Влияние внешнего государственного долга на социально-экономическое положение страны и населения

Гриценко А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гриценко А.Н. Влияние внешнего государственного долга на социально-экономическое положение страны и населения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 58-60.

Аннотация:
Известно, что внешний долг оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на многие элементы экономической системы (например, на уровень инфляции, формирование государственного бюджета, денежно-валютное регулирование, внутренние и внешние сбережения граждан и страны в целом, иностранные инвестиции и т.д.). Выплаты по внешнему государственному долгу отвлекают в России приличные ресурсы, которых в стране не хватает и которые необходимы для дальнейшего развития экономики в целом. Обслуживание внешнего долга не могут компенсировать даже долги бывших социалистических и ряда развивающихся стран, так как эти суммы не сопоставимы по размерам с теми, которые мы выплачиваем с процентами.

Ключевые слова: национальная экономика, уровень жизни, внешний долг, внешний государственный долг



Известно, что внешний долг оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на многие элементы экономической системы (например, на уровень инфляции, формирование государственного бюджета, денежно-валютное регулирование, внутренние и внешние сбережения граждан и страны в целом, иностранные инвестиции и т.д.). Выплаты по внешнему государственному долгу отвлекают в России приличные ресурсы, которых в стране не хватает и которые необходимы для дальнейшего развития экономики в целом. Обслуживание внешнего долга не могут компенсировать даже долги бывших социалистических и ряда развивающихся стран, так как эти суммы не сопоставимы по размерам с теми, которые мы выплачиваем с процентами.

При увеличении финансирования госрасходов за счёт роста государственного долга правительство (государство) выходит на денежный рынок и конкурирует с частными инвесторами, вытесняя их. Это приводит к тому, что будущие поколения получают в наследство меньшую «национальную фабрику» и при дефицитном финансировании у населения в дальнейшем будет более низкий уровень жизни.

Резкое изменение политики обслуживания государственного долга вызывает рост задолженности, увеличивается инфляция (в России она и так находится на высоком уровне), происходит снижение конвертируемости национальной валюты и в конечном итоге подрывается авторитет государства у населения. Когда растет инфляция, то, следовательно, происходит и рост цен на продовольственные товары.

В Законе РФ «О федеральном бюджете на 2007» на обслуживание внешнего долга было запланировано 0,5% ВВП, и исполнение бюджета за 2007 год не изменилось – 0,5% ВВП. На обслуживание внешнего долга в 2008 году планируется также затратить 0,5% ВВП, в 2009 – 0,5% ВВП и в 2010 – 0,6% ВВП.

Нашей стране нужно быстрее реализовывать задачу по погашению всей суммы внешнего долга, что в дальнейшем позволит направлять необходимые средства на возврат внутреннего долга физическим лицам и предприятиям, а также на улучшение социального положения в России. Долговое бремя усугубляет социальное положение населения, снижает уровень жизни представителей так называемого «среднего класса», ведет к нарастанию социальной и политической нестабильности.

В России на каждого человека, включая новорожденных детей, приходится около 1000 долларов от суммы внешнего долга (к примеру, в США эта цифра в 60 раз больше и составляет более 60000 долларов на человека). Средний уровень заработной платы в нашей стране составляет 10-15 тысяч рублей. Сейчас в Российской Федерации наблюдается стабильная экономическая ситуация, что является хорошей тенденцией для развития. В 2006 году Всемирный банк классифицировал Россию как страну с уровнем доходов на душу населения выше среднего, который составляет 3256-10065 долларов.

Необходимо смещение акцентов с количественных показателей (удвоение валового внутреннего продукта, погашение внешнего долга, профицит бюджета и др.) на качественные, связанные с уровнем жизни населения, преодолением бедности, решением других социальных проблем, которые особо остро дали о себе знать в последние годы.

Примерно пять миллионов человек в России живут за чертой бедности. Да, понемногу происходят изменения в лучшую сторону, но эти изменения не дают зримого эффекта. Даже после погашения большей части внешнего долга и существенного снижения расходов по его обслуживанию правительство не спешит менять курс. То, что Россия добилась досрочного погашения внешней задолженности перед Парижским клубом, позволило ей сэкономить более 12 миллиардов долларов.

Устойчивыми признаками экономической ситуации в стране являются рост ВВП и стабильный профицит бюджета, погашение задолженности по социальным обязательствам перед населением, рост реальных доходов населения, регулярные выплаты по внешнему долгу. Рост ВВП за 2007 год составил 7,6%. Но этот рост во многом обеспечен тем, что более 60% составляют доходы от продажи нефтегазовых ресурсов. Но в данном случае не следует делать вывод о том, что такие темпы роста дают наиболее благоприятный эффект. Вот если эти темпы будут обеспечены в основном за счет роста доходов от промышленности и других видов деятельности, то тогда можно с уверенностью говорить, что это является хорошей тенденцией для отечественной экономики.

Можно сказать, что обслуживание внешнего долга и уплата процентов по нему «съедает» большинство ресурсов государства, не дает возможности выделять средства на развитие и решение социальных проблем, закрепляет бедность населения, увеличивает налоговое бремя предприятий, потому что финансовые средства надо откуда-то брать, поэтому приходится чем-то жертвовать. Чтобы улучшить социальную ситуацию в стране, можно финансировать затраты на социальную политику за счет сэкономленных средств по выплатам внешнего долга, направляя эти средства на социальное обеспечение, увеличив прожиточный минимум в 2-3 раза, увеличивая пособия по безработице в несколько раз, тогда население будет чувствовать себя увереннее. У нас происходит рост социальной напряженности из-за того, что с каждым годом растет разрыв между богатыми и бедными. Изменив политику в отношении обслуживания внешнего долга в обратную сторону, то есть отдав приоритет внутреннему долгу, можно добиться перемен к лучшему. Например, сначала выплатить 10% внутреннего долга населению, а затем вновь вернуться к выплатам по внешнему. Такого курса надо придерживаться и в дальнейшем. Соотношение выплат по внешнему долгу с выплатами по внутреннему окажет эффективное воздействие на экономику. А если отдавать приоритет только внешнему долгу, то положение населения будет ухудшаться с каждым годом.

Для инвесторов негативным фактором является рост социальной напряженности, который вызван ухудшением материального положения довольно значительной части населения нашей страны. Поэтому важной составляющей инвестиционного климата выступает социальная стабильность, которая к тому же является и обязательным условием успешного проведения экономических преобразований.


Источники:

1. Доклад Всемирного банка об экономике России (июнь 2007) // Общество и экономика, №№5-6, 2007. – С. 87.

2. Россия 2006: экономическая динамика // Общество и экономика, №1, 2007 – С. 49.

3. Минфин РФ: итоги и новые задачи. // Финансы, №11, 2007. – С. 8.

4. World Development Report 2006. Word Bank. P. 291.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:15