Factors of innovative development of large Russian companies

Badykova I.R.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549051

Abstract:
In the conditions of crisis phenomena, large companies need to pay increased attention to the growth of the innovative component of their activities. Within the framework of this article, the author identifies the factors influencing the companies' innovative activity. The scientific novelty of this study lies in the use of non-standard modern methods of economic and mathematical modeling in order to more accurately determine the factors that affect the level of innovation activity. Thus, in addition to the generally recognized factors such as the size, profitability, and age of the company, the high importance of investments in the policy of corporate social responsibility was revealed. This kind of research is necessary in order to understand the growth points of the innovative component of organizations. The target readers of this article are both scientists and large Russian companies, who can use the conclusions obtained in their work to develop a strategy for the company development.

Keywords: innovation, innovation activity, R&D, factor analysis

JEL-classification: C10, C38, O31, O33



Введение. Поиск точек роста предприятий представляет собой вопрос, который всегда сохраняет свою актуальность. Особенно важным он становится в условиях кризисных явлений. Инновационное развитие предприятий является одним из основных способов сохранения роста. В связи с этим крайне актуальным представляется выявление латентных факторов, оказывающих влияние на уровень инновационной активности предприятий.

Обратимся к общей статистике инновационного развития в России и в ЕС. Согласно таблице 1, средний уровень инновационной активности в России практически в 5 раз ниже, чем для стран ЕС. Примерно в два раза выше показатели внутренних затрат предприятий на НИОКР по отношению к ВВП и удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в их общем объеме для европейских государств по сравнению с отечественным рынком. При этом удельный вес расходов на НИОКР в общей сумме расходов государства на 69,6% выше для России. Особенно важным показателем в условиях перехода мировой экономики на шестой и седьмой технологические уклады представляется доля персонала, занятого исследованиями и разработками. Статистические данные свидетельствуют о том, что для европейских стран данный показатель выше в 1,67 раз. В целом, согласно данной статистике, можно сделать вывод о том, что в вопросе инновационного развития российские компании отстают от европейских и требуются меры по повышению инновационной активности российских предприятий, а следовательно, важно выявление факторов, оказывающих воздействие на данные процессы.

Таблица 1

Индикаторы развитости инновационного сектора

России (2022 г.) и ЕС (2021 г.)

Индикаторы
Россия
ЕС
Уровень инновационной активности организаций, в процентах
11,0
52,7
Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности экономически активного населения, в процентах
0,89
1,49
Внутренние затраты предприятий на НИОКР по отношению к ВВП, в процентах
0,94
2,27
Удельный вес расходов на НИОКР в общей сумме расходов государства, в процентах
2,51
1,48
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, в процентах
5,5
13,5
Примечание: составлено автором по данным Росстат [6] и Евростат [7]

К факторам, влияющим на инновационное развитие предприятия Й. Шумпетер относит рыночные условия [24], Р. Макларин [20] – наличие условий и возможностей для НИОКР, уровень конкуренции, уровень спроса, наличие на рынке альтернативных технологий, Э. Пенроуз [22], Б. Вернерфелт [28] – наличие финансовых ресурсов. Такие ученые, как К.Арроу [11], Дж.Тироли [26] отмечают, что монополия является барьером инновационного развития компаний. Соответственно, высокий уровень конкуренции способствует наращиванию уровня инновационной активности.

Отдельной категорией, оказывающей воздействие на инновационное развитие, можно назвать управленческие решения (применение инструментов венчурного финансирования, создание альянсов, совместных предприятий, слияний и поглощений и т.д.) [23].

Важную роль играет и структура собственности, в частности, вопрос о том, принадлежит ли менеджеру доля компании. К примеру, Д. Зарницки и К. Крафт [13] говорят о том, что наемные управленцы показывают больший интерес к росту инновационной активности.

Вопрос влияния различных факторов на уровень инновационной активности компаний рассматривается и в трудах отечественных ученых. Так, А.В. Балановская и А.А. Колсанов, к примеру, к ним относят политические, экономические, социальные, технологические факторы [2]; Е.А. Панявина и Н.О. Мартыненко – внешние (общехозяйственные, рыночные, государственные, демографические, общехозяйственные) и внутренние (управленческие, маркетинговые, финансовые, социально-экономические, экономические, экологические, технологические, инфокоммуникативные, производственные) [8]; Г.И. Хохлова, Н.В. Кретова, В.А. Сергеев – внешние (макроэкономические и политические условия, доля страны на рынке высокотехнологичных продуктов, высокие риски внедрения инновационной продукции в промышленном секторе экономики); внутренние (качество управления инновационной деятельностью на уровне предприятия) [10]; А.С. Нечаев и О.В. Антипина – демографические, экономические, культурные, инвестиционные факторы, в том числе систему государственного регулирования и поддержки деятельности предприятий, объем прямых инвестиций, производительную активность [5]; Е.А. Ларичева и И.С. Панина – политико-правовые, экономические, социально-демографические, технико-технологические и экологические, в частности, устойчивость социальной системы, образование, науку, предпринимательство [3]; Л.М. Путятина, Н.В. Арсеньева, О.В. Орлова – такие факторы, как успешную деятельность конкурентов, импортозамещение продукции предприятия, изменение рыночной конъюнктуры, выход на рынок новых технологий и материалов, изменение кооперации, кризис производства и многие другие [9].

Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание в вышеприведенных классификациях отводится роли корпоративной социальной ответственности (далее – КСО), включая и роль человеческого капитала, в повышении уровня инновационной активности компаний, хотя последний слегка затрагивается в трудах, Е.А. Ларичевой и И.С. Паниной [3], С.А. Макиной [4] и др.

Мы полагаем, что одна из ключевых ролей в наращивании инновационной активности отводится внешним и внутренним стейкхолдерам, а именно их активности в вопросе соблюдения своих интересов. Как правило, именно от данного параметра зависит инновационность предприятий и количество вложений в развитие человеческого капитала, и, следовательно, уровень КСО. Опыт развитых зарубежных стран показывает, что многие направления деятельности компаний, включая и инновационную, должны базироваться на социальной ответственности. Однако здесь речь идет не только об этических принципах. Большое количество исследований показывает, что имеется положительная связь между уровнем КСО и экономической эффективностью предприятий. К примеру, мета-анализ Г. Фриде, Т. Буша и А. Бассена [14], в котором проанализированы результаты 2200 исследований за 1972-2015 гг., показывает, что 62,6 % работ подтверждают наличие положительной связи. Большое количество исследований представлено и по вопросу связи между уровнями КСО и инновационной активности [1; 12; 15-19; 21; 25; 27]

На наш взгляд, научный пробел в данной сфере исследований состоит в использовании не лучших из возможных экономико-математических моделей для решения данной задачи. Для проведения качественного эмпирического анализа с целью выявления новых факторов необходимо использование современных методов анализа данных и машинного обучения. Научная новизна данного исследования заключается в использовании нестандартных современных методов экономико-математического моделирования с целью более точного определения факторов, оказывающих воздействие на уровень инновационной активности.

Целью данного исследования является выявление и теоретическое и эмпирическое обоснование точек роста инновационной активности крупных российских предприятий.

Методология. В качестве исходной выборочной совокупности представлены данные о деятельности 25 российских публичных компаний нефинансового сектора за 2012-2021 гг. (всего 250 наблюдений), полученные автором в результате исследования финансовых и годовых отчетов предприятий за 10 лет. В таблице 1 приведена описательная статистика данных.

Результирующей переменной выступает инновационный аспект, а именно соотношение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на выручку предприятия. Мы полагаем, что именно показатель НИОКР является ключевым в рамках инновационной деятельности крупных компаний, так как он представляет собой непосредственный объем работы организаций по разработке инноваций в своих интересах.

Таблица 1

Описательная статистика данных по 25 крупным российским предприятиям за 2012-2021 гг.

Показатели
Описание
Обо-значе-ние на графи-ках
Среднее значение
Мин
Макс
Медиана
Стандартное отклонение
Инновации
Расходы на НИОКР/ Выручка
innov
0,0023
0
0,0302
0,0005
0,0049
EBITDA margin
EBITDA/ Выручка
ebitda margin
0,2849
0,0445
1,8805
0,2692
0,17
Размер
Натуральный логарифм выручки
size
12,6075
8,5146
16,1419
12,6417
1,6484
КСО
Расходы на КСО / Выручка
csr
0,0073
0
0,4248
0,0027
0,0282
M/B
Капитализация / Бухгалтерская стоимость
m/b
1,334
0,0681
3,9674
1,0364
1,0102
Возраст
Количество лет со дня регистрации компании
age
20,244
6
31
21
5,8468
Леверидж
Отношение суммы краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов к сумме собственных и заемных средств
lev
0,4558
0,0812
0,9282
0,4136
0,1883
Отраслевой признак
Принадлежность к сектору:
1: добывающему;
2: обрабатывающему;
3: транспорт и телекоммуникации
field
1,492
0
3
1
0,7927
Примечание: составлено автором на основе расчетов, полученных с использованием языка программирования Python

В качестве потенциальных факторов, оказывающих воздействие на уровень инновационной активности предприятий представлены размер, возраст компании, уровень долговой нагрузки, уровень корпоративной социальной ответственности (соотношений расходов на КСО и выручки), временной и отраслевой аспекты.

Исследование выполнено методом регрессии дополнительных деревьев (Extra Trees Regressor) с использованием среды разработки Google Colab и языка программирования Python. Суть метода заключается в том, что случайным образом на различных подвыборках набора данных создается множество разнообразных, некоррелированных деревьев решений. Результатом выступает усредненная оценка по всем составленным деревьям.

Данные разделены на обучающую (train) и тестовую (test) выборки с численностью выборки 175 и 75 соответственно.

Результаты. Рис. 1 показывает, что на обучающей выборке коэффициент детерминации R2 оказался приближенно равным к 1, в то время как на тестовой выборке – 0,543. Подобного рода разрыв говорит о переобучении модели, то есть о том, что она качественно описывает данные обучающей выборки, но за ее пределами показывает худшие результаты. В данном случае, вероятнее всего, проблема заключается в том, что выборочная совокупность малая. Однако, несмотря на это, мы можем делать определенные выводы о результатах, которые получены благодаря этой модели.

Рис. 1. Остатки, полученные методом регрессии дополнительных деревьев

Примечание: рисунок сгенерирован автором при помощи языка программирования Python

На рисунке 2 представлена информации об уровне влияния различных рассмотренных факторов на инновационную деятельность компании. Так, мы видим, что многое зависит от политики организации, то есть здесь можно говорить об индивидуальных эффектах. Также немаловажными являются размер, возраст и доходность компании. Как и прогнозировалось, уровень КСО также вносит существенный эффект в изменение уровня инновационной активности предприятий. В то же время отраслевая и временная специфика оказались наименее значимыми. Первое свидетельствует о том, что тенденции, связанные с инновационным развитием, не привязаны к определенным секторам; второе – о том, что, вероятнее всего, у крупных предприятий имеется определенная стратегия инновационного развития, на которое различные спады в экономике существенного влияния не оказывают.

Рис. 2. Важность факторов воздействия на инновационную деятельность предприятия

Примечание: рисунок сгенерирован автором при помощи языка программирования Python

Большая часть рассмотренных факторов не зависит от политики предприятия (например, возраст компании, ее размер). Исключением выступают уровень КСО и уровень финансового левериджа. Соответственно, это те вопросы, которым организациям следует уделять особое внимание при составлении стратегии инновационного развития.

Основным ограничением данного исследования выступает малый объем выборки. При последующем сборе данных и, соответственно, увеличении выборки, вероятнее всего, можно будет увидеть сокращение разрыва в результатах по обучающей и тестовой выборочным совокупностям, а, значит, и рост качества построенных моделей. Однако полученные результаты уже позволяют сделать достаточно обоснованные выводы о степени влияния определенных параметров на уровень инновационной активности крупных компаний.

Заключение. Итак, в рамках данной статьи было проведено исследование факторов, оказывающих воздействие на инновационную деятельность предприятий и степень их влияния. Было рассмотрено воздействие таких характеристик организаций, как размер, возраст компании, уровень долговой нагрузки, уровень корпоративной социальной ответственности (соотношений расходов на КСО и выручки), временной и отраслевой аспекты на соотношение расходов на НИОКР к выручке. В качестве метода выступил метод регрессии дополнительных деревьев, который был реализован с использованием языка программирования Python. Полученные результаты свидетельствуют о том, что действительно большая часть из рассматриваемых факторов оказывает влияние на инновационную деятельность. Особое внимание следует уделать политике КСО и формирования структуры финансового обеспечения предприятия, так как это именно те факторы, на которое организация может оказывать влияние. При работе по этим направлениям компаниям необходимо разрабатывать стратегию развития в связке с планированием инновационной активности.

Не лишено данное исследование и недостатков. Прежде всего, это обусловленная недостаточным раскрытием российскими организациями информации по некоторым параметрам (например, КСО) малость выборки, которая ведет к существенному разрыву между коэффициентами детерминации на обучающей и тестовой выборках, а, соответственно, и переобучению модели. На наш взгляд, по мере увеличения набора данных указанная проблема будет постепенно решаться.

В целом, можно говорить о перспективности данного исследования и целесообразности дальнейшей работы по данному направлению. Увеличение количества наблюдений, добавление новых переменных, вероятно, позволит получить еще более интересные результаты и даст возможность предложить новые рекомендации бизнесу.


References:

Arrow K. (1962). Economic welfare and the allocation of resources for inventions Princeton: Princeton University Press.

Badykova I.R. (2021). Empiricheskie tendentsii innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiy v usloviyakh novogo tekhnologicheskogo uklada [Empirical trends in the corporate innovation activity in the context of a new technological paradigm]. Management accounting. (6-1). 91-103. (in Russian).

Balanovskaya A.V., Kolsanov A.A. (2020). Strategicheskiĭ analiz innovatsionnoĭ deyatelnosti organizatsii [Strategic analysis of innovative activity of the organization]. Science of the XXI Century: actual development directions. (2-1). 110-115. (in Russian).

Bocquet R., Mothe C. Exploring the relationship between CSR and innovation: A comparison between small and largesized French companiesRevue Sciences de Gestion, Institut de Socio-Economie des Entreprises et des Organisations (ISEOR). Retrieved from https://hal.science/hal-00919326/document

Czarnitzki D., Kraft K. (2004). Firm leadership and innovative performance: evidence from seven EU countries Small Business Economics. 22 (5). 325-332. doi: 10.1023/B:SBEJ.0000022209.72378.fe.

Friede G., Busch T., Bassen A. (2015). ESG and financial performance: aggregated evidence from more than 2000 empirical studies Journal of Sustainable Finance & Investment. 5 (4). 210-233. doi: 10.1080/20430795.2015.1118917.

Fu L., Boehe D.M., Orlitzky M. (2020). Are R&D-Intensive firms also corporate social responsibility specialists? A multicountry study Research Policy. 49 (8). 104082. doi: 10.1016/j.respol.2020.104082.

Galant A., Cadez S. (2017). Corporate social responsibility and financial performance relationship: a review of measurement approaches Economic Research-Ekonomska Istraživanja. 30 (1). 676-693. doi: 10.1080/1331677X.2017.1313122.

Guo Z., Hou S., Li Q. (2020). Corporate Social Responsibility and Firm Value: The Moderating Effects of Financial Flexibility and R&D Investment Sustainability. (12).

Khokhlova G.I., Kretova N.V., Sergeev V.A. (2018). Problemy i faktory, vliyayushchie na razvitie innovatsionnoy deyatelnosti v Rossii [Problems and factors affecting the development of innovation activity in Russia]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (3(109)). 33. (in Russian).

Laricheva E.A., Panina I.S. (2016). Analiz putey povysheniya produktivnosti innovatsionnoy deyatelnosti [Analysis of ways of increase of productivity of innovative activity]. Ekonomika i effektivnost organizatsii proizvodstva. (24). 25-30. (in Russian).

Lopez M.V., Perez M.C., Rodriguez L. (2008). Strategy, corporate social responsibility and R&D expenditure: empirical evidence of European convergence Proceedings of the 31st Annual Congress of the European Accounting Association.

MacGregor S.P., Fontrodona J. (2008). Exploring the fit between CSR and innovation SSRN Electronic Journal. doi: 10.2139/ssrn.1269334.

Maclaurin W.R. (1950). The process on technological innovation: the launching of a new scientific industry American Economic Review. (40). 90-112.

Makina S.A., Maksimova E.N. (2010). Analiz faktorov, vliyayushchikh na innovatsionnuyu aktivnost rossiyskikh predpriyatiy [Analysis of the factors influencing the innovative activity of the russian companies]. Audit and financial analysis. (5). 368-372. (in Russian).

Nechaev A.S., Antipina O.V. (2014). Neobkhodimost realizatsii gosudarstvennyh meropriyatiĭ v tselyakh povysheniya effektivnosti deyatelnosti innovatsionno-aktivnyh predpriyatiĭ [The need to implement state measures in order to increase the efficiency of innovative and active enterprises]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (9(69)). 25. (in Russian).

Padgett R.C., Galan J.I. (2010). The Effect of R&D Intensity on Corporate Social Responsibility Journal of Business Ethics. 93 (3). 407-418. doi: 10.1007 /s10551-009-0230- x.

Panyavina E.A., Martynenko N.O. (2016). Faktory, opredelyayushchie razvitie innovatsionnoy deyatelnosti predprinimatelskoy struktury [Factors determining the development of innovative activity of an entrepreneurial structure]. Aktualnye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 4 (2(22)). 52-57. (in Russian).

Penrose E.T. (1959). The theory of the growth of the firm Oxford: Basil Blackwell.

Putyatina L.M., Arseneva N.V., Orlova O.V. (2019). Osobennosti innovatsionnyh protsessov na sovremennyh predpriyatiyakh [The peculiarities of innovative processes in modern enterprises]. Russian Journal of Innovation Economics. (3(9)). 1091-1098. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40961.

Rothermel F., Hess A. (2007). Building dynamic capabilities: innovation driven by individual-, firm-, and network-level effects Organization Science. 18 (6). 898-921. doi: 10.1287/orsc.1070.0291.

Schumpeter J.A. (1939). Business cycles: A theoretical, historical, and statistical analysis of the capitalist process New York: McGraw-Hill.

Shen R., Tang Y., Zhang Y. (2016). Does Firm Innovation Affect Corporate Social Responsibility? SSRN Electronic Journal. doi: 10.2139/ssrn.2807438.

Tirole J. (1997). The theory of industrial organization Cambridge: The MIT Press.

Trebucq S., Evraert S. (2008). Adoption of GRI’s guidelines reporting by European companies Proceedings of the 31st Annual Congress of the European Accounting Association.

Wernerfelt B. (1984). The resource-based view of the firm Strategic Management Journal. 5 (2). 171-180.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 23:57:50