The theoretical basis of synergetic effects of intersectoral PPP projects for the innovative development of production

Drobot E.V.1,2, Makarov I.N.3,4, Kolesnikov V.V.5,6, Morozova N.S.3, Kadilnikova L.V.3
1 АНО «Развитие инноваций», Russia
2 Центр дополнительного профессионального образования, Russia
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
4 Международный банковский институт им. Анатолия Собчака, Санкт-Петербург, Russia
5 Институт деловой карьеры, Russia
6 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 3 (July-september 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46618223
Cited: 14 by 30.01.2024

Abstract:
The article is devoted to the analysis and identification of the economic foundations of the synergetic effect of production clusters and cluster systems. The justification of the economic basis of synergetic effects, as well as the classification of these effects is proposed. The authors' classification of cluster synergetic effects, based on the relations of the subject-subject and subject-object type, can be positioned as elements containing scientific novelty. This article is intended for master's students, postgraduates and economists dealing with the problems of cluster systems.

Keywords: cluster, production, synergy, external effects

JEL-classification: L32, L52, O31, O32, O33



Введение

В настоящее время весьма актуальным становится применение инструментария особых экономических зон, кластеров и кластерных систем, проектов государственно-частного партнерства в качестве инструментария инновационного развития производств. Одной из причин популярности подобного инструментария является существенная склонность подобных систем к формированию синергетического эффекта.

Следует отметить, что особенностям реализации проектов государственно-честного партнерства посвящено достаточно много современных научных исследований. Среди наиболее интересных можно отметить статьи таких авторов, как Аблязов Т.Х., Марусин А.В. [1], Баранова И.В., Мурадов А.А. [2], Барбашина Е.А. [3], Бухвальд Е.М. [4], Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. [5], Дробот Е.В. [6, 7], Макаров И.Н. [6, 8–10] и др.

Особенности инновационного развития производства также представляют несомненный научный интерес. И этой проблематикой занимаются такие авторы, как Абрамов Т.Е., Баранов М.В., Соколянский В.В. [11], Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Барекова Л.А. [12], Иванов А.М., Стюхин Д.А. [13], Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. [14], Мельников О.Н., Ларионов В.Г., Ганькин Н.А. [15], Шинкевич А.И., Ярлыченко А.А. [16] и т.д.

Наша работа посвящается теоретическому анализу экономических причин возникновения синергетических эффектов в кластерах, кластерных системах и особых экономических зонах и проектах (системах проектов) государственно-частного партнерства.

Целью работы является выявление и обоснование экономического базиса синергетических эффектов, а также классификация данных эффектов. В качестве элементов, содержащих научную новизну, можно позиционировать авторскую классификацию кластерных синергетических эффектов, основанную на отношениях субъектно-субъектного и субъектно-объектного типа.

Основная часть

Для начала определимся с пониманием системы как сложного экономического явления и фирмы как элементарного отображения системы в контексте экономических явлений.

Согласно общепризнанному определению, система – «это такая совокупность элементов, которая, будучи объединенной на основе определенного принципа, дает новое качество, не сводимое к качествам входящих в нее компонентов». В качестве главного отличия системы от простого слагаемого элементов признается ее целостность и способность к саморегуляции. Основным же «последствием» формирования системы является синергетический эффект, который и обуславливает наличие у системы качества «несводимости».

Исходя из институционального понимания фирмы, транзакционные затраты агентов на осуществление взаимодействия внутри фирмы меньше затрат взаимодействия агентов на открытом рынке, что и является экономической основой для формирования фирмы. ГЧП-система как особая форма деловой организации, интегрируя механизм и функции рынка и механизм и функции фирмы, уже за счет этого несет в себе синергетический потенциал, складывающийся из экономии на транзакционных затратах и повышения эффективности информационно-регулятивного взаимодействия, что особенно важно в случае высокой специфичности активов и производимых благ, на который дополнительно накладывается эффект, получаемый за счет частичной интеграции отмеченных механизмов с хозяйственным механизмом государства в рамках единой ГЧП-системы.

Анализ трехуровневой системы и механизма государственно-частного партнерства, основанный, в том числе, на публикациях [1-16]. выявил, что в ГЧП-системе имеются следующие источники формирования синергетического эффекта:

1. Экономия бюджетных средств, возникающая вследствие большей эффективности государственно-частного партнерства по сравнению с функционированием организаций (предприятий) государственного сектора экономики или иных механизмов генерации опекаемых благ, а также при непосредственной государственной реализации проектов, предполагающих генерацию опекаемых благ.

2. Экономия частных средств, возникающая в рамках осуществления ГЧП-проекта, по сравнению с вариантом осуществления аналогичного проекта частным инвестором на собственные средства и по собственной инициативе.

3. Экономия на транзакционных затратах при реализации проекта в рамках ГЧП-системы, возникающая вследствие более высокого уровня эффективности информационного взаимодействия частных партнеров и органов власти (при рассмотрении ГЧП в качестве способа координации хозяйствующих субъектов, позволяющего минимизировать транзакционные затраты), выступающих в качестве участников ГЧП-проекта, а также более высокая эффективность использования активов (по сравнению с вариантом государственного осуществления аналогичных проектов).

4. Возникновение предсказуемых и непредсказуемых внешних эффектов, получаемых вследствие потребления опекаемых благ производимых в рамках осуществления проекта государственно-частного партнерства.

5. Повышение общего уровня благосостояния населения территории и, соответственно, появление новых возможностей для социально-экономического развития и ведения новых видов хозяйственной деятельности.

Рассматривая вопрос взаимодействия локальной среды ГЧП и внешней среды, на основе проведенного анализа особенностей функционирования выделенных элементов механизма государственно-частного партнерства, опираясь на мировой опыт реализации ГЧП, необходимо в структуре внешней среды, способствующей формированию механизма ГЧП на макроэкономическом и мезоэкономическом уровнях, выделить следующие системы, взаимодействующие с соответствующими механизмами в системе механизма ГЧП, уровень развития и дееспособность которых существенно влияет на потенциал всей системы государственно-частного партнерства:

1. Система институтов и организаций, обеспечивающих объективность и реальную независимость государственных служб и иных контролирующих органов, ответственных за разработку и реализацию решений, связанных с государственно-частными партнерствами, и система обеспечения участников партнерства объективной, достоверной и своевременной информацией о состоянии и действиях друг друга (систему информационно-регулятивного взаимодействия). Примером данной системы является такой инструмент государственного регулирования экономики, как индикативное планирование. Эти системы необходимы для того, чтобы обеспечить транспарентность системы ГЧП в части, касающейся представителей органов власти, и сделать их поведение более предсказуемым, а процесс разработки и реализации управленческих решений более понятным для бизнеса.

2. Система нормативно закрепленных стимулов и антистимулов, корректирующих поведение участников государственно-частного партнерства. При этом, как свидетельствует мировой опыт, наиболее эффективными стимулами являются создание налоговых льгот участникам партнерства и формирование системы страхования рисков в проектах, связанных с разработкой инновационных технологий и инфраструктурным обеспечением.

Необходимо отметить, что реальное воплощение указанных элементов механизма государственно-частного партнерства будет зависеть от конкретных форм, методов и инструментов механизма ГЧП, адекватных конкретным условиям, сложившимся в зоне реализации ГЧП на конкретный период времени. При этом необходимо учитывать, что с течением времени вследствие изменения условий, существующих в зоне реализации государственно-частного партнерства, механизм ГЧП будет претерпевать изменения и одновременно с ним будут изменяться составляющие его базовые элементы. В свою очередь, подобная трансформация механизма ГЧП будет сопровождаться полной или частичной трансформацией структур, выступающих в качестве реального воплощения базовых элементов механизма ГЧП.

Оценить эффект синергии, по нашему мнению, возможно с весьма высокой степенью приближенности, исходя из следующих соображений:

В случае, если проект мог быть реализован только посредством государственно-частного партнерства в качестве проявления синергетического эффекта следует считать саму возможность реализации данного проекта с учетом всех его последствий, которые представляется возможным оценить.

В случае же если проект может быть даже теоретически реализован усилиями государственного либо частного сектора экономики, при его оценке следует воспользоваться методом аналогий и учитывать:

1. Разницу в показателях внутренней эффективности реализации ГЧП-проекта по сравнению с аналогичным проектом в случае его осуществления только частным капиталом (представителями частного сектора экономики) или только за счет государственных средств.

2. Разницу в общем объеме капиталовложений, которые потребовались для реализации проекта на основе ГЧП и аналогичных проектов, осуществляемых только частным (или государственным) секторами экономики.

3. Общий объем произведенных опекаемых благ и объем произведенных благ на единицу капиталовложений в рамках проекта на основе партнерства и при альтернативных вариантах генерации опекаемых благ.

4. Общая отдача на капитал в финансовом выражении, с учетом таких показателей как чистый вторичный бюджетный денежный поток и индекс вторичной бюджетной налоговой рентабельности, которая была получена по результатам реализации проекта на основе ГЧП по сравнению с альтернативным вариантом реализации проекта исключительно за счет государственных средств.

5. Эффект (внутренний), выраженный в денежном выражении, получаемый от привлечения государственных средств по сравнению с альтернативным вариантом реализации проекта только за счет частных средств, рассчитываемый по формуле эффекта финансового рычага.

При формировании кластеров и кластерных систем, как материального отображения совокупности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства государство и частные инвесторы, очевидно, будут стремиться к использованию эффектов субаддитивности издержек и экономии на масштабе производства, которые могут возникать в сложных мультипродуктовых производственных и инфраструктурных системах.

Таким образом при формировании кластерных систем вероятно возникновение следующих эффектов:

1. Системы эффектов, которые мы назовем внутрикластерными – они объясняются особенностями хозяйственных процессов, происходящих внутри кластера, как между хозяйствующими субъектами кластера, так и между хозяйствующими субъектами и элементами инфраструктуры кластера. В общей сложности, всю совокупность по критерию специфики межсубъектного и/или субъектно-объектного взаимодействия можно разделить на следующие основные группы:

1.1. Кластерно-институциональных – формирование особой среды, в которой за счет концентрации проводимых научных исследований, наличия разнообразного научного оборудования, концентрации научных кадров и их общения происходит ускорение процессов генерации инноваций

1.2. Кластерно-тразакционных – минимизируются издержки поиска контрагентов и сна страхование рисков в связи с тем, что государство берет на себя роль координатора и, в случае реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, страхователя рисков – гаранта, зачастую обеспечивающего необходимую норму прибыли на вложенный капитал.

1.3. Кластерно-производственных – данные эффекты формируются за счет совместимости производств, возможности использования одних и тех же производственных мощностей, производственных ресурсов – включая системы управления производством, отчасти персонал предприятия, научные отделы и подразделения кластера.

1.4. Кластерно-инфраструктурных – данные эффекты возникают при совместном использовании инфраструктурных сетей и объектов кластера. Экономическим основанием данной группы эффектов выступает возможность строительства сетей объектов инфраструктуры, а соответственно, разделения затрат по строительству, модернизации и последующей эксплуатации данных сетей и объектов.

Весьма интересен и эффект, получаемый за счет совмещения пропускной способности, используемой рядом совместных проектов, при возможности сопутствующими проектами пользоваться излишками пропускной способности / мощности / инфраструктурных сетей и/или объектов, создаваемых для обеспечения функционала якорного проекта: за счет «квантования» пропускной способности / мощности сетей и перерабатывающих устройств, в процессе инфраструктурного обслуживания производств якорного проекта могут оставаться существенные излишки, доступные для пользования производствами других проектов, без несения дополнительных издержек.

2. Системы внешних эффектов, вызванных созданием, существованием и функционированием кластера – в данном случае, главным образом, имеются ввиду эффекты, получаемые за счет экономического развития территорий, окружающих кластерную производственную систему – например, развитие сферы обслуживания, призванной повысить качество жизни персоналу предприятий кластера.

Заключение

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Механизм трехуровневой ГЧП-системы частично интегрирует экономические механизмы частного сектора экономики на мезоуровне и микроуровне и хозяйственный механизм общества на макроуровне и мезоуровне, образуя в результате синергетический эффект.

2. Синергетический эффект государственно-частного партнерства возникает вследствие того, что трехуровневая ГЧП-система как особая форма деловой организации, интегрируя механизм и функции рынка и механизм и функции фирмы, формирует синергетический потенциал, складывающийся из экономии на транзакционных затратах и повышения эффективности информационно-регулятивного взаимодействия, что особенно важно в случае высокой специфичности активов и производимых благ, на который дополнительно накладывается эффект, получаемый за счет частичной интеграции отмеченных механизмов с хозяйственным механизмом государства в рамках единой ГЧП-системы.


References:

Ablyazov T.Kh., Marusin A.V. (2019). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm razvitiya transportnoy infrastruktury v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy ekonomiki [Public-private partnership as a mechanism of the development of transport infrastructure in the conditions of the formation of the digital economy]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1271-1280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40593.

Abramov T.E., Baranov M.V., Sokolyanskiy V.V. (2021). Modelirovanie deyatelnosti vysokotekhnologichnogo innovatsionnogo predpriyatiya pri pomoshchi proizvodstvennoy funktsii tipa Kobba – Duglasa [Modeling the activity of a high-tech innovative enterprise using a cobb-douglas type production function]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. (2). 93-106. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.2.112051.

Baranova I.V., Muradov A.A. (2013). Instrumenty povysheniya effektivnosti innovatsionnoy deyatelnosti struktur gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Tools for improving the effectiveness of innovation activity of public-private partnerships]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 12-19. (in Russian).

Barbashina E.A. (2021). Rol gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v upravlenii protsessami innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii [The role of public-private partnership in managing the processes of innovative development of the Russian economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 119-130. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.1.111948.

Bukhvald E.M. (2020). Pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviyakh realizatsii natsionalnyh proektov v Rossiyskoy Federatsii [The legal framework of public-private partnerships in the context of implementation of national projects in the Russian Federation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 503-516. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100564.

Drobot E.V., Makarov I.N., Avtsinova A.A., Barekova L.A. (2020). Regionalnaya spetsifika vosproizvodstva proizvoditelnyh sil: mirovoy opyt i rossiyskaya deystvitelnost [Regional specifics of productive powers reproduction: world experience and russian reality]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1445-1458. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111307.

Drobot E.V., Makarov I.N., Nekrasova E.A., Kadilnikova L.V. (2019). Sistemy interesov i protivorechiy uchastnikov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [System of interests and conflicts of participants of state-private partnership]. Journal of International Economic Affairs. (3). 2051-2060. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40925.

Drobot E.V., Yarikova E.V. (2019). Institutsionalnyy analiz organizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v realizatsii infrastrukturnyh proektov [Institutional analysis of public-private partnership in the implementation of infrastructure projects]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2989-3000. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.40838.

Ivanov A.M., Styukhin D.A. (2021). Sinergiya strategicheskogo prevoskhodstva i nastavnichestva kak tekhnologiya peredachi kompetentsiy v kachestve instrumenta povysheniya konkurentosposobnosti vysokotekhnologichnyh proizvodstv [Synergy of strategic excellence and mentoring as a technology for the transfer of competencies as a tool for improving the competitiveness of high-tech industries]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. (1). 63-79. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.1.111869.

Kovaleva E.B., Pytkina S.A. (2021). Promyshlennoe proizvodstvo kak prioritetnoe napravlenie razvitiya regionalnyh prostranstvenno-otraslevyh struktur v rynochnoy srede [Industrial production as a priority direction for the development of regional spatial and industrial structures in the market environment]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 613-626. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112108.

Makarov I.N. (2017). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme finansovogo vzaimodeystviya gosudarstva i finansov korporatsiy kak instrument regulirovaniya ekonomicheskikh i sotsialnyh protsessov [Public-private partnership in a system of financial interaction between the state and corporate finances as a tool for regulation of economic and social processes]. Journal of International Economic Affairs. (1). 87-96. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37395.

Makarov I.N., Spesivtsev V.A., Sokolov V.P. (2019). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i interesy regionalnogo razvitiya: sistemno-institutsionalnyy analiz [Public-private partnership and the interests of regional development: a systematic institutional analysis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 371-384. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41550.

Makarov I.N., Titova M.V., Sukhina Yu.V. (2021). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme instrumentov gosudarstvennogo upravleniya innovatsionno napravlennym ekonomicheskim razvitiem [Public-private partnership in the system of public management tools for innovative economic development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 815-826. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.4.111827.

Melnikov O.N., Larionov V.G., Gankin N.A. (2016). Osnovnye etapy innovatsionnogo razvitiya organizatsii proizvodstva s pozitsiy dinamiki ispolzovaniya printsipov berezhlivogo proizvodstva [The main stages of the innovation development of the organization of production from the standpoint of the dynamics of the use of the principles of lean manufacturing]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 239-258. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.3.36996.

Shinkevich A.I., Yarlychenko A.A. (2020). Osobennosti realizatsii modeli otkrytyh innovatsiy subektami predprinimatelstva v usloviyakh intellektualizatsii faktorov proizvodstva [The open innovation model particularities in the process of its implementation by business entities in the conditions of production factors intellectualization]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 2187-2198. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.110883.

Vavilina A.V., Kirillova O.Yu., Malinovskaya M.I. (2019). Rol i perspektivy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii regionalnoy infrastruktury Rossii [The role and prospects of public-private partnerships in developing regional infrastructure in Russia]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1255-1270. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.5.40684.

Страница обновлена: 02.04.2025 в 10:33:46