European experience in the development of social entrepreneurship in the era of digitalization
Eeberdyeva M.M.1
1 Российский университет дружбы народов, Russia
Download PDF | Downloads: 41 | Citations: 1
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (April-June 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48939610
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
Nowadays there is a global transformation of society and economy. Industry 4.0 is gaining momentum every year. There is talk of digitalization of the economy everywhere. In the context of the post-industrial society, a number of problems are identified. Countries need to solve these problems in order to quickly rebuild their economies. In this regard, much more importance is being given to such a concept as "social entrepreneurship". In order to build an efficient economy, business cannot constantly set only one goal – making a profit. Today it is necessary that entrepreneurs actively participate and be interested in solving social, cultural and environmental problems. The relevance of the study is justified by the fact that the number of these problems is growing; and the COVID-19 pandemic has only worsened the situation. Developing countries do not have adequate experience of social entrepreneurship, due to the fact that social entrepreneurship originated in developed countries. Thus, this article examines the approaches of the European Union countries in creating conditions for the development of social entrepreneurship. As a result of the analysis, the author has identified the current problems of social entrepreneurship development policy. One of the problem is the lack of a unified system of regulation and support of social business in the European Union. The article will be of interest to representatives of government authorities, the scientific community, business participants, as well as specialists in socially oriented business development.
Keywords: social entrepreneurship, European Union, digitalization, technology
JEL-classification: O31, L26, M21, O33, F15
Введение
В развитых странах активно происходит построение постиндустриальной экономики, и важная роль в построении такой экономики отводится социальному предпринимательству. Вопросы определения сущности и важности социального предпринимательства для экономики страны описываются в научных работах зарубежных и отечественных авторов.
Социального предпринимателя можно охарактеризовать как субъекта предпринимательства с инновационной идеей и поиском возможностей для удовлетворения социальных потребностей, при этом придерживаясь финансовых результатов и «с высоким уровнем социальной ответственности» [11] (Yakhneeva, Pavlova, 2021). Существует точка зрения, согласно которой деятельность социального предпринимательства понимается как «форма деятельности, находящаяся на пересечении бизнеса и благотворительности в качестве триггера для развития экономики» [7] (Mironova, Boev, Bogdanova, 2020).
Авторы проанализированных исследований сходятся во мнении, что вопрос развития социального предпринимательства актуален и данный сектор рассматривается как «внутренний ресурс территории и фактор саморазвития» [1] (Bashmakova, Toropushina, 2019) и «важный, неотъемлемый элемент современного общества» [4, 6, 8] (Kadol, 2020; Klindukh, 2019; Patrakeeva, 2021). Безусловно, интересна позиция авторов в том, что катализатором в развитии социального предпринимательства может выступать «образовательный процесс и формирование профессиональных компетенций социальных предпринимателей» [5] (Kalendzhyan, Kadol, 2021). Другая группа ученых считают, что при проведении мероприятий по улучшению делового климата следует учитывать склонность населения к самозанятости и предпринимательству [10] (Ustinova, Baymurzina, 2021).
Также были проанализированы работы известных зарубежных ученых в сфере социального предпринимательства: Джилл Кикала и Томаса Лайонса «Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше», Лестера Саламона «Финансовый рычаг добра. Новые горизонты благотворительности и социального инвестирования», Виктора Пестоффа и ряда других ученых. В данных работах отмечается, что раньше социальные услуги в разных странах оказывались посредством благотворительности, церковными учреждениями, ассоциациями и т.д. На сегодняшний день правительства ряда государств разрабатывают целые программы и правовые документы по стимулированию и развитию социального предпринимательства.
В процессе написания статьи были использованы общенаучные методы исследования: эволюционный и исторический подход при исследовании истоков социального предпринимательства в странах ЕС, методы анализа и синтеза. Также был использован статистический метод при анализе технологического развития стран ЕС.
Цель данного исследования заключается в анализе эволюционного процесса формирования инструментов развития социального предпринимательства в странах ЕС, который позволит выявить наиболее эффективные подходы и перспективные направления их применения.
Результаты
В первую очередь дадим краткое определение социальному предпринимательству. На сегодняшний день нет четкого определения понятия «социальное предпринимательство». Для дальнейшего анализа самой сути социального предпринимательства отметим формулировку, приведенную в книге Джилла Кикала и Томаса Лайонса. Под социальным предпринимательством понимают «использование образа мыслей, инструментов и технологий обычного предпринимателя для деятельности на благо общества и экологии» [3] (Dzhill Kikal, Tomas Layons, 2014). Главная цель любого предпринимателя состоит в получении максимальной прибыли, тогда как социальный предприниматель главной целью перед собой ставит улучшение либо экологии, либо решение социальных и культурных проблем, но таким способом, чтобы получить в итоге прибыль. Существует точка зрения, что социальные предприниматели нацелены на то, чтобы «помочь людям быть принятыми обществом в качестве профессионалов» [2] (Vysotskaya, Lylova, 2020). Социальное предпринимательство непосредственно связано с другим популярным на сегодняшний день движением, как устойчивое развитие. Своего рода социальное предпринимательство является одним из основных инструментов достижения целей устойчивого развития в будущем. Еще в 70-х годах ХХ века были написаны работы об «устойчивости экономики» в равновесии с экологией. Впервые понятие «устойчивое развитие» прозвучало на Конференции ООН в 1987 году во время доклада председателя Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию Гру Харлем Брундтланд [12]. В своем докладе она отметила важность решения таких проблем, как нищета, голод, безработица. Однако поставленные цели должны быть достигнуты без вреда будущим поколениям. Понятие же социального предпринимательства появилось приблизительно в это же время. Основной толчок для дальнейшего развития социальное предпринимательство получило благодаря американскому бизнес-консультанту Биллу Дрейтону. В 1980 году он создал фонд «Ашока», цель которого заключалась в выявлении и поддержке социальных предпринимателей по всему миру [3] (Dzhill Kikal, Tomas Layons, 2014).
Социальное предпринимательство находится на пересечении государственного сектора и бизнеса. В первую очередь социальный предприниматель должен найти проблему для решения, а уже потом думать о том, как заработать на этом деньги.
Первыми странами, кто встал на путь устойчивого развития и поддержку социального предпринимательства, стали развитые страны: США, Великобритания, Швеция, Норвегия, Италия и другие развитые страны.
История развития социального предпринимательства в странах ЕС
Развитие социального предпринимательства в ЕС началось еще с создания некоммерческих организаций. В Западной Европе государство активно занималось созданием и развитием некоммерческих организаций, которые обеспечивали общество социальными услугами. Первые черты социального предпринимательства в ЕС появились в 80-х годах ХХ века, когда во время финансовых кризисов государства начали разрабатывать программы по поддержке безработных, предоставлять субсидии, организовывать программы по переквалификации и т.д. Правительства стран Западной Европы активно создавали ассоциации, цель которых состояла в интеграции безработных в производственный сектор.
Пример Великобритании характеризуется тем, что в данной стране традиционно наблюдаются низкие расходы на социальные нужды, однако они компенсировались частными пожертвованиями, которые осуществлялись на добровольной основе. В 70–80-х годах ХХ века правительство Великобритании продолжало финансировать и регулировать оказание социальных услуг. Однако в это время постепенно разрешалось предоставление социальных услуг коммерческими организациями, частными лицами. Это привело к тому, что значительно увеличилась конкуренция на рынке социальных услуг. В 1998 году в Великобритании появляется первая организация, поддерживающая социальное предпринимательство – Social Enterprise London [13] (Salamon, Anheier, List, Toepler, Sokolowski, 1999). Кроме поддержки самих предпринимателей, в сферу деятельности данной организации входила подготовка специалистов в сфере социального предпринимательства [9] (Popov, Veretennikova, Kozinskaya, 2017). В Великобритании серьезно подошли к вопросу о социальном предпринимательстве, поэтому правительство страны стало предпринимать институциональные меры. В конце ХХ века в Министерстве торговли и промышленности Великобритании было создано «объединение социальных предпринимателей». Более того, было принято решение создать новую организационную форму для социального предпринимательства – Community Interest Company. Таким образом, в Великобритании удалось прийти к тому, что оказание социальных услуг стало иметь коммерческий характер.
В Италии и Испании также наблюдался достаточно низкий уровень государственных расходов на социальные нужды населения. В основном все социальные инициативы шли со стороны церкви. Социальное предпринимательство в том виде, в котором оно существует сейчас, стало активно развиваться в этих странах с 1990 года, когда в Италии был запущен журнал «Impresa Sosiale», где впервые давалось объяснение термину «социальное предприятие». Италия стала также первой страной ЕС, которая в 1991 году утвердила организационно-правовую форму социального кооператива [14].
Среди стран ЕС в сфере социального предпринимательства больше всего отличаются страны Северной Европы. Большую роль в развитии социального предпринимательства здесь сыграл и играет государственный аппарат. В странах Северной Европы наблюдается самый высокий уровень расходов на социальные нужды. Кроме того, здесь наблюдается четкое разделение функций: государство отвечает за повышение благосостояния общества, бизнес обеспечивает производство и дает рабочие места, общество формирует общественные программы. Первые социальные кооперативы в Швеции возникли еще в 80-х годах ХХ века. В частности, в Швеции был разработан ряд государственных программ по уходу за детьми и реформированию системы образования [15] (Pestoff, 2004). В Финляндии в 2003 году был принят Закон о социальных предприятиях, деятельность которых была связана с трудоустройством людей с ограниченными возможностями и безработных [16] (Wilda Vanek, 2001).
В Бельгии активно развивались и сейчас развиваются социальные предприятия, деятельность которых направлена на создание и поиск рабочих мест для низкоквалифицированного персонала. На сегодняшний день одним из наиболее известных социальных предприятий в Бельгии является Terre. Данная компания функционирует еще с 1942 года, сегодня она помогает найти бедным людям и низкоквалифицированным специалистам работу в таких сферах экономики: сбор и переработка макулатуры, текстиля, одежды, цветных металлов, механические сварочные работы и т.д. Таким образом, компания, по сути, решает не только социальную проблему общества, но и экологическую (в сфере переработки) [4] (Kadol, 2020).
В целом государственное вмешательство сыграло большую роль в развитии социального предпринимательства в странах ЕС. Практически сразу была разработана правовая и институциональная среда для развития социального предпринимательства [17] (Espring-Andersen, 1999).
На сегодняшний день Еврокомиссия дает следующие определения социального предпринимательства:
1) предприятия, которые берут социальную цель общего блага за основу коммерческой деятельности;
2) предприятия, которые реинвестируют собственную прибыль для достижения социальной цели;
3) предприятия, которые организовывают свою деятельность с использованием демократических принципов с упором на достижение социальной справедливости.
Основными сферами деятельности социальных предприятий в ЕС являются: трудовая интеграция (обучение людей с ограниченными возможностями и безработных с дальнейшей помощью с трудоустройством), персональные социальные услуги (медицинские услуги, образование, уход за детьми и т.д.), местное развитие неблагополучных районов, другое (защита окружающей среды, спорт, искусство, культура и т.д.).
Сегодня в ЕС выполняется Инициатива социального бизнеса, которая была запущена еще в 2011 году. Среди основных мер по развитию социального предпринимательства были приняты следующие:
- упрощение получения финансирования;
- повышение узнаваемости;
- усовершенствование правовой базы [18].
Среди основных мер поддержки социального предпринимательства стоит выделить разработку правовой и институциональных систем. Правительство должно разрабатывать специальные законы, не только регулирующие оказание социальных услуг, но и способствующие развитию социальных предпринимательств. Например, для социальных предприятий можно разработать льготную систему налогообложения, предоставлять им субсидии, создать специальные образовательные учреждения, готовящие специалистов для таких компаний. Например, в Италии социальные кооперативы освобождены от уплаты корпоративного налога на нераспределенную прибыль, с них взимается нулевой НДС либо пятипроцентный (другие предприятия платят НДС в размере 22%), также такие кооператив освобождены от уплаты взносов страхования [19] (Carini, Borzaga, Chiomento, et al., 2020).
Новые технологии и цифровизация: возможности для социальных предприятий
Социальное предпринимательство еще больше набирает обороты в связи с активным развитием технологий. Страны ЕС стараются больше вкладывать средства в развитие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) посредством рамочных программ, структурных и социальных фондов. Перед ЕС стоит сложная задача – включить социальное предпринимательство в сферу НИОКР, в частности в сфере высоких технологий, которые могут способствовать модернизации социальной экономики. Более того, в условиях цифровизации экономики ЕС сконцентрировался на повышении квалификации и переквалификации населения. Будущие трудовые кадры должны будут обладать цифровыми навыками, чтобы занять свою нишу на рынке [20].
На сегодняшний день по развитию технологий в странах ЕС стоит выделить Германию, Францию, Нидерланды, Швецию и Италию.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие технологический потенциал стран.
По доле в мировом объеме патентования первое место среди стран ЕС занимает Германия. На Германию приходится 9,5% всех патентов, на втором месте Франция – 3,6% и Нидерланды с показателем 2,09%. Также важным показателем является экспорт технологий. Здесь снова лидирует Германия, однако на нее приходится только 3,58% мирового экспорта технологий, на Нидерланды и Францию приходится 1,5% и 0,9%, соответственно. По количеству фирм, занимающихся передовыми технологиями, первое место среди стран ЕС также занимает Германия, где на конец 2019 года действовало 6704 фирмы, во Франции количество фирм составило 5577, на третьем месте расположилась Испания – 3364 фирмы [20].
Последние годы страны ЕС также стараются активно вкладывать инвестиции в развитие сектора высоких технологий: в 2020 году Германия вложила в этом сектор более 21 млрд евро, Франция – 15,5 млрд евро, Швеция – 10,2 млрд евро [21].
Обратим внимание на то, что на технологиях и их развитии сконцентрированы развитые страны ЕС. В то время как Германия, Швеция, Франция вкладывают миллиарды в развитие технологий, стараются нарастить их экспорт, есть такие страны, как Болгария и Хорватия, которые за 2020 год вообще не сделали вложений в данный сектор.
Таким образом, Германия по многим показателям, характеризующим развитие технологий, значительно вырывается вперед по сравнению с другими членами ЕС. В ЕС наблюдается явная диспропорция в сфере высоких технологий: этот сектор активно развивается в развитых странах, тогда как недавние члены ЕС (в частности, страны Восточной Европы) значительно уступают [21].
Страны ЕС активно внедряют инновационные продукты в экономику. В 2020 году эффективность инноваций в странах ЕС выросла на 8,9% по сравнению с 2012 годом. Самый большой рост эффективности инноваций наблюдался в Литве, Мальте, Латвии, Португалии и Греции [21].
Индекс инноваций в ЕС рассчитывается как средневзвешенный показатель 27 стран-участниц за 2021 год. Итоговый индекс инноваций в Швеции равен 156,5 – это значит, что в Швеции индекс инноваций выше на 156,5% среднего значения по ЕС [22]. Швеция лидирует по большинству показателей по сравнению с другими странами ЕС. Однако стоит отметить высокое значение 194,6 показателя по влиянию инноваций на занятость. Данный показатель подразумевает среднее значение двух показателей – занятость в наукоемких отраслях и трудоустройство в быстрорастущих предприятиях. Самое большое значение данного показателя можно наблюдать в Швеции, где он составляет 194,6% по сравнению с другими странами ЕС. По финансированию и поддержке инноваций среди ведущей четверки стоит выделить Бельгию, где данный показатель равен 151,2%. Кроме того, Дания и Финляндия находятся практически на одном уровне по одному из наиболее важных показателей инновационной деятельности – новаторство. Данный показатель характеризует уровень внедрения инноваций в качестве продуктов или бизнес-процессов (технологические, маркетинговые, организационные) малыми и средними предприятиями [22].
Наихудшие инновационные показатели наблюдаются в Румынии и Болгарии: итоговый показатель инноваций в этих странах находится на уровне ниже 50% по сравнению со средним показателем стран ЕС.
Таблица 1
Сравнительная характеристика показателей инновационного развития ведущих стран ЕС в 2021 году
Страна
|
Индекс
инноваций
|
Влияние
на занятость
|
Финансы
и поддержка
|
Новаторство
|
Цифровизация
|
Швеция
|
156,45
|
194,61
|
140,18
|
198,37
|
203,88
|
Финляндия
|
151,38
|
179,13
|
142,33
|
175,63
|
211,21
|
Дания
|
147,51
|
184,37
|
132,93
|
163,15
|
211,43
|
Бельгия
|
143,52
|
122,64
|
151,21
|
177,54
|
159,22
|
Как уже было отмечено, страны Северной Европы отличаются большой ролью государства в развитии социального предпринимательства. Как показывают данные таблицы 1, все те же страны Северной Европы являются лидерами по инновационному развитию. Таким образом, они являются ярким примером стран, которые посредством развития инноваций и технологий решают социальные проблемы. Они выделяют значительные средства на развитие технологий, способствуют трудоустройству граждан в высокотехнологичных секторах экономики, создают благоприятную среду для развития социального предпринимательства. Однако активное развитие технологий и внедрение инноваций ведет к тому, что некоторые профессии становятся ненужными (ручной труд заменяется автоматическим, роботами, анализ данных проводят машины). Это, в свою очередь, приводит к тому, что большинство людей остаются без рабочих мест с профессией, которая больше не нужна. Здесь важная задача ложится как на государство, так и непосредственно на социальные предприятия. В условиях активного внедрения технологий социальные предприятия должны сконцентрироваться на том, чтобы решить возникшие социальные проблемы. В первую очередь необходимо создать предприятия по переквалификации персонала, который остался без работы в связи с ее моральным устареванием. Более того, должно появляться больше образовательных учреждений, дающих современные навыки в сфере технологий, обработки данных и так далее. Также социальные предприятия могут взять роль HR-агентств и помогать людям, оставшимся без работы, найти ее, например, в других регионах.
В свою очередь, государство может поддержать социальные предприятия следующим образом:
1) выделять государственные гранты на создание социальных предприятий;
2) предоставлять субсидии или освобождать от некоторых видов налогов;
3) предоставлять налоговые льготы в случае найма потерявших работу в связи с цифровизацией работников;
4) субсидии на развитие инновационных центров и бизнес-инкубаторов;
5) субсидии и налоговые льготы компаниям, занимающимся альтернативными источниками энергии.
Таким образом, государственный аппарат должен создать в стране такие условия, чтобы новые предприниматели были заинтересованы решением социальных и экологических проблем. Кроме того, чтобы они также были заинтересованы развитием технологий.
Некоторые меры уже применены в странах ЕС. Например, в Бельгии правительство большой акцент делается на государственных программах, поддерживающих предприятия, которые нанимают на работу людей, которых сложно трудоустроить. Кроме того, программы эти нацелены на трудоустройство людей в определенные сектора экономики: переработка вторичного сырья, здравоохранение, образование и т.д. В свою очередь, в Испании существуют программы, поддерживающие предприятия, которые занимаются трудовой интеграцией и социальной инициативой по трудоустройству. Активно финансируются программы для социальных предприятий в Германии и Нидерландах. В Польше поддержка оказывается социальным кооперативам, тогда как другие типы социальных предприятий сталкиваются с проблемами. Таким образом, в Польше существует недоработка правовой базы поддержки таких предприятий. Стоит также отметить значение Европейского социального фонда, который финансирует только те предприятия, деятельность которых осуществляется в рамках социальной экономики.
Проанализированный опыт стран ЕС в сфере социального предпринимательства показал, что в разных странах ЕС существуют абсолютно разные модели социального предпринимательства. Например, страны Северной Европы демонстрируют, как развитие и внедрение технологий способствуют увеличению занятости в сфере услуг и высоких технологий. Государственный аппарат в этих странах активно поддерживает социальные предприятия и создает условия для инновационных компаний. В других же странах ЕС можно выделить обратную ситуацию – развитие технологий ведет к напряженности на рынке труда из-за того, что многие профессии становятся ненужными (это в первую очередь касается стран с развитым промышленным сектором).
Заключение
На сегодняшний день в странах ЕС нет единой системы регулирования и поддержки социального предпринимательства. В зависимости от страны принимаются разные меры на разных уровнях. Например, в Австрии и Германии разрабатываются и внедряются программы на национальном уровне. В основном они разрабатываются Банком развития Германии и Австрии соответственно. В Бельгии, Франции, Италии, Польши и Испании поддержка социального предпринимательства осуществляется местными государственными органами. На наш взгляд, все-таки более правильным подходом является централизация. Данные программы должны разрабатываться на национальном уровне, а уже потом применяться и дополняться по регионам. Излишняя децентрализация может привести к разрыву в развитии социального предпринимательства в разных регионах. Кроме того, важен опыт стран Северной Европы и, в частности, Бельгии, где социальные предприятия в основном занимаются поиском работы и трудоустройством непрофессионального и бедного населения. В условиях развития и внедрения инноваций – такие компании будут необходимы для успешного функционирования экономики.
References:
Bashmakova E.P., Toropushina E.E. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo kak faktor samorazvitiya territoriy rossiyskoy Arktiki [Social business as a factor of self-development of the Russian Arctic territories]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 481-496. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41415.
Carini C., Borzaga, C., Chiomento, S., et al., Social enterprises and their ecosystems in Europe: comparative synthesis reportSocialenterprisebsr.net. Retrieved March 11, 2022, from https://www.socialenterprisebsr.net/wp-content/uploads/2020/09/Social-enterprises-and-their-ecosystems-in-Europe.-Comparative-synthesis-report.pdf
Dzhill Kikal, Tomas Layons (2014). Sotsialnoe predprinimatelstvo. Missiya - sdelat mir luchshe [Social entrepreneurship. Mission is to make the world a better place] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).
Espring-Andersen G. (1999). Social foundation of postindustrial economies New York: Oxford University Press.
Kadol N.F. (2020). Stanovlenie i identifikatsiya sotsialnogo predprinimatelstva v mirovoy praktike [Development and identification of social entrepreneurship in the world practice]. Leadership and management. 7 (2). 343-354. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.110501.
Kalendzhyan S.O., Kadol N.F. (2021). Biznes-obrazovanie kak napravlenie podderzhki sotsialnogo predprinimatelstva v period COVID-19 [Business education as a direction to support social entrepreneurship in the period of COVID-19]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (2). 189-200. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.2.111756.
Klindukh R.V. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo: ponyatiyno-terminologicheskaya sistematizatsiya [Social entrepreneurship: conceptual and terminological systematization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (3). 167-178. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.3.41085.
Mironova O.A., Boev V.Yu., Bogdanova R.M. (2020). Problemy malyh gorodov Rossii i rol sotsialnogo predprinimatelstva v obespechenii ikh resheniya [Problems of small towns in russia and the role of social entrepreneurship in ensuring their solution]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. 1 (2). 91-104. (in Russian). doi: 10.18334/social.1.2.110990.
Patrakeeva O.Yu. (2021). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii: vozmozhnosti i perspektivy razvitiya [Social entrepreneurship in Russia: opportunities and prospects for development]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. 2 (3). 149-160. (in Russian). doi: 10.18334/social.2.3.113670.
Pestoff V. (2004). The development and future of the social economy in Sweden Cheltmenham: Edward Elgar Publishing.
Popov E.V., Veretennikova A.Yu., Kozinskaya K.M. (2017). Evolyutsiya sotsialnogo predprinimatelstva v mirovom prostranstve [Evolution of social entrepreneurship in the world dimensions]. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 16 (3). 379-402. (in Russian). doi: 10.15826/vestnik.2017.16.3.019.
Salamon L., Anheier H., List R., Toepler S., Sokolowski S.W. Global civil society; dimensions of the nonprofit sector. The Johns Hopkins Center for Civil Society Studies Baltimore, MDCcss.jhu.edu. Retrieved February 28, 2022, from http://ccss.jhu.edu/wp-content/uploads/downloads/2011/08/Global-Civil-Society-I.pdf
Social Entrepreneurs Directly Contribute to Global Development GoalsLink.springer.com. Retrieved March 11, 2022, from https://link.springer.com/chapter/ 10.1057/9780230625655_15
Social enterprisesEc.europa.eu. Retrieved February 22, 2022, from https://ec.europa.eu/growth/sectors/social-economy/enterprises
Ustinova K.A., Baymurzina G.R. (2021). Sklonnost k individualnomu predprinimatelstvu i samozanyatosti: rol sotsialno-ekonomicheskikh faktorov [Propensity to individual entrepreneurship and self-employment: the role of socio-economic factors]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (9). 2225-2242. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.9.113481.
Vysotskaya N.V., Lylova E.V. (2020). Luchshie praktiki sotsialno orientirovannogo predprinimatelstva: obzor i analiz [Best practices of social entrepreneurship: overview and analysis]. Business Guide. 13 (3). 147-164. (in Russian). doi: 10.24182/2073-9885-2020-13-3-147-164.
Wilda M. Vanek Italian Social CooperativesCaledonia.org.uk. Retrieved March 11, 2022, from http://www.caledonia.org.uk/vanek.htm
Yakhneeva I.V., Pavlova A.V. (2021). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii: sostoyanie, faktory vliyaniya, perspektivy [Social entrepreneurship in Russia: state, factors of influence, prospects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1485-1496. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.6.112289.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 17:55:41