Industry 4.0 as an organizational and economic basis for innovative development of high-tech companies in the Central Asian region and industrially developed countries

Shirokovskikh S.A.1
1 Институт социальных наук, Russia

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44858600
Cited: 5 by 05.09.2022

Abstract:
The peculiarities of the development of the Central Asian region are its following in the fairway of world trends in the development of the technological and socio-economic structure of society. The inherent reactivity of development in this region leads to the presence of a redshift effect. Countries in the Central Asian region come with a significant lag, and due to the peculiarities of the geopolitical structure and private specifics of business models in a distorted form. At the same time, the Central Asian region today is considered by strategic investors as a platform for testing hybrid solutions in the field of high technology, taking into account the principles of continuity and cultural and social traditions of Islamic states.

Keywords: Industry 4.0, sustainable development, high technology, venture capital investment, business model, corporate practices, Islamic principles



Введение. Регион Центральной Азии является поистине удивительным местом, где сочетаются восточные традиции ведения бизнеса, базирующиеся на личном уважении к партнеру, доверии, знакомстве, и сугубо западные практики деловой игры – рациональное поведение и конкуренция. Сегодня страны Центральной Азии (далее – ЦА), а именно: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан – являются потенциальными точками умного роста в регионе ЦА благодаря проводимой государственным регулятором политики по проактивному развитию национальных экономик и привлечению иностранных инвестиций в данные страны [4, 6, 14] (Malysheva, 2018; Kirichenko, Smirnov, 2018).

Индустрия 4.0 обладает значительным потенциалом для формирования принципиально новой траектории развития стран ЦА, переосмысления подходов к управлению бизнес-моделями, при выборе стратегических приоритетов развития, гармонизации национальных и международных программ финансово-инвестиционного, технического и гуманитарного сотрудничества [1, 2] (Dudin, Lyasnikov, 2012; Dudin, Lyasnikov, Yakhyaev, Kuznetsov, 2014), однако для нормального функционирования управленческих и финансово-технологических парадигм Индустрии 4.0 необходимо формирование качественной базы, которая включает в себя как инфраструктурное обеспечение, так и открытое к диалогу институциональное сообщество регуляторов (рис. 1).

invest4

Рисунок 1. Основные условия формирования организационно-экономической платформы для внедрения практик Индустрии 4.0

Источник: [6, 8].

Для понимания возможности внедрения практик Индустрии 4.0 и построения кластера высокотехнологичных компаний проведем анализ KPI, которые применяются для оценки готовности социально-экономической системы к принятию парадигм управления и механизмов Индустрии 4.0 (табл. 1). Согласно приведенным расчетам, наиболее преуспел в формировании платформы для Индустрии 4.0 Казахстан: по показателям KPI он лидирует среди стран-соседей. Вместе с тем следует отметить тот факт, что активному внедрению новых парадигм управления корпоративными бизнес-структурами мешают системные факторы, такие как государственная регуляция, высокий уровень коррупции и очаговые военные конфликты.

Таблица 1 KPI оценки готовности социально-экономической системы к принятию парадигм управления и механизмов Индустрии 4.0

KPI оценки
Республика Казахстан
Республика Туркменистан
Республика Узбекистан
2017г.
2018г.
2019г.
2017г.
2018г.
2019г.
2017г.
2018г.
2019г.
1. Удельный вес компаний в сфере IT, %
14,6
18,3
22,7
3,5
9,2
12,6
8,8
10,5
13,3
2. Удельный вес ПИИ в высокие технологии, %
18,8
22,4
29,7
6,6
7,2
9,3
4,4
8,5
9,1
3. Уровень безналичных расчетов, %
22,8
30,1
33,7
12,2
14,4
18,6
8,8
11,2
14,5
4. Удельный вес инвестиций в IT-инфраструктуру, %
11,6
22,5
27,9
5,8
7,3
9,2
6,6
8,8
11,2
5. Количество те хнопарков, техн ополисов, ед.
4
7
9
-
1
2
-
-
1
Источник: составлено по данным [7, 9, 11].

Несмотря на достаточно скромные успехи в части формирования организационно-экономической основы инновационного развития высокотехнологичных компаний в странах ЦА, начиная с 2014 г. активно внедряются управленческие и финансово-консультационные практики, разработанные ОЭСЭР специально для наименее болезненной и скорейшей трансформации бизнес-модели устройства национальных рыночных систем. В нашем случае наиболее эффективно решает поставленные вопросы программа установления деловых связей – ПУДС [10, 12, 14] (Kirichenko, Smirnov, 2018).

ПУДС является формальным институтом, который предлагает инновационно активным бизнес-структурам целый спектр пакетных решений для скорейшего развития собственных инновационных инициатив в рамках формирования общества Индустрии 4.0. Более подробно состав инструментов и их характеристика изложены в таблице 2.

Таблица 2

Инструменты ПУДС, их характеристика и функции в формировании общества Индустрии 4.0

Инструменты ПУДС
Роль, функции и характеристика инструментов
1. Базы знаний о местных инновационно активных компаниях и инвесторах
Характеристика роли. Данный инструмент позволяет сформировать транспарентное информационное пространство с валидной информацией о бизнесе и инвесторах.
Функции: поиск по тематическому рубрикатору компаний-бенефициаров; поиск финансовых партнеров, самопополняемый black-list неблагонадежных компаний, формирование базы успешно реализованных проектов.
Примеры баз: ГУП «Таджинвест», Edtech Accelerator ED2
2. Интеллектуальный и про-дуктово-технологический обмен с зарубежными ком-паниями
Характеристика роли. Данный инструмент позволяет наладить конструктивные продуктово-технологические программы обмена и повышения квалификации.
Функции: развитие программ интеллектуального обмена между green-field-проектами и опытными инновационными компаниями ЕС, США и КНР, проведение тематических встреч и конференций по вопросам цифровой экономики.
Примеры программ: INVESTORO, Yellow Rockets
3. Маркетинг и консалтинг
Характеристика роли. В рамках ПУДС компании получают бесплатные маркетинговые отчеты по тематическим направлениям высокотехнологичного бизнеса, а также опцию на 50%-ную скидку на проведение маркетинговых исследований.
Функции: маркетинговая разведка, оценка потенциала рынка Hi-Tech-продукции, помощь в разработке стратегии выведения продукта на рынок.
Примеры институтов поддержки: АО «Национальное агентство по технологическому развитию», АО «Казахстанский институт развития индустрии»
4. Налоговые и инфраструк-турные сервисы
Характеристика роли. Оказание налоговых сервисов (налоговое администрирование, налоговые льготы, налоговые каникулы), а также инфраструктурная поддержка инновационных компаний (индустриальные парки типа BrownField (с постройками) и GreenField (без построек).
Функции: обеспечение материальных стимулов в части снижения налоговой нагрузки, предоставления стартового имущества, льготные арендные условия.
Примеры институтов поддержки: АО «БРК-Лизинг», АО «Национальное агентство по развитию местного содержания «NADLoC»
5. Финансовая помощь
Характеристика роли. Оказание прямой финансовой помощи компаниям с перспективными инновационными проектами в форме льготных кредитов, субсидий, компенсационных платежей.
Функции: финансирование стартовых расходов при реализации инвестиционных проектов и программ R&D для скорейшей капитализации и монетизации продукта и сервисов
Источник: [4, 7–10] (Malysheva, 2018).

На следующем этапе проведем анализ основных направлений инновационного развития стран ЦА (рис. 2).

Рисунок 2. Стратегические направления инновационного развития стран ЦА

Источник: [7, 9].

Основываясь на данных аналитического обозрения «Инвестиции в Центральную Азию: один регион – множество возможностей», подготовленного специалистами BCG, проведем оценку эффективности усилий стран ЦА в части привлечения инвестиций в формирование модели устройства национальной экономики в формате Индустрии 4.0 (табл. 3).

Таблица 3

Показатели эффективности усилий стран ЦА в части привлечения инвестиций в формирование модели устройства национальной экономики в формате Индустрии 4.0

Показатели
Республика Казахстан
Республика Туркменистан
Республика Узбекистан
2017г.
2018г.
2019г.
2017г.
2018г.
2019г.
2017г.
2018г.
2019г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Инвестиционный потенциал Hi-Tech- сектора экономи-ки, млн долл. США
2592,8
2622,6
3124,4
1160,6
960
1032,9
584,8
708,8
823,7
- собственные сред ства резидентов
779,5
1022,3
1234,9
433,9
551,7
412,2
289,9
331,7
424,8
- ПИИ
1152,2
887,5
1167,1
516,5
228,7
366,3
215,6
288,7
306,5
- инфраструктура
661,1
712,8
722,4
210,2
179,6
254,4
79,3
88,4
92,4
2. Продуктивность инвестиционного потенциала, %
12,3
14,6
11,7
5,5
6,2
4,9
4,4
5,2
6,1
- объем Hi-Tech- продукции, млн долл. США
318,9
382,9
365,6
63,8
59,5
50,6
25,7
36,9
50,2

- инвестиционный потенциал, млн долл. США
2592,8
2622,6
3124,4
1160,6
960
1032,9
584,8
708,8
823,7
3. Коэффициент Тобина
1,04
1,26
1,09
0,94
1,73
1,15
1,18
1,06
1,16
- рыночная стои-мость Hi-Tech- сектора экономи-ки, млн долл. США
885,7
842,9
972,9
373,0
308,5
332,0
188,0
227,8
264,7
- инвесторов из пр оекта (ma nagement buy-out), млн долл. США
854,4
667,0
888,7
398,5
178,7
289,9
159,9
214,1
227,3
Источник: [4, 6–9] (Malysheva, 2018).

Согласно приведенным расчетам, в Республике Казахстан были достигнуты максимально высокие результаты развития Индустрии 4.0: так, в 2017–2019 гг. имели место стабильный рост инвестиционного потенциала Hi-Tech-сектора экономики с 2529,8 млн долл. США до 3124,4 млн долл. США, однако продуктивность инвестиций в Hi-Tech-сектор экономики показала волатильность, показав рост с 12,3% в 2017 г. до 14,6% в 2018 г., а затем снизилась до 11,7%. Коэффициент Тобина также следовал траектории продуктивности инвестиций в Hi-Tech-сектор экономики: в 2018 г. он увеличился до отметки 1,26, а в 2019 г. – снизился до отметки 1,09.

В Республике Туркменистан и Республике Узбекистан показатели оказались значительно ниже, вместе с тем и у них имеются определенные результаты: руководство стран проводит политику активных развивающих инвестиций в отдельных регионах, идет вопрос о реализации проектов по созданию экономического и транспортного хаба между Европой и Азией на территории Казахстана и Туркменистана, открытие международных финансовых центров и проведение систематической работы по улучшению позиции в рейтинге Doing Business.

Заключение. Вопрос развития высокотехнологичных компаний в регионе Центральной Азии носит сложный, многофакторный характер, и далеко не последнее место здесь занимают именно системные причины общегосударственной политики и защиты интересов бизнеса, его грамотной поддержки. В целом же компании ЦА сделали значительный шаг по улучшению собственных позиций в рейтинге привлекательности для инвесторов и умении вести бизнес по западным правилам.


References:

Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2012). Sistemnyy podkhod k opredeleniyu form vzaimodeystviya krupnyh i malyh predpriyatiy [Systematic approach to forms of interaction between large and small businesse]. European Journal of Economic Studies. (2 (2)). 84-87. (in Russian).

Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Yakhyaev M.A., Kuznetsov A.V. (2014). Osobennosti organizatsionnyh podkhodov k finansovomu upravleniyu v promyshlennyh predpriyatiyakh [The organization approaches peculiarities of an industrial enterprises financial management]. Life Science Journal. (9). 333-336. (in Russian).

Kazantsev A. (2016). Tsentralnaya Aziya: kompleksnyy krizis i stsenarii budushchego [Central asia: a comprehensive crisis and scenarios for the future]. Russia and the Moslem world. (4). 14 – 22. (in Russian).

Kirichenko I.A., Smirnov A.V. (2018). Aktivizatsiya investitsionnyh protsessov kak neobkhodimoe uslovie obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Activation of investment processes as a necessary condition for ensuring the country’s economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 117-121. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.1.2.100502.

Malysheva D.B. (2018). Postsovetskaya Tsentralnaya Aziya i Afganistan kak sfera peresecheniya interesov krupnyh aziatskikh gosudarstv [Post-soviet central asia and afghanistan at the intersection of the major asian states’ interests]. Vestnik RUDN. International Relations. (11). 59 – 67. (in Russian).

Schensnovich V.N. (2018). Afganskiy krizis i ugrozy bezopasnosti Tsentralno-Aziatskogo regiona (obzor) [The Afghan crisis and Security threats in the Central Asian region (overview)]. Russia and the Moslem world. (7). 28 – 36. (in Russian).

Страница обновлена: 30.05.2025 в 06:49:03