Agrarian policy: efficiency and optimization terms

Antamoshkina E.N.1
1 Волгоградский государственный аграрный университет

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 3 (July-September 2016)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=29675798
Cited: 24 by 30.01.2024

Abstract:
Importance of the problem of assessing the efficiency of agricultural policy is that the conditions of regulation were changed as a result of WTO accession, and now the competitive position of rural commodity producers on the domestic and foreign markets depends on the efficiency of policy measures. The efficiency of agrarian policy cannot be assessed using a single indicator, because it includes a number of independent directions, such as the development of agricultural production, ensuring food security, improving the living standards of rural population, increasing the incomes of agricultural producers. In this regard, the efficiency assessment of agricultural policy should include a detailed analysis of various areas with the use of special-purpose assessment indicators. The article presents methodology for assessing the efficiency of agrarian policy, which allows to determine the integral indicator: the index of efficiency, calculated on the basis of economic, financial and social indicators of efficiency. For each indicator of the efficiency of agrarian policy we established assessment criteria and threshold values of indicators. The paper determined the types of efficiency of agrarian policy, identified and systematized criteria and performance indicators. The methodology for assessing the efficiency of agricultural policy has been tested on the statistical data of the regions of the Southern Federal District. We found out that the efficiency index of agricultural policy of the Southern Federal District (Ieap) in 2014 is 0.8, which corresponds to the acceptable level. The diversion of the calculated indicator from 1 is due to the low efficiency of the agrarian policy on social indicators. The theoretical significance lies in the informative supplement for methodological approaches and assessing models of the efficiency of agrarian policy from the point of substantiation of the integral indicator (the index of efficiency of agrarian policy). The practical importance lies in the development and testing of methods for assessing the efficiency of agricultural policy, which is universal and can be applied in various regions and macro-regions of Russia. It allows the rapid assessment of the efficiency of agricultural policy on the basis of the system of indicators: economic, social and financial efficiency.

Keywords: efficiency, methodology, agrarian policy, efficiency index of agrarian policy, indicators and assessment criteria

JEL-classification: Q18, C13, Q17



Введение

Аграрная политика оказывает комплексный, синергетический экономический эффект на экономику и общество в целом, поскольку она связана не только с развитием сельскохозяйственного производства и обеспечением продовольственной безопасности, но и с созданием условий для повышения уровня и качества жизни сельского населения, роста доходов производителей сельскохозяйственной продукции.

Обеспечение оптимального уровня продовольственной безопасности, в том числе на региональном уровне экономики, требует разработки механизма оптимизации аграрной политики региона и комплекса мер по ее модификации в направлении обеспечения продовольственной безопасности в условиях импортозамещения, оценки оптимальности текущих методов и инструментов аграрной политики по критерию обеспечения продовольственной безопасности. Соответственно, требуется оценка оптимальности текущих методов и инструментов аграрной политики.

В качестве одного из критериев, по которым можно проводить оценку оптимальности аграрной политики, выступает критерий обеспечения продовольственной безопасности. Именно с точки зрения данного критерия решение о введении Россией продовольственных антисанкций в ответ на санкции, введенные европейскими странами и США, можно рассматривать как лучший вариант из множества возможных решений в современных условиях.

Обсуждение

Теоретико-методологические основы анализа аграрной политики изложены в трудах советских и российских экономистов-аграрников: Н. И. Буздалова, А. В. Чаянова, В. В. Милосердова, Н. К. Фигуровской и ряда других исследователей [3; 18; 6; 17] (Buzdalov, 1993; Chayanov, 1989; Miloserdov, Miloserdov, 2002; Figurovskaya, 2010). Аграрная политика как один из элементов социально-экономической политики государства, ее специфика, меры и направления регулирования, в том числе в сфере обеспечения продовольственной безопасности охарактеризованы А. И. Алтуховым [1] (Altukhov, 2014), В. Г. Ларионовым [5] (Larionov, 2015), Н. А. Кулагиной [4] (Kulagina, 2014), В. И Назаренко [7] (Nazarenko, 2008), И. Г. Ушачевым [16] (Ushachev, 2014). Самостоятельным направлением анализа аграрной политики являются исследования по анализу и оценке ее эффективности, в трудах П. В. Михайлушкина [15] (Trubilin, Sidorenko, Mikhaylushkin, 2012), В. Я. Узуна [19] (Shagayda, Uzun, 2015) рассматриваются методы оценки влияния аграрной политики на развитие АПК и сельских территорий.

В мировой практике меры аграрной политики принято группировать по двум направлениям: меры внутренней поддержки и внешнеторговые меры [21] (Olaoy, 2014). Особую актуальность проблема оценки эффективности аграрной политики приобрела с созданием ВТО, когда возникала необходимость анализа результатов и последствий вступления в данную организацию. Были разработаны разнообразные модели оценки аграрной политики. При этом, по сути, они относятся либо к моделям общего (модель WTO, 1995 г.; the Multi-Regional Trade (MRT) Model, 1995), либо к моделям частичного равновесия (AGLINK, 2002 г.; WATSIM, 1998) [20; 22] (Capone, El Bilali, Debs, Cardone, Driouech, 2014; Sohi, Bell, Liu, 2014).

В российской практике оценка эффективности аграрной политики преимущественно осуществляется на макроэкономическом уровне на основе анализа воздействия различных инструментов государственной политики на агропродовольственный сектор. Например, с помощью модели общего равновесия Верхайма (CGE Model), возможно оценить результативность государственного регулирования агропродовольственного сектора, в том числе для отдельных отраслей АПК. Также были разработаны и модели частичного равновесия, наиболее известные: RATSIM (С. В. Киселев, Р. А. Ромашкин) и модель EPACIS (С. В. Киселев, Р. А. Ромашкин), которые применялись для анализа аграрной политики России, преимущественно в сфере внешней торговли продовольствием в рамках интеграционных процессов в СНГ, либо для оценки влияния мер внутренней поддержки на субъекты российского АПК [14] (Timofeeva, Antamoshkina, 2015).

Существуют методы оценки влияния отдельных мероприятий аграрной политики на развитие сельского хозяйства и эффективность сельскохозяйственных организаций, с использованием экономико-математических моделей (PEM-модель, AGLINK – KOSIMO). Перечисленные модели позволяют оценить влияние аграрной политики на рынки основных видов сельскохозяйственной продукции, проанализировать эффективность воздействия аграрной политики на сельское хозяйство в целом [14] (Timofeeva, Antamoshkina, 2015).

В качестве метода оценки эффективности аграрной политики России П. Таранов предложил использовать двухкритериальную модель анализа продовольственного рынка, основанную на теории сравнительных преимуществ. На основе сопоставления индекса продовольственной независимости и индекса Балласа для различных видов продовольственной продукции проводится анализ продовольственного рынка. Определяются приоритетные методы защиты рынка для каждого вида продовольствия, посредством кластеризации продовольственных товаров по группам в зависимости от уровня продовольственной независимости и конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках [13] (Taranov, Panasyuk, 2011).

Материалы и методы

Кроме того, существуют методологические проблемы определения эффективности аграрной политики, которую невозможно оценить одним показателем, поскольку политика включает целый ряд самостоятельных направлений: развитие сельскохозяйственного производства; обеспечение продовольственной безопасности; повышение уровня жизни сельского населения; рост доходов сельхозпроизводителей. Требуется оценка эффективности аграрной политики посредством детального анализа различных направлений с помощью разработанных и обоснованных специализированных показателей.

Можно выделить ряд подходов к оценке эффективности аграрной политики:

1) отраслевой, согласно которому для каждой подсистемы АПК выделяются соответствующие показатели, позволяющие оценить эффективность аграрной политики. С точки зрения отраслевого подхода показатели (индикаторы) эффективности аграрной политики целесообразно выделять в сфере производства (объемы выпуска сельскохозяйственной продукции, уровень рентабельности производства различных видов сельскохозяйственной продукции) и потребления продовольствия, в том числе по отдельным регионам России.

2) ресурсно-потенциальный подход, позволяющий определить абсолютную и относительную эффективность регулирования АПК посредством аграрной политики. Первая определяется соотношением потенциальных возможностей производства (имеющихся ресурсов) с фактическим объемом их использования. Относительная эффективность показывает отношение конечного эффекта к затратам (рентабельность сельскохозяйственного производства).

Несмотря на наличие различных подходов к оценке эффективности аграрной политики, все они сводятся к общей идее, согласно которой аграрная сфера экономики будет эффективна в том случае, если она в полном объеме выполняет свою основную функцию по обеспечению продовольственной безопасности.

При оценке эффективности мер аграрной политики региона следует учитывать различные виды ее эффективности [2] (Antamoshkina, 2014):

– экономическую, связанную с рациональным использованием ресурсного потенциала АПК, увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции и обеспечением потребления населением продовольствия в соответствии с рациональными нормами;

– финансовую, характеризующую результативность инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства и как следствие достигнутый уровень самообеспечения продовольственной продукцией в регионе;

– социальную, характеризующую доступность продовольствия для населения.

Особое внимание необходимо уделять анализу социальной эффективности аграрной политики. С этой целью могут быть использованы два подхода: 1) с точки зрения результативности, характеризующей степень выполнения поставленных целей и задач, соответствия фактических результатов плановым; 2) с позиции эффективности достигнутых результатов в сравнении с затратами, которые потребовались для решения поставленных задач. Применение данных подходов целесообразно при имеющейся для сравнения эмпирической базе достигнутых в данном регионе показателей с показателями регионов, сходных по природно-климатическим, географическим условиям; с нормативными показателями, рекомендуемыми экспертами в данной области.

Существующие современные методики предлагают оценивать эффективность мер аграрной политики и их влияние на социальную сферу села путем сопоставления расходов государственного бюджета на какую-либо программу социального развития с ожидаемыми конечными результатами, проявляющимися в росте благосостояния населения.

В современных условиях реализации стратегии импортозамещения важное значение для оценки эффективности аграрной политики приобретают критерии обеспечения экономической безопасности и показатели продовольственной независимости (самообеспеченности). В качестве комплексного показателя оценки эффективности аграрной политики целесообразно использовать интегральный показатель – индекс эффективности аграрной политики (IeapEffectiveness Index of Agrarian and Food Policy), рассчитанный на основе экономических, финансовых и социальных индикаторов эффективности.

(1) (Altukhov, 2014),

где ie – индикатор (показатель) экономической эффективности аграрной политики; is – индикатор социальной эффективности аграрной политики; if – индикатор финансовой эффективности аграрной политики.

Рассмотрим методику расчета перечисленных выше показателей.

1) ieиндикатор (показатель) экономической эффективности аграрной политики – определяется на основе коэффициента фактического потребления продовольствия (Кфп):

ie = f (2) (Antamoshkina, 2014).

Кфп показывает фактический уровень потребления продовольствия (qфакт) в сравнении с рациональными нормами потребления (qнорм) и рассчитывается по формуле:

(3) (Buzdalov, 1993).

Индикатор экономической эффективности может принимать следующие значения:

ie = 0, при Кфп ≤ 0,5;

ie = 0,1, при 0,5 < Кфп≤ 0,95;

ie = 0,2, при Кфп > 0,95

2) is индикатор социальной эффективности аграрной политики определяется на основе анализа ряда показателей: доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (Кб); доли расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление (Кп); степени неравномерности распределения населения по уровню доходов (Кдж):

is = f (Кб; Кп; Кдж,) (4) (Kulagina, 2014).

Предлагаем установить следующий диапазон значений индикатора социальной эффективности: - для коэффициента бедности (Кб), учитывающего долю населения с доходами ниже величины прожиточного минимума:

is = 0, при Кб>0,4;

is = 0,1, при 0,2 < Кб ≤ 0,4;

is = 0,2, при Кб ≤ 0,2

- для коэффициента потребления (Кп), показывающего долю расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление:

is = 0, при Кп > 0,5;

is = 0,1, при 0,25 < Кп≤ 0,5;

is = 0,2, при Кп < 0,25

- для индекса Джини (Кдж):

is = 0, при Кдж >0,5;

is = 0,1, при 0,3 < Кдж < 0,5

is = 0,2, при Кдж≤ 0,3

3) if индикатор финансовой эффективности аграрной политики рассчитывается на основе анализа достигнутого уровня самообеспечения продовольствием (Кс):

if = f (Кс) (5) (Larionov, 2015).

Показатель учитывает объемы и динамику производства сельскохозяйственной продукции, что как раз характеризует результативность финансовых вложений в развитие сельского хозяйства и АПК в целом. Диапазон значений индикатора финансовой эффективности:

if = 0, при Кс ≤ 0,5;

if = 0,1, при 0,5 < Кс ≤ 0,9;

if = 0,2, при Кс>0,9

Уровень самообеспечения продовольственной продукцией (Кс) – характеризует насколько в полном объеме обеспечиваются потребности населения в продовольственной продукции за счет внутреннего производства [2] (Antamoshkina, 2014):

(6),

где q – фактические объемы производства продовольствия; n – численность населения; qp – рациональные нормы потребления.

Рассчитывать коэффициент самообеспеченности целесообразно именно для тех видов сельскохозяйственной продукции, которые можно получать в массовом количестве исходя из природно-климатических условий на территории отдельных регионов страны.

Определим соответствие между диапазоном значений индекса эффективности аграрной политики и фактическим, достигнутым уровнем эффективности (табл. 1):

Таблица 1

Пороговые значения индекса эффективности аграрной политики (составлено автором)

Диапазон значений индекса эффективности аграрной политики
Достигнутый уровень эффективности аграрной политики

агропродовольственная политика неэффективна

низкий уровень эффективности

средний (допустимый) уровень эффективности

оптимальный уровень эффективности

Экспериментальная часть

На примере Южного федерального округа (далее ЮФО) проведем расчет индекса эффективности аграрной политики. Экономическая эффективность аграрной политики связана с наличием у населения региона возможностей для приобретения и потребления продовольствия в объемах не ниже установленных рациональных норм. Она зависит от уровня цен и реального размера доходов населения. В 2013–2014 гг. значение индекса цен на продовольственные товары в Южном Федеральном округе незначительно превышало средне российский показатель [11, с. 867] .

Наиболее значительный рост уровня цен по ЮФО наблюдался в 2013 г. в Краснодарском крае и Ростовской области, в среднем по итогам года на уровне 8,9 % и 8% соответственно. Наименьший пророст уровня цен был зафиксирован в Астраханской области – 6,2 %.

Возможности приобретения населением необходимого количества продовольствия зависят от уровня благосостояния и размера денежных доходов. Объемы потребления продовольственной продукции: овощей, фруктов, хлеба и хлебной продукции по ЮФО в 2014 г. превышали средний уровень потребления в России (табл. 2).

Таблица 2

Объемы потребления продовольственной продукции в ЮФО в 2014 г., кг. (составлено по [8])


Хлебные продукты
Картофель
Овощи
Фрукты
Мясо
Молоко
Яйца, шт.
Сахар
ЮФО
122
100
146
81
69
234
300
43
Рациональные нормы потребления [9]
95-105
95-100
120-140
90-100
70-75
320-340
260
24-28
Кфп
1,16
1
1,04
0,81
0,92
0,68
1,15
1,53

На основе рассчитанных коэффициентов фактического потребления продовольствия в регионе (Кфп) можно установить, что индикатор экономической эффективности аграрной политики (ie) за анализируемый период равен 0,2.

Индикатор социальной эффективности аграрной политики (is) в зависимости от параметра численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в регионе для ЮФО составит 0,1 [12, с. 164]. Информативным показателем при оценке эффективности реализации аграрной политики на региональном уровне, является удельный вес расходов на питание в общей структуре расходов потребителей. Для ЮФО в 2013 г. значение данного показателя составило 36,5 % [12, с. 68]. Соответственно значение индикатора социальной эффективности по данному параметру будет соответствовать 0,1. Значение индикатора социальной эффективности аграрной политики (is) в зависимости от величины коэффициента Джини для ЮФО составило 0,1 [12].

Определим уровень продовольственной самообеспеченности ЮФО (табл. 3).

Таблица 3

Продовольственная самообеспеченность ЮФО в 2014 г. cоставлено по [10, с. 231].

Виды продуктов питания
Фактический объем производства, тыс. тонн
(q)
Необходимые объемы производства продовольствия в соответствии с рациональными нормами (n* qp)

Кс
Картофель
1772,4
1675
1,058
Овощи
3204,3
1396
2,295
Молоко
3274,3
4468
0,732
Мясо и мясопродукты
1260,7
907
1,389
Яйца, млн. шт.
4403,9
3630
1,213

Среднее значение коэффициента самообеспеченности (Кс) по ЮФО равно 1,337, соответственно, индикатор финансовой эффективности аграрной политики (if) = 0,2. Определим индекс эффективности аграрной политики Южного федерального округа:

= 0,7

Выводы

Исходя из проведенных расчетов и пороговых значений показателя () можно сделать вывод о том, что эффективность аграрной политики региона находится на допустимом уровне. Отклонение рассчитанного показателя от 1 связано с невысокой эффективностью аграрной политики по социальным индикаторам.

Рассмотрение продовольственной безопасности в качестве критерия оптимизации современной аграрной политики в условиях импортозамещения позволяет обосновать следующие перспективные направления ее совершенствования: повышение уровня самообеспеченности по производству молочной и мясной продукции на основе поддержки и стимулирования развития отрасли животноводства; сохранение физической и социально-экономической доступности продовольствия, что предполагает, помимо государственной поддержки и стимулирования развития агропродовольственного сектора, принятие на государственном уровне комплекса мер по повышению уровня жизни населения и сокращению масштабов бедности.

Разработанный методологический подход к комплексной оценке эффективности аграрной политики, основанный на расчете интегрального показателя – индекса эффективности, позволит оперативно проводить анализ эффективности мер аграрной политики. Преимущества предлагаемого подхода и методики анализа эффективности аграрной политики состоят:

1) в универсальности, возможности применения в разных по уровню социально-экономического развития регионах;

2) методика основана на объективных показателях и факторах, отсутствуют элементы субъективности, что является важным при оценке эффективности аграрной политики.

Полученные данные могут быть использованы при планировании и разработке методов и инструментов экономической политики регионов, использование которых позволит повысить уровень экономической, социальной, финансовой эффективности мер аграрной политики.


References:

(2014). Regiony Rossii. Osnovnye kharakteristiki subektov Rossiyskoy Federatsii. 2014 [Regions of Russia. The main characteristics of entities of the Russian Federation. 2014] Moscow: Rosstat. (in Russian).
(2014). Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2014 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2014] Moscow: Rosstat. (in Russian).
Altukhov A.I. (2014). Paradigma prodovolstvennoy bezopasnosti strany v sovremennyh usloviyakh [Paradigm of food security of the country in modern conditions]. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. (11). 4-12. (in Russian).
Antamoshkina E.N. (2014). Integralnaya otsenka prodovolstvennoy bezopasnosti regionov YuFO [Integrated estimation of food security in the regions of the Southern Federal District]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. (1). 6-16. (in Russian).
Buzdalov I.N. (1993). Agrarnye otnosheniya: teoriya, istoricheskaya praktika i perspektivy razvitiya [Agrarian relations: theory, historical practice and development prospects] Moscow: Nauka. (in Russian).
Capone R., El Bilali H., Debs P., Cardone G., Driouech N. (2014). Food Economic Accessibility and Affordability in the Mediterranean Region: an Exploratory Assessment at Micro and Macro Levels Journal of Food Security. 2 (1). 1-12. doi: 10.12691/jfs-2-1-1.
Chayanov A.V. (1989). Izbrannye proizvedeniya [Selected works] Moscow: Moskovskiy rabochiy. (in Russian).
Figurovskaya N.K. (2010). Ekonomicheskaya strategiya agrarnogo razvitiya Rossii [Economic strategy of agrarian development of Russian]. Ekonomist. (8). 82-86. (in Russian).
Kulagina N.A. (2014). Sovershenstvovanie gosudarstvennoy agrarnoy politiki kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti APK [Improvement of the state agrarian policy as the tool of maintenance of economic security of agrarian and industrial complex]. Agroprodovolstvennaya politika Rossii. (7). 4-7. (in Russian).
Larionov V.G. (2015). Prodovolstvennaya bezopasnost Rossii [Food security of Russia]. Food policy and security. 2 (1). 47-58. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.2.1.456.
Miloserdov V.V., Miloserdov K.V. (2002). Agrarnaya politika Rossii - KhKh vek [Russian agrarian policy in 20th century] Moscow: Ministerstvo selskogo khozyaystva RF. (in Russian).
Nazarenko V.I. (2008). Rossiya i zarubezhnye strany. Modeli agrarnoy politiki [Russia and foreign countries. Models of agrarian policy] Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli. (in Russian).
Olaoy O. A. (2014). Potentials of the Agro Industry towards Achieving Food Security in Nigeria and Other Sub-Saharan African Countries Journal of Food Security. 2 (1). 33-41. doi: 10.12691/jfs-2-1-5.
Shagayda N., Uzun V. (2015). Prodovolstvennaya bezopasnost: problemy otsenki [Food security: assessment problems ]. Voprosy Ekonomiki. (5). 63-78. (in Russian).
Sohi I., Bell B., Liu J. (2014). Differences in Food Environment Perceptions and Spatial Attributes of Food Shopping Between Residents of Low and High Food Access Areas Journal of Nutrition Education and Behavior. 46 (4). 241-249. doi: 10.1016/j.jneb.2013.12.006.
Taranov P.M., Panasyuk A.S. (2011). Model dvukhkriterialnogo analiza rossiyskogo prodovolstvennogo rynka: konkurentosposobnost i prodovolstvennaya bezopasnost [Model of two-criterial analysis of the Russian food market: competitiveness and food security]. Agrarnyy nauchnyy zhurnal. (8). 91-94. (in Russian).
Timofeeva G.V. Antamoshkina E.N. (2015). Effektivnost agroprodovolstvennoy politiki: modeli i metody otsenki [Efficiency of agri-food policy: models and methods of assessment]. Gosudarstvennaya sluzhba. (4). 56-58. (in Russian).
Trubilin A., Sidorenko V., Mikhaylushkin P. (2012). Prioritety agrarnoy politiki Rossii [Priorities of Russia's agrarian policy]. Mezhdunarodnyy selskokhozyaystvennyy zhurnal. (5). 10-16. (in Russian).
Ushachev I.G. (2014). Perspektivy razvitiya APK Rossii v usloviyakh globalnoy i regionalnoy integratsii [Prospects for the development of the AIC of Russia in the context of global and regional integration]. APK: Ekonomika, upravlenie. (1). 3-15. (in Russian).

Страница обновлена: 24.04.2025 в 22:12:13