Sectoral specificities of scientific and production potential in the defense industrial complex

Eliseeva M.D.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 10 (October 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47167112

Abstract:
The national security of the Russian Federation directly depends on the state of development of the defense industrial complex. Since 2014, the United States and EU countries have been making a lot of efforts to weaken the military industrial complex. In the current realities of the negative impact of the sanctions policy, defense industry enterprises need to realize all their scientific and production potential to preserve Russia's position in the world arena and to prevent all kinds of threats to the national security. The article examines the prerequisites for sectoral changes in the defense industry (reorientation of the industry to the production of civilian products), provoked by the introduction of anti-Russian sanctions. The features, composition and problems of scientific and production potential in the defense industry are analyzed. The main directions of the development of the scientific and industrial potential of the defense industry are presented. The systematized problems are characteristic of the industry as a whole. Consequently, the issue under consideration is relevant not only for defense industry enterprises that are able to diversify production, but also for enterprises that are unable to implement even a partial change in assortment and production policy. Currently, the main task of the defense industry is to concentrate forces and resources on the maximum use of scientific and production potential, the solution of which is possible only with an integrated approach in the use of resources of industry enterprises and state regulation.

Keywords: defense industrial complex, scientific and production potential, diversification, innovation, R&D, civil and dual-use products

JEL-classification: H56, O31, O33, L64



Введение

Сегодня Россия сталкивается с колоссальным политическим и экономическим давлением со стороны США и Евросоюза, сопоставимое по силе воздействия с холодной войной. Жесткие экономические санкции ограничили масштаб экспорта и импорта продукции, комплектующих, технологий отечественного ОПК, что привело к необходимости внесения конструктивных изменений в отрасль: расширение возможностей самостоятельного обеспечения производств необходимыми ресурсами и технологиями, увеличение загрузки высвободившихся производственных мощностей посредством частичной смены ассортиментной политики с переориентацией производств на внутренний рынок сбыта продукции гражданского назначения и др. ОПК обладает соответствующим научно-производственным потенциалом, но в процессе трансформации сталкивается с рядом проблем.

Современное состояние научно-производственного потенциала ОПК и его составляющих достаточно часто оценивается в исследованиях ученых. Изучению вопросов диверсификации, недостатков и проблем ОПК посвящены научные труды многих авторов.

Так, например, А.М. Батьковский, В.В. Клочков во главу угла ставят оптимизацию использования и совершенствование материально-технической базы путем проведения обоснованных расчетов затрат на содержание и эксплуатацию производственных мощностей [2] (Batkovskiy, Klochkov, 2020).

А.И. Лотов, В.Н. Прокудин в качестве основного препятствия для достижения намеченных целей предприятий ОПК отмечают старение персонала [6] (Lotov, Prokudin, 2021).

С.В. Ештокин в качестве проблем, препятствующих переводу ОПК в гражданский сектор, выделяет множественность звеньев отрасли; планирование производства продукции гражданского назначения по остаточному принципу и концентрация внимания на государственном оборонном заказе; акцентирование стратегии развития на производстве продукции, не отвечающей современным реалиям [4] (Eshtokin, 2021).

По мнению Л.И. Лугачевой, Е.А. Соломенниковой, основной проблемой ОПК является несовершенство финансовой стратегии, что проявляется в существенной закредитованности предприятий, отсутствии гибкости ценообразования, контрактной системы, государственного целевого финансирования [3] (Varenitsa, Kimyaev, Astashev, Varenitsa, Gusev, Gusev, 2018).

О.Н. Мельников, Д.А. Есипенко, Д.С. Алабужев акцентируют внимание на необходимости мягкого перевода предприятий на рыночные механизмы и проведения трансформации отрасли с учетом социально-психологического климата, так как при дифференциации производств, по мнению авторов, существует угроза утраты специалистов с «государственно-ориентированным мышлением» и неприобретения «высококвалифицированных специалистов с преобладанием рыночного мышления» [8] (Melnikov, Esipenko, Alabuzhev, 2020).

И.А. Толочко в своих исследованиях отмечает проблему отсутствия стратегического планирования как на уровне отдельных предприятий ОПК, так и на уровне государства – отсутствие комплексного подхода к ОПК как к системе [13, 14] (Tolochko, 2020).

По мнению Е.А. Полевского, наиболее перспективное направление трансформации ОПК – диверсификация производств отрасли с приоритетным уклоном на нанотехнологии [10] (Polevskiy, 2012).

Таким образом, происходящие отраслевые изменения требуют мобилизации научно-производственного потенциала ОПК и совершенствования процессов и порядка использования имеющихся ресурсов.

Целью исследования является выявление недостатков и приоритетных направлений совершенствования использования научно-производственного потенциала ОПК.

Результаты исследования

В оборонно-промышленный комплекс входят субъекты хозяйствования, которые разрабатывают, производят или осуществляют поставки военного оборудования, техники и прочих видов продукции военного назначения. В настоящее время основным заказчиком продукции и услуг ОПК выступают вооруженные силы и силовые структуры Российской Федерации. Часть продукции ОПК экспортируется.

С момента присоединения Крыма к России весной 2014 г. экспорт продукции ОПК существенно сократился по причине того, что в отношении экономики нашей страны применяется санкционная политика Евросоюза и США, основной целью которой является повышение угроз национальной безопасности РФ, ослабление ВПК и научно-производственного потенциала ОПК.

В санкционный список попали крупнейшие предприятия ОПК: АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Концерн «Калашников», ОАО «Концерн «Ижмаш», АО «НПО «Базальт», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», АО «Концерн «Радиоэлектронные Технологии», АО «Концерн «Созвездие», АО «Конструкторское Бюро Приборостроения им. Академика А. Г. Шипунова», АО «ВПК «НПО машиностроения», ОАО «Тульский оружейный завод», АО «Сириус», Ассоциация «Станкоинструмент», АО «РТ-Химкомпозит» и др. [9].

Ресурсные поставки и импорт технологий из стран НАТО, коснувшиеся, прежде всего, поставок программного обеспечения и продукции двойного назначения, были приостановлены; часть рынка сбыта предприятий ОПК (Европа, США) была потеряна также по причине проводимой санкционной политики. Негативными последствиями санкций стало нарушение сроков экспортных поставок. Но санкционное влияние также имело и позитивный характер, заключающийся в инициализации отечественных разработок, реанимации предприятий, находящихся на грани банкротства, более полной загрузке производственных мощностей предприятий ОПК, увеличении финансирования НИОКР, что позволило ослабить негативные изменения в отрасли.

В условиях налагаемых на Россию санкций, нестабильности мировой политической обстановки и макроэкономики руководство нашей страны сменило курс развития ОПК. 31 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [1], предусматривающий деформацию ОПК согласно стратегии промышленного развития – частичное переориентирование производств ОПК с военной продукции на продукцию гражданского и двойного назначения. Согласно поручению президента Правительству РФ, доля высокотехнологичной продукции гражданского назначения к 2025 г. должна быть обеспечена на уровне 30%, а к 2030 г. – 50% [11].

Специфика каждого предприятия обуславливает возможности диверсификации производства: если одни предприятия с легкостью способны переориентироваться на гражданский сектор экономики (например, производство радиоэлектроники, самолето- и судостроение и др.), то другие (например, производство ядерного оружия, ракетостроение и т.п.) не способны трансформировать свое производство.

Для достижения отраслью показателей, обозначенных стратегией промышленного развития, предприятиям ОПК, поддающимся диверсификации, требуется реализовать весь свой научно-производственный потенциал, состоящий из конкретного перечня ресурсов:

- материально-технологических ресурсов,

- трудовых ресурсов,

- финансовых ресурсов.

Рассмотрим каждый вид ресурсов в отдельности.

1. Материально-технологическая база включает в себя имеющиеся в распоряжении производственные мощности (здания, эксплуатируемое оборудование), технологии (как существующие, так и потенциально возможные для внедрения) и всю разрешительную документацию и права на их использование (патенты, сертификаты, техническую документацию). В связи с исторически сложившейся стратегической важностью отрасли предприятия обладают огромными производственными мощностями, закрепленными за ОПК еще с советских времен. Основной проблемой использования материально-технической базы является простаивание оборудования. Если оборудование большинства предприятий возможно перенастроить на выпуск гражданской продукции, то технологическая база требует проведения НИОКР, из которых вытекает последующая необходимость зачастую длительного этапа согласования, получения разрешений и закрепления соответствующих прав на производство, что и приводит к простаиванию оборудования.

К сфере ОПК относятся научно-исследовательские институты, испытательные лаборатории, производственные предприятия. Согласно приказу Минпромторга России от 03.07.2015 г. № 1828, по состоянию на 23 марта 2021 г. в сводный реестр включены 1355 организаций ОПК [12] (Stepanov, 2021). Следует отметить, что в реестр включены лишь крупнейшие «игроки» ОПК, осуществляющие поставки в рамках государственного оборонного заказа. Поставщики комплектующих, а также подрядчики и субподрядчики, привлекаемые для выполнения государственного оборонного заказа, в указанный реестр не включаются. Их общее количество неизвестно. Все предприятия ОПК, как включенные, так и не включенные в реестр, являются потенциальными конкурентами друг другу. Отсутствие сотрудничества между предприятиями ОПК ведет к тому, что исследования, результаты которых будут идентичны, проводятся каждым субъектом хозяйствования обособленно, что в последующем создает конкуренцию за покупателя при реализации продукции/технологий, схожих по своим свойствам и предназначению.

Также нельзя не отметить, что немалая часть используемых в ОПК технологий и комплектующих по-прежнему имеет иностранное происхождение [5].

2. Трудовые ресурсы имеют важнейшее значение в раскрытии потенциала предприятий ОПК. В настоящее время в ОПК занято около 2 млн человек [12] (Stepanov, 2021). Доля работающих в ОПК человек составляет около 3% всего занятого экономической деятельностью населения страны. Но количественный аспект трудовых ресурсов не является определяющим в реализации потенциала ОПК. Ориентация на наращивание доли продукции гражданского назначения, отвечающей современным требованиям общества, предполагает наличие высококвалифицированных кадров, обладающих обширными знаниями и опытом работы. В настоящее время основной проблемой ОПК является старение персонала, что обусловлено низким уровнем оплаты труда. Сложившаяся система материального стимулирования снижает приток молодежи в отрасль, из чего следует ряд проблем: старшему поколению некому передавать накопленный опыт работы, возрастные работники зачастую не способны вникать в современные технологии, усваивать и применять современную информацию цифрового и иного инновационного формата.

Производства ОПК остро нуждаются не только в узких специалистах с высшим образованием, но и в выпускниках сузов технических профессий, но в условиях снижения престижа рабочих профессий предприятия испытывают дефицит соответствующих специалистов.

Также нельзя не отметить, что за короткий промежуток времени (за последние два десятилетия) произошел разрыв бесценных связей ОПК с вузами и cузами страны, сформированных предыдущими поколениями и способствующих формированию кадрового резерва во времена СССР. Для восстановления утраченных связей государству потребуется приложить огромные усилия.

3. Происходящие в отрасли деформации сводятся к ограничению финансовых ресурсов. Большинство предприятий ОПК функционируют в условиях самофинансирования, что создает необходимость окупаемости затрат, вложенных в новые направления производств. В настоящее время общая задолженность по кредитам предприятий ОПК измеряется триллионами рублей. Государство выделяет из бюджета средства, но данная поддержка существенно не изменила ситуации закредитованности предприятий. Отрасль требует новых форм финансирования: сторонних инвестиций, сложных схем финансовой государственной поддержки в различных вариантах (выделение субсидий, беспроцентных целевых кредитов, имеющих четкое направление на развитие и требующих отчета о потраченных средствах) и др.

Помимо перечисленных видов ресурсов реализацию научно-производственного потенциала ОПК невозможно представить без качественной и четко налаженной работы системы менеджмента и маркетинга. Неизвестность новых отечественных брендов, необходимость больших финансовых вложений для продвижения продукции на рынок и недоверие к отечественным технологиям, сформированные в общественных массах, усложняют работу менеджеров и маркетологов отрасли. Предприятию должно быть четко понятно не только, что, как и с использованием каких видов ресурсов производить, но и как продвигать произведенную продукцию на рынок, как управлять предприятием в комплексе и отдельными процессами, повышая имидж и конкурентоспособность продукции, предприятия и отечественного ОПК в целом.

Заключение

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для максимально полной реализации научно-производственного потенциала руководству страны и предприятий ОПК следует акцентировать внимание на следующих направлениях:

- ориентир на выпуск продукции гражданского и двойного назначения с одновременным сохранением позиций и повышением доли инновационных решений производства продукции для ВПК;

- минимизация импорта комплектующих и технологий посредством развития и увеличения финансирования отечественных НИОКР;

- выработка государством единой стратегии развития предприятий и рассмотрение ОПК – как системного государственного комплекса, что предполагает создание условий сотрудничества, а не конкуренции отдельных предприятий ОПК для снижения объемов финансирования отдельных научных исследований;

- сокращение бюрократических преград согласования результатов НИОКР;

- создание конкурентоспособной системы мотивации и стимулирования персонала для привлечения высококвалифицированных кадров и снижения «утечки мозгов»;

- налаживание связей с учебными заведениями, выявление, а также информационное и финансовое сопровождение обучения талантливых студентов;

- обеспечение комфортных условий финансирования предприятий ОПК, снижение их кредитной нагрузки;

- применение современных методов управления и маркетинга.

Только грамотное и комплексное использование имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей с одновременной государственной поддержкой и четкой проработкой стратегии развития отрасли способно привести реализацию научно-производственного потенциала предприятий ОПК к успеху.


References:

Batkovskiy A. M., Klochkov V. V. (2020). Upravlenie materialno-tekhnicheskoy bazoy predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v usloviyakh ikh diversifikatsii [Management of material and technical base of enterprises of the military-industrial complex in the conditions of their diversification]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 363-374. (in Russian).

Eshtokin S. V. (2021). Diffuziya vysokikh tekhnologiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v grazhdanskiy sektor ekonomiki: strategicheskie shagi k importozameshcheniyu [Diffusion of high technologies of the military-industrial complex into the civilian sector of the economy: strategic steps towards import substitution]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 257-278. (in Russian).

Lotov A. I., Prokudin V. N. (2021). Znachimost tselevogo obucheniya pri podgotovke kadrov oboronno-promyshlennogo kompleksa [The importance of targeted training of the military-industrial complex personnel]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. (2). 81-92. (in Russian).

Lugacheva L. I., Solomennikova E. A. (2020). Finansovo-khozyaystvennye disbalansy kompaniy oboronno-promyshlennogo kompleksa i funktsionalnaya podderzhka gosudarstva [Financial and economic imbalances of military-industrial complex companies and functional support of the state]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12). 3249-3268. (in Russian).

Melnikov O. N., Esipenko D. A., Alabuzhev D. S. (2020). Rasshirenie podkhodov k protsessu upravleniya zhiznennym tsiklom produktsii pri diversifikatsii predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa [Enhancement of approaches to the process of product lifecycle management when diversifying enterprises of the military industrial complex]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1301-1310. (in Russian).

Polevskiy E. A. (2012). Tekhnologicheskoe liderstvo oboronno-promyshlennogo kompleksa [Technological leadership of military-industrial complex]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 27-31. (in Russian).

Stepanov A. (2021). Oboronnye predpriyatiya gotovy zanyat svoyu nishu v sozdanii grazhdanskoy produktsii [Defense companies are ready to occupy their niche in the creation of civilian products]. Internet-portal «Rossiyskoy gazety». (61 (8412)). (in Russian).

Tolochko I. A. (2020). Otraslevye osobennosti predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v organizatsii riskozashchishchennoy tekhnologii planirovaniya [Industry features of the military-industrial complex enterprises in the organization of risk-protected planning technology]. Leadership and management. (2). 379-392. (in Russian).

Tolochko I. A. (2020). Riskozashchishchennaya tekhnologiya planirovaniya dlya predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa: vertikalnaya integratsiya i transfertnye tseny [Risk-protected planning technology for the enterprises of the defense and industrial complex: vertical integration and transfer prices]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 741-752. (in Russian).

Tulembaev A. N., A. M. Adilova, A. Serikbekuly (2020). Integratsiya sistemy upravleniya proektami na predpriyatii oboronno-promyshlennogo kompleksa Respubliki Kazakhstan [Integration of the project management system at the enterprise of the military industrial complex of the Republic of Kazakhstan]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 2029-2044. (in Russian).

Varenitsa Yu. I., Kimyaev D. I., Astashev M. G., Varenitsa G. Yu., Gusev V. A., Gusev O. A. (2018). Mobilnaya sistema udalennogo monitoringa poslednego pokoleniya kak innovatsionnoe reshenie zadach optimizatsii kontrolya za proizvodstvom na predpriyatii oboronno-promyshlennogo kompleksa [Mobile remote monitoring system of the latest generation as an innovative solution to the problems of optimization of production control at the enterprise of the military-industrial complex]. Voprosy innova-tsionnoy ekonomiki. (2). 327-334. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:03:59