаточным финансированием, низкой эффективностью использования ресурсов, несбалансированностью структуры медицинской помощи, низкой исполняемостью программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и другими недостатками. Системное реформирование здравоохранения, направленное на преодоление имеющихся проблем, наряду с финансово-экономической реформой и развитием медицинской практики, основанной на принципах доказательной медицины и результатах клинико-экономического анализа, направлено на повышение качества управления отраслью на основе научно-обоснованных технологий современного менеджмента отрасли. Согласно директивным направлениям, развитие здравоохранения в последнее время последовательно осуществлялось по пути введения дополнительных источников финансирования в виде систем социального страхования, привлечения средств потребителей медицинских услуг, государственной поддержки социально-незащищенной части населения и т.п. Растущая популярность частного сектора здравоохранения Но все это не способствовало преодолению таких факторов, как низкая экономическая эффективность бюджетной сферы здравоохранения, ограниченность общественных ресурсов и т.д., что предполагает поиск путей привлечения в отрасль частных инвестиций, возможных форм взаимоотношений бюджетных медицинских учреждений и частных организаций, а также использование опыта работы коммерческих структур для улучшения деятельности бюджетных организаций. Чем больше развивается негосударственный сектор здравоохранения и увеличивается объем инвестиций в частное здравоохранение, тем более актуальной становится проблема взаимодействия государства и частных медицинских организаций. Проблема эта сложна и многогранна, попробуем обозначить значимые моменты. Несомненно, положительными моментами платной медицины являются: рост занятости населения, налоговое пополнение бюджетов, привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов, экономия средств общественного здравоохранения, вследствие того, что высокодоходные группы населения пользуются платными услугами, а также появление возможности для работников некоммерческих учреждений здравоохранения получать дополнительный заработок за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в коммерческих медицинских структурах (что в условиях низкой заработной платы медработников − социально значимо). Нужно отметить, что, к сожалению, в России мощности частных медицинских учреждений не учитываются в государственной статистике, только 0,6% от общего количества частных клиник вовлечены в процесс оказания государственных медицинских услуг. Но даже при такой низкой степени вовлеченности в государственное здравоохранение, доля горожан (с невысокими доходами), пользующихся услугами частных клиник, достигает 40%. А с увеличением уровня доходов населения число потребителей услуг частной медицины будет расти. Известно, что растет количество лицензируемых медицинских организаций в частном секторе, и падает − в государственном, что ведет к увеличению затрат на частную систему здравоохранения [1]. Все это свидетельствует о том, что государству необходимо оказывать поддержку частному сектору здравоохранения, тем более, что такая поддержка предусмотрена Конституцией Российской Федерации. Государственно-частное партнерство в области здравоохранения Как уже отмечалось, проблема взаимодействия государства и частного здравоохранения многогранна, и одной из граней ее выступает государственно-частное партнерство. В самом широком смысле государственно-частное партнерство представляет собой «совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых проблем, на взаимовыгодных условиях» [1]. В случае со здравоохранением такое партнерство создает возможности повышать уровень здоровья, сохранять социальную стабильность в обществе, повышать качество медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизировать государственные расходы и минимизировать структурные диспропорции, тем самым выступая действенным инструментом при реформировании здравоохранения. Основными формами государственно-частного партнерства в российском здравоохранении на данном этапе являются следующие: − создание новых частных медицинских центров при содействии государства; − передача инвестору территориально выгодно расположенных зданий медицинских учреждений с условием строительства новых зданий для этих медицинских учреждений в других местах; − реконструкция зданий для перемещения в них медицинских учреждений из других зданий, привлекательных для частных инвесторов; − реорганизация государственных медицинских учреждений в акционерные общества с государственным капиталом и возможным последующим созданием совместного государственно-частного предприятия с участием частного инвестора [5]. Кроме того, бизнес может создавать системы банков крови, центры диализа, службы скорой медицинской помощи вблизи дорог для оказания экстренней специализированной помощи при дорожном травматизме и многое другое. Взаимодействие государства и частного бизнеса в здравоохранении может проявляться в непосредственном участии частных медицинских организаций в оказании бесплатной для населения медицинской помощи, например, подключение частных медицинских организаций к реализации территориальной программы ОМС; оказание бесплатной для населения помощи в рамках государственного заказа. Частные клиники и система обязательного медицинского страхования Наиболее приемлемой формой участия частных клиник в бесплатном обслуживании населения является их интеграция в систему ОМС, тем более, что поэтапное реформирование системы ОМС и здравоохранения предусматривает возможность вхождения частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования начиная с 2012 года. Для вхождения в систему ОМС частные структуры должны подать уведомление о своем желании в территориальный фонд обязательного медицинского страхования [2]. Но, несмотря на это, пока частная медицина слабо интегрируется в ОМС. Это объясняется рядом причин: – коммерческие медицинские организации, как правило, рассматривают работу в системе ОМС как неэффективную составляющую своей деятельности, и связано это с тем, что за счет средств обязательного медицинского страхования обычно возмещаются только основные статьи расходов (сюда не входят затраты по содержанию зданий, приобретению и обслуживанию оборудования т. п.); – негосударственные клиники предпочитают наличные деньги; – некоторые руководители частных организаций открыто заявляют, что не хотели бы смешивать состоятельных пациентов и пациентов, которые привыкли получать бесплатную помощь; – работники негосударственных медицинских организаций считают расценки ОМС на дорогостоящие исследования заниженными на 20−30% от рыночной стоимости. Необходимо учитывать эти проблемы при стимулировании участия частного бизнеса в системе обязательного медицинского страхования. Еще одной формой участия частных клиник в оказании бесплатной медицинской помощи населению может выступать государственный заказ. Практика показывает, что государственные и муниципальные учреждения получают бюджетные средства напрямую по смете (вне конкурса), а при проведении конкурсного распределения имеют преимущества по предлагаемым ценам, поскольку не включают в свои расходы несколько статей. Для эффективной реализации государственного заказа необходимо учитывать все существующие недоработки и устранять их путем уравнивания условий при конкурсном распределении средств, а именно, включением некоторых (ранее не учитываемых статей расходов, таких как амортизация, коммунальные и др.) в калькуляцию. Практика взаимодействия частных и бюджетных медицинских организаций В рамках государственно-частного партнерства внимания заслуживает практика взаимодействия частных медицинских организаций с бюджетными медицинскими учреждениями. Некоторые авторы классифицировали эти взаимоотношения и выделили несколько вариантов: 1) содействие бюджетным учреждениям в организации ими медицинской помощи, как платной, так и бесплатной; 2) использование временно свободных мощностей бюджетных учреждений; 3) привлечение в государственные организации дополнительных материальных ресурсов; 4) привлечение в государственное учреждение дополнительных трудовых ресурсов; 5) выравнивание возможностей и условий предоставления платных услуг (замена платных услуг, оказываемых бюджетными лечебно-профилактическими учреждениями на оказание услуг частными организациями на базе этого же учреждения) [5]. В рамках каждого варианта можно обозначить наиболее целесообразные схемы взаимодействия; в самом общем виде они могут быть сведены к следующему: а) помощь в оказании определенных видов медицинской помощи бюджетным организациям в случае, когда у них отсутствует оборудование, необходимые кадры и т. п.; 6) привлечение в государственные лечебные учреждения дополнительных коммерческих пациентов; в) продажа отдельных видов медицинских услуг частным клиникам; г) оказание коммерческими организациями пациентам бюджетных ЛПУ дополнительных услуг; д) оказание бюджетным учреждениям информационных, справочных, аналитических прочих услуг. Заключение Таким образом, потенциал государственно-частного партнерства в здравоохранении значителен: взаимодействие экономически заинтересованных партнеров, дополнительные источники инвестиций, расширение инновационных возможностей и многое другое.


Источники:

1. Колесников С. Государственно-частное партнерство в здравоохранении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stel-vl.nichost.ru.
2. Чанчиков В. Пирамида Семашко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gnkk.ru.
3. Черепов В. О системном подходе к стратегии реформирования здравоохранения. −www.rosmedstrah.ru.
4. Шейман И. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении // Экономика здравоохранения. – 2000. − № 5.6/45.
5. Щербук Ю., Кадыров Ф., Хайруллина И. Проблемы взаимодействия государственного и частного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. – 2008. − № 2.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:10:17