От редакции: Труд в контексте импортозамещения

Горелов Н.А.1, Абрамов Е.Г.2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда
Том 9, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать:
Горелов Н.А., Абрамов Е.Г. От редакции: Труд в контексте импортозамещения // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 7. – С. 1111-1114. – doi: 10.18334/et.9.7.115061.



1. В условиях тотальных санкций и фактически враждебного отношения со стороны США и Евросоюза, Россия поставлена в тяжелое финансовое и экономическое положение. Блокированы счета российского ЦБ. По состоянию на 28.02.2022 г. резервы ЦБ составляли 643 млрд долларов. Из них 132 млрд долл. в золотых слитках находятся в России и 30 млрд долл. в резервах МВФ, которыми можно воспользоваться. Всего 162 млрд долл. Внешний корпоративный долг России составляет 470 млрд долл. Квартальные проценты в сумме 1,5 млрд долл. выплачиваются регулярно, но полностью рассчитаться с долгами невозможно, так как нет механизма оплаты.

Для вывода экономики из кризиса необходима долгосрочная программа импортозамещения, восстановления и создания новых предприятий для замещения импортной продукции.

Политика импортозамещения предполагает фактически новую индустриализацию страны на основе информационно-коммуникативных технологий, использования достижений в области биотехнологий, создания новых видов материалов, обладающих уникальными свойствами, обеспечения существенного роста производительности труда, создания высокотехнологичных рабочих мест.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации» определяет главной целью промышленной политики в Российской Федерации «формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития…». Поставлена задача «стимулирования внедрения результатов интеллектуальной деятельности, освоения производства инновационной промышленной продукции… повышения производительности труда… интеграции науки, образования и промышленности» (ст. 4 «Цели, задачи и принципы промышленной политики»).

Известно, что в конкурентной борьбе побеждает та страна, где выше уровень производительности. В этой части нам предстоит еще многое сделать. Практика последних лет показывает, что роль специалистов по экономике труда на предприятиях стала возрастать, больше внимания стало уделяться вопросам реального роста производительности труда [1-4]. Вместе с тем, на сегодня, по нашей оценке, активно, целевым повышением производительности труда занимается около 20 % купных предприятий, в то время как в Японии – 90 %, США – 85 %, Германии – 90 %.

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Протокол от 24.12.2018 № 16) создает экономико-правовую основу для стимулирования предприятий по повышению производительности труда, снятию лишних административно-регуляторных барьеров.

2. Индустриализация страны, осуществление научно-технического прогресса невозможны без подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Появились новые профессиональные требования к работнику, обусловленные инновационным характером производства, основанного на знаниях, информации, новых технологиях и материалах. Существенно возросла интенсивность труда.

Все это вызывает необходимость воссоздания на качественно новой организационно-технической и экономической основе государственной системы подготовки квалифицированных работников со средним техническим и специальным образованием. В социальном государстве рабочую профессию человек должен получать бесплатно.

Коммерциализация образования нанесла серьезный ущерб подготовке квалифицированных рабочих, разрушена стройная система взаимодействия государства и предприятий, были утрачены лучшие практики. Так, например, в России широко применялось наставничество – профессиональная подготовка молодых рабочих опытными квалифицированными работниками. Передача молодежи опыта и знаний старшим поколением была одна из эффективных форм профессионального, гуманистического и патриотического воспитания рабочей смены. Эта практика была отброшена новыми собственниками предприятий так же, как были ликвидированы БРИЗы, кружки качества, лаборатории НОТ, заброшено нормирование труда, планирование и мониторинг производительности труда…

Однако другие страны переняли у нас многие лучшие практики. Так, в Англии, в конце 90-х годов появились публикации о коучинге (от англ. coaching – наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) – это система по воспитанию и развитию потенциала личности и его реализации.

Японскими и американскими специалистами наша система НОТ представлена теперь под новым брендом: методология «Бережливого производства». Германия использовала ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, разработанную Г. Альтшуллером), для создания проекта «Индустрия 4.0».

Г. Альтшуллер первым организовал во многих городах нашей страны школы изобретательского творчества. Общее число таких школ в 1980-е годы превышало 500. Сейчас трудно найти предприятие, где сохранились бы БРИЗы или найти специалиста, который сможет правильно составить заявку на изобретение и описать его новизну.

3. Для подготовки квалифицированных работников нужны и соответствующие учителя. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что образование в России на всех уровнях должно быть качественным и доступным в любом регионе страны, а профессионально-квалификационная структура работников полностью удовлетворять потребностям российского общества.

Система современного общего, средне-специального и высшего образования должна учитывать лучшие российские и зарубежные практики, быть простой, без нагромождения ненужных этажей, вызывающих дублирование и дополнительные затраты.

Этим целям соответствует, на наш взгляд, государственная система образования, прошедшая испытание временем и обогащённая мировым опытом, включающая следующую структуру:

I. Общее среднее образование (средняя школа). Срок обучения – 11 лет.

II. Среднетехническое, средне-специальное образование на базе средней школы (средне-профессиональные учебные заведения). Срок обучения – 2 года.

III. Высшее образование на базе средней школы (университеты, академии). Срок обучения – 5-6 лет.

IV. Подготовка научных кадров (объединение аспирантуры и магистратуры с равными требованиями по подготовке и защите диссертаций). Выпускники этого уровня могут занимать должности научных сотрудников, преподавателей и др.

Докторами наук могу стать соискатели, достигшие крупных результатов в конкретных отраслях знания, техники, медицины и др.

4. Журнал «Экономика труда» активно участвует в изучении проблем труда, обобщении и распространении лучших практик формирования и применения человеческого капитала, входит в перечень рецензируемых научных изданий, в которых публикуются основные результаты диссертационных работ.

В соответствии с новой номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени (утв. Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118) и перерегистрацией перечня изданий ВАК, научное издание «Экономика труда» представлено для включения в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по следующим научным специальностям (экономические науки).

5.2.1. Экономическая теория

5.2.2. Региональная и отраслевая экономика

5.2.3. Менеджмент

Мы надеемся, что наши авторы и впредь будут стремиться к повышению качества публикаций, их научного уровня, отвечающего требованиям ВАК.


Страница обновлена: 02.08.2022 в 15:21:13