Функции знаний на предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 28
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (68), Август 2012
Цитировать:
Каленов О.Е. Функции знаний на предприятии // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 8. – С. 3-9.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17829074
Цитирований: 28 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В настоящее время знания имеют огромное значение как для развития экономики в целом, так и в деятельности отдельно взятого предприятия. Функции, выполняемые знаниями на предприятии, в связи с наступающим новым периодом экономического развития, сегодня крайне актуальны
Ключевые слова: творческая энергия, ресурсы, информация, предприятие, знания, экономика знаний, микроэкономика, постиндустриальное общество, функции знаний
На протяжении всего периода своего существования человеческое общество стремительными темпами движется вперед, проходя различные этапы развития, которые можно охарактеризовать, во-первых, с позиций преимуществ использования того или иного вида ресурсов, участвующих в экономической деятельности, и, во-вторых, технологическими укладами, трансформирующихся при смене ресурсов.
Немного истории
Первоначально необходимые блага создавались в сельском хозяйстве, основу которого составляло использование физического труда и естественные природные процессы. Изменение общественно-экономического уклада и промышленный переворот, начавшийся со второй половины XVIII века и продолжавшийся вплоть до второй четверти XIX века, осуществили трансформацию аграрного общества в индустриальное. Наиболее яркой характеристикой данных революционных изменений явился значительный рост производительных сил на базе развития машинной индустрии и окончательное становление капитализма. Сформировалась индустриальная экономика, основанная, в первую очередь, на применении машин при изготовлении предметов потребления. В связи с ростом населения и, соответственно, увеличением объемов потребления экономика столкнулась с проблемой дефицита и исчерпаемости ресурсов, что неизбежно влечет за собой ухудшение экономического и социального положения. Это были предпосылки к созданию нового типа общества – постиндустриального. Изучением данной обширной темы занимались и занимаются по сей день многие ученые, среди которых следует особо отметить Д. Белла [1] и Э. Тоффлера [5].
Основной отличительной особенностью постиндустриального общества является переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. К традиционным факторам производства добавляется фактор – информация. Плоды научной деятельности становятся определяющей силой в процессе развития экономики [3, 4]. В этих условиях основополагающими являются такие качества работников, как уровень образования, профессиональные навыки и умения, творческое мышление и нестандартный подход к решению различных неординарных задач, с решением которых приходится сталкиваться в работе все чаще и чаще. В последние годы отчетливо прослеживается тенденция повышения внимания к ценности человеческого капитала и значительного возрастания роли знаний в экономических процессах. Знания становятся важнейшим фактором, определяющим конкурентные преимущества компаний на рынке. Следовательно, можно говорить о наступающем новом этапе экономического развития – экономике, базирующейся на знаниях, или «экономике знаний».Сам термин «экономика знаний» был введен в оборот Ф. Махлупом в 1962 году. Он подразумевал под ним один из секторов экономики. В настоящее время можно определить экономику знаний как фактор развития экономической системы, чье функционирование осуществляется, в первую очередь, за счет нематериальных активов, основу которых составляют знания и человеческий капитал.
Знания как рычаг эффективности
Экономика знаний, как и экономика в целом, является сложной многоуровневой структурой. Однако хотелось бы сконцентрировать внимание именно на микроуровне (предприятии), поскольку в условиях рыночных отношений предприятие занимает место ключевого компонента экономики, так как именно на этом уровне создается необходимая обществу продукция и оказываются необходимые услуги.Основываясь на исследованиях В.Л. Макарова и Г.Б. Клейнера [2], мы можем выдвинуть гипотезу о функциях, которые возложены на знания в микроэкономической системе (предприятии) в связи с активно развивающейся экономикой знаний. Целесообразно выделить следующие функции знаний (рис. 1).
Знания как ресурс производства
Традиционно основными производственными факторами предприятия считаются труд и капитал. В определенных пределах они являются взаимозаменяемыми. Очевидно, что эти факторы заключают в себе знание в виде как интеллектуального, так и информационного ресурсов. Однако в связи с вышеуказанным этапом развития экономики знания высвобождаются из традиционных факторов производства, обособляясь тем самым в самостоятельный ресурс, характеризующийся определенными специфическими свойствами. К примеру, знания не расходуются в процессе использования. Более того, знание является создаваемым ресурсом, и уже накопленные раннее знания приводят к появлению нового знания.
Причем данный ресурс характеризуется низкой степенью заменяемости. Становится очевидным, что в современных условиях залогом успеха любого предприятия является уже не столько численность сотрудников или величина основных средств, сколько качественная составляющая персонала, т.е. наличие у сотрудников творческих способностей и интеллектуального потенциала, позволяющего объективно анализировать рыночные потребности, оперативно реагировать на их изменения, создавать новые продукты или услуги. Это превращает творческого работника в очень важный и дефицитный ресурс. Данная тенденция оказывает сильное влияние на рынок труда, где наблюдается удешевление физического и возрастает стоимость интеллектуального труда.
Знания как инструмент конкуренции
Эта функция тесным образом связана с предыдущей. Очевидно, что в современных условиях каждому предприятию необходимо незамедлительно реагировать на любые изменения, происходящие как на рынке, на котором оно работает, так и в экономической среде в целом. Эта динамика способствует созданию и освоению новых знаний. Успех в конкретных конкурентных позициях будет у тех предприятий, которые знают по этому вопросу больше, чем конкуренты. А инновационные знания уже дают организации возможность изменять существующие и устанавливать новые «правила игры», которые позволяют захватить лидерство в отрасли. Стоит еще раз отметить, что в настоящее время приоритетной становится не ценовая конкуренция, а конкуренция за квалифицированные кадры, с присущими им знаниями.
Знания как предмет производства (продукт системы)
Было бы ошибкой полагать, что знания могут производиться только исключительно в научной сфере. Знания создаются в результате творческого процесса в целом независимо от отрасли или вида деятельности организации. В экономике, основанной на знаниях, наблюдается следующая двусторонняя зависимость: с одной стороны, произведенный продукт становится результатом применения знаний, которые являются производственным ресурсом наряду с трудом и капиталом; с другой – производство продукта сопровождается созданием знания, даже если оно получено в качестве побочного продукта. Полученные в результате процесса производства знания могут использоваться в качестве сырья для дальнейшей переработки либо в качестве конечного продукта потребления.
Знания как предмет коммерциализации (как товар)
В настоящее время это является одной из самых перспективных функций, выполняемых знаниями. Многие организации совершают сделки по продаже корпоративных знаний, воплощенных в патентах, инновационных технологиях, высокотехнологичной продукции, способах организации производства и т.п., получая при этом огромную прибыль. К сожалению, осуществление данной функции характерно преимущественно для зарубежных предприятий, например, в США, Германии, Японии и пока не находит широкого распространения в нашей стране.
Знания как компонент корпоративной культуры
Каждой организации присущи какие-то определенные, специализированные, уникальные знания, охватывающие культурную деятельность внутри организации. Эти знания оказывают сильное влияние на организационную культуру, воздействуя на внутрифирменную атмосферу, создание, сохранение и использование корпоративных ценностей, взаимоотношения внутрифирменных субъектов, проявляющиеся в объективной интерпретации и передачи информации, умении сотрудников совместно работать, поиске компромиссных решений, взаимном доверии друг к другу и т.д.
Знания как средство накопления и сохранения ценностей
В экономике знаний предприятиям целесообразно вкладывать свои средства в носителей знаний, в качестве которых могут выступать как сотрудники, так и электронные носители с формируемыми на них когнитивными базами. Причем заинтересованы в этом не только предприятия, но и сами сотрудники, поскольку уровень образования оказывает влияние на их экономический и социальный статус, способствует карьерному росту. Инвестиции в знания представляются очень выгодными еще и по той причине, что, как уже говорилось выше, знания обладают неким накопительным свойством, и уже накопленные и переработанные знания способны породить абсолютно новое, уникальное знание.
Знание как предмет и продукт управления
Принятое на основании анализа существующего состояния организации управленческое решение представляет собой концентрацию имеющегося и нового знаний. Знания могут выступать в качестве продукта, получаемого в ходе управленческого процесса. Однако в то же время решение принимается менеджером на основании уже имеющихся знаний, что были получены ранее. Здесь знания выступают в качестве предмета управления, способствуя принятию объективных, экономически обоснованных решений, позволяющих добиться максимальной рентабельности и эффективности предприятия. Они дают возможность постоянного мониторинга управленцем даже незначительных изменений внешней и внутренней среды организации, упреждая наступление негативных событий и предостерегая от поспешных и неоправданных решений.
Знания как инструмент взаимодействия предприятия с рынком
Знания, донесенные должным образом до потребителя и правильно растолкованные ему, имеют огромное значения для фирмы. Маловероятно, что потребители будут рассматривать возможность приобретения товара, о котором у них нет никакой информации. Осведомленность о существовании марки является начальным шагом при формировании имиджа компании и позиционировании ее на рынке. Зачастую именно осведомленность является тем фундаментом, который закладывает основу потребительского выбора. При этом производителю следует распространять информацию не только о самом продукте, но и формировать знания о его использовании.
Вывод
В настоящее время становится очевидным, что успех и процветание компании в значительной степени зависит именно от знаний, а конкурентоспособность производимой продукции характеризуется инновационной составляющей заложенных в ней идей. В данных условиях на первый план выходит способность предприятий производить, аккумулировать, систематизировать, хранить и правильно использовать знания.
Источники:
2. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний [Текст] / Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. – М.: Экономика, 2007.
3. Пилипенко Е.В., Баталов Ю.В. Экономическое поле экономики знаний // Креативная экономика. — 2012. — № 6 (66). — c. 91-97. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23813/4.
4. Пономарева С.А. Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия // Креативная экономика. — 2011. — № 9 (57). — c. 3-9. — http://www.creativeconomy.ru/articles/4158/
5. Тоффлер Э. Третья волна [Текст]. – М.: ACT, 1999
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:08:25