Инвестиционное кредитование МБРР в России

Ахундов Р.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (34), Октябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахундов Р.О. Инвестиционное кредитование МБРР в России // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 10. – С. 73-77.

Аннотация:
МБРР является одной из наиболее влиятельных международных финансовых организаций, обладающей значительными финансовыми ресурсами и осуществляющей кредитование развивающихся стран в целях содействия их развитию, борьбе с бедностью и повышению уровня жизни населения. Основным видом операций банка является финансирование инвестиционных проектов и программ в области городской и социальной инфраструктуры, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранные инвесторы, МБРР



МБРР является одной из наиболее влиятельных международных финансовых организаций, обладающей значительными финансовыми ресурсами и осуществляющей кредитование развивающихся стран в целях содействия их развитию, борьбе с бедностью и повышению уровня жизни населения. Основным видом операций банка является финансирование инвестиционных проектов и программ в области городской и социальной инфраструктуры, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.

В последнее время роль МБРР в системе мирохозяйственных связей претерпевает определённые изменения. В первую очередь это связано с достаточно новой практикой банка, а именно: предоставлять бюджетозамещающие займы на структурное преобразование экономики или её отдельных отраслей в государствах-заёмщиках, более широкое использование такого инструмента, как предоставление гарантий от некоммерческих рисков, позволяющих решать многие проблемы с привлечением частных инвестиций без обострения проблемы уровня внешней задолженности.

Российская федерация вступила в МБРР в июне 1992 года. Вступление в МБРР позволило получать льготные долгосрочные займы и консультационное содействие со стороны банка, и стало важным шагом на пути интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей. Сегодня Россия является членом и других международных финансовых организаций группы Всемирного банка, однако масштабы сотрудничества с ними значительно меньше, чем с МБРР.

Основные виды деятельности.

Основным видом деятельности МБРР в России являются кредитные операции. В настоящее время РФ входит в число крупнейших государств-заемщиков МБРР, уступая по объемам заимствования только Бразилии, Индонезии, Индии, Китаю, Аргентине и Корее. Начиная с 1992 г. по июль 2001 г. Совет директоров МБРР одобрил предоставление России 49 займов на общую сумму 12,2 млрд. долл. США.

Предоставленные займы можно разделить на:

‑ инвестиционные займы (41 заем на сумму 6,0 млрд. долл.);

‑ займы на поддержку структурных преобразований экономики или ее отдельных отраслей (8 займов на сумму 6,2 млрд. долл.).

МБРР осуществляет в России и другие виды деятельности.

Во-первых, это проведение гарантийных операций. Банком были открыты для России две гарантийные линии на общую сумму 300 млн. долл. США: по проекту “Морской старт” (100 млн. долл. США) и для поддержки угольной и лесной отраслей промышленности (200 млн. долл. США).

Во-вторых, управление международными грантами, предоставляемыми России. Среди них отдельно следует выделить гранты Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), направленные на прекращение производства озоноразрушающих веществ и сохранение биоразнообразия.

Наконец, это ‑ исследовательская деятельность и оказанием технического содействия. Это делается как для расширения собственной информационно-аналитической базы банка, так и в целях содействия реализации государственных программ социально-экономического развития. К примеру, МБРР были проведены аналитические исследования проблемы неплатежей в России, государственных расходов, экологических приоритетов, исследование масштабов бедности в период после кризиса 1998 г. и др.

Кредитные операции.

Цель инвестиционных займов МБРР состоит в финансировании долгосрочных проектов и программ, направленных на развитие экономической инфраструктуры, сельского хозяйства, социальной сферы, финансового сектора, промышленности, охраны окружающей среды. Список займов, одобренных МБРР для России в 1992-2001 гг., включает в себя 41 заем. Из них к середине 2001 г. 7 займов были полностью реализованы и закрыты; 2 займа (“Проект содействия реструктурированию предприятий” и “Второй проект ремонта и содержания автодорог”) аннулированы по инициативе России до начала использования средств. Двадцать шесть займов находятся в стадии реализации, а ещё 6 займов одобрены МБРР, но до сих пор не вступили в силу, т.е. не могут использоваться.

Если рассматривать распределение утвержденных МБРР инвестиционных займов то наиболее значительная часть заимствований (44%) приходится на 2 сектора, традиционно относимых к экономической инфраструктуре ‑ транспорт и городское хозяйство. Также велика доля займов нефтяной и угольной промышленности (за счет двух крупных реабилитационных нефтяных займов). Другие сектора заметно уступают по объемам выделенных средств.

Финансовые условия займов МБРР для России соответствуют обычной практике кредитования банка (общий срок погашения ‑ 17 лет, при этом 5 лет ‑ льготный период). Процентная ставка по всем займам не превышала 7,5% годовых, а в 1999-2001 гг. – 5-6%. Поскольку большая часть займов была получена до 1998 г., то льготный период по ним уже закончился (либо это произойдет в этом 2002 г.).

Россия приступила к погашению основной суммы займов, что с точки зрения проблемы пика платежей по внешнему долгу в 2003 – 2007 гг., безусловно, является негативным обстоятельством. Так, по расчётам МБРР в 2003 г. России придётся выплатить банку по всем кредитным обязательствам, включая инвестиционные и структурные займы, от 1076 до 1126 млн. долл. США.

Всего за 9 лет использовано 2,76 млрд. долл. США средств инвестиционных займов МБРР, или только 46% от общего объема одобренных Советом директоров банка займов для России. Среди трудностей реализации портфеля инвестиционных займов МБРР в России можно отметить следующие:

‑ новые займы подготавливаются чрезвычайно длительно (до нескольких лет), а временной лаг между одобрением займов Советом директоров МБРР и их вступлением в силу доходит до одного года;

‑ имеются значительные задержки в реализации займов и связанными с этим низкими показателями расходования средств, в результате чего займы не укладываются в установленные сроки [1].

На ход реализации портфеля инвестиционных займов МБРР в России, безусловно, самое негативное влияние оказал валютно-финансовый кризис августа 1998 г. (неудивительно поэтому, что наибольшее количество займов с неудовлетворительным рейтингом было в следующем, 1999 г.). Его прямыми последствиями явились:

‑ остановка проектов, в рамках которых средства займов перекредитовывались конечным получателям через коммерческие банки, большинство из которых оказалось в тяжелом финансовом положении;

‑ резкое снижение или полная утрата экономической эффективности многих проектных мероприятий, особенно связанных с закупкой импортного оборудования и транспортных средств;

‑ ухудшение финансового положения большинства конечных получателей заемных средств (региональных и местных администраций, предприятий), снижавшее их возможности по обеспечению необходимого софинансирования проектов и возврата полученных средств в бюджет.

Эти факторы привели к существенным задержкам в реализации почти всех действовавших к началу кризиса займов, а многие из них пришлось серьезно реструктурировать с тем, чтобы приспособить к послекризисным экономическим, социальным и политическим условиям. Эта работа заняла весь 1999 г., а для ряда займов и часть 2000 г.

В начале 2000 г. все схемы перекредитования средств МБРР конечным получателям оказались практически неработающими, вследствие чего серьезно замедлилась реализация многих проектов (“Проект поддержки предприятий”, “Проект по управлению окружающей средой”, “Жилищный проект” и др.).

В итоге, даже по прошествии трех лет после кризиса состояние портфеля инвестиционных займов МБРР в России можно охарактеризовать как неблагополучное (даже несмотря на формальное улучшение рейтингов многих проектов): а) очень медленно расходуются средства по действующим займам; б) в отношении ряда проектов сохраняется реальная угроза аннулирования; в) сохраняются отмеченные выше проблемы с вступлением в силу новых займов.

[1] По данным Счетной палаты, из-за срывов сроков реализации проектов дополнительные расходы федерального бюджета на уплату комиссии за резервирование банку составили около 15 млн. долл. США.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:41