Совершенствование механизма финаново-кредитной поддержки малого бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Юленкова И.Б. Совершенствование механизма финаново-кредитной поддержки малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 84-88.
Аннотация:
Инновационная сфера деятельности играет особую роль в экономическом развитии регионов. Не является исключением и Республика Мордовия, где сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России – научных кадров промышленности и вузовской науки. Это первый фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в инновационной сфере нашего региона. Второй фактор – это возможность использования научного потенциала для развития промышленности и реструктуризации экономики республики. Третьим фактором, определяющим значение инновационной деятельности для реструктуризации экономики Мордовии, является наличие неиспользуемых мощностей крупных предприятий, в том числе все еще достаточно современного оборудования.
Ключевые слова: малый бизнес, инновационная деятельность, кредитование малого бизнеса, поддержка малого бизнеса, Республика Мордовия
Инновационная сфера деятельности играет особую роль в экономическом развитии регионов. Не является исключением и Республика Мордовия, где сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России – научных кадров промышленности и вузовской науки. Это первый фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в инновационной сфере нашего региона. Второй фактор – это возможность использования научного потенциала для развития промышленности и реструктуризации экономики республики. Третьим фактором, определяющим значение инновационной деятельности для реструктуризации экономики Мордовии, является наличие неиспользуемых мощностей крупных предприятий, в том числе все еще достаточно современного оборудования.
Обозначенные факторы можно реализовать тремя путями:
– во-первых, восстановлением деятельности этих предприятий. Однако это сделать, несмотря на имеющие место усилия, не удается из-за отсутствия рынка продаж и, следовательно, необходимых инвестиций для поддержания факторов производства на необходимом технологическом уровне;
– во-вторых, с помощью расширения малых предприятий, преимущественно ориентированных на практическую реализацию имеющегося научно-технического задела или даже на его трансферт в развитые страны для производства высокотехнологичной продукции;
– в-третьих, на основе развития взаимодействия малых и крупных предприятий, однако при этом нельзя допустить ухода малых предприятий в «теневую» экономику, когда последние используются для накопления прибыли, при росте долгов на счетах материнского предприятия. По третьему пути взаимосвязи крупного и мелкого предпринимательства могут развиваться на основе:
– включения МП в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы;
– углубления специализации и расширения кооперирования производства;
– участия в реструктуризации крупных предприятий;
– совместной работы в цикле исследование – разработка – производство – продажи.
При таком подходе крупные предприятия получают пользу в результате трудоустройства части работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации, а малые – производственные мощности, технологии, рынок продаж продукции.
Несмотря на усилия государства в области поддержки малого предпринимательства, успехи в этой области могли бы быть более ощутимыми. Причина, на наш взгляд, кроется в стремлении взять под административный контроль этот процесс. Условиям рыночной экономики в большей степени соответствуют ненавязчивые, демократические методы поддержки и регулирования малого бизнеса, особенно в самом узком месте – финансово-кредитной сфере.
В Мордовии разработаны формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, которые могут быть реализованы только при условии учета действия и взаимодействия следующих групп факторов:
– экономических;
– организационных;
– производственно-технологических;
– нормативно-правовых;
– организационно-финансовых.
Учет этих факторов крайне важен, поскольку исследованиями Института стратегического анализа и развития предпринимательства выявлены и ранжированы проблемы МП в общероссийском разрезе в следующем порядке:
1) несовершенство системы налогообложения;
2) финансовые трудности;
3) нестабильность, неполнота законодательства, несогласованность нормативно-правовых актов;
4) проблемы со сбытом продукции;
5) рост цен на сырье, материалы, энергию;
6) трудности с арендой и приобретением помещений;
7) вмешательство местных властей;
8) угрозы криминальных структур.
Чтобы помочь малому бизнесу справиться с перечисленными проблемами, предлагается в региональном механизме поддержки МП использовать следующие методы:
– административные: регулирование взаимодействия администрации республики и муниципальных образований и структур, уполномоченных осуществлять поддержку МП;
– нормативно-правовые: подготовка и реализация законов, постановлений;
– финансово-экономические: разработка и совершенствование финансовой, бюджетной, налоговой и имущественной поддержки МП;
– организационные: разработка и реализация программ и проектов развития и поддержки МП.
Характеристика форм и методов поддержки малого бизнеса в финансово-кредитной сфере представлена в таблице 1.
Таблица 1
Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере
Форма
|
Виды и методы
|
Сущность и цели
|
Финансовая
|
Инвестиционные фонды:
- федеральный; - областной; - муниципальные |
Прямое финансирование программ и проектов с целью их наиболее быстрой реализации
|
Бюджетные средства:
- федеральный бюджет; - республиканский бюджет; - муниципальный бюджет |
Прямое бюджетное финансирование. Использование бюджетных средств под гарантии (поручительства). Оказание помощи
| |
Финансовые льготы:
- бюджетные; - налоговые; - предоставление отсрочек по платежам; - льготы по местным налогам |
Создание стартовых условий. Протекционизм местному предпринимательству. Стимулирование нового проекта
| |
Кредитная
|
Предоставление кредитов:
- по доверию; - под залог; - под поручительства |
Тоже
|
Страхование рисков
|
Адаптация возможностей и условий страхования предпринимательского риска МП. Использование специальных видов страхования МП
|
Обеспечение производственной и финансовой устойчивости предприятия
|
Регулирование инвестиций
|
Стимулирование инвестиционной деятельности в МП. Новые формы и схемы стимулирования инвестиционной деятельности в МП (лизинговые, гарантийные, страховые)
|
Обеспечение ритмичной деятельности по реализации проекта
|
Разработана схема элементов динамической (изменяющейся) части организационно-экономического механизма поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Мордовия, к числу которых относятся:
А. Задачи:
1. Усовершенствование местного налогообложения.
2. Устранение финансовых трудностей.
3. Создание региональной нормативно-законодательной базы.
4. Маркетинговые исследования.
5. Оказание помощи с арендой и приобретением помещений.
6. Координация действий органов власти и предпринимателей.
7. Устранение угроз со стороны криминальных структур.
Б. Принципы действий:
1. Комплексность.
2. Системность.
3.Перспективность.
4. Законность.
5. Коллегиальность принятия решений.
6. Гибкость организационных структур управления.
В. Функции:
1. Координация действий.
2. Регулирование спорных отношений.
3. Маркетинговые услуги.
4. Информационные услуги.
5. Аудиторские услуги.
6. Консультации.
7. Связь с администрацией и правоохранительными органами.
Г. Методы решения проблем:
1. Организационные.
2. Нормативно-правовые.
3. Финансово-экономические.
4. Административные.
Таким образом, сформулированные факторы, обусловливающие необходимость государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, определенные пути их реализации, ранжированные самими предпринимателями по актуальности проблемы, требующие решения и представленная характеристика форм и методов поддержки малого бизнеса, формируют направления совершенствования механизма финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.
Источники:
2. Кристенсен К.М. Решение проблемы инноваций в бизнесе: Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост : учебное пособие / пер. с англ. – М.: АЛЬПИНА, 2004. – 290 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:14