Assessing the potential of creative industries in the Russian Arctic

Mikhaylova A.V.1, Fedorova A.V.1, Petrova N.N.1, Petrova N.I.1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 3 (March 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65634963

Abstract:
The study of creative industries and creative economy in the context of development of Russian regions is extremely relevant nowadays. This is due to the need to find ways of economic growth, improve the quality of life of the local population and create a territorial image in the context of digitalization, implement the principles of sustainable development and the green agenda, and integrate socio-economic processes. The article provides an overview of the latest publications from foreign and domestic sources on the topic of creative economy and creative industries. The main trends and accents are highlighted. The article analyzes the characteristics of the development of creative industries in the context of the Arctic agenda. The advantages and challenges for representatives of the creative industries are identified. On the example of the largest region of Russia, the results of a sociological study of the assessment of the creative industry potential are reflected. Conclusions on the development potential are drawn. The Arctic territories have a unique cultural heritage, creative potential and cultural code. The cultural code reflects the peculiarities of the indigenous population's lifestyle, values and worldview. Based on the incitation and diversity of the surrounding nature, subjects of creative industries draw inspiration for products of folk handicrafts, applied decorative arts, photography, painting and other branches of industry. Creative industries in the Arctic, based on the cultural code, have a high potential for development. The authors identify the following development difficulties: underdevelopment of infrastructure, skills of digital solutions and promotion of products, services and work results on the market. The authors emphasize the need to develop and implement special programs and activities to support creative industries in the Arctic territories of Russia.

Keywords: Arctic, northern territories of the Russian Federation, new economy, creative industry, sustainable development goals, spatial development

JEL-classification: O35, R11, R58, Z32



Введение.

В современном мире креативная экономика становится все более значимым фактором развития общества. Она основана на использовании интеллектуальных ресурсов, творческих способностей людей и инноваций для создания ценности и улучшения качества жизни. Потенциал креативных индустрий в Арктике Российской Федерации в настоящее время недостаточно изучен, при этом регион обладает уникальными природными ресурсами и культурным наследием для использования потенциала творческих индустрий.

В настоящее время формируется запрос на новую креативную формацию регионов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообществ, общественных организаций, заинтересованных лиц в продвижении инновационного развития Арктических территорий Севера, однако при этом креативный потенциал еще не оценен и не изучен. Дхармани П., Дас С., Прашар С. провели с использованием библиометрического и наукометрического подходов анализ литературы по творческим индустриям в разных странах, составили классификацию публикаций по географическому признаку. Результатом зарубежных исследователей стала визуальная карта тематически связанны кластеров по географической локации креативных индустрий, при этом данными авторами сделан вывод о том, что существуют значительные неисследованные области анализа творческих индустрий (Dharmani, Das, Prashar, 2021) [1].

Мы согласны с Наконечной О. А., Соловьевой А. Е., что «креативные индустрии это один из способов поддержания экономики России, развития новых технологий и инноваций в промышленности, появления новых рабочих мест и новых российских продуктов в экономике регионов» [2] (Nakonechnaja, Solov'eva, 2023). Необходимо четкое позиционирование, выделение приоритетных направлений креативной экономики и креативных индустрий для адресной работы с профессиональным сообществом и создания эффективной экосистемы креативного пространства в Арктике Российской Федерации. В своем исследовании Деллисанти Р. делает вывод, что пространственная концентрация культурных и творческих индустрий может быть проанализирована по признаку «гетерогенная креативность» и фильтры по географическому фактору, что позволяет построить кластеры для принятия государственных управленческих решений поддержки [3] (Dellisanti, 2023). Интересен в этом аспекте вывод исследователей Блашцык М., Крисинского Д. о том, что статус центра культурной столицы не является решающим фактором для капитализации креативных (творческих) индустрий [4] (Błaszczyk, Krysiński, 2023).

Итак, несмотря на научный задел по теме исследования в области креативной экономики и креативных индустрий, недостаточно исследований креативных индустрий в контексте Арктики и специфики региональных особенностей. Цель статьи показать направления развития креативных индустрий в Арктических условиях, опираясь на научные исследования, сбор информации из открытых источников и результаты социологического исследования. Научная новизна заключается в проведении комплексного анализа креативных индустрий в условиях Арктики, учитывая особенности культуры, природы и социально-экономического аспекта региона. Выдвинута авторская гипотеза о том, что развитию креативных индустрий в Арктике способствует наличие уникального культурного кода, а поддержка субъектов креативных индустрий влияет на социально-экономические индикаторы развития, такие как уровень жизни, стимулирование инноваций, создание новых рабочих мест, сохранение культурно наследия местных жителей, а самое главное формирование нового креативного класса в Арктике. Мы сделали допущение, что креативные индустрии – это все то, что основано на интеллектуальном и творческом труде. При развитии креативных индустрий появляется креативный класс, являющийся субъектом на рынке труда. Выявление потенциала креативных индустрий с учетом территориальной дестинации Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия) поможет более точно реализовать запросы на продукцию/услуги со стороны субъектов креативной экономики за счет создания и продвижения экосистем креативного пространства, опираясь на культуру и природный ландшафт Арктических территорий, развивать креативные направления, повышая экономическую ценность производимых продуктов.

Методология и методы исследования.

В нашем исследовании мы опираемся на положения исследователей ( [5] эмпирическое исследование, показывающее экономическую устойчивость творческих индустрий, опирающихся на знания коренных локальных сообществ, после природных катаклизмов и социальных потрясений к Фахми Ф.З., Крисмиянингиш Э.,Сагала А., Рустиади С., 2023, [6] методологические основы развития креатосферы и влияния на креативную региональную экономику Михайлова А.В., Шкурко Н.С., 2023, [7] корреляционную модель влияния цифровых технологий на экономические показатели страны и регионов Михайлова А.В., Сакулева Т., Щербина Т., 2021, [8] инструменты оценки креативного капитала как источника конкурентного преимущества на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях Боровинская Д.Н., Залевская М.А., Морданов М.А., 2022, [9] влияние креативных индустрий на стимулирование устойчивого и инклюзивного экономического роста, увеличения экспортных доходов, создания новых рабочих мест, стимулирования малого и среднего предпринимательства Морданов М.А., 2022, [10] статистические показатели цифровой трансформации региональных сообществ, Демин С.С., Михайлова А.В., Пьянкова С.Г. 2023). В исследовании использованы методы социологического анализа, методы сравнительного анализа, метод синтеза и аналогий.

Обзор литературы

В последнее время проводятся много исследований по оценке состояния креативных индустрий в субъектах Российской Федерации ( [11] Сопина Н.В., 2021, [12] Михайлова А.В., 2023, [13] Крюков И.А., 2023, [14] Смольянова И.В., 2022, [15] Морданов М.А., 2022, [16] Сайфуллина Л.Д., 2023, [17] Ефимова А.С., Брюханова Н.В., 2023). Основные выводы исследований: влияние вклада креативных индустрий в региональную экономику, в занятость населения муниципальных образований, в экспортно-импортные показатели, идентификация ключевых сегментов креативных индустрий в регионах Российской Федерации, анализ проблем и вызовов с учетом оценки конкурентных региональных преимуществ для устойчивого экономического роста в Южном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, рост внимания со стороны федерального и регионального законодательства поддержки предпринимателей в сфере креативных (творческих) индустрий.

Мы думаем, что креативные индустрии в Арктике могут стать новым вектором развития региона, которое позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции и улучшить качество жизни населения. Кроме того, развитие креативных индустрий может способствовать сохранению и развитию культурного наследия Арктики, а также созданию уникальных продуктов и услуг, которые будут востребованы на мировом рынке. Корчак Е.А. подчеркивает в своим исследовании необходимость акцента на вектор арктической политики [18] (Korchak, 2023).

Было проведено эмпирическое исследование в период с 2013 по 2016 годы в муниципальных районах северных территорий Арктики Российской Федерации на предмет изучения значения национальной одежды для коренных малочисленных народов. Узеньюк С., Гарин Н., Трофименко А., Куканов Д. сделали вывод о том, что «этнознания – это основа выживания» [19] (Usenyuk-Kravchuk, Garin, Trofimenko, Kukanov, 2020). Мы дополним эту идею тем, что этнознания влияют на устойчивость системы в Арктике, а одним из ключевых аспектов креативной экономики является стремление к устойчивому развитию и внедрению инноваций.

В креативной экономике идеи устойчивого развития и инновации являются важными факторами, определяющими успех и устойчивость бизнеса в современном мире. Понимание и применение этих концепций позволяют компаниям не только быть конкурентоспособными, но и создавать пользу для общества и окружающей среды. Вигано Ф., Энглэнд Л., Комуньян Р. выявили взаимосвязь для сельских регионов между ремесленным производством, творческими индустриями и местными сообществами, ориентированными на проявление индивидуальности, воплощения уникальных дизайнерских решений и инновационных решений [20] (Viganò, England, Comunian, 2023).

Идеи устойчивого развития включают в себя элементы экологической социальной и экономической устойчивости. Это аспекты, так называемой “orange economy” [23] (Borre, Romero, Gutiérrez, Ramírez, 2023) Это означает, что при развитии креативных индустрии, при формировании новых идей и продуктов необходимо учитывать его влияние на окружающую среду, общество и экономику. Общества, территории, организации и компании, ориентированные на развитие креативной экономики, все чаще внедряют принципы устойчивого развития в свою деятельность, что способствует созданию более ответственной и этичной бизнес-среды. При этом надо обратить внимание на такой аспект, как адаптация к новым условиям экономики. Палкина Е. подчеркивает на необходимость организационных изменений при измерении скорости адаптации [22] (Palkina Elena, 2022).

Бесспорно, что инновации играют ключевую роль в развитии креативной экономики. Они позволяют создавать новые продукты, услуги и технологии, способствуя росту конкурентоспособности и повышению эффективности производства. Инновации также способствуют решению сложных социальных и экологических проблем в обществе в региональном развитии. При этом в развитии креативных индустрий Арктики можно использовать понятие «wisdom of the crowd» (влияние разума общества). Шаньоль М., Роуланд Н. показали 60 примеров инноваций [23] (Spaniol, Rowland, 2022). При этом исследователи Гонг Н., Ю Жен, Хассинк Р. на примере эмпирического исследования в Китае показали «catch-up phenomena» (феномен «догоняющего развития») и «базу дифференцированных знаний» для капитализации продуктов креативных (творческих индустрий) [24] (Gong, Yu, Hassink, 2023). Мы согласны с выводами этого исследования, что добавленная стоимость в креативных (творческих) индустриях основывается на культурных различиях и особенностях, символических знаниях.

Это придает особый смысл развитию креативных индустрий в Арктических регионах, а также в контексте регионального развития направлений креативной экономики и креативных индустрий в свете концепции целей устойчивого развития в связке экономика, экология, «колесо человкоцентричности» в продвижении стартапов креативных индустрий [25] (Shajmieva, Gumerova, Hakimova, 2024) и управление территориями. Подтверждение нашей мысли мы находим у исследователей Кивима П., Керн Ф. « …… дестабилизация устоявшихся социотехнических режимов» [26] (Kivimaa, Kern, 2016). Действительно, только творчество и креативность способны дать качественный импульс к изменениям и трансформации.

На наш взгляд, интересным является подход в изучении влияния креативных индустрий на устойчивость региональной экономики, предложенный Сарантоу М., Кугапи О., Хухмарниеми М., «… дизайнеры местных сообществ» [27] (Sarantou, Kugapi, Huhmarniemi, 2021). Действительно, роль личности, инлюенсеров локальных сообществ в развитии креативной экономики Арктики, в формировании и продвижении культурных и творческих инициатив еще предстоит изучить. Зарубежные авторы Сарантоу М., Кугапи О., Хухмарниеми М. изучив практику развития туристических кластеров в Европе и в Африке, сделали вывод о том, что «очень важно взаимодействие творческих личностей и сообществ с внешней средой для развития креативных кластеров» [27] (Sarantou, Kugapi, Huhmarniemi, 2021).

В Республике Саха (Якутия) активно поддерживается развитие направлений креативной экономики. В 2019 году Якутия стала первым российским регионом, где был утвержден стратегический документ-концепция по созданию экосистемы взаимодействия субъектов креативной экономики, а также принята концепция поддержки креативных индустрий и интеграции в сектора региональной экономки.

Узеньюк С., Гостяева М., Раева А., Гарин Н. провели исследование и предложили новый арктический подход, потому что Арктика – это источник вдохновения и полигон инновационных решений для комфортного проживания в сложных и экстремальных условиях» [28] (Usenyuk-Kravchuk, Gostyaeva, Raeva, Garin, 2021).

Результаты эмпирического регионального исследования.

Для выявления креативного потенциала Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия) недостаточно открытых официальных данных и необходимо комплексное многокомпонентное исследование, сочетание количественных и качественных методов анализа. Поэтому в исследовании использованы различные методы. Это дает продуктивный результат сбора данных с последующим качественным анализом и включением материалов в дискуссию для разработки сценариев развития и обсуждения. Был проведен электронный опрос (on-line анкетирование) жителей Арктических регионов (улусов) Республики Саха (Якутия) с 25 октября по 05 ноября 2023 года. Генеральная совокупность исследования - трудоспособное и старше трудоспособного население 44 443 человек (63,13%) от общей численности населения, проживающего на территории Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия), из которых 28 667 (70,41%) мужчин и 29 443 (69,16%) женщин. Мы рассчитали репрезентативность выборки, процент доверительного интервала 5,5% (размах части кривой распределения), при доверительной вероятности, точности выборки 85%, при проценте ответов 90%, генеральной совокупности 44423 человека, выборочная совокупность составила 171 человек. Выборка была простой случайной, сплошной. Был выбран метод анкетирования для сбора статистических данных опроса жителей Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия) по отношению к понятиям креативной экономики. Анкета состояла из трех блоков, состояла из открытых и закрытых вопросов.

Метод опроса жителей Арктических регионов был выбран для выявления и установления фактов о социальной реальности состояния креативных индустрий на территории проживания, определения наличия характера и связи между выявленными фактами, выявление отношения к понятиям креативная экономика, креативные индустрии и креативное пространство на территории Арктических районов Якутии. Дизайн исследования отвечает задаче накопления базы данных и знаний, а также оценки корректности архитектуры исследования, ее устойчивости относительно новых данных.

По данным ТОФСГ по РС(Я численность населения в Арктических районах Республики Саха (Якутия) на 01.01.2023 составляет 64 282 (таблица 1).

Таблица 1

Численность населения Арктических районов РС(Я) на 01.01.2023

№№
Наименование района (улуса)
Численность населения (всего), чел.
Численность трудоспособного и старше трудоспособного возраста, чел.
% численности трудоспособного и старше трудоспособного возраста в общей численности населений
1
2
3
4
5
1
Абыйский муниципальный район
3786
2696
71,20
2
Аллаиховский муниципальный район
2349
1609
68,49
3
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) муниципальный район

3454

2141
61,98
4
Булунский муниципальный район

7997

5688
71,12
5
Верхнеколымский муниципальный район

3748

2734
72,94
6
Верхоянский муниципальный район
10009
7053
70,46
7
Жиганский национальный муниципальный район
4086
2641
64,63
8
Момский муниципальный район
3783
2797
73,93
9
Нижнеколымский муниципальный район
4211
2922
69,38
10
Оленекский эвенкийский национальный муниципальный район
4361
2735
62,71
11
Среднеколымский муниципальный район
6741
4619
68,52
12
Усть-Янский муниципальный район
6809
4908
72,08
13
Эвено-Бытантайский национальный муниципальный район
2948
1900
64,45

ИТОГО
64282
44443
69,13
Источник: Составлено авторами по данным ТОФСГС по РС(Я) на 01.01.2023 https://14.rosstat.gov.ru/vozrast_pol

Анализ статистических данных показывает, что на территории поселений, относящихся к Арктическим поселениям, проживает 64282 человек, из которых 63,13% трудоспособного и старше трудоспособного населения. Мы проводили исследование среди данной категории населения. В опросе приняло участие 186 респондентов, при доверительном интервале 85%, выборка является репрезентативной. Гендерное соотношение: 65 (35,14%) мужчин и 120 (64,86%) женщин, возраст от 17 до 69 лет, участие приняли респонденты всех 13 Арктических районов РС(Я), респонденты себя отнесли по национальности саха (якут), русскими, эвенками, юкагирами и иными коренными малочисленными народами. 45% респондентов имеют высшее образование. Почти 52% респондентов работают в бюджетной сфере. Характеристика респондентов показывает, что опрос проведен среди жителей всех 13 Арктических муниципальных районов Республики Саха (Якутия), респонденты разных возрастных категорий, представители бюджетных сфер, коммерческих предприятий, студенты и пенсионеры. Далее мы проанализировали в обобщенном виде ответы на вопросы.

На вопрос: «Назовите, какие направления креативных индустрий на территории ваших муниципальных районов, относящихся к Арктическими дестинациям не развиты, хорошо развиты и высоко развиты. Надо отметить, Наибольшее количество ответов получили ответы, что не развиты следующие виды креативных индустрий (таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов Арктических районов РС(Я)

Направление креативных индустрий
Кол-во ответов
Не развиты
Якутское кино и мультфильмы, анимация
96
Цифровые стартапы (мобильные игры, цифровые ролики и т.д.)
95
Ювелирное дело, украшения
91
Другое
79
Хорошо развиты
Народные виды промыслов (национальное шитье, северная одежда, ювелирное искусство, работа с берестой, конским волосом и др.)
52
Дизайн и мода с национальными элементами исполнительное искусство (творческая деятельность, вокал, исполнители и т.д.)
49
Туризм на территории Якутии (маршруты, фестивали)
45
Исполнительное искусство (творческая деятельность, вокал, исполнители и т.д.)
42
Высоко развиты
Народные виды промыслов (национальное шитье, северная одежда, ювелирное искусство, работа с берестой, конским волосом и др.)
30
Национальная кухня
21
Источник: Составлено авторами

Большинство респондентов 53,7% отметили сильное влияние социальных сетей для развития и продвижения направлений креативных индустрий.

Аналитический центр НАФИ провел в 2021 году исследование на тему «Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий» [29] (Analiticheskoe issledovanie NAFI, 2021). Ключевой вывод исследования: Цифровые платформы – двигатель креативной экономики. Цифровые платформу – социальные сети, видеохостинги, сайты, приложения. Цифровые платформы используются для удовлетворения жизненных и социальных потребностей. Мы видим, что выводы международного аналитического исследования НАФИ совпадают с распределением ответов респондентов.

С экономической точки зрения креативность связана с процессом создания и распространения новой утилитарной ценности. Поэтому важны условия и мотивация. Результаты креативной индустрии в Арктических районах Республики Саха (Якутия) – это продукты/услуги с новыми потребительскими качествами, с экономической ценностью. Респонденты отмечают одним из условий поддержки креативных индустрий в Арктике организацию сбытовой деятельности, помощь в продвижении товаров и услуг.

Мы ранжировали все группы ответов респонденты и составили таблицу рейтинга с факторами, которые оказывают влияние на развитие креативных индустрий на территориях Арктических районов Республики Саха (Якутия).

Таблица 3. Ранжирование факторов по степени влияния на развитие креативных индустрий в Арктических районах Республики Саха (Якутия)

Перечень трудностей
Количество ответов
Степень влияния
Низкая скорость Интернета, отсутствие устойчивой связи
74

Высокое влияние
Низкий уровень развития инфраструктуры, рынков сбыта
67
Недостаточное количество арт событий, мобильных творческих мастерских
66
Недостаточное внимание инициатив в области креативных индустрий со стороны органов местного самоуправления
60

Среднее влияние
Отсутствие площадок для творчества, производства и общения
59
Недостаточность знаний в продвижении услуг и товаров креативных индустрий
58
Недостаточность знаний в продвижении услуг и товаров креативных индустрий
58
Отсутствие связей между креативными сообществами, представителями органов власти и бизнес-сообществом
47

Низкое влияние
Отсутствие площадок для творчества, производства и общения
45
Источник: составлено авторами

В Арктических районах Якутии много негативных моментов, которые влияют на невысокую привлекательность развития креативных индустрий и формирование креативного класса:

· высокие транспортные расходы на перевозки по территории вследствие значительной напряженности дорожного движения и низкого уровня развития дорожно-транспортной инфраструктуры;

· отсутствие стабильных телекоммуникационных средств получения и передачи информации, низкая скорость интернета;

· высокая зависимость экономики от потребительской платежеспособности;

· недостаток у индивидуальных и малых предприятий собственных финансовых средств;

· необорудованные места под креативные пространства для развития креативного бизнеса.

Мы согласны с мнением исследователей Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А., которые отметили, что отрасли креативной индустрии могут создавать дополнительные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также быть резервом для развития сельских территорий [30] (Kaverina, Gretchenko, Gretchenko, 2019).

Для северного региона важно понимание культурных смыслов и культурных кодов, связанных с национальной идентичностью. Мы согласны со следующей моделью развития карьерного трека в творческих профессиях. Профессиональный трек ориентации на творческие профессии в Арктических районах нашего региона должен начаться еще в школе, когда в процессе профориентации обучающиеся получают представления о креативных индустриях, о своих талантах и о возможностях применения своего таланта в этом направлении. Погружение в творческие индустрии происходит через участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах по творческим индустриям. Дальше ДО (дополнительное образование) и ДПО (дополнительное профессиональное образование), карьерные треки в профессии на уровне направлений подготовки в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования. Параллельно важно овладеть цифровыми инструментами и технологиями организации бизнес-процессами по всему жизненному циклу от идеи до результата продукта/услуги. Итогом карьерного трека будет рынок труда, формирование креатосферы и креативного класса северных территорий Российской Федерации.

Одни и те же проекты локального креативного предпринимательства можно интерпретировать либо как инновационные бизнес-модели, либо как художественные практики, обеспечивающие непрерывность культурных традиций в современности. Построение такой модели возможно при выявлении тех институтов локальных культур и региональных особенностей на территории Арктических районов Республики Саха (Якутия), которые функционируют как в рамках экономического обмена, так и в процессах социальной коммуникации.

Мы думаем, что коммерческая эффективность сохранения традиций определяется набором образцов культуры, локальных практик, которые ассоциируются с традиционным образом жизни и исторической памятью жителей Арктических районов Республики Саха (Якутия). Арктические территории Республики Саха (Якутия) имеют креативный потенциал развития через капитализацию культурных ресурсов территорий, сочетания методов экономики и традиционной культуры народов Севера, сохраняя идентичность в социальной коммуникации.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что креативная экономика является одним из ключевых направлений в трансформации региональных социально-экономических систем. Креативные (творческие) индустрии, опираясь на культурные коды, позволяют в полной мере реализовать творческий потенциал. При этом необходимо продумать организационные и маркетинговые стратегии и механизмы, сформировать устойчивые каналы продвижения, а главное — это наличие инфраструктурных решений для развития цифровизации.

Креативный рынок в Республики Саха (Якутия) находится в стадии становления. Обозначен ряд значимых векторов его развития с учетом имеющегося потенциала и практического задела (кино, дизайн, IT- направления, в том числе образования в области креатива и традиционных областей культуры, мода дизайн, архитектура, туризм, традиционные ремесла и др.).

Выделены основные проблемы, существующие в Республике Саха (Якутия) в сфере креативных индустрий:

1) дефицит профессиональных кадров по ряду специализаций,

2) иногда замкнутость в регионе, отсутствие инфраструктуры,

3) недостаток креативных пространств и в целом среды, стимулирующей развитие креативного потенциала

4) экономическая нестабильность, финансирование и медленная монетизация креативных направлений;

5) курирование данного направления, отсутствует отдельная структура, которая развивает креативные индустрию в Республике Саха (Якутия).

Успешность дальнейшего развития креативного рынка в Республике Саха (Якутия) будет определяться развитием профессионализма его участников, а также созданием условий и среды, для этого, силами только частного сектора развитие будет идти медленно Привлечение инвестиций и интеграция в глобальные, национальные и региональные "цепочки" создания ценностей, позволяющие в целом развивать креативный, кадровый и экономический потенциал территорий, инфраструктуру и логистику.

Выводы исследования:

1. Креативные индустрии имеют потенциал для развития в Арктических районах Республики Саха (Якутия). Это обусловлено уникальной культурой, природными ресурсами и талантливыми местными жителями.

2. Наличие креативного потенциала на территории Арктических районах Республики Саха (Якутия) регионе требует государственной поддержки, включения общественных сообществ и драйверов развития. Это может быть достигнуто через создание специализированных программ и мероприятий, направленных на поддержку и стимулирование креативных индустрий, а также формирование креативного пространства.

3. Развитие транспортной инфраструктуры и доступности региона играет ключевую роль в привлечении туристов и создании новых возможностей для креативных индустрий на территории Арктических районов Республики Саха (Якутия).

4. Создание креативных пространств и центров поддержки предпринимательства в Арктических районах Республики Саха (Якутия) способствует развитию и росту креативных индустрий, предоставляя необходимые ресурсы и условия для работы и взаимодействия.

5. Важно уделять внимание образованию и обучению в области креативных индустрий, чтобы развивать навыки и таланты местных жителей, а также обеспечить доступ к актуальным знаниям и инструментам.

6. Сотрудничество между государственными органами, бизнесом и местными сообществами важно для успешной реализации программ развития креативных индустрий. Взаимодействие и партнерство позволяют объединить усилия и ресурсы для достижения общих целей.

7. Разработка программ развития креативных индустрий должна учитывать специфику Арктических районов Республики Саха (Якутия), включая уникальность культуры, природных ресурсов и потенциала мастеров, умельцев.

8. Поддержка и продвижение местных креативных продуктов и брендов на региональном, национальном и международном уровнях способствует привлечению внимания и расширению рынков сбыта для креативных индустрий.

Учитывая эти выводы, креативные индустрии имеют высокий потенциал в Арктике Российской Федерации, но необходимы программы развития креативных индустрий для муниципальных образований и территорий Арктики Российской Федерации, которые в первую очередь должны быть сфокусированы на создании инфраструктуры, на образовательных программах, на поддержке креативных пространств, предпринимательства и продвижения местных талантов и результатов креативного труда.

·


References:

Borovinskaya D.N., Zalevskaya M.A., Mordanov M.A. (2022). Strategicheskie instrumenty razvitiya kreativnyh industriy v regione [Strategic tools for the development of creative industries in the region]. Social and humanitarian knowledge (Sotsialʼno-gumanitarnyye znaniya). (3). 377-389. (in Russian). doi: 10.34823/SGZ.2022.3.51827.

Błaszczyk Mateusz, Krysiński Dawid (2023). European Capital of Culture and creative industries: Real impact or unproven belief? The case of Wrocław City, Culture and Society. 35 100552. doi: 10.1016/j.ccs.2023.100552 .

Dellisanti Roberto (2023). Spatial patterns of Cultural and Creative Industries: Creativity and filière behind concentration Papers in Regional Science. 102 (3). 533-565. doi: 10.1111/pirs.12733.

Demin S.S., Mikhaylova A., Pyankova S.G. (2023). Digitalization and its impact on regional economy transformation mechanisms International Journal of System Assurance Engineering and Management. 14 (1). 377-390. doi: 10.1007/s13198-022-01806-y.

Dharmani Pranav, Das Satyasiba, Prashar Sanjeev (2021). A bibliometric analysis of creative industries: Current trends and future directions Journal of Business Research. 135 252-267. doi: 10.1016/j.jbusres.2021.06.037.

Efimova A.S., Bryukhanova N.V. (2023). Tendentsii razvitiya kreativnyh industriy regionov yuzhnogo federalnogo okruga [Trends in the development of creative industries in the regions of the Southern federal district]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (2). 45-52. (in Russian). doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52.

Fikri Zul Fahmi, Eri Krismiyaningsih, Saut Aritua H. Sagala, Sonny Rustiadi (2023). Creative industries and disaster resilience: A focus on arts- and culture-based industries in Indonesi International Journal of Disaster Risk Reduction. 99 104136. doi: 10.1016/j.ijdrr.2023.104136.

Huiwen Gong, Zhen Yu, Robert Hassink (2023). Differentiated knowledge bases and catch-up in creative industries – A case of the online game industry in China Geoforum. 141 103730. doi: 10.1016/j.geoforum.2023.103730.

Jenny Romero Borre, Gabriela Cuba Romero, José Manuel Gutiérrez, Javier Ramírez (2023). Discussion of the aspects of the cultural and creative industries that impact on sustainable development: a systematic review Procedia Computer Science. 224 532-537. doi: 10.1016/j.procs.2023.09.077.

Kaverina N.A., Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. (2019). Sovremennoe razvitie kreativnyh industriy v Rossii (opyt stolitsy i regionov) [Modern development of creative industries in Russia (experience of the capital and regions)]. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (1(75)). 58-64. (in Russian).

Kivimaa Paula, Kern Florian (2016). Creative destruction or mere niche support? Innovation policy mixes for sustainability transitions Research Policy. 45 (1). 205-217. doi: 10.1016/j.respol.2015.09.008.

Korchak E.A. (2023). Molodezh na regionalnyh rynkakh truda rossiyskoy Arktiki [Youth in the regional labor markets of the Russian Arctic]. Russian Journal of Labour Economics. 10 (6). 893-908. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.6.117858.

Kryukov I.A. (2023). Razvitie kreativnyh industriy v regionakh Severo-Zapadnogo federalnogo okruga [Development of creative industries in the regions of the North-Western Federal District]. Creative Economy. 17 (12). 4709-4728. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.12.119800.

Mikhaylova A., Sakulyeva T., Shcherbina T., Levoshich N., Truntsevsky Y. (2021). Impact of digitalization on the efficiency of supply chain management in the digital economy International Journal of Enterprise Information Systems. 17 (3). 34-36. doi: 10.4018/IJEIS.2021070103.

Mikhaylova A.V. (2023). Razvitie kreativnogo potentsiala sovremennoy Rossiyskoy ekonomiki [Development of the creative potential of the modern Russian economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(150)). 1424-1428. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.150.1.291.

Mikhaylova A.V., Shkurko N.S. (2023). Rol kreativnyh prostranstv i kreativnogo turizma v regionakh Rossiyskoy Federatsii dlya formirovaniya kreatosfery [The role of creative spaces and creative tourism in Russian regions in creatosphere formation]. Creative Economy. 17 (8). 2873-2886. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.8.118767.

Mordanov M.A. (2021). Kreativnye industrii kak drayver ekonomicheskogo rosta [Creative industries as a driver of economic growth]. Creative Economy. 15 (10). 3725-3740. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.10.113714.

Mordanov M.A. (2022). Kharakteristika sovremennogo sostoyaniya i napravleniya razvitiya kreativnyh industriy kak effektivnogo instrumenta regionalnogo razvitiya [Current state and development trends of creative industries as an effective tool for regional development]. Creative Economy. 16 (1). 245-260. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.1.114123.

Nakonechnaya O.A., Soloveva A.E. (2023). Razvitie kreativnyh industriy ekonomiki v regione [Development of the creative industries of the economy in the region] Economics and management. 17-20. (in Russian). doi: 10.24412/cl-37098-2023-1-17-20.

Palkina E. (2022). Transformation of business models of logistics and transportation companies in digital economy X international scientific siberian transport forum - transsiberia 2022. 2130-2137. doi: 10.1016/j.trpro.2022.06.239.

Sarantou M., Kugapi O., Huhmarniemi M. (2021). Context mapping for creative tourism Annals of Tourism Research. 86 103064. doi: 10.1016/j.annals.2020.103064.

Sayfullina L.D. (2023). Potentsial razvitiya kreativnoy ekonomiki regionov i zanyatosti naseleniya [Potential for regional creative economy development and employment of population]. Theory and practice of social development. (7(183)). 183-191. (in Russian). doi: 10.24158/tipor.2023.7.24.

Shaymieva E.Sh., Gumerova G.I., Khakimova R.N. (2024). Sozdanie ekosistemy kreativnyh industriy: prikladnye aspekty menedzhmenta kontseptsii startapa [Creating a creative industry ecosystem: applied aspects of start-up concept management]. Creative Economy. 18 (1). 145-166. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.1.119774.

Smolyanova I.V. (2022). Razvitie kreativnyh industriy kak perspektivnyy instrument regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki [Development of creative industries as a promising tool for regional socio-economic policy]. Creative Economy. 16 (10). 3771-3784. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.10.116327.

Sopina N.V. (2021). Razvitie kreativnyh industriy v regionakh Rossii: vozmozhnosti i ikh realizatsiya [Development of creative industries in the regions of Russia: opportunities and their implementation]. Creative Economy. 15 (2). 277-294. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.2.111549.

Spaniol M.J., Rowland N.J. (2022). Anticipated innovations for the blue economy: Crowdsourced predictions for the North Sea Region Marine Policy. 137 104874. doi: 10.1016/j.marpol.2021.104874.

Usenyuk-Kravchuk S., Garin N., Trofimenko A., Kukanov D. (2020). Arctic design: revisiting traditional fur clothing within the daily routine of reindeer nomads Heliyon. 6 (2). e03355. doi: 10.1016/j.heliyon.2020.

Usenyuk-Kravchuk S., Gostyaeva M., Raevalexandra A, Nikolai G. (2021). Encountering the extreme environment through tourism: The Arctic design approach Journal of Destination Marketing & Management. 19 100416. doi: 10.1016/j.jdmm.2020.100416 .

Viganò F., England L., Comunian R. (2023). Connecting craft, design and the wood industry in South Tyrol: From clusters to creative ecosystem Journal of Rural Studies. 104 103149. doi: 10.1016/j.jrurstud.2023.103149.

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:50:01