Cluster analysis of conditions for the development of physical education and mass sports in the Russian regions on the basis of artificial neural networks
Letyagina E.N.1, Perova V.I.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Download PDF | Downloads: 37
Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 2 (April-June 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54898396
Abstract:
The article presents a cluster analysis of conditions for the development of physical education and mass sports in the Russian regions. Methods of artificial intelligence, such as artificial neural networks, were used. The authors studied the indicators of physical education and mass sports development, as well as indicators characterizing the number, income and employment of the population. As a result of the study, the constituent entities of the Russian Federation were grouped into seven clusters, depending on the conditions created for increasing the physical activity of the population. The results of the study can be used to develop state policy in physical education and sports at the federal and regional levels, to create strategies and programs aimed at developing sports infrastructure and creating favorable conditions for increasing physical activity of the population.
Keywords: physical education, sports, physical activity, regional development, sports economics, sports management, cluster analysis, neural networks
JEL-classification: L83, M30, M31, Z20, Z23
Введение
Развитие массового спорта и физической культуры является эффективной мерой увеличения продолжительности жизни населения, улучшения ее качества и укрепления здоровья нации [6, 8, 13]. Преимущества физической активности включают снижение риска хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак и депрессия. Регулярные занятия физической культурой и спортом могут помочь улучшить успеваемость школьников и студентов, способствовать росту производительности труда.
Однако, несмотря на широкое признание того, что физическая активность является одним из базовых факторов долгой жизни, недорогой альтернативой лечению и профилактике многих заболеваний, большинство взрослого населения по-прежнему не занимаются физической культурой и спортом на регулярной основе [12].
Многие страны уделяют значительное внимание созданию условий для повышения физической активности своих граждан. Так, в Российской Федерации утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года, включающая одиннадцать приоритетных направлений, охватывающих как спорт высших достижений, так и массовый спорт. В числе одного из главных направлений - развитие спортивной инфраструктуры для повышения физической активности населения страны. Государственные программы развития физической культуры и спорта в российских регионах также содержат цели и задачи, связанные с увеличением доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом.
В программе «Здоровые люди 2020», принятой в США, физическая активность признается одним из ключевых мероприятий по улучшению здоровья. В Рекомендациях по физической активности для американцев, принятой Кабинетом министров по спорту и физической активности, даны рекомендации для детей и взрослых. Дети и молодые люди от 3 до 17 лет должны сохранять объем физической активности не менее 3 часов в день. Чтобы физическая активность принесла максимальную пользу здоровью, взрослым необходимо не менее 150-300 минут аэробных нагрузок средней интенсивности, таких как быстрая ходьба или танцы, каждую неделю. В Германии реализуется национальный план «В форме – немецкая инициатива по продвижению здорового питания и физической активности». В Китае с 1995 года действуют Закон о физическом здоровье и Общенациональная программа по физической подготовке.
Государственная политика на федеральном и региональном уровнях, а также деятельность органов местного самоуправления рассматривается как одна из важных детерминант, влияющих на активный образ жизни населения [16, 21]. Повышение физической активности граждан приводит не только к оздоровлению нации, но и выполняет очень важную роль в реализации следующих процессов жизнедеятельности: здравоохранение, образование, правоохранительная деятельность и оборона [2, 4, 11, 14]. Основными целями государственной политики в области физической культуры и спорта являются разработка эффективных стратегий, программ, направленных на развитие спортивной инфраструктуры, повышение кадрового потенциала [3] и создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом.
В настоящее время по данным Министерства спорта РФ за 2022 г. в стране используется 353494 объекта спорта. Рисунок 1 иллюстрирует результаты финансирования физической культуры и спорта в 2022 году по федеральным округам Российской Федерации.
1 – Центральный федеральный округ, 2 – Северо-Западный федеральный округ,
3 – Южный федеральный округ, 4 – Северо-Кавказский федеральный округ,
5 – Приволжский федеральный округ, 6 – Уральский федеральный округ,
7 – Сибирский федеральный округ, 8 – Дальневосточный федеральный округ
Рисунок 1. Финансирование физической культуры и спорта за 2022 г., тыс. руб. (составлено авторами по данным Министерства спорта Российской Федерации)
Наибольшие объемы финансирования отрасли характерны для Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, а наименьшие – в Северо-Кавказском федеральном округе.
Экономическое развитие регионов, несомненно, способствует созданию условий для активного образа жизни граждан [1, 15]. Многочисленные исследования, в которых изучается взаимосвязь между экономическими показателями и физической активностью, свидетельствуют о положительной связи между экономическими ресурсами человека и его физической активностью. Например, Д. Мельцер и А. Йена [22] обнаружили положительную связь между доходом и физической активностью. Люди из группы с самым высоким доходом занимаются физической культурой и спортом в среднем на 26% больше и на 3% интенсивнее, чем люди из группы с самым низким доходом. Аналогичным образом, Б. Хамфрис и Д. Русески обнаружили, что лица с более высокими доходами с большей вероятностью чаще участвовали в любом виде физической активности, чем лица с более низкими доходами [19]. Авторы оказали, что доход является важным фактором, определяющим физическую активность [18]. С. Шольц и Д. Миндел, используя репрезентативные данные по физической активности английских и американских подростков, проживающих в семьях с разным уровнем дохода, выявили, что подростки в семьях с высоким доходом по сравнению с семьями с низким доходом имеют более высокую склонность к занятиям физической культурой и спортом [23].
Однако взаимосвязь между доходом и физической активностью населения более сложная. Часто рост дохода сопровождается увеличением рабочего времени, а также ростом вариативности возможного досуга. Таким образом, хотя более высокие доходы и предоставляют больше возможностей для физической активности, они могут увеличивать альтернативные издержки досуга и, как следствие, уменьшать количество времени, затрачиваемого на физическую культуру и спорт, замещая физическую активность трудовой деятельностью или другими видами досуга.
Таким образом, на физическую активность граждан оказывают влияние не только состояние отрасли, но и уровень дохода и занятость населения.
В связи со сказанным выше, является актуальным исследование условий развития физической культуры и массового спорта в регионах Российской Федерации в целях совершенствования и инновационного развития отрасли, что будет способствовать дальнейшему росту качества и продолжительности жизни населения, экономического потенциала российского государства [10], и усилению его обороноспособности.
Целью работы является кластеризация субъектов Российской Федерации в зависимости от условий развития физической культуры и спорта.
Результаты исследования
Для исследования, согласно авторскому представлению, отобраны данные в соответствии с методологией статистического учета Министерства спорта России и Федеральной службы государственной статистики по 9 показателям за 2022 год:
а) Показатели, характеризующие развитие физической культуры и массового спорта, а также создание условий для повышения физической активности населения:
· Х1 – количество спортивных сооружений;
· Х2 – численность работников физкультурно-спортивной сферы;
· Х3 – доля населения, занимающегося физической культурой и спортом (3–79 лет);
· Х4 – численность спортсменов, получивших спортивные разряды;
· Х5 – единовременная пропускная способность объектов спорта в процентах от норматива.
б) Показатели, характеризующие численность, доход и занятость населения:
Х6 – Среднемесячная заработная плата работников организаций в целом по региону. Данный показатель определяется как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике;
· Х7 – средний размер пенсий;
· Х8 – численность населения;
· Х9 – уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет;
Поскольку каждый объект (т.е. каждый регион России) описывается девятью показателями, следовательно, имеем многофакторную задачу исследования состояния физической культуры и спорта в регионах РФ. В этих условиях высоко проявили себя многомерные статистические методы анализа данных, изложенные в работах Ю.А. Кузнецова и В.И. Перовой [7]. Метод нейросетевого кластерного анализа относится к перспективным и продуктивным средствам, которые добавляют новые возможности для исследования многомерных задач.
Для решения задачи кластерного анализа многомерных данных, а также их визуального представления были применены искусственные нейронные сети, обучаемые без учителя. Эффективность применения данного инструмента искусственного интеллекта доказана в научных трудах ряда ученых [5, 9, 20]. В этот класс нейронных сетей входят искусственные нейронные сети – самоорганизующиеся карты Кохонена. Для работы подобных нейронных сетей нужны только входные данные. Кроме того, не имеется внешнего вмешательства в процессе работы нейронной сети (неконтролируемое обучение). Выходной слой нейросети представляется в виде топологической карты, на которой отображены кластерные образования.
В результате кластеризации на основании нейросетевого моделирования с применением российской программной аналитической платформы Deductor 85 регионов Российской Федерации объединились в 7 кластеров (рис. 2). Отметим, что в исследование не были включены регионы: Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР), Запорожская область и Херсонская область по причине отсутствия официальных статистических данных за 2022 г. на сайтах Министерства спорта Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики РФ.
Рисунок 2. Самоорганизующаяся топологическая карта размещения регионов
Российской Федерации по кластерам в 2022 г. (составлено авторами)
С использованием критерия Дэвиса-Боулдина [17] была проведена оценка качества полученного кластерного решения, которая констатировала отсутствие перекрытия кластеров, т.е. неимение спорных объектов, и подтвердила обоснованность результатов кластеризации. Это подтверждают и результаты на рисунке 2.
Рисунок 3 иллюстрирует количество регионов России в кластерных образованиях.
Рисунок 3. Число регионов Российской Федерации в кластерах за 2022 год (составлено авторами)
Из результатов на рисунке 3 имеем важную особенность, состоящую в том, что по совокупности исследуемых показателей наблюдается сильное расслоение регионов по кластерам (в 10 раз). Развернутое вхождение регионов РФ в кластеры представлено в таблице 1.
Таблица 1. Группировка регионов РФ по кластерам (составлено авторами)
Кластер
|
Регионы Российской Федерации
|
№ 1
|
Белгородская
область, Владимирская область, Калужская область, Липецкая область,
Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область,
Новгородская область, Псковская область, Республика Мордовия, Чувашская
Республика, Пензенская область, Ульяновская область, Алтайский край,
Хабаровский край, Амурская область.
|
№ 2
|
Ивановская
область, Костромская область, Курская область, Рязанская область, Ярославская
область, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область,
Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область,
Астраханская область, Волгоградская область, г. Севастополь, Ставропольский
край, Удмуртская Республика, Пермский край, Кировская область, Оренбургская
область, Самарская область, Саратовская область, Тюменская область,
Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская
область, Новосибирская область, Омская область, Томская область,
Приморский край. |
№ 3
|
Ненецкий
автономный округ, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ –
Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Камчатский
край, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ.
|
№ 4
|
Брянская
область, Республика Крым, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия –
Алания, Забайкальский край, Еврейская автономная область.
|
№ 5
|
Воронежская
область, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан,
Республика Татарстан, Нижегородская область, Свердловская область,
Челябинская область.
|
№ 6
|
Орловская
область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Дагестан,
Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская
Республика, Республика Марий Эл, Курганская область, Республика Алтай,
Республика Тыва, Республика Бурятия.
|
№ 7
|
Московская
область, г. Москва, г. Санкт-Петербург.
|
Кластерный анализ показал, что распределение субъектов Российской Федерации по кластерам происходит неравномерно и не зависит от их местоположения и отнесения к федеральным округам РФ.
Данные по средним значениям исследуемых показателей в отдельных кластерах и в целом по России представлены в таблице 2.
Таблица 2. Средние значения индикаторов по набору кластеров и среднероссийские значения за 2022 г. (составлено авторами)
Пока-затель
|
Кластеры
| ||||||
№ 1
|
№ 2
|
№ 3
|
№ 4
|
№ 5
|
№ 6
|
№ 7
| |
Х1
|
3591
|
3710
|
1969
|
1829
|
10167
|
1731
|
16779
|
Х2
|
2902
|
3873
|
2726
|
2134
|
10668
|
2333
|
32271
|
Х3
|
53,5
|
51,7
|
53,0
|
39,1
|
55,4
|
53,6
|
53,6
|
Х4
|
16035
|
8464
|
6682
|
3921
|
31672
|
5644
|
31762
|
Х5
|
80,1
|
58,6
|
60,2
|
49,6
|
63,8
|
59,7
|
52,4
|
Х6
|
46534,5
|
51693,3
|
109818,7
|
44720,1
|
49601,2
|
40722,9
|
94324
|
Х7
|
16335,9
|
17008,5
|
24333,7
|
15243,5
|
16354,2
|
14705,5
|
18227,7
|
Х8
|
1146279
|
1609245
|
541322
|
907089
|
3901606
|
876948
|
9055100
|
Х9
|
65,6
|
63,6
|
70,6
|
59,3
|
65,5
|
57,5
|
72,4
|
Данные таблицы 2 подтверждают разный уровень развития условий для физической активности граждан. Максимальное количество населения (Х8) сосредоточено в регионах кластера № 7 (Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург). В регионах данного кластера наблюдается и наибольший уровень его занятости (Х9). Регионы кластера № 7 также аттестуются максимальными значениями спортивных сооружений (Х1), кадров (Х2) и подготовки разрядников (Х4).
Наибольшей долей физически активного населения характеризуются регионы, образовавшие кластер № 5.
Единовременная пропускная способность объектов спорта принимает максимальное значение в регионах кластера № 1 (Х5), а минимальное значение – в регионах кластера № 4.
Регионы, вошедшие в кластер № 4, имеют наименьшие значения спортивных показателей Х2, Х3, Х4 по сравнению с регионами, распределившимися в другие кластеры.
В кластере № 3 отмечается наименьшее количество населения, однако в регионах данного кластера прослеживаются наибольшие значения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций региона (Х6) и среднего размера назначенных пенсий (Х7).
Выводы
В исследовании использован продуктивный инструмент – искусственные нейронные сети, которые являются релевантным компонентом искусственного интеллекта. Проведенный кластерный анализ состояния физической культуры и массового спорта с использованием инструментов нейросетевого моделирования позволил выявить неравномерность созданных условий для развития физической активности населения в разных регионах России и определить дальнейшие перспективы роста и сближения уровней регионального развития.
Предложенные в работе результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий и программ развития физической культуры и спорта как на уровне государства, так и отдельных субъектов Российской Федерации, а также при принятии управленческих решений, в том числе о распределении бюджетного целевого финансирования между регионами.
References:
Beutler I. (2008). Sport serving development and peace: Achieving the goals of the United Nations through sport Sport in Society. 11 (4). 359-369.
Dyuk V.A., Samoylenko A.P. (2001). Data Mining [Data Mining] SPb.: Piter. (in Russian).
Gorbunov S.A., Dubrovskiy A.V. (2002). Rol fizicheskoy kultury v sovershenstvovanii umstvennoy gotovnosti k obucheniyu i professionalnoy deyatelnosti [The role of physical culture in improving mental readiness for training and professional activity]. Theory and Practice of Physical Culture. (12). 13-15. (in Russian).
Kohonen T. (1982). Self-Organized Formation of Topologically Correct Feature Maps Bio1ogical Cybernetics. 43 (1). 59-69. doi: 10.1007/BF00337288.
Kuznetsov Yu.A. (2012). Chelovecheskiy kapital, proizvoditelnost truda i ekonomicheskiy rost [Human capital, labor productivity and economic growth]. Economic analysis: theory and practice. (43(298)). 2-17. (in Russian).
Lazareva E.I., Gavrilova Yu.V. (2020). Effektivnoe upravlenie chelovecheskim kapitalom organizatsii v usloviyakh ustoychivo-innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Effective management of the organization's human capital in the context of sustainable and innovative development of the economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (2). 737-746. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.2.100937.
Letiagina E., Perova V., Orlova E. (2019). Neural network analysis of the development of physical education and sports in Russia as an economic factor of country security Sports, Tourism and Instructional Science (ICISTIS 2019. 174-179. doi: 10.2991/icistis-19.2019.37.
Letyagina E.N., Kutasin A.N., Lebedev Yu.A. (2018). Analiz razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Nizhegorodskoy oblasti [Analysis of the development of physical culture and sports in the Nizhny Novgorod region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10(99)). 300-303. (in Russian).
Letyagina E.N., Orlova E.A. (2018). O sostoyanii i razvitii obektov sporta v Rossii i Nizhegorodskoy oblasti [On the state and development of sports facilities in Russia and Nizhny Novgorod region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9(98)). 372-376. (in Russian).
Letyagina E.N., Svezhentsev A.G. (2011). Metodologiya klasternogo podkhoda v ekonomike [Methodology of the cluster approach in economics]. Economic sciences. (79). 97-100. (in Russian).
Liu K. (2015). Research of investment in human capital in a sports club International Journal of Simulation: Systems, Science and Technology. 16 (5A). 19.1-19.5.
Lonska J., Mietule I. (2015). The impact of human capital development on the economic and social development of a country: Empirical study Tehnologija. Resursi - Environment, Technology, Resources. 174-180. doi: 10.17770/etr2015vol2.268.
Malov D.N., Letyagina E.N. (2019). Razrabotka neyrosetevoy modeli klasterizatsii ekonomiki dlya analiza investitsionnoy privlekatelnosti predpriyatiy [Development of a neural network model of economic clustering for analysis of the investment attractiveness of enterprises]. Creative Economy. 13 (8). 1529-1536. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.8.40931.
Nikonova T.V., Yusupova L.M., Kodolova I.A., Kalimullina R.R. (2018). Cluster approach as a factor of increasing the investment attractiveness of the region Journal of Social Sciences Research. (5). 70-74. doi: 10.32861/jssr.spi5.70.74.
Perova V.I. (2012). Neyronnye seti v ekonomicheskikh prilozheniyakh [Neural networks in economic applications] Nizhny Novgorod: Izd-vo NNGU. (in Russian).
Perova V.I., Perova N.A. (2018). Neyrosetevoe modelirovanie dinamiki razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v regionakh Rossii kak faktora sotsialno-ekonomicheskogo rosta strany [Neural network modeling of development trends of physical culture and sports in the Russian regions as a driver of the national socio-economic growth]. National interests: priorities and security. 14 (11). 2064-2082. (in Russian). doi: 10.24891/ni.14.11.2064.
Sorokin I.A., Letyagina E.N., Orlova E.A. (2018). Mekhanizm finansirovaniya sfery fizicheskoy kultury i sporta v Rossii [The mechanism of financing the sphere of physical culture and sports in Russia] Modern problems of physical education, sports training, health and adaptive physical culture. 59-62. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 10:47:16