Совершенствование механизма финаново-кредитной поддержки малого бизнеса

Юленкова И.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Инновационная сфера деятельности играет особую роль в экономическом развитии регионов. Не является исключением и Республика Мордовия, где сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России – научных кадров промышленности и вузовской науки. Это первый фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в инновационной сфере нашего региона. Второй фактор – это возможность использования научного потенциала для развития промышленности и реструктуризации экономики республики. Третьим фактором, определяющим значение инновационной деятельности для реструктуризации экономики Мордовии, является наличие неиспользуемых мощностей крупных предприятий, в том числе все еще достаточно современного оборудования.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационная деятельность, кредитование малого бизнеса, поддержка малого бизнеса, Республика Мордовия



Инновационная сфера деятельности играет особую роль в экономическом развитии регионов. Не является исключением и Республика Мордовия, где сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России – научных кадров промышленности и вузовской науки. Это первый фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в инновационной сфере нашего региона. Второй фактор – это возможность использования научного потенциала для развития промышленности и реструктуризации экономики республики. Третьим фактором, определяющим значение инновационной деятельности для реструктуризации экономики Мордовии, является наличие неиспользуемых мощностей крупных предприятий, в том числе все еще достаточно современного оборудования.

Обозначенные факторы можно реализовать тремя путями:

– во-первых, восстановлением деятельности этих предприятий. Однако это сделать, несмотря на имеющие место усилия, не удается из-за отсутствия рынка продаж и, следовательно, необходимых инвестиций для поддержания факторов производства на необходимом технологическом уровне;

– во-вторых, с помощью расширения малых предприятий, преимущественно ориентированных на практическую реализацию имеющегося научно-технического задела или даже на его трансферт в развитые страны для произ­водства высокотехнологичной продукции;

– в-третьих, на основе развития взаимодействия малых и крупных предприятий, однако при этом нельзя допустить ухода малых предприятий в «теневую» экономику, когда последние используются для накопления прибыли, при росте долгов на счетах материнского предприятия. По третьему пути взаимосвязи крупного и мелкого предпринимательства могут развиваться на основе:

– включения МП в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы;

– углубления специализации и расширения кооперирования производства;

– участия в реструктуризации крупных предприятий;

– совместной работы в цикле исследование – разработка – производство – продажи.

При таком подходе крупные предприятия получают пользу в результате трудоустройства части работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации, а малые – производственные мощности, технологии, рынок продаж продукции.

Несмотря на усилия государства в области поддержки малого предпринимательства, успехи в этой области могли бы быть более ощутимыми. Причина, на наш взгляд, кроется в стремлении взять под административный контроль этот процесс. Условиям рыночной экономики в большей степени соответствуют ненавязчивые, демократические методы поддержки и регулирования малого бизнеса, особенно в самом узком месте – финансово-кредитной сфере.

В Мордовии разработаны формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, которые могут быть реализованы только при условии учета действия и взаимодействия следующих групп факторов:

– экономических;

– организационных;

– производственно-технологических;

– нормативно-правовых;

– организационно-финансовых.

Учет этих факторов крайне важен, поскольку исследованиями Института стратегического анализа и развития предпринимательства выявлены и ранжированы проблемы МП в общероссийском разрезе в следующем порядке:

1) несовершенство системы налогообложения;

2) финансовые трудности;

3) нестабильность, неполнота законодательства, несогласованность нормативно-правовых актов;

4) проблемы со сбытом продукции;

5) рост цен на сырье, материалы, энергию;

6) трудности с арендой и приобретением помещений;

7) вмешательство местных властей;

8) угрозы криминальных структур.

Чтобы помочь малому бизнесу справиться с перечисленными проблемами, предлагается в региональном механизме поддержки МП использовать следующие методы:

– административные: регулирование взаимодействия администрации республики и муниципальных образований и структур, уполномоченных осуществлять поддержку МП;

– нормативно-правовые: подготовка и реализация законов, постановлений;

– финансово-экономические: разработка и совершенствование финансовой, бюджетной, налоговой и имущественной поддержки МП;

– организационные: разработка и реализация программ и проектов развития и поддержки МП.

Характеристика форм и методов поддержки малого бизнеса в финансово-кредитной сфере представлена в таблице 1.

Таблица 1

Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере

Форма
Виды и методы
Сущность и цели
Финансовая
Инвестиционные фонды:
- федеральный;
- областной;
- муниципальные
Прямое финансирование программ и проектов с целью их наиболее быстрой реализации
Бюджетные средства:
- федеральный бюджет;
- республиканский бюджет;
- муниципальный бюджет
Прямое бюджетное финансирование. Использование бюджетных средств под гарантии (поручительства). Оказание помощи
Финансовые льготы:
- бюджетные;
- налоговые;
- предоставление отсрочек по платежам;
- льготы по местным налогам
Создание стартовых условий. Протекционизм местному предпринимательству. Стимулирование нового проекта
Кредитная
Предоставление кредитов:
- по доверию;
- под залог;
- под поручительства
Тоже
Страхование рисков
Адаптация возможностей и условий страхования предпринимательского риска МП. Использование специальных видов страхования МП
Обеспечение производственной и финансовой устойчивости предприятия
Регулирование инвестиций
Стимулирование инвестиционной деятельности в МП. Новые формы и схемы стимулирования инвестиционной деятельности в МП (лизинговые, гарантийные, страховые)
Обеспечение ритмичной деятельности по реализации проекта

Разработана схема элементов динамической (изменяющейся) части организационно-экономического механизма поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Мордовия, к числу которых относятся:

А. Задачи:

1. Усовершенствование местного налогообложения.

2. Устранение финансовых трудностей.

3. Создание региональной нормативно-законодательной базы.

4. Маркетинговые исследования.

5. Оказание помощи с арендой и приобретением помещений.

6. Координация действий органов власти и предпринимателей.

7. Устранение угроз со стороны криминальных структур.

Б. Принципы действий:

1. Комплексность.

2. Системность.

3.Перспективность.

4. Законность.

5. Коллегиальность принятия решений.

6. Гибкость организационных структур управления.

В. Функции:

1. Координация действий.

2. Регулирование спорных отношений.

3. Маркетинговые услуги.

4. Информационные услуги.

5. Аудиторские услуги.

6. Консультации.

7. Связь с администрацией и правоохранительными органами.

Г. Методы решения проблем:

1. Организационные.

2. Нормативно-правовые.

3. Финансово-экономические.

4. Административные.

Таким образом, сформулированные факторы, обусловливающие необходимость государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, определенные пути их реализации, ранжированные самими предпринимателями по актуальности проблемы, требующие решения и представленная характеристика форм и методов поддержки малого бизнеса, формируют направления совершенствования механизма финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.


Источники:

1 .Иванченко В. Проблема инновационного воспроизводства // Экономист. – 2007, №2. – С. 57–65.
2. Кристенсен К.М. Решение проблемы инноваций в бизнесе: Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост : учебное пособие / пер. с англ. – М.: АЛЬПИНА, 2004. – 290 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:44:22